Митрополит Иларион: авторитет Русской православной церкви в стране и мире очень высок 19 августа митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отметит 30-летие своей церковной деятельности 18 августа, 2017 19 августа митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отметит 30-летие своей церковной деятельности 19 августа митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отметит 30-летие своей церковной деятельности. В 2009 году он возглавил отдел внешних церковных связей, став фактически «министром иностранных дел» Русской православной церкви. Накануне праздничной даты он рассказал ТАСС, почему не стал музыкантом, каких успехов добилась РПЦ на международной арене и в отношениях со старообрядцами, и как теологическое образование поможет в борьбе с международным терроризмом. — Владыка, ровно 30 лет назад вы стали иеромонахом. Как получилось, что, обучаясь на композиторском факультете Московской консерватории, вы стали священнослужителем? — Я сначала ушел из консерватории, поступил в монастырь, а потом уже был пострижен в монашество и рукоположен — сначала в диакона, затем в священника. Уже в 15 лет я твердо решил, что хочу посвятить жизнь Церкви… Оставалось… отслужить в армии. Без этого тогда не брали в семинарию На момент пострига и диаконской хиротонии мне было 20 лет, а к моменту иерейской хиротонии исполнился 21. Но уже в 15 лет я твердо решил, что хочу посвятить жизнь Церкви и быть священником. Оставалось только дождаться «канонического возраста» и, конечно, отслужить в армии. Без этого тогда не брали в семинарию и не рукополагали. Поэтому по окончании школы я поступил в консерваторию, но в скором времени меня забрали в армию, а после армии я проучился совсем недолго, так как душа тяготела к Церкви, а не к музыке. — Вы возглавляете отдел внешних церковных связей почти 10 лет, на ваших глазах разворачивалась новейшая история взаимоотношений РПЦ с другими религиями по всему миру. Что было сделано за эти годы для укрепления ее позиций и по каким направлениям будет продолжена эта работа?

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-avt...

Мониторинг СМИ Архиепископ Иларион (Алфеев): " Позитивная программа Церкви - это спасение людей " 03.06.2009 16:08 В свете кадровых перестановок в Русской Православной Церкви в центре внимания СМИ оказался новый председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион . В светской прессе говорят о его «стремительной церковной карьере», называют «молодым (он чуть старше сорока лет) перспективным епископом» и «восходящей звездой русской Церкви». Однако о том, как сам владыка Иларион относится к этому назначению, известно по-прежнему мало. Насколько уместно называть служение «церковной карьерой»? Чем жизнь «обычного» епископа отличается от жизни постоянного члена Священного Синода? Что ждет архиепископа Илариона на посту председателя ОВЦС? На эти и другие вопросы владыка ответил в интервью «Фоме». Архиепископ Иларион (Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве. В 1984 году поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории, но в 1987 году по собственному желанию оставил обучение и стал послушником в Виленском Свято-Духовом монастыре. В том же году рукоположен во иеромонаха. В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную семинарию, в 1991 году — Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, а в 1993 году — аспирантуру МДА. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. С 1995 года работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 года вступил в должность секретаря по межхристианским связям. В 2002 году рукоположен во епископа. В 2003 году назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархиями. В 2009 году решением Священного Синода назначен Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода с титулом епископ Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси и возведен в сан архиепископа. Автор более 600 публикаций по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Митрополит Иларион: Запад на Ближнем Востоке интересуют только две вещи: Израиль и нефть 10 января, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Митрополит Иларион рассказал о положении христиан на Ближнем Востоке, о православии в Китае, о межконфессиональных отношениях. Накануне Нового года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал обозревателю ВГТРК Ивану Семенову интервью, которое было показано 7 января 2014 г. на телеканале «Россия 24». Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) 7 января дал интервью телеканалу «Россия 24», сообщаёт Патриархия.Ру. Митрополит Иларион рассказал телезрителям о положении христиан на Ближнем Востоке, о православии в Китае, о направлениях международной деятельности Русской Церкви. «О событиях, которые происходят сейчас на Ближнем Востоке, мы хорошо информированы, в отличие от многих людей на Западе, где эта тема замалчивается. Речь идет о том, что там происходят не просто какие-то события политического характера, так называемая арабская весна, но осуществляется и массовое гонение на христиан. Это явление перекидывается из одной страны в другую, и мы видим, что, например, в Ираке уже осталась, наверное, одна десятая часть из всех христиан, которые там проживали раньше. Сейчас в Сирии, в тех местах, где власть захватывают боевики, христиане практически уничтожаются или оттуда уходят. Эта ситуация, конечно, заставляет нас практически ежедневно предпринимать всевозможные меры для того, чтобы каким-то образом изменить положение к лучшему», заявил глава ОВЦС. «Мы всегда говорим об этом важном направлении нашей международной деятельности — о защите христиан. Сегодня христиане на Ближнем Востоке видят именно в России чуть ли не единственную защитницу своих интересов. Я в этом году побывал в Ливане, где христиане все в один голос говорили мне, что чувствуют себя оставленными Западом, которому они неинтересны. Ведь Запад на Ближнем Востоке интересуют только две вещи: Израиль и нефть, а судьба христиан западные страны не интересует. Все надежды этих христиан сейчас устремлены на Россию, на президента Путина (надо сказать, что при упоминании его имени люди вставали и аплодировали) и на Русскую Православную Церковь, которая среди Православных Церквей является единственной, которая последовательно защищающей интересы христиан на Ближнем Востоке. Кроме того мы стараемся информировать людей о том, что происходит: на Западе эта тема замалчивается, а у нас за последний год увеличилось число публикаций и репортажей на телевидении о том, что происходит с христианами в этом регионе.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-zap...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Иларион (Алфеев): «Отец Александр Мень может быть канонизирован» 16.02.2021 1229 Отец Александр Мень может быть канонизирован при условии, что будет доказано, что его смерть была мученической. Об этом сообщил председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), сообщает ТАСС. «Отец Александр Мень был выдающимся проповедником, катехизатором и миссионером своего времени. Его кончина была трагической, и я думаю, что если будет доказано, что она была мученической, он может быть канонизирован как мученик», - сказал он в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24». По словам митрополита Илариона, жизнь Меня протекала в трудных условиях, когда Церковь была лишена возможности проповедовать за пределами храмов. «Он проповедовал и в своем храме, где до конца дней он служил священником. Он проповедовал через книги, а в последние годы, когда открылись новые возможности, он проповедовал и в светских аудиториях», - рассказал митрополит. Председатель ОВЦС подчеркнул, что отец Александр Мень был православным священнослужителем, который исповедовал православный символ веры. Но, по словам митрополита, в его книгах можно найти такие взгляды, которые имеют спорный характер. «Например, он в некоторых своих книгах проводил параллели между христианством и другими религиями, и эти параллели создавали впечатление, что между христианством и другими религиями гораздо больше общего, чем это есть в действительности. Подобная широта взглядов отца Александра Меня и тогда смущала его читателей, и сейчас продолжает их смущать», - пояснил он. Протоиерей Александр Мень (1935-1990) был православным богословом. 9 сентября 1990 года он был убит неподалеку от своего дома в поселке Семхоз Московской области по дороге на церковную службу. Убийство осталось нераскрытым. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/politnews/2021/02/16/...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 18 мая, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Вторая заповедь Блаженства, возможно, имеет параллель в Книге пророка Исаии — в том самом отрывке, который Иисус прочитал в Назаретской синагоге (Лк. 4:16–20). Приведем его по версии Септуагинты: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем… утешить всех плачущих (παρακαλσαι πντας τος πενθοντας) , дать плачущим (πενθοσιν) Сиона славу вместо пепла, елей радости плачущим, одежду славы вместо духа уныния» (Ис. 61:1–3). Словесное сходство двух греческих переводов — книги пророка Исаии и слов Иисуса — очевидно; подобным же сходством должен был, вероятно, обладать и еврейский оригинал. Слова Иисуса содержат прямую аллюзию на текст Исаии . Тот факт, что Иисус в Назаретской синагоге применяет эти слова пророка к Самому Себе, свидетельствует о том, что именно Себя Он видит источником радости: именно Он призван «утешить всех плачущих». Это утешение сфокусировано в Его личности, подобно тому, как Царствие Небесное, обещанное нищим духом, также имеет Его своим источником. Христоцентризм обеих заповедей очевиден. Иисус не только заявляет о блаженстве людей, обладающих теми или иными качествами: Он Сам и является подателем этого блаженства. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса о скорби и радости, обращенные к ученикам на Тайной вечере: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16:20). Скорбь учеников при разлучении с Ним Иисус сравнит со страданиями женщины при родах, а радость о Его воскресении — с радостью о рождении ребенка. Опять же, источником радости оказывается Он Сам: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Утешение, о котором Иисус говорит в заповедях Блаженства, и радость, о которой будет говорить ученикам на Тайной вечере, имеют вечный, вневременной характер и проистекают от встречи с Ним — Богом воплотившимся.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 25 мая, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Праведность — то качество, которое, согласно Нагорной проповеди, должно быть отличительной особенностью учеников Иисуса, составляющих Церковь . Речь идет, прежде всего, о правде, или праведности, вытекающей из закона Божия и из воли Божией . Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде (δικαιοσνης) и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден (Ин. 16:7–11). Правда — одно из ключевых библейских понятий. На языке Ветхого Завета оно означало прежде всего следование заповедям Божиим; призвание богоизбранного народа заключается в том, чтобы «ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19). Искание правды — необходимое условие для того, чтобы овладеть землей обетованной: «Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 16:20). В псалмах понятие правды употребляется как в смысле человеческой праведности, так и применительно к Богу, причем оба понимания правды тесно взаимосвязаны: Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! (Пс. 4:2). Господи! путеводи меня в правде Твоей (Пс. 5:9). Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне (Пс. 7:9). Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего (Пс. 7:18). Ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника (Пс. 10:7). Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24:8–9).

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 29 июня, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». «Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мр. 9:50). У Луки то же изречение приводится в иной редакции: «Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лк. 14:34–35). Здесь упоминается еще один способ употребления соли: в качестве удобрения. Однако и для этой цели нельзя использовать испорченную соль. Раннехристианские авторы толкуют изречение Иисуса как в буквальном, так и в переносном смысле. Ориген говорит о том, что, как соль предохраняет мясо от порчи и позволяет ему долго сохраняться, «так и ученики Христовы всячески поддерживают и сохраняют эту земную область, препятствуя зловонию, происходящему от грехов идолослужения и блуда» . По словам Иоанна Златоуста, Христос как бы обращался к ученикам: «Слово, которое вы слышите, относится не только к вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную». Говоря «вы — соль земли», Христос «показал, что вся человеческая природа обезумела и прогнила от грехов. Поэтому Он требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны для других» . Кирилл Александрийский считает, что солью Иисус называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово, «ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и без апостольского разумения и научения всякая душа и безумна, и нездорова, и неугодна Богу» . Каков изначальный смысл слов Иисуса о соли земли? В этот образ заложен многоуровневый смысл. В самом широком смысле можно говорить о том, что христианство придает вкус человеческой жизни, делает ее содержательной, не пресной. Если Царство Небесное, принесенное людям Иисусом, является неким особым измерением человеческой жизни, то сравнение его с солью позволяет лучше понять его свойства и его ценность. Христиане, согласно Его учению, живут «в мире» (Ин. 16:33), но они «не от мира» (Ин. 15:19). Не смешиваясь с миром, они наполняют его жизнь смыслом, их присутствие в мире становится важным фактором человеческого благобытия.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 2 марта, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». В современной научной литературе Нагорная проповедь чаще всего рассматривается не как речь Иисуса, зафиксированная одним из Его учеников, а как продукция евангелиста Матфея, в лучшем случае основанная на отдельных изречениях Иисуса, сшитых в единую литературную ткань евангелистом. Картина, которую рисуют многие исследователи, сводится примерно к следующему. Около 70 г. по Р.Х. появилось самое краткое из четырех Евангелий – от Марка. Оно легло в основу двух других синоптических Евангелий – от Матфея и Луки. Тот материал в Евангелиях от Матфея и Луки, который отсутствует у Марка, должен быть заимствован из другого первоисточника: ученые назвали его буквой Q. Несмотря на то что источник Q так никогда и не был найден, многие ученые настолько уверовали в его существование, что даже ссылаются на него как на реально существующий текст. В 2000 году вышло критическое издание этого мнимого первоисточника, базирующегося на отдельных стихах синоптических евангелий и апокрифического «Евангелия от Фомы», вырванных из общего контекста и представленных в виде параллельных столбцов. Нагорная проповедь Общим местом стало утверждение, что Евангелие от Матфея появилось «спустя полвека после распятия» , то есть в 90-х годах I века . Исследователи, исходящие из того, что Матфей составлял свое Евангелие уже после падения Иерусалима, в разгар гонения на Церковь, видят подтверждение этой позиции прежде всего в той части Нагорной проповеди, которая начинается словами Блаженны изгнанные за правду … (Мф. 5:10). Восьмая заповедь Блаженства, полагают они, «полностью сочинена Матфеем… В этом стихе ситуация Матфеевой общины становится очевидной.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 4 мая, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Точный смысл выражения «нищие духом» (πτωχο τ πνεματι) становится практически неразрешимой экзегетической задачей, если пытаться оторвать его толкование от церковной традиции: в этом случае понимание слов Иисуса зависит от того, в каком смысле употреблен термин «нищие» (буквальном или метафорическом), а также от понимания термина «духом», стоящего в греческом тексте Евангелия в дательном падеже. В церковной традиции это выражение имело двоякое толкование. С одной стороны, по словам Василия Великого, «нищие духом» — это те, «которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19:21; Лк. 18:22)» . Речь идет, следовательно, о материальной нищете . С другой стороны, очень многие толкователи воспринимали выражение «нищие духом» как указание на духовные качества. По словам Макария Египетского, быть нищим духом означает «не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает и имеет» . Таким образом, нищета духовная является синонимом смирения. Иоанн Златоуст говорит: Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем… Он называет прежде всего блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: нищие? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих . Некоторый свет на значение термина «нищие духом» могут пролить сходные выражения, встречающиеся в Ветхом Завете, например, «сокрушенные сердцем и смиренные духом» (Пс. 33:19), «смиряться духом» (Притч. 16:19), «смиренный духом» (Притч. 29:23), «смиренный и сокрушенный духом» (Ис. 66:2). Все эти выражения лишь подтверждают правильность второй из двух традиционных интерпретаций первой заповеди Блаженства: в ней говорится о смирении.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Митр. Иларион (Алфеев): Русская эмиграция дала миру трех нобелевских лауреатов 31 января, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) 29 января 2014 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялось заседание секции XXII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященной поддержке соотечественников за рубежом. Уважаемые участники заседания! Сердечно приветствую всех собравшихся в Государственной Думе России для участия в Парламентских встречах, проходящих в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Наша секция посвящена осмыслению такого явления как русское рассеяние, а также взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом, осмыслению опыта Церкви, государства и общества в поддержке зарубежных отечественных диаспор. В своем слове я хотел бы рассказать о миссии Русской Церкви в среде наших зарубежных братьев и сестер, усилиях по духовному окормлению и поддержке тех, кто связал на длительный или непродолжительный срок свою судьбу с иными странами и народами, но стремится сохранять веру и культуру предков. История массового отечественного рассеяния связана, прежде всего, с драматическими событиями начала XX века в России – октябрьского переворота 1917 года и последовавшей за ним братоубийственной гражданской войны. Тогда пределы Родины покинули по разным оценкам от двух до пяти миллионов человек. Это стало и трагедией, и испытанием, и историческим вызовом для нашего народа. Вихрь террора разбросал по всему миру самых разных представителей российского общества – интеллигенцию, дворянство, духовенство, военных, предпринимателей, государственных служащих, а также членов их семей. Эмигранты послереволюционной волны создали уникальное явление – Русское зарубежье. Им удалось сохранить и умножить традиции отечественной культуры, добиться выдающихся достижений в области науки, литературы, музыки, живописи, театра, кино и балета. Не будем забывать, что русская эмиграция дала миру трех нобелевских лауреатов – Ивана Алексеевича Бунина по литературе, Василия Васильевича Леонтьева по экономике и Илью Романовича Пригожина по химии; выдающихся деятелей искусства — Сергея Васильевича Рахманинова, Игоря Федоровича Стравинского, Федора Ивановича Шаляпина, Василия Васильевича Кандинского, Владимира Владимировича Набокова; плеяду известных учёных и технологов — авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского, изобретателя телевидения Владимира Козьмича Зворыкина, химиков Владимира Николаевича Ипатьева и Георгия Богдановича Кистяковского, ученого-гидравлика Николая Васильевича Фёдорова.

http://pravmir.ru/mitr-illarion-alfeev-r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010