«Восемнадцатая ночевка – в Колоцком монастыре Гжатского уезда, отстоящем от села Дровнина в 18 верстах. Настоятель Колочского монастыря крестным ходом должен будет встретить святую икону в селе Дровнине и сопровождать ее до самого монастыря… Смоленская икона Божией Матери будет находиться по своем прибытии в Колочском монастыре до дня отправления ее на Бородинское поле, отстоящее на 12 верст от монастыря» . Сколько времени икона находилась в Колоцком монастыре и сколько – на Бородинском поле, не указывается, но возвращение ее в Смоленск состоялось 2 сентября 1912 года. «Икона Смоленской Божией Матери отправится из Колочского монастыря после литургии 2 сентября сего года и будет следовать по тому же пути, каким несена была на Бородинское поле…» . А через год обитель отмечала свое 500-летие. По этому случаю прибыл в монастырь правящий владыка епископ Смоленский и Дорогобужский Феодосий (Феодосиев; † 1942). Множество людей собралось 9 июля 1913 года. И слова владыки, сказанные в этот знаменательный день, могли служить напутствием в последующие годы испытаний: «Не дело случая было явление в этом крае чудотворной иконы Божией Матери, но особенной материнской заботы Заступницы рода христианского о здешних людях, дабы одни из них твердо стояли в вере православной, мужали и укреплялись, и другие, заблудшие, не коснели бы и не ожесточались в своем заблуждении, но познавали бы его и возвращались в лоно святой Церкви… Отступничество от святой веры и Церкви Православной есть грех смертный. Бойтесь сего тяжкого греха и молитесь, да не внидите в напасть. Не жалкие секты и расколы содержат истинную и спасительную веру Христову, но наше святое и величественное и благодатное Православие» . Это было последнее торжество перед тяжелыми революционными бурями и долгими годами поругания Церкви. После революции 1917 года Колоцкий монастырь постигла участь большинства российских обителей: он был упразднен. Сведения об этом времени очень противоречивы и скудны. Летом 1918 года насельники монастыря лицом к лицу столкнулись с представителями новой рабоче-крестьянской власти. Попытки насельников оградить монастырское имущество от расхищения квалифицировались как контрреволюционное выступление во главе с настоятелем монастыря архимандритом Никифором. 8 августа он был расстрелян, еще ранее был расстрелян казначей иеромонах Филадельф и монастырский рабочий. Монахи были распущены.

http://pravoslavie.ru/put/4419.htm

51 об.) и всякими различными недуги одержимие вси здрава быша. И хождаше Лука от града во град с иконою Богоматере, от Нея же везде неисчетныя чудеса содевахуся, и вси много Луке даваху милостыню. И собрав тако Лука безчисленное богатство, возвратися в Колочу во свое пребывание, и Церковь постави во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго Ея Успения, в ней же и чудотворную икону постави, себе же дом созда, яко княжеский и многи рабы притяжи и нача провождати жизнь в плотоугодии. Но человеколюбивый Бог тако его на покаяние обрати: некогда ловцы благочестиваго Князя Андрея Димитриевича уловиша медведя люта, ведяху его в ларе мимо двора Лукина, его же узре Лука повеле медведя того пустити из ларя на дворе своем; медведь же спущен мимо всех самаго Луку достиже и емяже его и еле жива отняша его. Князь же слышав сие, той час посети его и виде его едва дышуща глагола ему: О како не разумел еси человече, како Бог прославит я чудотворением от Святыя иконы Богоматери, и почто о суетных потщался еси и вдався еси мирским позорам и глумлениям и пиянствам: того ради сице тебе случися таковая искушения. Лука же яко от сна воспрянув в чувство прииде и в покаяние и раскаяся о непотребном житии своем и моли Князя: да богатством его промыслит яко Богоугодно и Пречистой Богородице, глаголемой Колочской. Князь же, немаю не коснев, но вскоре таковым его безчисленным богатством монастырь постави явления честнаго и чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы глаголемой Колочской, иде же прежде Церковь поставлена бысть, и даде в дом Чудотворному образу и (Л. 52) братии на пропитание селы и имения множество. Тогда в том монастыре Лука пострижеся и поживе в нем во слезах и во умиление и в покаянии добре дондеже преставися». В прежния времена, когда Колочский монастырь состоял Московской Епархии в Можайском уезде, ежегодно, по разсказам старожилов, в субботу Пятидесятницы чудотворная икона Божией Матери из монастыря отправляема была в город Можайск, по прозьбе и желанию тамошних граждан, и за 4-е версты от города встречаема была духовенством и всеми гражданами с крестным ходом; по приходе же в городе поставляема была в Соборной Церкви, куда стекалось множество народа на поклонение Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Иконография К. и. имеет разные варианты. В летописях нач. XVI в. приведено пространное для средневек. источников описание явленной иконы: «Св. Б(огороди)ца, держащи на руце младенец Господа нашего И(ису)са Х(ри)с(т)а, с едину же страну иконы тоя на затворце Никола чюдотворец, а з другую Илия Пророк» (ПСРЛ. Т. 18. С. 161; в «Степенной книге» сначала упоминается «затворец» с образом прор. Илии, а затем - с образом свт. Николая Чудотворца). Упоминание «затворцев» с изображениями святых позволяет предполагать, что К. и. изначально была складнем (полиптихом), на к-ром в центре размещалось изображение Богоматери с Младенцем, видимо, поясное, на одной створке был свт. Николай Чудотворец, на другой - прор. Илия. О явленной К. и. в Колоцком мон-ре как об иконе со створками упоминает Е. Поселянин. Именно в виде складня К. и. изображена на нескольких миниатюрах, иллюстрирующих ее явление и историю с крестьянином Лукой, во 2-м Остермановском томе Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в., БАН. 31.7. 30. Л. 807 об.- 810, 814, 815 об.) Складень имеет килевидные очертания, изображение Пресв. Богородицы на центральной створке по изводу близко к Владимирской иконе Божией Матери в сокращенном, поясном варианте: Мать держит Младенца на правой руке, Он обнимает Ее, протягивая ручки и приникая щекой к Ее склоненной голове. На створках по сторонам представлены поясные и прямоличные образы свт. Николая Чудотворца в фелони с омофором и прор. Илии в коричневой милоти. Среди сохранившихся повторений известны такие, к-рые воспроизводят схему К. и. в качестве складня: напр., на иконе мстерского письма (сер. XIX в., Музей иконы на Рогожском кладбище в Москве) свт. Николай Чудотворец и прор. Илия изображены в рост, стоят с 2 сторон от Богородицы с Младенцем (в центре). Пресв. Богородица изображена по пояс, Она склоняет голову к Младенцу, который сидит на Ее коленях, а Его ножки покрыты мафорием. Под драпировкой мафория в особой рамке на белом фоне размещена подпись, в к-рой икона названа «копией с явленной и чудотворной иконы Пресв. Бдцы Колочския» и упоминается о ее явлении и чудотворениях в «уделе Можайска» некоему земледельцу во время правления кн. Андрея.

http://pravenc.ru/text/1841796.html

Согласно делопроизводственным документам XVIII-XIX вв. К. и. представляла собой сложное произведение с большим количеством фигур. Видимо, древний складень был дополнен рамой с изображениями, или фигуры святых были написаны на его полях. К. и. имела богатый оклад, наиболее древними частями которого были золотые чеканные венцы с драгоценными камнями на образах Пресв. Богородицы и Младенца, а также на святых. Кроме того, икона была покрыта серебряной вызолоченной ризой с драгоценными и полудрагоценными камнями и привесами, поверх нее - золотой сеткой («кружевом») с камнями, к-рая была снята в 1841 г., вес ее составил 51 золотник (чуть более 2 кг). К. и. упоминается как складень, в центральной части находится образ Божией Матери с Младенцем, над ним - изображение Св. Троицы, образы святых прор. Иоанна, Симеона Богоприимца, в подножии - прп. Авраамия Смоленского, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и прп. Пафнутия Боровского; на створке слева - арх. Гавриила и свт. Николая Чудотворца, справа - арх. Михаила и прор. Илии. Появление дополнительных образов, в т. ч. святых, среди которых 3 К-польских святителя и рус. преподобные, прославленные на церковных Соборах 1547 и 1549 гг., отражает распространение почитания К. и., а также могло быть связано с личным обетом; не исключено, что святые были покровителями тех, кто участвовал в поновлении К. и. в 1611 г. Мон-рь, где пребывала К. и., во 2-й пол. XVII в. посещал патриарх Иоаким (1674-1690), который по рождению происходил из Можайска, напр. он приезжал в Можайск в 1684 г. на освящение ц. во имя свт. Николая Чудотворца «на градских вратех»; в мон-ре был похоронен его дед, в миру носивший имя Иван Савёлов ( Холмогоровы. 1901. С. 6, 8, 10; Волкова. 2003. С. 588). Вкладами патриарха Иоакима могли быть наиболее старые богослужебные книги: Требник 1680 г., Евангелие воскресное с толкованиями 1681 г., 4 Ирмология и 2 Октоиха 1683 г., Апостол 1684 г., Евангелие малого формата 1685 г. и Минея месячная 1687 г. ( Трофимовский. 1864. С. 363; То же. 2013. С. 251). Вероятнее всего, что богатое убранство К. и. могло быть создано при патриархе Иоакиме в 3-й четв. XVII в. В 1727 г. еще совершались крестные ходы с К. и. в Можайск и Верею, судя по ходатайству, направленному в Крутицкую епархию от вкладчиков Колоцкого мон-ря бригадира Петра, стольника Афанасия, подполковника Тимофея Тимофеевича, детей Савёловых вместе с капитаном-лейтенантом гр. П. И. Мусиным-Пушкиным, с просьбой разрешить, как и в прошлые годы, провести крестный ход в день Сошествия Св. Духа ( Волкова. 2003. С. 588). После отнесения мон-ря к территории Гжатского у. и Смоленской епархии чудотворную икону носили на неск. недель в мае или июне в Гжатск (ныне Гагарин Смоленской обл.; Трофимовский. 1864. С. 357; То же. 2013. С. 247).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

Кто не удивится славному пришествию Колочския иконы во стольный град Москву? Тогда бо святитель Фотий и великий князь и народа множество сретоша образ Богоматере, честь богоугодную Царице Небесе и земли воздающе. Из града во град несена бысть икона Твоя, Пресвятая Дево, и вси, с верою молящиися, помощь улучаху: слепии прозираху, хромии хождаху, разслабленнии исцеляхуся и вси болящии здравие обретаху. Явися милость Твоя, Богородице, мужу некоему, на одре смертнем лежащему, той бо, на перси святый образ Твой прием, абие здравие улучи. Темже Тя достойно ублажаем. Седален, глас 2: Обитель Твоя, Богородице, врачебница недугов душевных вкупе же и телесных явися, православнии бо воини, во бранех ранами уязвленнии, врачебную помощь зде улучаху, инии же и упокоение вечное обретоша. Молим Тя, Пречистая: почившия в вере воинству Царя Небеснаго сочисли и души их в райския обители всели. Слава, и ныне, глас тойже: Вся еси света исполнена и порока несть в Тебе, Богородице Безневестная: Ты бо Совершеннаго Бога Храм одушевленный явилася еси, Непорочнаго Агнца, вземлющаго грехи мира, пречистое Селение бывши, и Небеснаго Царя Славы пресветлый Чертог показалася еси. Темже Тя по долгу благочестно величаем. Песнь 4 Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества/во облаце легце,/прииде Иисус Пребожественный/Нетленною Дланию и спасе зовущия:/слава, Христе, силе Твоей. Одушевленный Кивоте и Престоле Божества, на Немже возседе Христос, Царь Славы, воплотися от чистых кровей Твоих, Богородительнице, Едина Благословенная в женах. Богородице Пречистей со умилением молитвы принося, князь Андрей пред святою иконою Ея воззва: Державная наша Помощнице и Воеводо Великая, и Надеждо всем христианом, не остави нас, присно на Тя уповающих. Идеже превозносится Пресвятое имя Царицы Богородицы, тамо благодать Духа Святаго изобилует; и всяк, иже Матерь Божию почитает, николиже тощь и неуслышан отходит. Соблюдает бо Владычица под кровом Своим благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Тебе, Отроковице, Дщери Отца Небеснаго, Матери Сына Божия, Обители Духа Святаго, хвалу и честь приносим, Ты бо, рождши на Престоле Божества Седящаго, нас, повинных греху, спасла еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И Промыслом Божием укреплялся православный народ этих неспокойных областей в вере и уповании на Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь двумя чудотворными образами Пресвятой Богородицы – Смоленским и Колочским. Летопись не сохранила описания чудес от чудотворной Колочской иконы при нашествии польско-литовских войск на обитель. Но почти полностью разоренный поляками в 1609 году монастырь вновь чудесно возрождается. И, в первую очередь, заботы направлены к Колочской чудотворной иконе Божией Матери. Сделанная на иконе надпись гласит: «Месяца сентября в 1-й день, при пастве великого господина кир Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, а самодержавного государя великого князя не бе тогда в царствующем граде Москве на вдовствующей Русской земле, грех ради наших, во время междоусобныя брани повелением… Иакова… Божиим изволением поновлена бысть сия святая икона чудотворного образа Пресвятой Богородицы Колочския с Предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом в лето 7119, от Р.Х. 1611 года, пречестныя и великия обители Колочевскаго монастыря труды и тщанием многогрешного раба Божия… Григорьева сына, а прозвище Богдана Вологжанина, в славу Святыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа и Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Аминь». В селах, вотчинах монастыря, строятся и обновляются храмы, разоренные поляками. Жизнь постепенно входит в свое мирное русло. И разные отголоски документов и рукописей напоминают, что заботится братия и о пополнении обители богослужебной литературой, и благоговейно освящаются новые иконы через прикладывание их к Колочской чудотворной иконе, и что монастырь, любимый народом простым, посещается и архиереями, и даже в 1684 году патриархом: «Патриарх Иоаким из Лужецкого монастыря пошел в Колоцкий монастырь и пел там панихиду по деде своем, в том монастыре положенном Иване Савелове» . К началу XVIII века монастырю принадлежало 73 крестьянских двора, обширные земельные угодья и пять прудов. В 1722 году у монастыря появляется подворье в Москве близ Спасо-Новинского монастыря (старинное название Новоспасского монастыря).

http://pravoslavie.ru/4416.html

Можайские пределы Русского государства были известны не только в связи с именем подвизавшегося здесь преподобного Фе­рапонта. Вскоре после его кончины недалеко от Можайска яви­лась Колочская чудотворная икона Божией Матери. При перенесении в Москву она была торжественно встречена Митрополитом Фотием, а после ее возвращения уже упомянутый можайский князь Андрей воздвиг на месте явления иконы Колочский Успенский монастырь 11 . Издревле почиталось в Можайске и резное изображение святителя Николая Можайского 12 . Точных сведений о том, кто был преемником преподобного Ферапонта в монастыре не сохранилось, но в актах упоминается о настоятельстве здесь в середине XV века архимандрита Кассиана 13 , а под 1506 годом — Макария I 14 . Таким образом, в 1523 году настоятелем обители был поставлен Макарий II. Лужецкий монастырь в Можайске Можайский период — самый короткий в жизни Митрополита Макария. Его попытался осветить Лужецкий настоятель прошлого века архимандрит Дионисий (Виноградов) 15 , однако он исходил из неверного положения о том, что Святитель настоятельствовал в монастыре двадцать лет 16 — с 1506 по 1526 год, тогда как в действительности он пробыл здесь всего три года, о чем узнаем из известия Хронографа 1599 года 17 . Впрочем, сокращение времени его пребывания в Можайске практически не отразилось на источниковедческой базе. Сохранились сведения и об отношении к Святителю великого князя Василия III. Псковский летописец, сообщая под 1526 годом об архиерейской хиротонии Святителя Макария, отмечает: “Князь же великий любляше его зело” 18 . Это позволяет думать, что они могли видеться и познакомиться еще ранее. Из летописных сообщений можно предположить, когда это могло произойти. В 1513 году “июня в 14 день поиде князь велики Василей Иванович всеа Русии с Москвы в Боровск, а из Боровска поиде князь велики к Смоленску” 19 . В 1523 году Боровский инок назначается настоятелем Лужецкого монастыря в Можайске, опорном пункте борьбы с Литвой. А два года спустя “ездил князь велики Василей с великою княгинею в объезд на Волок и в Можаеск” 20 .

http://pravmir.ru/mozhayskiy-period-vser...

В храме – иконостас лучшей столярной работы с вызолоченной резьбой, иконы в нем все лучшей живописи. За правым клиросом в большом вызолоченном киоте с вызолоченными колоннами и резными фигурами и украшениями лучшей работы хранилась всеми чтимая явленная чудотворная икона Колочской Божией Матери, украшенная серебряно-вызолоченной ризой с коронами на венцах Божией Матери и Спасителя, украшенными драгоценными камнями. Пред чудотворной иконой каждую субботу совершалось акафистное пение. Благоговейное отношение к своей основной святыни братия сохраняла всегда: в 1839 году была снята для очистки и поновления серебряная риза с чудотворной иконы, в 1841 году была снята с нее золотая сетка, вероятно для того, чтобы заменить ее новою; в ней оказалось весу 51 золотник. По-прежнему обращался народ к Матери Божией и к Ее чудотворному образу за помощью в бедах: так, в 1830 году во время свирепствовавшей холеры в монастыре был устроен карантин, и заступлением Божией Матери спасены были от болезни не только все пребывавшие в монастыре и в карантине, но и окрестные жители; в 1848 году, когда свирепствовала холера, чудотворную Колочскую икону носили крестным ходом по окрестным деревням. Приносили ее и в Андреевский приход, после этого в храме с. Андреевское поставили список с Колочской иконы, а в 1874 году при построении там ныне существующей каменной церкви мученика Андрея Стратилата устроили придел в честь Колочской иконы Божией Матери . В сентябре 1871 года при появлении холеры в Можайске жители испросили благословения принести к ним чудотворную Колочскую икону, для встречи которой прибыл епископ Можайский Игнатий (Рождественский; † 1883). Икона, по просьбе монахов Лужецкого монастыря, была приносима и в их обитель, после чего эпидемия прекратилась и уже не возобновлялась ни в Можайске, ни в его окрестностях. Подобное же избавление по молитвам к Божией Матери было и в 1892 году. Сохранилось воспоминание графа С.Д. Шереметьева о посещении села Романцева, имения Варженевских, и Колоцкого монастыря в августе 1887 года:

http://pravoslavie.ru/put/4419.htm

Принесение Колочской иконы Божией Матери в Москву. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 811) К. и. почиталась в Москве. Возможно, список с явленной иконы был создан еще во время принесения ее в столицу в 1-й четв. XV в. Какой-то список К. и. мог оказаться в семье государя в нач. XVI в., когда потомок удельного можайского князя был принят на службу к вел. кн. Иоанну III (Софийская I летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. Т. 39. С. 173; см. также: Волкова Л. П. Кн. Андрей Можайский и его потомки//Макариевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11. С. 264-273). В Никоновской летописи упоминается, что К. и. наряду с чтимыми святынями царской сокровищницы была взята царем Иоанном Грозным в Полоцкий (Литовский) поход в начале дек. 1562 г. Среди святынь объединенного Московского гос-ва наряду с такими, как Донская икона Божией Матери , были и памятники удельной старины, напр. крест прп. Евфросинии Полоцкой (сер. XII в., мастер Лазарь Богша; см.: Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест ). перед вступлением царских войск в завоеванный Полоцк 18 февр. 1563 г. вокруг города «от острожного рва по погорелому посаду» был совершен крестный ход с этими святынями, в т. ч. и с К. и. После Полоцкого похода К. и. заняла прежнее место среди святынь царских храмов в Москве (неизвестно - дворцовых или соборных). В описи Образной палаты 1669 г. упоминается икона «Явление Пречистые Богородицы Колоцкие… цка велика» в драгоценном окладе с венцами, исполненными в технике скани с эмалью ( Успенский. 1902. С. 11). Не исключено, что это была икона с сюжетом явления К. и., образцом для к-рой могли послужить композиции Лицевого летописного свода. В иконном собрании московских государей К. и. была не единственным памятником можайской святости. В описи упоминается икона с образом свт. Николая Чудотворца и кн. Андрея Можайского (Там же. С. 36). Сопоставление фигур князя, при к-ром была обретена К. и., и святителя, к-рому посвящен главный собор Можайска, указывает на неизвестные события, связанные с почитанием кн. Андрея Дмитриевича как царского «святого сродника». Князь умер в 1432 г. в Можайске, но по традиции был похоронен в московском Архангельском соборе (Ермолинская, Воскресенская летописи; ПСРЛ. Т. 23. С. 189; Т. 8. С. 96), где в 1564-1566 гг. была сделана монументальная роспись в т. ч. с его фигурой на зап. стене (к югу от входа в храм). Князь представлен в парадных одеждах, с нимбом, в 3/4-ном повороте, руки обращены в молении к круглому медальону с образом его святого покровителя, вмч. Андрея Стратилата. Этот надгробный портрет мог послужить образцом для подобной иконы (о портретах удельных князей см.: Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 167-169).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

Коложская икона Божией Матери. Литография из кн.: Белоруссия и Литва: Историч. судьбы Сев.-Зап. края. СПб., 1890 Коложская икона Божией Матери. Литография из кн.: Белоруссия и Литва: Историч. судьбы Сев.-Зап. края. СПб., 1890 Свидетельства чудес от К. и. фиксируются достаточно поздно в летописи Борисоглебского мон-ря. На летопись ссылается еп. Иосиф, приводя рассказ исцелившегося в 1889 г. от болезни ног жителя Гродненской губ. ( Иосиф (Соколов). 1899. С. 28-30). Существовала традиция чтения перед К. и. канона и Акафиста Божией Матери на пятничном вечернем богослужении. Сведений о существовании в ранний период определенного дня чествования иконы нет. 28 апр. 1908 г. состоялось собрание духовенства Гродно по вопросу об установлении дня празднования К. и. На заседании было признано «желательным и необходимым установить торжество это навсегда и совершение такового приурочить ко дню 11 мая с тем, чтобы совершалось оно в первое воскресенье после 11 мая, если последнее число не будет падать на воскресный день» (Вестник. 1908. С. 221); источник даты 9 июля, указанной в кн.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1892. С. 324 (в кн.: Поселянин. Богоматерь. С. 454 - 8 июля), неясен, ее возникновение, возможно, связано с созвучием названий К. и. и Колочской иконы Божией Матери, празднуемой в этот день. Был определен порядок чествования иконы, утвержденный резолюцией Михаила (Ермакова), еп. Гродненского и Брестского. Накануне торжества К. и. во время всенощной (на литии) переносили из Борисоглебского монастыря в Софийский кафедральный собор Гродно. На следующий день к началу литургии к кафедральному собору прибывали крестные ходы из ближайших приходов (Вертелишки, Поречье, Пригодичи, Житомля, Деречинок, Индура, Лаша, Кузница и Новый Двор). По окончании литургии крестный ход шел от кафедрального собора к древней Коложской церкви, где служили молебен Пресв. Богородице (Вестник. 1908. С. 221). В 1914 г., в начале первой мировой войны, приграничный Гродно готовился к отражению натиска врага, но сил для обороны не хватало.

http://pravenc.ru/text/1841772.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010