Территория К. е. в 1813-1917 гг. в основном соответствовала границам Бессарабской (Заднестровской) обл., входившей в состав Османской империи и присоединенной к России по Бухарестскому мирному договору (28 мая 1812), завершившему русско-тур. войну 1806-1812 гг. В 1837 г. Одесса, заднестровская часть Херсонской губ., Тираспольский и Ананьевский уезды перешли из К. е. в новообразованную Херсонскую епархию. В 1856-1878 гг. приходы Юж. Бессарабии были в составе Молдавского княжества, затем Румынии (основанием для образования Румынии стала Парижская конвенция 7 авг. 1858, которая предусматривала создание некоторых общих для Москвы и Валахии органов управления, но сохраняла вместе с тем реальную власть в руках господаря. В янв. 1859 на престол и в Молдове, и в Валахии был избран Александру Куза, в нояб. 1861 ведущие европ. державы - Франция, Россия, Великобритания и Австрия - согласились с объединением этих княжеств; в янв. 1862 в Бухаресте было созвано единое Национальное собрание и создано единое правительство, что завершило объединение Молдовы и Валахии в Румынское княжество). В 1864-1878 гг. они составляли Нижнедунайскую епархию Румынской Церкви, которая в 1878 г. (после возвращения региона в состав Российской империи) была присоединена к К. е. В 1918-1944 гг. (с перерывом в 1940-1941), когда Бессарабия принадлежала Румынии, на ее территории действовала Бессарабская митрополия, внутри к-рой были образованы новые епархии (Бельцкая и Хотинская; Четатя-Албская и Измаильская). В 1940-1941 гг., после вхождения Бессарабии в СССР, К. е. воссоединилась с РПЦ. С 1944 г. епархия находилась в границах Молдавской ССР, в 1945 г. для бывшей ранее в составе Бессарабии Измаильской обл. была учреждена Измаильская кафедра. В 1944 г. в К. е. вошли открытые в 1941-1944 гг. храмы на территории приднестровских районов существовавшей в 1924-1940 гг. в составе Украинской ССР Молдавской АССР (Тираспольский, Дубоссарский, Рыбницкий, Каменский, Григориопольский, Слободзейский). Ранее эти земли входили частично в Каменец-Подольскую , частично в Херсонскую епархии. После провозглашения независимости Молдавии в 1991 г. и дарования в следующем году решением Синода РПЦ Православной Церкви Молдовы самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-адм., школьно-просветительских и церковно-гражданских на территории Молдавии были образованы новые самостоятельные кафедры. Из К. е. были выделены: Кагульская и Комратская , Единецкая и Бричанская , Тираспольская и Дубоссарская (1998), Бельцкая и Фалештская, Унгенская и Ниспоренская (2006) епархии. В 2010 г. Свящ. Синод Молдавской Церкви постановил перевести в состав К. е. 7 приходов р-на Рышкань и Рудянский во имя Св. Троицы монастырь , принадлежавшие ранее Единецкой епархии. История

http://pravenc.ru/text/1841177.html

  разделы   рассылка  распечатать Артем Скоропадский, Валерий Калныш Чья епархия? Источник: Огонек Раскол в Украинской православной церкви Московского патриархата очевиден, или так только кажется? Репортаж из Киева Казалось бы, сколько сил потратила РПЦ на то, чтобы не допустить признания Вселенским патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата?! Но раскол пришел, откуда не ждали,- – из Украинской православной церкви Московского патриархата. Борьба двух " партий " – – промосковской и автокефальной, ориентированной на большую самостоятельность Украинской православной церкви – – закончилась проведением внеочередного заседания Священного Синода. Неожиданного даже для главы УПЦ МП митрополита Владимира, давно и тяжело болеющего. Заседание проходило под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, главы промосковской партии. И закончилось изгнанием со всех постов одного из главных автокефалов – – архиепископа Александра, до середины прошлой недели занимавшего должности председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Украинской православной церкви , постоянного члена Священного синода Украинской православной церкви . Кроме того, он выведен из состава постоянных членов Священного синода УПЦ МП и снят с должности главного редактора официального сайта УПЦ МП. Борьба у истоков Чтобы понять, что происходит в украинском православии, надо коротко вспомнить предысторию. В начале 1990-х годов тогдашний глава УПЦ митрополит Филарет (Денисенко) потребовал от Москвы самостоятельности для Украинской церкви , мотивируя это тем, что " у независимого государства должна быть независимая Церковь " . Ему отказали, и он провозгласил создание Киевского патриархата, за что и был предан анафеме Московской патриархией. Так произошел раскол в православном мире Украины: во главе УПЦ Московского патриархата встал энергичный митрополит Владимир (Сабодан) – – с прекрасным образованием и неплохими дипломатическими способностями. А УПЦ Киевского патриархата, не признаваемого Москвой, возглавил митрополит Филарет (в 1995 году он был избран патриархом).

http://religare.ru/2_92805.html

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением Румынской Православной Церкви об учреждении ее епархий на территории Молдавии и Украины 7 ноября 2007 г. 12:52 Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением Румынской Православной Церкви об учреждении ее епархий на территории Молдавии и Украины Священный Синод с глубокой озабоченностью и скорбью воспринял известие о решении Румынской Православной Церкви учредить на канонической территории Московского Патриархата три епархии с центрами в городах Бельцы, Кантемир и Дубоссары . Этот шаг Священного Синода Румынской Церкви представляет собой попрание самих основ церковного строя, противоречит священным канонам Церкви и наносит великий ущерб как взаимным отношениям двух Патриархатов, так и православному единству в целом. Как известно, 8 правило I Вселенского Собора недвусмысленно запрещает поставлять двух епископов во граде, то есть на одну кафедру. А на учреждаемых Священным Синодом Румынской Православной Церкви новых кафедрах в Бельцах и Дубоссарах состоят законно поставленные православные епископы, и названия упомянутых городов содержатся в титулах епархиальных архиереев Православной Церкви Молдовы. В отношении же «епархии Южной Бессарабии» с кафедрой в Кантемире постановление Священного Синода Румынской Православной Церкви сообщает, что в состав ее территории входит «бывшая Белгород-Днестровская и Измаильская епархия», то есть область, находящаяся в составе Украинской Православной Церкви и имеющая епископов, именующихся по названию данных городов. Пытаясь утвердить свою власть в чужих пределах, Священный Синод Румынской Православной Церкви нарушил целый ряд священных канонов, утвержденных святыми отцами Церкви на Вселенских и Поместных Соборах. Так, согласно 2 правилу II Вселенского Собора, 8 правилу III Вселенского Собора, 13 и 22 правилам Собора Антиохийского, епископ не вправе простирать свою власть на епархию иную, а областной епископ (также и Патриарх) — на церкви за пределами своей области.

http://patriarchia.ru/db/text/318310.htm...

Священный Синод Русской Православной Церкви выступил с заявлением в связи с решением Румынской Православной Церкви об учреждении ее епархий на территории Молдавии и Украины Москва, 7 ноября 2007 г. Священный Синод Русской Православной Церкви выступил с заявлением в связи с решением Румынской Православной Церкви об учреждении ее епархий на территории Молдавии и Украины, сообщает Служба коммуникации ОВЦС Священный Синод с глубокой озабоченностью и скорбью воспринял известие о решении Румынской Православной Церкви учредить на канонической территории Московского Патриархата три епархии с центрами в городах Бельцы, Кантемир и Дубоссары. Этот шаг Священного Синода Румынской Церкви представляет собой попрание самих основ церковного строя, противоречит священным канонам Церкви и наносит великий ущерб как взаимным отношениям двух Патриархатов, так и православному единству в целом. Как известно, 8 правило I Вселенского Собора недвусмысленно запрещает поставлять двух епископов во граде, то есть на одну кафедру. А на учреждаемых Священным Синодом Румынской Православной Церкви новых кафедрах в Бельцах и Дубоссарах состоят законно поставленные православные епископы, и названия упомянутых городов содержатся в титулах епархиальных архиереев Православной Церкви Молдовы. В отношении же «епархии Южной Бессарабии» с кафедрой в Кантемире постановление Священного Синода Румынской Православной Церкви сообщает, что в состав ее территории входит «бывшая Белгород-Днестровская и Измаильская епархия», то есть область, находящаяся в составе Украинской Православной Церкви и имеющая епископов, именующихся по названию данных городов. Пытаясь утвердить свою власть в чужих пределах, Священный Синод Румынской Православной Церкви нарушил целый ряд священных канонов, утвержденных святыми отцами Церкви на Вселенских и Поместных Соборах. Так, согласно 2 правилу II Вселенского Собора, 8 правилу III Вселенского Собора, 13 и 22 правилам Собора Антиохийского, епископ не вправе простирать свою власть на епархию иную, а областной епископ (также и Патриарх) – на церкви за пределами своей области.

http://pravoslavie.ru/24741.html

ЦВ 15-16 (436-437) август 2010 /  28 августа 2010 г. Первосвятительский визит на Украину С 20 по 28 июля состоялся пастырский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Центральной темой визита стало преодоление церковного раскола на Украине. Обращаясь к разным аудиториям, Предстоятель Русской Православной Церкви неоднократно говорил о пагубности раскола и о необходимости его скорейшего преодоления. Обширная программа архипастырской поездки Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по епархиям Украинской Православной Церкви началась с посещения Одессы. В день прибытия на Украинскую землю Святейший Патриарх Кирилл посетил Успенский кафедральный собор Одессы и поклонился главной святыне храма — Касперовской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. От лица духовенства и мирян Одесской епархии Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, который преподнес Святейшему Патриарху список Касперовского образа Царицы Небесной. Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к духовенству и богомольцам, во множестве собравшимся в соборе и вокруг него. «С душевным волнением и ра-достью ступил я на Одесскую землю. Я бывал здесь в сложные времена, и в моей памяти сохранился этот собор, который наполнялся верующими всегда, и в трудные годины, когда вера Христова не только не уважалась, но даже притеснялась, — тогда быть христианином означало быть человеком лишним. Я был глубоко тронут теплой встречей, которую вы мне оказали, и всегда буду помнить руки, которые протягивались за благословением, ваши добрые и светлые лица… Мы знаем, что раскол больно уязвил жизнь Украинской Православной Церкви, но он не поколебал веры и верности благочестивого украинского народа. И примером такого твердого стояния в вере является Одесская епархия и Одесская земля. Я низко кланяюсь всем вам и благодарю вас за это стояние. Верю, что Царица Небесная исполнит молитвы и просьбы каждого из вас и будет оберегать вас от всякого зла, как вы оберегаете Церковь-Мать от разделений и соблазнов».

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

Уже сегодня по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела во всех храмах епархии организован сбор средств для оказания помощи 3 мая. ПРАВМИР. Одесская епархия окажет материальную помощь семьям погибших и пострадавших в кровавых событиях 2 мая 2014 года. Об этом сообщает сайт « Православная Одесса ». Уже сегодня по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела во всех храмах епархии организован сбор средств для оказания помощи. 3 мая приходы внесут свою лепту для семей погибших и пострадавших, а затем в храмах будут установлены специальные ящики для пожертвований. Кроме того, Одесской епархией открыт специальный расчетный счет: — р/с 26000000061682 в ООФ АКБ «Укрсоцбанк» г. Одессы, МФО 300023, код 23209589 с пометкой «для помощи погибшим и пострадавшим в г. Одессе 2 мая 2014 г.» Одесская епархия также сообщает, что по вопросам, связанным с организацией заупокойных богослужений и погребений, семьи погибших могут обращаться к благочинному Одесской епархии протоиерею Павлу Полещуку (тел. 067-744-40-44) и протоиерею Максиму Омельченко (тел. 097-976-01-60). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 апреля, 2020 28 сентября, 2018 2 мая, 2018 23 апреля, 2018 23 апреля, 2018 12 января, 2018 16 сентября, 2017 2 мая, 2017 31 января, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/odesskaya-eparhiya-nac...

Одесская епархия просит запретить кощунственную постановку распятия Христа в Страстную пятницу 22 апреля, 2013. Новостная служба В Одессе у здания Археологического музея 3 мая с. г., в Страстную Пятницу — день когда Господь наш Иисус Христос принес искупительную жертву за грехи человечества, готовится проведение сектантами некоего театрализованного «спектакля», во время которого будет разыграно «распятие» Спасителя. 22 апреля. ПРАВМИР. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел обратился к Одесскому городскому голове А.А.Костусеву с просьбой недопущения проведения кощунственной акции в Страстную пятницу, сообщает  сайт Одесской епархии . «По сообщениям средств массовой информации в Одессе у здания Археологического музея 3 мая с. г., в Страстную Пятницу — день когда Господь наш Иисус Христос принес искупительную жертву за грехи человечества, готовится проведение сектантами некоего театрализованного  «спектакля», во время которого будет разыграно «распятие» Спасителя. Подобное действо, тем более, предпринимаемое в священный для каждого христианина день, когда, по слову церковных песнопений, подобает «молчать всякой человеческой плоти», является попыткой грубого и циничного оскорбления религиозных чувств верующих людей, публичного глумления над святыми для всех нас событиями Евангельской истории», — говорится в тексте письма архиерея. Митрополит Агафангел отмечает, что данное кощунство вызывает справедливое возмущение и протест у православных жителей Одессы, составляющих большинство населения города. По его словам, в Одесское епархиальное управление и на электронный адрес Одесской епархии поступают многочисленные обращения общественных организаций, представителей интеллигенции и широкой общественности, верующих одесситов с просьбой к правящему архиерею Одесской епархии обратиться к городской власти с призывом пресечь готовящееся кощунственное действо, остановить беззаконие, защитить религиозные чувства православного населения Одессы. «Учитывая, что планируемая на 3 мая с. г. провокация может глубоко оскорбить православных одесситов,  вызвать серьезный конфликт и противостояние на религиозной почве, нарушить традиционный для Одессы межконфессиональный мир, прошу Вас, глубокоуважаемый Алексей Алексеевич, запретить проведение данного богохульного мероприятия не только в историческом центре города, но и в любых общественных местах: улицах, площадях, парках и т. п. Если лица, замыслившие данную кощунственную выходку, не одумаются, то они вполне могут провести ее на территории собственных мест собраний», — говорится в письме.

http://pravmir.ru/odesskaya-eparxiya-pro...

Иркутская Основана 12.1706. Тобольское викариатство. Самостоятельная с 15.01.1727 (по ААО – с 1721 г.). Именовалась: Иркутская и Неречинская 1644 ; с 31.05.1816 г. – Иркутская, Неречинская и Якутская; с 26.07.1852 (по др. 1854 г.) – Иркутская и Неречинская, паки; с 12.03.1894 – Иркутская и Верхоленская; Иркутская и Читинская; с 08.04.1994 – Иркутская и Ангарская. Викарные кафедры: Селенгинская, Киренская, Читинская, Нижнеудинская, Нерченская, Якутская. 15.12.1706 21.01.1714 Варлаам Косовский (Косанский) 08.09.1721 01.10.1721 15.01.1727 26.11.1731 25.11.1732 26.07.1747 18.04.1753 30.03.1771 05.12.1772 01.08.1789 09.12.1789 08.06.1814 18.10.1814 05.06.1830 26.07.1830 28.06.1831 18.07.1831 22.06.1835 22.06.1835 23.04.1838 Иннокентий III Александров 23.04.1838 24.12.1853 24.12.1853 03.11.1856 03.11.1856 29.08.1860 13.09.1860 21.01.1873 31.03.1873 02.02.1892 02.02.1892 28.03.1892 28.03.1892 29.06.1911 25.07.1911 11.12.1915 26.01.1916 20.11(03.12)1918 07(20)12.1918 15(28)01.1924 15(28)01.1924 06(19)11.1925 27.06(10.07).1924 26.07(04.08)1924 05(18)11.1926 05(18)11.1926 05(18)04.1927 02(15)09.1927 24.04(07.05)1929 11(24)04.1929 12(25)06.1930 Варсонофий Лузин 12(25)06.1930 03(16)06.1933 29.05(11.06)1933 09.1937 11.1943 12. 1943 13(26)02.1943 21.05(03.06)1948 21.05(03.06)1948 08(21)02.1949 08(21)02.1949 08(20)02.1958 08(20)02.1958 18(31)05.1973 18(31)05.1973 26.03(08.04)1975 Владимир Котляров 26.03(08.04)1975 11(24)04.1980 11(24)04.1980 13(26)04.1980 14(27)04.1980 03(16)07.1982 Мефодий Немцов 03(16)07.1982 04(17)12.1984 04(17)12.1984 12(25)01.1990 12(25)01.1990 22.01(04.02)1990 22.01(04.02)1990 Иркутская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Киренская, Нижнеудинская, Зиминская. 11(24)09.1922 31.05(13.06)1923 27.04(10.05)1925 27.04(10.05)1925 11.1926 01(14)11.1926 09.1930 08(21)01.1931 08(21)01.1931 20.10(02.11)1932 24.04(07.05)1938 1645 На епархии не был. Отрешенный царем Петром («по суду Синода» за мнимую связь с постриженной бывшей царицей Евдокией) от Крутицкой кафедры, Игнатий (Смола), по его ходатайству, в Иркутск послан не был, а отпущен «за старостию на обещание в Нилову пустыню», откуда после шестилетнего заточения назначен Коломенским митрополитом и членом Святейшего Синода. Вскоре подвергся новым репрессиям по делу Льва (Юрлова) (Соловьев Н. А., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия. Вып 1. М., 1894. С. 108–109).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епархиальным архиереем Феодосийской епархии с титулом «Феодосийский и Керченский» назначен Преосвященный митрополит Платон (Удовенко), освобожденный от управления Аргентинско-Южноамериканский епархией и переведеный в распоряжение Священного Синода УПЦ 21 декабря. ПРАВМИР. Феодосийская епархия образована решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 декабря в пределах Феодосийского и Керченского благочиннических округов Симферопольской епархии, сообщает  сайт УПЦ . Епархиальным архиереем Феодосийской епархии с титулом «Феодосийский и Керченский» назначен Преосвященный митрополит Платон (Удовенко), освобожденный от управления Аргентинско-Южноамериканский епархией и переведеный в распоряжение Священного Синода УПЦ Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2012 года. Также Синод принял решение разделить Одесскую епархию. В административных границах Балтского, Ананьевского, Кодымского, Савранского, Котовского, Красноокнянского, Фрунзовского, Велико-Михайловского, Раздельнянского, Березовского, Ширяевского, Николаевского, Любашевского, Ивановского районов Одесской области образована Балтская и Ананьевская епархия. Управляющим Балтской епархии  с титулом «Балтский и Ананьевский» назначен Преосвященный архиепископ Белгород-Днестровский Алексий, освобожденный от должности викария Одесской епархии и наместника Свято-Успенского мужского монастыря г. Одессы. В составе Одесской епархии остались Одесса, Белгород-Днестровский, Беляевский, Овидиопольский, Арцизский, Татарбунарский, Саратский, Тарутинский, Килийский, Коминтерновский, Измаильский, Болградский, Ренийский районы. Одесскую епархию по-прежнему будет возглавлять митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Среди других решений Синода —  открытие Свято-Николаевского женского монастыря в Запорожье  и открытие на базе прихода в честь святого апостола и евангелиста Луки в с. Городно Любомльского района Волынской области Свято-Александро-Невского ставропигиального женского монастыря. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/novye-eparxii-i-monast...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гавриил (Чепур), еп. Измаильский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 19.12.1874, близ Херсона - 14.03.1933, Панчево, Сербия), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в семье военного. С раннего детства интересовался церковным пением и богослужением. По окончании с золотой медалью гимназии в 1892 г. поступил в КДА, где учился на одном курсе с М. Н. Скабаллановичем . В 1896 г. окончил КДА со степенью канд. богословия за соч. «Типикон Великой Константинопольской Церкви: Исторический очерк». В том же году пострижен в монашество, рукоположен во иерея и определен преподавателем в Новгородскую ДС. С кон. 1896 г. преподавал гомилетику и литургику в Александровской (Ардонской) ДС (Владикавказская епархия), в 1899 г. назначен инспектором Александровской ДС. С 1901 г. занимал должность инспектора Могилёвской ДС. В 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской ДС. Из-за конфликта с профессорско-преподавательским составом семинарии в 1906 г. переведен в Москву на должность синодального ризничего и настоятеля ц. Двенадцати апостолов в Московском Кремле. В 1908 г. Московским и Коломенским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) Г. назначен ректором Вифанской ДС. 30 дек. 1909 г. по представлении Кишинёвского архиеп. сщмч. Серафима (Чичагова) Г. определен и 17 янв. 1910 г. рукоположен во епископа Измаильского, 2-го викария Кишинёвской епархии. С 22 нояб. 1911 г. 1-й викарий Кишинёвской епархии с титулом «епископ Аккерманский». Активно занимался текущей епархиальной работой при частых отъездах правящих архиереев Серафима (Чичагова), Платона (Рождественского) , Анастасия (Грибановского) . Принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Г., к-рому было поручено временное управление Кишинёвской епархией, отказался исполнить канонически незаконное требование войти в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, вслед. чего он и Измаильский еп. Дионисий (Сосновский) были насильственно высланы из епархии. 20 июня 1918 г. Г. прибыл в Одессу. После доклада Патриарху св. Тихону об изгнании из Кишинёвской епархии получил назначение на Челябинскую и Троицкую кафедру, но в связи с военными действиями отбыть к месту назначения не смог. Осенью 1918 г. Киевским митр. Антонием (Храповицким) назначен руководителем пастырско-миссионерского уч-ща в Бизюковом Пропасном во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, муж. мон-ре Херсонской епархии. Участвовал в работе Юго-Восточного Русского Церковного Собора в Ставрополе (19-24 мая 1919), на к-ром он был избран кандидатом в члены Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России .

http://pravenc.ru/text/161319.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010