20 июля/2 августа Церковь чтит пророка Илию. О том, как события ветхозаветной истории соотносятся с нашим временем, почему Илия – новозаветный пророк, о духовных уроках пророка Божия, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев . Дорогие боголюбцы! Сегодня мы поведем разговор о величайшем человеке в истории мира, одной из самых значимых фигур Ветхого и Нового Завета – о пророке Божием Илии . Многие считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка! Начну с того, что в нашей, восточнохристианской традиции Православия, в частности в русском Православии – не очень знаю, как у грузин и сербов, но мне кажется, у них так же, как и у нас, – нет традиции, к сожалению, посвящать храмы Божии святым персонажам Ветхого Завета. Например, я не знаю у нас ни одного прихода в честь Моисея, ни одного прихода в честь Исаии , ни одного прихода в честь Иеремии, что, в общем-то, встречается в западной традиции. У нас тут некая лакуна, пробел почему-то… А был бы, например, праздник пророка Иеремии, ежегодно торжественно празднуемый на приходе пророка Иеремии, мы бы читали его книгу, мы бы проповедовали о нем, мы бы больше о нем знали, мы бы любили его больше. Так же было бы и с Исаией, и с Моисеем, и с другими пророками Ветхого Завета. И это заполняло бы наше незнание Ветхого Завета. А это незнание поражает. Очень многие из нас не только не знают, а считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка! Исключением является пророк Илия. Ильинские храмы на Руси есть – и их много. И один из самых главных храмов – тот, что на нынешнем киевском Подоле: он выполнил историческую миссию, с ним связано принятие Русью христианства, тут крестились русичи. Есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события Илия известен нам и любим нами. При этом он чрезвычайно известен и любим евреями. Достаточно сказать, что евреи до сегодняшнего дня, когда обрезывают своих мальчишек – в восьмой день младенцев мужского пола, – специально ставят пустое кресло для Илии, чтобы посмотреть, не придет ли Илия помазать этого человека и указать на его избранничество. Вспомните, что когда Господь возопил на кресте: «Или, Или, лама савахфани» – «Боже мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?», евреи стали говорить друг другу: «Илию зовет. Посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Как видим, есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события, во всё то, что касается конечных судеб мира. И душа этого человека настолько широка и горяча, что вмещает в себя проблематику самых важных – крайней степени важности – явлений. И он силен влиять на события мировой истории.

http://pravoslavie.ru/95745.html

В те часы, когда Спаситель умирал на Голгофе, по всей Иудее происходили необычные и грозные явления. Особые знамения сопровождали и Воскресение Христово. Что же именно происходило и какое послание людям несли эти события? Яркий образный ответ на вопрос о знамениях дал наш близкий современник, преподобный Иустин (Попович; 1894–1979). «Богообразные существа, люди, с ума сшедшие грехолюбием, распинают Бога, осмеивают распятого Бога, — писал он. — А „мертвая“ природа? Она всем существом своим протестует против этого». Но что именно происходило в те дни? И как это природа может «протестовать»? Давайте рассмотрим происходившие тогда события подробно и постараемся понять, что в них было символичного. Ведь знамения — это не просто необычные явления, но еще и знаки от Бога, призванные обратить внимание людей на нечто важное. Знамение первое. Тьма, покрывшая землю Как это описано в Евангелии: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф 27:45—46). Откуда еще мы об этом знаем: Из записей греческого историка Публия Элия Флегона, который жил в первой noлobuhe II века по Р. Х. и вел хроники Олимпиад. В одной из этих хроник Флегон сообщил, что в четвертый год 202-й Олимпиады, то есть в 32/33 году по Р. Х. , случилось затмение Солнца, гораздо более сильное, чем все известные прежде: «в шестом часу дня сделалась ночь, так что на небе показались звезды». Это свидетельство Флегона цитировали многие христианские авторы, замечая, что тот подтвердил факты, изложенные в Евангелии, даже против собственной воли (очевидно, сам Флегон не был христианином). В оригинале его сочинения не сохранились, но большинство историков считают его свидетельство подлинным. О чем идет речь: В природе таких солнечных затмений не бывает: естественные затмения Солнца длятся, как замечал еще святитель Иоанн Златоуст ( 407), всего по несколько минут и бывают видны только на ограниченной территории, а вовсе не «по всей земле». А в день еврейской Пасхи Имеется в виду ветхозаветный праздник Пасхи, установленный в честь исхода евреев во главе с Моисеем из Египта, когда и был распят Господь, затмение было попросту невозможно: иудеи всегда праздновали Пасху в день полнолуния, когда Луна никак не может отбрасывать тень на землю.

http://foma.ru/kakie-znamenija-soprovozh...

Распятие Господа нашего Иисуса Христа      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 13:17 мин. Размер 12.8 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшнем Евангелии мы слышали историю о том, как Иисуса Христа распяли на Голгофе. Евангелист Матфей описывает все детали распятия с полной реалистичностью. Иисуса привели на лобное место, дали Ему пить уксус, распявшие Его делили одежды, прохожие злословили и надсмехались. Этот сюжет предстаёт пред нашими глазами в первую очередь как словесная зарисовка римской казни. Однако совершенно иные мысли могли приходить на ум очевидцам данных событий, тем иудеям, которые знали древние пророчества и стояли у Креста. В одном из псалмов, которые написал царь Давид за тысячу лет до Христа, излагается история страдания праведника, похожая на распятие Христа до мельчайших подробностей. Даже в таком маленьком отрывке текста Евангелия, который мы слышали сегодня, можно насчитать пять буквальных совпадений с текстом 21-го псалма. Давид пишет: делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21: 19). Римские легионеры действительно делили одежды Его, бросая жребий (Мф. 27: 35). Давид пишет: Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою… (Пс. 21: 8). По апостолу Матфею, проходящие мимо распятого Христа злословили Его, кивая головами своими… (Мф. 27: 39). Давид восклицает: псы окружили меня; скопище злых обступило меня (Пс. 21: 17). Иисус не один раз называл книжников и фарисеев порождениями ехидны (см.: 4Мф. 23: 33). Стоя вокруг Креста на Голгофе, они лают на Него (Мф. 27: 41). Пророк Давид словно предугадывал их коварные слова: « он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Пс. 21: 9). Евангелист Матфей передает эти насмешки книжников один к одному: «уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» (Мф. 27: 43). Поразительно то, что одни слова отстоят от других на тысячу лет! Наконец, Давид пишет: Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? (Пс. 21: 2). Эти слова на еврейском языке звучали бы так: «Эли, Эли! лама азавтани?» Незадолго до смерти Иисус возопил громким голосом со словами на арамейском языке, который был разговорным в Его время: «Или, Или! лама савахфани?» Очевидец происходящего запомнил эти слова, а затем добавил перевод на греческий язык: что значит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? » (Мф. 27: 46).

http://pravoslavie.ru/107611.html

Я люблю... С этого признания можно было бы начинать разговор о приходе к православной вере. Но редко с этого начинают, потому что настоящая любовь сокровенна, интимна. И о ней скорее промолчат, глядя в глаза любимому, чем доверят эту тайну первому встречному. Но все же христиане более, чем кто-либо, открыто говорят о своей любви (не только о любви к Богу) - и за это им крепко достается. Мне запомнился случай, когда один очень хороший человек, прочтя подборку очередного номера " Фомы " , сказал: " Все прекрасно, кроме того, что вы натащили сюда писем. Письма в журналы пишут только дураки " . Да, в большинстве изданий письма - это либо просто забавное чтиво, либо порнография духа (по выражению Вознесенского). Письма в " Фому " , действительно, предельно обнажены. Но их отличие от порнографии в том, что они обнаженно искренни, а без этой искренности ничего невозможно понять в нашей вере. И мне кажется, этой самой сердечной открытости у нас все-таки очень недостаточно, и поэтому православных так часто не понимают. Не понимают. Думают, что причина нашей веры исключительно в банальном страхе смерти. Считают, что мы ищем самоуспокоения и психического комфорта. Видят причину веры в склонности человека к догматизму, " спрямляющему " слишком извилистую нашу жизнь. Но все на самом деле совсем не так просто. Для того, чтобы не бояться смерти, проще было бы почитать современные успокаивающие книжки про посмертный тоннель, добрый, понимающий голос, свет и " райские " пейзажи того мира - чем думать, что можешь угодить в ад на муку вечную... (Чего всерьез боятся для себя православные христиане. Чего и сам я вполне могу допустить как итог моей несуразной жизни.) А Евангелие заставляет отнестись к смерти куда серьезнее! Почитайте внимательно: там Христос - Бог!-молится ночью в ожидании ареста и казни ДО КРОВАВОГО ПОТА. А потом кричит, распятый, с креста Отцу: " Или, Или, лама савахфани " - " Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты оставил меня " ?!.. Неправда и то, что дело - в успокоении, уходе от проблем. Никогда не встречал я столь неуспокоенных, недовольных собою людей, чем большинство наших верующих. Не видел у других такого трудного переживания жизненных ситуаций, через которые мы привыкли переступать " не глядя " .

http://foma.ru/razgovor-nachistotu.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > С камешком в башмаке Антиутопия. Часть первая. Главы 1-6 08.10.2020 1186 Время на чтение 29 минут «Эли, Эли! Лама савахфани…» Часть первая 1. Антон и планетарная ноосферная сеть «Я в междуречьи роли и речи»… Антон Павлович Коржов, мужчина тридцати пяти лет, с удовлетворением посмотрел на текст поэтической фразы, появившейся на экране старомодного ноутбука. Саму фразу он только что отпечатал на клавишах старинной немецкой пишущей машинки, превращённой мастерами-электронщиками в клавиатуру, которая при посредстве какого-то передатчика отправляла сигналы прямо в электрические мозги компьютера. Этот маленький штрих создавал прелестную иллюзию того, что и сам компьютер, и его обладатель будто бы никоим образом не включены во всемирную ноосферную сеть. Это было не так. Наш герой, работник филиала Исследовательского Центра Проблем Коммуникации, конечно же был подключён к сети. Никто его насильно не принуждал к подключению. Но… ведь это так удобно. К тому же «неподключённые» жители Евразийской Конфедерации были ограничены в доступе ко всему тому, что так или иначе связано с функционированием капризного механизма под названием «социальный лифт». Так что, хочешь - не хочешь, приходилось смиряться с некоторыми неудобствами, возникающими при пользовании этим инструментом. Не хочешь ехать в вагоне, иди пешком. А если нет желания идти пешком – и тяжко, и далеко не доползёшь, но при этом хочется ощущать свою инаковость от прочих пассажиров лифтов и вагонов, то выручают такие вот упражнения в творчестве. Помогают фантазировать, рисуя в сердце ощущения свободы. Чувства, наподобие тех, которые испытывает школьник младших классов, впервые ушедший самостоятельно гулять в соседний микрорайон. При этом для кого-то, в том числе и для Антона Павловича, были важны некие внешние ритуалы, вроде ударов пальцами по клавиатуре. Порою он и вправду начинал веровать в то, что чем плотнее он срастётся с «кирпичиками реальности», тем надёжнее будет стена, ограждающая его душу от щупалец Всемирной ноосферной сети.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/08/...

«Или, Или! Лама савахфани» – почему в «Левиафане» нет места Богу? Я верю – сегодня ещё не поздно, и Звягинцев показывает возможный вариант, а не то, что непременно будет 19 января, 2015 Я верю – сегодня ещё не поздно, и Звягинцев показывает возможный вариант, а не то, что непременно будет Почему фильм Андрея Звягинцева не стоит называть антиклерикальным и какая Россия показана в нем – настоящая или возможная в будущем, – выясняет игумен Спиридон (Баландин). Первое, что пришло лично мне в голову по окончании просмотра – на экране не настоящее, а возможное будущее. В фильме не больше антиклерикализма, чем в «Москве 2042» Войновича. Разница в том, что отец Звездоний – ещё комичный гротеск, а «Владыка» Звягинцева – уже страшен, такая вот эволюция образа. C 1986 года (время написания «Москвы 2042») антихристианство стало реальнее, мы видим его уже не гадательно, как бы через мутное стекло, не через пророческие интуиции античных святых, но сами стоим на пороге, являемся почти что свидетелями. И то, что открывается взорам, по-настоящему страшно. Закрыть глаза ладошками? Как дети. Или спрятать голову в песок? Как страус. Чур меня! Лучше буду жить внутри собственного мифа, который строил столько лет. Да не будет. Звягинцев пророчествует. ЭТО главное в фильме, а не панорамы величественного Севера, не водка из горл а , не отношения адвоката с любовницей, не коррупция и не общий «реализм» происходящего. Главное – грядущий беспросвет царства антихриста. И Звягинцев мастерски его изображает. Да, от фильма плохо пахнет, но это не труп таланта режиссёра воссмердел, нет. Это запах серы, аромат нашего будущего, запах зверя. Если сравнить «Левиафана» Звягинцева и «Антихриста» Триера, то последний проиграет, потому что в нём от сына дьявола одно лишь название, в то время как «Левиафан» его ПОКАЗЫВАЕТ. В фильме есть как бы епископ, как бы священники, как бы храм, но не видно Церкви, следовательно, нет и антиклерикализма. «Владыка» Звягинцева – слуга Левиафана, а не Христа, показывается время, когда взят от мира сего удерживающий (2 Фес.2, 7).

http://pravmir.ru/ili-ili-lama-savahfani...

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Я созерцал Христа совсем как живого!     Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) Автобиография     Я созерцал Христа совсем как живого!         Часто я приходил в великое умиление в церкви, я имею в виду церковь Святого Гераси­ма, - вспоминал старец Порфирий . - Да, я слушал Евангелие и умилялся. Со мной это происходило по той причине, что я видел икону, Самого Христа.     Был Великий Пяток. Мы совершали бого­служение. Церковь была полна народу. Что там со мной случилось! Я читал Евангелие, и когда дошел до фразы: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф.   27, 46) — то не мог закончить. Я не мог сказать: «Для чего Ты Меня оставил?» Меня наполнило уми­ление. Голос сорвался.   Передо мною во всей своей полноте  предстала трагическая сцена. Я увидел то Ли­цо, услышал Тот голос. Я вживую увидел Христа. Народ внизу стоял в ожидании. Я никак не мог про­должить. Оставляю Евангелие на аналое и возвраща­юсь в алтарь, крещусь и целую святой Престол. Я вспомнил другой, более красивый образ. Нет, не кра­сивее. Прекраснее Того образа нет. Я вспомнил Вос­кресение и тут же успокоился. Потом вышел Царски­ми вратами и сказал:     — Простите меня, чада, я увлекся...   Потом я взял Евангелие и прочитал его с начала. И в тот час вся церковь начала плакать. Это было нехорошо. Каждый может думать, о чем хочет. Но расслабляться нельзя, мы должны быть со­бранными.... - закончил старец Порфирий .                   Комментарии Всего комментариев: 1 2012/11/14, 13:05:34 Христос может явиться любому человеку.Он нас любит!Лет 20 назад будучи невоцерковленной,но прочитав уже Закон Божий,я,заливаясь тихими слезами,устав на тот момент от жизни плохой,обратилась к Богу: " Возьми меня к себе... " В тонком сне,перед пробуждением,я увидела на фоне неба Иисуса Христа.Он был одет в бело-красное одеяние,в левой руке -книга(закрыта).От Такой Красоты у меня началось ликование и радость в груди,слезы текли ...Я видела :КАК ОН НАС ЛЮБИТ...!

http://isihazm.ru/?id=798

священника Константина Пархоменко Страстная седмица Великая Суббота. У меня чудом сохранились листочки моей радиобеседы в пасхальную ночь 2001 года. Мы вели Пасхальное богослужение на волнах петербургской христианской радиостанции «Благодатная Мария». Я в ту ночь не служил, а комментировал, шаг за шагом, всю службу… «…Если на миг представить себе, что произошло тогда, тысячу девятьсот семьдесят лет тому назад в Иерусалиме, становится страшно. Как можно жить дальше: завтракать, гулять, нянчить детей, если единственный любимый Сын Божий был унижен и убит?.. Солнце лучи свои скрыло, и на земле наступила тьма; камни потрескались, а люди, последний раз взглянув на кресты с распятыми – развлечение закончилось, отправились есть пасхальный ужин… Воистину человеческое сердце – жестче камня и бесчувственней мертвого космоса. Апостолы надеялись, что их Учитель победит врагов. Пусть Он скрывается, уходит от преследователей, вместо того чтобы испепелить врагов, – но Он выжидает благоприятного момента. Скоро этот момент наступит… Когда Его схватили, еще оставалась надежда, что что-то произойдет. Учитель ждет чего-то, Ему одному известного; может быть, Он ждет от Отца Небесного разрешения действовать?.. Но когда Иисуса осудил на смерть еврейский синедрион (это фарисеи-то, те, кого Спаситель обличал всю жизнь, они оказались сильнее Его, Сына Божия…), когда Иисуса били римские солдаты, хохотала и зубоскалила толпа, – ученики были в растерянности… Троекратное, кажущееся нам таким позорным отречение Петра – свидетельство прежде всего не слабости, трусости, но растерянности. Апостолы не понимали, что происходит, они все ждали… Когда Иисус был вознесен на Крест, то, ради чего жили апостолы, вся их вера и надежда рухнули. Он облизывает пересохшие губы: «Отче, почему, зачем Ты меня оставил…» – «Или, или, лама савахфани…» Над Ним подшучивают солдаты (смотрите, Илию зовет), Его одежду делят между собой… Душная ночь опустилась на Палестину. Люди, глазевшие на казнь, спешат домой, к семье, очагу, пасхальному столу.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Из-за чего произошло разделение на разные племена и народы? На каком языке разговаривал Христос? Почему нельзя сквернословить? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний, митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.      — В глубокой древности люди разговаривали на одном наречии. Каким же образом произошло разделение на множество языков? — Рассказ о разделении первоначального единого языка человечества на множество наречий содержится в Ветхом Завете: на всей земле был один язык и одно наречие (Быт. 11: 1). После всемирного потопа потомки Ноя поселились в земле Сеннаар. Там они решили построить себе город и башню, высотою до небес. Цель затеянного грандиозного строительства указана предельно ясно: люди решили сделать себе имя. То есть, речь идет о проявлении высокомерия и гордыни. Святой Ефрем Сирин обращает внимание на то, что вавилонским строителям не от кого было защищаться. Ведь тогда на земле других народов просто не существовало. И потому воздвижение башни до небес нужно понимать как вызов, брошенный Богу. Кстати, с библейской точки зрения возникновение городов оценивается негативно. — Чем это вызвано? — Первым градостроителем был Каин, отверженный от Бога. Потому и строительство в Вавилоне описывается как греховный замысел. Именно тогда Господь и решил смешать языки, чтобы один не понимал речи другого (Быт. 11: 7). После этого люди уже не смогли строить и рассеялись по всей земле. Отсюда в обиход и вошло словосочетание «Вавилонская башня». Данное чудо превосходит наше понимание. Господь особым образом вмешивается в человеческую историю и меняет ее. Именно с этого таинственного момента начинается разделение человечества на разные народы. Происходит особое божественное действие. Смешение языков сделало невозможным объединение человечества для реализации богоборческих замыслов. — А на каком языке говорили в Палестине времен Христа? — Там была особая языковая ситуация. В быту обычно разговаривали по-арамейски. При этом, конечно же, понимали и древнееврейский, на котором в синагоге читали Священное Писание. Языком межнационального общения во всем Средиземноморье был греческий (его знали многие евреи, хотя и в разной степени). Кроме того, римская администрация и легионеры принесли свою латынь. Вполне очевидно, что Христос использовал не только еврейский, но и арамейский. Об этом свидетельствуют Его слова на кресте: Или, Или! Лама савахфани (Мф. 27: 46). Кроме того, Господь говорил с Пилатом без переводчика. Библеисты предполагают, что они общались по-гречески.

http://pravoslavie.ru/89192.html

Вопрос: Батюшка, подскажите, что означали слова Господа нашего Иисуса Христа распятого на кресте «Или, Или! Лама савахфани!» т.е. Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мф.27:46). Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Господь наш Иисус Христос произнес стих из 21 псалма (21:2), заменив еврейское слово азабтани (от глагола азаб – оставлять, покидать) на равное по значению арамейское савахфани. Поскольку псалом этот содержит пророчество о Мессии, то Спаситель хотел впавшим в слепоту иудеям, продолжавшим хулить Его даже на Кресте, еще раз показать, что Он есть именно предреченный пророками Христос. Все, что происходило тогда на Голгофе с впечатляющими подробностями предсказано в этом псалме пророком Давидом:  Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: " он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему " (21:8-9). Св. евангелист рассказывает, что собравшиеся на казнь иудеи злословили Распятого теми же словами: уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему (Мф.27:43). Псалмопевец пророчествует и о том, что Мессия будет распят озлобленными людьми, восставшими на Него: Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище (21:17-18). Изумляет еще одна точность пророческого видения: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (21:19). По свидетельству Евангелия: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий (Ин.19:23-24). Произнесенные на Кресте слова не дают основание говорить о чувстве одиночества и Богооставленности Распятого. В момент величайшего события всемирной истории – Искупления – Спаситель, взявший на себя грехи мира, произносит эти слова от лица всего человечества. Так изъясняют этот стих святые отцы. «Это говорит Спаситель от лица человечества, и, чтобы положить конец клятве и обратить Отчее лице к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду; потому что мы были отвержены и оставлены за преступление Адама, ныне же восприняты и спасены» (Святитель Афанасий Великий). 16 декабря 2005 г. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6760.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010