Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея. (Великий канон, песнь 7-я) Песнословия Триоди Постной содержат множество прекрасных примеров покаяния. Нередко они столь выразительны, что воспринимаются молящимися — и читающими эти тексты, и слушающими — как зрительные образы. Косвенное подтверждение этому можно найти в словах Великого канона преподобного Андрея Критского, вынесенных в эпиграф нашей статьи; в русском переводе они звучат так: «Давид некогда, словно икону написал, составив песнь, обличающую совершенное им греховное деяние…» Речь идет здесь не о текстах Триоди, а о Священном Писании — о покаянном 50-м псалме — он является настолько ярким и действенным призывом к покаянию, что Церковь включила его в ежедневное молитвенное правило. Не рыдай Мене Мати. Строг. шк. Начало XVII в. ГРМ Поэтому вполне правомочным представляется вопрос: если церковное предание с раннехристианских времен стремилось создать зрительные образы литургически воспоминаемых священных событий — от Боговоплощения до Пятидесятницы, — то какие иконографические параллели могли быть усвоены такому важнейшему периоду годового богослужебного круга, как Великий пост? Заблаговременно начиная готовить своих чад к дням Святой Четыредесятницы, Церковь в течение четырех недель предлагает Евангельские чтения и связанные с ними богослужебные тексты, не только призывающие задуматься о состоянии своей души, но предлагает конкретные меры к исправлению этого состояния. Это чтения недель о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде и, наконец, воспоминание Адамова изгнания в Неделю сыропустную, когда Евангельское чтение (Мф. 6:14–21) дает совершенно определенные указания, как следует вести себя христианину во время поста. Иконографические сюжеты притч о мытаре и фарисее, о блудном сыне, а также сюжет изгнания Адама из рая появляются достаточно поздно и встречаются, как правило, в храмовой росписи. Несколько ранее, уже в Х веке, появляются сложные композиции Страшного Суда, а также еще ряд сюжетов, имеющих отношение к Святой Четыредесятнице.

http://pravoslavie.ru/52006.html

Иконография святых апостолов Петра и Павла: мозаики, фрески, иконы, скульптура Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб… 11 июля, 2015 Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб… Святые апостолы Петр и Павел , вероятно, одни из самых узнаваемых в христианской иконографии. Их черты легко запоминаются: короткая, кудрявая, с проседью борода Петра или высокий, с залысинами лоб Павла. Даже едва знакомый с Преданием человек всегда догадается, что «с ключами» — это Петр, потому что именно он у врат рая встречает умерших. Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб. Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Взятие Петра под стражу» или «Изведение источника воды в Мамертинской темнице». Сцены из жития ап.Петра. Саркофаг «Двух Заветов» или «догматический». 325-350 г. Музеи Ватикана Встречаются символические образы, посвященные важной теме получения апостолами духовной власти. Например, в центральной части саркофага Юния Басса изображен восседающий на небесном престоле Христос, вручающий апостолам Закон и ключи. Эти ключи, образно трактующиеся как ключи врат Небесного Царства , символизируют полученное апостолами от Господа право судить о жизни человека: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

http://pravmir.ru/ikonografiya-svyatyx-a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНДЕКС ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА [англ. Index of Christian Art; ICA], проект сюжетно-предметного каталога иконографии, осуществляемый в США. Начат в 1917 г. в Принстонском ун-те по инициативе проф. Мичиганского ун-та Ч. Р. Мори (1877-1955), к-рый исходил из идеи изучения средневек. искусства на основе точного описания эволюции иконографических композиций, недостижимой без исчерпывающих знаний о каждом конкретном сюжете. Для создания базы иконографии Мори начал составлять картотеку объектов раннехристианского и средневекового искусства, расписывая названия сюжетов на карточки с фотографиями (передовая научная технология для первых десятилетий ХХ в.). Его поддержала группа добровольцев - любителей искусства. Позже участники проекта вошли в состав подразделения кафедры (руководители: Х. Вудроф (1933-1942), У. Бёрк (1942-1951), Р. Грин (1951-1982), Н. Морган (1982-1988), Б. Кассиди (1988-1995), К. Хаурихейн (с 1997 по наст. время)). Постепенно были выработаны принцип записи информации и библиографический формуляр (опубл. в 1942; используется в архивах некоторых западноевроп. институтов, изучающих христ. искусство). Первоначально область применения и хронология И. х. и. были ограничены сюжетами раннехристианских (до 700) саркофагов. После отказа от тематических ограничений временной рубеж был отодвинут до 1400 г.; в целях полного описания миниатюр рукописей из б-ки Моргана, архива Э. Франц в Принстонском ун-те (Alison Frantz Archive) в И. х. и. включили материалы до 1550 г. Задача проекта - описать все объекты христ. искусства (опубл. и неопубл.) в деталях: сюжеты, отдельные образы святых, персонификации и т. д., изображенные предметы, атрибуты, символы; разместить эти описания в неск. взаимосвязанных каталогах, которые стали бы информационной базой для изучения. К 1955 г. база насчитывала 500 тыс. предметных карточек и ок. 100 тыс. фотографий, впосл. ежегодно пополнялась от 1 до 2 тыс. изображений. К нач. XXI в. включала описания ок. 200 тыс. объектов.

http://pravenc.ru/text/389557.html

Прошла конференция о текстуальных основах христианской иконографии июня 2021 Конференция " Слово и образ: текстуальные основы христианской иконографии " состоялась 19 июня в Центре Дмитрия Лихачева (Музей истории Санкт-Петербурга - Особняк Румянцева) и одновременно в формате Zoom.  Были представлены доклады по вопросам христианской культуры, изучению которых свои жизни посвятили академик Лихачев, его дочери Вера Дмитриевна и Людмила Дмитриевна. В дискуссии приняли участие научные сотрудники музеев, преподаватели, аспиранты вузов и независимые исследователи в области филологии и истории искусства из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, представлявшие ГМИ СПб, Эрмитаж, Кижский музей-заповедник, Академию художеств, другие научные и учебные организации. Три доклада были связаны с отделом древнерусской литературы Пушкинского Дома, с трудами самого ученого и его коллеги Ольги Белобровой. Были затронуты аспекты изучения искусства Востока и Запада с периода раннего христианства до XIX столетия. Заседание открылось докладом Анны Косицкой-Смирновой " Как " читать " икону: о взаимоотношении текста и иконы в работах Д.С. Лихачева " , раскрывающим методы и подходы академика к изучению древнерусской культуры. Автор познакомила слушателей с научными взглядами Дмитрия Сергеевича и особо отметила их актуальность для междисциплинарных исследований. К текстуальным основам древнерусской иконописи в своем выступлении " Редкие сюжеты заонежских икон второй половины XVII в. " обратился научный сотрудник Музея-заповедника Кижей Борис Москин. Сюжетность в искусстве русского средневековья стала темой доклада научного сотрудника Эрмитажа Анастасии Семеновой, представившей связи проложных чтений и изображения Корсунской легенды в стенописи Воскресенского собора в Тутаеве. Взаимовлияние образов в иллюминированных манускриптах и монументальном искусстве европейского Средневековья были рассмотрены в докладах независимых исследователей - выпускников Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина при Академии художеств: Анастасии Урбанюк " Вознесение или Пятидесятница: тимпанная композиция портала церкви Сент-Мадлен в Везле и рукописная иллюминированная книга " и Ирины Голубевой " Образы " Божественной комедии " Данте: от книжной иллюстрации к храмовым монументальным композициям " . К искусству книжной иллюстрации в особом его аспекте в докладе " Интертекстуальность сюжетов в " Зерцале человеческого спасения " обратился московский исследователь Михаил Рогов. Экскурс в историю раннехристианского искусства и зависимость образа Креста от произведений ранних сирийских мистиков были отражены в докладе Анастасии Татарниковой " Процветший Крест в раннехристианском искусстве: к вопросу о происхождении образа " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Сортировать по Исключить новости Выставка открыта с 22 мая по 20 июля в Настоятельском корпусе Музея имени Андрея Рублева 18 мая. ПРАВМИР. 20 мая 2016 года в Музее имени преподобного Андрея Рублева в Москве открывается выставка «“Благословение Святой Афонской Горы”. К 1000-летию русского монашества на Афоне», организованная совместно с Российской государственной библиотекой и Оргкомитетом Русской Православной Церкви по подготовке празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон. В памятниках конца X начала XX веков представлена многовековая история русско-афонских связей, оказавших огромное влияние на духовную и культурную жизнь России, говорится в сообщении Московского Патриархата. Экспонируемые памятники принадлежат собраниям Музея имени Андрея Рублева, Российской государственной библиотеки, частных коллекций. Первый раздел выставки рассказывает о пребывании на Афоне людей, чьи имена вошли в историю Русской Церкви: от основоположника русского монашества преподобного Антония Печерского до возродившего в России традиции старчества и исихазма преподобного Паисия (Величковского). Иконописные образы святых основателей русских обителей соседствуют с изображениями великих святогорских подвижников. Уникальные рукописи XIV-XVI веков, привезенные с Афона в русские монастыри, демонстрируют распространение аскетических сочинений на Руси. Второй раздел выставки содержит памятники из коллекции известного археолога и собирателя греческих и славянских рукописей П.И. Севастьянова. Представленные здесь экспонаты путевые записки с зарисовками, архивные документы, первые фотографии афонских святынь, древнейшие греческие рукописи результат его путешествий на Афон в 1851-1860 годах. Фоном для показа раритетов этих разделов выставки служат греческие и русские гравюры XVIII-XIX веков с изображениями монастырей и скитов Святой Горы. В третьем разделе впервые в большом объеме показаны уникальные иконописные произведения и паломнические евлогии, созданные на Афоне в Пантелеимоновом монастыре, Андреевском и Илиинском скитах и других келлиях, где в XIX начале XX века трудились русские мастера-иконописцы. Это списки с чудотворных афонских икон, образы небесных покровителей святогорских обителей, редкие сюжеты, заказанные на Афоне изображения тезоименитых святых. На оборотах икон имеются штампы обителей с датой освящения, памятные надписи-благословения известных афонских старцев. Представленный иконографический ряд дополняют произведения деревянной резьбы, шелкографии, архивные документы, связанные с историей русского паломничества на Афон.

http://pravmir.ru/v-moskve-otkryivaetsya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИШАНОВ Богоматерь с Младенцем. Икона из ц. арх. Михаила в Осеново. 90-е гг. XVIII в. Мастер Т. Вишанов Богоматерь с Младенцем. Икона из ц. арх. Михаила в Осеново. 90-е гг. XVIII в. Мастер Т. Вишанов Тома (Молера) (ок. 1750, Банско - ?), болг. худож., основоположник банской художественной школы. Вероятно, навыки иконописца получил, обучаясь в Сербии у худож. Теодора Крачуна. Большое влияние на В. оказало знакомство с западноевроп. живописью, определившее его выбор техники исполнения (отказ от темперы в пользу масла) и жанр - иконографию, ориентированную на барочные образы. По возвращении на родину принял прозвание Молера, ставшее впосл. родовой фамилией. В Болгарии сохранились неск. ансамблей храмовой росписи работы В., исполненные в новой для ее искусства технике масляной живописи. В 1798 г. В. расписал апсиду ц. св. Луки в одноименной келье Рильского мон-ря, вероятно, в то же самое время расписал нижнюю часть апсиды ц. св. Афанасия Александрийского в с. Бобошеве . Единственным ансамблем, полностью созданным В., вероятно с помощью сына Димитра Молерова (1780-1868), является роспись ц. Покрова Богородицы в келье св. Луки Рильского мон-ря (1811). В ее наосе представлены цикл Акафиста Богородицы, портрет ктитора мон. Феодосия; в притворе - полный цикл «Мытарства души»; здесь впервые в искусстве Болгарии появились назидательные сюжеты, такие как, напр., «Исповедь праведника и грешника». Сохранилось большое число икон работы В. Самые ранние, приписываемые ему, исполнены ок. 1784 г. для иконостаса ц. св. Архангелов в с. Будакалас, близ Будапешта; 1790 г. датирована икона «Богородица с ангелами и святыми» (частное собр., Банско). Вероятно, в 90-е гг. В. исполнял иконы для иконостаса кладбищенской церкви г. Банско. Иконы его письма находятся и в банской ц. Св. Троицы, а также в храмах сел Бобошево, Гостун, Добриниште, Осеново, Алеко-Константиново, Црынча и городов Благоевград, Разлог, Кюстендил, Пазарджик. В 1803 г. он расписал царские резные врата (Крипта, София), возможно происходящие из мон-ря Богородицы Икосифиниссы на юге Вост. Македонии (Греция).

http://pravenc.ru/text/158912.html

Разделы портала «Азбука веры» Иконография — 1) совокупность особенностей, характеризующих иконы того или иного типа (иконография Пресвятой Троицы; иконография Страшного Суда); 2) совокупность утвержденных Церковью правил и норм, которых должен придерживаться иконописец, при написании той или иной православной иконы; 3) (иногда в искусствоведческой литературе) наука, изучающая иконы, историю и обстоятельства формирования христианского искусства. На чем основываются иконографические образы? Догматической основой иконопочитания являются свидетельства, запечатленные в Священном Писании и Священном Предании . Как известно, догмат о почитании св. икон был утвержден на VII Вселенском Соборе . Догматические основания располагают верующих создавать и правильно чтить священные изображения. При создании же икон иконописцы опираются на особые правила или каноны. Основу тех или иных иконографических образов могут составлять различные источники, среди которых уместно выделить следующие: Священное Писание, церковно-исторические произведения, Жития святых ,   патерики , литургические тексты и даже фотографические изображения (к ним прибегают, положим, при создании образов святых, почивших о Господе в XX в.). Яркой иллюстрацией использования образов из Священного Писания могут служить иконы Страшного Суда . На изображениях этого типа встречаются образы, сюжеты, заимствованные из Евангелия, Откровения Иоанна Богослова, Книги пророка Даниила и др. Церковно-исторические произведения дают основу для воспроизведения на иконах событий из истории Вселенской Церкви . Такого рода образы можно встретить, к примеру, на иконах Вселенских Соборов. Из патериков и Житий святых иконописцы черпают сведения для формирования образов тех или иных святых, для отображения значимых событий их жизни. Содержание литургических текстов может служить источником для изображения сцен и сюжетов, связанных с храмовым богослужением . Наконец, фотографические изображения могут использоваться для создания иконографических образов святых, запечатленных при жизни на фотографических карточках. Цитаты об иконографии

http://azbyka.ru/ikonografiya

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЭВИ [Махадэви, Деви; санскр.   - богиня], в индуизме обозначение жен. божеств, наиболее часто применяемое к супруге Шивы ; главный объект почитания в шактизме . Культ Д. восходит к архаическому почитанию Богини-Матери и первобытным культам плодородия, существовавшим в Индии задолго до индоарийского периода и сохраняющимся вплоть до наст. времени в форме локальных религ. традиций. В период экспансии на территорию Индии арийских племен развивалась ведийская религия , имеющая патриархальный уклон. В Ведах образы жен. божеств прорисованы довольно слабо (за исключением богини утренней зари Ушас); часто они неотделимы от своих супругов и имеют имена, производные от их имен,- Индрани, Варунани, Агнайи. В «Ригведе» целиком посвящен воспеванию жен. образа гимн «Дэви-сукта» (РВ. X 125), представляющий собой самовосхваление богини священной речи Вач, возвеличенной здесь до абстрактного космогонического принципа. Постепенно, в процессе взаимодействия ведийской религии и местных верований, почитание жен. начала приобретает все большее значение, местные неарийские жен. божества входят в формирующийся пантеон индуизма на правах многообразных воплощений Д. Под различными именами Д. все чаще фигурирует в инд. лит-ре: Д. в образе Умы, дочери бога Гималаев, учит Индру высшему спасительному знанию в «Кена-упанишаде»; в нек-рых редакциях «Махабхараты» Дурга (грозная, воинственная ипостась Д.) помогает скрывающимся братьям Пандавам остаться неузнанными (Виратапарва. 6) и получает восхваления от Арджуны перед битвой на Курукшетре (Бхишмапарва, 23); сюжеты, связанные с ней, встречаются в сказаниях пуран . С VI по XI в., как свидетельствуют тексты и сохранившиеся в огромном количестве скульптурные и рельефные изображения, образ Д. приобрел самостоятельное и даже главенствующее значение. Сложилось представление о шакти - активной творческой энергии, космической силе, присутствующей в каждом существе жен. пола и олицетворяемой в образах богинь. Боги индуистского пантеона представлялись бессильными без своих супруг-шакти. Наивысшего развития эта идея достигла впосл. в тантризме . Так, афоризм, что Шива без своей Шакти подобен трупу, нашел отражение в тантрической иконографии: лежащий Шива - пассивное начало и танцующая на нем Д.- активное начало.

http://pravenc.ru/text/180806.html

В музее имени Андрея Рублева открылась выставка «Крест – хранитель всея вселенныя» Москва, 8 июня 2005 г . В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева 7 июня открылась выставка " Крест – хранитель всея вселенныя... (Памятники христианского искусства X - XX веков из музейных и частных собраний) " . На ней представлено около 300 памятников русской духовной культуры, которые рассказывают о многообразии бытования в России этого главного христианского символа на протяжении многих веков. Большинство из них экспонируется впервые, среди них много уникальных произведений, сообщает сайт «Музеи России» . Круг представленных экспонатов разнообразен и широк. Это всевозможные кресты – нательные и выносные, которые используются в крестных ходах, кресты духовенства и монашеского подвига, вериги, кресты-благословения, семейные и паломнические реликвии. Значительное число выставленных памятников составляют также иконы, посвященные праздникам, которые связаны с особым почитанием Креста Господня – Крещению, Распятию Христову, Воздвижению Креста и Происхождению Честных Древ Креста Господня. Среди них особый раздел посвящен циклю Страстей Христовых, который отличается особой полнотой и подробностью. Здесь зрители увидят иконы на сюжеты Страстного цикла, образы редких иконографий ( " Христос в темнице " , " Плоды страданий Христовых " , " Крестный путь Христа " и др.), а также кресты, на которых воспроизведены атрибуты Страстей Христовых. Помимо Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в выставке принимают участие Государственный исторический музей, Музей-заповедник " Коломенское " , Егорьевский краеведческий музей, музей при храме святителя Митрофания Воронежского в Москве, а также целый ряд частных собирателей из Москвы, Ярославля и Архангельска. Выставка будет открыта до конца сентября. 8 июня 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13723.html

р.). К оформлению интерьера приступили в 1885 г. В работе принимали участие мн. художники, однако ведущая роль в художественном решении интерьера храма принадлежала Прахову и В. М. Васнецову (см. ст. Васнецовы ). Основное значение в оформлении храмового пространства приобрели живописные сюжеты и орнаменты, в цветовой пестроте и разнообразии к-рых растворяются конструктивные членения храма. Образцом для росписей Васнецову послужили визант. и рус. сюжетные и иконографические мотивы. Его живопись стала выражением национального стиля, противопоставленного итальянизирующей академической церковной живописи. В характерные для творчества мастера былинные образы были привнесены впечатления от визант. памятников. Однако реалистическая основа и декоративность васнецовского стиля не могли раскрыть всю глубину и догматический смысл религ. образов и понятий; это заставило художника усложнить содержание росписей, вносить в образы внешний психологизм, напряженность и страстность, чуждые древнерус. искусству. Собор святителей и преподобных Русской Церкви. Роспись Владимирского собора 1885-1896 гг. Художник В.М. Васнецов Собор святителей и преподобных Русской Церкви. Роспись Владимирского собора 1885-1896 гг. Художник В.М. Васнецов Программа храмового убранства строилась на идее увековечивания памяти равноап. кн. Владимира, крестителя Руси. В системе росписей история России предстает как часть общечеловеческой истории, границы к-рой обозначены Днями творения (юж. неф), Страшным Судом (зап. стена) и помещенными между ними сценами из земной жизни и Крестного страдания Иисуса Христа (боковые нефы, хоры и своды центрального нефа). Древняя история России нашла отражение в композициях «Крещение кн. Владимира» (слева от зап. двери, над боковым входом на лестницу) и «Крещение Руси» (справа от зап. двери, над боковым входом в крещальню), в изображениях рус. святых, духовных деятелей на пилонах центрального нефа (в выборе этих персонажей отражен преимущественно киевский период истории). Т. о., собор - своеобразная благодарственная молитва Творцу, слава Которого утверждается через славу св.

http://pravenc.ru/text/159092.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010