Глава 3 1–27. Союзная война Царей – Иорама израильского, Иосафата иудейского и Царя едомского против моавитян. 4Цар.3:1 .  Иорам, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в восемнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и царствовал двенадцать лет, 4Цар.3:2 .  и делал неугодное в очах Господних, хотя не так, как отец его и мать его: он снял статую Ваала, которую сделал отец его; 4Цар.3:3 .  однако же грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиля, он держался, не отставал от них. О годе начала царствования Иорама израильского (ст. 1) см. замечание к 4Цар.1:17 . В отношении «греха Иеровоамова», т. е. введенного Иеровоамом культа тельцов ( 3Цар.12:28 ), Иорам разделял (ст. 3) общую политику царей Израильского Царства ( 3Цар.15:26 и др.), но сделал попытки отменить культ Ваала (ст. 2), которому столь преданы были его отец Ахав и мать Иезавель ( 3Цар.16:31–33 и д. ), и брат – Охозия ( 3Цар.22:53–54 ). 4Цар.3:4 .  Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов. 4Цар.3:5 .  Но когда умер Ахав, царь Моавитский отложился от царя Израильского. Отложение моавитян от царства Израильского непосредственно после смерти Ахава, с вступлением на царство Охозии ( 4Цар.1:1 ); здесь повторяется об этом отложении (ст. 5), как о поводе к изображаемой в данной главе союзной войне; отложение выразилось в прекращении ежегодной дани, которой ранее моавитский царь Меса, евр. Меша, LXX: Μωσ – крупный скотовод, евр. нокед; по некоторым греческим кодексам πομνιοτρφς (принят, тексту LXX: νωκδ), плативший Ахаву ежегодную дань (ср. Ис.16:1 ) по обычаю древности натурой, из главных произведений страны (по Страбону, каппадокийцы ежегодно платили персам дани: 1500 лошадей, 2000 мулов, 100 000 овец): плодородные и богатые водой равнины Моава были очень пригодны для скотоводства (Winer. Bibli. Real. – Woerterboch. Вд. I, 5, 99), как, согласно с Библией , говорит и надпись царя моавитского Меши, открытая в 1868 году миссионером Клейном и находящаяся теперь в Луврском музее. (Из обширной литературы об этой надписи можно назвать преимущественно: Smend und Socin. Die Inschrift des Konigs Mesa von Moab. 1886; в русской литературе: проф. Д. А. Хвольсон. Новооткрытый памятник моавитского царя Меши, современника иудейского царя Иосафата. Христианские Чтения. 1870, 7–8). Содержание надписи (в ней 34 строки) весьма близко соприкасается с рассказом данной главы: надпись рассказывает о выгодах, вынесенных Мешою из борьбы с сыном Амврия, (т. е. Ахавом) и об освобождении Моава от 40-летнего рабства Израилю ( 4Цар.3:5–8 ); но надпись ничего не говорит об осаде Кир-Харитета, столицы Моава о чем говорит Библия ( 4Цар.3:25–27 ), можно думать, что поход Иорама с неудавшейся целью вновь подчинить моавитян падает на время, близко следовавшее за описанными в надписи Меши фактами отвоевания этим царем у Израиля разных городов моавитских.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

V. Новый и последний период пророческого служения в израильском царстве. Деятельность пророков: Ионы, Амоса и Осии Как задачей пророческого служения Илии и Елисея было восстановить истинную религию в десятиколенном царстве вопреки нетеократической политике царского правления, так вместе с ними и закончился, по достижении ближайшей цели, особенный образ и характер пророческого служения, проявившегося, главным образом, в величественных делах и чудесных событиях, и имеющего за собою трехвековую историю 274 . После Елисея пророческая деятельность, насколько можно судить из молчания библейских источников, на некоторое время отступает на задний план в израильском царстве 275 и затем, почти за восемь веков до Р. Хр., является в новом, полном величия и значения, виде и в измененных формах. Прежняя внешняя деятельность пророков, исполненная великих дел и чудесных событий, заменяется более внутренней и духовной, выразившейся в обширных речах и писаниях; дело заменяется словом и величественная внешность пророческого служения – нравственным влиянием пророков. Последние теперь постепенно принимают иное положение относительно царей, нежели прежде. Прежняя политическая сила и влияние пророков, заставлявшие подчиняться им и приводившие в трепет мирские власти при открытом противодействии последним со стороны пророков, гораздо менее заметны теперь и даже почти исчезают. Пророки уже не приобретают такого положения в государстве, как некогда Самуил, Ахия, Илия, Елисей, и многие безымянные пророки, являвшиеся со своим преобладающим влиянием во главе общественной жизни. Их воздействие на жизнь от величественных дел обращается к слову, затрагивающему, однако, все стороны и формы жизни. Царская власть, прежде с почтительным страхом преклонявшаяся перед духовной силой пророков, теперь не стесняется перед последней и идет свободно собственным путем. В свою очередь и пророки являются перед царями не столько как высшая сила, с требованием безусловного послушания себе, сколько «людьми духа», советниками, которых слушать или не слушать предоставляется полная свобода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Глава 17 1–3. Бедственная судьба Дамаска 4–6. и Израильского царства. 7–11. Причина падения Израильского царства. 12–14. Отмщение опустошителям Израильской страны. Ис.17:1–6 . Пророк предсказывает падение враждовавшим против Иудеи царствам Сирийскому и Израильскому, которые заключили между собою союз. Ис.17:1 . Пророче­с­т­во о Дамаске. – Вот, Дамаск исключает­ся из числа городов и будет грудою раз­валин. Когда произнесено это пророчество? Так как в нем говорится о предстоящем сокрушении силы Дамаска, а это событие совершилось при ассирийском царе Тиглат-Пилезере в 732 г., когда в Дамаске вместо царя был поставлен ассирийский губернатор, то пророчество должно было быть произнесено ранее этого года и даже ранее 735 г., до нашествия союзных войск на Иудею, потому что об этом нашествии здесь не сказано ни слова. Слово – см. Ис.13:1 . «Дамаск» – см. Ис.15:2 . Под Дамаском, вероятнее всего, разуметь всю Сирию, в которой Дамаск был столичным городом. Об исполнении пророчества Исаии можно судить по одной из надписей Тиглат-Пилезера, которая гласит: «бесчисленное множество (сирийцев) я велел обезглавить; дворец Адара, отца Рецинова, стоявший на недоступных горах, я осадил и взял; восемь тысяч жителей с их имуществом, Митинити из Аскапона... увел в плен; 500 (18 – по чтению Смита) городов из округов Дамасской страны я сделал как бы кучей мусору». (Срав. 4Цар.16 ). Впрочем, после этого разрушения Дамаск скоро опять был восстановлен, как это видно из пророчеств Иеремии и Иезекииля. Он и по сие время является одним из цветущих городов Востока. Ис.17:2 . Города Ароерские будут по­кинуты, – останут­ся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их. «Города Ароерские», т. е. города восточной Палестины, где были два Ароера – один к востоку от Равва Аммона ( Нав.13:25 ), другой – на Арноне ( Нав.12:2 ); первый принадлежал колену Гадову, второй – Рувимову. Вероятно, пророк из всех городов заиорданской страны упоминает об этих городах для примера и по созвучию их наименования (Ароер) с еврейским словом, обозначающим понятие города (ar). От Дамаска туча гнева Божия идет, следовательно, по Галааду к югу, по владениям царства Израильского и потом переходит на западную сторону Иордана, в самый центр Израильского царства. Пророчество о том, что Галаад обезлюдеет, исполнилось. В настоящее время страна эта находится в запустении; только местами встречаются там племена диких хищных арабов (прот. Елеонский Библейская география т. I, стр. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8. Скорое уничтожение заговора союзных царей, Израильского и Сирийского, против Иудеи 1. И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. (И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик и напиши в нем писалом человчим, еже скоро плнение сотворити корыстей, приспе бо). Пророчество о рождении Еммануила от Девы, произнесенное пред Ахазом, как знамение того, что царский род Давида не прекратится до пришествия Сына Божия, не успокаивало царя, потому что он исполнения пророчества не видел и пророку не верил. Но страшился нападения врагов не один царь Ахаз, а и народ (гл.7:2) Нужно было успокоить и утешить народ. С целью такого утешения Господь дает ему через Исаию новое знаменательное откровение о скором падении царства союзников Расина и Факея. Господь повелевает пророку Исаии взять свиток, потому что откровение должно быть записано; свиток должен быть велик, для того, чтобы на нем можно было свободно и отчетливо писать; на свитке должно писать обыкновенным орудием человеческого письма, как обыкновенно пишут люди, и не загадочными символическими священными знаками, иероглифами (как писали египетские жрецы), а понятно для всех, и не тайно, а при свидетелях, как обыкновенно в народе писались разные условия 19 . Так нужно было написать слова: Магер-шелал-Хаш-баз, что значит: «спешит-грабеж-ускоряет-добыча.» Эти слова, написанные пророком при свидетелях, общепонятно и на большом свитке, как слова важные и священные, были кратки, но много содержательны: они заключали в себе приговор суда Божия или судьбу относительно трех царств: Сирийского, Израильского и Иудейского, ставшего в столь загадочное отношение к тем двум (см.гл.7). 2. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина. (И свидетели мне сотвори верны человеки, Урию иереа и Захарию сына Варахиина). Обыкновенно, истинность обещания, условия, приговора всегда в народе утверждалась при двух или трех свидетелях. Соответственно этому обыкновению в народе, и пророк берет двух свидетелей достоверных, одного священника и уже по священству честного человека, другого Захарию, вероятно, богобоязненного старейшину, как известных всем своей беспристрастной рассудительностью. Они избраны засвидетельствовать, что пророк Исаия именно от лица Господа произнес и написал на свитке те знаменательные слова, которым в будущем надлежало исполниться в действительности. При таком засвидетельствовании, неисполнение написанных слов обличало бы пророка, как лжеца, и угрожало бы ему гневом царя и презрением народа; а исполнение оных доказывало бы, что эти слова действительно внушены Тем, Кто знает будущее и предопределяет судьбы людей, царей и царств. Если же исполнится это пророчество, то тем основательнее должно будет веровать в исполнение и еще более знаменательного пророчества о продолжении царственного рода Давида до рождения Сына Божия (гл.7:10–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 13 1–22. Война Авии царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. 2Пар.13:1 .  В восемнадцатый год царствования Иеровоама воцарился Авия над Иудою. 2Пар.13:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом. Ср. ( 3Цар.15:1–2 ) («Толковая Библия», т. II, с. 437–438) и ( 2Пар.11:20 ) (ср. замечание к последнему месту, т.е. «Толковая Библия», т. III, с. 117). 2Пар.13:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом. 2Пар.13:3 .  И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восемью стами тысяч человек, также отборных, храбрых. «Тогда как в книге Царств об Авии сделано только общее замечание, что он подражал грехам отца своего ( 3Цар.15:3 ), книги Паралипоменон, в замене этой общей характеристики, передают документальное известие о войне Авии с Иеровоамом, о покорении им некоторых израильских городов, и, по обычаю, прибавляют свидетельство относительно царской родословной» (проф. Олесниций, «Государственная летопись царей Иудейских», Труды Киевской Духовной Академии, 1879, 8, с. 424). Историческая достоверность сообщения 2 Паралипоменон о внушительной по своим размерам войне между царем иудейским и израильским не подлежит сомнению, тем более, что и ( 3Цар.15:6 ) кратко упоминает об этой войне. Некоторые частности рассказа 2 Паралипоменон о войне возбуждают недоумение. Так, численность обоих враждебных войск – 400 тысяч иудейского и 800 тыс. израильского (стих 3, ср. ( 2Пар.25:5–6 )) и особенно число убитых у Израиля (ст. 17) – 500 тысяч (полмиллиона!) представляются сильно преувеличенными и могли возникнуть по ошибке переписчиков – могли, например, попасть сюда из ( 2Цар.24:9 ) (перепись при Давиде) или из ( 2Пар.25:5–6 ) (война Амасии Иудейского с Иоасом Израильским). По крайней мере еврейский кодекс 180 у Кенникотта читает вместо «четыреста тысяч» четырнадцать тысяч; соответственно меньшими могли быть и другие показанные в тексте цифры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Комментарии Женевской Библии на первую книгу Паралипоменон Введение Автор В еврейской традиции авторство обеих книг Паралипоменон, а также книг Ездры и Неемии обычно приписывалось Ездре. Существуют, по крайней мере, два обстоятельства, которые подтверждают эту версию: 1) эти книги был написаны в период после вавилонского пленения, приблизительно в то время, на которое выпало служение Ездры (см. ниже: Время и обстоятельства написания); 2) в них уделяется значительное внимание вопросам, являвшимися важнейшими для Ездры в его священническом служен (см. ниже: Характерные особенности и темы). В то же время целый ряд обстоятельств заставляет усомниться в безошибочности такой точки зрения, а именно: 1) время создания книг Паралипоменон полностью не укладывается в период жизни Ездры (см. Время и обстоятельства написания); 2) принципиально важная в контексте этих книг тема царской власти (см. Характерные особенности и темы) Ездрой-учителем совсем не затрагивалась; 3) озабоченность Ездры проблемой браков с иноплеменницами, рассматривавшихся им в качестве тяжкого отступления от закона, присутствует в Паралипоменоне лишь на втором плане (см. ком. к 2Пар. 1,1 9,31). Таким образом, точка зрения, характерная для еврейской традиции, является лишь одной из возможных. Без всякого сомнения, учение, излагавшееся Ездрой, и то, что содержится в данных книгах, находятся в полном согласии одно с другим. Есть все основания полагать, что Ездра в той или иной степени участвовал в их написании. Но при этом ни историческая наука, ни текст Писания не дают бесспорных свидетельств его единоличного авторства. Исходя из этих обстоятельств, современные исследователи, как правило, называют автора книг Паралипоменон просто летописцем. В своем труде летописец опирался на большое количество письменных источников. Очевидна его зависимость от многих библейских текстов. Он обильно заимствовал из книг царств и зачастую буквально следовал местам из Пятикнижия Моисеева, Книги судей, Книги Руфи, Псалтири, книг Исаии, Иеремии, Захарии. Он упоминает множество источников, о которых нам ничего не известно. В их числе: «Летопись царя Давида» (27,24), «Книга царей» ( 2Пар. 24,27 ), «Книга царей израильских» (9,1; 2Пар. 20,34 ), «Книга царей иудейских и израильских» ( 2Пар. 16,11; 25,26; 28,26; 32,32 ) и «Книга царей израильских иудейских» ( 2Пар. 27,7; 35,27; 36,8 ). Как явствует из самого текста, летописец использовал в работе целый ряд записей, принадлежащих пророкам, таким, как Самуил (29,29), Нафан (29,29; 2Пар. 9,29 ), Гад (29,29), Ахия ( 2Пар. 9,29 ), Адда ( 2Пар. 12,15; 13,22 ), Самей ( 2Пар. 12,15 ), Исаия ( 2Пар. 26,22 ), а также просто записи «видевших это» ( 2Пар. 33,19 ; в русском переводе в данном месте упоминается некто Хозай). И, наконец, стилевые смысловые особенности отдельных фрагментов позволяют предположить, что автор книг Паралипоменон, помимо названных, пользовался неизвестными источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

П.П. Петрушевский Б. Самария Историческое значение страны, судьба царства Израильского и происхождение самарян. К северу от Иерусалима тянется дорога в Назарет и далее – в Дамаск. Дорога эта лежит чрез обширную и богатую естественными произведениями страну, известную как в древности, так и ныне под именем Самарии и занимающую центральное положение в земле обетованной. При разделении земли обетованной во дни И. Навина, страна эта досталась главным образом колену Ефемову, половине колена Манассиина и отчасти также колену Иссахарову. Отсюда она еще в древности носила название «горы Ефремовой» ( Нав.20:7; 21:21 ; 3Цар.12:25 ; 1Цар.7: 67 ), соответственно «горе Иудиной» в Иудее 28 . Славная участь была предсказана патр. Иаковом колену Ефремову, которое произошло от любимейшего из сыновей его: «Иосиф – отрасль плодоноснейшего древа, – говорил Иаков в предсмертном благословении Иосифу и его сыновьям Ефрему и Манассии, – отрасль плодоносного древа над источником; ветви его простираются над стеною... Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцев и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословение гор древних и приятности холмов вечных...» ( Быт.49:22,25,26 ). В этом благословении, по указанию самого Иакова ( Быт.48:19 ), преимущественнейшее благословение должно было принимать колено Ефремово. Еще в период судей Ефремово колено становилось иногда во главе прочих колен ( Суд.8:1–3; 9–12 ), а с разделением царств оно приобрело первенствующее положение в Израильском царстве, сделавшись средоточием его, подобно тому, как Иудино колено с городом Иерусалимом было средоточием царства Иудейского. Многолюднейшее и богатое естественными произведениями страны царство Израильское высоко превознеслось, но уже в самом начале своего политического бытие изменило Богу истинному. Служение золотым тельцам в смешении с другими языческими обрядами здесь держалось непрерывно, и никакие обличение пророков (Илии, Елисея и др.) не могли вразумить и исправить гордых сынов царства Израильского, которые как будто обезумели от своего богатства и силы: «горе венку гордости пьяных Ефремлян, – говорил пророк Исаие в обличение жителей царства Израильского, – увядшему цветку красивого убранства его, который на вершит тучной долины сраженных вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С этою целью Господь Бог, явившийся Моисею и чрез него пробудивший в народе сознание истинной религии и связанных с нею обетований, по освобождении народа от рабства египетского, вновь заключил с ним завет, и выражением этого завета с народом было синайское законодательство. В нем ясно и определенно выражено все то религиозно нравственное мировоззрение, которое доселе открывалось по частям и сознавалось неполно и отрывочно. Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и возрасти семена спасения, предназначенного впоследствии распространиться на все человечество. Когда народ израильский находился у подошвы священной горы, Господь говорил ему чрез Моисея: «Вы видели, что Я сделал египтянам, и как Я носил вас, как бы на орлиных крыльях и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего, и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов; ибо Моя вся земля. А вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19:36 ). «Все вы сегодня стоите пред лицом Господа Бога вашего, начальники колен ваших, старейшины ваши, (судьи ваши), надзиратели ваши, все израильтяне, дети ваши, жены ваши, и пришельцы твои, находящееся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою, чтобы вступить тебе в завет Господа, Бога твоего, и в клятвенный договор с Ним, который Господь, Бог твой, сегодня поставляет с тобою, дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом. Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа, Бога вашего, чтобы ходить служить богам языческих народов» ( Втор. 29:10–13, 18 ). Главная цель учреждения особого «царства Иеговы» есть, как видно из приведенных мест, сохранение истинной религии, учения о поклонении единому истинному Богу, в противоположность идолопоклонству других народов. Чтобы сохранить истинное учение о Боге, Иегова заключает с народом договор на тех, если так можно сказать, условиях, что Он – царь всей земли – становится преимущественно царем израильского народа, получает верховную власть над ним, делается его законодателем, постановления которого и обязывается народ принять и свято сохранять. Если израильтяне добровольно согласятся признать Иегову своим Господом и царем, сохранять Его завет и исполнять законы, признавать Его единым истинным Богом и поклоняться только Ему, то Иегова, будучи Богом и верховным правителем всего мира, всех народов земли, примет народ израильский под свое особенное покровительство, будет править им особенными законами, обеспечит ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии и даст ему, как возлюбленному и избранному народу между всеми народами земли, все блага свободы, мира и благоденствия. Совокупность таких отношений Иеговы к народу есть «теократия» или «Богоправление» – в высшем религиозно-нравственном значении этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Часть 1 Введение " Что знали те, кто писал Библию, и когда они это знали? " Так озаглавил свою книгу профессор университета Аризоны Уильям Девер. Книга эта вышла в 2000 году, но сам вопрос стоит еще с тех самых пор, как раскопки позволили проверять факты, известные благодаря письменным источникам. Отношение историков XVIII и XIX века к достоверности Библии было, по преимуществу, весьма скептическим, а потому библейская археология формировалась в конфессиональной среде. Большинство специалистов были преподавателями духовных учебных заведений, а средства на исследования давали семинарии и другие церковные институты. Характерно высказывание археолога Нельсона Глюка: " Можно категорически утверждать, что ни одно археологическое открытие ещё никогда не противоречило данным Библии " . По его мнению, следует говорить о " почти невероятно точной исторической памяти Библии, в особенности явной, когда она усилена археологическими свидетельствами " . Не столь категорично, но еще более убедительно доказывал твердые исторические основания библейских сообщений Уильям Олбрайт, выдающийся исследователь израильских древностей, президент Международной ассоциации специалистов по Ветхому Завету. В книге " От каменного века к христианству: монотеизм и исторический процесс " , опубликованной в 1940 году, он впервые поместил Библию в исторический и географический контекст. Олбрайт не сомневался в соответствии сведений Библии и данных археологии: " Одно за другим делаются открытия, подтверждающие точность бесчисленных подробностей и укрепляющие признание Библии как исторического источника " . Отвечая критикам, он писал: " До последнего времени среди историков Библии было модно рассматривать рассказы о патриархах книги Бытия как искусственные создания израильских писцов эпохи Разделенного Царства или как сказки, которые распевали изобретательные рапсоды вокруг израильских костров в течение веков после оккупации страны... Археологические открытия, сделанные с 1925 г., опровергли эти взгляды. Кроме считанных твердокаменных ученых старшего поколения, вряд ли найдется хотя бы один историк Библии, на которого не произвели бы глубокого впечатления быстро накапливающиеся данные, подтверждающие, насколько, по существу, историчны предания о патриархах " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глава XX В этой главе Господь устами Исаии пророка предупреждает и царство Израильское и царство Иуды не опираться на Египет и на царство Куш, (Ефиопию). Мы видели выше, что царство Израильское от первого царя своего Иеровоама тяготело к той Египетской династии, которой предки были Ассирияне; между тем царство Иуды со времени Соломона, женатого на принцессе, принадлежавшей к царскому дому первой жреческой 842 , так называемой Ефиопской династии,– было всегда в дружеских отношениях к царям этой династии, которые властвовали в верхнем Египте, иногда простирая свое влияние и на Дельту, иногда же неся поражения и отступая к первым порогам перед натиском царей Ассирийского происхождения, владевших Дельтою. Надобно еще помнить, что пророчество Исаии произносится ранее погибели Сеннахерима 843 и имеет в виду предупредить и Иуду и Израиля не возлагать надежд своих на Египет. Оно произносится в виду грядущих событий, ибо хотя гибель Египта была отвращена временно погибелью армии Сеннахерима, но это чудо совершено было для Езекии, не для Египта, а эта страна должна была подвергнуться многим нашествиям и бедствиям при Есархадоне 844 , и при Ассурбанипале, и при Навуходоносоре и при Персах. (Ср. XXX главу Иезекииля). Сравнивая главу XX с предыдущей главой, мы замечаем, что это два особенные пророчества. Глава XIX, хотя предшествует XX, но объемлет обширнейшее поле видения: она видит братство народов, объединенных в Христианстве. Между тем глава XX есть пророчество частное и ближайшее, касающееся будущего Египта, как государства, и указывающее на непрочность его существования. Глава XIX произнесена и написана как руководство царям Иуды. И после Езекии, Иосия и Иоахаз и Иоаким и Седекия, пренебрегшие указаниями пророка, все были наказаны за то, что возлагали свое упование на силы свои и ум человеческий, а не предали себя воле Бога Завета. 1 . В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его, 2 . в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010