Рец. к изд. 2-му: Матвеевский П., священник. – «Странник», 1865, 3, отд. 3, с. 37. 6 . – Письмо с Афона. – ПрХЕВ, 1862, 12, с. 161–162. 7 . – Три дня в Русской Афонской обители святого Пантелеимона, 27, 28 и 29 июля 1866 г. (Из записной книжки русского святогорца). – ХЕВ, 1866, 19, с. 148–157. В конце текста: Русский святогорец, монах Азария. Отд. изд. СПб., 1867. 8 с. О пребывании в Русском Афонском Пантелеимоновом монастыре русского посланника в Константинополе. 8 . – Тринадцать писем патриарха Григория († 1821, 10 апр.) и одно к патриарху Григорию, хранящиеся в архиве Русского на Афонской Горе монастыря. – ТКДА, 1876, т. 3, с. 421–442. 9 . Айналов Д. В. Византийская живопись XIV столетия. – ЗКОРАО, 1917, т. 9. О некоторых сохранившихся константинопольских и афонских монастырских лицевых рукописях: с. 142–146. 10 . – Византийские памятники Афона. – ВВ, 1899, 6, с. 57–96; IV–XI илл. 11 . – Отчет о заграничной командировке на Афон. – УЗКУ, 1897, т. 64. кн. 3, с. 51–58. Отд. изд. Казань, 1897. 8 с. 12 . – По Афону. Путевые наброски. [О поездке 1896 года]. – СППО. 1906, т. 17, вып. 1, с. 52–70; вып. 4, с. 638–656. 13 . Агион-Орос – Афонская Гора. – «Вокруг света», 1856, 3, с. 98–100. 14 . Акафист апостолу Христову Симону Кананиту. Церковной и гражданской печати. М., 1896. Акафист написан А. Ф. Ковалевским, а издан по инициативе старцев из Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, чрез настоятеля Ново-Афонского подворья в Петербурге игумена Алексия. (Попов А. Православные акафисты за синодальный период русского церковного песнотворчества... – ПС, 1902, 12, с. 783). 15 . Акафист Божией Матери, именуемой «Достойно есть» и «Милующая», с изображением чудотворной Ее иконы, находящейся на Святой Афонской Горе. Церковной печати. Μ., ΡΠΜΑ, 1887, 1889, 1896. То же. Изд. 5-е. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице, в честь и память явления чудотворной Ее иконы, именуемой «Милующая» и «Достойно есть», с изображением Богоматери. М., РПМА, 1911. Акафист написан А. Ф. Ковалевским в 1887 году [Сергий, архиепископ (Спасский И. А.) Русская литература об иконах Пресвятыя Богородицы в XIX веке. СПб., 1900, с. 48; Пономарев С. И. Акафисты. Библиографические заметки. СПб., 1890, с. 11–18; Милорадович Г. А. Слагатель акафистов А. Φ. Ковалевский. – «Русский архив», 1902, 4].

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

29 октября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, Его Святейшество возглавил освящение восстановленного храма Воскресения Христова на Смоленском кладбище на Васильевском острове Санкт-Петербурга и совершил в нем Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Воскресенский Григорий; епископ Кронштадтский Вениамин, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры; епископ Выборгский и Приозерский Варнава; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; духовенство Санкт-Петербургской митрополии. На Патриарших богослужениях 28 и 29 октября присутствовали: губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов; первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по контролю М.В. Романов; председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский. При посещении Смоленского кладбища Святейший Владыка поклонился чтимым образам Божией Матери — Ее Смоленской иконы и иконы именуемой «Милующая» или «Достойно есть» в кладбищенском храме Смоленской иконы Божией Матери. Затем Его Святейшество вознес молитву у гробницы блаженной Ксении Петербургской в часовне, возведенной над местом ее погребения, и помолился на могилах своих близких родственников, похороненных на Смоленском кладбище. 30 октября Святейший Патриарх отбыл в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Коломенской епархии и Санкт-Петербургской митрополии. 3. Выразить митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, митрополиту Крутицкому Коломенскому Павлу, Патриаршему наместнику Московской митрополии, а также губернатору города Санкт-Петербурга А.Д. Беглову, главе городского округа Коломна Московской области А.В. Гречищеву — признательность за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6087934...

Россия, как православная страна, родная и достойная дщерь восточной православной церкви. Принявши с востока православную веру христианскую, Россия приняла оттуда дух благочестия, преданности Богу и святости жизни. И этими качествами привлекла ту же благодать Божью, вообще и в частности, заступление Божией Матери, которыми так богата была, особенно в первые времена христианства, церковь восточная. Вникая в историю России, мы неоднократно видим явление помощи Божией Матери во времена тяжкие для России. Так во время татарского ига, Пресвятая Богородица не раз оказывала свою помощь нашим предкам через свои чудотворные иконы, например: при победе над врагами во время знаменитой куликовской битвы; великому князю Дмитрию Донскому – через чудотворную икону, именуемую Донской; при нашествии Тамерлана; великому князю Василию Дмитриевичу – через чудотворную икону Владимирскую и др. В другое время, более близкое к вам, Божья Матерь чудесным своим явлением, через свою икону, называемую у нас Казанской, спасла Россию от ига иноземного в период самозванцев в 1612 году. Далее, в ближайшее к вам время, в начале этого столетия, через чудотворный свой образ, называемый Одигитрией, Она ободрила русских воинов, и Своим присутствием среди полков воодушевляла их победой над двадцатью чужими народами, нахлынувшими на Россию. А сколько в России чудотворных икон Божьей Матери?.. Есть чудотворные иконы Её: Казанская, Смоленская, Почаевская, Тихвинская, Владимирская, Ахтырская, Калужская, и мн. др. А сколько чудотворных икон в Москве – сердце России и центре Русского православия, и в нашем русском Иерусалиме – Киеве?... Ко всем этим иконам верующие, с любовью, притекают и получают утешения в скорбях, исцеление в болезнях и т. под. Что всё это значит, как не то, что Покров Пресвятой Богородицы всегда был и есть простёрт и над Россией, что следы Своего присутствия Она, небесная Заступница, напечатлела почти во всех частях нашего обширного отечества и что Её благоволением пользуемся все мы – Россияне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, не осудили, но благословили его за ревность по вере. Некоторые из достойнейших отцов собора узрели с одной стороны от святителя Христа, а с другой — Богоматерь, возвращающих и подающих угоднику Божию отнятые у него принадлежности епископского сана. Из этого видения отцы собора заключили, что поступок святителя Николая угоден Господу, и почтили его, как благоугодившего Богу мужа. Тамбовская икона Этот образ находится в нижней Преображенской церкви Тамбовского кафедрального собора. Первое прославление его совершилось 6 декабря 1695 года, в память чего и установлено празднование. Во время всенощного бдения в этот день от иконы истекли слезы, обильно омочившие пелену и аналой. Чудо это было тогда же записано казначеем архиерейского дома иеромонахом Гавриилом. С этого времени множество богомольцев стало стекаться к пречистому образу, а жители города и его ближайших окрестностей начали брать икону Богоматери в свои дома. Многие недужные, с верой притекавшие под молитвенный покров Богородицы, получали исцеление от своих немощей. По изображению Тамбовская икона сходна с Казанской, почему празднество в честь этого образа совершается еще и 8 июля. В Преображенской церкви образ этот помещается за первым северным столбом соборного нижнего храма. Икона вставлена в позолоченную резную раму за стеклом и украшена сребропозолоченной ризой, усеянной драгоценными камнями. В верхней соборной церкви того же кафедрального храма есть другой местночтимый образ Богоматери, именуемый Тамбовским. В Тамбове известна еще чудотворная икона Божией Матери, называемая Уткинской. Сведения о ней помещены под 16 апреля. 7 декабря Селигерская икона В семи верстах от Осташкова в Тверской епархии существует общежительная Нилова пустынь, расположенная при Столбенском озере и получившая свое наименование от имени преподобного Нила Столбенского. При мощах этого святого в его обители хранится чудотворный образ Владимирской Богоматери, принесенный сюда прп. Нилом в 1528 году. Сначала эта икона находилась в пустынной келье этого подвижника.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

Читать отрывок 1  Потом  Иисус  вошел в Иерихон и проходил через него.  2  И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,  3  искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,  4  и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.  5  Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.  6  И он поспешно сошел и принял Его с радостью.  7  И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;  8  Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.  9  Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,  10  ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Свернуть Комментирует священник Павел Великанов Апостольское чтение: Первое послание апостола Павла к Тимофею, глава 4, стихи 9–15 Читать отрывок 9  Слово сие верно и всякого принятия достойно.  10  Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. 11  Проповедуй сие и учи.  12  Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.  13  Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.  14  Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.  15  О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Свернуть Комментирует священник Стефан Домусчи Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», то на литургии дополнительно прозвучат следующие отрывки из Священного Писания: Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38–42, глава 11, стихи 27–28 Читать отрывок 38  В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;  39  у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.  40  Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.  41  Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,  42  а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

http://foma.ru/voskresene-18-fevralja-20...

Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге. В 1870-е годы Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт. В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око». В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным. В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей. Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советское период его храмы использовались под складские помещения. В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. в октябре 2010 года монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни. Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. Богоявленский Собор женского монастыря, храмы Федоровской и Смоленской иконы Божией Матери снова принимают всех верующих, желающих преклонить колена перед чудотворными иконами и мощами святых, которыми славятся они далеко не только за пределами города Углич, но и за пределами Великой Руси.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами, без малых). После поклонов молитва: «Всесвятая Троице...», «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю Господа...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба прмцц. Анне и Матроне Алексиевским. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5554082.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/487 ). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученице Дарии (Зайцевой). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5605342.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/492 ). 3 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”». 4 При совершении богослужения следует руководствоваться 11-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов», и 12-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных». 5 Вечерня начинается с «Приидите, поклонимся...» после молитвы прп. Ефрема Сирина в конце Изобразительных.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-14/

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи...» (см. 2 февраля). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3 (ср. на стиховне утрени в службе мц. Агафии) и святителя, глас 6-й – 3. «Слава» – святителя, глас 2-й: «Что Тебе принесем…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Радуйся, Яже радость…» (ср. на стиховне утрени в службе мц. Агафии). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во объятиих...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника, песнь 5-я (со ирмосом) – 4, и святителя, песнь 6-я – 4. На входе – «…во святых Дивен сый…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя. Апостол и Евангелие – дня и святителя. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во объятиих...». 1 В службе мц. Агафии (см.: Минея-Февраль. М., 2002) рядовые тексты праздника, в основном, только указываются. В данном издании Минеи многие из них помещены в службе в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». 2 См.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце...». 3 Прокимны и причастны праздника и Богородицы (иконы) совпадают. 4 В службе мц. Агафии (см.: Минея-Февраль. М., 2002) рядовые тексты праздника, в основном, только указываются. В данном издании Минеи многие из них помещены в службе в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-18/

Однажды святой Андрей Христа ради юродивый был восхищен на небеса и видел славу святых, но не смог увидеть там Пресвятую Деву Марию. На вопрос, где же Она, Ангел, сопровождавший святого, отвечал ему, что Божия Матерь сейчас на земле, посещает больных и осушает слезы всех обремененных и угнетенных скорбями. Всех случаев заступления Богоматери невозможно и перечислить. Примером милости Царицы Небесной к нам может служить и нынешнее торжество - в честь иконы Ее " Всех скорбящих Радость " . Это было в XVII веке, в Москве: родная сестра патриарха Иоакима именем Евфимия тяжко занемогла, без всякой надежды на выздоровление. Все понимали, что ее недуг неизлечим, и потому поспешили напутствовать больную Святыми Тайнами к отходу в вечность. И вот, лежа на одре после причащения, Евфимия стала усердно молиться Спасителю и особенно горячо Матери Божией, говоря: " О всемилостивая Владычице моя, Богородице! Услыши меня, немощную, и помилуй скорбную, уже на одре смерти лежащую. Весь мир Тобою хвалится, и все приемлют неоскудные Твои милости; только я одна лишилась сей благодати Твоей и, конечно, приемлю достойное наказание по моим безмерным беззакониям. Но, о Всемилостивая! Не яростию, ниже гневом накажи меня, но призри благоутробно на сию лютую немощь мою и помилуй меня " . И вдруг после молитвы своей слышит она голос: " Евфимия! Ты так долго страдаешь; почему же ты не прибегаешь к общей всех Целительнице? " Когда больная с изумлением спросила: " Где же мне найти такую Целительницу? " , то голос отвечал ей: " Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый " Всех скорбящих Радость " . Призови священника сей церкви с этим образом, и когда он отслужит пред ним молебное пение с водоосвящением, ты получишь исцеление от своей болезни. Исцелившись же, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление имени Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени " . Узнав, что в храме Преображения на Ордынке действительно есть икона Богоматери " Всех скорбящих Радость " , Евфимия призвала священника с нею к себе в дом и по совершении перед образом молебна с водоосвящением получила исцеление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

Кондак, глас тойже Неописанное Слово Отчее,/из Тебе, Богородице, описася воплощаемь:/и осквернившийся образ в древнее вообразив,/Божественною добротою смеси./Но исповедающе спасение,/делом и словом сие воображаем. Собор преподобных отец Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших (Во 2-ю неделю Великого поста) Тропарь, глас 2 Егда снидосте во гробы/и самех себе заключисте,/тогда, страсти умертвивше плотския,/спогребостеся Христу, Богоноснии,/и диавольския в подземных разрушисте ограды,/сего ради ангели венцы с Небес вам подают. Кондак, глас 8 Отцы всечестнии, личе Богокрасный,/чудес многих источницы, миро источающий,/сокровища краснобогатная Господня, в земли сокровенная,/не престайте, молим вы, о нас молитися ко Господу, да зовем вам:/радуйтеся, всему миру светильницы. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) Тропарь Божией Матери, глас 8 Повеленное тайно прием в разуме,/в крове Иосифове, тщанием предста безплотный,/глаголя Неискусобрачней:/Приклонивый схождением Небеса/вмещается неизменно весь в Тя,/Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак,/ужасаюся звати Тебе:/радуйся, Невесто Неневестная. Кондак, глас тойже Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/но яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/радуйся, Невесто Неневестная. Величание Достойно есть величати Тя,/Богородице,/честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим. Воскрешение праведного Лазаря (В Лазареву субботу) Тропарь, глас 1 Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще,/Тебе, Победителю смерти, вопием:/осанна в вышних,/благословен Грядый во имя Господне. Кондак, глас 2 Всех Радость Христос,/Истина, Свет, Живот/и мира Воскресение,/сущим на земли явися Своею благостию/и бысть образ Воскресения,/всем подая Божественное оставление. Празднество Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ее, именуемой «Живоносный Источник» (V). (В пяток Светлой седмицы)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010