Наше исследование имеет своею задачею объяснить искушение Иисуса Христа в пустыне от диавола. Вообще объяснить явление или событие значит проследить его происхождение и выяснить его значение. В применении к предмету нашего исследования вопрос о происхождении исследуемого события распадается на две части. – Каждое исследование должно исходить из каких-либо данных. В нашем случае данным служит евангельский рассказ об искушении Иисуса Христа в пустыне, или искушение Христа, как одно из событий евангельской истории. Действительность же события сокрыта в достоверности рассказа. Посему вопрос о происхождении искушения Христа в пустыне есть прежде всего вопрос о происхождении евангельской истории, иначе о литературной и исторической достоверности евангельского повествования. Но событие искушения по самому понятию искушения не может быть только объективным, или внешне-историческим явлением, без соответствующей внутренней действительности: искушение, как объективное событие без внутренней действительности, не имеет смысла: Такая действительность уже предполагается историческою объективностью события. Эта внутренняя действительность искушений Христа также требует объяснения со стороны своего происхождения: откуда проистекали искушения Иисуса Христа? чем они причинялись? на чем основывалась их сила? Значимость этих вопросов утверждается на безгрешности Иисуса Христа и они обнимаются в вопросе об отношении искушаемости Христа к Его безгрешности. – Так намечаются две части, или главы исследования. Значение искушений Иисуса Христа составит предмет третьей части, или главы. Значение всякого события определяется его причинным отношением к другим событиям. Но искушение есть явление из области свободно-разумной жизни и, как таковое, оно необходимо включает в себя смысловое, идейное, иначе дидактическое содержание, так что к другим событиям может иметь не только внешне-причинное отношение, но и внутренне-идейное, в качестве смысла тех явлений, в которых он проявляется. В этом отношении искушение Христа в пустыне должно быть поставлено в связь с последующими событиями Его земной жизни. Так третья часть нашего исследования должна разъяснить значение искушений Иисуса Христа в пустыне, указать их нравственно-принципиальный и дидактический смысл и их отношение к другим событиям земной жизни Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В этом исходном опытном познании Иисуса Христа, чрез общение с Ним и Его Отцом, мы имеем основу для предварительного устранения ложных предвзятых взглядов на лицо Иисуса Христа. Это два крайних взгляда. По одному, имеющему видимость благочестия, божественная жизнь открывалась в лице Христа по своим внешне-величественным свойствам, всемогуществу, всеведению, вездеприсутствию, так что Иисус Христос , по этому взгляду, был всемогущим, всеведущим человеком. Это есть то мнимое благочестие, во имя которого человек прекословил Господу в Его намерении понести страдания: «будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою». По этому взгляду, божественное может проявиться в человеческой жизни лишь в той мере, в какой человеческая жизнь теряет свою ограниченность и перестает быть человеческою жизнью. Желая возвеличить Христа, ревнуя о Его славе, но не по разуму, этот взгляд не обнимает дела Иисуса Христа, за которое Он положил Свою душу, – дела прославления имени Отца на земле, дарования Его вечной жизни людям, приобретения для божественной славы действительной человеческой жизни. Откровение божественной жизни во Христе нужно так понимать, что полнота откровения стояла в зависимости от полноты человеческой жизни. В этом смысл того, что в Нем полнота божества явилась телесно. Конечно, в этом мы видим соединение противоположностей, но вся жизнь Иисуса Христа представляет собою разрешение подобных противоположностей, для отвлеченной логики не примиримых. Здесь дается соответствующий предмету метод исследования евангельской истории. В частности, в отношении к рассматриваемому вопросу, мы должны видеть в действительности человеческой жизни Христа, в полноте ее ограниченности и немощей, не препятствие в Его деле, а условие откровения божественной славы. Что именно действительная человеческая жизнь Христа была обнаружением божественной славы, переживанием божественной жизни, эта мысль образует порог евангельской истории, за которым открывается ее разум: не переступить этого порога, не усвоить этой мысли во всей ее глубине, это значит отказаться от понимания жизни нашего Спасителя. Только таким путем мы надлежаще оцениваем евангельское свидетельство, что Сыном Божиим наречено рожденное Мариею ( Лк. 1:3132. 35 ), а родила Мария немощного младенца и «спеленала Его... Младенец же возрастал, и укреплялся духом, и благодать Божия была на Нем, – преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2:7. 40. 52 ). Насколько отлично от этих евангельских свидетельств о естественном развитии рожденного Мариею Сына Божия мутное изображение младенчества Иисуса Христа в апокрифических евангелиях, в которых история Его детства наполняется вымышленными чудесами с целью представить Его всемогущим!... § 6. Евионейский взгляд на лицо Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В решении этого вопроса важное значение имеют, прежде всего, две даты Оригена . В Comment. in Matth. X. 17. Migne 13, 877, приводя свидетельство Иосифа Флавия об «Иакове брате Иисуса, называемого Христом – κωβον τν δελφν ησο το λεγομνου Χριστο», Ориген замечает: «κα τ θαυμαστν στιν, τι τν ησον μν ο καταδεξμενος εναι Χριστν , οδν ττον ακβ δικαιοσνην μαρτρησε τοσατην – и удивительно то, что, не признав Иисуса нашего за Христа (Мессию), тем не менее засвидетельствовал о столь великой праведности Иакова», – и в Contra Celsum 1, 47. Migne 11, 745 sq, упомянув свидетельство Иосифа о Крестителе, продолжает: « δ ατς κατοιγε πιστν τ ησο ς Χριστ, ζητν τν αταν τς τν εροσολμων πτσεως κα τς το ναο καθαιρσεως. δον ατν επεν, τι κατ το ησο επιβουλ τοτων ατα γγονε τ λα, πε πκτειναν τν προφητευμενον Χριστν. δ, κα σπερ κων ο μακρν τς ληθεας γενμενος φησ τατα συμβεβηκναι τος ουδαοις κατ κδκησιν ακβου το δικαου, ς ν δελφς ησο το λεγομνου Χριστο – он (Иосиф Флавий), хотя и не веруя в Иисуса как в Христа (Мессию), когда отыскивает причину падения Иерусалима и разрушения храма, вместо того, чтобы, как надлежало, сказать, что причиною этих бедствий народа были козни против Иисуса, так как умертвили Христа (Мессию), о Коем возвещают пророки, говорит, что это случилось с иудеями в отмщение за Иакова Праведного, который был братом Иисуса, называемого Христом (Мессию)». Оба эти места отнюдь не говорят о том, что Ориген совсем никакого свидетельства о Христе не читал у Иосифа, а только о том, что Ориген не мог воспользоваться этим свидетельством для своих апологетических целей. Причина понятна: Иосиф не верил в Иисуса, как Христа. Но каким образом Ориген мог бы с такою решительностью говорить о неверии Иосифа, если бы он не прочитал этого в его книге? Относясь благосклонно к Крестителю и Иакову Праведному, Иосиф со своей антимессианско-рационалистической и отчасти космополитическо-философской точки зрения мог осуждать мессианские идеи христиан и в этом духе говорить и об «Иисусе, называемом (у христиан) Христом–Мессиею». Понятно поэтому и недовольство Оригена Иосифом за то, что этот причиною народно-иудейских бедствий считает козни иудеев против Крестителя и Иакова Праведного, брата Иисуса, называемого Христом, а не против Самого Иисуса, называемого Христом. Наконец, что Ориген читал у Иосифа Флавия свидетельство о Христе, но только с противоположным теперешнему, антихристианским, содержанием, это явствует из аористов: ο καταδεξμενος... μαρτρησε. Ориген конечно умел выражаться правильно на литературном греческом языке: если «μαρτρησε – засвидетельствовал» относится к находящемуся в Древностях свидетельству Иосифа об «Иакове, брате Иисуса, называемого Христом», то и «ο καταδεξμενος εναι Χριστν – не признав Иисуса за Мессию-Христа» должно указывать на свидетельство Иосифа об этом в его книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Если вы думаете, что в Евангелиях, каждое слово которых в течение двух тысячелетий было многократно изучено и истолковано вдоль и поперек, – что в Евангелиях не осталось белых пятен для исследований, то вы заблуждаетесь. Так, последние два столетия были отмечены драматическим поиском «исторического Иисуса». Нет, речь идет не о примитивных сомнениях в существовании исторической личности Иисуса Христа из Назарета. Таковые сомнения и даже прямые отрицания высказывались начиная с XVIII века, века Просвещения, когда всё в Священном Писании вообще подвергалось осмеянию или объявлялось поповскими выдумками. Отечественному читателю хорошо известны такого рода отрицания, иронически обыгранные Михаилом Булгаковым в сцене на Патриарших прудах, в знаменитом диалоге пролетарского поэта Ивана Бездомного с Воландом. «Библеистика» атеистического направления «Воинствующего безбожника» была и осталась феноменом интеллекта, не обремененного ни наукой, ни размышлениями. Нет, проблема «исторического Иисуса» имела дело не с историческим существованием Иисуса из Назарета, в котором нет никаких сомнений ни у одного человека, пребывающего в здравом рассудке. Проблема касалась, так сказать, фактической стороны наших знаний о жизни Иисуса Христа, о Его деяниях и учении. Естественно, сама постановка вопроса могла возникнуть в протестантской среде с ее наивной, принципиально фундаменталистской установкой: сквозь толщи церковных преданий расчистить путь к незамутненному источнику христианской веры, к самому Иисусу Христу, сквозь Христа церковной веры и догматики – к «историческому Иисусу», такому, каким Он был сам по себе. Поначалу казалось, что «истинного Иисуса» можно обнаружить в Евангелиях, и оставалось только выяснить, какое из четырех Евангелий наиболее аутентично передает нам сведения о Его делах и словах. Но тщательное изучение буквы Евангелий, проведенное в XIX столетии («литературная критика»), привело к выводу, что Евангелия сами возникли как продукты веры первых христиан. Евангелия сами – не «объективные» описания деяний и поучений Иисуса, но свидетельства вероучения тех христианских общин, в которых Евангелия возникли. Иными словами, сами Евангелия – не Евангелие самого Иисуса, а Евангелия об Иисусе. Безнадежность ситуации попытался исправить новый поиск «исторического Иисуса».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

иеромонах Лев (Жиллэ) Предисловие Заглавие этой книги, Иисус Назарянин по данным истории, точно выражает преследуемую нами цель – дать очерк жизни, личности и учения Иисуса в историческом плане, и только в нем. Наш труд не принадлежит к богословской литературе. Вопросы о «воплощении», «искуплении», об отношении человеческих душ к личности Иисуса не будут здесь затронуты. Это вопросы веры, а не истории. Они входят в «проблему Христа», здесь же поставлена только «проблема Иисуса». Проблему эту можно выразить так: что нам сообщает историческая наука о «человеке, называемом Иисусом?». Конечно, для верующего христианина подобный способ рассмотрения не исчерпывает вопроса. Многие заявят о своем праве приблизиться к личности Иисуса иными методами, на иных путях; однако, историк тоже имеет, со своей стороны, право – вне всякой полемики или апологетики – применить к «проблеме Иисуса» научные методы исследования и познания, признанные законными для всякого другого явления. Иисус жил в определенном месте, в определенное время, – хотя бы уже поэтому Он «предмет истории», и в этой мере допускает изучение при помощи исторического метода. Пусть те, кто считают Иисуса Мессией и Сыном Божиим, Господом и Спасителем людей, не боятся, что применение подобного метода заденет их веру: ибо их личный опыт ценности Иисуса и Его действия, присоединяющийся к опыту стольких христианских поколений, не зависит от результатов, к которым, в том или ином частном случае, приходит критика. Если даже научные исследования и могут привести к тому, что какая-либо подробность жизни Иисуса предстанет нам иною, чем мы привыкли ее себе представлять, – то взятые в целом, исследования эти не разрушают фактов, касающихся Иисуса и вытекающих из евангельского повествования; и во всяком случае, они не могут исказить того образа Иисуса, который остается в душе человека от личной встречи с Ним. Настоящая книга – не научное изыскание, а элементарное изложение. Она не может ни в коем случае заменить больших научных трудов, посвященных проблеме Иисуса. Но она может послужить введением к ним. Автор не пытается скрыть, что сердцем и духом он последователь Иисуса и Его благовестия, но в этой книге он строго возбраняет себе какие-либо замечания, вытекающие из его личной точки зрения, какие-либо априорные суждения. Он писал не для того, чтобы представить доводы в защиту известного тезиса или против него. Он стремился лишь изложить со всей возможной объективностью содержание проблемы и надеялся облегчить читателю первоначальную ориентацию в вопросе, сложность и спорность которого известна современному человечеству, но по отношению к которому оно вряд ли может оставаться невежественным или равнодушным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 8. Повествование евангелиста Луки из истории отрочества Господа Иисуса Из истории детства Господа Иисуса Христа евангелия передают о поклонении пастухов, обрезании Его, принесении во храм, поклонении волхвов и бегстве Его родителей с Ним в Египет. Все эти события, представляющие глубокий интерес во многих отношениях, не имеют значения для философии евангельской истории, потому что, во-первых, ниоткуда не видно, чтобы эти события имели влияние на характер общественного служения Иисуса Христа, и, во-вторых, что еще более важно, участие младенца Иисуса в этих событиях не было делом Его сознания и воли: они были с Ним, но Его воли не было в них. Иное нужно сказать о том единственном событии, которое сообщается в евангелии Луки из истории отрочества Иисуса Христа. После указанных событий детства Иисуса Христа, родители Его возвратились с Ним в Галилею, в город сбой Назарет. Отсюда каждый год они ходили в Иерусалим на праздник пасхи. Когда Ему было двенадцать лет, пришли они, по обычаю, в Иерусалим на праздник с Ним. Когда же, по окончании праздника, они возвращались, отрок Иисус незаметно для них остался в Иерусалиме. Проискав Его тщетно в пути, среди родственников, и возвратившись в Иерусалим, они чрез три дня нашли Его в храме среди учителей, беседовавших с Ним и дивившихся разуму Его и ответам. «Чадо, что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя», сказала Ему матерь Его. Он же ответил им: «Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Они, заканчивает евангелист свое повествование, не поняли сказанных Им слов, а по возвращении в Назарет Он был в повиновении у них. Это событие с отроком Иисусом в Иерусалиме в высшей степени значительно потому, что в нем впервые обнаружилось самосознание Его, которым определялась вся общественная деятельность Его. Так как самосознание Господа Иисуса Христа лежит в основе Его призвания и необходимо предполагается, как вполне сложившееся, уже началом Его общественного служения, то исследователю евангельской истории должно остановить на нем свое внимание прежде, чем приступить к объяснению дела Христа, хотя вполне обнаружилась внутренняя жизнь Его только в Его делах и речах в течение общественного служения. К указанному же событию, в котором впервые проявилось самосознание Христа, следует приурочить изучение Его самосознания потому, что из позднейшей жизни Христа, до начала Его общественного служения, в евангелиях ничего не передается. § 9. Исключительность самосознания Христа по его соединению с богосознанием

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Вступление и разделение Апостол Павел учит: един Ходатай (посредник, μεστης) Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2:5 , слич. 1Ин. 2:1 , Евр. 8:6; 9:15; 12:24 ), заключая в понятии о ходатайстве или посредничестве Иисуса Христа все действия Его, относящиеся к строительству спасения рода человеческого. Таким образом, все действия Иисуса Христа, как Посредника между Богом и человеками, составляют одно великое служение Единородного Сына Божьего, к совершению которого, предвечным советом Божьим, Он предназначен был ещё прежде создания мира ( 1Петр. 1:20 ), и по принятии естества человеческого помазан был елеем святым Духом Божественным ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18–21 ). Это Божественное служение Иисуса Христа – Его ходатайство или посредничество между Богом и человеками – в Св. Писании выражается различными наименованиями, как: искуплением ( Евр. 9:12, 15 , слич. 2Петр. 2:1 ; Гал. 3:3; 4:5 , Откр. 5:9 ), спасением ( 1Пет. 1:5, 10 ; Рим. 13:11 . Еф. 1:13 ; Евр. 2:3, 10:5, 9 ), примирением ( Рим. 5:1,10 ; 2Кор. 5:18–20 , Еф. 2:16 ; Кол 1:20, 22 ), ходатайством ( 1Тим. 2:5 ; Евр. 8:6; 9:15 ) и пр. Но как вообще познаём мы вещи через различение признаков их; так тем более, исследуя великие предметы, мы по необходимости разлагаем их в наших понятиях на разные части, чтобы тем удобнее было ограниченному уму нашему приобретать сколько можно более ясное и полное познание о них. По этой необходимости, и служение Иисуса Христа, единого Ходатая Бога и человеков, как в Ветхом, так и в Новом Завете, представляется под разными образами, которые все могут быть возведены к трём главным видам: – служения Пророческого, – служения Первосвященнического и – служения Царского. Поэтому издавна, в созерцательном учении о Христианской Вере, служение Иисуса Христа разделялось на три должности: – Пророческую, – Священническую и – Царскую. Такое разделение представляется достойным уважения и принятия, по следующим причинам: а) Сими понятиями о трёх служениях (как выше замечено) ещё в Ветхом Завете раскрываемо было строительство спасения чрез Иисуса Христа, как в прообразовательных лицах, каковы были Пророки, Первосвященники и Цари, например, Моисей, Мелхиседек, Аарон, Давид, Соломон и др., так и в пророчествах (о чём будет сказано при раскрытии каждого вида служения порознь).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Ричард Бокэм (баптист) 1. От исторического Иисуса – к Иисусу свидетельств Как создавали портрет исторического Иисуса • Отличается ли Иисус ученых от Христа верующих • Можно ли узнать из церковных Евангелий о настоящем Иисусе • Евангелия как свидетельства очевидцев · Особенности исторических свидетельств в Древнем мире • Устные свидетельства очевидцев и письменные – Евангелия Христианская вера и историческое исследование Уже два столетия ученые заняты поиском исторического Иисуса. Этот поиск начался вместе с современным научно-историческим исследованием Нового Завета. Нередко представляется, что найти исторического Иисуса – важнейшая задача новозаветных штудий. В поиск вовлечены тысячи ученых: их трудами вышли в свет сотни, если не тысячи, книг, как научных, так и популярных. Интерес к поиску исторического Иисуса то затухает, то вспыхивает вновь. Одни называют этот поиск ложным, бесплодным, или же утверждают, что он уже закончен. Другие отвергают результаты, достигнутые их предшественниками, и всецело полагаются на новые подходы и методики, которые, по их расчетам, должны принести успех там, где все остальные потерпели поражение. В различных стадиях поиска Иисуса отражаются целые эпохи культурной и религиозной истории западного мира. Отношение к поиску – положительное, отрицательное или неоднозначное – определяет собой целые богословские школы. В начале XXI века поиск исторического Иисуса, особенно в Северной Америке, ведется активнее, чем когда бы то ни было. Свою роль играют здесь как беспрецедентный объем новозаветных исследований, так и характерные особенности американских средств массовой информации. Однако куда более значительно то, что фигура Иисуса, в отличие от более секуляризованных обществ Европы, сохраняет для американской культуры первоочередную значимость 1 : вот почему стремление – не столько богословов или духовных вождей, сколько историков – восстановить действительный облик Иисуса находит столь живой отклик в сердцах верующих, полу-верующих, бывших верующих и тех, кто готов поверить в Иисуса согласно религиозным представлениям. Равнозначен ли «исторический Иисус» – то есть Иисус, которого историки могут реконструировать так же, как любую другую часть истории – фигуре, стоящей в центре христианской веры? Вот вопрос, волнующий и тревожащий как самих ученых, так и тех, кто читает их книги.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

прот. Александр Мень «Исторический Иисус», «Исторический Иисус» , термин, введенный рационалистической историографией. Формально он связан с изучением исторических данных об Иисусе Христе и с критикой свидетельств о Его жизни, но сама идея «Исторического Иисуса» заключает в себе отрицание Его как Богочеловека. По словам если для Церкви важно, кто Христос есть, то для исследователей «Исторического Иисуса» важно, кем Он был. Поиски «Исторического Иисуса» были с самого начала нацелены на интерпретацию жизни и личности Христа исключительно в земном, человеческом плане. У родоначальника этого подхода (18 в.) Христос представлен как неудачливый политический вождь. В том же духе пытался описать Его (1800–1802). Для других рационалистов, напр. (1828) и Он не более чем Учитель морали. Для доказательства своей теории эти авторы изощренно перетолковывали рассказы о чудесных явлениях, пытаясь объяснить их естественными причинами. Конец подобным искусственным попыткам положил труд «Жизнь Иисуса» (1835–1836), который признал, что сверхъестественное неустранимо из евангельской истории. Но, будучи последователем гегельянства, Штраус объявил все чудесное в смысле образного и несовершенного выражения идеи. «Исторический Иисус» оказался в концепции Штрауса заурядным проповедником, все значение Которого определила «идея Христа», возвышенный миф, перенесенный последователями Иисуса на Его личность. В 1863 вышла «Жизнь Иисуса» который, хотя и признавал ценность критических методов Штрауса, однако не мог согласиться с его оценкой «Исторического Иисуса» . Чутье историка подсказало ему, что христианство непостижимо без огромного воздействия исключительной Личности. Какие бы ни складывались вокруг Иисуса, доказывал Ренан, они лишь бледная тень великого Человека. Но поскольку по своим философским взглядам Ренан также оставался рационалистом, он попытался реконструировать характер Иисуса с помощью историко-психологического метода. В итоге получилось лицо живое, но достаточно тривиальное. Ренановский «Иисус» не только не соответствовал евангельскому, но едва ли мог бы стать основателем мировой религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

1) Петр, Апостол Иисуса Христа, избранным пришельцам рассеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, 2) по предведению Бога Отца, в освящении Духом, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. 3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который по великому Своему милосердию возродил нас к упованию живому чрез воскресение Иисуса Христа из мертвых, 4) к наследству нетленному и нескверному, и неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5) которые посредством силы Божией соблюдаются через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время. 6) О нем же возрадуйтесь, немного теперь, если нужно, побыв скорбными, в различных искушениях, 7) дабы испытание веры вашей оказалось много драгоценнее золота (что огнем испытывается), обретется к похвале, и славе, и чести, и славе в откровении Иисуса Христа, 8) Которого, хоть и не видите, любите; в Которого ныне, хоть и не видя, веруете; веруя же, радуетесь радостью неизреченною и прославленною, 9) достигая цели веры вашей – спасения душ. 10) О коем спасении изыскивали и испытывали пророки, которые предсказали грядущую для вас благодать, 11) испытывая, которое или какое время обозначал в них Дух Христов, предвозвещая Христовы страсти, какие у Него будут, и последующие прославления. 12) Им открыто было то, что не им самим, а вам служило – то, что ныне было вам возвещено теми, кои благовествовали вам Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. 13) Сего ради, препоясав чресла ума вашего, трезвясь, совершенно уповайте на ту благодать, что подается вам в откровении Иисуса Христа. 14) Как чада послушания, не сообразующиеся с похотями, бывшими в прежнем неведении вашем, 15) но, подобно призвавшему вас Святому, и сами будьте во всем поведении святы. 16) Ибо написано: «Святы будьте, ибо Я свят есмь» ( Лев. 11:44 ). 17) И если вы призываете как Отца Того, Который нелицеприятно судит по делам каждого, то со страхом проводите время пребывания вашего [на чужбине], 18) зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетного вашего образа жизни, преданного вам от отцов, 19) но драгоценною Кровию Христа, как Агнца непорочного и чистого, 20) предуведанного же прежде основания мира, явленного же в последние времена ради вас, 21) которые чрез Него стали верующими в Бога, Который воздвиг Его из мертвых и дал Ему славу, да будет в Боге вера ваша и упование ваше. 22) Души ваши очистив в послушании любви, в братолюбии, в простоте сердца все внимательнее любите друг друга, 23) возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Бога, Живущего и Пребывающего вовек. 24) «Ибо всякая плоть – как сено, и всякая слава человеческая – как цвет на сене: высохло сено, и цвет его опал. 25) Слово же Господне пребывает вовек» (ср. Пс. 101:12–13 ; Ис. 40:6–7 ). Сие же есть [то] слово, которое благовествовано среди вас. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010