Псалом 28 Пс.28:1 . Псалом Давиду, исхода скинии. Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь: НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте сего надписания не находится, но токмо: псалом Давидов; прочия слова приложены или от седмидесяти толковников, или от других, и как читаются, так и толкуются двояким образом. Ибо святый Василий Великий и Феодорит читают: псалом Давидов при исходе скинии, и мнят, что Давид сложил его по случаю пренесения ковчега Господня от Кариафиарима на гору Сион, на который случай повелел священникам и левитам, входящим в скинию, петь его. Иероним и Августин читают: псалом Давидов, при совершении скинии, и мнят, что псалом сей сложен тогда, когда Давид совершил скинию и поставил в ней ковчег Господень. СОДЕРЖАНИЕ Что касается до, содержания, то некоторые мнят, что во всем псалме, по письмени, повествуется о всемогуществе Божием, и что Давид увещавает народ к хвалению Бога, открывающаго силу Свою в чудных делах, которыя Он творит единым словом или повелением. Иные, коих толкование мнится быть выше и достойнее Давидова духа, мнят, что в сем псалме прославляется Евангельская проповедь , чему согласует и надписание совершения скинии. Ибо как Давид проразумевал, что скиния завета есть прообразование церкви, которая во откровении ( Пс. 21:3 ) нарицается скиниею Божиею с человеки, и купно по откровению Духа предвидел, что орудие, которым скиния сия новая совершиться имела, будет проповедь Евангельская: сего ради при совершении оныя прообразовательныя скинии, просвещенный Духом Святым, воспел величие гласа Господня, имже истинная скиния устрояется. Мы крепко оба толкования предложим. ТОЛКОВАНИЕ Пророк, намереваясь воспеть хвалы всемогущества Божия, возбуждает сынов Божиих, то есть, избранный Божий народ, которому особенно ведом был Бог, по оному псаломника изречению: ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его ( Пс. 75:2 ), дабы почтили силу Его, во-первых, жертвами, в тогдашнее время употребляемыми, потом возвышением гласа и пристойным поклонением тела. Но по второму таинственному разумению, намереваясь воспеть хвалы Божия гласа, которым совершается скиния, то есть церковь , яже есть матерь всех сынов Божиих, призывает самых сынов сих, самых, глаголю, званных оным небесным гласом, да пожрут Богови жертву хвалы. Принесите, глаголет, сынове Божии, принесите сыны овни, то есть вы, кровию непорочнаго агнца Христа соделавшиеся сынами Божиими, принесите словесные агнцы, принесите жертву благодарения и хвалы. Тако бо толкует сие сам Пророк в следующем стихе, глаголя: принесите Господеви славу и честь. В Еврейском тексте слова сии читаются так: принесите Богу сынове сильных, принесите Богу славу, которых слов сущность такая, дабы сильные, отложа гордость и ложное о силе своей мнение, прославили Бога по Его достоинству; ибо сильные мира сего обыкновенно не удостоивают Бога чести сея. Повторением глагола, принесите, сильнее настоит Пророк, дабы исторгнуть из них надлежащее почтение к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Скачать epub pdf Аллилуиа (псалом) 149 Псалом сей, как и другие шесть хвалитных псалмов, не имеет даже и надписания «псалом», а надписывается просто: Аллилуиа , что и означает принадлежность его к числу хвалитных псалмов, составленных в начале послепленного периода. Неизвестный составитель сего псалма приглашает в нем сынов Сиона воспеть новую песнь Царю своему, имеющему воздать отмщение враждебным им народам земным, разумея под сим царем не иного царя, а Господа Бога, Царя Небесного. Пс.149:1 Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных. Такими словами начинаются и некоторые другие псалмы, как, например, 95 и 97. Но те псалмы составлены в другое время, другими лицами, с иными намерениями и иными побуждениями. А в сем псалме, как и в других последних псалмах, мы видим от лица народа выраженными и чувство возвращенной свободы, и сознание себя, как и в былые времена, особым, избранным народом Божиим и Церковию Иеговы, и недавно происшедшие многознаменательные события восстановления Иерусалима и храма, и торжественное освящение их, – все это такие обстоятельства, которые вызывали в сердце возвратившихся в отечество пленников попеременно: то чувства скорби и глубокого сокрушения о грехах, то благодарной радости и ликования пред Богом, и возбуждали из среды их вдохновенных певцов – воспеть новые, то скорбно-молитвенные, то торжественные, хвалебно-благодарственные, песни Господу, к каковым, т.е. хвалебно-благодарственным, принадлежит и сей псалом, предназначенный неизвестным составителем его для пения в церкви преподобных. Под церковью преподобных разумеется здесь все общество возвратившихся из плена иудеев, все собрание верных тогда Господу израильтян. Сему благочестивому псалмопевцу израильскому, без сомнения, известна была и другая новая песнь, возвещенная еще до пленения вавилонского, чрез пророка Исайю ( Ис.42:10 ), который говорил, что настанет время, когда Бог чудным образом прославит и распространит царство Свое на земле. Пс.149:2–4 Да возвеселится Израиль о сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Цари своем. Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему. Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 67 Пс.67:1 . В конец, псалом песни Давиду. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнику певцу псалом песни Давидовой. СОДЕРЖАНИЕ Давид в сем псалме торжественно описывает свои победы, одержанныя при помощи Божией над врагами; и потому в начале прославляет Божие всемогущество и благость, но причину прославления предлагает общую, взяв оную от управления всего мира. Потом приступает к описанию изведения избраннаго народа из Египта, к чему присовокупляет безпрерывное продолжение Божиих благодеяний, оказанных к роду Авраама; далее, продолжая ту же материю, доходит до своих побед и величественными словами проповедует чудную Божию силу, открывшуюся на нем пред очами всего Израильскаго народа. Отсюду заключает, что, по восшествии его на престол, церковь Иудейская пришла в лучшее состояние, нежели в каком была она при Сауле. Впрочем, нет сомнения, что под сими чертами изображает величественную Божию славу, открывшуюся наконец во Христе. Сей псалом исполнен высоких выражений, преносных слов и стихотворческих описаний, и потому сколько красив, столько и труден. Таинственное онаго толкование зри в первом издании. Пс.67:2 . Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица его ненавидящии его. Пс.67:3 . Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия: Сии слова полагает вместо предисловия, в котором предуведомляет, о каких вещах во псалме сем говорить намеревается. Сущность слов состоит в том, что хотя Бог на время и попускает нечестивым озлоблять Его церковь , однако наконец возстанет и отмстит им; и что для верных довольно находить защиту в Его помощи. Впрочем, слова сии взяты из четвертой книги Моисеевой, Чис. 10:34 . Он предписал употреблять сей образец молитвы при случае преношения кивота с места на место, дабы верные, взирая на сей священный залог, яко на видимый присутствия Божия знак, были благонадежны и спокойны. Аки бы сказал, что Бог не имеет нужды в великом приуготовлении для поражения врагов, ибо они в Его состоят власти,и что довольно для Него перст поднять, и всех их разсыпать. Зело утешительно и то, что враги, угнетающие церковь , нарицаются врагами Бога, Который, приняв нас под Свое покровительство, не иначе раздражается наносимыми нам обидами, как бы было раздражаемо собственное величество Его. Пророк еще лучшеи зображает, коль легко и удобно Богу разрушить все усилия врагов наших, употребляя следующее прекрасное подобие: яко исчезает дым, тако исчезнут; и яко тает воск от лица огня, тако погибнут. Нам почти не вероятно кажется, чтоб толикая сила, какую враги имеют иногда, вдруг исчезала и погибла. Но Дух Святый сим образом хотел исправить чрезмерную боязливость нашей плоти, аки бы сказал: враги ваши не имеют такой крепости, какую вы в них воображаете, они как дым исчезают; вы обманываетеся судя по видимому о крепости их, и не помышляя, что пред лицем Божиим и самыя горы, яко воск, растаивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 86 Сыном Кореовым, псалом песни. С Евр.: «Сынов Кореевых. Псалом. Песнь». «И сей псалом, – говорит св. Афан., – воспевают опять сыны Кореевы о Церкви, проповедуя в оном призвание язычников, а также, что в Церкви воссияет Единородный по домостроительству воплощения». То же почти и бл. Феодорит. Другие толковники относят ко временам после Вавилонского плена, и видят здесь изображение таинственного Иерусалима или Церкви Христовой, и призвание язычников. 2 . Основания его на горах святых. Т.е. по св. Афан., «основания народа, призванного чрез веру. Разумеет же, что народ из язычников наздан на основании Апостолов и пророков». «Основание благочестия, – говорит бл. Феод., – Божеств. наставления, а горы святые, на которых водружены сии основания, – Апостолы нашего Спасителя ( Еф. 2:20 )». Любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. «Вратами Сионскими, – говорит св. Афан., – называет предварительное и первоначальное учение Церкви, а селениями Иаковлевыми – подзаконное служение. Посему, говорит, что евангельское житие приятнее Богу служения подзаконного». По бл. Феод. – под Сионом здесь разумеется небесный Иерусалим. Евр. 12:22 . «И не погрешит, – говорит он, – кто вратами сего града назовет сущие на земли церкви; потому что ими можно войти в град». С Евр.: «Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова». В буквальном смысле разумеется под Сионом Иерусалимский храм, а под вратами – самый Иерусалим. Т.е. любит Господь храм, построенный на святых, т.е. нарочито отделенных, избранных горах: Сионе и Мориа, любит врата сего храма, т.е. Иерусалим, более всех жилищ Еврейского народа. См. Пс. 77:68, 9:15 . 3 . Преславная глаголашася о Тебе, граде Божий. «Град есть Церковь , – говорит св. Афан., – что же преславное изглаголано о ней, кроме того, что в ней вселится Единородный по сказанному: зде вселюся, яко изволих и? ( Пс. 131:14 )». С Евр.: «Славное возвещается о тебе, град Божий», т.е. пророки говорили великое и необычайное о Церкви Божией, о спасении мира Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Скачать epub pdf Песнь Степеней, 121 В ряду псалмов, носящих название: Песнь степеней, – это третий псалом. По надписи в еврейской Псалтири, этот псалом написан Давидом. Он мог быть написан им в то время, когда кивот Завета был перенесен на Сион и когда началось совершаться величественное богослужение, организованное Давидом ( 1Пар.16 ). Не мог не заботиться Давид о том, чтобы израильтяне всех колен усердно и охотно собирались в Иерусалим на три главные праздника ( Исх.23:17 ; Втор.16:16 ), чтобы приучались там сознавать себя и чувствовать при общественном богослужении чадами одного Бога, святым и избранным народом; но ничто так сильно не могло питать и возвышать сознания единства и национального чувства евреев, как общие праздничные торжества в Иерусалиме. Чтобы сделать посещение этих праздников полезным и приятным для народа, Давид мог написать несколько песней для путешествовавших в Иерусалим. Одна из таких песней и сохранилась в этом псалме. Она рассчитана для праздничного каравана путешественников, прибывших в Иерусалим, к воротам его, и собирающихся идти с процессией к скинии (которая называется уже и домом Божиим), на гору Сион. Псалом сей, по словам блж. Феодорита, есть песнь евреев, получивших уже добрую весть о возвращении из Вавилона в отечество и вступивших в вожделенный путь, вместе с тем, он есть и воспоминание, или пророчество, о славе храма и Иерусалима (7, с. 1006). Пс.121:1–2 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Стояще бяху ноги наша во дворех Твоих, Иерусалиме. Возвеселихся толкуется одними как прошедшее, а другими – как настоящее, правильнее же понимать в смысле радости, начавшейся еще дома, когда сказали: В дом Господень пойдем, – и достигшей высшей степени в настоящем: о рекших мне, – я обрадовался, когда мне сказали: пойдемте в дом Господень, возвеселился я, когда услышал сказанное мне. Прибывши в Иерусалим и вступивши в его ворота, путешественники вспоминают, как они еще дома обрадовались, когда им сказали: близко праздник, пойдем в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Псалом 94 В нашей синодальной Библии и нашей «Учебной Псалтири» сему псалму предшествует такое надписание: Хвала песни Давиду, не надписан у еврей. Это надписание сделано, или внесено в Библию , LXX толковниками, которые по характеру и содержанию первой части псалма (до ст. 8) назвали его хвалебною песнию; причем отметили и то, что в еврейской Псалтири он не имел никакой надписи. За исключением древних раввинов, приписывавших составление сего псалма пророку Моисею, почти все толкователи, вслед за LXX и согласно с мнением многих отцов и учителей Церкви, занимавшихся изъяснением Псалтири, приписывают сей псалом Давиду, основываясь, конечно, на свидетельствах св. апостола Павла, который, приводя несколько стихов из сего псалма (7–11 в Евр.3:7–11 ), говорит, что они изречены «чрез Давида». Так как во второй части сего псалма прикровенно говорится о Мессии Иисусе Христе, то и он причисляется к числу мессианских псалмов, о чем подробнее и яснее будет изложено при объяснении последних стихов сего псалма. Пс.94:1–2 Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. В ветхозаветной Церкви иудейской, при богослужении, в скинии и во храме Иерусалимском введены были особые песнопения, которые исполнялись особыми хорами избранных из левитов певцов. Таковы все псалмы, в которых прославляется великое и святое имя Творца и Вседержителя мира. Таков в особенности настоящий псалом (или вернее, первая часть его, до ст. 7), как предназначенный для пения в день субботний, и посвященный воспоминанию окончания Богом творения мира и прославлению Творца, почившего в день седьмый от всех дел Своих, которые Он творил и созидал (ср. Быт.2:2–3 , и ст. 5–6 и 11 объясняемого псалма). Призывая всех к прославлению Бога, псалмопевец говорит: приидите не только те, которые здесь, при богослужении, присутствуют, но и все те, которые находятся вдали, – будем петь торжественную, радостную и хвалебную песнь Господу Богу (возрадуемся Господеви); воскликнем, – «воскликновение» есть победная песнь, или, что то же, «громкая, единодушная песнь о поражении врагов». По мнению св. Афанасия Александрийского , псалмопевец здесь пророчески переносится мыслию ко Христу Спасителю нашему, Который, вступив за нас в брань с противными, невидимыми силами, низложил врагов наших и предоставил последователям Своим воспользоваться плодами сей победы с. 312]. А потому и говорит: воскликнем Богу Спасителю нашему; предварим лице Его во исповедании, или, как в переводе с еврейского, «предстанем пред лице Его со славословием, и во псалмех воскликнем Ему». То есть все мы, уверовавшие во Христа, воскликнем Ему в победных псалмах или, как поем в одном церковном песнопении: «Песнь победную поим вси Богу, сотворшему дивная чудеса мышцею высокою и спасшему Израиля, яко прославися» (Октоих. Глас 1. Четверг. Утро. Канон. Песнь 1, ирмос).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 105 Аллилуиа. «В сем псалме, – говорит бл. Феод., – пророческое слово напоминает благодеяния Божии, обвиняет в неблагодарности и показывает различные наказания, наложенныя на облагодетельствованных». «В сем псалме, – говорит св. Афан., – пророк перечисляет грехи народа, показывая, за что отвержены Израильтяне». Если верить раввинам, то псалом сей, как и предыдущий, коего этот есть продолжение, пели на Сионе пред ковчегом завета. Три стиха (1, 47, 48) сего псалма взяты из песни царя Давида, петой по принесении ковчега на Сион. См. 1Пар. 16:34, 35, 36 . По мнению св. Афанасия и бл. Феодорита, псалом сей содержит молитву пленных в Вавилоне, что видно из замечаний их на 46 стих. 1 . С Евр.: «Славьте Господа, ибо Он благ; ибо вовек милость Его». 2 . С Евр.: «Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его»? 3 . С Евр.: «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время»! 4 . Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих. «Здесь, – говорит бл. Феод., – пророк подразумевает народ новый и Церковь из язычннков». «Иудеи молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам», поясняет св. Афаыасий. С Евр.: «Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим». 5 . С Евр.: «Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим». 6 . С Евр.: «Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду». 7 . И преогорчиша восходяще в Чермное море: – «ибо увидев, что преследуют Египтяне, а море препятствует спасаться бегством, не хотели ожидать Твоей помощи, но возопили на великого Моисея: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне»? ( Исх. 14:11 . Бл. Феодорит). С Евр.: «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря». 8 . Сказати силу Свою. С Евр.: «Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое». 9 . Запрети Чермному морю, и изсяче. С Евр.: «Грозно рек морю Чермному, и оно изсохло; и провел их по безднам, как по суше». Т.е. когда разделенныя воды соделались двумя стенами по правую и по левую сторону, тогда в этом пустом пространстве дно морское высохло, и Евреи перешли среди моря по суше ( Исх. 14:22, 16 ), как «по равнине».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 74 Пс.74:1 . В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу, да не погубиши: псалом и песнь Асафова. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме содержится общая молитва церкви, которая благодарит Бога за сохранение ея, и утешает себя покровительством Его. Сим будучи обнадежена, ругается врагам своим и возвещает им суд и вечную погибель. Пс.74:2 . Исповемыся тебе, Боже, исповемыся тебе и призовем имя твои: повем вся чудеса твоя. Глас избранных людей Божиих, которые, имея лучшее понятие о Боге, нежели прочие народы, долг свой поставляют в том, чтоб хвалить, благодарить и прославлять Бога. Сего ради глаголют: исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе. Повторяют одно и то же дважды, дабы тем показать как усердный жар в пении похвал Божиих, так и убедить Бога к дальнейшему продолжению милостей, а чрез то возиметь случай к новому хвалению чудных дел Его. Кратко рещи, Пророк сими словами разумеет то, что верные справедливую имеют причину благодарить и хвалить Бога, понеже явил им помощь Свою и впредь помогать обещал. Пс.74:3 . Егда прииму время, аз правоты возсужду. Сия суть словеса Господа Бога, верховнаго Судии всех, Который, подтверждая слова праведных, обещает, что Он в свое время воздаст им должныя почести, а нечестивым, не исповедующим и не призывающим Его, наказание. Егда, глаголет, прииму время, Аз правоты возсужду. Судить правоты означает здесь то же, что дела, в безпорядке находящияся, приводить в лучшее состояние, якоже Павел глаголет: праведно у Бога, воздати скорбь оскорбляющим, а оскорбляемым отраду ( 2Фес. 1:6 ). Сими словами напоминает Апостол, чтоб мы терпеливо сносили скорби, понеже приидет время праведнаго мздовоздаяния. Впрочем, не должно удивляться, что Пророк вводит здесь лице Самого Бога, взаимно ответствующаго молитвам верных. Ибо таковое лиценаведение гораздо сильнее трогает сердце, нежели как бы просто сказал Пророк, что Бог некогда отмстит за Свою церковь и разсеянную паки соберет. Вся же сущность слов в том состоит, что хотя Бог верным Своим не вдруг помогает, однако же никогда не забывает их, но награду, которая всегда готова, отлагает на время, дабы самое ожидание во всех бедствиях подкрепляло и утешало.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 88 Пс.88:1 . Разума Ефама Израильтянина. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь вразумляющая Ефама Исраильтянина. Из сего надписания явствует, что сей псалом сложен не Давидом, но Ефамом Израильтянином, как и самая материя псалма доказывает. СОДЕРЖАНИЕ Пророк, предприемля намерение молиться за страждущую церковь , во-первых, предлагает во утешение себя и других завет, учиненный Богом с Давидом. Потом упоминает вообще о Божией силе, видимой во управлении всего мира. К сему присовокупляет бывшее избавление Израильскаго народа от плена, при котором случае явил Бог преславный опыт отеческия милости Своея к избранному народу. Наконец предлагает жалобу, что Бог как бы забыв о своем завете, предает церковь Свою насилию нечестивых и в бедственном состоянии не утешает и не помогает ей. Пс.88:2 . Милости твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину твою усты моими. Пророк начинает псалом от похвал Божиих и от воспоминания завета, дабы верные, будучи в тяжких искушениях, не колебалися в вере, но уповая на Божия обещания, не сомневалися о возстановлении церкви и о том прилежно молилися. А понеже трудно было удостоверить, чтоб Бог, Который казался быть тогда строгим и неумолимым, скоро преклонился на милость, сего ради, дабы удалить сие искушение множеством и различием Божией милости, не просто глаголет: милость Твою Господи воспою, но употребляет множественное число, глаголя: милости Твоя, Господи, воспою. Пс.88:3 . Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина твоя. Дает причину, чего ради хощет воспевать Божия хвалы даже и посреде самых жестоких бедствий: понеже не отчаивается, что Бог помилует рабов Своих. Чего ради? поскольку Сам сказал, и солгать не может, что милость Его в век созиждется, и истина Его на небесех уготовится, то есть, пребудет вечно тверда и постоянна на подобие непоколебимаго здания, котораго никакое насилие времен и веков разрушить не может: ибо на небесех уготовано, где вся суть вечна. Пс.88:4 . Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему:

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 98 Богу, как Царю. Все люди должны поклоняться с благоговейным трепетом, как некогда поклонялись Ему Моисей, Аарон и Самуил. Псалом Давиду Так как в этом псалме «призывающими имя Божие» называются только Моисей, Аарон и Самуил, жившие до Давида, то весьма вероятно, что писателем псалма был именно сам Давид. 1. Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля. Во исполнение своих древних обетований благочестивым патриархам народа Еврейского, Господь основал свое царство в земле им обетованной и Сам стал Царем в своем избранном народе. Но если и пред земными царями народ предстоял со страхом, то пред Господом – Царем всего мира, он должен служить с глубочайшим благоговением, доходящим до трепета. Посему псалмопевец и взывает: «Господь воцарился, – да гневаются людие, точнее – да трепещут люди с благоговением пред Его волей и правдой, дабы не вызвать Его праведного гнева к себе. – Седяй на Херувимех, да подвижется земля. Как земной царь, появляясь в народном собрании, или на колеснице, запряженной конями, или в палатке, носимой руками рабов, торжественно восседал на высоком троне, который окружали преданные царю верховные служители; так и Господь восседает на своем троне, коему предстоять Херувимы – высшие чины ангельские, самые ревностные исполнители воли Божией. Такому представлению о престоле Божием соответствовали: во-первых, ковчег завета, покрытый огнезрачным золотом, с двумя херувимами над ним, над коими являлся Господь в скинии Моисея и в храме Соломона; во-вторых, – величественное грозовое облако, несомое ветрами, в коем являлся Господь на Синае, и, наконец – облако «славы Божией», которое в дивном видении своем созерцал пророк Иезекииль на реке Ховар. – Предстоя такому престолу Божию, у подошвы Синая, трепетал народ Еврейский, – в страхе и трепете был великий пророк Исаия – в храме Иерусалимском, падал ниц пророк Иезекииль и др. Посему и говорит псалмопевец: «Господь восседает на Херувимах, – да волнуется народ в страхе благоговения пред Ним, как Царем всей земли!» (ст. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010