Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание УПЦ, образована, вероятно, в 1943 г. с названием «Донецкая», с 21 мая 1944 г. Ворошиловградская, с 1945 г. Донецкая и Ворошиловградская, с 18 апр. 1956 г. Ворошиловградская и Сталинская, с 1961 г. Ворошиловградская и Донецкая, с 1970 г. Луганская и Донецкая, с 6 сент. 1991 г. Донецкая и Луганская, с 6 окт. того же года Донецкая и Славянская, с 29 июля 1994 г. Д. и М. е. Территория Д. и М. е. включает населенные пункты следующих районов Донецкой обл. (Украина): Амвросиевского, Старобешевского, Тельмановского, Новоазовского, Мангушского, Володарского, Волновахского, Великоновосёлковского, Марьинского, Ясиноватского, частично Красноармейского, а также населенные пункты, входящие в городские советы обл. подчинения, а именно: Донецкий, Мариупольский, Макеевский, Харцызский, Торезский, Снежнянский, Селидовский (см. письмо Блаженнейшего Владимира, митр. Киевского и всея Украины, о выделении из Донецкой епархии Горловской и Славянской епархии и о территории последней от 11 апр. 1997 - Архив Горловской епархии). Кафедральный город - Донецк (в 1869-1924 Юзовка, до 1961 Сталино). Кафедральный собор - во имя свт. Николая. Епархия разделена на благочиннические округа: Донецкий, Макеевский, Мариупольский, Новоазовский, Волновахский, Марьинский, Ясиноватский, Снежнянский, Харцызский, Кураховский, Докучаевский, Тельмановский, Амвросиевский, Великоновосёлковский, Торезский, Мангушский, Авдеевский, Красноармейский. Правящий архиерей - митр. Иларион (Шукало ; с 12 сент. 1996 в сане архиепископа, с 23 нояб. 2000 в сане митрополита). В нач. 2007 г. в Донецкой епархии действовало 300 приходов, 4 мон-ря (3 жен. и муж.), в клире епархии состояли 392 священнослужителя (359 священников, 33 диакона). Территория современной епархии до 1944 г. входила в состав Днепропетровской (Екатеринославской) епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ). В 1944 г. территория Д. и М. е. включала территорию Сталинской (совр. Донецкая) и Ворошиловградской (совр. Луганская) областей. 6 окт. 1991 г. на территории Луганской обл. была создана Луганская и Старобельская епархия . 29 июля 1994 г. на территории сев. районов Донецкой обл. была образована Горловская епархия. Христианство на территории современной Донецкой области до образования Донецкой епархии

http://pravenc.ru/text/178935.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРЛОВСКАЯ И СЛАВЯНСКАЯ ЕПАРХИЯ (УПЦ), образована 29 июля 1994 г. выделением из Донецкой и Горловской епархии (см. Донецкая и Мариупольская епархия) . Г. е. объединяет приходы и мон-ри на территории сев. районов Донецкой обл. Украины: Александровского, Артёмовского, Добропольского, Константиновского, Красноармейского, Краснолиманского, Славянского, Шахтёрского, а также населенные пункты, входящие в городские советы областного подчинения: Артёмовский, Горловский, Дебальцевский, Дзержинский, Добропольский, Дружковский, Енакиевский, Кировский, Константиновский, Краматорский, Красноармейский, Краснолиманский, Славянский, Шахтёрский (письмо Блаженнейшего Владимира, митр. Киевского и всея Украины, о территории Г. е. от 11 апр. 1997 - Архив Г. е.). Кафедральный город - Горловка. Кафедральный собор - во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в Горловке. С 11 июня 1997 г. Г. е. состоит под упр. митр. Донецкого и Мариупольского Илариона (Шукало) . Епархия разделена на благочиния: Александровское, Артёмовское, Горловское, Димитровское, Добропольское, Дружковское, Енакиевское, Краматорское, Красноармейское, Краснолиманское, Славянское, Шахтёрское. В нач. 2006 г. в епархии действовали 223 прихода, 2 мон-ря (муж. лавра и жен. мон-рь), в клире епархии состояло 229 священнослужителей (207 священников, 22 диакона). Первым Горловским епископом стал Алипий (Погребняк) , назначенный на новообразованную кафедру 29 июля 1994 г. 11 июня 1997 г. архиерей из-за болезни ушел на покой (в наст. время схиеп. Алипий живет в Святогорской в честь Успения Пресв. Богородицы лавре ). С этого времени Г. е. управляет митр. Иларион. При Горловском епархиальном управлении действуют отделы: по работе с силовыми структурами, с исправительными учреждениями, с казачеством, с молодежью, со СМИ, каритативной работы. Важнейшим духовным центром Г. е. является Святогорская Успенская лавра. Святогорский Успенский мон-рь был передан Донецкой епархии УПЦ в 1992 г.

http://pravenc.ru/text/166219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН Иларион (Шукало), митр. Донецкий и Мариупольский. Фотография. 2009 г. Иларион (Шукало), митр. Донецкий и Мариупольский. Фотография. 2009 г. (Шукало Роман Васильевич; 3.05.1951, пос. Рудно Львовской обл., Украина), митр. Донецкий и Мариупольский. Из религиозной рабочей семьи. В 1968 г. поступил во Львовский сельскохозяйственный ин-т. Исполнял послушание иподиакона при Львовском и Тернопольском митр. Николае (Юрике) . В 1973 г. поступил в аспирантуру Украинской сельскохозяйственной академии (Киев) на кафедру агрохимии. Впоследствии защитил канд. диссертацию. Работал преподавателем Вишнянского сельхозтехникума (Львовская обл.), был начальником районного управления сельского хозяйства. С февр. 1979 по авг. 1980 г. псаломщик в Успенской ц. Донецка. В 1980-1984 гг. учился в Одесской ДС. 15 февр. 1981 г. Херсонским и Одесским митр. Сергием (Петровым) рукоположен во диакона целибатом. Назначен служить в Петропавловский кафедральный собор Ворошиловграда (ныне Луганск). 24 окт. 1982 г. рукоположен во иерея, назначен ключарем того же собора. 3 нояб. 1986 г. определен настоятелем Свято-Николаевской ц. г. Ровеньки Ворошиловградской обл. С 1987 г. служил настоятелем Свято-Николаевского собора Старобельска, назначен благочинным 3-го старобельского округа и членом епархиального совета. В 1987-1991 гг. учился в МДА. Весной 1989 г. возведен в сан протоиерея. 5 сент. 1991 г. Синодом УПЦ избран на должность епископа Ивано-Франковского и Коломыйского. 22 сент. 1991 г. в Киево-Печерской лавре был пострижен в монашество с именем в честь прп. Илариона , схимника Киево-Печерского. 27 сент. того же года в киевском Крестовоздвиженском храме возведен в сан архимандрита. 29 сент. 1991 г. во Владимирском соборе Киева хиротонисан во епископа Ивано-Франковского и Коломыйского. С 22 янв. по 6 апр. 1992 г. был временно управляющим Черновицкой и Буковинской епархией. 6 апр. 1992 г. назначен епископом Херсонским и Таврическим. 23 нояб. 1995 г. возведен в сан архиепископа. 12 сент. 1996 г. назначен на Донецкую и Мариупольскую кафедру с сохранением управления Херсонской епархией. И. подготовил материалы к прославлению канонизированного УПЦ в 1998 г. Готского и Кефского митр. свт. Игнатия, по преданию бывшего основателем Мариуполя. И. является священноархимандритом Святогорской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры . 11 июня 1997 г. И. освобожден от управления Херсонской епархией, назначен временно управляющим Горловской епархией. 23 нояб. 2000 г. возведен в сан митрополита. 24 янв. 2007 г. освобожден от управления Горловской епархией.

http://pravenc.ru/text/389211.html

Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский (Шукало Роман Васильевич) Дата рождения: 3 мая 1951 г. Дата хиротонии: 29 сентября 1991 г. Дата пострига: 22 сентября 1991 г. День ангела: 3 ноября Страна: Украина Биография: Родился 3 мая 1951 г. в г. Львове, Украина, в православной семье. В 1968 г. поступил во Львовский сельскохозяйственный институт, затем обучался в аспирантуре Киевской сельскохозяйственной академии, по окончании которой защитил кандидатскую диссертацию, совмещал с учебой послушание иподиакона при митрополите Львовском и Тернопольском Николае (Юрике). Преподавал в сельскохозяйственном техникуме, был начальником районного управления сельского хозяйства. С 1979 г. исполнял послушание псаломщика Успенского храма в пос. Буденновка близ Донецка. В 1980 г. поступил в Одесскую духовную семинарию. В 1981 г. рукоположен во диакона в состоянии целибата к Петропавловскому кафедральному собору г. Ворошиловграда (ныне Луганск), в 1983 г. — рукоположен во иерея, назначен ключарем этого же собора. В 1985 г. назначен настоятелем Николаевского храма г. Ровеньки Ворошиловградской обл., с 1987 г. — настоятель Николаевского собора г. Старобельска, благочинный Старобельского округа. В 1991 г. окончил Московскую духовную академию . 22 сентября 1991 г. в  Киево-Печерской лавре пострижен в монашество. 29 сентября 1991 г. хиротонисан во епископа Ивано-Франковского и Коломыйского. С декабря 1991 г. по апрель 1992 г. одновременно управлял Черновицкой епархией . В апреле 1992 г. назначен на Херсонскую и Таврическую кафедру . В 1995 г. возведен в сан архиепископа. С 12 сентября 1996 г. — управляющий Донецкой и Мариупольской епархией с сохранением управления Херсонской епархией . 11 июня 1997 г. освобожден от управления Херсонской епархией, назначен временно управляющим Горловской епархией . 23 ноября 2000 г. возведен в сан митрополита. Решением Синода УПЦ от 14 июня 2011 г.  включен  в состав постоянных членов Синода Украинской Православной Церкви ( журнал 46 ). Решением Синода УПЦ от 25 сентября 2023 г. выведен из состава постоянных членов Синода Украинской Православной Церкви. Образование: Одесская духовная семинария. 1991 г. — Московская духовная академия. Епархия: Донецкая епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Илариона (Шукало) при наречении во епископа Ивано-Франковского и Коломыйского. Награды: Церковные: Светские: E-mail: eparhiadonetsk@yandex.ru Web-caйm: http://donetsk.church.ua Portal publications Патриархия.ru Архипастырское обращение митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона к духовенству и мирянам богоспасаемого Донбасса [Greetings and addresses] Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198049...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 1888–1893 гг. Фотография. 2012 г. Церковь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 1888–1893 гг. Фотография. 2012 г. (Донецкой и Мариупольской епархии УПЦ), в пос. Грузско-Ломовка Донецкой обл. Украины. Основан в 1997 г. на территории бывш. психиатрической больницы, первые кельи устроены в помещениях столовой и неск. медицинских корпусов. 30 апр. 1997 г. по благословению архиеп. Донецкого и Мариупольского Илариона (Шукало) состоялось торжественное открытие обители. В 1998 г., во время Великого поста, архиеп. Иларион совершил 1-й монашеский постриг, настоятельницей была назначена мон. Ксения (Васильева), насельница санкт-петербургского во имя прп. Иоанна Рыльского женского мон-ря . С зимы 2003 г. К. м. возглавляла схим. (с 2004 схиигум.) Мария (Воропаева), с 20 дек. 2012 г.- мон. (впосл. игум.) Кристина (Шапилова). В К. м. находятся соборный храм в честь Касперовской иконы Божией Матери с приделами во имя св. Иоанна Предтечи и во имя мч. Иоанна Воина (освящен 11 июля 2004, в 2007 расписаны стены), в котором совершаются ежедневные богослужения; храм во имя ап. Иоанна Богослова и летняя ц. во имя свт. Иннокентия (Борисова). Монастырю принадлежит и расположенный рядом храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (1888-1893) с 2-ярусной колокольней, возведенный на средства ген.-лейтенанта Д. Кутейникова, А. С. Ломовцовой (Кутейниковой) и др. После 1930 г. в храме был устроен склад продовольствия, затем клуб. В 1941 г., во время немецкой оккупации, церковь была открыта, возобновились богослужения. Известно, что в 1942-1946 гг. настоятелем Одигитриевской ц. был свящ. Афанасий Воробьёв, в 1947-1949 гг.- его сын свящ. Петр Воробьёв. На территории К. м. расположены также кирпичная ограда, кельи, скотный двор и хлебопекарня. Некоторые сестры обучаются иконописи, золотошвейному делу, резьбе по дереву, хоровому богослужебному пению. К апр. 2012 г. в монастыре проживало ок. 40 насельниц. Среди святынь К. м.- список Касперовской иконы Божией Матери, находящейся в Успенском соборе г. Одессы. В день празднования Касперовской иконе в мон-ре совершается соборное богослужение с участием архиереев и духовенства Донецкой и Горловской епархий. В 2006 г. по благословению митр. Илариона в Успенском приходе г. Ждановка Донецкой обл. несли послушание 4 монастырские сестры. Решением Синода УПЦ от 21 февр. 2012 г. Успенский приход был преобразован в Успенский скит обители. Скитоначальница - старшая сестра Амвросия (Бреднева). Арх.: Архив ЦНЦ. Лит.: Любченко Д. Св.-Касперовская обитель//Киевские вед. 2003. 18 сент. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)

http://pravenc.ru/text/1681233.html

Митрополит Киевский Владимир (Сабодан) отказался выдвигать свою кандидатуру. Скорее всего, серьезной украинской оппозиции митрополиту Кириллу не будет. Она не успела сформироваться. Три других возможных кандидата от Украины - митрополиты Донецки й Иларион (Шукало), Одесский Агафангел (Саввин) и Черновицкий Онуфрий (Березовский) долгое время были связаны обязательством поддержки киевского владыки и потому не могли вести работу по консолидации украинцев вокруг себя. Зарубежная Церковь вряд ли станет выдвигать кандидата из своей среды. Из русских же архиереев им наиболее знаком и митрополит Кирилл - именно он вел с ними переговоры о воссоединении. Он смог убедить их в 2007 году в необходимости воссоединения, так что вполне возможно, что именно ему они отдадут голоса и в 2009-м. Наконец, на Соборе кристаллизация " общественного мнения " может начаться вокруг неизвестного еще кандидата. Это может быть провинциальный архиепископ со светлым ликом и репутацией доброго молитвенника. Вопрос в том, хватит ли времени для такой " химической реакции " . И - хватит ли для нее жертвенности других епископов равного с ним сана и возраста. Регламент выборов будет самый демократический. На Архиерейском Соборе список кандидатов будет практически равен списку участников (за вычетом викарных епископов и тех архиереев, которым еще нет 40 лет). Поместный Собор сможет дополнять победившую днем раньше тройку также очень легко и в любом количестве. Но ведь чем больше альтернатив, тем меньше их проходимость... Антикирилловская оппозиция (если она есть) растащит сама себя. Но Собор есть Собор. Он будет свободным и полновластным. А значит, непредсказуемым. http://religion.ng.ru/printed/221278 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

На утреннем заседании 16 авг. А. ю. С. заслушал и подверг детальному обсуждению доклад митр. Кирилла, председателя ОВЦС МП, о деятельности возглавляемого им отдела в межсоборный период. Основными темами состоявшейся затем продолжительной дискуссии стали межхрист. отношения и церковная ситуация на Украине. В обсуждении доклада среди проч. приняли участие Челябинский митр. Иов, архиепископы Донецкий Иларион (Шукало) , Клинский Лонгин (Талыпин) , Таллинский Корнилий, Астанайский Алексий, Самарский Сергий (Полеткин) , епископы Мурманский Симон (Гетя) , Петропавловский Игнатий (Пологрудов) , Полоцкий Феодосий (Бильченко) , Житомирский Гурий (Кузьменко) , Владивостокский Вениамин (Пушкарь) . В выступлениях, посвященных церковной ситуации на Украине, содержались предложения об изменении статуса Украинской Церкви, причем разного характера: Тульчинский еп. Ипполит высказался за возвращение ей прежнего статуса экзархата , а Черкасский архиеп. Софроний - за предоставление Украинской Церкви полной автономии. В завершение дискуссии по вопросу о статусе Украинской Церкви выступил ее Предстоятель Блаженнейший митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) , к-рый отверг крайние предложения как о возвращении к статусу экзархата, так и о полной автономии. Затем митр. Смоленский Кирилл выступил еще с одним докладом, в к-ром представил проект новой редакции Устава Русской Православной Церкви . После детального и остродискуссионного рассмотрения каждого раздела Устав был принят Собором с рядом поправок. Издание нового Устава было вызвано в первую очередь тем, что после политических перемен нач. 90-х гг. XX в. РПЦ оказалась в радикально иных правовых условиях, чем прежде: она обрела свободу и одновременно ее каноническая территория вследствие распада СССР оказалась в пределах неск. гос-в. Кроме того, церковная жизнь 90-х гг. обнаружила, что нек-рые положения Устава 1988 г. либо нецелесообразны практически, либо требуют изменения по соображениям канонического характера. Главные новации Устава 2000 г. заключаются в перераспределении компетенции Поместного и Архиерейского Соборов в сторону расширения полномочий Архиерейского Собора. В этой связи в новом Уставе уже не предусматривается периодичность в созыве Поместных Соборов, декларированная Уставом 1988 г., но ввиду реальных условий церковной жизни оказавшаяся нереализованной. Новый Устав предусматривает реформу в сфере церковного суда : положения, регламентирующие судоустройство и распределение компетенции разных инстанций церковного суда, выделены в Уставе в отдельную главу. Устав устанавливает различный статус для Церквей, имеющих разный уровень самостоятельности по отношению к кириархальной - Русской Православной Церкви. В новом Уставе положения, регламентирующие управление церковным имуществом, сформулированы с учетом ныне действующего законодательства, признающего за церковными учреждениями права юридических лиц.

http://pravenc.ru/text/Архиерейском ...

На утреннем заседании 16 августа Архиерейский юбилейный Собор заслушал и подверг детальному обсуждению доклад митрополита Кирилла, председателя ОВЦС МП, о деятельности возглавляемого им отдела в межсоборный период. Основными темами состоявшейся затем продолжительной дискуссии стали межхристианские отношения и церковная ситуация на Украине. В обсуждении доклада среди прочих приняли участие митрополит Челябинский Иов, архиепископы Донецкий Иларион (Шукало), Клинский Лонгин (Талыпин), Таллинский Корнилий, Астанайский Алексий, Самарский Сергий (Полеткин), епископы Мурманский Симон (Гетя), Петропавловский Игнатий (Пологрудов), Полоцкий Феодосий (Бильченко), Житомирский Гурий (Кузьменко). Епископ Владивостокский Вениамин (Пушкарь) назвал экуменизм «всеересью» и подверг резкой критике деятельность ОВЦС, что вызвало возражения как со стороны докладчика, так и со стороны ряда др. выступивших в ходе дискуссии архипастырей, в т. ч. митрополита Волгоградского Германа (Тимофеева), епископа Астраханского Ионы (Карпухина). В выступлениях, посвященных церковной ситуации на Украине, содержались предложения об изменении статуса Украинской Церкви, причем разного характера: епископ Тульчинский Ипполит (Хилько) высказался за возвращение ей прежнего статуса экзархата, а архиепископ Черкасский Софроний (Дмитрук) — за предоставление Украинской Церкви полной автономии. В завершение дискуссии по вопросу о статусе Украинской Церкви выступил ее Предстоятель Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), который отверг крайние предложения как о возвращении к статусу экзархата, так и о полной автономии. Затем митрополит Смоленский Кирилл выступил еще с одним докладом, в котором представил проект новой редакции Устава Русской Православной Церкви. После детального и остро-дискуссионного рассмотрения каждого раздела Устав был принят Собором с рядом поправок. Издание нового Устава было вызвано в первую очередь тем, что после политических перемен начала 90-х гг. XX в. РПЦ оказалась в радикально иных правовых условиях, чем прежде: она обрела свободу и одновременно ее каноническая территория вследствие распада СССР оказалась в пределах нескольких государств.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

В 22-м томе множество статей посвящено русским святым и церковным деятелям, носящим имя Иларион. Среди них важное место занимает материал, рассказывающий о деятельности свт. Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского (+1708). Заслуживают внимания статьи о преподобных Иларионе Киево-Печерском (XI-XII вв.), Иларионе Псковоезерском (+1476), Иларионе Оптинском (+1873). Одному из известнейших новомучеников Российских ХХ века, который известен также как крупный духовный писатель и богослов, посвящена статья «Иларион (Троицкий)». Среди статей, посвященных современным церковным иерархам, — материал, рассказывающий о митрополите Иларионе (Капрале) , Первоиерархе Русской Православной Церкви Заграницей , а также биографический обзор, посвященный митрополиту Донецкому и Мариупольскому Илариону (Шукало) . Отдельная статья освещает церковную деятельность, литературные и музыкальные труды митрополита Илариона (Алфеева) , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Сам владыка Иларион является автором обширнейших материалов, находящихся на пересечении богословия, библеистики и церковной истории, — «Имя Божие» и «Имяславие». Последнюю тему в 22-м томе продолжает статья о схимонахе Иларионе (Домрачеве), чья книга «На горах Кавказа» стала причиной имяславских споров в Русской Церкви и на Афоне в начале ХХ века. В данном комплексе материалов рассматриваются вопросы терминологии, истории, проблематики понятия об Имени Божием, а также о движении почитателей Имени Божия. Отдельный обширный материал 22-го тома рассказывает о преподобном Иларионе Великом (+371), который явился основателем палестинского монашества. Известным мученикам Готским, пострадавшим на территории современного Крыма, посвящена статья «Инна, Пинна и Римма». Крупная статья в новом томе «Православной энциклопедии» посвящена одному из самых почитаемых ветхозаветных пророков — св. Илии. В ней повествуется о жизни пророка Илии, о литературе, связанной с его именем, его почитании в христианском мире.

http://patriarchia.ru/db/text/1104976.ht...

Имевшие великое счастье общаться со старцем Зосимой возвращались в мирскую жизнь добрее, чище, светлее. Он лечил людские души, тем самым исцеляя тела. Он безгранично любил людей. Всех. И тех, кто пытал его, заставляя стоять сутками босиком на бетонном полу, и тех, кто посылал служить из прихода в приход, подальше от магистралей и цивилизации – чтобы быстрее сломить. Он крестил детей своих палачей. Он пережил четыре клинические смерти. Он умирал, а потом вставал и служил Он нес свой крест достойно, не колеблясь в вере. Он крестил детей своих палачей. Он пережил четыре клинические смерти и борьбу с болезнью. Он умирал, а потом вставал и служил. Врачи становились верующими, общаясь с ним и поражаясь его мужеству. Он был духовным отцом священства всей Донецкой епархии, братии и сестер двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян, повсюду следовавших за ним на протяжении четверти века. Часовня-усыпальница о. Зосимы и Успенский собор в Никольском. Пасха 2009 «Меня всегда поражало его храмостроительство, – рассказывал митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало). – Куда бы он ни п ришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на праздник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией». По сообщению журналиста С. Голохи, с благодарностью принимая помощь и пожертвования от меценатов, старец, однако, беспокоился не только о благолепии своей обители, но наказывал благодетелям позаботиться и о других храмах и монастырях. Сначала он благословил восстановить Свято-Успенский монастырь в донецком Святогорске, помочь отреставрировать русский Свято-Пантелеймоновский монастырь на Святой Горе Афон и Горненский монастырь Русской Миссии в Иерусалиме, и только потом было развернуто широкое строительство в Никольском.

http://pravoslavie.ru/73350.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010