По мнению И.И. Баршевской, кладбище возникло тогда же, что и слобода, в XVII в. Имело двойной статус, т.е. было и городским и сельским. Позже, от Донской церкви кладбище отодвинулось в сторону деревни Новодуховской, поэтому сегодня и кажется, что эти два объекта не связаны. А еще в 1896 г. в книге «Ярославская Большая мануфактура» говорилось, что Донская церковь состоит при кладбище. Т.е. площадь кладбища была значительно больше, чем сегодня и граница проходила по современной улице Овинной. Донская слобода, Донское кладбище, Донская церковь. Почему такие названия появляются в месте столь далеком от Дона? С чем связано возникновение такого топонима? Высказывалось несколько предположений. Свое название Донская слобода, скорее всего, получила по названию церкви, которая находилась на ее территории. А Донская церковь была освящена во имя иконы Донской Божьей матери. По Донской церкви называли и находившееся рядом с ней кладбище. И.И. Барщевская высказала еще одну точку зрения: название Донского храма, как и Донской слободы, Донского кладбища объясняется якобы жившими здесь когда - то переселенцами с Дона - донскими казаками. Донская церковь и Донская часовня Донская церковь располагалась на территории Донской слободы. Первое упоминание о церкви относится к 1699 году. Сделано оно было в летописце Николо-Мельницкой церкви: в записи от 16 июля 1699 года о кончине посадского человека Иоанна Федосеева, в погребении которого принимали участие священнослужители большинства закоторосльных храмов, в том числе, значатся «села Бутырок церкви пресвятой Богородицы Донской» иерей Иоанн Феодоров и дьякон Андрей Петров». Ярославские Бутырки возникли не позднее XVI века. Скорее всего, одновременно была там построена и первая деревянная церковь, но в переписных книгах Ярославля XVII века ни слобода, ни храм не упоминались, ибо находились за городской чертой. Позже, в 1741 (по другим источникам в 1747) году была уже возведена каменная церковь. Деревни Творогово, Зверинец, Титовская, Ильцино, Полянки, входившие в приход, в то время принадлежали Спасскому монастырю, а находилась Донская церковь в непосредственной близости от Ярославской Большой мануфактуры, и на ней работали многие ее прихожане. Церковь поэтому строилась на средства прихожан при помощи «архимандрита Спасского монастыря Рафаила и наследников одного из основателей ЯБМ Ивана Затрапезного».

http://sobory.ru/article/?object=20766

Эта необыкновенная, оригинальная красота в сочетании с практичностью поразила компаньонов. Они приобрели ее для Люблино прямо на выставке, кстати, вместе с «образцовыми» деревянными домиками для дач, тоже исполненным в русском стиле, что гармонировало с храмом. Церковь отправилась в Люблино после закрытия выставки в сентябре 1872 года, а остальные ее экспонаты стали частью новосозданного Политехнического музея, где была представлена и модель этой церкви. За ее проект архитектор Шохин был удостоен золотой медали. Приобретенную церковь поставили восточнее «господского дома» и освятили во имя святых Петра и Павла, по именинам Рахманина. Престольный праздник приходился в разгар дачного сезона, и церковь не имела собственного причта, будучи приписанной к Влахернскому храму в Кузьминках: священник служил в летние праздники для дачников, а зимой храм был закрыт. Вскоре Рахманин умер, и Голофтеев стал единовластным хозяином Люблино. Отныне его дом называли «Голофтеевой дачей». Летом 1866 года дачу в Люблино снимал Достоевский. В то время писатель работал над романом «Преступление и наказание». Первые главы уже отправились в издательство, и требовалось скорее закончить роман. Достоевский был нездоров, одинок и не имел спокойного места для работы, пока не отправился в Люблино навестить сестру Веру, снимавшую здесь дачу. Ему настолько понравился этот тихий уголок, что он тут же нанял себе пристанище «по знакомству» за половинную цену и на радостях даже пригласил нелюбимого пасынка пожить у себя на даче. Писатель занял всего одну комнатку на втором этаже бывшего дворянского пансиона, устроенного Дурасовым. Родственники наняли ему лакея, боясь оставлять больного писателя одного, но вскоре тот наотрез отказался помогать Достоевскому, рассказав, что барин замышляет кого-то убить: ночи напролет ходит по комнате и говорит об этом вслух. Писатель полюбил дальние прогулки по окрестностям, и свои впечатления этого лета описал в повести «Вечный муж». В конце XIX века на люблинской даче жил знаменитый филолог Ф.И.

http://pravoslavie.ru/4344.html

По данным А.П. Крылова к 1960 г. церковь была двухпрестольной: главный храм освящен во имя иконы Донской Богоматери, в трапезе - теплый придел во имя праведного Артемия Веркольского. Интересно, что в Ярославле такое посвящение - редкость. Артемий Веркольский , 12 летний мальчик, погибший во время грозы, родился на реке Пинеге (Архангельская область). После 1577 г. стали распространяться слухи об исцелениях, происходивших от мощей святого. Церковь иконы Донской богоматери в Ярославле тоже одна. Икона Донской Богоматери была особо чтимой в приходе церкви, считалась чудотворною. Икона Донской Божьей матери считалась покровительницей воинов. Позднее был устроен еще один придел - Николая Чудотворца (дату его освящения установить не удалось). Посвящение храмов Николаю Угоднику в России повсеместно. А.П. Крылов сообщает, что у церкви 36 десятин земли. В приход входят 10 селений. Донская церковь в конце XIX века была окончательно причислена к IV благочинному округу города, но и позднее в официальных документах именовалась как Донская в селе Новофедоровском Ярославского уезда. Вышедшая в 1896 г. в свет книга «Ярославская Большая мануфактура» перечисляет церкви при фабрике Товарищества Ярославской Большой мануфактуры: Николо - Мельницкая, Петропавловская, Донская во имя иконы Божьей матери - кладбищенская. Здесь же сообщается, что Донская кладбищенская церковь прежде служила приходской церковью Донской слободы, вошедшей в состав города. В это время еще церковь состоит при кладбище и в ней служили 4 священника, 2 дьякона, причетники. Один из священников был законоучителем школы при фабрике. В 1899-1901 г.г. церковь значительно перестроили на средства Андрея Александровича Карзинкина, израсходовавшим на ее расширение около пятидесяти тысяч рублей. Храм имел двойственный статус, т.к. прихожанами церкви являлись жители Бутырской, Донской и Фабричной слобод, и крестьяне окрестных деревень. В официальных документах начала XX века Донская церковь значилась в селе Новофёдоровском Ярославского уезда. В других источниках говорится, что церковь находилась к северо-западу от Петропавловской церкви. Донская церковь была местным общественным, культурным и просветительским центром. На средства прихода содержались две церковно-приходские школы - одна городская в Донской слободе, другая сельская - в деревне.

http://sobory.ru/article/?object=20766

Буслаев. Он уже почти ослеп и диктовал здесь воспоминания, а в июле 1897 года умер в Люблино. После сооружения Московско-Курской железной дороги Люблино стало одним из самых лучших и дорогих мест отдыха, так что рядом с усадьбой появился целый дачный поселок под названием Новый. Но скаредность хозяев – Люблино уже перешло к сыну Голофтеева Николаю Кононовичу – стала причиной заката люблинского «дачного сезона». Здесь дорожили каждый клочком земли, ставили домики вплотную друг к другу и даже на таких «голых» участках, которые не годились для дачного отдыха. К тому же в конце XIX века по соседству устроили городские «поля орошения», что многих оттолкнуло от «люблинского рая». А в июне 1904 года страшный ураган уничтожил многие дома, рощу и пруд с карасями. Газеты утверждали, будто за одни только поваленные в парке деревья Голофтееву предложили сто тысяч рублей. А легкая, но прочная церковь устояла, хотя деревья рядом были выворочены с корнем. С господского дома сорвало крышу и повредило статую Аполлона. Голофтеев заказал в Гамбурге другую скульптуру – копию «Геркуланянки», хранившейся в Дрезденском музее, только сделали ее не из мрамора, а из более стойкого сплава шпиатра, похожего на свинец. Так «Геркуланянка» заменила Аполлона, но ее все приняли за статую святой Анны. Возвращение в люблинский рай Перенесенный храм Петра и Павла, ныне - Введенская церковь в Рыжево Егорьевского района Московской области После революции дворец нещадно эксплуатировался разными непрофильными учреждениями: сначала в нем разместилась школа, потом клуб железнодорожников имени III Интернационала, затем мастерские, склады. Не миновали печальные перемены и люблинского храма. После декрета об отделении Церкви от государства все церковное имущество было национализировано, и верующим требовалось составлять договор с властями о дальнейшей эксплуатации здания храма. Так в 1918 году из местных жителей был создан самостоятельный и постоянный приход Петропавловского храма, отныне отделенный от Влахернского храма в Кузьминках.

http://pravoslavie.ru/4344.html

Передавая в дар новоосвященному храму икону Христа Спасителя, Святейший Патриарх Кирилл призвал настоятеля и благотворителей рассмотреть возможность возведения нового храма. Затем Святейший Владыка вручил церковные ордена и медали. Во внимание к помощи в строительстве храма мученицы Татианы Римской в Люблино г. Москвы наград были удостоены: Советнику Отдела обеспечения деятельности руководства Управления координации деятельности Комплекса градостроительной политики г. Москвы М.Ю. Знаменскому и старосте храма мученицы Татианы Римской в Люблино г. Москвы О.В. Москаленко были вручены Патриаршие грамоты. После церемонии награждения состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с мальчиком-сиротой Владиславом Прждецким, воспитанником Азовского детского дома в Ростовской области. Владу 13 лет, у него врожденное заболевание — детский церебральный паралич. Мальчик нуждается в сложном лечении и постоянной реабилитации, в связи с чем был привезен в Москву на операцию благотворительным фондом «Дорога Жизни», который организует лечение и реабилитацию детей сирот по всей России. Сейчас Владислав находится на реабилитации в Елизаветинском респисе после сложнейшей операции. Мальчик верует в Бога и поделился тем, что у него есть две мечты. Первая — найти семью. Вторая мечта — попасть на Патриаршее богослужение. Сотрудники благотворительного фонда несколько дней назад сообщили об этом Святейшему Патриарху Кириллу, который с радостью пригласил мальчика в храм. Святейший Владыка тепло пообщался с Владиславом, благословил его и вручил мальчику памятную медаль, отчеканенную к 70-летию Его Святейшества.  Храм святой мученицы Татианы Римской в Люблино (Влахернское благочиние, Юго-Восточное викариатство г. Москвы) возведен в рамках Программы строительства православных храмов в городе Москве.  10 марта 2011 года распоряжением префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы был утвержден «Акт о выборе земельного участка для проектирования и строительства православного храмового комплекса по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 50».

http://patriarchia.ru/db/text/5320199.ht...

храм ап. Андрея Первозванного в Метрогородке ул. Камова, вл. 2А храм в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» Перовская ул., вл. 64 храм в честь святого праведного воина Федора Ушакова Юго-Восточное викариатство ул.Мельникова, вл. 7 храм свв. равноап. Мефодия и Кирилла на Дубровке Ул. Краснодарская, вл. 50 храм св. мц. Татианы Римской в Люблино 1-я Вольская, вл.2 храм иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке ул. Саранская, вл. 1 храм св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино ул. Ставропольская, вл.25 храм ап. Андрея Первозванного в Люблино Марьинский парк пересечение ул. Белореченской и ул. Перервы храм Воскресения Словущего в Марьинском парке пересечение ул.Поречной и Перервинского бульвара храм святых благоверных князей Петра и Февронии ул. Белореченская, 41 храм святых Жен Мироносиц Тихорецкий бульвар, вл. 1 храм прп. Саввы Освященного в Люблино Новочеркасский б-р, вл. 6-8 храм в честь прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского Южное викариатство Судостроительная ул., вл. 48 храм свт. Спиридона, еп. Тримифунтского в Нагатинском затоне Булатниковский пр-д, 8А храм свт. Николая Мирликийского в Бирюлево перес. Тамбовской ул. и Ясеневой ул. храм Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове Днепропетровская ул., 16, стр.Б храм Живоначальной Троицы в Чертанове Булатниковская ул., напротив вл. 2 храм Сретения Господня перес.Пролетарского пр-та и Кантемировской 6216) храм св. пророка Божия Даниила на Кантемировской Ореховый б-р, вл. 41 (напротив) храм Похвалы Пресвятой Богородицы перес. Севанской ул. и Бехтерева ул. храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Царицыно ул.Борисовские Пруды, вл.33 храм прп. Марии Египетской в Северном Братееве Каширское ш., 63, к.2 храм иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисове мкр.18, Варшавское ш., рядом со ст. м. «Аннино» храм Святого страстотерпца Царя Николая II ул.Красного Маяка, напротив д.19, корп.1 храм святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси ул. Луганская, вл. 11 храм в честь святого Архистратига Божия Михаила

http://pravmir.ru/doklad-svyateyshego-pa...

Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XII. Область Войска Донского. Изд-е Центрального статистического комитета министерства внутренних дел, 1905.–284 с. Полное собрание законов Российской империи. Т. VI, X, XVI, XXXVII, XXXVIII, XLII, XLIII, XLIV, XLVI, L. Положение об управлении Донского Войска. Ч. I, II и III. СПб.: В Военной типографии, 1835. – 544 с. Приложения к наказу гражданскому управлению Донского войска. СПб: В Военной Типографии, 1835. – 284 с. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания/Сост. Т.В. Барсов . СПб, 1885. Т. 1. – 866 с. Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Вып. 5. Новочеркасск: Частная Донская типография, 1905. – 148 с. Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Вып. 6. Новочеркасск: Частная Донская типография, 1906. – 218 с. Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Вып. 7. Новочеркасск: Частная Донская типография, 1907. – 479 с. Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Вып. 8. Новочеркасск: Частная Донская типография, 1908. С. 72–94. Устав духовных консисторий. 1883//Полн. собр. зак. Собр. 3. 1883. СПб., 1886. Т III. С. 111–155. Периодическая печать Донские епархиальные ведомости. Справочные издания История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. М., ПСТГУ, 2006. – 925 с. Рункевич С. Донская епархия//Православная богословская энциклопедия/Под ред. А.П. Лопухина . Т. V. Пг., 1904. С. 1–24. Литература Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (нач. XX в. – конец 1917 г.). М., 2007. – 532 с. Балыбердин Ю.А. Церковь и общественное движение в Вятской губернии в начале XX века//Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1991. С. 302–307. Барсов Н.И. Запоздалые сетования «Недели»//Исторические, критические и полемические опыты. СПб., 1879. С. 357–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воззвание о построении храма «Нерушимая Стена» (в г. Новочеркасске для поминовения погибших в борьбе с большевиками)//Донская христ. мысль. 1919. 36/37. С. 389-390; Кожин В. , свящ. [впосл. митр. Ермоген]. 200-летний юбилей старочеркасского Воскресенского собора//Там же. 25/26. С. 289-292; «Свобода совести» у большевиков: Корреспонденция из ст-цы Старогригорьевской о расстреле иером. Кременского мон-ря о. Феодосия//Там же. 36/37. С. 388-389; Сообщение о гонениях большевиков на Церковь в Донской обл.//Там же. 30/31. С. 324-325; «Мы, военные священники, всем сердцем приветствуем обновление Родины нашей на началах политической, гражданской и религиозной свободы...»: Мат-лы из истории правосл. военного и морского духовенства (март-июль 1917 г.)//Воен.-ист. ж. 2006. 2. С. 37-40. Лит.: Григорович Н. Обзор учреждения в России архиерейских правосл. кафедр, способов содержания их со времени введения штатов по Духовному ведомству: 1764-1866. СПб., 1866. С. 37-39. Прил. 7; О нарезке церк. земли по (66 дес.) причтам в казачьих станицах и хуторах Войска Донского//Донские ЕВ. 1869. 8. С. 131-133; О наделе донских церквей землею//Там же. 1871. 24. С. 758-765; С-в. О донском старообрядчестве//Донские обл. вед. 1874. 80, 92, 95; Снесарев Н. Д. Донская епархия и 10-летнее управление ею архиеп. Платона. Новочеркасск, 1877-1880. 2 вып.; Кириллов А. А. Донская епархия в ее настоящем положении. Новочеркасск, 1896; он же. К истории Российского Библейского об-ва на Дону. Новочеркасск, 1903; он же. К церк. истории Донского края//Памятная книжка области Войска Донского на 1904 г. 1905. Отд. 3. С. 3-16; он же. К актам, относящимся до бытовой истории Войска Донского: (О церк. монастырских делах 1779 г.)//Сб. области Войска Донского стат. комитета. 1905. Вып. 5. С. 150-156; 1907. Вып. 7. С. 148-154; он же. Из истории религ. движений на Дону в 1-й пол. XIX ст. Новочеркасск, 1909; он же. К 25-летию существования на Дону восстановленной церк. школы//Донская церк. старина. Новочеркасск, 1909. Вып. 2.

http://pravenc.ru/text/178954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 авг.), чудотворный образ XIV в. Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914-1919 гг. поступила в ГИМ; с 1930 г. хранится в ГТГ (инв. 14244). Икона 2-сторонняя (размер 86×68 см): на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Успение Пресв. Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для св. мощей, закрытое воском после реставрации. Иконография, художественный образ, происхождение Д. и.- один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Д. и.- согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече - широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые. Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Близкие к Д. и. варианты «Умиления» встречаются в визант. искусстве. Ее возможный прототип - мозаичный образ Богоматери в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. ( Гусева. 1991. С. 420-421; eadem. 1996. P. 103-108; она же. 2005. С. 277-278. Примеч. 50-53). До 80-х гг. XX в. Д. и. атрибутировали как работу Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богородицы из Деисусного чина Благовещенского собора ( Грабарь. 1922. С. 3-20. Переизд.: 1966. С. 93, 95), к-рый также приписывался Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г.

http://pravenc.ru/text/178950.html

После революции бывшее имение, ранее принадлежавшее Дурасову и Голофтееву, было национализировано. Петропавловский храм лишился своих ценностей. Местным властям то и дело поступали заявления с требованиями передать здание храма под устройство клуба. В итоге храм был прсто-напросто закрыт, но в его истории произошёл неожиданный поворот - в 1923 году в подмосковном селе Рыжево Егорьевского района сгорел Введенский деревянный храм, 1866 года постройки. Прихожане этого храма и жители близлежащих деревень прознали про Люблинский храм, нашли средства на приобретение этой церкви. Через четыре года местная власть дала согласие на перемещение деревянной разборной церкви из Люблино в Рыжево. Церковь благополучно перенесли и освятили в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, рядом построили колокольню (ныне утрачена). Вокруг храма образовался церковный погост. С того времени храм не закрывался. Деревня Рыжево входит в состав городского поселения Егорьевск. Неподалеку от деревни протекает река Шувойка, есть маленькие пруды. Впервые упоминается в 1554 году как деревня Огарево, в 1646 году - как деревня Рыжево, Огарево тож, с 1763 года - просто Рыжево. В 1866 году в деревне была возведена церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм, которая сгорела в 1921 году. Вместо нее в деревню из Люблино была перевезена другая деревянная церковь, частично переделанная. Церковь в советское время не закрывалась. В 2011-2012 гг. в деревне была построена также церковь-крестильня Андрея, архиепископа Критского. Предполагается, что церковь будет находиться на территории будущего детского приюта. http://foto-planeta.com/np/101043/ryzhevo.html Миниатюрная Введенская кладбищенская церковь, что в Рыжёво, на удивление гармонично сложена. Ярусный храм, принадлежащий к ярким образцам «русского стиля» имеет сложную объёмно-пространственную композицию. Церковь Петра и Павла строилась по типовому проекту архитектора Н.А. Шохина для Политехнической выставки, а затем была перевезена в подмосковную усадьбу Люблино (И.К. Бахтина, Е.И. Чернявская, «Загородные усадьбы в Москве»).

http://sobory.ru/article/?object=09472

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010