1 . Открытие у свящ. писателей толкований на другие места Писания, напр. Ап. Петр во 2-ой гл. Деяний 25–36 ст., толкует псалом 15-й 8–11 ст. 2 . Отнесение параллельных или сходственных мест писания, в которых писатели поясняют друг друга, – напр. Ин.6:56 1Кор.11:27 . 3 . Исследование состава речи в связи с предыдущими мыслями, имеющими отношение к объясняемому месту. 4 . Изучение исторических сведений о возникновении той или другой книги. 5 . Знание языков, на которых написаны оригиналы книг (Еврейского и Греческого). 6 . Сличение разных переводов Св. Писания. 7 .Знание древней географии и хронологии. При всем этом должно руководиться свящ. преданием и творениями св. отцов и учителей церкви, «якоже они достигоша» (19 прав. 1 вс. соб.). Число и наименование законоположительных ветхозаветных книг. В ветхом завете книг законоположительных пять: Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Все эти книги известны под одним общим названием «Пятикнижия». Написаны они вождем народа Еврейского Моисеем, почему известны под именем книг Моисеевых или закона Моисеева. Писал он их постепенно, по мере сообщаемых ему откровений, которые Господь повелевал ему записывать вместе с повествованиями о народе Божием. Первоначально они составляли одну книгу, известную под именем Тора, т. е. Закон. Что писатель Пятикнижия есть именно Моисей, на это в разных местах Св. Писания находится множество указаний (Иис. Нав. 1, 7, 8 ; 1Езд.3:2 ; Мк.12:26, Деян.15:21 .). Книга Бытия В Еврейской Библии книга называется начальным словом ее «берешитъ», т. е. в начале; в Греческой – называется «Бытие», что указывает на содержащееся в ней повествование о происхождении мира и людей. Главный предмет книги – повествование о начале мира и человеческого общества и краткая история веры в избранном народе, в продолжение патриархальных времен. Время, место и цель написания книги Бытия. Некоторые (Филон и Иосиф Флавий) думают, что эта книга написана в бытность Моисея в земле Мадиамской, но скорее всего, она написана в странствование Аравийское, когда Моисей был уже богодухновенным пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

«Почему апостол не сказал»: аще и аз? пишет древний учитель ( Викентий Лиринский ). Словами: аще и мы, он хочет сказать: хотя бы Петр, хотя бы Андрей, хотя бы Иоанн и наконец хотя бы весь лик апостольский благовестил вам паче, неже благовестихом, анафема да будет. Чтобы вера, проповеданная вначале осталась ненарушимою, он не пощадил ни себя самого, ни других апостолов, своих собратьев. Мало и того: пусть будет новым проповедником ангел с небесе – если бы это возможно было, поскольку иначе, ангелы утверждены в добре и истине; пусть высокая власть неба, тем более всякая, земная, на какую указывали лжеучители, благовестит вам паче παρ ο=противное тому, еже благовестихом вам анафема да будет. παρα должно быть принято с значением против, а не кроме, (как у Златоуста и Экумения); Лютер принимая в последнем значении приводит слова в опровержение преданий. Но а) первое значение в настоящем виде – самое обыкновенное. – Рим. 12:3. 16, 17 . Деян. 18:13 . у Платона de vepubl. 4, 15. р. 191. 7, 11. р. 325. отсюда παρανομος беззаконник б) и оно же требуется связью речи 1, 6. в). Если разуметь здесь значение прибавлений (более): то, как замечал бл. Августин (Ad. lohan. с. 16, tract. 98), апостолу не надлежало бы писать и послания своего. Анафема cherem означаетет а) вещи посвящаемые Богу, кои становятся после того неприкосновенными Лев. 27:21 . Иис. Нав. 6:18. 19 .; b) вещи или лица, осужденные на потребление, на смерть, как недостойные общения с людьми и пребывания пред лицем Божием. Втор. 7:25, 26 . Иис. Нав. 6:16. 17. 20. 24 . Ездра в свое время произнес такое определение: всяк, иже аще не приидет в три дни и той отлучен будет от сонмища преселения. Езд. 10:8 . Зять Санаваллатов во время Неемии отлучен от сонма Израилева. Неем. 13:28 . Во время апостола слово cherem известно было у иудеев в смысле исключения из общества людей Божиих. (См. Buxtorf lexic. talmud. p. 828). Итак, главное понятие в словах νθεμα отлучение. Но очевидно, что апостол говорит не об отлучении и посвящении Богу; а об исключении из общества верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Он паки явится с Иисусом с небес». (§§ 36, 38, 40 и 41).             1) Св. Писание говорит о двух крестах – о кресте духовном: Мр. 8:34 ; Мф. 10:38 и о кресте вещественном, на котором был распят Христос: Иоан. 19:17 ; Мф. 27:32; Мр. 15:21,30 ; Иоан. 19:25 . 2) О вещественном кресте Христовом были прообразования еще в Ветхом Завете: Исх. 12:7  и 13; 17:11–13; Числ. 21:9 ; и Иоан. 3:14–15 ; Прем. 16:7 , – были и пророчества: Пс. 59:6  и Иоан. 14:6 ; Иса. 62:10 и Иоан. 1:23 ; Мф. 24:30. 3) Основания к почитанию св. Креста: он святой жертвенник: Исх. 29:37 ; и Евр. 9:28 ; Рим. 8:3; 3:25 ; Иис. Нав. 5:15  и 1Петр. 1:19; 2:24 ; он слава Христа: Иоан. 17:1 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ; Иоан. 16:7 ; он – орудие нашего спасения: Кол. 1:19–20; 2:14 ; Еф. 2:16 ; Прем. 14:7 ; он печать Божия на челах Его рабов: Иез. 9:4–5 и От. 7:2–3; 9:4; От. 14:1; 22:4; – победное знамя Христа и христиан: Пс. 59:6 ; Иса. 62:10; Мф. 24:30. 4) Св. Апостолы чтили крест и хвалились им: 1Кор. 1:18 ; Гал. 6:14 . 5) Можно молиться руками: Пс. 62:5; 140:2 ; Мр. 10:16 ; Лк. 24:50–51 ; Деян. 6:6; 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22  и 2:8. 6) Прообраз крестного знамения: Быт. 48:13–14 . 7) Непочитающие св. Крест и крестное знамение – враги креста Христова. Фил. 3:18 . О святых постах православной церкви «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2). «Сей же род (диавол) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:19–21). «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься, в те дни» ( Мар. 2:20 ; Мф. 9:15). «Во всем являем себя, как служители Божьи... В трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор. 6:5 ).                         Пост так же стар по времени, как и само человечество, ибо он установлен еще в раю, когда «заповедал Господь человеку в раю говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» ( Быт. 2:16 ). Нарушение райского поста повлекло за собой великие для человека последствия: изгнание его из рая, проклятие его и произраставшей ему плоды земли, лишения, болезни, борьба плоти с духом, отчуждение от Бога, рабство диаволу и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

слышал голос… между двух херувимов» ( Чис.7:89 ). «Назначение изображений херувимов», – замечает еп. Сильвестр , – «состояло не в чем ином, как в том, чтобы от наглядно представляемых ими известных евреям и чтимых ими существ высшего духовного мира, как блаженных слуг и посредников Божиих ( Быт.3:24, 24:7, 28:12–13 ; Иис. Нав.5:13–15 и др.), их благоговейные мысли и чувства беспрепятственнее и удобнее могли восходить к Самому Богу, видимым представителем Которого в скинии был ковчег завета». 353 25) Ни строки в Новом Завете нет об иконопочитании. О всем в слове Божием написано кратко ( 1Пет.5:12 ; Еф.3:3 ; ср. Ин.21:25 ). Для нас довольно кратких указаний ( Мк.11:11, 17 , ср. Иез.41:17–20; 25 ; Деян.5:15, 22:17, 24:11 ). По примеру Иисуса Христа мы делаем вывод из вышеуказанных мест о том, что святые иконы и почитание их в Новом Завете не отменены. Так Он саддукеям говорил: «заблуждаетесь, не зная писаний... Α о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я – Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова?» ( Мф.22:29–32 ). Господь приводит слова, сказанные Богом «из среды куста» Моисею ( Исх.3:6 354 ). Ни строки в книге Исход не написано о воскресении мертвых, а Иисус Христос указывает, что именно в приведенном Им тексте говорится о воскресении мертвых, т.е. нужно было саддукеям сделать вывод из слов: «Я Бог Авраама..», что «Бог не есть Бог мертвых, а живых». Где написано, спросим мы сектантов, вешать в домах (с искусством устроенные) таблицы с текстами Священного Писания? 26) Иконы иногда пишут люди дурной жизни. Α Библию не печатают ли такие же люди? Однако же сектанты не отвергают ее. Иконы освящаются «словом Божиим и молитвою» ( 1Тим.4:5 ). Скиния со всеми принадлежностями была освящена по повелению Божию. В храме Соломоновом иконы херувимов и все золотые, серебрянные, медные и деревянные предметы, сделанные язычником Хирамом – Авиею ( 2Пар.4:16 ), были освящены, и «слава Господня наполнила храм» ( 3Цар.8:10–11 , ср. 3Цар.8:63 ). 27) Зачем на иконах лики святых пишутся с сиянием и венцами? Венец – символ награды за добрую христианскую жизнь ( 2Тим.4:8 ; 1Кор.9:25 ; Откр.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

п., Петр действительно был первым. «Ты Христос, Сын Бога живого, сказал он первый, когда Господь спросил Апостолов: за кого они почитают Его ( Мф. 16:15, 16 )? «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они»? спрашивал Иисус Христос Петра. «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя», отвечал Петр ( Ин.21:15 и дал. Еще чит. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал.). Католики признают преимущественное пред другими Апостолами первенство ап. Петра; но это неверно: он был только «первый между равными», но никогда и нигде не выставлял себя иным. Иаков и Иоанн, это были родные братья, сыновья Зеведея рыбаря. Варфоломей иначе называется Нафанаилом ( Ин.1:45 ). Варфоломей значит сын Фоломея. Вар значит сын. Иуда Иаковлев иначе называется Леввей и Фаддей. Леввеем назван он при избрании в апостольское звание в отличие от соименного ему Иуды Искариотского, так как у иудеев было в обычае принимать новое имя при особенно важных случаях (Мих.). Фаддеем же он назван при крещении. Иуда Искариот назван так потому, что происходил из города Кариота (Иис. Нав.25:25 ). «Не стыдится евангелист говорить о предательстве Иуды (иже и предаде Его, И. X.). Так евангелисты никогда не скрывают ничего, даже и того, что казалось предосудительным», замечает при этом Златоуст. Все апостолы были избраны Господом из простых людей, как более способных своими простыми сердцами воспринять учение Его. Апостолов Господь избрал в сотрудники Себе, – вместе с Ним, при Нем, а затем одни после Его вознесения, они должны были продолжать дело спасительной Его проповеди. И Господь открывал им тайны царствия Божия, подготовлял их на опыте к будущему их великому служению и, вдохновляя Своим примером, приучал к опасностям и трудам. Апостолы были постоянными Его спутниками, и Он называл их Своими детьми, братьями и друзьями. – Является вопрос: «Господь, по Своему всеведению, знал, что Иуда – худой человек, что он изменит Ему, предаст Его; для чего же Он избрал его в ученики, даже в Апостолы?» Один из духов. писателей отвечает на этот вопрос таким образом: «Не Иисус Христос искал Иуду, но Иуда Его, и, встретив Иуду, Господь признал в том действие Божественного Промысла, волю Своего Отца небесного, которой Он всегда оказывал безусловное послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Он то и служит предметом веры для человека. Невинный страдалец, взявший на себя грехи всего человечества, удовлетворил закон тем, что, будучи ни в чем неповинен, принял на Себя то наказание, которое заслуживал каждый подзаконный человек пред судом закона». Христос сделался за нас клятвою». В этих словах апостола изображены образ и характер искупления. Своим распятием на кресте, т. е. самой постыдной смертью преступника, Христос избавил всех иудеев от понесения той кары, которая на основании Божественной правды, выраженной в законе, лежала на каждом иудее, ибо каждый иудей был в большей или меньшей степени преступником закона. Значение крестной жертвы заключалось в том, что Невинный пострадал за виновных, безгрешный Богочеловек за грешное человечество. Жертва невинного Богочеловека удовлетворила Божественному правосудию. Для доказательства того, что Господь Своей крестной смертью действительно взял на Себя проклятие закона, которому подлежали иудеи, апостол сближает акт крестной смерти Господа с одним из узаконений ветхозаветного Откровения, записанным в книге. Второзакония (21:23): «проклят всяк висящий на древе». Первоначальное историческое значение этого узаконения касалось таких преступников, которых после побиения камнями, или после других наказаний вешали на столбы, при чем на ночь висеть не оставляли, так как преступники чрез такое повешение являлись проклятыми, чем могла быть осквернена земля Господня (Иис. Нав.10:26 . Числ.25:4 ; 2Цар.4:12 ). Господь Иисус Христос во времена римского господства потерпевший распятие, как преступник висевший на столбе (на кресте), подлежал, в силу вышеозначенной ( Втор.21:23 ) теократическо-юридической точки зрения, позорному названию: «отверженный (πικατρατος) и, следовательно, самым делом понес на Себе проклятие (13). При всем этом Божественное намерение в деле искупления иудеев от клятвы закона заключалось в том, чтобы язычники силой заслуг Христа участвовали в обетованиях, данных Аврааму (8 ст.). Так как в силу таких широких обетований и на основании теократического преимущества иудеев ( Рим.1:16; 15:8–9; 3:1–2; 9:1–5 ) спасение должно перейти от них к язычникам ( Рим.15:27 ; Ин.4:22; 11:52 ), то участие в благословении Авраама, после искупления от законной клятвы, сделалось возможным не только для подзаконных, но и для язычников и не путем предварительного подчинения язычников закону, но прямо в силу тех же заслуг Иисуса Христа, чрез которые иудеи сделались свободными от клятвы (14).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

жалась, с рогами, имевшими вид молодой луны). Богиня оргиастического культа нередко именовалась Кадшу. Были божества Атаргатис, Деркето. Деркето в женском образе представляла собой то, что Догон в мужском. Была богиня Гад-божество судьбы, фортуны ( Ис.25:11 ; это имя входило в географические названия Иис. Нав.11:17,15:37 ). Почиталась богиня Анат, иначе называвшаяся Анаити, Анити. Это имя также встречается нередко в библейских книгах (Иис, Нав.15:59,19:38,21:18 ; Суд.1:33 ; 3Цар.2:26 ; Иер.1:1,29:27 ), встречается оно (карт-Анити) и на египетских памятниках. Была богиня Азити. Есть выражение: Азити-иакхуру, что переводят предположительно: Азити воспламеняется от гнева. Ей по-видимому приписывался воинственный и жестокий характер. За богами в иерархическом порядке, как и в халдейской религии, следовал бесчисленный цикл духов. Трудно решить – к классу божеств или духов должно быть отнесено Лилит – загадочный образ о котором говорит пророк Исаия ( Ис.34:14 по еврейскому тексту – по-русски переведено – ночное привидение). Проявление вышечеловеческой силы божеств и духов видели в нижечеловеческих существах и просто неодушевлённых предметах. Были священные животные, птицы, рыбы, растения. У Плиния в его естественной истории (XXXVII, 71) есть свидетельство, что в Сирии некоторые геммы почитались, как почки, глаза, пальцы бога Адада. Отсюда делают вывод (Галеви), что в Сирии вообще почитали бога Адада под формой камней, которые поражали своим сходством с некоторыми частями человеческого тела. Камни конической формы сначала были символами божественного образа, затем они стали подвергаться более совершенной обделке и превратились в идолов. Были у арамейцев терафимы – какие-то небольшие изображения богов ( Быт.31:19 и след. впоследствии видим у евреев были терафимы по-видимому по размеру подходившие к людям 1Цар.19:13 ) Сабеизм, т. е. почитание светил было развито значительно в Сирии, хотя и менее, чем в Халдее. Полагают, что в Сирии каждая область считала себя находящеюся под покровительством того или другого из зодиакальных созвездий. Почиталось в Сирии божество Марна, считавшееся у фи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По различным причинам современные богословы отошли от полного скептицизма Веллхаузена по этому вопросу. Сейчас большинство считают, что, вероятно, во времена Моисея действительно существовал некий простой храм в шатре, отраженный в ключевом отрывке – Исход (33:7–11). Здесь упоминается гораздо меньшее сооружение, расположенное за пределами, а не посреди стана. Подробности в 25–31-й и 35–40-й главах Книги Исход опускаются как гораздо поздняя, преувеличенная священниками, история о не впечатляющей скинии. Бесчисленные предположения делались в попытке либо связать изысканно украшенную скинию «С» и простой шатер «Э» (то есть два взаимоисключающих описания одного и того же явления), либо различать две структуры с точки зрения назначения и происхождения. Последний подход – это подход меньшинства. Однако предположение, что речь идет о двух различных феноменах – а нигде в Книге Исход не говорится о том, что оба являются равнозначными, – устраняет потребность в дальнейшем гипотетическом воссоздании истории скинии 106 . Богословский анализ О скинии, как о ней написано в этих главах Книги Исход, мы можем высказать следующие замечания. В скинии находилось семь предметов, если считать, что чеканные херувимы являются декоративным дополнением крышки. Может ли число предметов быть случайным? Предметы одежды, которые должны были носить те, кто отправлял службу в скинии, тоже насчитывают семь штук, четыре из которых носились только первосвященником (ефод – 28:6–12; наперсник судный – 28:15–30; верхняя риза к ефоду – 28:31–35; тюрбан – 28:36–38) и еще четыре, которые носились всеми священниками (хитон, пояс, головная повязка и льняные бриджи – 28:40–42). Единственной непокрытой частью человеческого тела были ноги, и это указывало, вероятно, на то, что священники выполняли свои задачи босиком (ср. Божье повеление Моисею и Иисусу Навину снять обувь в Его присутствии – Исх.3:5 ; Иис. Нав.5:15 ). Бог не возлагал ответственность за проектирование скинии на строительный или консультативный комитет. Он один является архитектором. Скиния, не меньше чем Декалог, коренится в Божьем откровении. Поэтому мы не удивляемся, встречая часто повторяемую фразу «он (или, они) сделал (или положил) ... как Господь повелел Моисею» в заключительных главах Книги Исход. Она встречается десять раз в 39-й главе (ст. 1, 5, 7, 21, 26, 29, 31, 32, 42:43) и восемь раз в 40-й (ст. 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29:32). Она также встречается дважды в 36-й главе (ст. 1:5). Божьи повеления, таким образом, даны для исполнения и реализации, а не для обдумывания и обсуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

эфиоп. египет. даже санскр., возвратные местоимения заменяются описаниями посредством разных существительных, напр. душа, тело, глаз, голова, рот, рука, кости, внутренности, ср: Иов. 9:21 , Иер. 37:9 , Быт. 18:12 – 7:13 Иис. Нав. 10:27 Иез. 24:2 др. ср. в Новом Завете: «ядущий Мою плоть, т. е. тело, и пьющий Мою кровь»=ядущий Меня Ин. 6:56–57 , – или: »не заботьтесь о душе вашей, т. е. о себе самих, своей жизни, что вам есть или что пить» Мф. 6:25 , – " положить душу свою«=себя самого отдать на смерть Ин. 15:13 . – »распять плоть» Гал. 5:24 ). И взяв чашу (ποτριον ВЕ – одну из стоявших на столе пред каждым участником вечери, – другие – τ ποτριον ACD – следовавшую по чину чашу, чашу благословения или третью, что вероятнее: эта чаша и по внешности могла отличаться от других) и возблагодарив (εχαριστσας ср. выше) дал им говоря: пейте из неё все (для объяснения этого выразительного прибавления «все – πντες» можно принять во внимание, что по раввинским предписаниям каждый должен был пить чашу всю без остатка, – притом вероятно у каждого была своя чаша, – таким образом Господь повелел всем без исключения двенадцати апостолам, следовательно и Иуде, выпить из этой, поданной Господом, одной чаши, – поэтому о хлебе это «все» было излишне: ср. Лк. διαμερσατε ες αυτος – разделите между собою), ибо (причина, почему они должны из этой одной чаши пить непременно все, – впрочем в С3 9 в и нек. мин. напр. 1–10 в. др. также Сир. син. пеш. эф. Ир. лат а и с опускают) это есть кровь Моя (кровь как средоточие психо-физиологической жизни, ибо по библ. Воззрению душа или жизнь заключаются в крови, поэтому выражение равнозначительно с предыдущим: «это есть тело Мое», – это Я Сам, Моя жизнь, как подвиг любви и саможертвы за всех людей или даже за весь мир) завета (с τ τς или без τ В др. нек. 33 др. кровь завета, кровь заветная Исх. 24:8 , др.: это есть кровь Моя – кровь Нового Завета ACD др. Мин. мн. Лат. Вг. Копт. Сир. все Ир. Ор. Кипр. ср. Иер. 31:31 сл. Деян. 3:25; 7:8 ; 1Кор. 11:25 ; 2Кор 3:6. 14 ; Гал. 4:24 ; Евр. 8:6–8; 9:15. 20; 10:29; 12:24; 13:20 ) кровь за или о (περ D и нек.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Обыкновенно хулители свв. икон, в своем заблуждении, ссылаются на слова Господа Бога народу израильскому с горы Синая: «не сотвори себе кумира и всякого подобия…, да не поклонишися им, ни послужиши им» ( Исх.20 ), в которых, будто бы, запрещается почитать образа или иконы. Такое понимание этого места совершенно ложно. Господь в этом, как и в др. местах ( Втор.5 ), запрещает делать изображения ложных божеств и поклоняться им. Что Он не запрещает с благоговением и почтением относится к предметам, которые служат знамением или образом Самого Бога, Его силы и благоволения к людям, это видно из многократных повелений Господа тому же Моисею, чрез которого дана была народу израильскому вторая заповедь, а также Соломону, об устройстве скинии свидения, как места обитания Божия ( Исх.15:8–40 ; Числ.8:4–1 ; 1Пар.19:1–3 ), – двух херувимов с распростертыми крыльями над ковчегом завета ( 2Пар.3:10 ), также херувимов на завесе, отделявшей святое святых от святилища и самого ковчега, на место откровения Бога Моисею ( Исх.25:17–22 ), причем ковчег завета до того ясно служил «образом» Бога невидимого, что когда ковчег поднимали для выступления в путь, Моисей говорил: «восстань, Господи», а когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи ( Числ.10:33–34 ). Также смотрели на ковчег завета, как на образ Бога невидимого, во время Иисуса Навина, ибо в кн. Иис. Нав. говорится о священниках, которые шли пред ковчегом завета, что они шли пред Господом ( Исх.6:7 ), – во времена Давида, который говорит жене: пред Господом, т. е. пред ковчегом плясати буду ( 2Цар.6:21 ). Конечно, сии святые мужи ветхого завета не боготворили ковчег, но почитали оный, как образ Божий, возносясь умом и сердцем от ковчега к Господу Богу. Прямое буквенное повеление Божие, – о поклонении невидимому Богу в чувственном виде медного змия, причем благоговейное взирание на сего змия, по повелению Божию повешенного на древе, избавляло от смерти ужаленных змеями, читайте в кн. Числ.21:4–9 . Толкование этого места находим у Соломона в его книге Премудрости, где прямо говорится, что обращавшийся к медному змию исцелялся не тем на что взирал, но Тобою, Спасителем всех ( Прем.16:5–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010