20 июля/2 августа Церковь чтит пророка Илию. О том, как события ветхозаветной истории соотносятся с нашим временем, почему Илия – новозаветный пророк, о духовных уроках пророка Божия, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев . Дорогие боголюбцы! Сегодня мы поведем разговор о величайшем человеке в истории мира, одной из самых значимых фигур Ветхого и Нового Завета – о пророке Божием Илии . Многие считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка! Начну с того, что в нашей, восточнохристианской традиции Православия, в частности в русском Православии – не очень знаю, как у грузин и сербов, но мне кажется, у них так же, как и у нас, – нет традиции, к сожалению, посвящать храмы Божии святым персонажам Ветхого Завета. Например, я не знаю у нас ни одного прихода в честь Моисея, ни одного прихода в честь Исаии , ни одного прихода в честь Иеремии, что, в общем-то, встречается в западной традиции. У нас тут некая лакуна, пробел почему-то… А был бы, например, праздник пророка Иеремии, ежегодно торжественно празднуемый на приходе пророка Иеремии, мы бы читали его книгу, мы бы проповедовали о нем, мы бы больше о нем знали, мы бы любили его больше. Так же было бы и с Исаией, и с Моисеем, и с другими пророками Ветхого Завета. И это заполняло бы наше незнание Ветхого Завета. А это незнание поражает. Очень многие из нас не только не знают, а считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка! Исключением является пророк Илия. Ильинские храмы на Руси есть – и их много. И один из самых главных храмов – тот, что на нынешнем киевском Подоле: он выполнил историческую миссию, с ним связано принятие Русью христианства, тут крестились русичи. Есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события Илия известен нам и любим нами. При этом он чрезвычайно известен и любим евреями. Достаточно сказать, что евреи до сегодняшнего дня, когда обрезывают своих мальчишек – в восьмой день младенцев мужского пола, – специально ставят пустое кресло для Илии, чтобы посмотреть, не придет ли Илия помазать этого человека и указать на его избранничество. Вспомните, что когда Господь возопил на кресте: «Или, Или, лама савахфани» – «Боже мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?», евреи стали говорить друг другу: «Илию зовет. Посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Как видим, есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события, во всё то, что касается конечных судеб мира. И душа этого человека настолько широка и горяча, что вмещает в себя проблематику самых важных – крайней степени важности – явлений. И он силен влиять на события мировой истории.

http://pravoslavie.ru/95745.html

Беседа 88 «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил». ( Матф. 27:45–46 ) Величие небесного знамения, явленного при кресте. – Мрак при распятии не был следствием обычного затмения. – Почему это чудо не оказало действия на язычников. – Знамения власти и силы, показанные Христом при смерти. – Мужество жен и Иосифа. – Милостыня, подаваемая бедному, дается Христу. – Почему проповедник часто беседует о милостыне. – Почему не говорит о борьбе против врагов веры. – Добродетели христиан – лучше оружия против неверующих. – Против производящих шум и разговор в церкви. 1. Вот то знамение, которое Он прежде обещал просившим! «Род лукавый и прелюбодейный», – так говорил Он, – «знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» ( Матф. 12:39 ; Лук. 11:26 ), – то есть крест, смерть, гроб и воскресение. И опять, иным образом указывая на силу креста, говорил: «когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» ( Иоан. 8:28 ), – то есть, когда распнете Меня, и подумаете, что уже победили Меня, тогда-то особенно узнаете Мою силу. Действительно, после того как Он был распят, их город истреблен, иудейство кончилось, гражданское бытие и свобода их исчезли; напротив, евангельская проповедь процвела и простерлась до пределов вселенной: земля и море, обитаемые и необитаемые страны, повсюду возвещают силу слова Христова. Итак, вот что говорит Он, и вот что случилось во время распятия на кресте! И это тем более удивительно, что случилось в то время как Он пригвожден был к кресту, а не тогда, когда ходил по земле. Но не это одно дивно; дивно то, что знамение, которого они искали, было и с неба, и явилось во всей вселенной, чего прежде никогда не случалось, разве только в Египте, когда надлежало совершить пасху, поскольку то было образом настоящих событий. Заметь и то, когда это происходит: в полдень, когда по всей вселенной был день, дабы знали все обитатели земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Какие знамения сопровождали смерть и Воскресение Христа и в чем их символизм? 10 мин., 14.06.2021 В те часы, когда Спаситель умирал на Голгофе, по всей Иудее происходили необычные и грозные явления. Особые знамения сопровождали и Воскресение Христово. Что же именно происходило и какое послание людям несли эти события? Яркий образный ответ на вопрос о знамениях дал наш близкий современник, преподобный Иустин (Попович; 1894–1979). «Богообразные существа, люди, с ума сшедшие грехолюбием, распинают Бога, осмеивают распятого Бога, — писал он. — А „мертвая“ природа? Она всем существом своим протестует против этого». Но что именно происходило в те дни? И как это природа может «протестовать»? Давайте рассмотрим происходившие тогда события подробно и постараемся понять, что в них было символичного. Ведь знамения — это не просто необычные явления, но еще и знаки от Бога, призванные обратить внимание людей на нечто важное. Знамение первое. Тьма, покрывшая землю Как это описано в Евангелии: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф 27:45—46). Откуда еще мы об этом знаем: Из записей греческого историка Публия Элия Флегона, который жил в первой noлobuhe II века по Р. Х. и вел хроники Олимпиад. В одной из этих хроник Флегон сообщил, что в четвертый год 202-й Олимпиады, то есть в 32/33 году по Р. Х. , случилось затмение Солнца, гораздо более сильное, чем все известные прежде: «в шестом часу дня сделалась ночь, так что на небе показались звезды». Это свидетельство Флегона цитировали многие христианские авторы, замечая, что тот подтвердил факты, изложенные в Евангелии, даже против собственной воли (очевидно, сам Флегон не был христианином). В оригинале его сочинения не сохранились, но большинство историков считают его свидетельство подлинным. О чем идет речь:

http://foma.ru/kakie-znamenija-soprovozh...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.3 из  5) Предыдущий Следующий 51. Домашнее псалмопение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Вчера мы говорили о значении Псалтири, сегодня давайте обратим внимание на то, что правила псалмопения создавались в монастырях Египта и Палестины (в IV и V столетиях). Возникает вопрос: Почему Псалтирь была свойственна монашескому житию? Потому что, во-первых, они не могли читать иерейских молитв, не имея иерейского сана. Во-вторых, сам быт древних иноков делали невозможным выполнение песненных последований, свойственных приходским храмам. Втретьих, у них элементарно не хватало различных вещей, необходимых для совершения того или иного храмового обряда, да и самого храма часто не было. Отсюда следует, что если у кого-то нет возможности в домашних условиях совершать то, о чем мы говорим или будем еще говорить, то можно ограничиваться одним лишь псалмопением. Отсюда и вопрос: Как использовать Псалтирь самостоятельно? Можно посмотреть на примеры: Сам Христос молился иногда словами псалмов, например: после Тайной Вечери Он, “воспевши псалмы, пошел на гору Елеонскую” ( Мт. 26:30 ). А около 9го часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? ( Мф. 27, 46 ). Этот текст воспроизводился Им из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? ( Пс. 21, 2 ). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения. По примеру Иисуса Христа и апостолов Псалтирь часто употреблялась для молитвы ( Еф.5:19 ; Кол.3:16 ; Кор.14:26). Пример из жизни св. князя Бориса. Он согласно сказанию летописца, когда узнал, что его собираются убить, начал петь псалмы… Шестопсалмия. По смыслу эти псалмы как нельзя более подходили к данному моменту, ибо в них изображается душа, которая возлагает все свое упование на Бога в скорбных обстоятельствах. 1ый псалом (в Псалтири – 3й) написан Давидом в то время, когда он убегал от Авессалома, сына своего, восставшего на него из-за царского престола. Видя многочисленность своих врагов, царь Давид, сознавая свою невиновность, взывает в недоумении: Господи, что так умножились притесняющие меня? Многие восстают против меня, многие говорят о мне: не получит он спасения в настоящей опасности от Бога, на которого надеется. Но вопреки этим утверждениям он выражает непоколебимую веру в Бога и взывает к Нему так: Ты же, Господи, будешь моим заступником, прославишь меня и дашь мне смелость и силу поднять голову свою, склонившуюся под тяжестью горя. В такой надежде он и спать ложился, и вставал, и не боялся многочисленности своих врагов.

http://azbyka.ru/video/51-domashnee-psal...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Разговор начистоту. Часть 2. Я люблю... 17 мин., 01.01.2008 Я люблю... С этого признания можно было бы начинать разговор о приходе к православной вере. Но редко с этого начинают, потому что настоящая любовь сокровенна, интимна. И о ней скорее промолчат, глядя в глаза любимому, чем доверят эту тайну первому встречному. Но все же христиане более, чем кто-либо, открыто говорят о своей любви (не только о любви к Богу) - и за это им крепко достается. Мне запомнился случай, когда один очень хороший человек, прочтя подборку очередного номера " Фомы " , сказал: " Все прекрасно, кроме того, что вы натащили сюда писем. Письма в журналы пишут только дураки " . Да, в большинстве изданий письма - это либо просто забавное чтиво, либо порнография духа (по выражению Вознесенского). Письма в " Фому " , действительно, предельно обнажены. Но их отличие от порнографии в том, что они обнаженно искренни, а без этой искренности ничего невозможно понять в нашей вере. И мне кажется, этой самой сердечной открытости у нас все-таки очень недостаточно, и поэтому православных так часто не понимают. Не понимают. Думают, что причина нашей веры исключительно в банальном страхе смерти. Считают, что мы ищем самоуспокоения и психического комфорта. Видят причину веры в склонности человека к догматизму, " спрямляющему " слишком извилистую нашу жизнь. Но все на самом деле совсем не так просто. Для того, чтобы не бояться смерти, проще было бы почитать современные успокаивающие книжки про посмертный тоннель, добрый, понимающий голос, свет и " райские " пейзажи того мира - чем думать, что можешь угодить в ад на муку вечную... (Чего всерьез боятся для себя православные христиане. Чего и сам я вполне могу допустить как итог моей несуразной жизни.) А Евангелие заставляет отнестись к смерти куда серьезнее! Почитайте внимательно: там Христос - Бог!-молится ночью в ожидании ареста и казни ДО КРОВАВОГО ПОТА. А потом кричит, распятый, с креста Отцу: " Или, Или, лама савахфани " - " Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты оставил меня " ?!..

http://foma.ru/razgovor-nachistotu.html

Закрыть itemscope itemtype="" > С камешком в башмаке Антиутопия. Часть первая. Главы 1-6 08.10.2020 1186 Время на чтение 29 минут «Эли, Эли! Лама савахфани…» Часть первая 1. Антон и планетарная ноосферная сеть «Я в междуречьи роли и речи»… Антон Павлович Коржов, мужчина тридцати пяти лет, с удовлетворением посмотрел на текст поэтической фразы, появившейся на экране старомодного ноутбука. Саму фразу он только что отпечатал на клавишах старинной немецкой пишущей машинки, превращённой мастерами-электронщиками в клавиатуру, которая при посредстве какого-то передатчика отправляла сигналы прямо в электрические мозги компьютера. Этот маленький штрих создавал прелестную иллюзию того, что и сам компьютер, и его обладатель будто бы никоим образом не включены во всемирную ноосферную сеть. Это было не так. Наш герой, работник филиала Исследовательского Центра Проблем Коммуникации, конечно же был подключён к сети. Никто его насильно не принуждал к подключению. Но… ведь это так удобно. К тому же «неподключённые» жители Евразийской Конфедерации были ограничены в доступе ко всему тому, что так или иначе связано с функционированием капризного механизма под названием «социальный лифт». Так что, хочешь - не хочешь, приходилось смиряться с некоторыми неудобствами, возникающими при пользовании этим инструментом. Не хочешь ехать в вагоне, иди пешком. А если нет желания идти пешком – и тяжко, и далеко не доползёшь, но при этом хочется ощущать свою инаковость от прочих пассажиров лифтов и вагонов, то выручают такие вот упражнения в творчестве. Помогают фантазировать, рисуя в сердце ощущения свободы. Чувства, наподобие тех, которые испытывает школьник младших классов, впервые ушедший самостоятельно гулять в соседний микрорайон. При этом для кого-то, в том числе и для Антона Павловича, были важны некие внешние ритуалы, вроде ударов пальцами по клавиатуре. Порою он и вправду начинал веровать в то, что чем плотнее он срастётся с «кирпичиками реальности», тем надёжнее будет стена, ограждающая его душу от щупалец Всемирной ноосферной сети.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/08/...

«Или, Или! Лама савахфани» – почему в «Левиафане» нет места Богу? Я верю – сегодня ещё не поздно, и Звягинцев показывает возможный вариант, а не то, что непременно будет 19 января, 2015 Я верю – сегодня ещё не поздно, и Звягинцев показывает возможный вариант, а не то, что непременно будет Почему фильм Андрея Звягинцева не стоит называть антиклерикальным и какая Россия показана в нем – настоящая или возможная в будущем, – выясняет игумен Спиридон (Баландин). Первое, что пришло лично мне в голову по окончании просмотра – на экране не настоящее, а возможное будущее. В фильме не больше антиклерикализма, чем в «Москве 2042» Войновича. Разница в том, что отец Звездоний – ещё комичный гротеск, а «Владыка» Звягинцева – уже страшен, такая вот эволюция образа. C 1986 года (время написания «Москвы 2042») антихристианство стало реальнее, мы видим его уже не гадательно, как бы через мутное стекло, не через пророческие интуиции античных святых, но сами стоим на пороге, являемся почти что свидетелями. И то, что открывается взорам, по-настоящему страшно. Закрыть глаза ладошками? Как дети. Или спрятать голову в песок? Как страус. Чур меня! Лучше буду жить внутри собственного мифа, который строил столько лет. Да не будет. Звягинцев пророчествует. ЭТО главное в фильме, а не панорамы величественного Севера, не водка из горл а , не отношения адвоката с любовницей, не коррупция и не общий «реализм» происходящего. Главное – грядущий беспросвет царства антихриста. И Звягинцев мастерски его изображает. Да, от фильма плохо пахнет, но это не труп таланта режиссёра воссмердел, нет. Это запах серы, аромат нашего будущего, запах зверя. Если сравнить «Левиафана» Звягинцева и «Антихриста» Триера, то последний проиграет, потому что в нём от сына дьявола одно лишь название, в то время как «Левиафан» его ПОКАЗЫВАЕТ. В фильме есть как бы епископ, как бы священники, как бы храм, но не видно Церкви, следовательно, нет и антиклерикализма. «Владыка» Звягинцева – слуга Левиафана, а не Христа, показывается время, когда взят от мира сего удерживающий (2 Фес.2, 7).

http://pravmir.ru/ili-ili-lama-savahfani...

Божественный Страдалец, вероятно, Сам остановился мыслью на этом пророчестве. Чувство силы истощалось в нем вместе с жизнью... Угасающий взор все еще стремился к небу; но оно было мрачно, – ни одного луча света, ни одного утешения... Правосудный Отец как будто оставил Сына, страждущего за грехи людей... мысль эта довершила меру страданий, и без того ужасных; человеческая природа изнемогла»... (Иннокентий, архиеп. Херсонский). А ОКОЛО ДЕВЯТОГО ЧАСА ВОЗОПИЛ ИИСУС ГРОМКИМ ГОЛОСОМ: ИЛИ , ИЛИ! ЛАМА САВАХФАНИ? ТО ЕСТЬ: БОЖЕ МОЙ , БОЖЕ МОЙ! ДЛЯ ЧЕГО ТЫ МЕНЯ ОСТАВИЛ? .. Ответа не было... Он заключался в наших грехах. «Господь, – по замечанию святого Киприана, – для того вопросил Отца, чтобы мы вопросили самих себя и познали грехи свои. Ибо, – продолжает священномученик, – для чего оставлен Господь? Чтобы нам не быть оставленными Богом. Оставлен для искупления нас от грехов и вечной смерти; оставлен для показа величайшей любви к роду человеческому; оставлен для доказательства правосудия и милосердия Божия, для привлечения нашего сердца к Нему, для примера всем страдальцам». «Но Голгофский Страдалец не знал за Собой никакого греха, – говорит Филарет, архиепископ Черниговский. – Никакой праведник не может испытывать такое тяжкое оставление Богом, какое испытывал Он. Всеми, близкими сердцу Его, Он был теперь оставлен. Взор Отца Небесного прежде с любовью покоился на Нем, как исполняющем волю Его, и этот взор любви покоил дух Его. Но вот Он не ощущает и покоющего взора Благости Небесной, остается без всякого утешения, и земного, и Небесного. В саду Гефсиманском говорил Он: Отче! Так называл Он Бога Отцом Своим, Богом благости и любви. Теперь видит в Нем грозного Судию, Который предал Его за грехи всего мира не только во власть безчеловечных врагов, но и всей жестокости душевных мук. В Гефсимании приближение смертной чаши потрясло святую душу Его ужасом: теперь Он уже пьет эту страшную чашу», пьет как Человек и испытывает всю горечь ее, всю тяжесть грехов всего рода человеческого, весь ужас гнева Божия, Страшного Суда правды Божией, карающей грех . «Как в то время, когда скорбел и тосковал, Он показывал в Себе естественно свойственную нам боязнь смерти, так теперь, когда говорит: «для чего Ты Меня оставил?» обнаруживает в Себе естественную нам любовь к жизни. Ибо Он был истинный Человек и подобен нам во всем, кроме греха» (блаж. Феофилакт). Как Человек, погруженный в море скорбей, испытывающий невыносимые муки, Он вопиет к Богу воплем крепким; но Его молитвенное восклицание служит для врагов Его новым поводом к насмешкам: НЕКОТОРЫЕ ИЗ СТОЯВШИХ ТАМ , СЛЫША ЭТО , ГОВОРИЛИ: ИЛИЮ ЗОВЕТ ОН .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Страстная седмица Великая Суббота. У меня чудом сохранились листочки моей радиобеседы в пасхальную ночь 2001 года. Мы вели Пасхальное богослужение на волнах петербургской христианской радиостанции «Благодатная Мария». Я в ту ночь не служил, а комментировал, шаг за шагом, всю службу… «…Если на миг представить себе, что произошло тогда, тысячу девятьсот семьдесят лет тому назад в Иерусалиме, становится страшно. Как можно жить дальше: завтракать, гулять, нянчить детей, если единственный любимый Сын Божий был унижен и убит?.. Солнце лучи свои скрыло, и на земле наступила тьма; камни потрескались, а люди, последний раз взглянув на кресты с распятыми – развлечение закончилось, отправились есть пасхальный ужин… Воистину человеческое сердце – жестче камня и бесчувственней мертвого космоса. Апостолы надеялись, что их Учитель победит врагов. Пусть Он скрывается, уходит от преследователей, вместо того чтобы испепелить врагов, – но Он выжидает благоприятного момента. Скоро этот момент наступит… Когда Его схватили, еще оставалась надежда, что что-то произойдет. Учитель ждет чего-то, Ему одному известного; может быть, Он ждет от Отца Небесного разрешения действовать?.. Но когда Иисуса осудил на смерть еврейский синедрион (это фарисеи-то, те, кого Спаситель обличал всю жизнь, они оказались сильнее Его, Сына Божия…), когда Иисуса били римские солдаты, хохотала и зубоскалила толпа, – ученики были в растерянности… Троекратное, кажущееся нам таким позорным отречение Петра – свидетельство прежде всего не слабости, трусости, но растерянности. Апостолы не понимали, что происходит, они все ждали… Когда Иисус был вознесен на Крест, то, ради чего жили апостолы, вся их вера и надежда рухнули. Он облизывает пересохшие губы: «Отче, почему, зачем Ты меня оставил…» – «Или, или, лама савахфани…» Над Ним подшучивают солдаты (смотрите, Илию зовет), Его одежду делят между собой… Душная ночь опустилась на Палестину. Люди, глазевшие на казнь, спешат домой, к семье, очагу, пасхальному столу.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Распятие Господа нашего Иисуса Христа      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 13:17 мин. Размер 12.8 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшнем Евангелии мы слышали историю о том, как Иисуса Христа распяли на Голгофе. Евангелист Матфей описывает все детали распятия с полной реалистичностью. Иисуса привели на лобное место, дали Ему пить уксус, распявшие Его делили одежды, прохожие злословили и надсмехались. Этот сюжет предстаёт пред нашими глазами в первую очередь как словесная зарисовка римской казни. Однако совершенно иные мысли могли приходить на ум очевидцам данных событий, тем иудеям, которые знали древние пророчества и стояли у Креста. В одном из псалмов, которые написал царь Давид за тысячу лет до Христа, излагается история страдания праведника, похожая на распятие Христа до мельчайших подробностей. Даже в таком маленьком отрывке текста Евангелия, который мы слышали сегодня, можно насчитать пять буквальных совпадений с текстом 21-го псалма. Давид пишет: делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21: 19). Римские легионеры действительно делили одежды Его, бросая жребий (Мф. 27: 35). Давид пишет: Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою… (Пс. 21: 8). По апостолу Матфею, проходящие мимо распятого Христа злословили Его, кивая головами своими… (Мф. 27: 39). Давид восклицает: псы окружили меня; скопище злых обступило меня (Пс. 21: 17). Иисус не один раз называл книжников и фарисеев порождениями ехидны (см.: 4Мф. 23: 33). Стоя вокруг Креста на Голгофе, они лают на Него (Мф. 27: 41). Пророк Давид словно предугадывал их коварные слова: « он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Пс. 21: 9). Евангелист Матфей передает эти насмешки книжников один к одному: «уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» (Мф. 27: 43). Поразительно то, что одни слова отстоят от других на тысячу лет! Наконец, Давид пишет: Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? (Пс. 21: 2). Эти слова на еврейском языке звучали бы так: «Эли, Эли! лама азавтани?» Незадолго до смерти Иисус возопил громким голосом со словами на арамейском языке, который был разговорным в Его время: «Или, Или! лама савахфани?» Очевидец происходящего запомнил эти слова, а затем добавил перевод на греческий язык: что значит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? » (Мф. 27: 46).

http://pravoslavie.ru/107611.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010