Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси , жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого († 1054), сына святого равноапостольного Владимира . В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов. Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Святой Иларион, священник княжеского села Берестова, под Киевом, был духовным отцом и сподвижником князя Ярослава. " Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал, - рассказывает преподобный Нестор Летописец . - Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу... " Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто " муж книжный " , но обладал великими духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Русской Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Святой Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое " Слово о законе и благодати " , в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом. Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого († 20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913225.htm...

Двадцать восьмой день. Поуч. 1-ое. Преп Иларион Новый (игумен Пеликитского монастыря). (Не должно привязываться к миру). I. Еще в юности возложив крест на рамена свои, преподобный Иларион, память коего совершается ныне, отрешился от всех сладостей мира и, предавшись иноческим трудам, скоро превзошел всех строгою жизнью и добродетелями. Впоследствии он был посвящен в сан пресвитера и игумена Пеликитской обители в Малой Азии, близ Геллеспонта. В царствование императора Константина Копронима преподобный Иларион потерпел гонение за почитание икон (и скончался около 754 г.). Он называется новым – в отличие от Илариона Далматского, также исповедника, потерпевшего гонение при Льве Армянине. Между письменными наставлениями Илариона сохранилось известным послание его, озаглавленное: «к старейшему брату моему и рабу Христову, аз убогий и мний Иларион, малейший разумом и неключимый ни в коем же деле блазе: все, отрекшиеся мира сего, приемше иноческий образ и вземше на рамо крест Христов, нарекшеся преемниками апостолам! Возлюбим нравы тех, которых образ носим, последуем тем, которых учениками нарицаемся, возненавидим земное, по примеру отцев наших. Приидите, вопросим самовидца и слугу Слова Божия, любимого ученика Христова, возлегшего на перси Господни и почерпшего тамо мудрость; приидите, мятущиеся среди земных вещей, приидите, двоедушные, не отвергшиеся мира и присвояющие жизнь вечную; приидите, вопросим св. Иоанна девственника, и он возвестит полезное. Глаголи нам, глаголи, Иоанне Богослове, что сотворим, да спасемся? Хочется нам Царствия небеснаго: но правда ли, что хощем? не видно; мы увлекаемся любовию к миру; любим золото, собираем имение, любим дома светлые, любим славу, честь, красоту: и это очевидно для каждаго. Поведай же нам истину, апостоле, разбери спор наш, примири нас, да будем единомысленны; богатые между нами иноки укоряют нищих, нищие осуждают богатых. Отвечай нам, красота апостолов, Иоанне, отвечай нам, громогласные уста. И вот возглашает он: аз, яко слышах и видех у Самого Слова Божия, тако же и проповедаю: не любите мира, ни яже в мире; аще бо кто любит мир сей, несть любви Отчей в нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Митрополит Иларион: Я подхожу к материалу, который изложен в Евангелиях, как к свидетельству очевидцев 27 апреля, 2017. Митрополит Иларион (Алфеев) Митрополит Иларион представил свою новую книгу 27 апреля. ПРАВМИР. Презентация книги «Чудеса Иисуса», председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариаона, прошла в рамках «Библионочи» в торговом доме «Библио-Глобус» в Москве. Митрополит Иларион обратился к присутствующим: «Я начал писать эту серию, поскольку хотел рассказать о Господе нашем Иисусе Христе на основе четырех Евангелий, с учетом имеющегося сопутствующего материала: толкований Святых Отцов на Евангелие, трудов современных ученых, посвященных Евангельскому тексту, и работ древних историков, которые помогают нам лучше понять контекст Евангельской истории. Поначалу я думал, что ограничусь одной книгой, но по мере написания текст стал разрастаться, и стало понятно, что в один том невозможно вместить все, что мне хочется рассказать об Иисусе. Итогом работы стали шесть книг, третью из которых сегодня я представляю вашему вниманию. В первой книге я рассказывал о том, что такое Новый Завет, как Евангелие толковалось и изучалось в течение истории, почему Евангелий четыре, а не одно, рассматривал главы из четырех Евангелий, повествующие о начальном периоде земной жизни Господа Иисуса Христа и начале его общественного служения. Вторая книга была посвящена трем главам из Евангелия от Матфея, содержащим Нагорную проповедь Спасителя. В ней содержится квинтэссенция нравственного учения Господа Иисуса Христа. Дальнейшее рассмотрение материала я построил по принципу больших тематических блоков. Третья книга целиком посвящена чудесам Иисуса Христа, четвертая – притчам Иисуса, пятая – Евангелию от Иоанна (тому материалу, который не пересекается с тремя другими Евангелиями). Шестая, главная, книга (самая большая по объему) называется «Смерть и Воскресение», она посвящена последним дням, часам и минутам жизни Господа Иисуса Христа и Его Воскресению из мертвых.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-ya-...

Мониторинг СМИ Архиепископ Иларион (Алфеев): " Позитивная программа Церкви - это спасение людей " 03.06.2009 16:08 В свете кадровых перестановок в Русской Православной Церкви в центре внимания СМИ оказался новый председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион . В светской прессе говорят о его «стремительной церковной карьере», называют «молодым (он чуть старше сорока лет) перспективным епископом» и «восходящей звездой русской Церкви». Однако о том, как сам владыка Иларион относится к этому назначению, известно по-прежнему мало. Насколько уместно называть служение «церковной карьерой»? Чем жизнь «обычного» епископа отличается от жизни постоянного члена Священного Синода? Что ждет архиепископа Илариона на посту председателя ОВЦС? На эти и другие вопросы владыка ответил в интервью «Фоме». Архиепископ Иларион (Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве. В 1984 году поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории, но в 1987 году по собственному желанию оставил обучение и стал послушником в Виленском Свято-Духовом монастыре. В том же году рукоположен во иеромонаха. В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную семинарию, в 1991 году — Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, а в 1993 году — аспирантуру МДА. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. С 1995 года работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 года вступил в должность секретаря по межхристианским связям. В 2002 году рукоположен во епископа. В 2003 году назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархиями. В 2009 году решением Священного Синода назначен Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода с титулом епископ Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси и возведен в сан архиепископа. Автор более 600 публикаций по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Митрополит Иларион: Хотел бы выразить надежду на то, что следующий Папа Римский будет, в хорошем смысле слова, традиционалистом 04.03.2013 11:58 2 марта 2013 года гостем программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал католический богослов и священник Иакинф Дестивель. Митрополит Иларион:  Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о Католической Церкви после ухода на покой Папы Бенедикта XVI. У меня в гостях католический богослов и священник отец Иакинф Дестивель. Здравствуйте, отец Иакинф. Свящ. И. Дестивель:  Здравствуйте, владыка. Сейчас Католическая Церковь находится в необычной ситуации: впервые за 600 лет Папа Римский отказался от своей должности. Поступок Папы Бенедикта VI обсуждает весь мир. В связи с этим у меня к Вам, владыка, два вопроса: во-первых, возможна ли такая ситуация в Русской Православной Церкви, а во-вторых, Вы встречались с Бенедиктом XVI три раза, каким он Вам запомнился и какие впечатления на Вас произвел? Митрополит Иларион:  Не только в Русской, но и в любой Православной Церкви возможна такая ситуация, когда Предстоятель по состоянию здоровья или по каким-то иным причинам уходит на покой. В таком случае созывается Собор и избирается новый Предстоятель. В этом, в принципе, нет ничего экстраординарного, и наше каноническое право предусматривает такие возможности, поэтому, в отличие от Католической Церкви, подобные события в Православной Церкви не вызывают какого-то шока. Существуют определенные механизмы созыва Собора и выбора преемника при жизни предыдущего Предстоятеля, если он принял решение уйти на покой. Если говорить о Вашем втором вопросе, то я трижды встречался с Папой Бенедиктом XVI. Конечно, наши беседы касались исключительно официального православно-католического богословского диалога  и  двусторонних отношений между Русской Церковью и Римско-Католической Церковью. Я встречал в его лице очень вдумчивого слушателя, человека информированного, очень сочувствующего Православной Церкви и чувствительного к той проблематике, которая для нас представляет интерес и важность. Ему не надо было долго объяснять какие-то значимые для нас вещи, потому что он всегда был в курсе событий, в курсе дела. Если, например, я говорил ему, что в нашем официальном богословском диалоге возникают трудности, то он с большим пониманием к этому относился и говорил, что не надо форсировать этот диалог, не надо искусственно его ускорять, писать какие-то документы, которые потом будут вызывать сомнения у верующих, что лучше идти спокойным и тихим, но верным путем.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Патриарх Варфоломей несвободен в своих действиях 27 октября 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Несколько дней назад в Ватикане состоялась Ваша встреча с Папой Римским Франциском. В настоящее время достаточно развит диалог между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Чем можно объяснить то, что участились контакты с Римско-Католической Церковью? Правы ли те, кто говорят, что сейчас нам западные христиане ближе, чем братья из Константинополя? Митрополит Иларион: Отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквями получили новый импульс к развитию после того, как Патриарх Кирилл встретился с Папой Франциском в Гаване два с половиной года назад. Надо сказать, что и до того контакты были регулярными. Я бы не сказал, что они сейчас участились. За время понтификата Папы Франциска, я с ним встречался 7 раз, то есть в среднем я с ним встречаюсь один раз в год. Обычно это бывает осенью, в том числе и потому, что осенью проводятся заседания Синода Римско-Католической Церкви, на которые традиционно  приглашаются наблюдатели от нескольких Православных Церквей. Уже много лет я приезжаю туда в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви. Обычно я приезжаю на один или два дня. Мне дают 10 или 12 минут, чтобы высказать точку зрения Русской Церкви на конкретную тему, ведь у нас есть регулярный студенческий обмен, к нам приезжают группы сотрудников или священников из Ватикана, а мы направляем своих сотрудников или священников в Ватикан. Уже третий год у нас проходят двухнедельные Летние институты на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры. На полях Синода я всегда встречаюсь с Папой. Обычно это бывает аудиенция, которая длится около часа и позволяет обсудить вопросы, стоящие на повестке двусторонних отношений.

http://mospat.ru/ru/news/47017/

Митрополит Волоколамский Иларион: Глава англикан готов отстаивать библейское понимание семьи 28 марта 2013 г. 16:53 В марте 2013 года был избран новый Папа Римский, а также новый глава Англиканской Церкви — интронизация архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби прошла 21 марта. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , возглавивший делегацию Русской Православной Церкви на торжествах в Кентербери, в интервью РИА «Новости» рассказал о перспективах отношений Англиканской Церкви с Московским Патриархатом при новом главе Англиканской Церкви; о взаимодействии православных, протестантов и католиков в отстаивании традиционных представлений о христианской нравственности в Европе; о притеснении христиан в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока и Африки. — Ваше Высокопреосвященство, новый архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби считается консерватором, в отличие от своего предшественника Роуэна Уильямса, десять лет возглавлявшего Англиканскую Церковь. Сплотит ли это христиан в отстаивании традиционных взглядов на брак (как союз мужчины и женщины), проблема усыновления детей однополыми парами, священство, клонирование, эвтаназия и другие вопросы, вызывающие в последние годы острые общественные дискуссии, особенно в Европе? Увеличиваются ли шансы сторонников традиционных духовно-нравственных ценностей на победу в этой дискуссии и ее законодательное закрепление, или постепенное поражение в противостоянии с секулярным миром неизбежно? — Новый глава Англиканской Церкви архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби считается традиционалистом в вопросах морали. На мой прямой вопрос об отношении Церкви Англии к однополым союзам, заданный в присутствии представителей Поместных Православных Церквей, прибывших на его интронизацию, он ответил: «Позиция Церкви Англии по вопросу брака совершенно однозначна. Это записано в наших канонах, и недавно мы вновь подтвердили, что брак есть пожизненный союз мужчины и женщины. При этом в нашем обществе мы как христиане признаем абсолютную ценность человеческой личности, сотворенной Богом. Мы не можем признать иные союзы, кроме брака, но мы, как и Спаситель по Своей благодати и милости, совершаем миссию среди людей, в их немощах. В пастырском служении мы стараемся являть любовь Христову людям таким, какие они есть. Однако мое личное убеждение неизменно: брак — это пожизненный союз мужчины и женщины».

http://patriarchia.ru/db/text/2875675.ht...

Ввиду сложившихся предстоятельств Патриарх Кирилл встретится с папой Франциском в Гаване 6 февраля, 2016 Патриарх Кирилл встретится с папой Франциском в Гаване Представители Московского патриархата вчера официально объявили, что в конце следующей недели патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретится с папой Франциском. Первая в истории церквей встреча пройдет на нейтральной территории — в аэропорту Гаваны. Этот религиозный саммит готовился последние несколько десятилетий. Добиться результата, говорят источники, близкие к переговорам, удалось в том числе благодаря «взаимной симпатии Франциска и президента Владимира Путина». О предстоящей встрече первоиерархов Русской православной (РПЦ) и Римско-католической церквей вчера объявил глава внешнеполитического ведомства РПЦ митрополит Волоколамский Иларион. «Ввиду пересечения маршрутов патриарха Кирилла и папы римского Франциска, который в эти же дни будет посещать Мексику, принято решение о проведении встречи на Острове свободы 12 февраля,— заявил митрополит.— Встреча состоится в аэропорту Гаваны». Напомним, разговоры о возможной встрече патриарха с католическим понтификом ведутся в течение последних двух десятилетий. Так, в 1996-1997 годах стороны были близки к договоренности относительно личных переговоров патриарха Aлekcuя II и папы Иоанна Nabлa II в Австрии. Однако глава РПЦ в последний момент отказался из-за проблем, по которым не удалось достичь согласия. «Прежде всего это касалось действий грекокатоликов на Украине и прозелитизма католических миссионеров на канонической территории Московского патриархата»,— уточнил вчера митрополит Иларион. При Бeheдukme XVI отношения церквей вышли на новый уровень. «Он сумел снять то напряжение, которое существовало при предыдущем понтификате»,— рассказал митрополит Иларион «Ъ» в декабре 2013 года. Однако в марте 2013 года папа Бенедикт ушел в отставку. «Я думаю, что если бы он не ушел на покой, то, может быть, состоялась бы встреча патриарха с ним»,— признался в связи с этим митрополит Иларион.

http://pravmir.ru/vvidu-slozhivshihsya-p...

митрополит Волоколамский Иларион Митрополит Волоколамский Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве. С 1973 по 1984 годы обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции. В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 года был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата. В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 годах служил в армии. В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь. 19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, + 1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового (день памяти 6 (19) июня), а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. 19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен во иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (ныне архиепископ Керченский). В 1988-1990 годах служил настоятелем храмов в городе Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора города Каунаса. В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1991 году – Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил аспирантуру МДА. В 1991-1993 годах преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 годах преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

http://e-vestnik.ru/persons/mitr_hilario...

Митрополит Иларион — о подготовке к предстоящему Всеправославному Собору (+видео) 17 февраля, 2016. Митрополит Иларион (Алфеев) Верить ли слухам про восьмой вселенский собор? 3 февраля в Храме Христа Спасителя на пресс-конференции, посвящённой итогам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви Митрополит Иларион (Алфеев) рассказал о подготовке к предстоящему Всеправославному Собору. Хотел бы сказать о том, что центральной темой и первой темой обсуждения на нынешнем Священном архиерейском Соборе была подготовка Всеправославного Собора, который должен состояться в Пятидесятницу сего года на греческом острове Крит. Подготовка к этому Собору велась пятьдесят пять лет, и за это время очень много тем было обсуждено, какие-то темы были сняты с повестки дня, и не потому, что по ним было достигнуто какое-то решение, а потому, что это решение достичь не удалось. Вокруг этого Собора было и продолжает, к сожалению, распространяться большое количество разного рода слухов. Говорят, к примеру, что это будет Восьмой Вселенский Собор, и вот есть такое народное поверье, что Восьмой Вселенский Собор – это будет Антихристов Собор, что на нем, значит, заключат унию с католиками, что на нем отменят все посты, введут второбрачие духовенства, что это будет модернистский Собор и так далее. Мы каждый день в Отделе внешних церковных связей получаем по 2-3 письма от наших православных верующих из разных уголков нашей родины, содержащих призыв не ехать на Восьмой Вселенский Собор или не ехать на Антихристов Собор. В последнее время число этих писем значительно возросло, очевидно, в связи с появлением информации о том, что мы собираемся туда поехать. Вчера мне доложили сотрудники нашей канцелярии, что поступило 43 таких письма. Это примерно в 15 раз больше, чем среднестатистическое количество, получаемых нами писем. Так вот, какова на сегодня ситуация с подготовкой Всеправославного Собора? У нас было много опасений, связанных с этим собранием делегаций поместных Православных Церквей. Прежде всего, мы опасались того, что какой-то вопрос может быть поднят, по нему пройдет голосование, большинство окажется не на нашей стороне, и нам будут пытаться навязать какие-нибудь решения. Например, решение о переходе на новый церковных календарь. Поэтому с самого начала подготовки мы настаивали на том, и мы добились того, что все решения на Всеправославном Соборе будут приниматься консенсусом.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-o-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010