Делегацию Русской Православной Церкви в международном аэропорту Ларнака встретил митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия. В первый день пребывания в Ларнаке монашествующие посетили храм святого праведного Лазаря и монастырь святой равноапостольной Феклы. В церкви в честь праведного Лазаря Четверодневного делегацию встретил протопресвитер Макарий, который 58 лет несет послушание настоятеля этого храма. Приложившись к мощам праведного Лазаря, гости спустились в крипту храма, где находится гробница сего святителя. Затем участники конференции посетили монастырь святой равноапостольной Феклы, где их радушно встретила настоятельница обители игумения Константида. Матушка игумения с радостью заметила, что впервые в жизни в своем монастыре они принимают такую большую делегацию монашествующих и очень рада этому событию. Поклонившись святыням монастыря и побывав на целебном грязевом источнике, гости выехали в гостиницу Никосии на отдых и подготовку к грядущей конференции. 1 ноября делегацию Русской Православной Церкви принял в Архиепископии Кипрской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II . Его Блаженство преподал архипастырское благословение игуменам и игумениям монастырей на начало работы конференции. В приветственном слове, обращенном к участникам мероприятия, Архиепископ Хризостом назвал монашество духовным остовом Церкви. «Монашество является основой каждой местной Церкви, и из ее здорового существования раскрывается духовный статус каждого местного иерарха. По своему опыту я обнаружил, что священники от монашества более успешны в своей миссии, потому что они осознали себя, слабости и страсти человеческой природы в целом и могут привести других к здоровому и полезному пути для Церкви», – отметил Предстоятель Кипрской Православной Церкви. Архиепископ Хризостом напомнил, что православное монашество сохранилось на острове Кипр и во времена, когда государственную власть захватывали далекие от христианской веры люди. «Каждая Поместная Церковь должна проявлять особую заботу о монашестве, так как именно благодаря монашеству можно поддерживать на высоком уровне духовную жизнь всей Церкви», — подчеркнул Предстоятель и пожелал участникам конференции принести духовную пользу монашеству Русской и Кипрской Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/5295777.ht...

Из икон храма наибольшей древностью отличаются: 1) икона Успения Божией Матери, бывшая храмовой с самого времени переименования древней соборной Архангельской церкви в Успенскую; 2) икона Архистратига Михаила, бывшая несомненно храмовой в прежней Архангельской соборной церкви; 3) икона св. Евангелиста Матфея, бывшая, вероятно, храмовой в древней Матвеевской церкви; 4) икона Божией Матери " Утоли моя печали " ; 5) икона Кипрской Божией Матери и 6) икона Собора Пресвятыя Богородицы. Все эти иконы, при своей древности, пользовались особенным чествованием прихожан, причем последние две иконы - особенно икона Кипрской Божией Матери почитаются всеми жителями города, как чудотворные. К сожалению, старинная икона Собора Пресвятыя Богородицы в 1828 г. была украдена и заменена копией. Но чествование с оригинала перенесено и на копию. По средствам своего содержания Успенская церковь в XVII в. и некоторое время в XVIII в. была ружной. Началом получения руги вообще белевскими церквями из царской казны или Приказа большого двора нужно считать, по всей вероятности, 1565 год, когда Иоанн Васильевич Грозный был в Белеве со своими опричниками. Так как Белев был причислен к опричнине, то очень могло быть, что бывши лично в Белеве, как своем городе, он приказал во всех бывших в нем церквях творит " царское богомолие " и положил выдавать церквям ругу из доходов своего дворца. В конце XIX в. на содержание храма получались % с 240 р. 50 к. и арендные деньги за принадлежавшую храму лавку в количестве 35 р. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика. В пользу его получались % с 1702 р. 50 к. Церковной земли имелось: усад. 1867 с., полевой и сенокосной вместе с неудобной 75 д. Почва земли большей частью песчаная, в некоторых местах глинистая. С 1874 года в приходе существовала школа грамоты. П.И. Малицкий " Приходы и церкви г. Белева " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=43499

Из рукописи Епифания Премудрого известно, что монастырь был " чудом во всем исполнен " . Здесь располагался главный деревянный храм Успения Богородицы с двумя приделами: Рождества Христова и святых патриархов Афанасия и Кирилла. Справа от храма находилась деревянная часовня над гробницей игумена Саввы. Неподалёку от неё стояла небольшая тёплая, на подклети и с трапезной, деревянная церковь во имя Сергия Радонежского, поставленная в честь основателя обители. На монастырском дворе было 6 келий, здесь же находились амбары, погреб, ледник и поварня. Монастырь был окружён деревянным бревечатым забором с двумя воротами: " красными " и задними - для выхода на речку и на монастырскую мельницу, которая располагалась тут же, на Дубёнке. Из настоятелей Стромынского монастыря известны первые игумены: Леонтий, Савва, Иаков - ученики преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Леонтий управлял обителью недолго. Его преемником был Савва Стромынский. Более 200 лет монастырь был самостоятельным и считался дворцовым, Государевым богомольем. В 90-х годах XV века строителем монастыря был святой Серапион, впоследствии архиепископ Новгородский. В 1603 году монастырь сильно пострадал от пожара и смог подняться и обустроиться только через 13 лет, так и не оправившись окончательно. В 1616 году Стромынскую обитель принял в своё ведение преподобный Дионисий. При его содействии она окрепла, умножилось число братии, были восстановлены постройки, главный же, Успенский храм отстроился лишь в 1680 году. В 1764 году по распоряжению правительства монастырь был упразднён, храм его обращён в приходской, обветшавшие постройки были разобраны. Надёжной защитницей Стромынской земли является чудотворная Кипрская икона Божией Матери - благословение преподобного Сергия Радонежского при основании Успенского монастыря. Это один из списков более древней чудотворной иконы, прославившей в 392 году на месте погребения праведного Лазаря. Богоматерь в короне изображена сидящей на троне в окружении ангелов с пальмовыми ветвями в руках. На полях иконы внизу священномученик Антипа и мученица Фотиния. Икона долгое время являлась местночтимой, но после исцеления от неё расслабленной девицы Мавры Фаёвой, с детства страдавшей тяжёлой болезнью, 16 февраля 1841 году широко прославилась и была внесена в общецерковное почитание. Праздник Кипрской (Стромынской) иконы Божией Матери совершается в 1-ю неделю Великого Поста и 22 июля (по новому стилю). Писцовые книги XVI века сообщают: " В Шеренском стане Московского уезда имеется монастырское село Коровицыно, а в нем церковь Николая Чудотворца... " . Была она тогда деревянная, одношатровая, а вместо колокола висело " било " . При упразднении Успенского Стромынского монастыря в XVIII веке всё его имущество было перенесено в Никольский храм, в том числе и Кипрская икона Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=03920

Икона Божией Матери «Парамифия». Ок. 1790 г. Иконописец Иоаннис Корнарос (Киккский мон-рь, Кипр) Кипрские иконы из ц. Панагии Хрисалиниотиссы в Никосии (датируется 1-й пол. XIII в., (см.: Κυπριακ τ τρπ. 2017. Σ. 87. Εικ. 21) или 2-й пол. XIII в. (см.: Παπαγεωργου. 1999. Σ. 329); надпись «Η Ελε[ουσα?]»; ныне в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии, Кипр) и из мон-ря свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (XIV в., похищена тур. оккупационными войсками в 1974, обнаружена нем. полицией в Мюнхене в собрании А. Дикмена в 1997, возвращена в Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии в 2013) были написаны, вероятно, под влиянием искусства крестоносцев; от ватопедского образа эти иконы отличаются деталями одеяний Христа, положением Его ног (на иконе XIV в. ступни скрещены), жестом рук, поднесенных к устам. К той же иконографической группе относится икона Божией Матери из ц. прп. Кассиана в Никосии, датируемая XVI в. (Ibid. Σ. 329, 332. Εικ. 3). Возможно, такой тип изображения Божией Матери, в к-ром Она подносит к устам руку Младенца, был принесен в мон-рь Ватопед кипрскими монахами ( Филипп (Перцев). 2016. С. 163). Ок. 1790 г. работавший на Кипре критский мастер Иоаннис Корнарос написал (или поновил) в присущей ему своеобразной стилистической манере икону «Парамифия» (фон закрыт серебряным чеканным окладом), находящуюся сейчас в сев. части местного ряда иконостаса кафоликона Киккского мон-ря (до перенесения в обитель икона хранилась в мон-ре Пресв. Богородицы «тон Илиакон» близ дер. Цакистра, округ Никосия, Кипр). На списке Корнароса Младенец немного отворачивается от Богоматери, в Его левой руке развернутый свиток. Икона начала мироточить в 1997 г., относится к наиболее чтимым иконам Киккского мон-ря. Образ аналогичного извода 1801 г. письма того же художника помещен на спинке архиерейского места в кафоликоне (свиток в руке Младенца развернут вверх). В мон-ре Ватопед хранятся неск. списков иконы «Парамифия» 2-й пол. XIX в.; икона с предстоящим прор. Исаией датируется XVII в., оклад сер. XIX в. В роспись нартекса парекклисиона вмч. Димитрия (1791) включен сюжет с чудом от иконы (игумен молится перед образом Богоматери, разбойники устремляются прочь от стен обители). Иконы этого типа XVIII - нач. XX в. находятся также в Музее византийской культуры в Фессалонике (из ц. Панагии Елеусы), в ц. Св. Софии в Софии, Музее Македонии в Скопье и др.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Когда представшие перед Алексеем Комниным архонт и монах узнали об этом, старец принялся горячо молиться Господу. Его молитва была услышана, и императорская дочь совершенно исцелилась. Гости поведали императору, что, согласно Божией воле, они должны перенести святую икону на горы Троодоса. Трудно было Алексею Комнину расстаться с драгоценной святыней. Лишь когда он сам был поражен все той же болезнью, он понял: Богу угодно, чтобы он отдал икону. Дал император и средства, необходимые на постройку обители для образа. Исаия с большой радостью перенес икону на Кипр. Здесь народ с особым волнением и благоговением встретил икону Богоматери, а затем торжественно проводил ее до гор Троодоса. Деревья, встречавшиеся на пути шествия, низко склонялись, а из моря чудесным образом выходили раковины и следовали за крестным ходом. Еще сегодня в лесных районах Тиллирии можно встретить склоненные сосны и увидеть морские раковины – этих свидетелей удивительного участия природы во встрече, которую уготовил Кипр иконе Божией Матери. Тогда же вернулся на остров и Вутомитис, который вручил Исаие императорскую грамоту-хрисовул, объявлявшую монастырь ставропигиальным и определявшую для его содержания селения Перистерона, Милос и Миликури. Самое ранее упоминание о Киккском монастыре встречается в рукописи 1136 года: в ней говорится о покупке некоей книги тогдашним игуменом обители Даниилом. Другие сведения как о первых годах существования обители, так и обо всем византийском периоде ее истории восходят к текстам позднейшего времени. Несмотря на их косвенный характер, эти свидетельства убеждают нас в том, что монастырь оказывал значительное влияние на тогдашнюю духовую жизнь острова. Убедительным доказательством этого могут служить иконы, написанные по типу Киккского образа Божией Матери, которые сохранились до нашего времени на Синае и в Южной Италии. Латинское господство (1191–1571) При латинянах кипрский народ не оставил свой горячей любви к Киккскому образу Божией Матери. Он упоминается даже в венецианских документах с именованием «Святая Мария дождя» – факт, который указывает на широкую известность иконы у инославных завоевателей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

По прошествии времени Никольский храм обветшал и был снесен, а на его месте построили вот этот, каменный, в честь Успения Божий Матери – в память об Успенском монастыре – с двумя боковыми приделами. Один придел освящен во имя святителя Николая, поскольку ранее здесь стоял Никольский храм, другой – во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он бывал здесь и сам указал место будущей обители. Стромынская Кипрская икона Божией Матери прославилась тем, что по молитвам перед ней происходили исцеления людей, страдавших различными недугами. Начало почитанию этого образа было положено в 1841 году, когда уроженка Стромыни девица Мавра – кстати, в некоторых описаниях ее ошибочно называют Марфой, – восемнадцати лет, страдавшая расслаблением, почти потеряв всякую надежду на исцеление, выздоровела после молебна, совершенного перед Кипрской иконой. Это событие произошло относительно недавно, и в Стромыни до сих пор помнят место, где стоял дом Мавры, и до сих пор здесь живут ее потомки. Другой очень известный случай произошел с крестьянином одного села Воскресенского уезда Московской губернии Алексеем Порфирьевым. Он тоже страдал немощью и расслаблением рук и ног. Когда его привезли в стромынский храм и отслужили водосвятный молебен Божией Матери перед Кипрской иконой, то он получил исцеление, сначала начал двигать руками и ногами, а затем сам стал ходить. Засвидетельствовано много чудес; мы сейчас ведем запись тех, что происходят в наши дни. Празднование в честь Кипрской иконы Божией Матери совершается дважды в году – в первую неделю Великого поста и летом – 9/22 июля. К нам обычно приезжает очень много паломников – не только из нашего Ногинского, точнее – Богородского района, но и из других мест Подмосковья. Не раз доводилось слышать от паломников, что, молясь перед иконой, они чувствуют какую-то сердечную теплоту. Это объяснимо, ведь наш храм намоленный, и каждый ощущает присутствие Божий Матери, Которая невидимо пребывает здесь, ведь не мы же храним Ее образ, а Она Сама бережет его и нас. Люди уезжают после службы одухотворенные и радостные, со слезами радости на глазах, поскольку чувствуют, что получают здесь духовную поддержку.

http://pravoslavie.ru/54903.html

В Сказании о написанной И. Казанской иконе Божией Матери из Воскресенской ц. в Суздале («Месяца ноемвриа в 23 день воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския, списанное с истории, сущия в церкви Воскресения Христова, что за рядами во граде Суждале»), включенном в соч. А. Фёдорова «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале» (сер. XVIII в.), рассказывается, что И. «...в обители святаго Николая Чудотворца, яже на Шархме (так! - А. Р.) реце… житие проходя затворническое, пребывая присно в келлии своей, никамо же исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше... непрестанно же в вечер, утро и полудень на молитве пребываше... Бе же сей… изряден художник иконнаго писания… Иконы же, яже написоваше, не за цену продаяше, но туне, без всякия мзды святым Божиим церквам и многим обителем… на благолепие отдаяше» ( Федоров. 1855. С. 191; Сказание известно также в отдельном списке нач. XVIII в. в собрании НБ МГУ). Поскольку святой не брал денег за написанные им образы, Господь наделял иконы благодатью чудотворения. Чудотворным почитался написанный И. образ Пресв. Богородицы, хранившийся в Шуе (свящ. Н. Миловский считал, что это была Кипрская икона из Спасской ц., к-рая была построена над братской могилой жителей Шуи, убитых в 1619 при нападении на город поляков и «воровских людей»). Некий иерей Иоанн из с. Воскресенского (первоначально в Суздальском, с кон. XVIII в. в Ковровском у.), много слышавший о Шуйской чудотворной иконе, с корыстным помыслом пришел к И. просить о создании для его церкви образа: «Многи будут богомолия ради и к нашей церкви приходити и молебная пения совершати, и сим образом имамы стяжати и мы себе приобретение богатства» (Там же. С. 193). Однако И., обладавший даром прозорливости, отказался писать икону, но предсказал, что вскоре близ церкви в Воскресенском будет обретено «сокровище великое» (впосл. рядом с храмом были обретены мощи блж. Киприана Суздальского, Христа ради юродивого († 1622)). По повелению явившейся И. Пресв. Богородицы преподобный написал Ее Казанскую икону, к-рую послал из Шартомского мон-ря в Воскресенскую ц. в Суздале (в описании Воскресенской ц. Фёдоров сообщает, что И. сам принес образ в Суздаль - Там же. С. 189). 23 нояб. 1625 г. жители Суздаля торжественно встречали написанный И. образ. В память об этом событии был учрежден местный праздник сретения Казанской иконы, от к-рой происходило множество чудес. По повелению патриарха Филарета Суздальский архиеп. св. Арсений Элассонский провел «испытание чудес», после чего их описание было послано в Москву.

http://pravenc.ru/text/468877.html

Мы же наблюдаем кругом страшное запустение. Через некоторое время как из-под земли появляется странный молчаливый человек в оборванной одежде, похожий на писателя Солженицына. Это нас решил встретить единственный местный житель, судя по всему олигофрен, который молча таскается за нами и односложно отвечает на расспросы, чаще всего говоря «не знаю». Но удается узнать, что в пустыни до 1982 года жили семьи рабочих, но потом все покинули ее и перебрались в поселок. На пиво местному аборигену давать не стали, перестали обращать на него внимание, и постепенно он куда-то скрылся. Тем временем активно знакомимся с обилием памятников архитектуры. Видны следы начала реставрации трапезной с Троицкой церковью. По источникам в Интернете определяем, работы велись в 1997 году. С тех пор все брошено, строительные леса в основном разобраны, не удалось растащить только то, что примотано проволокой к стенам и подпирает их. Единственный побеленный храм это маленькая Петропавловская церковь с самодельной колоколенкой, как сторожевой вышкой, встроенная в келейные корпуса. Обласканная некогда царскими жалованными грамотами и большими вкладами многочисленной московской знати, бывшая когда-то богатейшей и могучей, Флорищева пустынь сегодня бесхозна и медленно руинируется. Староста с ключами нам не попался, все более или менее сохранившиеся постройки с дверями на замке. Окидываем взглядом на прощанье просторную территорию, покрытую живописной зеленой травкой, и выбываем за пределы пУстыни потрогать водичку в живописной реке Лух неподалеку. Флорищево-Успенская пустынь, заштатная, общежительная, в 25 верстах от города Гороховца, на горе, называемой Флорищевой. Основана в XVII веке схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году. К святыням обители принадлежат особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, написанная знаменитым иконописцем Иваном Чириным в 1464 году, Успения — копия Киево-Печерской, Цареградская — времен Илариона, Одигитрии, Троеручицы — дар патриарха Никона, копия Киккской. Находящиеся в соборе иконы: Успения, Вседержителя, Кипрская и другие, написаны знаменитым царским иконописцем XVII века, Симоном Ушаковым. Ризница богата вкладами царя Федора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранятся ценные рукописи, старопечатные книги, грамоты и акты XVII и XVIII веков. Крестные ходы вокруг пустыни бывают 29 июня и 15 августа. Пустынь имеет больницу для братии, странноприимный дом. К ней приписан Знаменский Красногривский монастырь, в городе Гороховце, основанный в 1670 году; здесь замечательны царские ворота XVII века и клиросы, украшенные стихами из «Листвицы» с изображениями.

http://sobory.ru/article/?object=00900

Митрополит Святогорский Арсений передал участникам конференции благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также благословение архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. Митрополит Арсений поблагодарил игумена ставропигиального Киккского монастыря митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора и митрополита Тамасосского и Оринийского Исаию за оказанные гостеприимство и любовь к монашеству. «Мы с особым благоговением вступили на землю Кипра, политую кровью мучеников, слезами исповедников, потом тружеников. Сам воздух здесь содержит молитвенное дыхание Божией Матери, святого праведного Лазаря, друга Божия, святых апостолов и мужей апостольских и многих поколений епископов, монашествующих и благочестивых христиан, которые в разные исторические периоды сохраняли в чистоте каноническое православие... Сейчас внешние силы пытаются повлиять на отношения Церквей, — сказал митрополит Арсений, — но мы верим, что действием Духа Святого Православная Церковь как раньше, так и сейчас поможет нам преодолеть недобрые настроения по отношению к миру церковному. Мы просим молитв за Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и особых молитв за Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, который отстаивает чистоту канонического Православия на Украине. Мы верим, что совместными молитвами и сопереживаниями всех православных Господь даст крепость и благословит " люди своя " миром. Но здесь ключевыми являются слова " людям своим " . Мы приехали, чтобы услышать об опыте кипрского монашества, как быть для Бога своим». Владыка Арсений передал в дар Архиепископу Хризостому икону Владимирской Божией Матери, Покровительницы Русской Православной Церкви, посох и изданную Синодальным отделом по монастырям и монашеству книгу «Слово к монашествующим. Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в монастырях» на греческом языке. В свою очередь, Блаженнейший Хризостом вручил подарки участникам монашеского форума.

http://patriarchia.ru/db/text/5295777.ht...

НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) НИМБ в христ. иконографии изображение сияния вокруг голов Иисуса Христа, Божией Матери, святых, ангелов; символ святости и знак причастности изображенного к божественному миру НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Новое направление, идейное и художественное движение в русской церковнопевч. культуре кон. XIX - первых десятилетий XX в. НОВЫЙ МЕТОД система церковного пения (аналитическая певч. нотация, муз. нотация, муз. теория и иметодика обучения), разработанная греч. учителями в 1814/15 г. НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества НОТР-ДАМ ШКОЛА название, данное современными исследователями группе церковных музыкантов, деятельность которых была связана с собором Нотр-Дам в Париже в период ок. 1150 - ок. 1250 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010