«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 18 мая, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Вторая заповедь Блаженства, возможно, имеет параллель в Книге пророка Исаии — в том самом отрывке, который Иисус прочитал в Назаретской синагоге (Лк. 4:16–20). Приведем его по версии Септуагинты: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем… утешить всех плачущих (παρακαλσαι πντας τος πενθοντας) , дать плачущим (πενθοσιν) Сиона славу вместо пепла, елей радости плачущим, одежду славы вместо духа уныния» (Ис. 61:1–3). Словесное сходство двух греческих переводов — книги пророка Исаии и слов Иисуса — очевидно; подобным же сходством должен был, вероятно, обладать и еврейский оригинал. Слова Иисуса содержат прямую аллюзию на текст Исаии . Тот факт, что Иисус в Назаретской синагоге применяет эти слова пророка к Самому Себе, свидетельствует о том, что именно Себя Он видит источником радости: именно Он призван «утешить всех плачущих». Это утешение сфокусировано в Его личности, подобно тому, как Царствие Небесное, обещанное нищим духом, также имеет Его своим источником. Христоцентризм обеих заповедей очевиден. Иисус не только заявляет о блаженстве людей, обладающих теми или иными качествами: Он Сам и является подателем этого блаженства. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса о скорби и радости, обращенные к ученикам на Тайной вечере: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16:20). Скорбь учеников при разлучении с Ним Иисус сравнит со страданиями женщины при родах, а радость о Его воскресении — с радостью о рождении ребенка. Опять же, источником радости оказывается Он Сам: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Утешение, о котором Иисус говорит в заповедях Блаженства, и радость, о которой будет говорить ученикам на Тайной вечере, имеют вечный, вневременной характер и проистекают от встречи с Ним — Богом воплотившимся.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 25 мая, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Праведность — то качество, которое, согласно Нагорной проповеди, должно быть отличительной особенностью учеников Иисуса, составляющих Церковь . Речь идет, прежде всего, о правде, или праведности, вытекающей из закона Божия и из воли Божией . Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде (δικαιοσνης) и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден (Ин. 16:7–11). Правда — одно из ключевых библейских понятий. На языке Ветхого Завета оно означало прежде всего следование заповедям Божиим; призвание богоизбранного народа заключается в том, чтобы «ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19). Искание правды — необходимое условие для того, чтобы овладеть землей обетованной: «Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 16:20). В псалмах понятие правды употребляется как в смысле человеческой праведности, так и применительно к Богу, причем оба понимания правды тесно взаимосвязаны: Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! (Пс. 4:2). Господи! путеводи меня в правде Твоей (Пс. 5:9). Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне (Пс. 7:9). Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего (Пс. 7:18). Ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника (Пс. 10:7). Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24:8–9).

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 29 июня, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». «Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мр. 9:50). У Луки то же изречение приводится в иной редакции: «Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лк. 14:34–35). Здесь упоминается еще один способ употребления соли: в качестве удобрения. Однако и для этой цели нельзя использовать испорченную соль. Раннехристианские авторы толкуют изречение Иисуса как в буквальном, так и в переносном смысле. Ориген говорит о том, что, как соль предохраняет мясо от порчи и позволяет ему долго сохраняться, «так и ученики Христовы всячески поддерживают и сохраняют эту земную область, препятствуя зловонию, происходящему от грехов идолослужения и блуда» . По словам Иоанна Златоуста, Христос как бы обращался к ученикам: «Слово, которое вы слышите, относится не только к вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную». Говоря «вы — соль земли», Христос «показал, что вся человеческая природа обезумела и прогнила от грехов. Поэтому Он требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны для других» . Кирилл Александрийский считает, что солью Иисус называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово, «ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и без апостольского разумения и научения всякая душа и безумна, и нездорова, и неугодна Богу» . Каков изначальный смысл слов Иисуса о соли земли? В этот образ заложен многоуровневый смысл. В самом широком смысле можно говорить о том, что христианство придает вкус человеческой жизни, делает ее содержательной, не пресной. Если Царство Небесное, принесенное людям Иисусом, является неким особым измерением человеческой жизни, то сравнение его с солью позволяет лучше понять его свойства и его ценность. Христиане, согласно Его учению, живут «в мире» (Ин. 16:33), но они «не от мира» (Ин. 15:19). Не смешиваясь с миром, они наполняют его жизнь смыслом, их присутствие в мире становится важным фактором человеческого благобытия.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 2 марта, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». В современной научной литературе Нагорная проповедь чаще всего рассматривается не как речь Иисуса, зафиксированная одним из Его учеников, а как продукция евангелиста Матфея, в лучшем случае основанная на отдельных изречениях Иисуса, сшитых в единую литературную ткань евангелистом. Картина, которую рисуют многие исследователи, сводится примерно к следующему. Около 70 г. по Р.Х. появилось самое краткое из четырех Евангелий – от Марка. Оно легло в основу двух других синоптических Евангелий – от Матфея и Луки. Тот материал в Евангелиях от Матфея и Луки, который отсутствует у Марка, должен быть заимствован из другого первоисточника: ученые назвали его буквой Q. Несмотря на то что источник Q так никогда и не был найден, многие ученые настолько уверовали в его существование, что даже ссылаются на него как на реально существующий текст. В 2000 году вышло критическое издание этого мнимого первоисточника, базирующегося на отдельных стихах синоптических евангелий и апокрифического «Евангелия от Фомы», вырванных из общего контекста и представленных в виде параллельных столбцов. Нагорная проповедь Общим местом стало утверждение, что Евангелие от Матфея появилось «спустя полвека после распятия» , то есть в 90-х годах I века . Исследователи, исходящие из того, что Матфей составлял свое Евангелие уже после падения Иерусалима, в разгар гонения на Церковь, видят подтверждение этой позиции прежде всего в той части Нагорной проповеди, которая начинается словами Блаженны изгнанные за правду … (Мф. 5:10). Восьмая заповедь Блаженства, полагают они, «полностью сочинена Матфеем… В этом стихе ситуация Матфеевой общины становится очевидной.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 4 мая, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Точный смысл выражения «нищие духом» (πτωχο τ πνεματι) становится практически неразрешимой экзегетической задачей, если пытаться оторвать его толкование от церковной традиции: в этом случае понимание слов Иисуса зависит от того, в каком смысле употреблен термин «нищие» (буквальном или метафорическом), а также от понимания термина «духом», стоящего в греческом тексте Евангелия в дательном падеже. В церковной традиции это выражение имело двоякое толкование. С одной стороны, по словам Василия Великого, «нищие духом» — это те, «которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19:21; Лк. 18:22)» . Речь идет, следовательно, о материальной нищете . С другой стороны, очень многие толкователи воспринимали выражение «нищие духом» как указание на духовные качества. По словам Макария Египетского, быть нищим духом означает «не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает и имеет» . Таким образом, нищета духовная является синонимом смирения. Иоанн Златоуст говорит: Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем… Он называет прежде всего блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: нищие? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих . Некоторый свет на значение термина «нищие духом» могут пролить сходные выражения, встречающиеся в Ветхом Завете, например, «сокрушенные сердцем и смиренные духом» (Пс. 33:19), «смиряться духом» (Притч. 16:19), «смиренный духом» (Притч. 29:23), «смиренный и сокрушенный духом» (Ис. 66:2). Все эти выражения лишь подтверждают правильность второй из двух традиционных интерпретаций первой заповеди Блаженства: в ней говорится о смирении.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Интервью архиеп. Илариона (Алфеева) для журнала " Эксперт " : частное мнение или новое политическое кредо? Комментарии обозревателя 25.06.2009 659 Время на чтение 12 минут - Андрей Брониславович, что скажете о последнем выступлении в журнале " Эксперт " главы ОВЦС архиепископа Илариона (Алфеева) и, в частности, о его исторических оценках личности Сталина? - Я думаю, что это довольно значимое заявление. До сих пор Церковь воздерживалась от резких оценок отечественной истории ХХ в. И не потому, что какие-то темы запретны. - Почему же? - О сталинском периоде у нас сказано и написано много. " Правды о репрессиях " , которая была бы неизвестной и сенсационной, говорила бы новое слово, как-то по-особенному поворачивала советскую историю - её, насколько я понимаю, нет. Или почти нет. Пускай меня, если что не так, поправят историки. Церковь до сих пор старалась воздерживаться, будучи по сравнению с другими более деликатной. Не стреляла в советское прошлое, чтобы в очередной раз не угодить в Россию. - В чем же тогда сенсация интервью? - Из всего, о чем мог сказать вл. Иларион, выбран Сталин, и тон безапелляционный. - Иными словами, заявление претендует быть программным. - Да, возможно. - Что изменилось и откуда, как Вы считаете, у вл. Илариона желание " выстрелить " ? - Внутри иерархии назрело большее желание играть роль в политике. Ну, и напирают извне. Мол, хватит теоретизировать. Мы видели это недавно, когда один из идеологов КПРФ, Е. Лигачев, обратился с открытым письмом к Патриарху. Одни желали бы поставить РПЦ в оппозицию к власти, другие - держать около власти. Политическая ситуация обостряется и будет обостряться. Так что всё это очень понятно. В последние годы написано много программных документов, хороших, концептуальных, начиная с Основ социальной концепции РПЦ и далее. Проблема в том, что они существуют как бы вне действующей российской политической практики. Многие вещи, теоретические положения из этих документов при желании можно истолковывать как в пользу одних, так и в пользу других. Разговор идет об идеальной, лучшей России, но не говорится твердо, кто виноват и что делать. Теперь, благодаря владыке Илариону, нам это поясняется. По крайней мере, кто виноват, поясняется.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/25/...

Закрыть За что же так жёстко наказали митрополита Илариона (Алфеева)? О загадочных решениях последнего Священного Синода 13.06.2022 35343 Время на чтение 9 минут Фото: t.me/MetropolitanHilarion Чрезвычайное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшееся 7 июня, до сих привлекает внимание православной общественности какой-то загадочностью своих решений. Наблюдателю бросается в глаза уже сам факт того, что заседание Св.Синода было собрано в пожарном порядке, практически через неделю после завершившихся совсем недавно очередного и внеочередного заседаний Синода. Напомним, что 27 мая состоялось очередное заседание Священного Синода, на котором традиционно были рассмотрены все рутинные вопросы церковной жизни. В этот же день (не то специально, не то случайно) в Киеве проходило собрание Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которое плавно перешло в Архиерейский, а затем и Поместный собор УПЦ МП, принявший ожидаемо-неожиданное противоречивое решение. Вроде бы как было объявлено о провозглашении автокефалии, а вроде как никто об автокефалии Москву не просит. Не просит УПЦ об автокефалии и Константинополь, – а больше неоткуда получить автокефалию, которая, при этом, вроде как провозглашена. Словом, загадка… 29 мая, в воскресенье, состоялось внеочередное заседание Священного Синода, посвящённое одному-единственному вопросу – итогам состоявшегося 27 мая в Киеве собора УПЦ. Было принято решение, что нужно будет изучить изменения, которые хотят внести в Устав УПЦ, что УПЦ нужно действовать в каноническом поле, т.е. обращаться с вопросом об изменениях Устава к Матери-Церкви – РПЦ. Выражено беспокойство отказом от поминания Патриарха Московского за богослужением в храмах УПЦ. Заметно, что решение Синода выдержано во взвешенных тонах, оно сохраняло пространство для дальнейшего диалога с УПЦ МП. Но вот проходит неделя. 7 июня Св. Синод созывается снова и на нём принимаются совсем другие по тону решения . На заседании 7 июня принято пять журналов. Один из них (журнал 57-й) – рутинный, но характерный в свете дальнейшего: о поездке председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в Венгрию, где он встретился с католическим кардиналом, с премьер-министром Венгрии, которого благодарил за позицию Венгрии по исключению Патриарха Кирилла из санкционного списка Евросоюза, и архиереем Сербской Церкви. Синодалы, что примечательно, поблагодарили премьера Венгрии, а митрополита Илариона – нет. Это уже предвещало бурю.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/13/za...

Кто Он, Иисус из Назарета? Владыка Иларион пытается дать ответ, убедительный для наших современников 26 октября, 2016 Владыка Иларион пытается дать ответ, убедительный для наших современников Рецензия на книгу митрополита Илариона (Алфеева) «Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга первая. Начало Евангелия» (Москва, 2016). Новая книга митрополита Илариона (Алфеева) является первой частью задуманного им обширного многотомного проекта, посвященного исследованию жизни и учения Иисуса Христа. Митрополит Иларион отдает себе отчет в том, что «к настоящему времени об Иисусе написано и сказано столько, что… прибавить к сказанному давно уже нечего». Читатель спросит: зачем же тогда пускаться в новое исследование? Автор предвидит такой вопрос и отвечает на него: «Каждая новая эпоха рождает новые попытки осмыслить Его личность, и в каждом новом поколении к этой личности обращаются священнослужители, богословы, писатели, поэты, художники, композиторы, не говоря уже о миллионах простых людей, верующих и неверующих, каждый из которых пытается найти… ответ на вопрос: кто Он?» (с. 6). Кто Он, Иисус из Назарета? Этот вопрос задавали себе апостолы (Мк. 4:41. Лк. 8:25), над его решением бились Вселенские соборы. Не мудрено, что и в нашем поколении он продолжает волновать сердца и будоражить умы миллионов, что и сегодня люди стоят перед этим неотвратимым вопросом. Владыка Иларион пытается дать на него такой ответ, который был бы убедителен для наших современников, и делает это изнутри церковной традиции, опираясь на весь двухтысячелетний опыт Православной Церкви. Богословский талант вкупе с литературным даром, которым он, несомненно, обладает, позволяет сделать этот ответ внятным как для верующих во Христа, так и для тех, кто еще только ищет истину. Образ Христа, представленный в Евангелиях, обладает огромной притягательной силой. Эта человечность Иисуса и есть самое великое откровение Бога о Себе. Бог во Христе Иисусе стал человеком, чтобы, как говорит евангелист Иоанн, «явить» нам Бога (Ин. 1:18), а точнее, «объяснить» нам Его (в оригинальном греческом тексте – именно «объяснил», «истолковал»: ξηγ σατο экзегесато , что блаженный Иероним когда-то гениально перевел на латынь через enarravit, «рассказал»). Интерпретируя евангельские рассказы о Христе, эту «человеческую историю Иисуса», автор воссоздает Его «живой образ… на основании имеющихся источников» и представляет «Его учение так, как оно отражено в Евангелиях» (с. 8). В этом автор совершенно верен церковной традиции понимания Евангелий и истолкования слов и дел Иисуса, потому что «все детали Его человеческой истории имеют прямое отношение к тому Откровению, которое Бог дал людям через Него как Своего Единородного Сына. Сквозь Его человеческие черты проступают черты лика Божия; Его человеческое слово является словом Божиим, обращенным к людям» (с. 8).

http://pravmir.ru/kto-on-iisus-iz-nazare...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возможна ли канонизация протоиерея Александра Меня? Заявление митрополита Илариона (Алфеева) вызвало бурную реакцию среди православных 16.02.2021 4863 Время на чтение 4 минуты Недавнее заявление председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) о том, что протоиерей Александр Мень может быть канонизирован Русской Православной Церковью при условии, если будет доказано, что его смерть была мученической, вызвало бурную реакцию среди православных. Тема допустимости канонизации убиенного священника известного своими, мягко говоря, неоднозначными взглядами, активно обсуждается в социальных сетях и месенджерах. Как известно, протоиерей Александр Мень был убит неподалеку от своего дома в поселке Семхоз Московской области по дороге на церковную службу 9 сентября 1990 года. Убийство осталось нераскрытым. Напомним, что митрополит Иларион заявил в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале « Россия-24 »: «Отец Александр Мень был выдающимся проповедником, катехизатором и миссионером своего времени. Его кончина была трагической, и я думаю, что если будет доказано, что она была мученической, он может быть канонизирован как мученик». В качестве заслуг о.Александра митрополит Иларион назвал его проповедническую активность в трудных условиях, когда Церковь была лишена возможности проповедовать за пределами храмов. «Он проповедовал и в своем храме, где до конца дней он служил священником. Он проповедовал через книги, а в последние годы, когда открылись новые возможности, он проповедовал и в светских аудиториях», - сказал председатель ОВЦС. При этом, сам митрополит Иларион отметил неоднозначность богословских взглядов священника: «Например, он в некоторых своих книгах проводил параллели между христианством и другими религиями, и эти параллели создавали впечатление, что между христианством и другими религиями гораздо больше общего, чем это есть в действительности. Подобная широта взглядов отца Александра Меня и тогда смущала его читателей, и сейчас продолжает их смущать».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/16/vo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Каким был Христос? 4 мин., 30.09.2016 Эта книга доктора богословия, председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) является первой книгой из шести, образующих серию «Иисус Христос. Жизнь и учение». Книга написана в интересном и крайне востребованном современным российским читателем жанре научно-популярной литературы, при котором систематичность и всесторонность в рассмотрении темы сочетается с доступностью формы изложения. Подобный подход доказал свою действенность благодаря появлению в последние годы ряда трудов православных авторов по богословской тематике (в том числе — и книг самого митрополита Илариона), написанных в указанном жанре. Однако в области библейских исследований таких произведений, принадлежащих перу православных исследователей, практически не было, и читателям приходилось обращаться к устаревшей на сегодняшний день литературе — причем сюда следует отнести не только работы дореволюционного профессора А. П. Лопухина, но также и более близкого нам по времени протоиерея Александра Меня. Тем читателям, которые желали в доступной форме ознакомиться с современными библейским исследованиями, не оставалось ничего иного, как обращаться к переводным произведениям западных авторов, чьи богословские и методологические предпосылки нередко отличаются от позиции Церкви, что автоматически заставляет с осторожностью от-носиться и к результатам их исследований. Книга митрополита Илариона (Алфеева) не только восполнила эту лакуну, но и задала высокую планку для тех авторов, которые пожелают впоследствии трудиться на поле православной научно-популярной библеистики. Важнейшее достоинство но-вой книги — ее универсальность. Популярная форма изложения не стала для автора препятствием к тому, чтобы основательно рассмотреть широкий круг вопросов, связанных с евангельской тематикой. Книга содержит богатый иллюстративный материал как в прямом смысле — огромное количество интересных фотографий и рисунков, так и в литературном — многочисленные яркие цитаты из художественной и исторической литературы, что делает ее привлекательной и доступной.

http://foma.ru/kakim-byil-hristos.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010