Закрыть itemscope itemtype="" > 16 декабря – полгода со дня кончины митрополита Илариона (Капрала) «Владыку Илариона все хотели видеть Крестным» 16.12.2022 401 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру Вместо предисловия Архиепископ Лавр, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская и их внукЭта история началась с фотографии, которую несколько лет назад мне показал протодиакон Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле отец Виктор Лохматов – многолетний келейник митрополита Лавра. На ней были запечатлены крестины внука Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской Сергея – второго сына их дочери Елены. «Узнаете?» – спросил меня отец Виктор. Ну конечно, я узнал. Вот владыка Лавр, на коленях которого «виновник торжества», вот тогда еще просто иеромонах Иларион (Капрал), который в будущем сменит митрополита Лавра в качестве первоиерарха РПЦЗ. А вот Мстислав Леопольдович и Галина Павловна. Признаться, я в то время сфокусировался на митрополите Лавре и на Ростроповиче с Вишневской: ну как же, они ведь уже ушли в мир иной. А владыка Иларион – ну что, он же тут, рядом, завтра вот литургию служить будет. Как говорится, что имеем – не храним. Теперь и он перешел в наше общее Небесное Отечество, и остается только вспоминать его – и помнить. Поэтому я и попросил отца Виктора поделиться личными рассказами о нем. «С владыкой Иларионом мы общались сравнительно мало. Дело в том, что я окончил семинарию в 1967 году, а он тогда же туда только поступил», – сказал тот поначалу. Но я-то знал, что «сравнительно мало» в устах отца Виктора может быть очень интересно. И не ошибся. Вот его рассказ, который он начал с тех самых крестин внука Ростроповича и Вишневской. Дмитрий Злодорев Архиепископ Лавр, епископ Иларион, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская– Владыка Иларион был крестным отцом Сергея, а владыка Лавр его крестил. А крестной матерью была Ольга, вторая дочь Мстислава Леопольдовича и Галины Павловны. Это были очень торжественные крестины. Есть фотографии, на которых мои родители, работавшие при монастыре, очень простые люди, сидят за столом с крупными адвокатами и бизнесменами. Там же был и хранитель мироточивой Монреальской Иверской иконы раб Божий Иосиф Муньос-Кортес с иконой. А еще – будущий владыка Гавриил, тогда еще семинарист, отец Лука (Мурьянка), который теперь епископ и настоятель монастыря, конечно, отец Иларион и владыка Лавр – все были на этом большом торжестве.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/16/16_dek...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вопрос единства Русской Церкви не обсуждается» 22.09.2022 636 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.ру Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) в 2007 году был одним из основных сторонников воссоединения Русской Зарубежной Церкви и Московской Патриархии. 15 лет спустя в течение нескольких месяцев он фактически руководил РПЦЗ, осиротевшей после кончины ее Первоиерарха митрополита Илариона (Капрала). О том, какой Церковь станет при новом Предстоятеле, мы с владыкой поговорили во время состоявшегося в Нью-Йорке Архиерейского Собора РПЦЗ, который избрал епископа Николая (Ольховского) митрополитом и Первоиерархом. Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) – Владыка, что означает для РПЦЗ избрание епископа Николая новым митрополитом и Первоиерархом? – Оно означает, что мы продолжим идти по тому же пути, по которому шли все это время до сих пор. Владыка Николай учился у митрополита Лавра (Шкурлы), он был в очень тесных отношениях с митрополитом Иларионом (Капралом), и для нас это значит, что он постарается продолжать действовать в том же духе. – На ваш взгляд, должна ли Русская Зарубежная Церковь принять какие-то изменения в своей жизни? – Мы постараемся продолжать следовать тем заветам, которые нам оставили наши предшественники. Мы постараемся укреплять нашу автономию и в то же время свидетельствовать Православие во всем мире. – Как-то незаметно прошло событие, которое можно назвать историческим. По духу вы больше русский, чем многие из нас, но по крови – исключительно немец. В сущности, вы стали первым за сто лет нерусским иерархом, который возглавлял РПЦЗ в течение нескольких месяцев. Пусть это было лишь на короткий период, но факт остается фактом. Какие у вас были ощущения? – Мое восприятие церковной жизни не менялось. Я был и остаюсь старейшим архиереем нашей Церкви, знаю ее отношение ко всем другим православным Церквам и к государственным инстанциям. Все это продолжается так же, как и было в течение сорока лет, что я служу архиереем. В этом отношении ничего не изменилось. Ну а то, что я не являюсь русским по крови, никак не влияло на нашу церковную жизнь.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/22/vopros...

поиск:   разделы   рассылка Антон Поспелов Архимандрит Тихон (Шевкунов): " И всё-таки самым главным было богослужение " Источник:  Православие.ру В октябре 2012 года хор московского Сретенского монастыря и священнослужители этой обители по приглашению митрополита Илариона (Капрала) побывали на приходах РПЦЗ в Северной Америке. Поездка была приурочена к пятилетию воссоединения Русской Церкви. Мы попросили отца Тихона поделиться своими впечатлениями об этой поездке. " После воссоединения Русской Церкви всё встало на свои места " – Отец Тихон, недавно вы вместе с монастырским хором вернулись из поездки по Америке. Пять лет назад, вскоре после подписания Акта о каноническом общении, также вместе с хором, вы объехали земной шар, побывав в епархиях РПЦЗ по всему свету. Что изменилось за эти годы? – За минувшие пять лет как-то совершенно само собой разумеющимся и привычным стало наше братское общение и совместное служение, – вот что меня поразило больше всего. Еще в России я заметил, что клирики и миряне РПЦЗ приезжают к нам запросто, как к себе домой, – как, скажем, батюшки или паломники откуда-нибудь из Омска или Тулы. И мы, когда были в Америке, с трудом вспоминали, что в течение долгих десятилетий не причащались из одной чаши. Всё встало на свои места. Иногда весьма неожиданно. Об этом говорили, например, расположенные в приходских домах на стенах по соседству портреты А.И. Деникина, митрополита Анастасия (Грибановского) и патриарха Кирилла – друг подле друга. Иоанно-Предтеченский собор Русской Православной Церкви Заграницей. Фото: М. Родионов/Православие.Ru Иоанно-Предтеченский собор Русской Православной Церкви Заграницей. Фото: М. Родионов/Православие.Ru – Что же, исполнилась воля Божия. Но вот что становится заметно, когда смотришь на фотографии богослужений, сделанные во время поездки: отчетливая разница между приходами РПЦЗ и Православной Церкви в Америке. В первом случае – кипящая жизнь, а в другом – какая-то замороженность. – Православная Церковь Америки сейчас переживает не самые лучшие времена, и мы от всего сердца молимся о наших собратьях и желаем им скорее преодолеть этот кризис. И слово " кризис " здесь – не преувеличение. Именно так они и сами осознают свое нынешнее положение.

http://religare.ru/2_98769.html

поиск:   разделы   рассылка Павел Умнов Преемник-миротворец Источник:  Русский журнал Двенадцатого мая в Нью-Йорке архиереи Русской православной церкви за границей выбрали 60-летнего архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона (Капрала) преемником покойного митрополита Лавра (Шкурлы) в качестве первоиерарха РПЦЗ. Интронизация (вступление в должность) состоится 18 мая этого года, то есть в ближайшее воскресенье. Кандидатуру архиепископа Илариона уже одобрил патриарх Алексий II. Напомним, что 17 мая 2007 года в Москве патриарх Алексий II и митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, в результате которого РПЦ МП и РПЦЗ вновь стали единой Русской церковью, хотя и со сложным управлением и большой самостоятельностью РПЦЗ, подобно той, которую имеет, например, Украинская православная церковь Московского патриархата. Что же изменилось за год, какое наследство получает владыка Иларион от своего предшественника? Оставив в стороне имущественные вопросы, поговорим о том, какую роль сыграло воссоединение РПЦ МП и РПЦЗ в повседневной жизни верующих, а также в церковной политике в самом широком смысле этого слова. Отметим, что за первый год совместной жизни не сбылись самые худшие опасения скептиков: в РПЦЗ не возникло значительного раскола, лишь некоторое число приходов перестали поминать митрополита Лавра и патриарха Алексия II, РПЦ МП не стала радикально консервативной и не разорвала своих отношений ни с Константинополем, ни со Всемирным советом церквей. Но не оправдались и радужные прогнозы: две части Русской церкви не стали еще в полной мере одним целым. Несколько раз в году то в Москву, то в США ездили делегации, в которые входили представители Церкви, покойный митрополит Лавр успел незадолго до смерти получить в Москве награды и выступить перед молодежью на Всемирном русском народном соборе, но все эти обмены и конференции фактически не затронули массу простых верующих, большинство из которых вряд ли вообще подозревают о существовании РПЦЗ. Да и сам митрополит Лавр при всем его духовном опыте и непререкаемом авторитете, выступая на Соборе перед молодежью зимой этого года, выглядел скорее " последним из могикан " , чем человеком, который мог бы заинтересовать молодежь. Да, конечно, он был живым хранителем православной традиции, но его слова о том, что молодежь должна сохранять русскую речь или участвовать в богослужениях в качестве алтарников и певчих, вряд ли могли воодушевить тех " юношей бледных со взором горящим " , что были собраны в тот день в храме Христа Спасителя. Со стороны, скорее, было жалко немощного старца, с трудом читавшего какие-то правильные слова о том, " чего почти никогда не бывает в жизни " .

http://religare.ru/2_54221.html

Преемник-миротворец РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_54221.html 16 мая 2008 Павел Умнов Преемник-миротворец Источник:  http://www.russ.ru/reakcii/preemnik_mirotvorec Русский журнал Двенадцатого мая в Нью-Йорке архиереи Русской православной церкви за границей выбрали 60-летнего архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона (Капрала) преемником покойного митрополита Лавра (Шкурлы) в качестве первоиерарха РПЦЗ. Интронизация (вступление в должность) состоится 18 мая этого года, то есть в ближайшее воскресенье. Кандидатуру архиепископа Илариона уже одобрил патриарх Алексий II. Напомним, что 17 мая 2007 года в Москве патриарх Алексий II и митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, в результате которого РПЦ МП и РПЦЗ вновь стали единой Русской церковью, хотя и со сложным управлением и большой самостоятельностью РПЦЗ, подобно той, которую имеет, например, Украинская православная церковь Московского патриархата. Что же изменилось за год, какое наследство получает владыка Иларион от своего предшественника? Оставив в стороне имущественные вопросы, поговорим о том, какую роль сыграло воссоединение РПЦ МП и РПЦЗ в повседневной жизни верующих, а также в церковной политике в самом широком смысле этого слова. Отметим, что за первый год совместной жизни не сбылись самые худшие опасения скептиков: в РПЦЗ не возникло значительного раскола, лишь некоторое число приходов перестали поминать митрополита Лавра и патриарха Алексия II, РПЦ МП не стала радикально консервативной и не разорвала своих отношений ни с Константинополем, ни со Всемирным советом церквей. Но не оправдались и радужные прогнозы: две части Русской церкви не стали еще в полной мере одним целым. Несколько раз в году то в Москву, то в США ездили делегации, в которые входили представители Церкви, покойный митрополит Лавр успел незадолго до смерти получить в Москве награды и выступить перед молодежью на Всемирном русском народном соборе, но все эти обмены и конференции фактически не затронули массу простых верующих, большинство из которых вряд ли вообще подозревают о существовании РПЦЗ. Да и сам митрополит Лавр при всем его духовном опыте и непререкаемом авторитете, выступая на Соборе перед молодежью зимой этого года, выглядел скорее " последним из могикан " , чем человеком, который мог бы заинтересовать молодежь. Да, конечно, он был живым хранителем православной традиции, но его слова о том, что молодежь должна сохранять русскую речь или участвовать в богослужениях в качестве алтарников и певчих, вряд ли могли воодушевить тех " юношей бледных со взором горящим " , что были собраны в тот день в храме Христа Спасителя. Со стороны, скорее, было жалко немощного старца, с трудом читавшего какие-то правильные слова о том, " чего почти никогда не бывает в жизни " .

http://religare.ru/2_54221_1_21.html

Протоиерей Михаил Ли: Песнопения Страстной седмицы и работа на каменоломне В Австралии ушел из жизни старейший китайский священник 12 мая, 2016 В Австралии ушел из жизни старейший китайский священник 12 мая в Австралии ушел из жизни протоиерей Михаил Ли, старейший китайский священник. Отца Михаила вспоминает протоиерей Владимир Бойков, благочинный приходов РПЦЗ в Новой Зеландии. Помню, как стараниями владыки Илариона (Капрала) в конце девяностых годов отцу Михаилу с матушкой удалось переехать в Австралию, где после долгого перерыва он продолжил священническое служение. Моя мама – председатель Китайского миссионерского общества нашей епархии, и нетрудно догадаться, что мы часто общались с отцом Михаилом. Помню самую первую нашу встречу в Австралии. Мы ехали куда-то на машине, и я стал спрашивать отца Михаила и матушку о том, как они выжили, как молились после того, как их выгнали из дому, не позволяли отцу Михаилу, работавшему на каменоломне, ни рясу надевать, ни крест, ни открыто молиться. Вообще показывать свою православную веру было запрещено. Отец Михаил ответил: «Мы пели песнопения Страстной седмицы и так – тайно молились». И он прямо в машине начал петь тоненьким голоском «Благообразный Иосиф…», «Чертог Твой…» «Матушка тоже пела?» – поинтересовался я. «Нет, – ответил отец Михаил, – матушка так плакала, что потеряла совсем голос». Оказалось, что у матушки был очень красивый голос, когда они еще служили, но после всех тягот, выпавших на их долю, голос пропал. Когда владыка Иларион нашел отца Михаила в Китае, тот был простым иереем, еще не получившим на тот момент никаких церковных наград – он просто не успел их получить, власти запретили ему служить. В Австралии владыка начал награждать отца Михаила, ведь он был рукоположен в 1950 году – раньше всех наших клириков. Помню, как спустя время, когда отец Михаил был уже митрофорным протоиереем, мы с ним встречались где-то два-три раза в году – на службах в Сиднее. Во время соборной службы его ставили первым, как митрофорного протоиерея, а он говорил всем: «Нет, нет, я должен встать самый последний, потому что вы же все больше меня служили по времени».

http://pravmir.ru/protoierey-mihail-li-p...

Прошло немногим больше года с тех пор, как две части Русской Православной Церкви воссоединились. За это время в жизни Зарубежной Церкви произошли драматические события. Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Лавр (Шкурла), бывший горячим сторонником воссоединения, отошел в мир иной. Ему на смену Архиерейский Собор РПЦЗ избрал архиепископа Илариона (Капрала). На том же заседании Собора первым заместителем Первоиерарха был избран архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). Архиепископ прекрасно знаком нашим читателям. Он довольно часто выступает на страницах «НГР» с комментариями по тем или иным событиям церковной жизни. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей беседу с этим известным церковным деятелем русского зарубежья, которую провел с ним ответственный редактор «НГР» Марк Смирнов. В этой беседе архиепископ очень подробно и интересно рассказал о своей жизни, о переходе в православие, о проблемах, существующих во взаимоотношениях Православных Церквей, и прежде всего Москвы и Константинополя. – Ваше Высокопреосвященство, мы встречаемся с вами ежегодно для того, чтобы поговорить о церковной жизни в России и за рубежом. На этот раз мне хотелось бы задать вам вопросы, касающиеся вашей жизни, судьбы и биографии как одного из иерархов Русской Зарубежной Церкви. Не могли бы вы коротко рассказать о себе, ведь многие даже не знают, что вы природный немец. – Родился я в военное время в 1941 году, в январе, в городе Хемнице. Мои первые детские впечатления были связаны с войной. Бомбежки, голод, бегство от Красной армии, устройство на новом месте и полная неопределенность во всем. Послевоенные годы тоже были нелегкие. Родители работали в консерватории и приезжали домой только по выходным. Все эти годы жизнь нашей семьи была связана с противостоянием той или иной власти. Моих родителей преследовали сначала нацисты, из-за того, что они не принимали их идеологию, а потом коммунисты. В 1953 году, когда в Восточной Германии произошло антикоммунистическое восстание, отцу пришлось бежать в Западную Германию. Позднее и мы перебрались к нему. В Восточной Германии мы жили в городе Галле. Там мои родители преподавали музыку в университете. Спустя несколько лет наша семья обосновалась во Франкфурте, где я посещал гимназию, а затем поступил в университет. В этом городе я познакомился с русской эмигрантской молодежью. Многие из них были православными, и я вместе с ними стал посещать местную церковь, куда меня что-то влекло. Я на практике стал изучать русский язык, который нам преподавали в школе еще в Восточной Германии. Но там я его не любил, потому что нам было противно все, что было связано с советской властью. Впоследствии, когда я уже попал на Запад и поступил в университет, то решил использовать знания русского языка, чтобы бороться с властью коммунистов.

http://pravoslavie.ru/36796.html

 Митрополит Иларион: Диалог с представителями «Киевского Патриархата» начат по их инициативе 1 декабря, 2017. Новостная служба Митрополит Иларион: «Это была инициатива представителей самого автора письма» 1 декабря. ПРАВМИР. Митрополит Волоколамский Иларион опроверг информацию о том, что диалог РПЦ и  представителей «Киевского Патриархата» был начат по инициативе Московского Патриархата. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион  рассказал на пресс-конференции, что определение Архиерейского Собора было реакцией на письмо главы «Киевского Патриархата». «Хотел бы подчеркнуть, что действительно бывший митрополит Филарет сделал шаг к восстановлению единства канонической Церкви на Украине. Это была его инициатива, вопреки некоторым заявлениям, которые сейчас звучат из Киева, что якобы Москва инициировала этот процесс. Мы ничего не инициировали. Инициатива исходила от него. Письмо было передано его посланцами и реакция Архиерейского Собора на это письмо была положительной», – подчеркнул Митрополит Иларион. Представитель ОВЦС отметил, что встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой так называемого «Киевского Патриархата» в ближайшее время не ожидается. «В самом так называемом «Киевском Патриархате» спорят разнонаправленные тенденции — есть лица, которые стоят на ярко выраженных автокефалистских  и для которых не существует иной темы для обсуждения, кроме автокефалии. А есть люди, которые настроены на более конструктивный диалог», – заявил представитель РПЦ. Ранее пресс-служба «Киевского Патриархата» опубликовала заявление о том, что  Московская Патриархия якобы выразила желание вступить в диалог с Патриархом Филаретом через посредничество Первоиерарха РПЦЗ (МП) митрополита Илариона (Капрала). В сообщении отмечается, что «Единственной конечной целью»  диалога с Московским Патриархатом «УПЦ КП видит исключительно признание автокефалии Поместной УПЦ Киевского Патриархата, и объединение украинского православия».

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-dia...

поиск:   разделы   рассылка Павел Круг Компромиссный Иларион Ближайший сподвижник покойного митрополита Лавра скорее всего станет его преемником Источник:  НГ-Религии Русская Зарубежная Церковь спустя год после подписания документа о каноническом обще – нии с Московским Патриархатом обретет своего нового главу. 11 мая в Джорданвилле (США, штат Нью-Йорк) соберется Архиерейский Собор, который на следующий день должен избрать преемника митрополита Лавра (Шкурлы), скончавшегося 16 марта. На 18 мая намечена интронизация шестого первоиерарха РПЦЗ. Он же станет первым главой этой Церкви, который будет утвержден Патриархом Московским и всея Руси согласно подписанному в Москве Акту о каноническом общении. Сейчас в Русской Зарубежной Церкви 11 архиереев. Несмотря на тайну голосования, имена основных кандидатов стали известны чуть ли не сразу же после кончины митрополита Лавра. Разные источники в РПЦЗ называли имена архиепископов Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона (Капрала), Берлинского и Германского Марка (Арндта) и Манхэттенского Гавриила (Чемодакова). При этом наибольшее число наблюдателей склонно полагать, что будет избран архиепископ Иларион. Неизбежно встает вопрос: что будет с наследием митрополита Лавра, которое оказалось главным делом его жизни – достижением единства с Московским Патриархатом после 80-летнего разрыва отношений? Похоже, кого бы ни избрали архиереи Зарубежной Церкви, поворота назад не будет, а активные контакты духовенства РПЦЗ и Московского Патриархата продолжатся. Стоит напомнить, что архиепископ Берлинский Марк руководил работой согласительных комиссий со стороны РПЦЗ еще с середины 1990-х годов. Архиепископ Сиднейский Иларион принимал самое активное участие в организации IV Всезарубежного Собора в 2006 году, который дал " зеленый свет " воссоединению с Церковью в Отечестве. Хотя не все архиереи были готовы к столь решительному шагу. Митрополит Лавр решил фор – сировать события за эту смелость его превозносит в своем не – давнем интервью-некрологе мос – ковский архимандрит Тихон (Шевкунов), считающийся глав – ным лоббистом идеи " воссоединения Церквей " в России. В этой связи интересна фигура третьего возможного кандидата на митрополичий престол – это архиепископ Манхэттенский Гавриил. Именно он на IV Всезарубежном Соборе рекомендовал повременить, предупреждал о возможности раскола, но после того как " историческое воссоединение " состоялось,тоже принял Акт о каноническом общении. Иерархов, выступающих против воссоединения, в Зарубежной Церкви вообще не осталось. Это стало ясно с уходом из юрисдикции РПЦЗ епископа Агафангела (Пашковского). Он сформировал Времен ное высшее церковное управление, которое джорданвилльский Синод объявил неканоничным.

http://religare.ru/2_53082.html

«Киевский Патриархат»: Анафема Филарета неканонична, покаяния не будет, нужна автокефалия 1 декабря, 2017. Новостная служба Пресс-центр «Киевского Патриархата» объяснил свое видение целей диалога с РПЦ 1 декабря. ПРАВМИР. Пресс-служба «Киевского Патриархата» заявила, что рассчитывает на «признание Русской Церковью автокефалии Поместной Украинской Православной Церкви и объединение украинского православия вокруг Киевского Патриаршего Престола». В опубликованном   заявлении пресс-центра « Киевского Патриархата» «признание автокефалии Поместной УПЦ Киевского Патриархата» названо «единственной конечной целью» диалога с Московским Патриархатом. По данным пресс-центра, Московская Патриархия якобы выразила желание вступить в диалог с Патриархом Филаретом через посредничество Первоиерарха РПЦЗ (МП) митрополита Илариона (Капрала). «Непосредственным предметом диалога имелось в виду преодоление всего комплекса проблем, которые препятствуют нормальному церковному общению между РПЦ и УПЦ КП, как это должно быть между Поместными Церквами», – отмечается в сообщении пресс-центра. Как сообщают представители пресс-центра, «главным препятствием для РПЦ являются ее собственные решения относительно «снятия сана» (1992 г.) и «анафемствования» (1997 г.), которые Московский Патриархат безосновательно и неканонично применил к Патриарху Филарету». В сообщении говорится, что «первым шагом для установления отношений между двумя Поместными Церквами должно стать решение Архиерейского Собора РПЦ о «признании недействительными» указанных решений относительно Патриарха Филарета. «Следствием такого решения должно стать создание предпосылок для признания Русской Церковью автокефалии Поместной Украинской Православной Церкви и объединения украинского православия вокруг Киевского Патриаршего Престола – что есть и всегда было единственной конечною целью диалога УПЦ КП с Московским Патриархатом», – отмечается в сообщении. Представители пресс-центра пишут, что в направленном на Архиерейский Собор письме главы «Киевского Патриархата» «были учтены пожелания со стороны Московского Патриархата «обойти острые углы» для того, чтобы обе стороны имели возможность в диалоге «сохранить лицо».

http://pravmir.ru/kievskiy-patriarhat-an...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010