Как сказано выше, в 1963 году А. Просвирнин был привлечен епископом Питиримом (Нечаевым) к сотрудничеству в Издательском отделе Московской Патриархии. Немного позже он был зачислен в штат редакции Журнала Московской Патриархии в качестве литературного сотрудника 11 . В шестом номере ЖМП за 1965 год была опубликована первая статья А. Просвирнина, посвященная митрополиту Тобольскому и всея Сибири Иоанну 12 . В сентябре 1966 г. епископ Питирим просил освободить студента 3 курса МДА А. Просвирнина от посещения лекций в связи с работой в редакции ЖМП. В январе 1967 г. он начинает работу над кандидатским сочинением об Оптиной пустыни 13 и просит ректора МДА испросить разрешение Совета по делам религий на работу с фондом отдела рукописей ГБЛ 14 . Такое обращение было ректором направлено в Совет 2 февраля 1967 г 15 . С этого времени архимандрит Иннокентий становится частым посетителем рукописных отделов библиотек и музеев. Об этом свидетельствуют имеющиеся в деле обращения администрации МДА в музей им. А. Рублева 16 и ЦГАДА 17 о допуске в эти хранилища А. Просвирнина. Согласно характеристике, подписанной ректором МДА епископом Филаретом (Вахромеевым), в 1968 г., по окончании академии, А. Просвирнин был оставлен при ней профессорским стипендиатом и преподавателем. Он начал преподавать историю Русской Церкви в 4-м классе Семинарии, будучи редактором двух отделов в ЖМП – «Богословского» и «Проповеди» 18 . 7 сентября 1968 г. ректор МДА направил письмо директору Библиотеки им. Ленина о разрешении работать в этой библиотеке преподавателю А.И. Просвирнину над темой «Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества» 19 . В 1968 г. им была защищена курсовая работа на тему: «Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества» 20 . Неопубликованные работы об Оптиной пустыни вошли в сборник трудов о. Иннокентия, вышедший в 2008 году 21 . Согласно обращению ректора МДА в Государственный исторический музей, в декабре 1968 г. А. Просвирнин начал работу над темой «Издательская деятельность в Синодальный период». В ГИМе им были изучены фонды Синодальной типографии и Синодальной библиотеки. Летом 1969 г. он работал в Якутске с фондами местного архива, изучая историю церковной миссии в Якутии 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

15-16 сентября 1982 г. участвовал в консультации представителей христианских Церквей из СССР, посвященной VI Ассамблее ВСЦ 20-24 апреля 1983 г. в Упсале (Швеция) был представителем от Русской Православной Церкви на Всемирной христианской конференции. 5-13 апреля 1983 г. находился во Святой Земле по делам Русской Духовной Миссии. 24 июля-10 августа 1983 г. член делегации РПЦ на Шестой ассамблее ВСЦ в Ванкувере (Канада). Избран в новый состав Центрального комитета ВСЦ. 9 октября 1983 г. участвовал в торжествах Евангелической Церкви Латвии. 1 февраля 1984 г. освобожден от должности Экзарха Западной Европы, согласно прошению. 14 марта 1984 г. в Издательском отделе Московской Патриархии участвовал в пресс-конференции, организованной отделом МИД СССР. 20 марта 1984 г. принимал участие в работе пленума Советского комитета защиты мира. 23-24 июня 1984 г. участвовал от Русской Православной Церкви во второй информационной встрече представителей антивоенных организаций в Москве. 17-19 июня 1984 г. в Киле (ФРГ) был участником научного конгресса, проведенного Евангелической Церковью в Германии (ФРГ) и Евангелическо-Лютеранской Церковью Северной Эльбы. 9-18 июля 1984 г. в Женеве участвовал в заседании Центрального комитета ВСЦ. с 18 по 24 августа 1984 г. по приглашению епископа доктора Тибора Барти находился в Венгрии. 29 сентября - 6 октября 1984 г. сопровождал Святейшего Патриарха Пимена при посещении Сербской Православной Церкви. С 27 по 31 октября 1984 г. сопровождал Патриарха Пимена в его поездке в Болгарию. С 13 по 16 ноября 1984 г. в Загорске возглавил делегацию РПЦ на V Богословском собеседовании между Русской Православной Церковью и Союзом Евангелических Церквей ГДР. 10-13 декабря 1984 г. во главе делегации РПЦ участвовал на очередной встрече представителей Церквей восточноевропейских социалистических стран и США «Карловы Bapы-VI». 23 января 1985 г. участвовал во всесоюзной конференции сторонников мира в Москве и избран в состав членов советского Комитета защиты мира. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндии.

http://bogoslov.ru/person/225850

«Московская Патриархия») и общецерковными учреждениями определяется Указами и Распоряжениями Патриарха. Для выполнения поставленных перед Отделом задач Отдел вправе: — запрашивать, в пределах своей компетенции, у канонических подразделений Русской Православной Церкви программы, планы и иную информацию, связанную с деятельностью Отдела; — направлять в епархии Русской Православной Церкви методические пособия и рекомендации по взаимодействию с органами военного управления, правоохранительными органами и воинскими формированиями; — осуществлять руководство священнослужителями, проходящими постоянное или временное послушание в Отделе, — в части исполнения ими должностных обязанностей по пастырскому окормлению военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, членов их семей, в случае необходимости, по согласованию с епархиальными архиереями командировать таких священнослужителей в воинские части, находящиеся на территории епархий Русской Православной Церкви; — выносить на рассмотрение Патриарха и Священного Синода вопросы деятельности Отдела. 2.4. Отдел также в праве: — совершать богослужения и иные религиозные обряды и церемонии; — обучать основам православной веры последователей православного вероучения и осуществлять их религиозное воспитание; — приобретать, распространять или реализовывать религиозную литературу и иные предметы религиозного назначения; — осуществлять издательскую деятельность; — осуществлять благотворительную деятельность; — проводить семинары, совещания, круглые столы по вопросам, относящимся к компетенции Отдела. Виды деятельности, подлежащей лицензированию, Отдел осуществляет на основании соответствующей лицензии. В целях осуществления издательской, благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, предпринимательской и иных видов деятельности Отдел вправе создавать коммерческие и некоммерческие организации. Отдел вправе участвовать в хозяйственных обществах. Отдел вправе учреждать собственные средства массовой информации. Отдел вправе создавать на территории Российской Федерации и за рубежом свои филиалы и представительства.

http://pobeda.ru/ustav-otdela

В советское время я работал в Издательском отделе Московского Патриархата, и тогда все организации пользовались гербовыми печатями, а мы пользовались печатью без герба, но было специальное соглашение с властями о том, что эта печать может приниматься за гербовую. Если «преступлением» против принципа отделения Церкви от государства является использование религиозной организацией гербовой печати, давайте выходить из положения, вернувшись к опыту социалистического государства. — И при этом у нас есть институты, получившие аккредитацию, не являясь государственными. И их выпускники получают диплом с гербовой печатью? — Да, конечно. Из православных — самый яркий пример — Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет. Я боюсь, что это уже не спор юристов, а дискуссия иррациональных советских интуиций. Когда люди считают, что духовная семинария — это что-то абсолютно отделенное от общества, отгороженное монастырскими стенами и никакого отношения к вузовской системе не имеющее. Конечно, есть еще одна сторона. Речь идет о том, может ли духовная академия выполнить государственный образовательный стандарт гуманитарного образования. Я убежден, что может, хотя буквальное применение существующего стандарта может вызвать ее внутреннюю ломку. Но, в конце концов, государство могло бы вступить в переговоры с системой духовных школ, нацеленные на то, чтобы этой ломки не было и чтобы существующие стандарты были гармонизированы с традицией духовных школ. В любом случае в системе духовной школы есть все условия, для того чтобы самая высокая планка высшего гуманитарного образования была этими учреждениями взята. Пусть не везде, пусть сначала только в самых признанных центрах, но это возможно. Так что вопрос о признании качества образования и вопрос о «спасении принципа разделения Церкви и государства от религиозных захватчиков» — это два разных вопроса. И попытка их объединить мне видится достаточно искусственной. — Можно предположить, что Министерство образования руководствуется именно постсоветскими страхами?

http://patriarchia.ru/db/text/30253.html

— Есть, конечно. Но они относятся не столько к книгоизданию, сколько к самому тексту. Да, мы можем выходить с инициативой, но, чтобы аргументированно и взвешенно предоставить предложение в Синодальную богослужебную комиссию и на Синод, нужно предложение это и его контекст очень обстоятельно проработать. Нужно провести научно-исследовательскую работу, которая всегда требует много времени и сил. Очень часто мы этого себе позволить не можем. У нас есть утвержденный издательский план, реализация которого предполагает выпуск тиражей богослужебных книг, а исследовательская работа имеет совершенно другой принцип планирования и распределения ресурсов. К сожалению, многие этого не понимают и ждут от Издательства каких-то громких и значимых инициатив. В этой связи интересно то, что очень многие, включая священников и даже архиереев, до сих пор воспринимают Издательство по-старому — как Издательский отдел. И иск­ренне недоумевают: что вы там, в «издательском отделе», не сделаете то-то или то-то? Это ведь ясно как Божий день! Они судят по времени митрополита Питирима (Нечаева) , который возглавлял Издательский отдел с 1964 по 1994 год. Будучи монополистом в церковном издательском деле, отдел под руководством митрополита Питирима решал множество задач, в том числе и научных. Это было другое время, другая конфигурация процесса, другие полномочия. Сейчас Издательство Московской Патриархии, в соответствии с реформой, благословленной Святейшим Пат­риархом Кириллом в 2009 году, — это именно издательство, с соответствующей конфигурацией процесса и набором задач. Издательские инновации — И все же опять вернусь к теме Служебника. Среди священников давно идут разговоры о том, что классический Служебник перенасыщен информацией, которая увеличивает его объем. Из-за этого во время службы им сложно пользоваться. Можно ли его сократить? — Если мы ставим на обложку книги традиционное название «Служебник», то мы должны, конечно, соблюдать формуляр Служебника. Краткий вариант возможен, но тогда нужно ему давать другое название, например «Служебник с сокращениями», «Краткий Служебник» или «Служебник с русскими пояснениями», то есть что-то такое добавлять, что его выводит из свода канонических богослужебных книг. И мы так делаем. У нас есть серия «Служебник в отдельных изданиях», в которой мы выпустили последование каждой Литургии в виде отдельной книжечки. В этой же серии вышло, например, «Последование проскомидии». Издание решено в виде блокнота на металлической пружине. Принцип блокнота позволяет полностью раскрыть книжку и не заботиться во время совершения проскомидии о том, чтобы она не закрывалась, как это обычно бывает с любым Служебником в твердом переплете. Мне как священнику это хорошо знакомо.

http://patriarchia.ru/db/text/5822378.ht...

на заседании Священного Синода введен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; 10 октября 2009 г. Священным Синодом утвержден членом Издательского Совета Русской Православной Церкви на период 2010-12 гг. (журнал 93); 25 декабря 2009 г. Священным Синодом утвержден членом рабочей группы по подготовке современного катехизиса Русской Православной Церкви; 29 января 2010 г. избран сопредседателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения; 5 марта 2010 г. решением Священного Синода назначен председателем Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, созданной при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации; с 16 декабря 2010 г. — член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; с декабря 2010 г. — член Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, сопредседатель направления «Образование и духовное становление личности»; решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал 30) назначен заместителем председателя Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси; член Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»; согласно определению Священного Синода от 25 декабря 2012 г. (журнал 114) вошел в состав Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах; 11 января 2013 г., в соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Кирилла, возглавил Межведомственную комиссию по оценке результатов и выработке инициатив по дальнейшему эффективному развитию Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры; согласно определению Священного Синода от 12 марта 2013 г.

http://patriarchia.ru/db/text/56147.html

В «Журнал Московской Патриархии» я пришел по благословению своего духовника. Некоторое время сотрудничал внештатно. Потом настал момент, когда меня записали на прием к митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму, возглавлявшему в то время Издательский отдел и «Журнал Московской Патриархии». Меня провели в его кабинет, и я без всяких пространных вступлений попросился на работу. Владыка расспросил, кто я, давно ли хожу в церковь, чем занимаюсь. До сих пор благодарен ныне покойному митрополиту Питириму за то, что он в то время разглядел во мне горячее желание потрудиться на благо нашей Церкви, и благосклонно принял меня в ряды сотрудников издательства. Сейчас не многие знают, что «Журнал Московской Патриархии» являлся не просто печатным органом Русской Православной Церкви. На самом же деле журнал представлял собой большое разноплановое учреждение — это был целый Издательский отдел, который издавал богослужебную и святоотеческую литературу, журнал, календари, имел звукозаписывающую студию. При этом в Отделе велась большая катехизаторская и просветительская деятельность: на еженедельные вечера, которые проводились по благословению митрополита Питирима, приходил цвет русской интеллигенции — литераторы, художники, ученые. В таком тесном соработничестве люди научались тому, как в современных условиях проповедовать слово Божие, используя те возможности, которые предоставляла обстановка 80-х годов прошлого столетия. Многие из тех, с кем приходилось тогда трудиться рядом, ныне стали значительными фигурами на поле церковной деятельности. Я благодарен Богу и всем тем людям за то, что мне выпало счастье научаться от них и мудрости,  и профессионализму. - А как появилась «Православная беседа»? Так я начал набираться какого-то, возможно, и не очень большого опыта в Отделе церковной жизни «Журнала Московской Патриархии». Им в то время руководил тогда еще светский человек, а ныне протоиерей Александр Макаров — сейчас он трудится в Отделе внешних церковных связей, заведует издательским сектором. Забегая вперед, скажу, что отец Александр работает и в журнале «Православная беседа», являясь заместителем главного редактора и одним из соучредителей издания.

http://radonezh.ru/analytics/tsarskim-pu...

Сейчас не многие знают, что «Журнал Московской Патриархии» являлся не просто печатным органом Русской Православной Церкви. На самом же деле журнал представлял собой большое разноплановое учреждение: это был целый издательский отдел, который издавал богослужебную и святоотеческую литературу, журнал, календари, имел звукозаписывающую студию. При этом в отделе велась большая катехизаторская и просветительская деятельность: на еженедельные вечера, которые проводились по благословению митрополита Питирима, приходил цвет русской интеллигенции — литераторы, художники, учёные. В таком тесном соработничестве люди искали оптимальные формы для проповеди слова Божия, используя те возможности, которые предоставляла обстановка 80-х годов прошлого столетия. Многие из тех, с кем приходилось тогда трудиться рядом, ныне стали довольно значительными фигурами на поле церковной деятельности. Я благодарен Богу и всем тем людям за то, что мне выпало счастье многому научиться у них. — А как появилась «Православная беседа»? — Я набирался опыта в Отделе церковной жизни «Журнала Московской Патриархии». Им в то время руководил тогда ещё светский человек, а ныне протоиерей Александр Макаров (сейчас он трудится в Отделе внешних церковных связей, заведует издательским сектором). Забегая вперёд, скажу, что отец Александр работает и в журнале «Православная беседа», являясь заместителем главного редактора и одним из соучредителей издания. А на дворе разворачивалось то самое политическое явление, которое позже назвали «перестройкой». В стране наблюдалась некоторая свобода, происходили заметные политические и общественные перемены. И вот у сотрудников «Журнала Московской Патриархии» созрела мысль создать первую религиозную газету, тем самым положить начало церковной периодике. И она вскоре стала выходить. Это был «Московский церковный вестник», который существует и по сей день, — официальное издание Московской Патриархии. Мне пришлось трудиться в этом издании ответственным редактором. Признаюсь, что выпускать такую газету с периодичностью один раз в неделю оказалось делом нелёгким: не было соответствующего опыта работы над изданием церковной периодики.

http://radonezh.ru/analytics/vera-ot-sly...

В 1956 году Комаров был назначен помощником секретаря Совета академии, в 1958м — утвержден в звании доцента. 2 января 1962 года произошло событие, важное как для всей нашей Церкви, так и для творческой биографии К.М. Комарова: инспектор МДА архимандрит Питирим (Нечаев), будущий митрополит Волоколамский и Юрьевский († 2003), был назначен главным редактором «Журнала Московской Патриархии» — ежемесячного официального органа Русской Православной Церкви. Еще через полтора года он же был возведен в сан епископа и назначен Председателем Издательского отдела Московской Патриархии. Так Церковь обрела своего издателя с большой буквы, которым владыка Питирим и оставался на протяжении более чем тридцати лет. Оставаясь преподавателем в МДА, новый главный редактор сразу же начал привлекать к работе в «ЖМП» своих коллег по академии. Привлек он и К.М. Комарова, который с тех пор, продолжая трудиться на педагогическом поприще, начал подвизаться и на ниве церковной журналистики. Уже в 1962 году появились его первые публикации, они были посвящены хронике жизни Троице-Сергиевой лавры и Московских духовных школ; в частности, ему принадлежит отчет о знаменитом магистерском диспуте в МДА протоиерея Петра Гнедича «Догмат искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия (1892–1944 гг.)» в августовском номере ЖМП за 1962 год. Но владеющие печатным словом сотрудники были нужны не только в Издательском отделе, но и в Отделе внешних церковных связей. И в 1964 году тогдашний председатель этого отдела митрополит Никодим (Ротов; † 1978) привлек способного доцента для работы в этом церковном «министерстве иностранных дел». А еще через два года К.М. Комаров, к тому времени написавший более десятка статей в «ЖМП» и приобретший определенный опыт, получает новое важное назначение: возглавить журнал существовавшего тогда Среднеевропейского Экзархата Московской Патриархии «Stimme der Orthodoxie» («Голос Православия»), который выходил на немецком языке в Берлине. Его послали в Германию отнюдь не потому, что он хорошо знал немецкий язык (у него был переводчик), а потому, что ему доверяло священноначалие; тогда, кстати, за границу специально посылали людей без знания языка: чтобы не было слишком близких контактов с кем не следует и чтобы все эти контакты проходили под наблюдением... До Константина Михайловича редактором «Голоса» был Герман Федорович Троицкий († 1995), впоследствии один из составителей восьмитомника «Настольная книга священнослужителя», человек очень энергичный, но тогда уже серьезно больной.

http://e-vestnik.ru/church/11_vechnaya_p...

В 1997 году широко отмечалось 850-летие российской столицы. В 1996 году состоялось первое богослужение в нижней, Преображенской церкви воссозданного в центре Москвы Храма Христа Спасителя, а через год величественный храм был полностью возобновлен во всем своем великолепном внешнем убранстве. К юбилею Издательством был выпущен прекрасный альбом «Святыни Москвы» на русском и английском языках, быстро ставший библиографической редкостью. В то время главным художником Издательства Московской Патриархии был Валерий Георгиевич Первов, вклад которого в оформление выпускавшихся тогда изданий очень велик, редакцией же иллюстрированных изданий руководила Екатерина Михайловна Яковлева. Хороших фотографий и слайдов тогда было гораздо меньше, а отбор и проверка их требовали высокой квалификации и большого времени. Тем не менее Издательство выпускало иллюстрированные книги и разнообразные буклеты, которые тогда ценились намного выше, чем сегодня. Назовем еще некоторые имена сотрудников, трудившихся в Издательстве под началом епископа Тихона. Это заместитель владыки по научной работе Павел Васильевич Уржумцев, который отдал всю свою жизнь делу церковного книгоиздания, долгие годы будучи редактором ЖМП, а в последнее время осуществляя общее научное руководство и контрольное редактирование. Недавно Павел Васильевич отметил свое 85-летие. Второй заместитель владыки – Евгений Семенович Полищук, который пришел сюда на работу в начале 1990-х годов, еще при владыке Питириме, и усилиями которого во многом была осуществлена компьютеризация издательского процесса, а также начато создание различных баз данных, что было тогда большим новшеством. Евгений Семенович много потрудился и в ЖМП, и в «Богословских трудах», а также при издании различных книг и альбомов. Сегодня он по-прежнему работает в Издательстве Московской Патриархии. Ответственным секретарем «Журнала Московской Патриархии» с марта 1996 по апрель 2009 года была М. В. Жилкина. Все сотрудники издательства очень любили долгие годы трудившуюся в производственном отделе Маргариту Васильевну Суханову, которая работала в Издательстве МП почти до самого своего 75-летия.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010