Маровская чудотворная «И.» и. из Маровского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря Макарьевского у. Нижегородской губ. датируется кон. XIX в. По преданию, она была написана для с. Сорвижское Котельнического у. Вятской губ. в Греции или в Иерусалиме. 3 года икону несли из Палестины. После остановки в мест. Ст. Мары на отдых несшие образ не смогли продолжить шествие, т. к. икона стала неподъемной. Глас от иконы возвестил им, что образ должен остаться в Ст. Марах. Икону перенесли в Троицкую ц. (не сохр.) Маровского жен. мон-ря, основанного в 1885 г. на территории упраздненной в 1780 г. Маровской муж. пуст.; она стала его главной святыней. После закрытия обители (1927) монахиням удалось спрятать икону. В настоящее время икона, тайно передававшаяся в советское время из рук в руки, хранится у жительницы с. Вазьянка Спасского р-на Нижегородской обл. В. А. Афониной. По молитвам перед этой иконой получают защиту и избавление от врагов, от всевозможных бед и гибели, от различных страстей, от тюрьмы. Э. П. И. Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница» («Избавительница от бед»), возможно, является списком афонской «И.» и. Она была обретена 8 окт. (н. с. 21 окт.) 1917 г. в с. Ташла (ныне Ставропольский р-н Самарской обл.). Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница». Обретена в 1917 г. Оклад 2003 г. (ц. Св. Троицы в с. Ташла Ставропольского р-на Самарской обл.) Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница». Обретена в 1917 г. Оклад 2003 г. (ц. Св. Троицы в с. Ташла Ставропольского р-на Самарской обл.) По свидетельству жительницы с. Мусорка Ф. Д. Атякшевой, заверенному в 1981 г. архиеп. Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвым), уроженке с. Ташла девице Екатерине Никаноровне Чугуновой во сне трижды являлась Божия Матерь с повелением обрести Ее икону, находящуюся в земле в овраге близ этого села. Утром 8 окт. 1917 г., когда Чугунова шла мимо оврага в церковь, ей трижды был явлен в ярком сиянии образ Божией Матери, несомый 2 ангелами, спускающимися в овраг. В тот же день икона была извлечена из земли.

http://pravenc.ru/text/293828.html

С 1924 г., когда мон-рь закрыли, «И.» и. хранилась у одного из монахов Новоафонского мон-ря, оставшегося жить в Абхазии. По окончании второй мировой войны он был определен приходским священником в открывшуюся в Гудауте ц. Покрова Пресв. Богородицы. Туда он принес чудотворную икону. До наст. времени в этом храме находится киот, сооруженный для «И.» и., очевидно, еще в дореволюционное время в Новоафонском мон-ре. В этом киоте хранится список чудотворного образа. По непроверенным сведениям, во 2-й пол. XX в. «И.» и. была вывезена на Украину в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру . Миниатюрная по размерам икона (ок. 14×13 см) написана на доске. На ней представлена Божия Матерь «Одигитрия» с благословляющим Младенцем Христом на левой руке. Богомладенец в левой руке держит опущенный вертикально свиток. «И.» и. была украшена ризой филигранной работы и вложена в медный позолоченный киот. Созданный в XIX в. в мастерской Новоафонского мон-ря образ отражает историю «И.» и., к-рая связывала Старо- и Новоафонскую обители: на иконе, на фоне собора Новоафонского мон-ря, изображены ап. Симон Кананит и вмч. Пантелеимон, держащие образ Божией Матери «Избавительница». Такие иконы встречались чаще, чем «И.» как отдельный образ. Один из ранних списков, очевидно нач. XX в., хранится в соборе Новоафонского мон-ря. В советское время он находился в Майкопе и был возвращен монастырю в 90-х гг. XX в. Новописаная икона той же иконографии была передана в дар мон-рю вмч. Пантелеимона на Афоне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, когда он посетил мон-рь в февр. 1998 г.; икона пребывает в соборе Покрова Пресв. Богородицы. В честь «И.» и. освящен один из храмов Новоафонского мон-ря. Лит.: Рус. паломник. 1887. 38. Ил. на с. 462; Сказание о чудотворной иконе, именуемой «Избавительница». Серг. П., 1893; Вышний покров над Афоном. М., 1997р. С. 112-122; Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Избавительница»//К свету. 1997. 16: Храмы и святыни Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. С. 62-68; Поселянин. Богоматерь. С. 668-674.

http://pravenc.ru/text/293828.html

Образ пожертвован обители в 1994 г. С этого времени зафиксировано обновление иконы. К сер. лета 2000 г. очистились лики Спасителя и Богоматери, стала видна корона на голове Царицы Небесной, правая рука Младенца и Его ножки, опирающиеся на правую руку Богородицы, выявились цвета одежд. Летом 2001 г. стало возможно идентифицировать иконографию образа. Сестрами обители составлен акафист этой иконе на основе акафиста Божией Матери Избавительнице. Другие иконы «И. от б. с.» Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих». Нач. XIX в. (собор Богоявления мон-ря во имя свт. Николая, Арзамас) Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих». Нач. XIX в. (собор Богоявления мон-ря во имя свт. Николая, Арзамас) Поясной образ Богоматери в короне, в распахнутом мафории, с Младенцем на левой руке, с подписью: «От бед страждущих» приведен в кн.: Изображения Богоматери/Изд.: С. Т. Большаков; ред.: А. И. Успенский. М., 1992. С. 8. На нем Богоматерь представлена с поднесенной к груди правой рукой, Богомладенец касается правой ручкой не шеи Матери, но чуть ниже, Его головка обращена в сторону предстоящих. По прориси известен иконный образ «Обет страждущих» из собрания Г. Д. Филимонова (в нач. XX в. хранился в ОЛДП: Кондаков. 1999р. С. 78. Рис. 67): Младенец, сидящий на правой руке Богоматери, приник к Ее плечу, касаясь челом щеки; Его левая рука поднесена к вороту платья Матери, правая сжимает свиток (тип «Умиление»), что сближает этот образ с изводом «Богоматерь Почаевская». Н. П. Кондаков соотносил подобный вариант изображений Богоматери и Младенца с произведениям итал. мастеров XIV в. (умбрийской и сиенской школы) и иконами итало-критской школы XIV-XV вв., к-рые в XV в. стали известны на Руси и послужили основой для возникновения изводов мн. чудотворных икон Богоматери, в т. ч. «И. от б. с.» и Почаевской иконы Божией Матери. (Там же. С. 75-79, 201-202). Икона «И. от б. с.». иногда встречается с изображениями святых на полях, являясь, вероятно, личным моленным образом (икона невьянской школы, XIX в., Областной краеведческий музей, Екатеринбург).

http://pravenc.ru/text/293830.html

— Смотрите, Тамара Алексеевна, икона же не была такой! — Да, батюшка, — подтверждает она, потрясенная. Икона полностью на глазах обновилась, заиграла красками Действительно икона полностью на глазах обновилась, заиграла красками, — и это притом, что кисть художника-реставратора даже не прикоснулась к ней! Видите, какие на ней краски? А была просто черная доска, на которой разве что какие-то очертания проступали, а теперь вон как сияет! А вот еще образ «Неопалимая купина». Ее тоже мне прихожане подарили совсем темной. Я принес ее сюда в келью, а ничего на ней не видно: ни лика, ни подробностей не разобрать. Просто какие-то полосы на темной доске проглядывали. Только по этим линиям, сходящимся углами, я и понял, что это образ «Неопалимая купина». Повесил ее в келье... «Ладно, — думаю, — найду хороших художников». Я тогда как раз понял, что нельзя первым встречным отдавать икону на реставрацию, накануне мне испортили один образ. Так что решил подождать... И эта икона тоже сама проявилась! То, что на ней сейчас можно разглядеть, — всего этого и в помине не было! На ней сейчас даже голубая лазурь видна — этот цвет напрочь отсутствовал. Ангелов было не видно! А посмотрите, какой у иконы благородный лик! Вот вам, пожалуйста, чудеса нашего времени. Буквально на днях мне из храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, где я также раньше был настоятелем, передали, что там три иконы заблистали. Съездите туда, посмотрите! Это иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Взыскание погибших», а также образ великомученика Георгия Победоносца. И у меня в келье тоже помимо богородичных икона Георгия Победоносца обновилась. Также помню, когда меня только назначили настоятелем в Крылатское, одна художница принесла мне икону Божией Матери «Избавительница». — Возьмите ее в алтарь! — просит меня. — Почему в алтарь? — уточняю. И тогда она мне рассказывает свою историю. Она тяжело заболела и дала обет Божией Матери, что напишет Ее икону. А когда поправилась, то в нахлынувшей суете забыла об обещанном. Прошло года два, она как-то утром выходит прогуляться с собачкой и вот, что видит. Идет ей навстречу высокая стройная монахиня... Та приструнила пса, а сама думает: «Какая же величественная...»

http://pravoslavie.ru/111681.html

8 (21) июля было установлено празднество Явления чудотворной иконы Божией Матери в городе Казани. С подлинного образа Богородицы неоднократно делали списки, и в конце прошлого века историки церкви затруднялись сказать, где находится оригинал — в Казанском соборе Петербурга или на месте, в Казани. Одна из копий, приобретенная и высокочтимая князьями Пожарскими, стала источником еще одного празднества. В начале XVII века, когда Россия переживала «смутное время» и столица была захвачена польскими интервентами, собралось народное ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. В дружине князя прибыла к Москве и фамильная Казанская икона Божией Матери. Ополченцы и воины в борьбе с иноземцами возложили упование на свое ратное умение и заступничество Богородицы. 22 октября 1612 года русские войска штурмом взяли Кремль и изгнали поляков из Москвы. Первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, установил в этот день совершать празднование и крестный ход Казанской иконе Божией Матери как избавительнице государства от чужеземного владычества. В 1633 году у стен Кремля построили Казанский собор и поместили туда чудотворную икону. В конце XVIII века император Павел I включил 22 октября в число табельных, то есть неприсутственных дней. Вот такому торжественному событию посвящалась Казанская церковь, строительство которой в Отрожке началось в 1903 году. Чертежи храма выполнил местный архитектор Вячеслав Иванович Гайн (1876—1943). Выпускник Петербургского института гражданских инженеров, он с 1901 года проектировал жилые и общественные здания в губернском городе. В. И. Гайн стал первым архитектором-реставратором Воронежа, он руководил возвращением первоначального облика дома И. А. Потапова (ныне Художественный музей на проспекте Революции) и дома-музея И. С. Никитина. Построенные им здания выделяются в окрестной застройке своим обликом, воскрешающим многие элементы декора, характерные для допетровской Руси XVII столетия. Казанская церковь в современном Воронеже может служить наиболее яркой иллюстрацией псевдорусского стиля. Краснокирпичное здание с многоцветием деталей фасада, увенчанное невысоким куполом и четырьмя декоративными главками, смотрится на фоне окружающей ее безликой архитектуры как теремок из русской сказки. Расположена церковь как бы на границе прошлого с настоящим: с одной стороны ее окружают высотные панельные дома, с другой — одноэтажные частные домики, сохранившиеся от деревни Отрожки.

http://sobory.ru/article/?object=08968

В 1874 прихожане соорудили придел, в котором были освящены еще два престола – во имя вмч. Параскевы и в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1897 приход заложил каменную церковь, строительство которой завершилось только в 1910-х. Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери; имелся Никольский придел. Придельный иконостас изготовили петербургские мастера; иконы для главного иконостаса писали монахини соседнего Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря (1900-е). В нач. 1930-х храм закрывался, но во время Великой Отечественной войны по требованию верующих был возвращен приходу. По счастливой случайности в период 11-летней бесхозности храм не утратил ничего из убранства: сохранились иконостасы, образа, осталась в целости архитектура сооружения. В этом храме в советский период служили многие клирики, уцелевшие во время репрессий или вернувшиеся из мест заключения. Из наиболее заметных настоятелей – протоиереи Константин Вергаскин, Михаил Масловский. После возрождения Чуфаровского монастыря Казанская церковь, расположенная от обители по соседству, в двух километрах, передана братии в качестве подворья. В наст. время в храме служат иеромонахи. Маколовская церковь – одна из самых известных в Мордовии. В 1970-х храм прошел обследование и был зарегистрирован как памятник архитектуры республиканского значения.  Комментарии и обсуждение храм деревянной Иоанно-Богословской церкви, сруб которой маколовские крестьяне купили в Саранске в 1824 г., сгорел в начале 1904 года. В июне 1904 г. и был заложен действуюший ныне храм. храм был закрыт в 1933 г. Открыт в 1941г. иконостас, написанный в Чуфаровском монастыре полностью сохранился. Сохранились также: выносное распятие пожертвованное воинами в 1914 г., вернувшимися с Первой мировой и написанная на Афоне в 1891 г. икона Божией Матери " Избавительница " сайт Маколовского прихода 18 июня 2013. В 1903 г. как Приложение к Симбирским Епархиальным ведомостям было напечатано " Статистическое описание соборов,монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской Епархии по данным 1900 года " - автор Н.Баженов.

http://sobory.ru/article/?object=24876

Основной доход монастырю приносили богомольцы, во множестве стекавшиеся к Иверской иконе Божией Матери, которая, когда не бывала носима по окрестным сёлам, находилась в Успенском соборе. В особенности усердным стало внимание паломников к Валдайскому монастырю после 1848 года, когда Иверская икона прославилась как избавительница Валдая от эпидемии холеры. К началу ХХ века в Валдайском Иверском монастыре насчитывалось около семидесяти насельников, а сама обитель представляла собой отрадную картину благоустроенности. Далеко виднелись купола Успенского собора (не золотые, позолотили их лишь в новейшее время), и далеко разливался над водой монастырский благовест. В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Она просуществовала восемь лет, после чего её " обследовали " представители Наркомзема. Выяснилось, что артель " слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой " , этого оказалось достаточно, чтобы снять её с регистрации и зачистить территорию " бывшего монастыря " от - на языке советских чиновников того времени - " нетрудового элемента " . После разгона артели в монастыре находился сначала музей, затем мастерские. Во время войны здания обители занял госпиталь, позже - дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на живописном острове решили устроить базу отдыха. Все эти последовательно сменявшие друг друга хозяева не слишком пеклись о сбережении монастырских храмов. Успенский собор лишился иконостаса и - почти полностью - росписей (не говоря уже о реликвиях, сгинувших ещё в 1920-е годы). От его первоначального убранства сохранились только дубовые резные двери и парадные кованые врата. Многие из тех, кто приезжал тогда в монастырь, признавались, что просто не верили в то, что с этими руинами что-то возможно сделать. Постройки пребывали в полном запустении: собор разрушался, монастырская колокольня с 1960-х годов стояла без кровли. В конце 1980-х годов витала в воздухе идея, чтобы сделать остров курортно-туристической зоной, и, видимо, лишь подсчёт расходов, связанных с восстановлением монастырских памятников и созданием соответствующей инфраструктуры, заставил властей отказаться от этой идеи. Как бы там ни было, в 1991 году Святейший Патриарх Алексий II благословил возрождение Валдайской Иверской обители и отслужил в соборном храме молебен перед Иверской иконой Божией Матери. Восстановление собора длилось более пятнадцати лет, работы завершились к 2008 году, и 12 января Патриарх освятил его - с возвращением ему исторического посвящения Иверской иконе Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=05291

Свидетельством интереса русского монашества и общества в целом к Афону в XVII веке служит написанное по личным впечатлениям сочинение иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина «Сравнение Святой Афонской Горы с Соловецким монастырем», дополняющее переведенный им же «Проскинитарий Святой Горы Афонской» Иоанна Комнина. По мнению отца Дамаскина, Афон, безусловно, превосходит Соловки «...церковным чином и житием монашеским и ведением… и красотою места и благодатию… его же насади Сама [Пресвятая Богородица] еще сущи во плоти», а потому, пишет иеродиакон, «...в него же всяк примкнувший, яко в некое преддверие райское, и узревый доброту и красоту его, мню, не похощет вспять возвратитися» (24, 77). В конце XIX — начале XX веков основанная царским указом Ново-Афонская обитель в одной из частей Иверии — Абхазии — стала большой духовно-культурной силой, центром христианского просвещения всего Кавказа, центральным разветвлением монашества, монашеской столицей этого края. За короткое время выходцами с Афона на Кавказе были основаны Кубанский Михаило-Афонский монастырь, Свято-Александро-Афонский Зеленчукский монастырь и Свято-Успенский Второафонский Бештаугорский монастырь. Как и предсказывали великие афонские старцы, с появлением на Кавказе афонских иноков здесь буквально расцвела монашеская жизнь. Культурное значение Ново-Афонской обители проявлялось и в развитии сельского хозяйства, и в духовно-просветительной деятельности, и в помощи всем нуждающимся. Монастырь снабжался ежегодной субсидией от Пантелеимоновой обители в размере 25 тысяч рублей и значительным количеством книг, также туда была передана чудотворная икона Божией Матери «Избавительница». Подворья Ново-Афонского монастыря в Сухуми, Керчи, Новороссийске, Туапсе и Петербурге были открыты на средства Пантелеимонова монастыря. Всего к началу 1900-х годов на устроение своей кавказской отрасли русская обитель на Афоне истратила около 1,5 млн рублей (24, 171). Высокую оценку деятельности Ново-Афонского монастыря во время своего посещения обители 21 октября 1888 года дали император Александр III и императрица Мария Феодоровна, прибывшие туда с августейшим семейством. Это событие стало знаком внимания и к Святой Горе Афонской (24, 177).

http://pravoslavie.ru/31792.html

Тут же послали за священником и под перезвон колоколов икону внесли в Свято-Троицкий храм села Ташла. Были отслужены благодарственные молебны. Слух о явлении иконы мгновенно облетел окрестные сёла, в храм потянулись страждущие и, говорят, многие из них исцелились. На источнике поставили часовню и колодец. В 1925 году Свято-Троицкий храм был закрыт,а возле источника построили скотный двор. К счастью, икону удалось спасти: ташлинцы тайно передавали её из дома в дом. Во время Второй мировой войны храм открыли и икону вернули. С тех пор " Избавительница от бед " не покидает Свято-Троицкого храма. К ней идут тысячи паломников, а также простые верующие, молящие о здоровье своих близких. Современное состояние [ править править код ] Сегодня Богородицкий источник и икона «Избавительницы» являются одной из самых почитаемых святынь Самарской Митрополии. Храмы [ править править код ] Свято-Троицкий храм был построен в 1775 году. Настоятелем храма с 1969 года является протоирей Николай Винокуров. Приход зарегистрирован. Есть антиминс. Престол в честь «Пресвятой Троицы» освящен 21.10.2005 года архиерейским чином. Храм в честь иконы Божией Матери " Избавительница от бед страждущих " . Не так давно построенный деревянный храм в честь чудотворного образа " Избавительница от бед " - это одна из важнейших святынь много известного и горячо любимого православными верующими духовного центра, ласково именуемого ими как " Ташла " . Храм расположен в непосредственной близости от известно одноименного святого источника, непосредственно связан с ним. Престольные праздники [ править править код ] переходящая дата - Пятидесятница. День Троицы Живоначальной переходящая дата (неделя всех святых) - Иконы Божией Матери " Избавительница от бед страждущих " Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] « Возвращение образа». Чудотворная икона Богородицы " Избавительница от бед " (с. Ташла) Путь паломника. Святой источник в с. Ташла Как добраться [ править править код ] Адрес Свято-Троицкого храма с. Ташла: 445132, Самарская область, Ставропольский район, с. Ташла, ул. Центральная, 33

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

Тогда же в церковь люди принесли икону Божией Матери «Избавительница от бед». Жительнице села Ташла Екатерине Чугуновой Царица Небесная во сне указала место, где находится Ее чудотворный образ. Случилось это 21 октября 1917 года. По дороге к указанному месту Екатерина увидела, как два Ангела пронесли светозарную икону и исчезли. В овраге, на месте, указанном Ангелами, и была обретена в земле небольшая икона Божией Матери. Из земли тут же забил родник. Священник соседнего села Мусорка Василий Крылов взял икону и понес ее в ташлинскую Троицкую церковь. Святой образ встречали с хоругвями и иконами. О том, что несут чудотворную икону, всем известила местная бесноватая. Она кричала: «…Идет, идет маленькая икона и выгонит нас». Позднее эта женщина исцелилась, а болела 32 года. Икону внесли в храм и вложили под стекло вместе с иконой Святой Троицы. Несмотря на то, что по молитвам у иконы начали исцеляться многочисленные больные, настоятель Троицкой церкви отец Димитрий Митекин проявлял маловерие к иконе и должную честь ей поначалу не воздавал. И вот через два месяца, 23 декабря, икона ушла из церкви. Церковный сторож лишь видел, как яркая молния сверкнула от храма к источнику. Стали искать святой образ и нашли его сияющим над часовней у источника. Когда же открыли часовню и творила колодца, увидели, что лед в колодце подтаял и в нем плавает икона. Потрясенный, отец Димитрий раскаялся в своем неверии, попросил у Богородицы и у людей прощения. После этого икона всплыла и дала себя поднять из воды. С тех пор святой образ уже не покидал села. Колодезь постоянно углубляли и очищали, в засушливые 1920-1922 годы он был почти единственным источником, снабжающим водою село. До 1925 года с иконой «Избавительница от бед» устраивались крестные ходы. Со всего Поволжья люди шли к ставшему святым месту. Многие получали исцеления от неизлечимых болезней. Власти же поспешили закрыть церковь. Все попытки безбожников отыскать чудотворный образ не дали результата – верующие надежно прятали святую икону, передавая ее из дома в дом. Тогда свою злобу власти выместили на источнике – завалили святое место навозом. Но родник выжил, только пробился недалеко от прежнего. Сейчас источник реконструирован.

http://sobory.ru/article/?object=48575

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010