Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР СВЩМ. И 72 (73) МУЧЕНИКА († 3-я четв. XV в., 8.01, г. Юрьев (Дерпт, ныне Тарту, Эстония)) (пам. 8 янв., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Юрьевские, Ливонские. Источники Сведения о Юрьевских мучениках содержатся в Житии И., известном в 2 редакциях в списках XVI-XIX вв. анонимная краткая редакция сохранилась в 3 списках, древнейший список - в сборнике 60-х - нач. 70-х гг. XVI в.: Архив СПб ИИ РАН. Собр. Н. П. Лихачёва. 689. Л. 317-320 об. (др. рукописи - ГИМ. Муз. 813, кон. XVI - нач. XVII в.; РГБ. Ф. 304/I. 626, нач. XVII в.). По мнению И. И. Фетисова, краткая редакция была написана вскоре после гибели мучеников, но не ранее 1474 г., «так как автор ее, упомянувший о «разратии латыном со псковичи», очевидно, имел в виду те обиды и брани псковичей «с немцы», о которых рассказывается во 2-й Псковской и 4-й Новгородской летописях под этим годом» ( Фетисов. 1928. С. 219). Др. возможная датировка краткой редакции Жития И.- 1-я пол. XVI в.; в пользу этой гипотезы косвенно свидетельствуют отсутствие следов бытования памятника ранее данного времени и противоречивость сообщения Жития И. о гибели мучеников в 1472 г. Автор краткой редакции достоверно описал суд католич. Дерптского епископа над Юрьевскими мучениками, что заставляет видеть в нем человека, знакомого с укладом жизни в Ливонии. Распространенную (пространную) редакцию Жития И. по благословению Московского митр. св. Макария написал Василий (в монашестве Варлаам) между 1559 и 1563 гг., будучи монахом Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова мон-ря . Варлаам составил свою версию Жития И. на основе краткой редакции. По наблюдениям Фетисова, др. источниками автору послужили Летописная повесть о Восьмом Соборе и «Мучение Кирика и Улиты» ( Фетисов. 1928. С. 219-221). Варлаам усилил антикатолическую направленность текста. Написанная в начале Ливонской войны (1558-1583), распространенная редакция Жития И. была актуальна, поскольку содержала свидетельства сопротивления православных агрессии со стороны католиков.

http://pravenc.ru/text/674906.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРСУНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новокаховской и Генической епархии УПЦ), находится в с. Корсунка Новокаховского городского совета Херсонской обл. (Украина). Кон. XVIII - нач. XX в. Основан в 1787 г. близ с. Б. Знаменка Мелитопольского у. Таврической обл. как муж., старообрядческий; с 1803 г.- единоверческий монастырь во Фроловом (Флоровом) урочище, близ с. Казачьи-Лагери Днепровского у. Таврической губ. Основание К. м. связано с образованием Новороссии и расселением в новоучрежденной губернии старообрядцев. В июле 1780 г. архиеп. Славянский и Херсонский Никифор (Феотоки) освятил в слободе Знаменке на правобережье Днепра церковь для старообрядцев и дозволил совершать богослужения по старопечатным книгам (ГА Кировоградской обл. 1906; Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 200. Оп. 3. Д. 345. С. 4-4 об.). Так было положено начало единоверческому движению, в которое в кон. XVIII - нач. XIX в. была вовлечена значительная часть старообрядцев-поповцев. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. представители старообрядческого дьяконова согласия из Стародубья священноинок Михаил Калмык и инок Никодим († 1784), к-рые искали пути выхода из кризиса, постигшего поповцев после «Перемазанского собора» в Москве, получили сведения о единоверческом движении в Елисаветградской пров. Новороссии. В 1783 г. инок Никодим от имени 1500 старообрядцев направил в Синод прошение, указывая в нем условия, на к-рых они готовы соединиться с РПЦ ( Бельский. 1999. С. 77-78). Указом 11 марта 1784 г. старообрядцам разрешалось строить каменные церкви и совершать богослужения по старому обряду (ГА Респ. Крым. Ф. 26. Оп. 4. Д. 307. С. 2). В кон. того же года из Стародубья в С.-Петербург во главе делегации старообрядцев с заверениями верности Православию и просьбой о назначении для старообрядцев особого епископа прибыл архим. Иоасаф, преемник инока Никодима. Он обратился к митр. С.-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову) с просьбой о назначении его, согласно завещанию инока Никодима, строителем Никодимовой пуст. Вскоре он был утвержден настоятелем Успенского мон-ря (бывш. Никодимовой пуст.). В авг. 1785 г. кн. Г. А. Потёмкин объявил, что Российская империя заинтересована в заселении причерноморских степей и нижнего течения Днепра, в то же время призываемые на новые места жительства старообрядцы из внутренних губерний России и из-за границы приглашались к союзу с РПЦ, обозначенному в кон. XVIII в. понятием «единоверие».

http://pravenc.ru/text/2458759.html

Закрыть На смену гонке вооружений идёт гонка в области искусственного интеллекта В чём скрывается угроза? 30.06.2020 1077 Время на чтение 7 минут В XXI веке гонка вооружений продолжается, но новую значимость приобретает гонка в области искусственного интеллекта (ИИ). Создание интеллектуальных машин, позволяющих выполнять творческие функции, присущие человеку, стало ключевым направлением научно-технического прогресса. Технологии ИИ призваны решать задачи, относящиеся ко многим сферам жизнедеятельности – управлению государством, повышению конкурентоспособности производства, финансам, транспорту, быту, образованию, медицине, обороне. В 2017 году международная консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers подготовила доклад о возможном влиянии ИИ на мировую экономику. По оценкам экспертов компании, ИИ сможет обеспечить дополнительный прирост мирового ВВП на 15,7 трлн. долл., или на 14% к 2030 году. Лидером гонки в сфере искусственного интеллекта эксперты признали Китай. Ему за счёт ИИ удастся произвести дополнительный ВВП в размере 7 трлн. долл. (около 45% всего прироста ВВП до 2030 года). А вот оценки прироста ВВП за счёт ИИ по другим регионам (трлн. долл.): Северная Америка – 3,7; Северная Европа – 1,8; Южная Европа – 0,7; Африка и Океания – 1,2; Азия (без Китая) – 0,9; Латинская Америка – 0,5. Авторы доклада отмечают, что на развитие ИИ в период 2017-2030 гг. в Китае запланированы расходы размером в 150 млрд. долл. Лидерство Китая в разработке ИИ признают и эксперты McKinsey Global Institute. По их оценкам, внедрение ИИ обеспечит дополнительный прирост ВВП Китая в размере от 0,8 до 1,4 процентных пункта. Несмотря на то, что вирусно-экономический кризис перечеркнул прежние оценки, Китай не собирается менять приоритеты. В мае-июне в Пекине подтвердили, что инвестиции в ИИ сохранятся на прежнем уровне. The Brookings Institution опубликовал большой обзор «Как искусственный интеллект трансформирует мир», охватывающий 34 страны. Эти специалисты также признают, что Запад проигрывает Китаю в сфере разработки технологий ИИ.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/30/na_sme...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 65. О КОЛИЧЕСТВЕ ТАИНСТВ Теперь нам надлежит рассмотреть количество таинств, в отношении чего наличествует четыре пункта: 1) существует ли всего семь таинств; 2) взаимный порядок таинств; 3) сравнение их друг с другом; 4) все ли таинства необходимы для спасения Раздел 1. ДОЛЖНО ЛИ БЫТЬ СЕМЬ ТАИНСТВ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что семь таинств быть не должно. В самом деле, действенность таинств зиждется на божественной силе и силе страстей Христовых. Но божественная сила одна и страсти Христовы одни, «ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» ( Евр. 10, 14 ). Следовательно, должно быть только одно таинство. Возражение 2. Далее, таинство является средством против обусловленного грехом двойного изъяна, наказания и вины. Следовательно, двух таинств было бы вполне достаточно. Возражение 3. Далее, как указывает Дионисий, таинства связаны с действиями церковной иерархии. Но, по его же словам, церковной иерархии приличествует совершать три действия, а именно «очищать, просвещать и совершенствовать» 52 . Следовательно, должно быть не более трех таинств. Возражение 4. Далее, Августин говорит, что таинства Нового Закона «уступают по числу» таинствам Закона Старого 53 . Но в Старом Законе не было таких таинств, которые бы соответствовали конфирмации и соборованию. Следовательно, их не должно считать таинствами Нового Закона. Возражение 5. Далее, блуд, как мы уже показали (ИИ-ИИ, 154, 3), не является наиболее тяжким грехом. Но никакого таинства, которое было бы средством против других грехов, не установлено. Следовательно, не должно было устанавливать и таинство брака в качестве средства против блуда. Возражение 6. С другой стороны, похоже, что таинств должно быть больше семи. В самом деле, таинство является своего рода священным знаком. Но в Церкви имеет место множество освящений посредством чувственных знаков, например освящение воды, алтарей и тому подобные. Следовательно, и таинств должно быть больше семи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 21. О молитве Христа Теперь мы должны рассмотреть молитву Христа, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) насколько подобающим является то, что Христос должен молиться: 2) свойственно ли это Ему со стороны Его чувственности; 3) приличествует ли Ему молиться ради Себя или же только ради других; 4) каждая ли Его молитва была услышана . Раздел 1 Подобает ли Христу молиться? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что Христу не подобает молиться. Ведь сказал же Дамаскин, что «молитва есть прошение у Бога того, что прилично» 298 . Но поскольку Христос может все, то прошение Им чего-либо у кого бы то ни было не представляется приличным. Следовательно, похоже на то, что Христу не подобает молиться. Возражение 2. Далее, нам не следует молитвенно просить о том, что, как нам достоверно известно, должно произойти; так, мы не молимся о том, чтобы завтра взошло солнце. И точно также не приличествует молитвенно просить о том, что, как мы знаем, произойти не должно. Но Христос знал обо всем, что произойдет [или не произойдет]. Следовательно, Его молитвенная просьба о чем бы то ни было представляется неподобающей. Возражение 3. Далее, Дамаскин говорит, что «молитва есть восхождение ума к Богу» 299 . Но ум Христа не нуждается в восхождении к Богу, поскольку Его ум был всегда соединен с Богом, причем не только по ипостаси, но также и посредством наслаждения блаженством. Следовательно, Христу не подобает молиться. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк. 6, 12 ). Отвечаю: как было показано нами во второй части (ИИ-ИИ, 83, 1), посредством молитвы мы открываем наше желание Богу, чтобы Он мог его исполнить. Поэтому если бы в Христе наличествовала только одна, а именно божественная воля, то Ему никоим образом не подобало бы молиться, поскольку божественная воля сама по себе действенна в отношении всего, что Он посредством нее желает, согласно сказанному [в Писании]: «Господь творит все, что хочет» ( Пс. 134, 6 ). Но так как божественная и человеческая воли в Христе различны, и при этом сама по себе человеческая воля не достаточно действенна для того, чтобы достигать желаемого без [помощи со стороны] божественной силы, то, следовательно, Христу как человеку и как обладателю человеческой воли приличествует молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 8.7 О ОТПУЩЕНИИ ПРОСТИТЕЛЬНОГО ГРЕХ А Далее нам надлежит рассмотреть прощение простительных грехов, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) может ли быть прощен простительный грех без покаяния; 2) может ли он быть прощен без всевания благодати; 3) прощаются ли простительные грехи посредством окропления святой водой, благословения епископа, биения себя в грудь, молитвы Господней и тому подобного; 4) может ли быть устранен простительный грех без [устранения] смертного греха. Раздел 1. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПРОЩЕН ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ ГРЕХ БЕЗ ПОКАЯНИЯ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что простительный грех может быть прощен без покаяния. Так, нами уже было сказано (84, 10), что свойством истинного покаяния является не только скорбь человека о своих прошлых грехах, но и его намерение избегать их в будущем. Но простительные грехи прощаются без подобного намерения, поскольку очевидно, что человек не может прожить нынешнюю жизнь без совершения простительных грехов. Следовательно, простительные грехи могут быть прощены без покаяния. Возражение 2. Далее, без актуального неприятия греха покаяние невозможно. Но простительные грехи могут быть устранены без какого-либо их актуального неприятия; так, например, если бы человек был убит во сне ради Христа, то он сразу же попал бы на небо, чего не могло бы быть, если бы сохранились его простительные грехи. Следовательно, простительные грехи могут быть прощены без покаяния. Возражение 3. Далее, как было показано во второй части (ИИ-ИИ, 24, 10), простительные грехи противны пылу любви. Но одна противоположность устраняется другой. Следовательно, прощение простительных грехов обусловливается пылом любви, которая может иметь место без актуального неприятия простительного греха. Этому противоречит следующее: Августин в своей книге, посвященной покаянию, говорит, что «в Церкви раскаянье в простительных грехах происходит ежедневно», что в случае прощения простительных грехов без покаяния было бы бесполезным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Е.3. Панченко. Книги В.Г. Дружинина в фонде библиотеки СПб ИИ РАН Библиотека С.-Петербургского института истории – преемница библиотеки Археографической комиссии, с которой были тесно связаны профессиональная деятельность и судьба В.Г. Дружинина 153 . В помещении Археографической комиссии хранилась и личная библиотека Василия Григорьевича, значительная часть которой после его ареста осталась сначала в библиотеке Историко-археографического института (ИАИ), созданного на месте упраздненной Археографической комиссии, а затем перешла в фонд учрежденного в 1936 г. Ленинградского отделения Института истории (ЛОИИ) 154 . По оценкам самого В.Г. Дружинина , его библиотека была огромной – 40 тысяч экземпляров 155 . В настоящее время в библиотеке СПб ИИ насчитывается около восьми с половиной тысяч дружининских книг 156 . Из этого количества примерно 4 тысячи составляют книги, еще столько же – брошюры, оттиски, вырезки, и около 400 томов – периодика 157 . Выявление книг из дружининской библиотеки – непростая задача, так как они полностью растворены в фонде. Каталога книг самого В.Г. Дружинина в библиотеке не имеется, скорее всего, его и не существовало – на дружининских книгах нет сквозных номерных обозначений. В старых инвентарных книгах библиотек ИАИ и ЛОИИ за 1931–1936 гг. в графе «условия поступления» часто встречается «библиотека Дружинина», но выявить по инвентарям состав дружининских книг в фонде можно только весьма приблизительно. Во-первых, книги В.Г. Дружинина заносились в инвентари вперемешку с книгами еще двух крупных библиотек – Н.П. Лихачева и А.А. Сиверса 158 , а также с новыми поступлениями того времени; во-вторых, при сопоставлении записей об условиях (т. е. источниках) поступления в инвентарях с книгами de visu обнаруживается, что записи зачастую неверны (книги Дружинина могут быть записаны как книги Сиверса, или ему приписаны книги других владельцев); наконец, отметки о поступлениях книг из библиотек репрессированных ученых с конца 1936 г. сменяются безликим «Н.Ф.» (необработанный фонд) 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Закрыть В обществе преодолён страх технологической революции О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии 18.04.2024 19 Время на чтение 8 минут Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса россиян о технологиях будущего. «Технологии будущего активно проникают во все сферы общества: от умных устройств и голосовых помощников до виртуальной реальности и мозговых имплантатов. Они ускоряют нашу коммуникацию, повышают возможности, улучшают здоровье и расширяют границы понимания искусства, науки и культуры, - говорится в пресс-релизе исследования ВЦИОМ. - Ассоциативный ряд россиян с технологиями будущего довольно разнообразный, в нём нет вариантов, указывающих на тревогу или страхи, что свидетельствует о широком спектре интересов и позитивных ожиданий наших граждан от перспектив развития науки и технологий». Категоризация полученных ответов позволяет выделить следующие компоненты образа новых технологий в представлениях россиян: искусственный интеллект и технологии, связанные с ним, — 29% ответов (искусственный интеллект — 24%, нейронная сеть — 5%); роботизация и автоматизация процессов — 26% ответов (робот/роботизация — 19%, модернизация, роботизация процессов производства — 7%); медицинские и биоинженерные технологии — 24% ответов (биоинженерия — 16%, лекарство от онкологии, искусственные органы, высокая продолжительность жизни, генетическая инженерия — по 2%); транспортные технологии — 20% ответов (летающие транспортные средства — 8%, беспилотный транспорт — 5%, электродвигатели — 3%, машиностроение/автомобилестроение и телепортация — 2%); инновации в широком смысле слова, прогресс — 19% ответов (изобретения, инновации — 11%, развитие, будущее — 8%); цифровизация и компьютеризация — 18% ответов (информатизация/компьютеризация — 8%, технологии виртуальной реальности — 4%, IT-mexhoлoruu, компьютер, электронный документооборот — по 2%); космос и исследование планет — 16% ответов; удобство, комфорт и улучшение жизни — 16% ответов (комфортная среда, инфраструктура — 4%, «умный» дом/город, повышение качества образования — по 3%, быстрота, интерес, удобство — по 2%);

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/v_...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 79. О СЛЕДСТВИЯХ ЭТОГО ТАИНСТВА Теперь мы рассмотрим следствия этого таинства, под каковым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) дарует ли это таинство благодать; 2) является ли следствием этого таинства достижение славы; 3) является ли следствием этого таинства отпущение смертного греха; 4) отпускается ли этим таинством простительный грех; 5) отпускается ли этим таинством всякое наказание за грех; 6) оберегает ли это таинство человека от будущих грехов; 7) полезно ли это таинство кому-либо помимо его получателей; 8) о том, что препятствует следствию этого таинства. Раздел 1. ДАРУЕТСЯ ЛИ ПОСРЕДСТВОМ ЭТОГО ТАИНСТВА БЛАГОДАТЬ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что посредством этого таинства не даруется благодать. В самом деле, это таинство суть духовная пища. Но пища дается только для поддержания жизни. А так как духовная жизнь является следствием благодати, то это таинство приличествует только тому, кто находится в состоянии благодати. Поэтому благодать, которая должна предшествовать этому таинству, не даруется через его посредство. И точно так же оно ничем не содействует возрастанию благодати, поскольку, как мы уже показали (72, 1), духовное возрастание связано с таинством конфирмации. Следовательно, посредством этого таинства не даруется благодать. Возражение 2. Далее, это таинство сообщается как духовное восстановление. Но духовное восстановление, похоже, связано не с дарением благодати, а с ее использованием. Следовательно, дело представляется так, что посредством этого таинства не даруется благодать. Возражение 3. Далее, как уже было сказано (74, 1), «тело Христа предлагается в этом таинстве для спасения тела, а Его кровь – для спасения души». Но субъектом благодати, как было показано выше (ИИ-И, 110, 4), является не тело, а душа. Следовательно, благодать не даруется посредством этого таинства, по крайней мере, в том, что касается тела. Этому противоречат следующие слова нашего Господа: «Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6, 51 ). Но духовная жизнь является следствием благодати. Следовательно, посредством этого таинства даруется благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 89. О ВОССТАНОВЛЕН ИИ ДОБРОДЕТЕЛИ ПОСРЕДСТВОМ ПОКАЯНИЯ Далее нам надлежит рассмотреть восстановление добродетелей посредством покаяния, под каковым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) восстанавливает ли покаяние добродетели; 2) восстанавливаются ли они в равной мере; 3) восстанавливает ли покаяние кающегося в его прежнем достоинстве; 4) умерщвляются ли дела добродетели последующим грехом; 5) оживляются ли умерщвленные грехом дела покаянием; 6) животворит ли покаяние мертвые дела, то есть дела, которые исполнены без любви. Раздел 1. ВОССТАНАВЛИВАЕТ ЛИ ПОКАЯНИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что покаяние не восстанавливает добродетели. В самом деле, утраченная добродетель может быть восстановлена покаянием только в том случае, когда покаяние является причиной добродетели. Но покаяние, будучи само добродетелью, не может являться причиною всех добродетелей, тем более что некоторые добродетели, а именно вера, надежда и любовь, как мы уже показали (85, 6), по природе предшествуют покаянию. Следовательно, покаяние не восстанавливает добродетели. Возражение 2. Далее, покаяние состоит в некоторых актах кающегося. Но благодатные добродетели не обусловливаются нашими актами, поскольку, по словам Августина, «Бог образует добродетели в нас без нас» 266 . Следовательно, похоже, что покаяние не восстанавливает добродетели. Возражение 3. Далее, обладатель добродетели исполняет дела добродетели непринужденно и с удовольствием, в связи с чем Философ сказал, что «не является добродетельным тот, кто не радуется добрым поступкам» 267 . Но немало кающихся исполняют дела добродетели с трудом. Следовательно, покаяние не восстанавливает добродетели. Этому противоречит следующее: [в Писании] читаем о том, что отец приказал одеть кающегося сына в «лучшую одежду» ( Лк.15, 22 ), а именно, по словам Амвросия, в «покров премудрости», из которой берут начало все добродетели, согласно сказанному [в Писании]: «Она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни» ( Прем. 8, 7 ). Следовательно, покаяние восстанавливает все добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010