Великое и преславное дело – в юности своей прилепиться к Богу, ибо сие есть твердое основание всей добродетельной жизни. Многие желают в старости устроить себе, как бы дом некий, богоугодную жизнь и приобрести спасение для души своей, но не могут, так как не положили в своей юности твердого основания, то есть не прилепились к Богу, не привыкли служить Ему со всем усердием и всю жизнь свою провели в служении страстям и похотям мира сего. Потому и в старости своей не могут устроить свое созидание, не положив крепкого основания в юности. Если же и полагают в близкие к старости дни свои, как основание, доброе намерение к исправлению жизни своей, то такое основание редко когда бывает прочно. Редко доходит их созидание до свершения, ибо они колеблются, как бы от ветра, от обычных и состарившихся в них в течение долгого времени греховных сладострастий. Да и как может кто-либо коснуться тех подвигов, к которым он не привык с юности? Утвердивший же с юности жизнь свою в Боге, к старости восходит на самый верх добродетельного совершенства и сподобляется от Бога великих дарований. Велик был чудотворец в Ветхом Завете, пророк Моисей, но святой Амвросий считает высшим по чудотворениям Иисуса Навина. Ибо хотя Моисей вывел людей Израилевых из Египта, но он не ввел их в землю обетованную и сам не вошел в нее, а Иисус Навин ввел их в нее, сотворив сухой путь через реку Иордан, как Моисей в море. И еще чудеснее: он прекратил движение солнца, повелев ему остановиться, – и встало солнце, а вместе с ним и все другие небесные круги, вечно движущиеся по путям своим, согласно устроению Создателя, встали неподвижно (см. Нав. 10:13 ). Моисей был чудотворцем только на земле, а Иисус Навин явился великим чудотворцем и на небе. Но почему же Иисусу Навину дарована большая благодать чудотворения, чем Моисею? Не потому ли, что он от юности своей начал служить Богу? Воистину поэтому. Посмотрим на юность обоих чудотворцев: где проводит Моисей дни своей юности? В палатах царских. Он называется сыном царевны, как говорит Писание: «Когда вырос младенец, кормилица привела его к дочери фараоновой, и он был ей вместо сына» ( Исх. 2:10 ). Итак, юность Моисеева прошла в дворянстве, в сластопитании и мирских утехах. Где же проводит свое юношеское время Иисус Навин? Написано о нем в книге Исхода следующее: «Слуга же Иисус, сын Навина, юноша, не выходил из храма Господня» ( Исх. 33:11 ). Отсюда ясно, где провел он свою юность: во храме Господнем, служа от юности Богу. Моисей в юных летах был при царе земном, а Иисус Навин предстоял Царю Небесному. Тот служил фараону, а этот – Богу. Тот держался палат царских, а этот не отходил от храма Господня, и потому получил от Бога высший дар чудотворений, чем тот.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слова Нав.6:1 : «[и находящихся в нем]» отсутствуют в еврейском тексте и значительном числе греческих списков. Юбилейными трубами называются особого устройства трубы, в которые трубили при наступлении юбилейного года ( Лев.25:9 ); они отличались от серебряных труб, служивших во время странствования для собирания общества и при объявлении об отправлении в путь ( Чис.10:2 ). В Нав.6:4 юбилейная труба названа юбилейным рогом, потому, конечно, что она делалась из рогов животных. В древнейших списках перевода LXX (Ватиканский и Александрийский) Нав.6:3 или – по другим изданиям – Нав.6:4 не читается, несмотря на особенную важность его содержания, так как именно в нем налагается повеление об обнесении Ковчега вокруг Иерихона. Отсутствовал этот стих и в древнем рукописном славянском переводе (В. Лебедев, с. 360). Но в Амвросианском списке, также древнем, он находится. Нав.6:5–15 . Дальнейшее повествование служит изложением того, как Иисус Навин объявил божественное повеление священникам и народу ( Нав.6:5–9 ) и как теми и другими оно было исполнено ( Нав.6:9–15 ). Это исполнение, соответствуя в основном божественному повелению, представляет некоторые подробности, в нем ясно не указанные. Так, распоряжением Иисуса Навина одним из вооруженных людей указано место пред Ковчегом Завета ( Нав.6:6 ), впереди священников ( Нав.6:8 ), а остальная часть народа, со священниками во главе, которые трубили трубами, должна была следовать за Ковчегом ( Нав.6:8,12 ); народ во время обхождения Иерихона не должен был разговаривать и делать какие-либо восклицания ( Нав.6:9 ); обхождение начиналось «рано поутру» ( Нав.6:11 ), а в 7-й день – «рано, при появлении зари» ( Нав.6:14 ) для того, чтобы до наступления ночи могло быть совершено семикратное обхождение вокруг города. Нав.6:5 .  И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите Ковчег Завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред Ковчегом Господним. Нав.6:6 .  И сказал [им, чтоб они сказали] народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред Ковчегом Господним. Нав.6:7 .  Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили [громогласно] трубами, и Ковчег Завета Господня шел за ними; Слова «[им, чтобы они сказали]» внесены из славянской Библии (…им …повелите), следующей греческому переводу ατος... παραγγελατε. Этому соответствует в еврейском тексте, как пишется: «ваийомеру» – «и сказали», а читается: «ваийомер» – «и сказал». Из этих чтений наиболее сообразным представляется последнее, по которому сам Иисус Навин передал повеление народу, основанием для чего служит то, что в Нав.6:9 и по еврейскому тексту и по греко-славянскому переводу сам «Иисус дал народу повеление и сказал». Нав.6:8 .  вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за Ковчегом [Завета Господня], во время шествия трубя трубами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вперим мысленные очи и источим пользу из этого класа, научимся мудрости. Ветхозаветный Иосиф, истолковав Фараону сон о виденных класах, здраво рассудил о собрании многой пшеницы и наполнении житниц; и тотчас царь поставил его строителем над всем Египтом, начальником над князьями. Мысленная пшеница, питательница наша, мудрая Дева! Когда мы видим житницы церковные, духовно наполняющиеся Твоими высокими достоинствами, как избранными класами житницы небесной, и благодеяниями Твоими, как бы самою пшеницею, то хотим быть Твоими учениками, да умудришь нас, как Иосиф – Египетских князей и старцев. Мудрая Дева учит не словом, а делом. Добрый клас девического Ее жития выращен в церкви, на том святом месте, которое наречено Святое святых, куда входили только богоугодные люди. Поучайся же всякий и познавай, что доброму делу и успеху в добродетелях много помогает святое место и содружество со свято пожившими людьми. Было два вождя людей – Моисей и Иисус Навин: один извел из Египта, а другой провел в землю обетованную. Счастлив тот, кто из тяжкой работы Египетской и сам вышел и других вывел; но благополучнее тот, кто и сам дошел до земли обетованной и других с собою ввел. Великий угодник Божий Моисей не получил от Господа Бога того благополучия, которого заслужил Иисус Навин: св. Моисей не вошел в землю обетованную, поелику юность свою он провел на службе мирской ( Исх. 2:10 ); а сын Навинов вошел, поелику отрочество свое проводил на службе Божией, не исходил из храма Господня ( Исх. 32:11 ). А откуда видно, что содружество с богобоязненными людьми доводит человека до добродетели? Пример – Лот: нужно удивляться его добродетелям, как, живя среди беззаконнейших людей в Содоме, он не погубил своей добродетели, своей святости. Праведного Лота возвело на верх такой добродетели его содружество с Авраамом, и все нечистоты беззаконного того города не повредили добродетелей Лотовых, поскольку он научился им из младости от св. Авраама. Таково дружество с богоугодными! Пречистая и Преблагословенная Дева Мария проходила юношески век свой на святом месте, не выходила из храма Господня, между людьми, свято пожившими.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

558-561 561-562 ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.) 528-530 530-531 531-532 532-533 562-563 563-566 566-567 567-569 569-571 ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля) 571-573 573-574 574-575 575-580 580-581 581-582 582-583 587-589 ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.) 589-595 595-596 ИУСТИН (Новый, Челийский) (Попович Благое; 1894 - 1979), архим., серб. богослов и проповедник, прп. (пам. 1 июня) 596-603 ИУСТИН (Мойсеску; 1910-1986), теолог, издатель, архиеп. Бухарестский и Патриарх Румынской Православной Церкви 603-604 604-605 605-608 608-610 ИУСТИНА Матвеевна Меланич (1887-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 637-638 610-637 583-586 586-587 638-642 642-643 ИШВАРА в инд. религ. и философской традиции имя-эпитет Бога как Божественной личности, создателя Вселенной 643-649 ИШО БАР НОН [Ишо бар Нун; сир. - Иисус Навин] (ок. 743 - 827), католикос-патриарх Церкви Востока (с 823) 649-350 ИШОБОХТ [Бохтишо] (2-я пол. VIII - нач. IX в.?), митр. Рев-Ардашира в Парсе (юрисдикция Церкви Востока), юрист и писатель 650-651 ИШОДАД МЕРВСКИЙ (IX в.), еп. Хадитты (Хедатты; близ Мосула, Месопотамия) в юрисдикции Церкви Востока, восточносир. экзегет 651-652 ИШОСАВРАН [сир. - «Иисус - наша надежда»] († 620/1), мч. Персидский, святой Церкви Востока (пам. в 3-ю пятницу периода Благовещения) 652-653 653-654 654-655 ИШТАР [аккад.; шумер. Инанна; древнеевр. Ашторет; в греч. передаче Астарта], древнесемит. богиня плодородия, плотской любви и войны 655-658 658-666 666-676 ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.) 676-677 ИЯСУ I [Иясу Великий] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (1682-1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.))

http://pravenc.ru/vol/xxviii.html

—387— Иерусалим и Иерусалимляне. Жители Иерусалима оказываются склонными верить во Христа, вопреки Иудеям, каковым именем евангелист называет начальников иудейских, считая их недостойными называться начальниками, – Иерусалимляне уже жаждали веры во Христа и потому в погибели их повинны ихние пастыри и начальники 7, 25, –7, 26. а, –7, 26. б. Запрещение выходить за ворота Иерусалима указует на то, что святые будут непрестанно населять небесный Иерусалим и всегда будут в нём пребывать 7, 24. 151. Иерусалим небесный, вышний град 8, 24, б, – свободный, прекрасный город святых 14, 4. Иисус Христос, сказано у ев. Лк.2:52 , преуспевал в премудрости и благодати, в виду чего духоносный евангелист Иоанн сказал, что Сын имеет славу, исполнь благодати ( Ин.1:14 ). Поэтому не как о Слове-Боге говорится о преуспеянии Его, но потому, что, вызывая всё больше и больше удивление к Себе, Оно чрез Свои дела являлось благодатнейшим у взиравших, причем преуспевало, как можно бы вернее сказать, состояние удивлявшихся, а не Само Совершенство (Бог-Слово) в отношении к благодати, как Бог 1, 14. в. См. Христос. Иисус Навин – прообраз Христа Спасителя 5, 16–17, – упоминается 7, 24. б. 166, –20, 22–23. 267. Иоанн Богослов евангелист – божественный и духоносный 1, 9. 98, –1, 10. б, –14, 11. б, – скрыл своё имя как писателя евангелия, чтобы не показаться тщеславным 13, 23–26 (в пропусках к 2 т. 135 стр.), –18, 45, –19, 32–37, – называется «сыном грома» как высказавший нечто великое и необычное, назвав Сына Словом 10, 34–37. 23, – был возлюблен Господом за свою превеликую святость 13, 23–26 (в пропусках к 2 т. стр. 135), по причине величайшей ясности мыслей, чистоты ума, остроты очей сердца и способности весьма быстрого разумения – предвосхитив у других апостолов восприятие знамения, он узнал присутствующего Христа, и указал прочим апостолам, нимало не усомнившись, но возгласив со всею решительностью: «это Господь» 21, 7–14, – Господь не возлюбил бы Иоанна, если бы он не отличался наивысшею доблестью и не был бы достоин и способен ко всякого рода добру 21, 24. Евангелие Иоанн написал для опровержения еретиков, утверждающих, что Слово начало быть только тогда, когда стало человеком, рожденное от Святой Девы, – по просьбе мудрейших из у веровавших, кои, собравшись, приступили к ученику Спасителя, открыли ему пустословие

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Начиная с V в. на этой горе почитается гробница святого пророка Самуила – последнего из судий израильских, установившего монархическое правление в Израиле и помазавшего на царство сначала Саула, потом Давида. Император Юстиниан воздвиг над гробницей величественную церковь . Крестоносцы построили на этом месте базилику и назвали гору «Вершиной радости и слез», потому что с этой горы средневековым пилигримам впервые открывался Святой Город. В XIII столетии изгнавшие крестоносцев мусульмане обратили церковь в мечеть, посреди которой находится гробница (кенотаф) пророка. С 1967 г. здесь действует и синагога, так что гробница «наби Самвила» (пророка Самуила) равно почитается и мусульманами, и иудеями. На холме рядом находится библейский Гаваон. Сегодня это небольшая арабская деревня аль-Джиб. Как и Беероф, Гаваон относится к числу ханаанских городов, заключивших мирный договор с Иисусом Навином и потому не подвергнутых разрушению. Над Гаваоном И. Навин остановил солнце, чтобы израильтяне успели до заката закончить битву победой над врагом (см. Нав. 10, 12–13 ). У подножья холма сохранился ряд древних цистерн («прудов»), о которых упоминается во Второй книге Царств (см. 2Цар. 2, 13 ). Самая большая из них имеет 10 м в глубину и 11,5 м в поперечнике и может вмещать до 180 тонн воды. Подземный туннель 37 м длиной обеспечивал жителей Гаваона водой на случай осады. Наконец, в 15 км к юго-западу от Рамаллы лежит Аль-Кубейба – арабское село, которое еще в средние века отождествляли с местом евангелького Эммауса. Как рассказывает евангелист Лука, в день Воскресения Господа из гроба двое из учеников шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали... Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Потом Иисус начал изъяснять им сказанное о Нем во всем Писании. И когда пришли в Эммаус, ученики уговорили таинственного Спутника остаться с ними и поужинать. И когда Он возлежал с ними то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? ( Лк. 24, 13–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Они доверены Церкви: ХВ 149, 204, 248; которой одной надлежит хранить текст и толковать его: ХВ 43, 133, 153–154, 157, 160–161, 197, 268. Толкование Писания исходит из Предания: ХВ 43, 133, 154, 157, 160–161, Оно должно всегда признавать Писание как Слово Божие: ХВ но использовать достижения современных наук: ХВ 163, 198–200, 201–202, 203, 205, 205/1–205/5, 205/9, 205/10–205/11. Смысл Писания не может находиться в противоречии ни с естественными науками: ХВ 164, 170, 191, 268–269; ни с историей: ХВ 165, 170, 191, 203, 205. «Декрет Дамаса» Ветхий и Новый Заветы по-разному обрели окончательную форму в Греческой и Латинской Церквях. Ветхий Завет был сформулирован довольно рано, хотя, чтобы включить в него все 45 Книг, пришлось дожидаться Флорентийского Собора [ХВ 147/1]. Что касается Нового Завета, то на Востоке он принял окончательную форму при папе Афанасии Александрийском , который в своем Пасхальном послании от 367 г. составил список из 27 Книг. На Западе декрет, приписываемый папе Дамасу, приводит список, найденный в африканских синодальных текстах в Гиппоне (393 г.) и Карфагене (397 г.), а также в Послании, адресованном в 405 г. папой Иннокентием I Экзюперию, епископу Тулузскому. Во всех этих документах содержатся, в частности, Послания Петра, Иакова, 3-е Послание Иоанна и Послание к Евреям, то есть ставившиеся под сомнение тексты раннего Предания. (143/9, 179) Теперь нам должно говорить о Божественном Писании, о том, что получает кафолическая Церковь и чего ей следует избегать. Мы начнем по порядку самого Ветхого Завета. Бытие, одна Книга; Исход, одна Книга; Левит, одна Книга; Числа, одна Книга; Второзаконие, одна Книга, Иисус Навин, Книга Судей, одна Книга; Руфь, одна Книга; Царства, четыре Книги; Паралипоменон, две Книги; сто пятьдесят Псалмов, одна Книга; Соломон, три Книги; Притчи, одна Книга; Екклезиаст, одна Книга; Песнь Песней; Премудрости Соломона, одна Книга; Иисус, сын Сираха, одна Книга. Далее по порядку пророков: Исаия, одна Книга; Иеремия с «Кинот», то есть с Плачем его, одна Книга; Иезекииль, одна Книга; Даниил, одна Книга; Осия, одна Книга; Амос, одна Книга; Михей, одна Книга; Иоиль, одна Книга; Авдий, одна Книга; Иона, одна Книга; Наум, одна Книга; Аввакум, одна Книга; Софония, одна Книга; Аггей, одна Книга; Захария, одна Книга; Малахия, одна Книга.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Содержание I. Пролог (гл. 1) II. Вступление Израиля в землю обетованную (2,1 5,12) А. Обетование Божие и хананейская блудница (гл. 2) Б. Обетование Божие и переход через Иордан (гл. 3; 4) В. Воспоминание об обетовании Божием (5,1–12) III. Завоевание земли обетованной (5,13 12,24) А. Вождь воинства Господня (5,13–15) Б. Гибель и спасение под сенью обетования Божия: Иерихон и Раав (гл. 6) В. Прегрешение против обетования: Ахан (гл. 7) Г. Обещанная победа: Гай (8,1–29) Д. Народ обетования (8,30–35) Е. Страх хананеев и поражение Израиля: договор с Гаваоном и проклятие (гл. 9) Ж. Завоевание южного Ханаана (гл. 10) З. Завоевание северного Ханаана (гл. 11) И. Перечисление побежденных царей и завоеванных территорий (гл. 12) IV. Обретение земли обетованной (гл. 13–21) А. Повеление заселить землю (13,1–7) Б. К востоку от Иордана (13,8–33) В. К западу от Иордана (гл. 14–19) 1 . Введение (14,1–5) 2 . Халев: пример верности и послушания (14,6–15) 3 . Удел колена Иудина (гл. 15) 4 . Уделы колен Ефремова и Манассиина (гл. 16; 17) 5 . Другие колена и Иисус Навин (гл. 18; 19) Г. Города-убежища (гл. 20) Д. Города для левитов (21,1–42) 1 . Просьба левитов (21,1–3) 2 . Выделение городов левитам (21,4–8) 3 . Перечисление городов (21,9–40) 4 . Заключение (21,41,42) V. Краткие выводы (21,43–45) VI. Эпилог (гл. 22–24) А. Единство Израиля: его основа и угроза ему (гл. 22) Б. Требования верности Богу (гл. 23) В. Выбор Израиля в Сихеме (24,1–28) Г. Смерть Иисуса Навина и Елеазара (24,29–33) Глава 1 1:1–18 Слова «По смерти Моисея» указывают как на момент истории, с которой начинается книга, так и на духовный кризис (или кризис богословия Израиля). Смерть Моисея стала завершением суда Божия над поколением израильтян, вышедшим из Египта (5,4–6; Втор. 1,35; 32,51 ). Однако и «по смерти Моисея» Господь Бог Израиля остался верен Своим обетованиям (см. Введение: Характерные особенности и темы). Данная истина вначале открывается Иисусу Навину Самим Богом (ст. 1–9), а затем уже сообщается Иисусом Навином Израилю через его начальников (ст. 10,11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3) Ибо мы, уверовавшие, входим в покой, так как Он сказал: «Как Я поклялся в гневе Моем, ужели они войдут в покой Мой» ( Пс. 94:11 ), а именно, дела [Свои] от начала мира совершив. 4) Ибо говорит в некоем месте о седьмом дне так: «И почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» ( Быт. 2:2 ). 5) И еще в том [месте]: «Ужели они войдут в покой Мой». 6) Потому, как некоторым остается войти в него, а те, которым в первейшую очередь возвещено, не вошли [в него] за неверие, 7) еще определяет некий день, «Днесь», – говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «Днесь, если услышите глас Его, не ожесточите сердца ваши». 8) Ибо, если бы Иисус [Навин] доставил им покой, никогда не было бы сказано после того о другом дне. 9) Посему для народа Божия остается субботство. 10) Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. 11) Следовательно, поспешим войти в покой оный, чтобы кто не впал в тот же пример неверности. 12) Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает даже до разделения души и духа, суставов и костных мозгов, и распознает помышления и намерения сердечные. 13) И нет никакой твари, невидимой пред взором Его, все же обнажено и открыто перед очами Его: к Нему же наша речь. 14) Итак, имея Первосвященника великого, проникшего сквозь небеса, Иисуса, Сына Божия, да держимся исповедания. 15) Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать в немощах наших, но искушенного, чрез подобие [нам], во всем, кроме греха. 16) Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы сподобиться милосердия и обрести благодать для благовременной помощи. Глава V 1) Сего ради, оставив слово начатка Христова, перейдем к совершеннейшему; не полагая снова основание покаянию от мертвых дел и вере в Бога, 2) учению о крещениях, о возложении рук, и о воскресении мертвых, и о суде вечном. 3) И это сделаем, если только Бог позволит. 4) Ибо невозможно – тех, кто однажды были просвещены, вкусили также дара небесного, и соделались причастниками Духа Святого, 5) вкусили, все же, благого глагола Божия и сил грядущего века, 6) и были отпадшими, опять обновлять к покаянию, когда они снова распинают в себе Сына Божия и выставляют [Его] на позор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Евр.4:4 .  Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. Евр.4:5 .  И еще здесь: «не войдут в покои Мой». Евр.4:6 .  Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, Евр.4:7 .  то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Евр.4:8 .  Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Евр.4:9 .  Посему для народа Божия еще остается субботство. Евр.4:10 .  Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. «Кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». Задача дел человека – второе творение – возвращение человеком утраченного единения с Божеством. Достигшие этой цели верою во Христа, благодатью Его, победою греха и мира, наследуют покой Божий, удостаиваются посильного для них участия в Божественной славе и блаженстве. Увещание постараться войти в покой Божий – ( Евр.4:11 ) апостол обосновывает или подкрепляет указанием на живость и действенность Слова Божия ( Евр.4:12 ), под которым надлежит разуметь и вообще слово – выражение мыслей Божиих, и Личное Слово – второе лице Пресв. Троицы, Которое, как воплощение живой, вечной истины, носит в себе внутреннюю живую силу, так что, будучи воспринимаемо человеческою душою в вере, становится зародышем разнообразных плодов (ср. Мф.13:3 и д.). – Действенность Слова Божия – в силе совершения и исполнения: «рече и быша» ( Пс.32:9 , ср. Ис 55:10, 11 ). – «Острее всякого меча обоюдоострого» – обозначение силы и глубины проникновения Слова Божия в существо человека (ср. Отк 1:16 ; Прем. 18:15, 16 ). – «До разделения души и духа, составов и мозгов» – до разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и духа. Некоторые на основании этого места и 1Сол.5:23 утверждают, что Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа и дух: тело, или плоть – как высшая, материальная оболочка человека, дух – самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа – как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело – оболочка души, душа – оболочка духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010