Ожесточению иудеев Господом Иисусом предшествовала Его начальная деятельность, когда Он учил иудеев о царстве Божием речами прямыми и ясными, когда Он во множестве творил пред ними чудеса-благотворения, привлекавшие к Нему радостные толпы народа. К нему Господь приступил уже после того, как во время испытания, последовавшее за той начальною деятельностью, оказалось, что иудейская вера в чудеса не есть истинная спасительная вера, но коренится в их привязанности к материальным благам, – после того как обнаружилась неспособность иудеев к духовным благам царства Божия. Итак, первою причиною ослепления иудеев было их собственное сердце: они сами закрыли свои глаза, они сами удалялись от света, потому что дела их были злы. Но суд Божий над иудеями был более, чем их самоослеплением. Когда обнаружилась их привязанность к материальным благам, их самоправедность и славолюбие, тогда Иисус Христос Своим учением и Своими делами так ослепил и ожесточил их, что они уже не могли веровать. Им не только не было дано того, к чему они были неспособны, но от них было отнято и то, что они имели; на них исполнился тот закон, что всякому имеющему дается и приумножается, а у неимеющего отнимается и то, что имеет, или что он думает иметь ( Мф. 13:12 пар.; Лк. 19:26 ). Несмотря на неспособность иудеев к духовным благам царства Божия, мы по-человечески все еще можем рассуждать так; если бы Господь Иисус Христос уступил иудеям и дал им знамение с неба, если бы Он открылся им в той форме, в какой они могли принять Его, если бы Он не держал их в недоумении, если бы Он устрашил их грозным величием, – они признали бы Его, хотя и вынужденно, внешне, формально, они, по крайней мере, не сделались бы Его убийцами. Но мысль Божия не такова, как мысль человеческая: не нужно Богу внешнее поклонение, не нужна Ему человеческая слава, Ему дороги труждающиеся и обремененные, Ему дороги младенцы. Чтобы открыть царство Божие для младенцев, нужно было утаить его от мудрых и разумных; чтобы основать универсальное царство духа, Господу Иисусу нужно было пострадать от ожесточенной гордости иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

О невозможности предоставления полноправия русским гражданам из иудейского народа Об имени: «иудеи».Их происхождение. – «Избранный народ» не «лучший». – Библейская характеристика иудеев.Их положение в Римской Империи, – в средне- и нововековой Европе. – Вольтер, Ренан, Наполеон об иудеях.Иудеи в России – Их посольство к кн. Владимиру. – Неосновательность религиозного высокомерия иудеев. – Христос – не «иудей». – Талмуд о Христе и христианах, – Ученые иудеи. – Вера и национальность в иудействе. – Ибрагим и Шмуль.– Отношение иудеев к гражданским обязанностям. – Отзыв Достоевского. – О вреде для России от полноправия иудеев. – Лучшее решение вопроса. В тщетном старании припомнить имя слепца Квазимодо, один из героев гениального В. Гюго, капитан Феб, знает только одно, что «имя у него какое-то странное: не то страстная пятница, или вербное воскресенье, не то заговенье, одним словом, название какого-то праздничного дня, когда полагается звонить во все колокола» 1 . Я нахожусь в совершенно обратном положении: имя того народа, который следует Моисееву закону, начертано в моей памяти неизгладимыми буквами; как нельзя более точно обозначается им самый народ, но вот беда: теперь принято говорить о «семитах», об «евреях», или, если угодно, об «израильтянах», только не об «иудеях», или, по искони установившемуся у русских произношению, не о «жидах». Феб не мог назвать имени слепого звонаря по запамятованию; я же, хотя и в твердой памяти, затрудняюсь говорить о жидах, чтоб не прослыть «старовером». Не с «провокаторской» целью делаю настоящую оговорку, а в интересах взятой темы. Ведь, надо же знать, о ком речь, и не называть вещи не принадлежащими им именами. В само деле, рассуждая, например, о поляках, никто не станет заменять точного этнографического определения другим, более общим,-славянами, так как польская народность относится к славянам в качестве вида к роду. Почему же, не допускаемое в одном случае, исключе ние должно быть сделано в другом? Оно тем менее допустимо, чем более с неточным названием предмета, как это само собою понятно, не может не привнестись только вредной путаницы в такое дело, развязаться с которым едва ли под силу нашим, хотя бы и «лучшим», людям. Одно из двух: или иметь в виду неотразимый для всех факт – существующих иудеев, со всеми типическими особенностями, свойственными этому народу, и, сообразно с ними, рассуждать об его правах в Российской Империи; или же, в погоне за каким-то бонтоном, иметь дело с бесплотным призраком, потому – что израильтяне и евреи, в смысле определенного народа, представляют собой теперь один только этнологический фантом: некогда были, а ныне нет их: fuissent!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Беседа 19 Рим 11.7–8 .  Егоже искаше Израиль, сего не получи, а избрание получи: прочии же ослепишася. (Апостол) сказал, что Бог не отверг Своего народа и, объяснив, в каком смысле Он не отверг, прибег снова к пророкам и доказал на основании их, что большая часть иудеев погибла; но, чтобы не подумали, что он обвиняет их самовольно, оскорбляет своей речью и нападает на них, как враг, он прибегает к Давиду и к Исаии, говоря: якоже есть писано: даде им Бог духа умиления. Но нам лучше начать речь с сказанного выше. (Павел), упомянув о случившемся при Илии и показав, что такое благодать, присовокупил: «что убо? егоже искаше Израиль, сего не получи». Это не только вопрос, но и обличение. (Апостол) говорит, что иудей борется сам с собою, ищет оправдания и не хочет принять его. Потом, снова лишая иудеев оправдания, он доказывает их неблагодарность тем, что некоторые получили, и говорит: «а избрание получи». Избранные и осуждают иудеев, как и Христос сказал: «аще же Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят? Сего ради тии вам будут судии» ( Лк 11.19 ). Чтобы никто не осуждал самое свойство дела, а всякий винил настроение иудеев, (апостол) и упоминает о получивших, а потому и употребил весьма выразительное слово, изображающее вместе и благодать свыше, и собственное их старание. Он сказал – «получи» – не с целью отвергнуть свободную волю, но чтобы обозначить величие благ и то, что большее, хотя и не все, было свойственно благодати. И у нас о человеке, которому выпала большая выгода, есть обычай говорить: такой-то получил или нашел, потому что большая часть приобретается не человеческими трудами, но по дару Божию. «Прочии же ослепишася». Заметь, когда отвержение остальных (апостол) осмелился назвать собственным именем. Он и прежде говорил об этом, но обвинителями представлял пророков, а теперь сам уже является обвинителем. Однако же и здесь не довольствуется собственным своим мнением, но опять указывает на пророка Исаию; сказав – «ослепишася», присовокупил: «якоже есть писано: даде им Бог духа умиления». Откуда же произошло это ослепление? (Апостол) и прежде объяснил причины его и всю вину сложил на голову самих иудеев, доказывая, что они подверглись ослеплению за неуместное упорство; и теперь он повторяет то же самое. Когда говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ф. Вигуру (католик) Глава VI. – Краткая история истолкования священных книг 173. – Деление главы История истолкования св. Писания есть история способа, которым оно было понимаемо и изъясняемо в различные эпохи, так же как и средств, которыми пользовались для понимания и изъяснения его. Ее можно разделить на две части: 1) экзегес или истолкование у иудеев и 2) экзегес или истолкование у христиан. Отдел I. – Экзегес древних иудеев 174. – Общий взгляд на экзегес древних иудеев Древние иудеи естественно были заняты лишь Ветхим Заветом. Мы не владеем от них ни одним комментарием в собственном смысле до средних веков, ибо нельзя дать этого имени таргумам. Но не делая последовательных комментариев Библии, иудеи, в особенности после утверждения канона, часто имели случай определять смысл различных мест св. книг и изъяснять их по известным принципам. 665 Между иудеями было две различных школы экзегеса: школа иудео-александрийская и школа иудео-палестинская. Мы изучим последовательно ту и другую в следующих параграфах, где мы скажем: 1) о школе иудео-александрийской и в частности о Филоне; 2) о школе иудео-палестинской и 3) о наиболее знаменитых иудейских толкователях средних веков. § I. – Иудео-александрийская школа 175. – Характер иудео-алексавдрийской школы Школа иудео-александрийская есть та, которая привлекала особенное внимание, потому что ее писания, будучи все состеивлены по-гречески, были более доступны и потому что она занималась по преимуществу догматическою частию Писания, изучая его по философским системам, господствовавшим в Александрии. Она пыталась представить род примирения между философией и иудейством, изъясняя Библию в аллегорическом смысле. В это время уже истолковывали аллегорически языческую мифологию, но употребление аллегорического смысла было совершенно во вкусе александрийских иудеев, независимо от распространения, которым он тогда пользовался. Первый иудей, у которого мы встречаем следы этого экзегетического метода, есть Аристовул. Филон есть главный его представитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

А о том, в сколь карикатурном виде представлялись римлянам и даже римским интеллектуалам религия, нравы и обычаи иудеев, красноречиво говорит посвященный им пассаж в «Истории» Тацита: «Моисей, желая увековечить себя в памяти иудеев, дал им новую религию, враждебную всем тем, что исповедуют остальные смертные. Иудеи считают богопротивным все, что мы признаем священным, и наоборот, все, что у нас запрещено как преступное и безнравственное, у них разрешается. В своих святилищах они поклоняются изображениям животного, которое вывело их из пустыни и спасло от мук жажды; при этом режут баранов, будто нарочно, чтобы оскорбить бога Аммона; убивают быков, потому что египтяне чтут бога Аписа. Они не употребляют в пищу мясо свиней, ибо животные эти подвержены той же болезни, что некогда поразила народ иудеев… Но каково бы ни было происхождение всех описанных обычаев, они сильны своей глубокой древностью; прочие же установления, отвратительные и гнусные, держатся на нечестии, царящем у иудеев: самые низкие негодяи, презревшие веру отцов, издавна приносили им ценности и деньги, отчего и выросло могущество этого народа; увеличилось оно еще и потому, что иудеи охотно помогают друг другу, зато ко всем прочим людям относятся враждебно и с ненавистью. Они ни с кем не делят ни пищу, ни ложе, избегают чужих женщин, хотя до крайности преданы разврату и в общении друг с другом позволяют себе решительно все; они и обрезание ввели, чтобы отделить своих от всех прочих. Те, что сами перешли к ним, тоже соблюдают все эти законы, но считаются принятыми в число иудеев лишь после того, как исполнятся презрения к своим богам, отрекутся от родителей, детей и братьев. При все том иудеи весьма заботятся о росте своего народа: на убийство детей, родившихся после смерти отца, смотрят как на преступление, души погибших в бою или казненных почитают бессмертными и по этим причинам любят детей и презирают смерть. Тела умерших они не сжигают, а, подобно египтянам, зарывают в землю… Иудеи… верят в единое божественное начало, постигаемое только разумом, высшее, вечное, непреходящее, не поддающееся изображению, и считают безумцами всех, кто делает себе богов из тлена по человеческому образу и подобию. Поэтому ни в городах у них, ни тем более в храмах нет никаких кумиров, и они не ставят статуй ни в угоду царям, ни во славу цезарей».

http://pravoslavie.ru/arhiv/34890.htm

Александр Кейт Глава IV. Пророчества относительно иудеев Когда Моисей, как божественный законодатель, обещал израильтянам, что их благоденствие, счастье и спокойствие будут зависеть от их послушания, он в то же время угрожал им рядом наказаний, которые долженствовали увеличиваться по мере их нераскаянности и беззаконий. И Господь не посылал ни одному народу так много благодеяний и бедствий, как иудеям. Но нечестие иудеев и происшедшие от него бедствия продолжаются еще и ныне. Нет возможности начертать минувшую историю иудеев, со времени их рассеяния и до настоящих дней, в выражениях более верных, чем она начертана пророком иудейским в предсказаниях его, данных им народу более чем за три тысячи двести лет тому назад. В самой древней из всех летописей, мы находим живое изображение нынешнего состояния самого исключительного народа на земле. Моисей предсказывал будущее; теперь по прошествии многих столетий предсказанное перед нами; мы можем с точностью рассматривать черты грядущего, как они тогда представлялись его пророческому взору, и мы можем решить между двумя вероятностями: были ли они соображением смертного, который « не знает, что единый день приведет», или откровения того Существа «для взора коего тысяча лет, как вчерашний день». «Я вас рассею между народами и обнажу в след ваш меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует их. И споткнутся друг на друга, как от меча, между тем, как никто не преследует, и не будет у вас сил противостоять врагам вашим. И погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших. А оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших, и за беззакония отцов своих исчахнут. И тогда, как они будут в земле врагов их, я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их вовсе, чтобы разрушить завет Мой с ними; ибо Я Иегова, Бог их» 101 . «И рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Глава IV Высылка иудеев в Александрию, заточение их в тюрьмы и перепись ( 3Мак.4:1–16 ). 3Мак.4:1–3 Везде, куда приходило это повеление, у язычников учреждались народные пиршества с радостными кликами, как будто закореневшая издавна в душе вражда теперь обнаружилась дерзновенно. А у Иудеев началась неутешная скорбь, горький плач и рыдание; ибо жгли сердце достигавшие со всех сторон стоны оплакивающих неожиданную, внезапно определенную им погибель. Какая область или город, или какое обитаемое место, или какие дороги не наполнились их плачем и воплями? «Какая область…», τις νομς. Νομς – нарицательное имя для обозначения округов или уездов, на которые делился Египет. 3Мак.4:4 Жестоко и без всякой жалости они были вместе высылаемы властями каждого города, так что при виде этой необыкновенной кары и некоторые из врагов, смотря на общее страдание и помышляя о неведомой превратности жизни, оплакивали злополучнейшее их изгнание. 3Мак.4:5 Гнали толпу престарелых, покрытых сединами, сгорбленных от старческой слабости в ногах, и по требованию насильственного изгнания бесстыдно принуждали их к скорейшему шествию. 3Мак.4:5–8 . Упомянув о бедствии, постигшем иудеев, в общих чертах, писатель дает описание отдельных случаев того, как производилась отсылка иудеев на казнь в Александрию. 3Мак.4:6 Отроковицы, только что сочетавшиеся супружеским союзом и вошедшие в брачный чертог, вместо ликования начали плач, посыпали пеплом благоухавшие от мастей волосы, были ведены непокрытыми и вместо брачных песней поднимали общий вопль, будучи мучимы истязаниями иноплеменных. В оковах они открыто влекомы были с насилием, до ввержения в корабль. «Посыпали пеплом… волосы…» – в знак величайшей скорби и траура. – «До ввержения в корабль…» Иудеи каждой области ведены были, по видимому, до ближайшей пристани на р. Нил, где они и забирались на особые транспорты, спускавшиеся от верховьев к устьям Нила. 3Мак.4:7 А их супруги, вместо венков перевязанные по шеям веревками, в цветущем юношеском возрасте, вместо пиршества и наслаждения молодости, проводили остальные дни брака в плаче, ибо под ногами у себя видели открытый ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Против иудеев 203. Проповедник и похвалы ему Против иудеев. Слово 1. Я радовался не тому, что меня хвалили, но тому, что славили моего Владыку; ибо эти рукоплескания и похвалы доказывали любовь души вашей к Богу. Как любящие слуги, услышав, что кто-нибудь хвалит их господина, воспламеняются любовию к хвалящему, потому что любят господина; так поступили и вы тогда: громкими рукоплесканиями вы показали великую любовь к Господу. Минь. Т. I. С. 843 Творения Т. I. С. 636 204. Литургия Возлюбим друг друга Разве вы не знаете, что диакон постоянно возглашает во время совершения таинств: познавайте друг друга [Eπιγινωσκιτε αλληλους – равносильно диаконскому возглашению в литургии верных: возлюбим друг друга, по употреблению в Священном Писании 1Кор. 16:18 ]. Как он этим обязывает вас к строгому наблюдению за вашими братьями! Минь. Т. I. С. 849 Творения Т. I. С. 642 205. Христианин и евреи Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор? Не избегал ли бы ты его, как злого демона? Иудеи умертвили Сына твоего Владыки; а ты осмеливаешься сходиться с ними в одном и том же месте? Умерщвленный (Иисус Христос) почтил тебя так, что сделал Своим братом и сонаследником, а ты столь бесславишь Его, что уважаешь убийц и распинателей Его, и угождаешь им участием в их праздниках, ходишь в скверные места их собраний и участвуешь в бесовской трапезе? Минь. Т. I. С. 854 Творения Т. I. С. 647, 648 206. Проповедник и слушатели Вышедши отселе, тотчас поспешите на эту ловлю, и каждый из вас пусть приведет ко мне одного из таких больных. Но лучше бы, если бы и не нашлось столько больных: так пусть двое или трое, или даже 10 или 20 из вас, приведут ко мне одного, чтобы я, увидев пойманную в сети добычу, предложил вам в тот день обильнейшую трапезу. Минь. Т. I. С. 857 Творения Т. I. С. 651 207. Проповедь – пиршество для слушателей Слово 2. Так поступают и те, которые хотят справлять брак и готовят великолепный обед: они, не в самые дни (праздника), но задолго прежде сговариваются с рыбаками и птицеловами, чтобы после, когда времени будет уже мало, им не встретить какой помехи к приготовлению пиршества. Так и мы, намереваясь предложить вам трапезу (беседу) о безумии иудеев, наперед сговорились с вами-ловцами, чтобы вы поймали в сети слабейших братьев ваших и привели их послушать наши слова. Те из вас, которые уже поймали и держат крепко в сетях, пусть перевяжут (пойманных) словом увещания; а которые еще не наловили этой прекрасной добычи, имеют довольно времени за эти пять дней, чтобы справиться с ловом. Раскинем же сети учения, станем кругом, как ловчие псы, и будем отовсюду сгонять их в пределы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Позднейший, или христианский отдел Третьей Книги Ездры Пророчественно-обличительные речи Ездры (гл. 1, 2, 15, 16) Речь первая. Глава 1. Обличение жестсковыйности Иудеев, пророчество об их отвержении и рассеянии между народами, и о призвании на их место верующих язычников а) Родословие Ездры, несколько различествующее с родословием, находящимся в канонической книге Ездры (ст. 1–3; сравн. 1Езд 7:2–3 ). б) Гневное слово Господа к Ездре об идолопоклонстве Евреев и забвении ими Божиих благодеяний, и повеление Ездре остричь волосы головы своей (в знак глубокой печали) и бросить (т. е. предсказать) на неблагодарных Иудеев все злое (ст. 4–11). в) Слово Ездры к Иудеям со слов Господних, где: воспоминаются им благодеяния Божии, как то: переход через Чермное море, водительство Моисея и Аарона, столп огненный, послание перепелов, ниспослание манны, наведение воды из камня, поражение Хананеев, услаждение горьких вод Мерры (ст. 12–23); возвещается, что Господь переселится в другим народам, и больше не будет выслушивать молитв Иудейских, что Он взыщет с них кровь убиенных пророков, а их самих обречет на рассеяние между народами, к которым и перейдет благодать Божия, за их веру (ст. 24–37). г) В заключение, Господь, называя Ездру братом, приглашает его посмотреть (духовными очами на славу людей, грядущих с востока (христиан из язычников) для которых и оказались истинными вождями пророки (перечисление пророков) (ст. 38–40). В сей главе примечательны некоторые понятия и даже выражения, носящие на себе явные следы времен новозаветных. Сюда относится определенное и ясное учение об отвержении Израиля, и о призвании язычников в царство Мессии, взамен отверженных Иудеев 1244 . Слова обличительной речи на Иудеев весьма напоминают евангельские обличения Иисуса Христа на Фарисеев, особенно, такие выражения: « я собрал вас, как курица (кокош) птенцов своих, под крылья свои » (1:30) или: « дом ваш пуст » (1:33). В особенности же, достоин примечания намек на явление Мессии, как на факт уже совершившийся: « завещеваю благодать людям грядущим, дети которых, не видев Меня очами плотскими, но духом веруя тому, что Я сказал, торжествуют с веселием » (1:37). Речь вторая. Глава 2 (ст. 1–9)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Скачать epub pdf Слово в день Преполовения А ще обрезание приемлет человек, да не разорится закон Моисеов: на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу ( Иоан. 7:23 )? Так Иисус Христос в преполовение праздника упрекал жестоковыйных иудеев, укорявших Его в благонамеренном, притом необходимом и спасительном нарушении субботы, – времени, которое, по их мнению, должно провождать в одном спокойном бездействии. Так Проницающий во глубину сердца человеческого, провидя все душевные помыслы предстоявших Ему иудеев, силившихся унизить славу и величие учения Его, изобличил их в невежестве и нелепом суждении о делах душеспасительных. В сих словах Он опровергнул все возражения лицемерного сонмища иудейского, непознавшего своего Спасителя, а потому всячески старавшегося обезобразить все благия и для самих неверующих полезные деяния Его. Безпорно, что исцеление расслабленного, которого не могли восставить ни гордый фарисей, ни просвещенный книжник, ни высокоумный левит, и который без сомнения все свое упование о спасении возлагал на пришедшего спасти весь род человеческий Искупителя, было действие весьма важное и достойное удивления: но человек, смотрящий на все окружающие его предметы не в чистом свете, или поверяющий самолюбивым своим разумом, и в самых великих и священных действиях всегда старается найти что-нибудь предосудительное и даже преступное. Человек естественный, видя себя на низшем степени нравственно-духовного бессилия, на котором он не может произвести ничего великого, всячески силится унизить поступки и деяния истинно великих людей; взвешивая оные на зыбких весах своего пристрастного суда, он видит в них или только обыкновенное, или даже больше достойное осуждения, нежели похвалы и славы. Посему-то Иисус Христос, упрекая иудеев в безрассудном их суждении об исцелении Им расслабленного в субботу, говорит: аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов: на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу? Но что так сильно в сем случае побуждало иудеев восставать против Иисуса Христа? Исследуем это в настоящем слове.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010