Состав: исследования: 1) ко Святому Причащению, неполное (1–33); 2) по Святом Причащении, неполное апостольское чтение на часах ко Святому Причащению (33 об.–41); 3) молитва Всем Святым без начала и конца (1–45 об.), несколько отличная от той, что в 435 на л.л. 130 об.–133; 4) молитва ко Святому Причащению: «Господи Иисусе Христе Спасителю наш взаконивый нам любовь» (45 об.–47 об.), без конца; 5) канон Иисусу Христу (48–59), службы: 6) Благовещению Пресвятыя Богородицы, неполная (59 об.–73 об.); 7) в пяток пятой недели Вели поста «вечер» (73 об.–84 об.); 8) канон радостен Пресвятей Богородице, творение Игнатия иеромонаха (79 об.–84 об.); 9) канон молебен Ангелу хранителю (84 об.–93); службы: 10) Николаю чудотворцу 6-го декабря (93–104); 11) пророку Илии (104 об.–111 об.); каноны: 12) живоначальной Троице, творение Митрофаново (112–118 об.) «Катавасиа вместо достойна есть по вся воскресении после канона троичного пред заутренею» (119–121 об.), без конца; 13) Ангелу хранителю, отличный от предыдущаго, без конца (122–128 об.); 14) Иисусу Христу, без конца, отличный от предыдущаго (129–137 об.) 439. Канонник , в четвертку, 179 лл., полууставом XVI–XVII в.в., с черными заставками, в кожаном переплете. Первые 6 листов XVII–XVIII в.в. На обороте 179 листа приписка скорописью: «1763 году апреля 27 церкви Введения Пресвятыя Богородицы Златоверховой диакон Павел Васильев продал сию книгу... и подпиоал своею рукою». Состав: 1) келейное правило (1–6 об.), каноны: 2) Иисусу Христу, творение Феоктиста, инока Студийския обители (7–16 об.); 3) Благовещению Пресвятыя Богородицы, творение кир-Феофана (17–27 об.); 4) Пресвятей Богородице, молебен, творение священно-инока Игнатия (28–36 об.); 5) Пресвятей Богородице, благодарен, с акафистом (36 об.–57); 6) Ангелу хранителю, молебен, инока Иоанна (57–67 об.); 7) Ангелу хранителю молебен, отличный от предыдущаго (68–75); 8) Ангелам, творение Иосифово (75 об.–82); 9) Иоанну Предтече, творение Иосифово (82 об.–90 об.); 10) животворящему Кресту, творение Григория Синаита (91–98 об.); 11) святым славным и всехвалным апостолом, творение кир-Феофана (99–105); 12) Всем Святым (105 об.–115); 13) последование Святыя Купины иже во святей горе Синайстей поется, егда кто произволит, егда бывает молния страшна (115–124); последования: 14) ко Святому Причащению (124–172 об.); 15) по Святом Причащении (173–179).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богомудрый отец Церкви, святой Кирилл Александрийский , весь вдохновлен Божественной истиной Святого Откровения о едином поклонении Господу Иисусу Христу как Богу и как человеку. Он говорит: «Мы имеем обыкновение единым поклонением почитать Еммануила, не отчуждая от Слова ипостасно соединенное с Ним тело». «Мы исповедуем, что Отчее Слово есть Бог по естеству и что Оно добровольно уничижило Себя, восприяло плоть, но удержало Свое Божественное достоинство. Должно поклоняться Ему и тогда, когда Оно с плотью, как поклоняемся мы Ему до того, как восприняло Оно на Себя плоть, ибо Оно было и есть по естеству Бог и до кенозиса, и после того как претерпело кенозис, соделавшись подобным нам». «Будучи Богом по естеству, «Слово стало плотию»; и Ему воздается поклонение как одному и единственному Сыну Божию вкупе с Его собственной плотью, так как плоть была собственной плотью Слова и с ней Он мыслится единым». «Шествуя благочестивым и непорочным путем святых Отцов и дивно наученные апостольскими и евангельскими писаниями, мы единым поклонением чтим единого Господа Иисуса Христа». Приводя слова апостола Павла об Иисусе Христе, бывшем «во образе Бога», воспринявшем «образ раба», пострадавшем крестной смертью и посему как Бог соделавшем, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп.2:5–10 ), – святой Кирилл добавляет: «Ради Носящего почитаю и носимое (то есть по причине Слова, воспринявшего на Себя тело, чту и тело); ради Прикровенного кланяюсь видимому; Бог неотделим от видимого (т.е. от тела); ради Неотделимого не разделяю почитание; разделяю естества, но соединяю поклонение». Выражая вселенское учение Церкви о едином поклонении Господу Иисусу Христу как Богу и человеку, святой Кирилл, а вместе с ним и Третий Вселенский Собор, в восьмом анафематизме против Нестория, осудил всякое заблуждение в этом отношении. В нем говорится: «Кто дерзнет говорить, что воспринятому Богом человеческому естеству должно поклоняться одним поклонением, а Богу Слову – другим, прославляя то [человеческое естество] как одно, а Бога Слово как другое, а не паче чтить Еммануила единым поклонением и возносить Ему единое славословие, «так как Слово стало плотию», – да будет анафема».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

2 . Народная перепись, упоминаемая у Луки 2, 1–5 , начата эдиктом Августа в 746 г. для Иудеи началась в последние годы царствования Ирода, потом была приостановлена вследствие смерти Ирода, продолжалась и закончилась, когда Сириею управлял Квирин, упоминаемый в Евангелии от Луки 2, 2 . Вследствие этой переписи в Палестине произошло народное восстание. Ирод подверг зачинщика Февду сожжению 12 марта 750 г. Ясно, что перепись началась несколько раньше этого времени. 3 . Правление Тиверия Кесаря, в пятнадцатый год которого, по свидетельству Евангелия от Луки 3, 1 , святой Иоанн Креститель выступил на проповедь, а Господу Иисусу Христу было тридцать лет ( Лк. 3, 23 ). Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти в январе 765 г. и след., 15-ый год царствования Тиверия начинался в январе 779 г. так как по выражению Евангелиста Луки, Господу Иисусу было в это время “лет тридесять”, то следовательно, родился Он, примерно, в 749 году. 4 . Астрономические вычисления показывают, что годом крестной смерти Христа Спасителя (а она, по данным Евангелия произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу) мог быть только 783 г., а так как Господу Иисусу Христу в это время шел тридцать четвертый год от рождения, то, следовательно, Он родился в 749 г. от основания Рима. Таким образом все вышеприведенные данные, с большой долей вероятия, единогласно свидетельствуют, что годом Рождества Христова необходимо признать 749-ый год от основания Рима. По недостатку данных в Четвероевангелии, нельзя точно определить и день Рождества Христова. Восточная Церковь первоначально праздновала этот праздник в один день с Богоявлением под общим названием “Епифания” – “Явление Бога в мир” – 6 января. В Западной же Церкви Рождество Христово издавна праздновалось 25 декабря. С конца IV века и Восточная Церковь начала праздновать этот день также 25 декабря. День этот выбран для празднования Рождества Христова по следующим соображениям. Есть предположение, что Захария был первосвященник и что явление Ангела ему было за завесой в Святом-Святых, куда первосвященник входил лишь однажды в год в день очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

в) Похвала Христовой Церкви, пребывающей с Агнцем на горе Сион; изображаются разные добродетели и свойства ее. 1) Понятливость. Ст.3 пол. «И никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли». 2) Чистота учения и нравов. Ст.4. " Это суть те, которые не осквернились с женами: ибо они девственники». Здесь можно разуметь девство и нравственное, и духовное. Не оскверняться с женами на языке Священного Писания ( Иер.3:9 ; Иез.23:2–3 ; Ос.1:2 ) иногда значит быть чистым от порока духовного прелюбодеяния, то есть идолослужения, суеверия, порабощения какой-нибудь страсти и всякой греховной нечистоты. В последнем от­ношении быть девственником значит исповедовать чистое учение евангельское, совершать достойное Богу служение, быть свободным от суеверия, заблуждения, лицемерия, чистой любовью прилепляться к Иисусу Христу, жизнь и нравы сообразовать по евангельскому учению. Так, и ап. Павел представляет Церковь ( Еф.5:27 ) как совершенную невесту Христо­ву, которая хотя есть жена Христова, но не перестает быть девой, чистой от общения с миром ( 2Кор.11:2 ). 3) Искреннее расположение к Иисусу Христу. Ст.4 пол. " Это суть те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел». 4) Свобода . Ст.4 пол. «Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу», то есть выведенные из духовного рабства на свободу сынов Божиих, посвященные Богу и Христу, заботящиеся о славе Его Одного и любящие общение с Ним. Выражение «первенцы Богу и Агнцу», кажется, взято из книг Моисеевых, где повелевалось первенцев посвящать Богу ( Исх.13:2,15 ). 5) Непорочность. Ст.5. «И в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим». Второе видение ( Апок. 14:6–13 ) В предыдущем видении изложено только как бы предисловие касательно приведения Церкви в лучшее состояние. А здесь это благоустраивание Церкви изображается эмблемой трех ангелов-проповедников, по поряд­ку являвшихся один за другим и возвещавших Суд Божий над противника­ми. Это видение состоит из двух частей. В первой части излагаются про­поведи трех ангелов ( Апок. 14:6–11 ). Во второй части, в виде заключения, изоб­ражается характер времени проповеди последнего ангела ( Апок. 14:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Воскресение убо Христово видевши, поклонимся и выну будем покланяться Господу Иисусу, яко нашему Спасителю, яко Единородному Сыну Божию, искупившему нас от греха, смерти и диавола, не сребром или златом, но Своею Святейшею Кровью. Поклонимся Ему, а с Ним и чрез Него Отцу и Святому Духу во веки. Аминь. Поучение 2 (говорено по случаю прибытия Оранской Богородицкой Иконы, в Антипасху) Христос Воскресе! Воскресение Христово видевше, поклонимся Господу Иисусу И вот мы, радуясь и торжествуя, хваля и воспевая, по гласу матери нашей Церкви и по чувству собственного сердца, покланяемся и Воскресшему Господу, и всей Пресвятой, Животворящей, Единосущной Троице. Покланяемся Богу Отцу, пославшему в мир сей, в мир падший и во зле лежащий, Единородного, Единосущного, возлюбленного Сына Своего и чрез Него примирившему и воссоединившему нас с Собою. Сколь бы ни был кто из нас грешен, Отец Небесный, ради спасительной смерти и тридневного воскресения Сына Своего не отвращает ныне Пресвятого лица Своего от кающегося и обращающегося грешника, но яко оный Евангельский Отец, исходит во сретение ему, лобызает его и возвращает ему все, что погублено грехом и жизнью греховною. Покланяемся Богу Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, благоволившему, из послушания Отцу и по человеколюбию, воплотиться от Пресвятой Девы Богородицы, и для искупления нашего всю чашу страданий и мучений испившему. Были мы некогда без Бога, без Благодати Божией, противляясь Ему; а теперь, когда Христос умер и воскрес, мы имеем доступ к Отцу, и уже не чуждые; но сожители святых и свои Богу ( Еф. 2:19 ). Покланяемся Святому Духу, глаголавшему о Христе чрез Пророков ветхого завета и умудрившему в новом завете учеников Его и Апостолов всему миру проповедать силу и плоды крестной смерти и тридневного воскресения Христова; Духу Святому, уясняющему и усвояющему умам и сердцам верующих преславную Благодать, которою Отец облагодатствовал нас Иисусом Христом. По Бозе покланяемся и Тебе, о Богоневеста, Пресвятая Богородица, Твоим рождеством явившая нам свет истинный; почитаем скорбь и болезни твои, кои претерпела Ты во время страданий и распятия Сына Твоего: сбылось тогда Симеоново проречение: Тебе же самой оружие душу Твою пройдет ( Лк. 2:35 ). Радостно воспоминаем и радость Твою, которою исполнилось Твое сердце при вести о воскресении Сына Твоего, Иисуса Христа; и Архангельский глас вопием Тебе Благодатной: чистая Дево радуйся; и паки реку радуйся. Твой Сын воскресе тридневен от гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Спросим теперь, где в священном Писании говорится, что Пресвятая дева Мария в своем зачатии изъята от первородного греха? – Сами защитники сего нового догмата отвечают на это отрицательно. Кардиналы Ламбрускини (р. 19) и Геранжер (р. 58) в своих статьях, приготовлявших папу к обнародованию нового догмата, вот как выражаются: «Nous convenons sans detour que l’immaculée conception ne se déduit pas de dogmes revèles. Il est vrai que les dinives écritures n’affirment pas explicitement que ce privilège extraordinaire été concedé à 1 Напротив, о древнейшем догмате вселенской Церкви, признают во всей его силе и на самом тридентском Соборе, – что все люди, как происходящие от согрешившего Адама, родятся в состоянии греха, – во многих местах священного Писания говорится ясно. 2 Но, может быть, для избранной в матерь Сыну Божию Деве Марии сделано исключение из сего общего закона? Об этом слово Божье также нигде ничего не говорит. Оно указывает одно только исключение, – В отношении к Спасителю нашему, Господу Иисусу Христу, Его единого прямо называя безгрешным. 3 Слова священного Писания повторяет и Церковь в своих молитвах к Господу Иисусу. В вечерних молитвах в день пятидесятницы, моля Его об отпущении и ослаблении наших грехов, она говорит, что Он един, именно един, безгрешен. Подобным образом и в молитве заупокойного богослужения выражается: яко ты един, безгрешен, и проч. Итак, самое это исключение служит не в пользу папского догмата: ибо, если в слове Божьем и по учению Церкви говорятся ясно и определенно, что Иисус Христос один, исключительно один, принял естество человеческое, по всему подобное нашему, но только кроме греха: то можно ли утверждать, и утверждать в смысле догматическом, тоже самое и о Деве Марии? Может ли тогда Церковь в молитве к Господу Иисусу взывать: яко ты един безгрешен? Где имеет место слово – один, там естественно исключается слово – другой. И если, по учению самих западных богословов, наследственный Адамов грех потому простирается на весь род человеческий, что все люди происходят от Адама согрешившего: то, как Дева Мария может относиться и к числу дщерей Адамовых, и вместе быть чуждою греха Адамова в самом зачатии своем?

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

в Студийском монастыре и послан в Россию, всего скорее мог быть Студийский. Но уже с XIII, а более с XIV столетия у нас, вероятно, начал входить в употребление устав святого Саввы Иерусалимского: по крайней мере, в библиотеках наших сохранились списки этого устава, один XIII и два XIV в., и кроме того, от XIV же века сохранился Часослов, заключающий в себе «службу нощную и дневную по Уставу преподобного отца нашего Саввы» . В самом начале XV столетия (в 1401 г.) приобретен был в Константинополе для России каким-то Афанасием еще список Иерусалимского устава, с которого в 1409 и 1428 гг. сняты были у нас две копии. Затем списаны такие же уставы в Троицко-Сергиевом монастыре (1429) в Твери (1438) ] и в Новгороде при владыке Евфимии ]. В списки устава XV в. уже внесены и так называемые Марковы главы, или правила иеромонаха Марка относительно Господских и Богородичных праздников . Из отдельных церковных чинопоследований, песней и молитв, перешедших тогда к нам из Греции в славянских переводах или у нас переведенных, известны следующие: 1) канон на исход души, творение Иоанна Евхаитского († 1100); 2) два канона Григория Синаита († около 1310 г.): а) канон умилительный к Господу Иисусу Христу и б) канон святым отцам, помещенный в собственноручной Псалтири митрополита нашего Киприана ]; 3) акафисты, или «икосы, подобнии акафисту», Константинопольского патриарха Исидора (1347–1349): а) акафист архистратигу Михаилу, б) акафист святому Иоанну Предтече и в) акафист святителю Николаю Чудотворцу; 4) каноны Константинопольского патриарха Филофея (1354, 1362–1376): а) канон молебный Господу Иисусу во время междоусобной брани, переведенный митрополитом нашим Киприаном, б) канон к Господу Иисусу и Его Пречистой Матери «на поганыя», переведенный также Киприаном; 5) молитва особая Святому Духу в день Пресвятой Троицы того же патриарха Филофея, помещенная в Служебнике митрополита Киприана Очень вероятно, что вместе с тем сделались у нас известными в славянском переводе и некоторые другие каноны и молитвы этого знаменитого патриарха .

http://sedmitza.ru/lib/text/435906/

1. Общение свойств Божественного и человеческого естеств в Господе Иисусе Христе осуществляется единством Лица, единством Христовой Ипостаси. Поскольку одна и та же Ипостась Бога Слова в Господе Иисусе Христе есть всецело, нераздельно и совершенно Ипостась как Его Божеского, так и Его человеческого естества, то в силу единства Ипостаси свойства одного естества переносятся на другое: Божественные на человеческое и человеческие на Божественное; они общаются между собой, и происходит их взаимообмен. Вследствие единства Ипостаси как носителя обоих естеств Господу Иисусу Христу как Богу усваиваются имена, свойства и действия, принадлежащие Ему по человечеству; и наоборот, как к Нему как к человеку прилагаются имена, свойства и действия, принадлежащие Ему по Божеству. В этом причина того, что в Священном Писании Его Божественному естеству зачастую приписываются свойства человеческого естества, как и, с другой стороны, Его человеческому естеству иногда вменяются свойства естества Божественного. Так, в Священном Писании Господь Иисус Христос именуется: «Господом славы» распятым ( 1Кор.2:8 ); о Нем говорится: Господь Бог «приобрел Себе Церковь Кровию Своею» ( Деян.20:28 ); Его, «Начальника жизни убили» ( Деян.3:15 ); «второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ); «мы примирились с Богом смертью Сына Его» ( Рим.5:10 ; ср.: 2Кор.5:18–19 ); Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим.8:32 ; ср.: Ин.3:16 ; Гал.2:20 ); «хотя Он и Сын» (Божий), «однако страданиями навык послушанию; и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» ( Евр.5:8–9 ; ср.: Евр.2:10 ). Точно так же в Священном Писании Господу Иисусу Христу как Сыну Человеческому и человеку часто приписываются свойства, принадлежащие Его Божественному естеству, например: вездесущие ( «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» – Ин.3:13 ); власть отпускать грехи ( Мф.9:6 ; Мк.2:10 ; Лк.5:24 ); вечное, Божественное Сыновство ( Мф.16:13, 16 ); суд над миром на Страшном Суде ( Ин.5:27 ; Мф.19:28 ); Божественная слава ( Ин.17:3–5 ); Божественное всемогущество ( Мф.26:64 ); Божественное поклонение ( Флп.2:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Состав: за оглавлением (1–2 об.): 1) подобает ведати како начати правило свое в келии (3–9); 2) правило иноку на всяк день (9–11); 3) сие правило неумеющим грамоте (11 об.); последования: полунощниц: 4) вседневной (15–40 об.); 5) субботней (41–56); 6) воскресной (57–77); каноны: 7) Иисусу Христу – творение инока Феоктиста (78–96); 8) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (97–116); 9) Пресвятей Богородице молебный, творение священно-инока Игнатия (117–131); 10) Николаю чудотворцу – творение Феофаново (132–142); 11) животворящемуКресту – творение Григория Синаита (142–153 об.); 12) Иоанну Богослову – творение Феофаново (154–165 об.); 13) Пресвятей Богородице, с акафистом, творение Иосифово (167–204); 14) Пресвятей Богородице – творение Феофаново и Ангелу хранителю, неполный (205–216); на л.л. 217–225 конец малаго повечерия; 15) последование ко Святому Причащению (226–302); 16) молитвы по Святом Причащении (302 об.–313); 17) о послании ученика ко иному старцу (316–320 об.). Начало: «Аще случится ученику от старца послану быти о некоей вещи во иную келию велику старцу и вшед в келию старцу прекословия о молитве не чинити»; 18) аще кто от подвижнейших инок произволяетт наедине в келии своей и совершает сия молитвы егда должно есть спати (322–330 об.); святого Максима-исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и много болезнующим иноком и к трудолюбствующим ко еже спастися; та же и к живущим в мире к мужем же и женам о чувствах телесных и о душевных свойствех иже во сне истицание по вещи или чрез вещь (330 об.–337 об.); 20) правило внегда случится кому искуситися во сне от осквернения по действу диаволю 337 об.–352 об.); 21) ин устав о искушении скитских инок внегда случится кому осквернитися во сне по действу диаволю (352 об.–353); 22) канон молебный Ангелу хранителю – творение инока Иоанна (354–372); 23) служба по вся дни Господу Иисусу Христу (373–396); 24) указ о поклонах и о пении (397–406). Начало: «Понуди мя, отче святый, честная и благая святыня твоя написати о справе яже совершается в царствующем граде Москве в велицей церкви Пречистыя Богородицы честного Ея Успения и по великим киновиям и к вашей честности нудит мя болезнь изрещи; 25) чин о панагии (407–410).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Встав от сна, прежде всякого другого занятия, благоговейно представляя себя пред Всевышним Богом и полагая на себя крестное знамение, говори: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. По сем немного помедли, чтобы все чувства твои пришли в тишину и мысли оставили все земное, и тогда произноси молитвы без поспешности, со вниманием сердечным. Молитва мытаря По-русски: Господь, будь милостив ко мне, грешнику. Буди - будь.Чья это молитва?Молитва эта мытаря (сборщика податей), покаявшегося в своих грехах и получившего прощение, как видно из притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).Чего просим мы у Бога в этой молитве?Просим, чтобы Бог был милостив к нам грешным, то есть простил нам грехи и не наказал нас за них.Когда нам нужно произносить эту молитву?Нужно произносить так же часто, как часто грешим. Как только согрешим, должны тотчас же каяться пред Богом во грехе и произносить эту молитву. Молитва к Иисусу Христу, Сыну Божию По-русски: Господь Иисус Христос, Сын Божий, по молитвам Твоей Чистейшей Матери и всех святых, умилосердись над нами (окажи милость нам). Аминь. Ради - для, по. Молитв ради - по молитвам.К кому эта молитва?К Иисусу Христу, Сыну Божию.Кто Иисус Христос, Сын Божий?Второе лицо Святой Троицы, Спаситель наш [ 1 ].Чего просим у Господа в этой молитве?Просим, чтобы Бог по молитвам святых помиловал нас, т.е. был милостив к нам и простил наши грехи.Кто Пречистая Матерь Господа?Пресвятая Дева Мария, за особенную святость жизни избранная в Матерь Сыну Божию, когда Он, вечно живущий, как Бог, захотел явиться на земле человеком для спасения людей [ 2 ].Кто такие святые?Святыми называются люди, жившие на земле благочестиво и теперь находящиеся на небе вместе с Богом и молящиеся за нас Ему. Таковы, например, пророки, апостолы, святители, мученики и прочие. По их молитвам и особенно по молитвам Пресвятой Девы Марии Бог милует нас.Когда молитва эта произносится?Эта молитва, как и молитва мытаря, должна быть в уме и сердце христианина возможно чаще, потому что, постоянно согрешая перед Богом, постоянно и должны обращаться к Нему с просьбой о помиловании.Примечание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1228...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010