Замечательны слова прп. Серафима Саровского о будущем царе-мученике: «Того царя, который меня прославит, — я прославлю». Это пророчество подтвердилось в 1903 г. при прославлении прп. Серафима, когда государь написал: «Немедленно прославить». На следующий день после екатеринбургского злодеяния в Алапаевске были убиты вел. княгиня Елисавета Феодоровна, родная сестра царицы мученицы, тайно постриженная в иночество, ее сподвижница монахиня Варвара. Вместе с ними мученическую кончину приняли и князья царской крови: Иоанн Константинович, Игорь Константинович, Константин Константинович, Владимир Палей, Сергей Михайлович и раб Божий Феодор Ремез. Всех их живыми сбросили в шахту и там забросали гранатами. Вел. княгиня до конца помогала умиравшему князю Иоанну Константиновичу, делала ему перевязку, пела надгробные или хвалебные Богу песни, пока для нее самой уже не зазвучали райские напевы. Около тела святой были обнаружены две неразорвавшиеся гранаты, а на груди ее лежала икона Спасителя. Святые мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары были вывезены за границу отступавшей Белой армией, и в 1981 г. перед прославлением новомучеников Российских их гробницы, хранящиеся в Иерусалиме в русском женском монастыре в Гефсиманской веси, были открыты для поклонения. Годы Гражданской войны (1918—1922) явились для Русской Церкви годами поистине кровавыми, наибольшее число мучеников приходится именно на этот период. В Воронеже в 1919 г. было одновременно убито 160 иереев во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым). После отступления Белой армии из города они, следуя примеру архипастыря, не захотели оставлять свою паству и все сподобились мученического венца. Самого престарелого святителя большевики повесили на царских вратах церкви монастыря св. Митрофана. Вместе с ним в том же монастыре были замучены семь инокинь: они были брошены мучителями в котел с кипящей смолой. С декабря 1918 г. по июнь 1919 г. в Харькове было убито 70 иереев Харьковской епархии. В Перми в 1919 г. после занятия города Белой армией были обнаружены тела расстрелянных и замученных 42 священнослужителей. Весной, когда снег растаял, они были найдены закопанными в семинарском саду, многие носили на себе следы пыток.

http://sedmitza.ru/lib/text/436856/

14 августа. Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. [Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси. В этот день на середину храма из алтаря выносится для поклонения украшенный крест. Этот праздник является началом Успенского поста]. Фото пресс-службы Татарстанской митрополии. - С.5. 1 августа. День памяти прп. Серафима Саровского. [«Преподобный Серафим Саровский круглый год говорил: “Радость моя, Христос воскресе!” Это было состояние его души. То, что мы по своей суетности перестаем ощущать пасхальную радость, действительно так. Как сохранить в себе это чувство? Если мы будем видеть в другом человеке образ воскресшего Христа, то и пасхальную радость сумеем надолго  сохранить. Ведь и преподобный Серафим Саровский постоянно чувствовал в себе эту радость и обращался ко всем с пасхальным приветствием потому, что в людях видел в первую очередь Христа». Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий ]. Ил.: Святой преподобный Серафим Саровский. Икона начала ХХ века. - С.5. 19 августа. Преображение Господне.  [ Патриарх Кирилл: « День Преображения, день Богоявления ближайшим ученикам — Петру, Иакову, Иоанну — должен отвлечь наши мысли от повседневной суеты, от того, чем мы так озабочены, перенести к горнему, дать нам еще и еще  раз  осознать, что Господь, явившийся Петру, Иакову, Иоанну, близок к нам.  Мы не удостаиваемся чуда видеть Спасителя, но мы удостаиваемся чуда получать ответы на наши молитвы, мы удостаиваемся чуда особого духовного переживания Святой Евхаристии, Причащения Тела и Крови Спасителя, приближения к святым мощам, святым местам, когда вдруг у человека начинает особым образом биться сердце, и он сознает, что прикасается к святыне, что иной мир входит в его жизнь. Сегодняшний великий день учит нас многому. Господь избрал Петра, Иакова, Иоанна, чтобы преобразиться перед ними, чтобы укрепилась их вера, чтобы они увидели славу Его. Мы верим, что и нам, верующим людям, Господь также дает знаки Своего присутствия в нашей жизни. И как важно не просмотреть эти знаки, сложить их в своем разуме и своем сердце, почувствовать Божие присутствие в жизни своей и с еще большей радостью и дерзновением идти навстречу Господу и Спасителю, имеющему власть преобразить весь мир и, что для нас особенно важно, преобразить наши собственные души!». Из проповеди в  праздник Преображения Господня после литургии в Храме Христа Спасителя, 19 августа 2020 года ]. Ил.: Преображение Господне. Карл Блох, 1865-1879. Фото Олега Варова/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. - С.6-7.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-244-...

Приблизительно с 1932 г. его занятия светской живописью (пейзажи с видами парижских окраин, зарисовки старинных церквей, цикл акварельных иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Нос», декоративное панно, выполненное совместно с Гончаровой, и др.) стали перемежаться с обращением к церковному искусству: Круг брал уроки по технологии иконописи у П. А. Фёдорова, пользовался советами и указаниями инокини Иоанны (Ю. Н. Рейтлингер). С 1933 г. он - активный член правосл. братства свт. Фотия в Париже, возглавлявшегося В. Н. Лосским. Члены братства распространяли Православие на Западе, разрабатывали богословские проблемы, в т. ч. богословия правосл. образа. В 1934 г. Круг вступил в парижское об-во «Икона», объединившее художников-иконописцев рус. эмиграции и исследователей в этой области. В 1935 г. при участии Успенского осуществил основные художественные работы в церкви Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже. В 1937 (Le Pere Grégoire. Р. 38) или в 1938 г. (ГРМ. СР. Ф. 133. Д. 457) совместно с Успенским расписал Покровскую часовню на «русской ферме» в Грорувре (не сохр., иконостас и росписи известны по фотографиям: Арх. Л. А. Успенского. Оп. 5. Д. 1-28). В годы оккупации Парижа Круг пережил острый душевный и творческий кризис. По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при ц. Св. Троицы, нес послушание псаломщика и певца. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц, в 1945-1946 гг., приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 г. от настоятеля ванвской церкви и своего духовного о. Сергия (Шевича) принял монашеский постриг с именем Григорий (в честь прп. Григория Киево-Печерского иконописца) и вскоре перешел на жительство в Свято-Духовский скит в Ле-Мениль-Сен-Дени, в к-ром пребывал до кончины. Расцвет «исключительного иконописного таланта» Г. в этот период связан с «всецелым включением этого таланта в его монашеское призвание» (Le Реге Grégoire. Р. 39). Наряду с богослужением иконопись стала смыслом и содержанием его жизни и формой молитвы. Тогда Г. были созданы наиболее значительные работы: иконостасы ц. Св. Троицы в Ванве (нач. 50-х гг. XX в.; 1955-1956), ц. Св. Духа (в доме Н. А. Бердяева) в Кламаре (1-я пол. 50-х гг. XX в.); 2-й иконостас и настенные росписи перестроенной церкви Трехсвятительского подворья в Париже (1959-1961; в соавторстве с Успенским); иконостасы ц. прп. Серафима Саровского в Монжероне (1960-1962) и ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Нуази-ле-Гран (нач. 60-х гг. XX в.; 1964-1965; в наст. время перенесена в собор Знаменского мон-ря, Марсена); иконостас и росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Муазне (1964-1966). К позднему периоду творчества Г. относятся недатированные иконостасы, предназначавшиеся для правосл. монашеской общины в Авероне (ныне в ц. св. Марии Магдалины в Гааге, Нидерланды, и в домовой церкви рус. детского лагеря в Отвиль-сюр-Мер).

http://lib.cerkov.ru/authors/282

«Вышла книга Валентина Степашкина “Серафим Саровский”. Написана она, на мой взгляд, не очень хорошим языком; но автор не литератор, и главное в книге не это. Главное — что автор является ученым, исследователем, и что он строит жизнеописание своего героя и разбор его наследия на основании архивных документов, с которыми он работал. (Жалко, что Валентин Степашкин занимался только документами, связанными с преп. Серафимом Саровским. Если бы он “брал шире”, то не допустил бы грубого “ляпа” в своей книге — он упоминает про нынешние “нетленные мощи” преп. Александра Свирского как про подлинное чудо Божие, в то время как эти “мощи” — фальшивка.) Автор очень почитает преподобного, поэтому он редко делает какие-либо определенные выводы, а просто приводит то, что соответствует документам (впрочем, — что относится к недостаткам книги, — обильно разбавляя их пространными экскурсами во второстепенные вещи). Но от выводов никуда не деться, потому что из документов видно следующее: 1. Колокольни не было. 2. Камня не было. 3. Кормления медведя не было. 4. Разбойников не было. 5. Беседы с Мотовиловым не было… Ну и так далее. Думаю, что сказанного уже достаточно. Мотовилов разобран по косточкам — психически нездоровый человек, все, что с ним связано, не заслуживает доверия. Про “заместительную смерть” Елены Мантуровой и вовсе не сказано ни слова — и в самом деле, совестно такое приводить в жизнеописании, основанном на документах. Общение батюшки Серафима с дивеевскими сестрами (по некоторым свидетельством последних) приведено, но оговорено, что старец, конечно, такого не мог говорить (ибо если это правда, то это чистое хлыстовство, в котором обвиняют прп. Серафима старообрядцы, — добавлю я уже от себя). В итоге прп. Серафим предстает пред нами как человек-загадка. Достоверно можно о нем сказать очень немногое, все остальное — фантазии разной степени вероятности». «Преподобный Серафим Саровский» Владимира Ильина — не просто житие Преподобного, а книга, написанная философом. «Существо Православия вообще и в частности Православия Русского, ни в чем, быть может, так полно и так ярко не сказалось, как в почитании Божией Матери и Святых. Нужно раскрыть глаза для этой красоты, нужно всматриваться в нее пристально, любовно. И если мы это сделаем, то увидим, что Саровский Угодник и Чудотворец являет собою одно их самых ярких выражений не только всего Русского Православия, но в нем же и через него — стихии Вселенского Христианства. Житие Преподобного, его житийный лик, икона, есть живой ответ на столь многократно задававшийся вопрос — что такое Православие?»

http://blog.predanie.ru/article/knigi-o-...

Слева от иконы " Скоропослушница " находится образ преподобного Серафима Саровского. Серафим Вырицкий при постриге в схиму получил имя Серафим в честь прославленного в 1903 году прп. Серафима Саровского. Справа от иконы Спасителя - образ самого преподобного Серафима Вырицкого. По канонам Русской Православной Церкви - это традиционное место для храмовой иконы, говорящей посетителю о том в честь кого освящена церковь. И если сам храм полностью делался средствами Александро-Невского монастыря, то эта икона - единственный благотворительный вклад в его создание. Как и все остальные иконы в домовой церкви она написана в лаврской иконописно-реставрационной мастерской в честь святого Иоанна Дамаскина. Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры: - К нам нередко обращаются за иконами преподобного Серафима Вырицкого - мастерская уже не одну подобную икону написала. И наши коллеги иконописцы из других центров часто пишут образ этого святого. Можно сказать, что именно сейчас идет активное формирование его иконографии. Это дело, которое невозможно реализовать сразу: взять фотографию, переработать ее и вот тебе иконография. Нужны годы. И я думаю, что не один десяток лет пройдет, прежде чем полностью созреет иконография преподобного Серафима Вырицкого. Мы, современные иконописцы, сейчас в буквальном смысле слова, первопроходцы, которые - каждый в меру своих талантов - пытаются раскрыть образ преподобного Серафима в своих работах. Здесь важно не забывать об основах. Главная задача иконографии - это узнаваемость. Человек, даже плохо знающий или помнящий лицо Серафима Вырицкого, должен узнать его в любом храме. На дьяконских дверях - традиционные образа архангела Михаила и архангела Гавриила, стражей Царства Небесного и всех Святынь. По краям иконостаса - образа с избранными святыми, связанными как с Александро-Невской Лаврой, так и с самим преподобным Серафимом Вырицким. В левой части изображены святой Варнава Гефсиманский - его духовник, священномученик Лев (Егоров) - один из основателей Александро-Невского братства, и протоиерей Петр Скипетров - первый священномученик, пострадавший за веру на территории Невского монастыря. Эти трое святых связаны с подвигом Серафима Вырицкого, они его современники.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Закрыть itemscope itemtype="" > XI Форум православной общественности Санкт-Петербурга На мероприятии верующие смогут поклониться иконам святого старца Гавриила (Ургебадзе) и прп.Серафима Саровского, пройдут встречи с писателями, учеными, авторами-исполнителями 22.01.2019 1055 Время на чтение 8 минут С 29 января по 3 февраля 2019 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия состоится XI Форум православной общественности Санкт-Петербурга, сообщили «Русской народной линии» организаторы. На форуме все дни будут находиться святыни из Грузии, а именно: икона святого старца Гавриила (Ургебадзе) и прп.Серафима Саровского, ковчег со святынями грузинского старца. 2 февраля в 14-00 в рамках Форума состоится встреча с известными поэтами и бардами города на Неве. Ведущий встречи – председатель «Собора православной интеллигенции СПб», профессор Валентин Семенов. Адрес: Санкт-Петербург, СКК, проспект Юрия Гагарина, 8. Программа мероприятий 29 января 12.00-12.30. Торжественный молебен на открытие Форума и выставки. 12.30-13.00. Видеопрезентация проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». 13.00-14.30. Проект «Здоровье православному человеку». «Лекарственные растения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Как составлять чаи, сборы, биологически активные смеси своими руками». Вишнев В.Н., врач-фитотерапевт, профессор. 14.30-15.00. Книжный салон «Воскресение» представляет православные книжные новинки 2018-2019. Площадка книжного салона. 14.30-15.00. Телемост с руководителем проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера», настоятелем храма в честь прп. Серафима Саровского в Раево протоиереем Алексием Яковлевым. Рассказ об истории проекта, экспедициях, планах на 2019 год. 15.00-16.30. Программа, посвященная памяти старца Гавриила (Ургебадзе). Показ фильма «Диадема старца», встреча с автором Константином Церцвадзе. 16.30-17.00. Православный кинотеатр представляет. Показ фильмов о Сяндемском Успенском женском монастыре Петрозаводской и Карельской епархии (Афанасьево-Сяндебская пустынь).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/22/so...

КУЛЬТУРА (раздел). – С.56-94 25 лет «Фоме». Золотые архивы журнала. Николай Лисовой. Век Серафима: житие и время . лет назад грандиозный крестный ход доставил чудом обретенные мощи преподобного Серафима Саровского из Москвы в Дивеево. Эти торжества открыли собой новую эпоху в жизни христианской России. К юбилею памятного события «Фома» вновь публикует статью, посвященную святому Серафиму Саровскому и его эпохе, написанную в 2003 году к 100-летию прославления преподобного. Автор статьи — известный историк Николай Лисовой . В январе 2019 года он отошел ко Господу. Эту публикацию мы также посвящаем памяти Николая Николаевича]. Записала Вероника Богданова . Фото Константина Селезнева (на развороте к материалу). Ил.: Дальняя пустынька — место, где жил и молился преподобный Серафим; Личные вещи преподобного Серафима: шапка и рукавицы; Саровская пустынь, прославление и обретение мощей преподобного Серафима, 1903 год; Богоматерь «Умиление» - келейный образ преподобного Серафима; Император Николай II с членами Августейшей фамилии несут мощи прп. Серафима. 1903; Автограф Прохора Мошнина, 1774; Подпись Серафима Саровского; Крестный ход с мощами преподобного Серафима Саровского отправляется из кафедрального Елоховского собора в Москве в Дивеевский монастырь, 23 июля 1991 г. Фото Александра Сенцова/ТАСС; Второе обретение мощей преподобного Серафима, 1991. Патриарх Алексий II. За ним - будущий Патриарх Кирилл; Преподобный Серафим Саровский. Сайда Афонина, 1996//Фома. - — август 2021. - С.56-69. - (раздел « Культура »). В публикации имеются две важные иллюстративно-информационные вставки: Икона преподобного Серафима Саровского с житием [даются пояснения, касающиеся образа преподобного (А.Б.В.Г.Д) и представляющие содержание каждого из 20-ти сюжетов жития]. Кроме иконы, публикуются сохранившиеся прижизненные портреты старца (1.2.3), которые легли в основу его иконографии. - С.62-63; Из Сарова в Дивеево: история перемещения мощей. Инфографика. Краткое изложение (по основным датам) того, что происходило с мощами преподобного Серафима Саровского от 17 декабря 1920 года до 30 июля 1991-го. Как известно, в 1920-е гг. мощи, хранившиеся в Саровском монастыре, были вскрыты, изъяты и увезены в неизвестном направлении. Их обнаружили осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии, который находился в Казанском соборе (Санкт-Петербург). В феврале 1991 года мощи были перенесены в Москву в Богоявленский собор для поклонения. Крестный ход с мощами отправился из Москвы 23 июля через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбово, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас... 30 июля 1991 года мощи преподобного были привезены в Дивеевский монастырь. Фото Владимира Ештокина, Skif-Kerch, Ded Egor; Среди иллюстраций - фрагмент географической карты России с обозначенными на ней основными точками, связанными с историей мощей: Саров, Санкт-Петербург, Москва, Дивеево. - С.66.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-220-...

В 1812 г. храм был осквернен французами, некоторые надгробия тогда пострадали. В советское время это была последняя действующая церковь обители, закрытая властями только в 1929 г. Иконостас был выломан и сожжен (вместе с привезенной Петром I из с. Боголюбова храмовой иконой), уничтожены купола и кресты. При организации в храмовом пространстве завода по ремонту легкой техники белокаменные надгробья варварски выброшены из-под сводов. Пребывая долгие десятилетия под открытым небом, они чудом сохранились и сейчас находятся в монастырской галерее за Сергиевским храмом. Богослужения в храме пока не совершаются. Храм Преподобного Сергия Радонежского с трапезной Сооружен в 1690–1694 гг. Петром I в благодарность Преподобному за спасение в стенах Троицкого монастыря от восставших стрельцов. Строившийся как уменьшенная копия Трапезного храма нынешней лавры, он вскоре, к 1702 году, по указанию всё того же царя подвергся существенной переделке: вместо разобранной крыши основное здание увенчал четверик, над которым появились пять куполов. Предположительно самодержец хотел таким способом добиться симметричной законченности монастырского ансамбля по оси между Сергиевским и Боголюбским храмами. Крест на главном куполе увенчан короной — символом особой опеки царствовавшего дома над этой церковью. В 1836 г. устроены приделы во имя свт. Алексия Московского и Митрофана Воронежского (в настоящее время не возобновлены). Храм закрыт в 1924 г. В советское время его помещения занимали спортклуб и танцзал. Богослужения возобновлены в 1992 г. Сейчас это основной зимний собор монастыря. Здесь совершаются монашеские постриги, ежедневный братский молебен, воскресные и праздничные богослужения. Кроме того, это основной реликварий монастыря. Здесь сосредоточены его главные святыни: икона свт. Московского Петра с частицей мощей, чудотворная Толгская икона Божией Матери, частицы мощей свт. Спиридона Тримифунтского, прп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Анзерского, икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла с частицами их мощей, ковчег с частицами мощей всех Киево-Печерских святых, часть стопы свт. Митрофана Воронежского, икона Собора Новомучеников и исповедников Высоко-Петровского монастыря, деревянная скульптура-мощевик прп. Нила Столбенского с частицей его мощей. В прошлом году в алтарь храма Святейший Патриарх Кирилл сделал вклад — крест с частицей Животворящего Древа.

http://e-vestnik.ru/church/vysoko-petrov...

В России есть много чтимых икон Живоносного источника. В знаменитой Саровской пустыни в честь этой иконы воздвигнут прекрасный храм. Принесена она была в Саровскую пустынь основателем ее, иеросхимонахом Иоанном, в начале XVIII столетия. Великий старец Серафим Саровский посылал больных богомольцев молиться перед этой иконой, и они часто получали исцеления. В городе Туле есть две чтимых иконы этого имени. Одна, находящаяся в старой Никитской церкви, прославилась с 1771 г. Сперва она стояла в домах частных лиц, где от нее и истекали чудеса. В Тульской консистории есть «дело» об этой чудотворной иконе, находившейся в то время в доме тульских купцов Лугининых. В этот дом собирались к иконе посторонние люди и приносили свечи и масло. В 1805 году купец Бабаев прозрел у этой иконы, а Агриппина Ивановна Лугинина получила исцеление от водянки. В виде благодарности она перед смертью отказала икону в приходскую церковь, где она и стоит доселе в серебряной ризе с привесками — приношениями исцеленных. Другая икона стоит в Николаевской церкви за Валом. Принесена она исцеленной Матреной Алексеевой Капаневой. Эта больная в видении получила приказание найти образ под церковной кровлей. Она отыскала его, подновила и сама получила исцеление. Вот еще места, освященные пребыванием чтимых икон Живоносного источника: В городе Астрахани. В Казанской губернии, в пригороде Чистопольского уезда Билярске; икона эта имеет еще другое название: «Источная». В Москве, в Новодевичьем монастыре. В 12 верстах от Пензы, в селе Валяевке. В городе Липецке Тамбовской губернии. В Уржуме Вятской губернии. На крайнем севере, на дороге из Соловецкого монастыря в Муксальму, в часовне. Эта икона называется «Балыклей» и привезена из Царьграда, где она писана по заказу Соловецкого архимандрита. Явление Богоматери после смерти преподобного Иосифа Песнописца одному из друзей его В житии прп. Иосифа Песнописца, жившего в IX веке, рассказывается, что после кончины преподобного одному из его друзей было следующее знаменательное видение. Свод небесный раскрылся; друг Иосифа увидел нисходящие оттуда лики святых апостолов, затем пророков, мучеников и, наконец, юношей в светлых одеждах, т. е. ангелов. Посреди этих юношей шествовала Пресвятая Дева Мария. Она повелела святым, окружавшим Ее, идти навстречу душе праведника, воспевшего Ее чудеса и благодеяния роду человеческому. Исполняя Ее повеление, святые мужи с честью встретили душу, восходящую на небеса. Но вот видение исчезло. Друг преподобного стал размышлять об этом чудном видении и недоумевал, чья душа была встречена так торжественно. Во время этих размышлений он услышал голос, говоривший ему:

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

28 лет провел епископ Феофан в строжайшем затворе в Вышенской обители. Обитель эта расположена на большой поляне, окруженной еловым лесом, на берегу речки Выша в Тамбовской губернии. Затворник занимал две комнаты в маленьком домике. Это были совсем простые помещения с темными деревянными стенами. Мебель была только самая необходимая: железная кровать, стол, шкаф. Но бесчисленные книги стояли кругом: «История России» С. Соловьева, «Всемирная история» Шлоссера, сочинения Гегеля, Фихте, Якоби на немецком языке и множество патристической и аскетической литературы на греческом языке, научно–богословские книги на французском, английском, немецком языках, труды из области медицины и анатомии, географические труды, анатомические и географические атласы, а также телескоп, микроскоп и фотоаппарат, краски, кисти и все, что нужно для живописи. На стенах висели иконы и картины, которые затворник писал сам, например Казанская икона Божией Матери, иконы свт. Тихона Задонского и прп. Серафима Саровского, картины из жизни Христа: Распятие, Воскресение, " Крещение и др. Крещение, то есть день Богоннленин, имело особое значение в жизни затворника: так толковалось его имя (Феофан — богоявление), этому дню была посвящена его маленькая церковь, и в этот день он умер. С овершая литургию, он неутомимо поминал тех, кто находился с ним в переписке. Его пища была очень проста: утром он выпивал стакан чаю с куском хлеба; за обедом — яйца и стакан молока, кроме постных дней; после обеда — опять стакан чаю и хлеб. Целый день он неустанно писал, делая маленькие перерывы для рукоделия. В устах его всегда были слова молитвы. Затем приходили часы полного погружения в молитву, часы полного покоя и тишины, собеседования с горним миром. Ночью допоздна он молился пред слабо освещенными иконами, и часто келейник заставал его на молитве перед самым рассветом. Ежедневно приходили письма со всех концов России, они тоже требовали многих часов для ответа. Последние недели его земной жизни мало чем отличались от предыдущих. Старый епископ чувствовал себя очень слабым, ел еще меньше и неравномерно, но все же сидел за столом и писал письма. В последний день, 6 января 1894 г., он немного поел, после чего в его комнате стало совсем тихо, и когда келейник постучал, чтобы принести вечерний чай, ответа не последовало. Затворник лежал простертый на своей кровати, сложив руки на груди как для архиерейского благословения. Тогда келейник понял, что его владыка не принадлежит больше земной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=802...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010