войны (1654-1667). Жировицкая икона Божией Матери. Нач. XXI в. Иконописец М. Лемешевский (тра-пезная Жировицкого мон-ря) Жировицкая икона Божией Матери. Нач. XXI в. Иконописец М. Лемешевский (тра-пезная Жировицкого мон-ря) Сведения о Ж. и. включены в сборник архиеп. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» и в изданную в Мюнхене в этот период энциклопедию чудотворных икон и скульптур Девы Марии католич. мира, в к-рой использованы сведения о наиболее почитаемых в Великом княжестве Литовском иконах Божией Матери, собранные ректором Виленской иезуитской академии А. Кояловичем. Оба издания способствовали прославлению Ж. и. в православной Левобережной Украине, в России, в католич. Европе. В 1715-1716 гг. сведения о Ж. и. вместе с подписанной на польском языке гравюрой Д. Петцольдта включены в рукописный свод Богородичных икон «Солнце Пресветлое», составленный сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. 10536-22-71 и ГИМ. Муз. 39). В 1-й трети XVIII в. Ж. и. почиталась во всей Речи Посполитой. Этому способствовало обнаружение (15 авг. 1718) под осыпавшейся штукатуркой фресковой копии Ж. и. в притворе рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха, переданной (1639) папой Урбаном VIII василианам русской провинции для их резиденции. Высказывалось предположение, что фреска исполнена в XVII в. кем-то из монахов-василиан, прибывших в Рим из Великого княжества Литовского. Первыми насельниками миссии при рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха стали прибывшие 15 июля 1639 г. из Жировичей монахи Иосафат (Исаакович) и Филипп (Феодосий?) (Боровик) ( Kulczynski. 1732). Запечатленный на фреске образ прославился чудесами исцелений и почитается под именем «Мадонна дель Пасколо» (итал. Пасколо - Жировичи, житница). В 1719 г. фреска была отреставрирована Л. Г. да Кава, учеником рим. худож. В. Ломберти, выполнена ее живописная копия и послана в Жировичи (исчезла, вероятно, во время первой мировой войны). Получивший от рим. образа исцеление Михаил Загорский, подстолий мстиславский, пожертвовал серебряную ризу и венцы.

http://pravenc.ru/text/182309.html

передал мон-рю навечно свою часть мест. Жировичи, что в 1620 г. подтвердила их дочь Богдана Прецлавская. 22 авг. 1616 г. канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега пожертвовал Ж. м. «шмат ворной земли и корчму» в имении Шиловичи, о чем сделал собственноручно запись в подаренном обители рукописном Евангелии XVI в. (Жировичское Евангелие. Б-ка АН Литовской Республики. Л. 376-377; Добрянский. 1882. 32). Канцлер передал в церковь литургическую утварь и колокол. 18 февр. 1628 г. папа Римский Урбан VIII утвердил устав Жировичского братства. В 1667 г. польск. кор. Ян Казимир отписал мон-рю 134 волоки земли в деревнях Булла и Боровики, позже прибавились еще 2 фольварка, часть Квасевич и половина Охонова (в Слонимском повете). Жировицкая икона Божией Матери в Успенском соборе. Фотография. 2008 г. Жировицкая икона Божией Матери в Успенском соборе. Фотография. 2008 г. Благодаря чудотворной иконе и щедрости благотворителей Ж. м. стал крупнейшим центром религ. жизни и паломничества; здесь многократно происходили конгрегации василиан (1629, 1658, 1659, 1661, 1675, 1679, 1694). Это объясняется не только материальной обеспеченностью Ж. м., но и тем, что протоархимандрит ордена часто пребывал в соседнем Бытенском мон-ре. С 1636 г. богослужения проводились по греческим и римским обрядам. В XVII-XVIII вв. к иконе приезжали польские короли и великие князья литовские накануне важных событий: Владислав IV Ваза с королевой (9-10 дек. 1644), Ян II Казимир Ваза (1651), Ян III Собеский (29 апр. 1683), Август III (1744), Станислав Август Понятовский (80-е гг. XVIII в.). 14 мая 1613 г. кор. Сигизмунд III Ваза пожаловал Жировичам городское право, 21 июня 1652 г. Ян Казимир подписал грамоту на получение Магдебургского права. В 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой, Ж. м. был сожжен войсками кн. А. Н. Трубецкого, к-рый писал царю Алексею Михайловичу о том, что «в городе Слониме литовских людей, которые застали, посекли и город Слоним и слободы и Журавицкой унияцкой монастырь каменной город и около Журавицкого монастыря и костелы жгли и людей побивали… и воевали сентября по 1-е число» (Энцыклапедыя ricmopыi Бeлapyci.

http://pravenc.ru/text/182311.html

Дело в том, что ремонт нашего храма в конце XIX столетия проходил как раз под неусыпным наблюдением епископа Брестского Иосифа (Соколова) — второго викария Литовской епархии, чья резиденция располагалась именно в Гродно. Неслучайно, что на этой иконе помещен образ его небесного покровителя. Вместе с иконой святителя Михаила, первого митрополита Киевского († 991), она, очевидно, закрывала вот эти канонические оконные проемы в алтаре. Теперь же мы решили, что разместить их в нишах не совсем правильно, и закрепили по соседству: иконы сами по себе представляют исторический интерес, да и оконный свет в нынешних условиях перекрывать нецелесообразно. Очевидно, был в этом ряду еще и третий образ, но он пока не найден. Впрочем, я радуюсь, что с нами хотя бы две святыни из старой, дореволюционной Коложи, и расцениваю это как добрый знак свыше к окончанию важного ремонтного этапа...» Приятные неожиданности на том не закончились. Спустя некоторое время пономарь храма Анатолий Колковский увидел выставленную на сайте одного из немецких антикварных аукционов Коложскую икону Божией Матери. По милости Божией образ удалось выкупить. Это оказался... единственный известный на сегодня исторический список чудотворной иконы, история которой прослеживается начиная с рубежа XVI–XVII столетий 3 . При эвакуации в 1915 году с Запада Российской империи в Москву вывезли две величайшие святыни белорусского народа: Жировицкую и Коложскую иконы Божией Матери. Но если Жировицкую в 1920-х годах удалось найти и тайком (в основном благодаря ее скромным размерам) вернуть, то судьба оригинала Коложского образа до сих пор не ясна. «Есть свидетельства очевидцев, что его видели в экспозиции Румянцевского музея среди национализированных большевиками в 1920-е годы икон. Но по документам в описях Государственного музея изобразительных искусств он не значится. Невероятно, но на постсоветском пространстве не известен ни один исторический список с этой иконы — скорее всего, их просто не было, — продолжает отец Александр Болонников. — И вот на обороте приобретенной в Германии иконы читаем: " Написан образ в Лавре иконописной иеромонахом Григорием " . Как выяснилось при атрибуции святыни в ходе реставрации в Минске, куда мы ее отправили, изготовлена она до революции...»

http://e-vestnik.ru/history/kolozhskaya_...

Бенедикт (Война), смоленский и мстиславский каштелян Иван Мелешко и Дорота Войнянка, сестра Раины. Их свидетельства занесены в дела королевской канцелярии, Раина Войнянка была утверждена королевским указом игуменией православного пинского Варваринского монастыря. Многочисленные случаи исцелений от Ж. и. были записаны в XVII-XIX вв., фиксируются они и в настоящее время. В 1-й пол. XVII в. Ж. и. была хорошо известна в среде верующих. Основанный в 1613 г. в Жировичах василианский монастырь стал одним из главных мариальных санктуариев Великого княжества Литовского. Благотворителями обители были совладельцы Жировичей Иван Мелешко и Доминик Солтан. В 1616 г. вел. канцлер литов. Лев Сапега в числе богатых даров мон-рю пожертвовал и драгоценные украшения для Ж. и. В 1629 г. в Жировичах началось строительство новой каменной Успенской ц., ремонт и достройка к-рой были проведены в 70-80-х гг. XVII в. В XVII-XVIII вв. стараниями жировицких монахов издавались книги и гравюры, прославлявшие Ж. и. В 1623 г. в Вильно была издана в переводе со старобелорус. на польск. язык «Гистория» иером. Феодосия (Боровика), в 1625-1629 гг. было осуществлено 3 ее переиздания. До сер. XVII в. вышло 8 печатных изданий, прославлявших Ж. и. (в т. ч. 2 панегирика о поклонении чудотворному образу в Жировичах королей Владислава IV и Яна Казимира), в XVIII в.- 5 книг и большое число гравюр для паломников. Начиная с кор. Владислава IV, совершившего паломничество (9-10 дек. 1644) к чудотворному образу Божией Матери в Жировичи, сложилась традиция приезжать на поклонение Ж. и. накануне важных событий Речи Посполитой: кор. Ян Казимир совершил паломничество в 1651 г., отправляясь в поход против Богдана Хмельницкого, кор. Ян III Собеский - 29 апр. 1683 г., накануне битвы с турками под Веной. В XVIII в. Август II Сас и Станислав Август Понятовский совершали поездки в Жировичи для поклонения Ж. и. Полагали, что заступничеством Ж. и., вывезенной монахами в 1660 г. в близлежащий Бытенский Успенский мон-рь, Жировицкая обитель была спасена от разорения во время русско-польск.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Там она была сохранена от передачи в военную комендатуру, о чем распорядились нацистские власти в отношении уцелевших музейных экспонатов. По окончании войны икона вновь оказалась в музейном хранении. 1 апр. 1999 г. выдана во временное пользование в Елецкий Успенский мон-рь. Икона написана в смешанной технике (размеры 135×76 см), стиль живописи однозначно указывает на то, что она была создана местным укр. мастером в посл. трети XVII в. По иконографии относится к особой типологической группе изображений чудесных явлений икон на деревьях, к-рые появляются в рус. иконографии не ранее 2-й пол. XVII в. ( Оковецкая-Ржевская , Жировицкая иконы Божией Матери др.). На ней представлен стоящий на ели и выделенный резной рамкой образ Богоматери с Младенцем (размеры 49×33 см) на фоне пейзажа с изображениями монастырского собора, окруженного крепостной стеной Чернигова, и протекающей за ними Десны. Архим. Иоанникий дал описание образа, на к-ром «изображено дерево еловое или ель с ветками зелеными, между теми ветками зелеными высоко сидящая изображена Матерь Божия, на Своих коленях Дитя Христа сидящего под мышки левой рукой, (а правой.- Ред.) за ноги держит, а Христос в левой руке держит хартию свитую» (Л. 1-2). Несмотря на то что автором отмечены наиболее типичные черты иконографии, под это описание попадают 2 разных извода, представленные на иконе из Елецкого монастыря и на гравюре в «Скарбнице...». Они отличаются гл. обр. положением Младенца Христа. Для типа, известного по гравюре, характерно фронтальное изображение сидящего на коленях Богоматери Младенца, Его голова в легком повороте вправо, руки разведены в стороны, правая двуперстно благословляет, в левой - хартия в виде полураскрытого листа; Богородица кистью опущенной вниз правой руки касается кончиков пальцев правой ноги Младенца, левой - поддерживает Его под левой рукой. Изображение сидящей на кроне дерева Богородицы окружено сиянием, границ явленного образа не видно, т. е. в этом изводе представлено явление не столько иконы, сколько Самой Богоматери.

http://pravenc.ru/text/189785.html

К сожалению, просьба эта, в том числе фотографии места слома березы, не была удовлетворена: было очень важным установить причину слома ствола, именно, в этом месте. Возможно, что там присутствовали следы давнего повреждения ствола березы. А. Кузьмин, по сделанным им фотографиям, определил, что точка падения ствола березы на землю находится, с небольшой поправкой, напротив места установки Поклонного Креста, в направлении на восток, что соответствует расстоянию около 3-х метров от указанного на схеме ситуационных зон костра 4. В том же письме на сайт монастыря на Ганиной Яме епископу Евгению (Кульбергу) было сказано: «День 7/20 мая отмечен одним из самых Великих Небесных Знамений - явлением на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году. Ураган 20 мая 2018 года относится к небесному явлению и случился он в день, когда в Иерусалиме бушует ураган страстей человеческих, вызванный решением объявить Иерусалим столицей государства Израиль. День 7/20 мая связан с Жировицкой иконой Божией Матери, история явления которой отмечена пожаром - огнем, в котором икона не сгорела. Во время Царствования Государя Николая II, в 1915 году Жировицкую икону Божией Матери, в серебряном окладе и с другими ценностями, перевезли в Москву, в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, после его закрытия - в Екатерины вмц. мужской монастырь в г. Видное Московской области. В январе 1922 г., стараниями жировицкого архимандрита Тихона Шарапова, икона вновь была возвращена в Жировичи». Наконец, тот день 7/20 мая 1918 года был отмечен в Дневнике Государем одним важным для жизни арестованных в Доме Ипатьева: «Сменился караул...». В этот день, в книге дежурств была сделана следующая запись: «20/V-18 г. Просьба Николая Романова, бывшего царя, дать ему работу: вычистить мусор из сада, пилить или колоть дрова» (Дневники... Указ.соч., 2 том, с. 435; ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 24. Л. 1 об.). Запись в Дневнике Императрицы Александры Федоровны: «Екатеринбург. 7 (20). Май . Понедельник. Неделя 3 по Пасхе. (Святых жен мироносиц.) Ком[ендант] соскоблил краску, закрывающую термом[етр], и теперь снова можно видеть показания в градусах. Неделю нет известий от детей» (Дневники... Указ.соч., т. 2, с. 434.).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/04/v_...

Чудотворную икону Божией Матери они обратили в свою главную святыню, почитание которой достигло апогея к XVIII веку, когда в 1726 году постановлением папского капитула было решено «возложить на главу Богомладенца Иисуса и Богородицы Девы в г. Жировицах в церкви отцов ордена св. Василия Киевского диоцеза золотые короны», то есть совершить католический обряд коронования иконы Божией Матери. Коронация была совершена 8 сентября 1730 года и преследовала цель более тесного сближения унии с Римско-Католической Церковью. При постоянной упорной борьбе между Православием и Католичеством судьба унии изменилась после соединения Белоруссии и Литвы с Россией. Базилиане по царскому указанию были подчинены Полоцкому униатскому епископу, а орден лишился своей самостоятельности. В 1810 году в ограду Жировичского монастыря было перенесено епархиальное управление, ранее находившееся в Новогрудке, и с этого времени Брестские епископы жили при монастыре, а Успенский собор стал кафедральным. Вскоре при монастыре были открыты Пастырско-богословские курсы, стараниями митрополита Иосифа (Семашко) в 1827 году в Жировичах возникла Духовная семинария, которая имела огромное значение в деле воссоединения с Православием. 14 июля 1839 года Преосвященный Иосиф прибыл из Санкт-Петербурга через Полоцк в Жировичи, чтобы возблагодарить Божию Матерь за Ее помощь в святом деле воссоединения. Именно в Жировичский монастырь митрополит Иосиф пригласил духовенство для подписания акта о воссоединении. После этого кафедральный собор был капитально отремонтирован и освобожден от всех принадлежностей костела. Обитель сия стала первым духовным центром Белорусского края по восстановлению православного богослужения. Во время первой мировой войны церковное имущество монастыря было перевезено в Москву и помещено в подвалах собора Василия Блаженного. Монастырский архив был отправлен в Новороссийск. Оккупировав Жировичи, немцы заняли помещения обители под казармы, изрубили на дрова иконостас Никольского храма, многое разрушили.

http://elitsy.ru/holy/4881/

В новой епархии существовали православные храмы и даже монастыри, но главная часть населения исповедовала католическую веру. Архиепископ Тихон, как всегда, и здесь очень быстро завоевал уважение, авторитет и любовь. Вскоре после его назначения началась война, и его служение осложнилось многими новыми заботами. Ему пришлось думать о беженцах, эвакуировать в Москву мощи Виленских мучеников, у него же сохранялась и чудотворная Жировицкая икона Божией Матери, впоследствии им возвращенная в Жировицкий монастырь. Бывал он и на фронте, даже был под обстрелом, за что его наградили одним из высоких орденов. В это время приходит очередь архиепископа Тихона присутствовать в Святейшем Синоде. Его деятельность расширяется, он много времени проводит в Москве, где его и застала Февральская революция 1917 года. После революции обер-прокурором Святейшего Синода был назначен В.Н. Львов. Он сместил с кафедр двух старших митрополитов Русской Церкви: митрополита Московского Макария (Невского) и митрополита Санкт-Петербургского Питирима (Окнова), затем вскоре распустил Синод, чтобы новый состав сделать для себя более удобным. В числе опальных оказался и архиепископ Виленский Тихон, бывший в это время членом Святейшего Синода. Желая привлечь к церковному управлению новых людей, В.Н. Львов организовал выборы на освободившиеся Московскую, Петербургскую и еще в нескольких епархиях кафедры, которые возглавляли неприемлемые с точки зрения реформаторов епископы. Наступившая в это время невиданная в России свобода дала возможность свободных выборов на Московскую и Петербургскую кафедры. Действительно, в древности в Церкви епископов выбирал народ, но за многие века эта традиция была утрачена, и епископы стали получать назначение от власти. Вдруг ставшие возможными выборы на главные кафедры Русской Церкви были, конечно, небывалым событием и привлекали к себе общее внимание. И вот, в Москве епархиальный съезд московского духовенства и мирян стоит перед задачей выборов нового московского архиепископа или митрополита. Этим выборам предшествовала, конечно, молитва, совершавшаяся перед главной московской святыней — Владимирской иконой Божией Матери. Одним из претендентов на это место был всеми любимый, замечательный церковный деятель Александр Дмитриевич Самарин, потомок известного славянофила. Интересно, что его кандидатуру предложили в кругу московской церковной интеллигенции будущий священник, а тогда философ, Сергей Николаевич Булгаков и известный церковный деятель Михаил Александрович Новоселов.

http://sedmitza.ru/text/412298.html

С началом первой мировой войны насельницы, проживавшие в Красностоке и Гродно, клир красностокского прихода вместе с чудотворными иконами - Красностокской (оригиналом и копией) и Владимирской - эвакуировались сначала в Москву, а с 1918 г. во главе с игум. Еленой размещались в Екатерины великомученицы монастыре в Подмосковье. В 20-30-х гг. XX в. священнослужители были репрессированы и приняли мученическую кончину. Сестры пребывали в Екатерининской обители на условиях трудовой артели до 1931 г., после чего ок. 100 чел. вернулись в Гродно (в красностокских строениях к тому времени разместился мон-рь католич. ордена салезиан), остальные рассеялись по окрестным селениям. Игум. Елена скончалась в 1937 г. в Малоярославце. Постройки мон-ря в Гродно были повреждены во время первой мировой войны, в результате прямого попадания снаряда пострадала ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1921 г. в Гродно вернулась Владимирская икона Божией Матери. В 1923-1929 гг. стараниями игум. Онуфрии (Арцукевич; 1923-1931 и 1948-1953) собор Г. м. был восстановлен. Во время Великой Отечественной войны Гродно был оккупирован нем. войсками, действующий мон-рь возглавляла игум. Серафима (Фельдман; 1931-1947). В 1944 г. после освобождения города Красной Армией был незаконно арестован и осужден на 20 лет ИТЛ свящ. мон-ря Никита Томчук (реабилитирован в 1992). В 1947-1948 гг. Г. м. возглавляла игум. София (Порали), затем игум. Гавриила (Рисицкая), трудами к-рой в 1953 г. в Г. м. был построен настоятельский корпус, открыты приют для детей-сирот, золотошвейная мастерская и свечной цех. К 1 нояб. 1959 г. в мон-ре проживало 58 насельниц (3 игум., 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы). До 1959 г. мон-рь имел участок земли в 2 га, 3 жилых дома для насельниц. В ходе нового этапа гонений на Церковь в кон. 50-х гг. у Г. м. изъяли землю с огородами, в 1960 г. постановлением Гродненского облисполкома мон-рь был закрыт. Игум. Гавриила и 43 насельницы переселились в Жировицкий монастырь , вместе с ними были перенесены чудотворные иконы Божией Матери - Красностокская и список Владимирской. В 1990 г. в возобновленном Евфросиниевом полоцком женском монастыре поселилось 6 оставшихся в живых гродненских монахинь. До 1977 г. в монастырских зданиях в Гродно располагались разные учреждения, в 1977-1992 гг. после реставрации разместился Белорусский гос. музей атеизма, переименованный в 1991 г. в Музей истории религии.

http://pravenc.ru/text/168165.html

Архитектура Монастырский комплекс имеет нерегулярную планировку, живописную объемно-пространственную композицию и выразительный силуэт. Ядро ансамбля – Успенский собор, соединенный крытыми переходами со зданием семинарии и жилым корпусом, в первом этаже которого сделан арочный проезд на территорию монастыря. Здание семинарии формирует парадный двор перед апсидой собора. На юго-востоке от собора – Явленская церковь. В восточной части монастыря на самом высоком месте построена Крестовоздвиженская церковь – вертикальная доминанта ансамбля. Святыни Жировицкая икона Божией Матери Храмы Богоявления Господня (1796) Воздвижения Креста Господня (1769) Георгия Победоносца, на территории кладбища (1703) Николая Чудотворца (зимняя) Успения Пресвятой Богородицы, собор (1671) Водосвятная часовня Часовня-звонница (1828) Священноархимандриты См. список преосвященных Минской епархии . Настоятели, наместники Николай (Редутто) (1852 - 1882) Стефан (Киструсский) (25 октября 1897 - 12 ноября 1901) Афанасий (Самбикин) (15 февраля 1902 - 22 апреля 1904) Мисаил (Крылов) (29 апреля 1904 - 24 декабря 1905) Феофилакт (Клементьев) (23 августа 1907 - 24 апреля 1911) Тихон (Шарапов) (1922 - 1924) Димитрий (Маган) (1935 - 1941) Венедикт (Бобковский) (1941 - 1942), архим. Серафим (Кудрявцев) (1942 - 1943), архим. Боголеп (Анцух) (1943 - 1947) Митрофан (Гутовский) (1947 - 1953) Леонтий (Бондарь) (июль 1953 - 1956) Антоний (Мельников) (1956 - 1963) Михей (Хархаров) (1963 - 1969) Константин (Хомич) (1970 - 1987) Стефан (Корзун) (1987 - 1990) Гурий (Апалько) (с 6 марта 1990) Использованные материалы " Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь " , страница официального портала Белоруской Православной церкви: Страницы истории, страница сайта Минские Духовные школы: http://minds.by/monastery/history.html Страница официального сайта Паломнического отдела Белорусской Православной Церкви: http://piligrim.by/content/view/25/505/ Жировицкий Успенский монастырь, Фрагмент статьи из т. 19 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г. (использован частично) http://www.sedmitza.ru/text/696361.html Страница сайта " Народный каталог православной архитектуры " : http://sobory.ru/article/index.html?object=09617 Владимир Сорокин, прот. " Исповедник " , Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)/СПб: Изд - во Князь-Владимирский собор, 2005, с. 623, 687, 703.

http://drevo-info.ru/articles/18076.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010