В 1690 г., во время переселения сербов, спасавшихся от наступавших турок, в австр. владения, Патриарх взял с собой в Сремски-Карловци свои книги, составившие после его кончины основу буд. фонда б-ки. Позже в б-ку неоднократно поступали многочисленные книжные собрания, остававшиеся после кончины иерархов: в 1728 г. 44 тома, принадлежавшие еп. Будимскому Михаилу (Милошевичу), после 1730 г. издания на серб., рус., лат., греч., нем. языках из б-ки митр. Белградско-Карловацкого Моисея (Петровича). В 1737 г. поступили книги из Белградской (Сербской) митрополии , после чего б-ка стала именоваться митрополичьей. В 1769 г. было принято офиц. решение о передаче в фонд б-ки книжных собраний каждого почившего архиерея. Но и при жизни нек-рые иерархи активно способствовали пополнению б-ки, напр., митр. Стефан (Стратимирович ; 1790-1836) приобрел для нее 2072 тома и подарил собственное собрание из 2480 томов, а также свыше 200 карт и рисунков. Фонды б-ки были пополнены собраниями книг писателя и гравера XVIII в. Захарии Орфелина (195 названий, коллекция после нек-рых утрат насчитывает 131 том, почти каждый с автографом владельца); серб. историка архим. Илариона (Руварца ; † 1905) (1852 названия в 2433 томах, 212 утрачены); митрополичьей Патриаршей б-ки (свыше 7650 книг, тематика к-рых связана с борьбой за независимость Сербской Церкви от К-поля), возникшей в 1815 г. и в значительной степени сформированной первым Патриархом восстановленной Сербской Патриархии Димитрием (Павловичем ; 1920-1930). Б-ка ДС в Сремски-Карловци (6242 наименования в 15620 томах) была передана в Б. П. б. после ее закрытия в 1919 г. в связи с основанием богословских фак-тов в ун-тах Белграда и Загреба. В дальнейшем поступления осуществлялись из студенческой б-ки богословского об-ва «Согласие», действовавшей в рамках ДС в Сремски-Карловци (850 произведений в 1253 томах); из б-ки прот. Стефана Джурджевича, белградской соборной церкви (3520 названий книг, журналов, газет), переехавшего из Венгрии в 1936 г.; из б-ки церковного писателя и редактора ж. «Духовная стража» архим. Стефана (Илкича) (2711 произведений в 8979 томов); из б-ки Белградской ДС во имя свт. Саввы (свыше 17 тыс. названий), формировавшейся со времени своего основания (1836) и включавшей книги из собрания митр. Михаила (Йовановича ; 1859-1881, 1889-1898) (4250 названий) и акад. Сербской королевской академии архим. Никифора (Дучича ; 1882-1900) (ок. 780 названий); из б-ки Патриарха Варнавы (Росича ; 1930-1937) (ок. 5496 книг) и ряда др. иерархов СПЦ.

http://pravenc.ru/text/77880.html

2. С. 82, 108, 112). Иконография Прижизненные и посмертные изображения Е. А. довольно многочисленны. Вместе с сыновьями Драгутином и Милутином она представлена на иконе «Апостолы Петр и Павел» кон. XIII в., вложенной в собор ап. Петра в Риме и ныне находящейся в Музее-сокровищнице базилики св. Петра в Ватикане (см.: М. Икона апостола Петра и Павла у Ватикану//Зограф. Београд, 1967. Бр. 2. С. 11-16), и вместе с Милутином - на датируемом примерно тем же временем образе свт. Николая, хранящемся в соборе в Бари (см.: Муро В. Српске иконе у цркви св. Николе у Бapujy//ЗЛУ. 1966. 2. С. 107-124). Изображения Е. А. в монашеском облачении вместе с Урошем и ктитором храма Драгутином имеются на росписи Драгутиновой капеллы в мон-ре Джурджеви Ступови (1282/83) и соборов в Арилье (ок. 1295), Градаце (не сохр.), Сопочани и Грачанице; в 2 последних случаях в сопроводительной надписи она названа «св. монахиней». В росписях мон-ря Градиште (1620) Е. А. изображена с короной в богатом облачении. Ист.: Данило II, архиеп. Животи и архиепископа српских. Београд, 1988. С. 79-107. Лит.: Ч. Ко je Jeлeha. Нови Сад, 1902; Иларион (Руварац), архим. Кральице и царице српске//Зб. Илариона Руварца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 8-12; Г. Jeлeha Ahжyjcka - ктитор црквених споменика у Npuмopjy//Ucmopujcku гласник. Београд, 1958. Бр. 1-2. С. 131-148; Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смередево, 1965. С. 85-88; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975 (по указ.); Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1976 (по указ.); Jupeчek J. К. Ucmopuja Срба/Прев. J. Радонин. Београд, 19782. 1, 2 (по указ.); McDaniel G. On Hungarn-Serbian Relations in the XIII Century: John Angelos and Queen Jelena//Ungarn Jb. Münch., 1982/1983. Bd. 12. P. 43-50; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 168-171. В. С. Путятин, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.)

http://pravenc.ru/text/189749.html

Феофилакта, архиеп. Охридского. Можно предположить, что Е. принадлежали и нек-рые греч. книги, на это указывают записи на них ( Polibis L. Griechische Handschriften der serbischen Keiserin Elizabeth//Bsl. 1930. Vol. 2. P. 288-304). Еще при жизни святогорские монахи считали Е. святой, а после смерти к ее могиле стали приходить женщины с просьбами о даровании детей. В записи 1378 г. она названа блаженной. 16 окт. 1643 г. Сербский патриарх Паисий послал мощи Е. на поклон рус. царю Михаилу Феодоровичу . С 1759 г. десница Е. хранится в мон-ре Савина . День памяти Е. празднуется вместе с памятью сына Стефана 2 дек. ( Jycmuh иером. Жumuja светих: Децембар. 1998. C. 52). Однако ее почитание не получило широкого распространения. Е. представлена в росписях юго-зап. части наоса собора в мон-ре Дечаны (1345): в ктиторской композиции в юго-зап. части наоса, в иллюстрации к 24-й строфе Акафиста Пресв. Богородице в сев.-зап. углу притвора и в апсиде парекклисиона свт. Николая. Ктиторская фреска (Е. изображена с юным сыном и сводным братом Душана Симеоном по сторонам) написана поверх первоначального парного портрета Душана и Е. ( М. Манастир Дечани. Београд, 2005. С. 328-329, 439-440, 481). В иллюстрации к Акафисту правящая чета представлена уже после венчания на царство (Там же. С. 368-369, 442-443, 445, 478). Вместе с мужем Е. изображена в росписях собора мон-ря Лесново (1347/48). Во всех случаях это юная красавица с удлиненным овалом лица, в парадном облачении визант. типа. На гравюре 1761 г. из Новой ц. в Мостаре изображена с нимбом вместе с царем Душаном. Лит.: М. Кад се царица Jeлeha?//NKUJФ. 1932. 12; idem. Jeлeha, жена цара Стефана Душана. Дисельдорф, 1975; Руварац И. и царице српске//Зб. Илариона Руварца. Београд, 1934. С. 23-27; Л. Култови лица код срба и македонаца. Смедерево, 1965. С. 190; Острогорски Г. Вселенски cyдuje у Серу// Он же. Buзahmuja и словени. Београд, 1970. С. 258; он же. Серска област после Душанове смрти//Там же. С. 434-440, 453-454, 532-534, 536, 540-544; ivojinovi M.

http://pravenc.ru/text/187025.html

Соч.: Нешто о кроници деспота 1867. 111. С. 1-30; Бекство nampujapxa Apcehuja IV из (По опису Napmehuja)//ГСУД. 1868. 6. С. 252-253; Прилошци к извора српске ucmopuje. Београд, 1878; О кн. Лазару. Нови Сад, 1887 (то же//Бoj на Косову - cmapuja и hobuja Београд, 1992. С. 17-287); Шта се и како се и с koje се стране досле покушавало, да се и код нас ochyje ceмuhapuja за кандидате свештеничког реда? Нови Сад, 1887; О nampujapcuмa од Makapuja до Apcehuja III: (1557-1690). Задар, 1888; Прилошци и за повест о српским манастирима//Старинар. Београд, 1888. Год. 5. Св. 2. С. 41-50; О натпису на цркви Херцега Стефана у Горажду. Београд, 1889; Одломци о грофу и Apcehujy nampujapxy с три излета о makoзbahoj Beлukoj сеоби српског народа. Београд, 1896; Montenegrina: Прилошци ucmopuju Црне Горе. Сремски Карловци, 1898; Одломак из написане пре 1891 расправе о главним моментима у животу св. Саве првог српског архиепископа. Нови Сад, 1901; О хумским епископима и херцеговачким митрополитима: До 1766. г. Мостар, 1901; Рашки епископи и митрополити. Београд, Прилошци ucmopujckoj reorpaфuju Cpбuje. Нови Сад, 1905; Писма архим. Илариона Руварца игум. Сави Сремски Карловци, 1930, 2005; Aymoбuorpaфuja архим. И. Руварца//ГлИДНС. 1932. 5. Бр. 2(12). С. 161-162; Нешто о Босни дaбapckoj и Дабро бocahckoj enuckonuju и о српским манастирима у Босни//Catena mundi: Српска хроника на светским веригама. Београд, 1992. 1. С. 223-228. Лит.: В. Иларион Руварац//Богословски гласник. 1905. Св. 8. С. 107-113; J. О Uлapujohy Руварцу//ЛетМС. 1905. 233. Св. 5. С. 106-120; 1907. 244. Св. 4. С. 1-21; 245. Св. 1. С. 51-70; 1932. 331. Св. 1/3. С. 56-73; он же. Иларион Руварац и радови на црквене ucmopuje//ГлИДНС. 1932. 5. Бр. 2(12). С. 229-244; В. Архим. Иларион Руварац: Нови прилози за животопис//Там же. С. 304-314; Д. J. Рад Илариона Руварца на политичке ucmopuje Срба у Bojboдuhu//Там же. С. 248-251; Paдojчuh Н. О ucmopujckoм методу Илариона Руварца//Там же. С. 163-219; Б. Иларион Руварац и дело подовом Нови Сад, 1973. 2. С. 453-509; М. Архим. Иларион Руварац и зhaчaj на политичке и културне ucmopuje Срба//Теолошки погледи. Београд, 1976. Год. 9. Бр. 3. С. 179-207; А. Руварац Иларион//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 627-629; Б. Иларион Руварац: ucmopuje и mpaдuцuje//Словенско Београд, 2001. С. 637-652; он же. Иларион Руварац и народна Београд, 2007.

http://pravenc.ru/text/389205.html

17 Область Срем или Сирмии занимает угол, образуемый впа­дением Савы в Дунай, между левым берегом первой и правым берегом второго. 18 в Австрии старая монетная система: гульден или флорин 100 крейц.=ок. 79 коп., в 1892 г. за единицу монеты признана крона – 100 геллерам=39,37 к. 27 Воззвание напечатано в Богосл. Гласнике 1912. XXI: 4, 413–416 под заглавием: „Притецимо у сиромашним српским школама у бyдuмckoj enapxju». 28 Богословски Гласник, 1910, XVIII: 4. стр. 306–309: „Четрдесет година свештенства високопреосвештеног господина Мирона Николича. епископа пакрачког». 30 Епископ темишварский Никанор Попович скончался 22 июля 1901 г. с тех пор до 27 ноября 1903 г. темишварская епархия оста­валась без своего епископа. Администратором состоял епископ будамский Лукиан Богданович (ныне патриарх сербский). Избрание Георгия Летича в епископа темишварского состоялось 27 ноября 1903 г., посвящение – 5 марта 1904 г. 32 Подробности чествования, а также о жизни и трудах архи­мандрита Иоанна Раича см. Богосл. Вестник. 1902. июль – авг., стр. 559–563. 33 О жизни и ученых трудах архимандрита Илариона Руварца, см. Богосл. Вестник, 1907, янв., стр. 174–177. 34 Српски Сион, 1892, стр. 896, из „Шематизма источне пра­вославне apxuдujeцeзe сремско-карловачке за годину 1892“. Сколько теперь монахов в монастырях карловецкой митрополии, сведений не имеем – „Српски Сион“, официальный орган митрополии, изда­вался, с блогословения архиерейского синода, в Новом Саде с января 1891 года, – прекратился на 34 от 25 мая 1908 г.; собствен­ник этого журнала был покойный патриарх Георгий Бранкович. 35 Чтобы судить, насколько фонды уменьшились к 1909 году, до­статочно отметить, что главные фонды а) „клирикальный“ убавился на 121,713 крон, б) „неприкосновенный " - на 98.482 кр. и в) „иерархический“ – на 48.803 кр. (Доклад ревизионной коммиссии на 19 (35) засе­дании народно-церковного конгресса 1911 г. 31 мая – в Богосл. Гласнике 1912г, XXI: 1,91. Ср. там же 1910, XVIII: 5, 488–493. Руварац Д., Савремени чланци. Друго коло I. 1910 – в Богосл. Гласнике 1910. XVIII: 3, 234.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Сербская православная община в Вене, насчитывающая свыше 1000 постоянных жителей австрийской столицы и имеющая свой сербский храм имени св. Саввы, просветителя сербского, освященный в 1893 г., до 1896 г. состояла под непосредственным управлением буковинского митрополита. 265– В 1896 г. сербская православная община ходатайствовала пред австрийскими властями о переходе в ведение епископа далматинского. Ходатайство это было удовлетворено правительством. И вот начиная с 1897 г. почти ежегодно преосвященный епископ далматинско-истрийский Никодим Милаш посещает свою венскую церковную общину, проводит в Вене несколько недель в заботах и хлопотах по различным местным и общеепархиальным делам и вопросам. Так, по личному ходатайству епископа Никодима пред венскими властями богословское училище и общежитие в Задре недавно переведены в новое лучшее и удобнейшее помещение, увеличена ежегодная правительственная ассигновка на церковные сооружения в далматинской епархии, улучшено материальное положение духовенства и т. д. В 1904 г. преосвященный Никодим Милаш провел в Вене страстную и пасхальную недели, затем посетил в Новом Саде (Neusatz) своего друга и товарища по службе в задрском богословском училище епископа бачского Митрофана Шевича, в Карловцах беседовал с патриархом Георгием Бранковичем, встретился здесь также с преосвященными епископами будимским Лукианом Богдановичем и темишварским Георгием Летичем, был наконец у своего бывшего учителя и профессора архимандрита Илариона Руварца, везде лично знакомился с устройством и порядками различных просветительных и общественных учреждений карловицкой митрополии – карловицкого богословского училища, интерната, народного дома, новосадской «Сербской Матицы», гимназии и т. д. Знаменитый канонист, выдающийся проповедник, ревностный архипастырь-патриот преосвящ. Никодим повсюду был предметом самых сердечных оваций. Перед отъездом из Вены 9 мая 1904 г. епископ Никодим совершил торжественное освящение уступленного городом особого сербско-православного отделения на центральном венском кладбище. Преосвященный епископ далматинский остался вполне доволен образцовым порядком своей столичной общины, этого, как он выразился – «драгоценного камня в его митре». 1529

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

243 О заслугах патриарха для просвещения вообще и духовного в частности подробно в цитов. книге проф. Г. Магарашевича (стр. 213–282) и в Богосл. Гласи. 1905, VIII: 5, 295–317 дельная статья проф. В. Максимовича: «Патрщарх српски Гeoprje Бранкович и духовна просвета“· 245 Uзbjeшmaj о правосл. срп. богословском училишту и правосл. срп. богословском семинару у Срем. Карловцима. Школ. год. 1904/5 (кньга 16). Составио Иован Вучковнч, проф. богословиие, ректор богословског училишта и управитель богословског семинара. Ср. Карловци 1905. Стр. 60. Тоже – школска година 1905/6 (кньига 17). Составили: И дио протопрезвитер ставрофор Иован Вучкович, проф. бorocлobuje, ректор богословског училишта. И дио nampujapaшku протосинкел др. Владимир Дuмumpujebuч, управитель богословског семинара. Ср. Карловци 1906. Стр. 60. 248 Сочинения и издания архимандрита Илариона печатались в различных журналах, а некоторые вышли и отдельными книгами. Список журналов, в которых помещал он свои труды, довольно длинный, до 30 «Седмица», «Летопис Матице Српске», «Гласник Српског ученог друштва», «Rad jugoslavenske akademije znanosti i umjetnosti», «Матица», «Годишньица Чупичева», «Старинар», «Глас српске кральевске Akaдeмuje», «Споменик кр. срп. Akaдeмuje», «Годишиьак», «Вила», «Стражилов», «Наша Доба», «Шематизам Apxuдujeцeзe Карловачке», «Шематизам православне enapxuje Бокоторске, Дубровачке и Спичанске», «Глас истине», «Гласник земальског мyзeja у Босни и Херцеговини», «Отачбина», «Коло», «Npocbjema», «Бранково коло», «Archif für slavishe Philologie», «Истина», «Српски Сион», «Иавор», «Беседа» и др. Перечень учёных трудов почившего архимандрита Иллариона, составленный его братом редатором «Српског Своиа», протоиереем Димитрием Руварцем, напечатан в «Српском Сиону», также в Богосл. Гласнике, 1905, VIII: 1–2, 108–112 и в Гласнике правосл. далматииске церкве, 1905, окт., 158–162. О жизни, погребении, трудах и чествования архимандрита Илариона см. ещё Гласник правосл. цркве у кральевини Cpбuju, 1905, св. 10 и 11, стр. 725–731, Богословски Гласник, 1905, VIII; 3, стр. 201, Цариградски Гласник, 1905, 35 и 42 (в 35 и краткая автобиография Илариона. Руварца от 1888 г.). Застава, 1905, 278 (утреннее издание). Замечательная по составу и подбору книг библиотека архимандрита Илариона Руварца, согласно устно выраженному им желанию, должна полностью перейти в собственность карловицкого богословского училища (о сем в Богосл. Гласнике, 1905, VIII: 1–2, стр. 121–122).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Над гробом почившего говорили речи семь ораторов: от имени сербского духовенства, богословского училища, сербской королевской академии, литературного отдела сербской матицы, карловицкой гимназии, ещё раз сербской матицы и наконец сербского университета. В надгробных речах восхвалялись великая скромность почившего, его нестяжательности, строгая преданность долгу и обетам, любовь к труду и научным занятиям... Научная деятельность архимандрита Илариона Руварца имеет весьма важное значение как по самостоятельности и оригинальности научных приёмов, так и по важности достигнутых результатов. Он – родоначальник и отец критического направления в сербской историографии. Поставив целью своих научных исследований одну только истину, он смелою рукой разоблачал старые кумиры, безбоязненно ниспровергал устарелые мнения, не отвечающие правде и действительности. Совокупность его письменных и печатных трудов составляет весьма богатый и ценный источник для изучения исторических судеб сербского народа и его церкви. Отметим некоторые из его сочинений и изданий, относящихся к сербской церковной истории. «О apxujenuckonju neчckoj», «О rлabhujuм моментима у животу св. Саве», «О бегству патриарха Apcehuja», «О каталозима српских nampujapaxa», «Нешто о Босни, дaбpoбocahckoj enuckonuju и српским манастирима у Босни», „О рашким епископима и митрополитима», «Опис турских области и у ньима xpucmjahckux народа, а нарочито народа српскога, саставльен 1771 года српским nampujapxoм Bacuлujeм Бркичем», «Повельа (грамота) nampujapxa Mojceja, дана рашском митрополиту Apcehujy Иовановичу», «Кратки исторички нацрт епископата у Срему уопште и на посе сремско-карловачке архидиецезе», „Ucmopuja православних српских манастира у Срему», «О владикама цетиньско-зет- —177— ским и црногорским», «О хумским епископима и херцеговачким митрополитима до 1766 г.» 248 . Упомянем здесь также о кончине двух знаменитых деятелей сербохорватского племени: депутата народно-церковных конгрессов 1885, 1890 и 1902 гг., национального сербского поэта, доктора медицины и юридических наук Иована Иовановича Змая (род.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Печать кн. Лазаря. Аверс. 1379–1380 гг. [Серб. Лазар] (ок. 1329 - 15.06.1389), мч. (пам. серб. 15 июня), серб. кн., основатель 2-й (после Неманичей) серб. правящей династии, один из самых чтимых серб. святых. Л. происходил из неродовитой семьи землевладельцев, к-рая возвысилась в правление кор. Стефана Уроша IV Душана (с 1346 царь). О предках Л., исключая отца, ничего не известно, родовое прозвище Хребелянович зафиксировано лишь поздними (не ранее рубежа XVI и XVII вв.) источниками. Встречающиеся в поздних (XVI-XVIII вв.) родословах сербских указания, что Л. был незаконным сыном кор. Стефана Душана «от некой княгини» (Родослов Руварца) или что его отец был женат на дочери кор. Стефана Уроша II Милутина и визант. принцессы Симониды (Троношский родослов XVIII в.; этот династический брак был бездетным), не заслуживают внимания, т. к. отражают стремление безымянных книжников посмертно легитимизировать занятие князем-мучеником серб. престола, на к-рый он не имел прав, не будучи отпрыском предшествующей династии. Отец Л., Прибец, имел невысокий придворный чин логофета (правителя канцелярии), позднее был повышен до «слуги» (или чашника) и «великого слуги». Его земельные владения (вероятно, родовые), размеры и границы к-рых неизвестны, располагались в районе г. Ново-Брдо, их центром был г. Прилепец (не сохр.). Сведения о Л. до 70-х гг. XIV в., когда он стал самостоятельным правителем, крайне скудны, что отчасти объясняется состоянием источников сер.- 3-й четв. XIV в. Он поступил на придворную службу еще во время правления царя Душана, чему способствовало положение отца. Тогда же, судя по возрасту дочерей, Л. женился на Милице (в монашестве Евгения), дальней родственнице (5-юродной сестре) царя Душана, прапраправнучке старшего сына св. Симеона Сербского вел. кн. Вукана . В браке у них было 5 дочерей и 3 сына: Стефан (впосл. деспот; см. ст. Стефан Лазаревич ), Вук и Добровой (ум.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

В дополнение к этим двум заметкам Преосв. Палладия и д-ра Бретшнейдера об Ясах в Китае приводим в русском переводе и вышеуказанную заметку отличного сербского исследователя архим. Руварца. Статья эта немногим у нас известна, а между тем очень важная. Она озаглавлена у почтенного автора «Господство Яшко». «В краткой истории болгарского народа, написанной по К. Иречку Др. Миланом Савичем и изданной в 1879 г. в Новом Саде, говорится, что болгарский царь Михаил (1330 г.) заключил против сербского короля Стефана Уроша III союз с греческим царем Андроником III, с румынским воеводой Иванком Басарабом, с черными Татарами и с господарем Яшки (sic). У Иречка в нем. изд. стр. 293 сказано gospodstvo Iassko, а ниже в пункте 19 «Einleitung zu Duans Gesetzen» (Iasi slav. Alanen). Но это замечание легко могло быть просмотрено, и г. компилятору это господство jaшko показалось слишком отвлеченным, и он предпочел заменить его более конкретным выражением: «господарь Яшки», и таким образом волею неволею приблизился к бывшему архиепископу Черниговскому Филарету, который в труде своем «Святые Южных Славян» (стр. 201 прим. 14) «господство Яшко» заменил «господарь Яков». Но лишним будет сказать несколько слов в объяснение указанного места в предисловии Душана к его Законнику. Это место гласит так: «А позавидев злоненавистник диаволь нашему благому житию и злоньравиемь вьздьвиже на нас –говорит царь Стефан – з (7) царевь в лете 6837, месоца Иуниа 19 день, рекоу же (1) и цара грьчаскаго, (2) Михаила и (3) брата его Белаоура и (4) Александра цара Бльгаромь и (5) Басараб Иванька, таста (6) Александра цара соумегь живуштих чрьных Татар и (7) господство яшко (См. Законик Стефана Душана изд. Cmojah Новакови, стр. XXIII). В хрисовуле 1330 г., пожалованном монастырю Дечанскому Стефаном Урошом III сказано: «Храмоу сему жиждемоу и синмоу хрисовоулоу записиваемому – вьнезапу победи се царь бльгарьскыи Михаиль Шишьманикь с иными сильними 4-ми цари сь иноплеменьными ieзыkы и многими поганни». (Mikl. Mon. Serb. 100).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

  001     002    003