На основе записей в «Книге визитов греко-униатских церквей Несвижского и Клецкого деканатов за 1784 год» можно предположить, что образ Богоматери был обретен в XVII веке. В то время забельская церковь была униатской. В ней находилась книга, где рассказывалось о явлении иконы и описывались случаи чудесной помощи Божией Матери после молитвы перед Забельской иконой с 1656 по 1675 год. В 1662 году униатский митрополит Габриэль (Гавриил) Коленда дал Иосифу Забеле разрешение на строительство новой церкви и размещение в ней чудотворной иконы Царицы Небесной. В тех же документах отмечено, что на иконе был серебряный оклад и две серебряные короны. А в «Описании церквей и приходов Минской епархии…» сказано, что в храме хранилось Евангелие с надписью, оставленной неизвестным автором о том, что к 1666 году на ней уже были привески, свидетельствовавшие о чудесной помощи Пресвятой Богородицы. О том, как выглядела Забельская икона Богоматери говорится в «Описании церквей и приходов Минской епархии…»: «Икона писана на воловьей коже, кроме лика Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, на ней по темно-бронзовому фону по сторонам изображены ещё — с одной стороны Крест и св. Николай, с другой — прпп. Иоаким и Анна, св. Елисавета и свв. Апостолы; риза на иконе серебряная, надписи никакой не находится; длина около 2 арш., ширина 2 арш. 6 вершков; на ней находится 43 серебряных низкопробных привесок, а раньше при ней хранились костыли, оставленные исцеленными хромыми». О том, что икона широко почиталась по всей округе, свидетельствуют и рассказы старожилов о многочисленном стечении народа в день празднования Успения Богородицы. Геннадий Поликарпович Акулич, вспоминая рассказы своего отца, поведал о том, что не толька сяле, але сяла да самага вечара святочны дзень». После установления Советской власти начались гонения на церковь. В начале 1930-х годов Успенский храм села Забелы был закрыт, а затем разрушен. Жительница деревни Шведы Лидия Викторовна Якимчик хорошо запомнила тот день: «Была нядзелька, сонейка яны гэтыя так так ну а сяляне При закрытии храма иконы и утварь вынесли из церкви. Часть из них сожгли, а часть удалось спасти местным жителям. Однако безбожники, пройдя по домам, некоторые спасённые иконы забрали.

http://pravicon.com/info-759

Память о святыне жива в сердцах людей. Жители окрестных деревень ещё долго после разрушения храма собирались 28 августа в Забелах и, по словам Александра Алексеевича Москалевича, фэст " . А рассказы о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы и Успенском храме передавали из поколения в поколение. Александр Алексеевич также рассказывал, что список с Забельской иконы Богоматери находился в часовне деревни Шищицы. Но в годы гонений часовня была разрушена, а о самом образе сведений не сохранилось. Сегодня о судьбе чудотворной иконы, к сожалению, ничего не известно. Материал подготовлен Ольгой Борисенко. В настоящее время в мастерской столичного художника Юрия Пискуна идёт работа по воссозданию образа месточтимой чудотворной иконы Матери Божией «Забельская». В прошлые века село Забелы Слуцкого района было известно в Беларуси благодаря этой иконе. Инициатором воссоздания иконы выступил отец Александр, настоятель православного храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Греск Слуцкого района, рядом с которой расположены Забелы. Корреспондент газеты «Кур " ер», посетив с отцом Александром мастерскую Юрия Пискуна, побеседовал с художником, начавшим свою работу по благословлению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси. До недавнего времени о том, как выглядела икона, не было известно почти ничего, кроме её общего словесного описания. Вот что рассказал художник о том, как было найдено изображение иконы: «Для православной энциклопедии я писал статьи о чудотворных иконах и узнал, что есть так называемые „контрольки“ белорусских икон. Хранятся они в фондах Академии наук Санкт-Петербурга. До революции со всей Российской империи туда присылались фото-изображения местных чудотворных икон размером едва ли не с почтовую марку. Мне удалось получить копии интересовавших меня „контролек“, среди них была и икона из Забел. Вскоре установились контакты с Игорем Титковским, краеведом из Слуцка, и отцом Александром, который вскоре и начал работу над тем, чтобы восстановить икону».

http://pravicon.com/info-759

Спаси и сохрани люди Твоя во всякой стране, граде и весях просящих Твоей помощи и заступления от всяких нужд, поветрия и смертоносной заразы, глада, злаго обстояния и всякого нестроения, исцели хромых, исходатайствуй мир и здравие во всем мире и велию милость во веки веков. Аминь. Царкоунае Слова, 2012 _____ Легендарная икона знаменита не только тем, что защитила людей от падежа домашнего скота, являвшегося в те века одной из основ благосостояния крестьянских семей, в молитве перед иконой православные христиане молились не только от мора скота, но и от разных эпидемий. Известны и записи, свидетельствующие, что после молитвы иконе исцелялись хромые и просто больные люди. Об иконе Матери Божией “Забельская”, об истории забельской Успенской церкви, приводятся воспоминания старожилов. В Слуцком районе среди тенистых садов приютилась небольшая деревенька Забелы. Сегодня от процветавшего некогда села осталось лишь 7 дворов. В центре деревни, где раньше стояла церковь, сейчас пустырь. Место это можно найти по старым липам, печальный шум которых словно пытается поведать нам события давно минувших дней. Когда-то село Забелы было широко известно, благодаря месточтимой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой “Забельская”. О явлении чудотворного образа до наших дней дошло два предания. Одно из них зафиксировано архимандритом Николаем в «Историко-статистическом описании Минской епархии…». Более подробно оно изложено в приложении к «Минским епархиальным ведомостям» — «Описании церквей и приходов Минской епархии…» 1879 года. Предание гласит, что в давние времена в окрестностях села Забелы свирепствовал падёж скота. Бедному крестьянину по фамилии Забело несколько раз во сне являлась Божия Матерь, которая велела пожертвовать на убой своего единственного вола, а кожу отнести в Слуцк живописцу, чтобы он написал указанный крестьянину во сне образ. Повеление Богородицы Забело исполнил и понёс кожу в Слуцк. У входа в город его встретил незнакомый живописец. Когда поселянин начал рассказывать о цели своего пришествия, живописец, не дав ему окончить, взял кожу и сказал: «Я знаю, для чего ты пришёл и какую нужно написать икону». Икона была написана. С тех пор падёж скота в селе прекратился и больше не повторялся.

http://pravicon.com/image-24048

Забелин – автор работ по истории древнерусского искусства («О металлическом производстве в России до к. XVII в.», СПб, 1853; «Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России», СПб., 1853; «Черты самобытности в древнерусском зодчестве», 1877), статей и заметок об отдельных памятниках древнерусского иконописания, архитектуры и др. В 1880-х участвовал в работах комиссий по реставрации древней живописи в Благовещенском и Успенском соборах Московского Кремля, в Успенском соборе во Владимире. Ист.: Отечественная история. Энциклопедия. Т. 2. М., 1996 г., С. 202–203. Забельская икона Божией Матери Сохранились 2 предания о явлении чудотворной иконы Божией Матери в д. Забелы Слуцкого у. Минской губ. Первое записал архим. Николай. Оно рассказывает, что в период сильного падежа скота в окрестностях села Забелы, одному бедному крестьянину по фамилии Забело во сне неоднократно являлась Пресвятая Богородица. Она велела бедняку убить своего единственного вола, а его шкуру отдать слуцкому иконописцу для написания Ее иконы. Крестьянин исполнил волю Царицы Небесной. При подходе к Слуцку он встретил живописца, который знал цель его прихода в город и взял у него воловью кожу. Вскоре икона была написана, а падеж скота прекратился. Заветный праздник (Обетный праздник) Праздник в деревне или городе, установленный мирянами по обету, т. е. обещанию Богу, Богородице, святым. Поводом для возникновения праздника служило избавление жителей того или иного села, группы деревень или целого города от стихийного бедствия: пожара, наводнения, засухи, града, мора людей и скота и др. несчастий, принесших хозяйству большой урон. В этом случае он рассматривался как своего рода форма благодарности Богу, Божьей Матери, святым угодникам за спасение от бедствий. Многие заветные праздники устанавливались также по случаю явления иконы, которое также рассматривалось как Божья милость, обращенная на деревню, и требовало ответной благодарности. Большинство заветных праздников приходилось на весенне-летнее время и справлялось в «числах», т. е. всегда в один и тот же календарный день. Однако дни проведения некоторых из них высчитывались по пасхалиям и приурочивались в этом случае либо к восьмой – десятой пятнице по Пасхе, либо к неделе перед Петровым или Ильиным днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Забельская Местночтимая чудотворная Забельская икона Богоматери, писанная на воловьей коже. На ней по сторонам изображены еще свят. Николай, животворящий крест, св. праведные Иоаким и Анна, св. Елисавета и св. Апостолы. Икона находилась в Забельской Успенской церкви. По местному преданию икона эта написана во время скотскаго падежа, по особому на то повелению Богоматери, явившейся во сне некоему поселянину. В Слуцком районе среди тенистых садов приютилась небольшая деревенька Забелы. Сегодня от процветавшего некогда села осталось лишь 7 дворов. В центре деревни, где раньше стояла церковь, сейчас пустырь. Место это можно найти по старым липам, печальный шум которых словно пытается поведать нам события давно минувших дней. Когда-то село Забелы было широко известно, благодаря месточтимой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой “Забельская”. О явлении чудотворного образа до наших дней дошло два предания. Одно из них зафиксировано архимандритом Николаем в «Историко-статистическом описании Минской епархии…». Более подробно оно изложено в приложении к «Минским епархиальным ведомостям» — «Описании церквей и приходов Минской епархии…» 1879 года. Предание гласит, что в давние времена в окрестностях села Забелы свирепствовал падёж скота. Бедному крестьянину по фамилии Забело несколько раз во сне являлась Божия Матерь, которая велела пожертвовать на убой своего единственного вола, а кожу отнести в Слуцк живописцу, чтобы он написал указанный крестьянину во сне образ. Повеление Богородицы Забело исполнил и понёс кожу в Слуцк. У входа в город его встретил незнакомый живописец. Когда поселянин начал рассказывать о цели своего пришествия, живописец, не дав ему окончить, взял кожу и сказал: «Я знаю, для чего ты пришёл и какую нужно написать икону». Икона была написана. С тех пор падёж скота в селе прекратился и больше не повторялся. Другое предание сохранили старожилы окрестных деревень. В частности, Мария Савельевна Калиновская рассказывала, что неподалёку по болотистой местности протекал ручеёк. По нему-то и приплыла икона Пресвятой Богородицы. В память этого события на возвышенности построили небольшую церковь, где разместили обретённую икону, а через некоторое время воздвигли новый храм, который просуществовал до 30-х годов прошлого столетия.

http://pravicon.com/info-759

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (331) , (12) . в этом году (за прошлые годы с 2014-08-26) Описание: Забельской иконы Божией Матери Реконструированный образ чудотворной иконы «Забельской» написан на дубовой доске размером 1,66&х1,42м. в Минске состоялся Синод Белорусской Православной церкви. На Синоде были установлены дни празднования Забельской иконы Божией Матери, которая находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Греск Слуцкого района. Установлено, что первым днём празднования будет третья неделя по Пятидесятнице в день празднования Собора Белорусских святых, так как в 2012 году в этот день (24 июня) икона была освящена в Минском Свято-духовом Кафедральном соборе. Вторым днём станет 19 декабря (6 декабря по старому стилю) – День памяти Святителя Николая чудотворца. Владыка Филарет утвердил тропарь, кондак и молитву, составленные священником Александром Коренем, настоятелем храма в д. Греск. Тропарь, глас 4: О Пресвятая Владычица Богородице/Молитвами пред святою иконою Твоею/исцеления людем и скотом их древле подававшая/и ныне молим Тя Пречистая:/выну буди заступница рода христианскаго/пред престолом Сына твоего/Того молящи о спасении душ наших. Кондак, глас 4: Честнаго Образа Твоего память празднующе/людие Твои Владычица Богородице/молим Тя яко честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим/исцели наши недуги и страсти/и вечнаго спасения нас сподоби. Величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная отроковице, и чтим Образ Твой святый, имже точиши исцеления, всем с верою прибегающим. Молитва перед иконой Божией Матери " Забельская " О пресвятая Владычице наша Богородице! Всемощная наша заступнице и защитнице всего рода христианского! От всех родов избранная и всеми роды земными и небесными ублажаемая! Припадая и преклоняясь пред святою иконою Твоею, Премилосердная Матерь Божия, призри милостивно с небесе на нас грешных, предстоящих и поклоняющихся с верой и любовию пречистому Образу Твоему, приими наши молитвы и избави всех нас от скорби и печали, от всяких бед и напастей, сетей смертных и болезней адовых, от мора скота нашего, якоже древле избавила еси в веси Забелы.

http://pravicon.com/image-24048

Современный список иконы " Забельская " Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Современный список иконы " Забельская " Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Забельская Эта икона, написанная в 17-м веке и утраченная в годы гонений, была воссоздана по сохранившемуся негативу минским художником Юрием Пискуном. Размеры списка соответствуют размерам оригинала - 1,66 х 1,42 метра. Правда, написана воссозданная икона не на воловьей коже, подобно оригиналу, а на дубовой доске. Вес иконы — свыше 50 кг. Воссозданный образ был освящён 24 июня, в День Всех святых, в земле Белорусской просиявших, ознаменовавшим начало крестного хода из Минска в Слуцк, в Свято-Духовом кафедральном соборе. Список чудотворной иконы " Забельской " будет постоянно храниться в Храме Рождества Пресвятой Богородицы деревни Греск Слуцкого ра-на Минской обл. Республики Беларусь. Святой Синод Белорусской Православной Церкви установил дни церковного почитания иконы Пресвятой Богородицы “Забельская”. Празднование иконы будет отмечаться дважды в год – в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице), когда был совершен чин освящения новонаписанного образа в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе, а также 6/19 декабря, в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца – в этот день этот образ почитался ранее. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-10-25. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Забельская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1577

(об. 8) Икон на болших тяблех, у деисуса над царьскыми дверми, пядниць, обложеных серебром и золочены, на нижнем тябле: икона Иван Богослов, икона святых седмь отроков, икона явление пречистые Богородици Сергию чюдотворцу, икона пречистые Богородици, да у ней три гривны серебрены. Икона пречистые Богородици к лицу же, Феодосей поставил, да у ней три гривны серебрены, да круг её жемчюгом осажено, да в венце три камени да два жемчюга; да у Младенца гривна маленка да в венце жемчюжек, а венци оба сканные. Икона пречистые Одигитриа, в венце у Пречистые три камени, да у Младенца три ж камени, да гривна не велика басмянная, да цатка маленка с каменем. Икона образ Спасов седячей. Икона Спасов же образ, ве (л. 9) нец у него сканьной. Икона Спасов же образ на престоле, с сторону Пречистая, а з другую Прдтечя, письмо старое. Да две иконы: распятие Христово да въскресение Христово, обе Дионисьева письма. Икона образ Спасов Нерукотворенной. Икона Никола чудотворец седячей. Да на середнем тябле обложеных же икон серебром пядниц и золочены: икона Иван Предтечя седячей, икона образ Пречистые Рублева письма, да у ней гривна серебрена, а другая золо (об. 9) тая, на лице сель. Икона образ Спасов Нерукотворенной, да у него в венце два жемчюга да камень. Икона преображение Христово. Икона Спас на престоле, с сторону Пречистая да Предотечя, да за ними архааггелы. Икона образ Пречистые Владимерская, да у нее в венце пять каменей. Икона образ Пречистые ж. Икона О тебе радуется. Икона Феодор да Андрей Стратилаты, венци у них у обеих сканные: поставил тое икону княз Феодор Борисович. Да туто ж поставил икону, образ пречистые Богородици, Герман Слепушкин, обложена серебром и золочена. И по лета 7055 маиа 16 всех пядниц икон, обложенных серебром и золочены, 39. (л. 10) Да на правом столпе обложеных же икон серебром и золочены, что ставил Марко старець, в верхней ряду: икона об- —191— раз Пречистые, Тихвиньской образец: икона-образ Спасов седячей; икона-образ Спасов Еммануил, манастырская, а Марков оклад; икона въскресение Христово; икона Иван Предтечя седячей, а вверху Троица святая, а поставил и обложил тое икону Тит Кандратовской. Да в другом ряду обложеных же икон, Марко ставил: икона Макарей чюдотворец Калязинской; икона пречистые Богородици, Тихвиньской образец, болшая пядница, манастырская, а Марков оклад, венци у Пречистые и у Младенца сканные. Икона-образ Пречистые, болшая ж пядница; икона Ни (об. 10) кола чюдотворец стоячей; икона Варламей, чюдотворец Футыньской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если наше предположение верно, то текст пергамена из Суннарти – это фрагмент анафоры, включающий в себя, по крайней мере, Pre-Sanctus, Epiclesis I, Institutio. Перевод 299 : (предст)оят ангелы... (арх)ангелы. Тебя херувим(ы)... ради чего... земли... ... (Тебя) воспеваем, благословляем, славословим... ибо народ Т(вой)... и... наследие Твоё непрестанно... 300 (на) предложенные дары (эти)... (на хлеб се)й и на чашу с(ию)... хлеб – Телом (Христовым)... (чашу ж)е – Кровью Христовой, Нового Завета... са(м)... Бог Иисус Христос... в ночь... ученикам... Ю. Хаммерштедт реконструирует анафору иначе – он объединяет фрагмент 3 с 4, а фрагмент 1 – с 2, 5, 6 и 7. Реконструкция: Hammerstaedt. S. 203–218; факсимиле: Ibid. Taf. X. Перевод 301 : ...Бога (неи)змеримого, Бога... Тебе (воскли)цают ангелы, Тебя славослов(ят арха)нгелы, Тебя херувимы и С(ерафимы песн)ословят непрестанными устами... ... ... (песно)словящих, поющих... Свят Ты и Пресвят, Боже... Свят же и Пресвят и ед(инородный Т)вой Сын, Господь наш и Бог Иисус Христос, С(вя)т же (и) Пресвят и Дух Твой Святой, через Которого все, что на небе и на земле, освящается; поэтому хвалим, воспеваем, бла(госло)вим, просим мы в(се) Тебя – ибо народ Т(вой и Церковь ) Твоя и наследие Твоё (умоляет Тебя)... Владыко. Возглас: ... (п)оми(луй нас, Боже), Отец наш, и... (щед)рот Твоих... (и м)олим и п(ро)с(им Тебя, Господи, да пош)лешь Духа Твоего (Святого с небес на) предложенные дары эти, (а этот х)леб и на (ч)ашу э(ту и да сотворишь) (х)леб Телом, (а чашу) – Кровью Христа, Нового Завета. (Как [и]) Сам (Господь) наш и Бог Иисус Христос (в но)чь, когда (предал) [по] (своей) воле (за грехи наши), взял хлеб... ... благосло(вив)... и назнамен(овав)... ученикам... III. F. Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря Влияние Сиро-Яковитской Церкви на Коптскую отражено, в частности, в том, что из десяти анафор, содержащихся в известной коптской литургической рукописи – Евхологии Белого монастыря (X–XI (?) вв.) 302 , восемь являются анафорами западно-сирийского типа. Оставшиеся две анафоры суть фрагмент анафоры свт. Кирилла (см. выше) и фрагмент анафоры, надписанный в рукописи именем ап. Фомы 303 . В последней PostSanctus непосредственно переходит в Epiclesis I, что заставляет отнести её к анафорам александрийского типа; в то же время анафора составлена под влиянием сирийской литургической практики – анафора обращена не к Богу Отцу, а к Сыну Божию; после Epiclesis I следует не Institutio, а рассказ о домостроительстве спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Народ в лице клира ответствует: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». В это время священник, преклонив главу (Дмитр. § 97 примеч. л. г.), читает евхаристическую молитву, в которой, изображая величие Творца и бесчисленные благодеяния Его к роду человеческому, благодарит за все это Бога Отца и Сына, и Святого Духа, за все милости Его ведомые и неведомые, благодарит и за это служение, которое Ему угодно было принять от рук наших, хотя предстоят Ему тысячи архангелов и тьмы ангелов, продолжая молитву вслух словами «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». б) Клир, оканчивая молитву, поет ангельское славословие: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь сил), исполнь небо и земля славы Твоея»; затем дополняет молитву человеческою хвалебною Богу песнью: «Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!» Серафимская песнь называется победною потому, что Господь Бог есть Господь сил и воинств (что означает самое имя Саваоф), победитель смерти и ада. Повторение подобозначущих слов «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» изображает тех многоочитых светлых духов (серафимов), виденных св. Иоанном Богословом и пророками Исаиею и Иезекиилем, парящих окрест престола Вседержителя в образе четырех животных – орла, вола, льва и человека, которые возносили хвалу Богу свойственными каждому голосами ( Откр.4:7 ; Иез.10:14 ), причем орел представляется поющим, телец или вол вопиющим, лев взывающим и человек говорящим. К этому серафимскому славословию Церковь присоединила человеческое приветствие, которое еврейские дети, с пальмовыми ветвями в руках, радостно возглашали Спасителю мира, торжественно вступавшему в Иерусалим: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне!» – Этим приветствием верующие сретают своего Искупителя, как бы грядущего с небес в храм принести Себя на святой трапезе (престоле) в жертву за спасение всего мира, взывая: «Свят и пресвят Господь сил. И небо, и земля исполнены славы Твоей. Благословен грядущий во имя и в славу Бога Отца!» Чрез это соединение песни серафимской с славословием человеческим выражается то, что на Божественной литургии Господа славословят с верующими невидимо самые небесные силы, что и выражает священник в молитве, читаемой в это время: «С сими блаженными силами, Владыко, Человеколюбче, вопием: «Свят еси и пресвят Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святый, свят еси и пресвят и великолепна слава Твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010