Иессей Эрнстав-Ксанский, писатель духовных стихов, большую часть которых посвятил своему соименнику, преподобному Иессею Цилканскому. Усердный библиофил своего времени, умер в 1739 г. Димитрий Цицианов родился 1724 г. в России, куда его отец Павел переселился с царём Вахтангом; его сын Павел Димитриевич Цицианов был Главнокомандующим на Кавказе. В заключение приводим стихи, которыми Антоний почтил память Шоты Руставеля, славного автора « Барсовой Кожи»: «Шота был мудр, любитель мудрости, Философ, знаток языка Персидского, Если бы захотел и Богослов высокий, – Поэт изящный... Но, к сожалению, трудился всуе». Здесь слышен упрёк творцу знаменитой поэмы, которая, естественно, не могла нравиться Антонию; он видел в ней соблазн и потому запретил всем её читать. Многие печатные экземпляры Барсовой Кожи, по приказанию Католикоса, были сожжены, или брошены в Куру. Тимофей Архиепископ Мцхетский, в «Путешествии по св. местам» ещё строже отзывается о Руставели: «Шота, – говорит он – был писатель гнусных стихов и развратитель нравов. Некоторые невежи видели в его имени смысл религиозный; в ней представляется женщина, с очами, черными как чернила, и лицом хрустальным, с багряными ланитами; тип этот подал повод нашим женщинам искажать лицо, созданное по образу Божию, разными румянами и привешивать к себе поддельные волосы». 1 Иессей умер в магометанстве и погребён Турками в Тифлисе, в устроенном им саду, который ныне называется Инженерным: могилу его показывают между двумя чинаровыми деревьями. Он имел и другого сына от жены-магометанки, по имени Абдул-Бега, упоминаемого в Грузинской Истории. 2 В числе гуджаров Сионского Собора 1720 г. есть хартия с подписью Митрополита Парфения; он обучал Греческому языку также инокиню Макрину, дочь Ираклия I. 4 Католикос называет свою мать Елизаветою; в других сочинениях она упоминается под именем Елены. Гюльдемштет пишет, что «Татары называют Бегумою Елену, которая есть дочь царя Ираклия Назарали-хана, сестра Теймураза II и супруга царя Иессея». Reisen durch Rusland und im Caucasischen Geburge (изд. 1787, S. Р. В. – pag. 354, 535.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память преподобного Афанасия совершается также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Афанасий преподобный, затворник Печерский, в Дальних пещерах почивающий Преподобный Афанасий Затворник, не желая видеть суеты и прелести мира сего, затворил себя в пещере, чтобы в безмолвии угодить Богу, и там непрестанно стоял на молитве. В «Сказании о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих» говорится, что преподобному Афанасию не нужна была свечка в пещере: ему светила небесная светлость. Во многих трудах и подвигах духовных он предал дух свой Богу. Господь прославил подвижника благодатным даром исцелений, которые православные христиане получают по молитвам преподобного Афанасия. Имя его упоминается в 4-й песни общего канона преподобным Дальних пещер. Память святого Афанасия совершается также 28 августа/10 сентября и во 2-ю неделю Великого поста. Исе (Иессея), епископ Цилканский, Гузинский, святитель Преподобный Исе (Иессей), епископ Цилканский, родился в Антиохии Сирийской в благочестивой христианской семье. Еще отроком он почувствовал влечение к духовной жизни, а по достижении совершеннолетия, с благословения родителей, отправился в одну из антиохийских обителей, где подвизался тогда преподобный Иоанн Зедазнийский (сведения о нем помещены под 7/20 мая). В числе 13 святых Сирийских (Каппадокийских) отцов (общая память 7/20 мая), избранных по жребию преподобным Иоанном Зедазнийским (так повелела Пресвятая Богородица), преподобный Исе пришел в Грузию. Здесь он вместе с другими святыми отцами учил народ и наставлял людей в благочестивой жизни, являя пример святости и исцеляя больных. Слава о подвигах 13 святых Сирийских отцов возросла в народе так, что Католикос-архиепископ Грузии Евлавий (552–560) предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

502-504 ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции 504-506 506-508 ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО христ. гос-во, основанное западноевроп. рыцарями в Палестине и прибрежной полосе Сирии после 1-го крестового похода 508-510 510-511 ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов 511-512 512-513 513-514 ИЕШИВА религ. высшее учебное заведение в иудаизме, где изучают Талмуд и проч. традиц. евр. дисциплины, а также готовят кадры для раввината 514-517 ИЕШУ СТИЛИТ [Иисус Столпник], предполагаемое имя автора сир. хроники нач. VI в., посвященной истории Эдессы (сир. Урхой, ныне Урфа, Турция) и др. городов визант. Месопотамии на рубеже V и VI вв. по Р. Х. 517-519 519-524 ИЖЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Сарапульской и Елабужской епархии, образовано в 1921 г. в связи с созданием в 1920 г. Вотской автономной обл. 524-525 525-527 ИЗАБЕЛЛА I (1451-1504), королева Кастилии и Леона (с 1474), супруга и соправительница кор. Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516) 527-529 529-530 530-532 532-534 534-536 536-539 ИЗБОРНИК 1076 г. [неточно - Изборник Святослава 1076 г.], четий сборник древнерусского происхождения, 3-я по древности датированная славянская рукопись 539-540 ИЗБОРНИК XIII в. [Толстовский сборник толкований XIII в.], пергаменный кодекс древнерусского извода, написанный не позднее сер. XIII в. 540-541 ИЗБРАННЫЙ ПСАЛОМ подборка из стихов Псалтири и частично из библейских песней, предназначенная для исполнения после полиелея и прославляющая праздник или память святого 541-542 ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА церковное наказание, налагаемое на клириков как за нарушение ими служебных обязанностей, так и за грехи, общие у клириков и мирян 542-545 545-546 548-550 550-552 «ИЗВЕСТИЯ РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ИРАО), издание Русского археологического об-ва, выходившее в С.-Петербурге с 1859 по 1884 г.

http://pravenc.ru/vol/XXI.html

«Мы хотели слышать от тебя назидательное слово», – отвечал ему Католикос, и, смиренный, долго отказываясь говорить при Святителях, которым более подобало учить, наконец сказал им высокое поучение о Слове жизни; ибо уста его источали премудрость, как неисчерпаемый источник. Так как в это время, за смертью Епископов, праздны были две Епархии – Цилканская близ Мцхета и Некресская за Алазаныо, то Католикос совещался с Епископами поставить кого-либо из Св. отцов на опустевшие кафедры и положил назначить тех, которые будут приносить пред лицем их бескровную жертву. Литургию же совершали в тот день Авив пресвитер и Иессей диакон. По окончании божественной службы Католикос, взяв правой рукой Авива, а левой Иессея, поцеловал первого и сказал: «Радуйся, Авив, епископ Некресский!» Потом поцеловал Иессея с теми же словами: «Радуйся, Иессей, Епископ Цилканский!» Неожиданность избрания изумила и опечалила избранных; со слезами умоляли они избирателя не возлагать на них столь тяжкого ига, но он возразил им: «Жив Господь наш Иисус Христос , не возвращу слова, объявленного вам по воле Божией!» «Дети мои, – говорил и блаженный Иоанн ученикам своим, – не сопротивляйтесь воле святительской; для того и пришли мы в страну сию, чтобы в разных местах трудиться во славу единого Бога». Не прекословили более избранные и последовали за Католикосом в Мцхет, где посвящены были, каждый на свою епархию; они послужили там ко спасению многих, ибо свет проповеди евангельской осиял все предгорье Кавказа и даже проник во внутренность его, сокрушая повсюду идолов словом истины и укрепляя силой чудес новокрещаемых. Между тем число монашествующих около Аввы Иоанна беспрестанно увеличивалось, так что самая гора, служившая им жилищем, лишилась непроходимых некогда лесов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Служебник (груз. от греч. 1710 г. в соответствующих частях близко следует списку Кекел. А 448 и состоит из диатаксиса всенощного бдения патриарха Филофея, формуляров литургий святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров, заамвонных молитв на важнейшие праздники, отпустов, чинов хиротоний (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 197). Требник 1713 г.- перевод Киприана Самтависского. Из гимнографов этого времени наиболее известны Николай Магалашвили (автор последования прмч. Шио Гареджийскому), Сулхан-Саба (Орбелиани) (автор последования прп. Давиду Гареджийскому), Григорий Додоркели (Вахвахишвили) (автор последования вмц. Кетеван), католикос Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) (автор последований св. Исе Цилканскому, св. Раждену, Живоносному Столпу (Светицховели)), Мариам-Макрина Багратиони (автор последования св. Иосифу Алавердскому), Иессей Эристави (автор последования св. мученикам Бидзине, Шалве и Элизбару), еп. Руставский Николай (Черкезишвили) (автор последования св. Додо Гареджийскому), Роман Эристави (автор иного последования св. Додо Гареджийскому) (см.: Кавтария. 1977. С. 119-319), еп. Николай (Орбелишвили) (стихиры мн. груз. святым, см.: Tarchnischvili. 1955. S. 256). В целом это время можно охарактеризовать как подъем груз. литургического творчества. Требник. 1829 г. (ЛМГ) Во время эмиграции в 1724 г. царя Вахтанга в Россию за ним последовало много грузин. В России была впервые напечатана груз. Цветная Триодь, исправленная по слав. образцу (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. C. XXIII). Решающей в славянизации груз. богослужения стала деятельность католикоса Антония I (Багратиони) и его окружения. В 1750 г. в Тбилиси появилось издание исправленного по слав. образцу груз. Служебника, к-рый стал точной копией слав. Служебника (не считая сокращения Учительного известия).

http://pravenc.ru/text/639853.html

3) Антоний, поселившийся на лесистой горе Марткопской, получившей от его уединения и название Марткопи, уединенной. Долго живя в неизвестности, охотниками оленей найден он в горах, подвизающимся на столпе и питающимся молоком оленей. – На этом месте построена потом церковь ; а на место его столпа воздвигнут в память Святого столп на весьма крутой горе, теперь приходящий в развалины. Церковь Иверская совершает память его 19 Генваря и 16 Августа с великим торжеством и при многочисленном стечении народа, даже из Армян и других иноверцев; до 1760 года жили там пустынники, истребленные в последствие нападениями Лезгин 4) Давид был основателем пустыни Гареджийской получившей название от его подвигов 39 и славной до 1780 года числом подвизавшихся, богатством, пещерами иссечёнными в каменной скале руками монашествующих и множеством церквей Пустыня сия прославлена многими чудотворцами, между коими замечательны Лукиан и Додо ученики Св. Давида. Память Святого празднуется в четверток 7 недели после Пасхи. 5) Исе или Иессей, против воли рукоположенный в Епископа Цилканского, по просьбе царя Парсмана III. – Силе чудес его приписывается проведение воды из реки Ксани на поля Цилканския по начертанным следам пастырского жезла его. Славный высокою святостью, чудотворец сей окончил мирно в Цилкане земную жизнь свою. Преставление его воспоминается Грузинскою церковью 2 Декабря 6) Иосиф, проповедуя веру Христову жителям Восточной Кахетии далеко в ущельях посеял семена Евангелия, скоро, впрочем, подавленные невежеством горцев. Не терпя никаких остатков суеверия и язычества, сей Святой муж предстательствовал у царя и Католикоса об умножении церквей и о ревности к чистоте веры. Память его празднуется 14-го Сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В годы правления сего доброго царя был воздвигнут монастырь святого Наума на Охридском озере; построил его вельможа [царя] Уроша [по имени] Гргур. Как ветер, пронеслись дни Душанова царства, Разрушилось могучее Душана государство. Но сын его, державу духа сохранил, Насилья не творил и добродетели служил. Христа всем сердцем возлюбил он в бренном – И небо получил в сиянии нетленном. Ничто не исказило души его святыню: Он пал – но победил; был умерщвлен – но жив и ныне. Все сербские вельможи – крутые, своенравные – Не сделали того, что совершил сей Урош славный: Его святые мощи подают нам утешение. Сей праведник ведет народы ко спасению. Богатства этого суть пепел, пыль и прах, Кто жаждет их – не царствует в Божественных дворах; Но кто, борясь за правду, в Божьей истине стоял, Тот Царство невечернее, Небесное стяжал. Там царской обладает Урош властью и поныне. Народ свой заступает каждый раз в лихой године. В раю свои молитвы пред Господом возносит И милости сородичам своим у Бога просит. О благородный Урош, царь и праведник святой; Закон Христов исполнить в жизни помоги земной! 4. Преп. Афанасий, затворник Киево-Печерский . Сей святой муж после долгих подвигов умер. Братия омыла его тело, облекла пеленами и приготовила к погребению. Два для лежал он мертвым, но еще не погребенным и внезапно ожил. Когда монахи пришли, чтобы нести его на кладбище, то застали его сидящим и плачущим. После этого затворился он в келью и прожил еще 12 лет на одном хлебе и воде, ни с кем не перемолвившись словом. Упокоился в Господе в 1176 году. 5. Св. Иессей (Иса, Исе), епископ Цилканский . Один из 13 сирийских отцов (память их 7 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213 Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528 3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744 Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в. 7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв. Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.). 9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в. 10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771 13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028 Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065 Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/76 или 1280 15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в. 18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693 19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335 20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в. Празднование Манглисского Креста 22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308 23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157 27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

– Синайский, прмч.: Ян. 14 Син. Иерон Мелитинский, мч.: Н. 7 – посвященный [греч.] Иероним – священноименный [греч.] – Обнорский, прмч.: Волог. – Печерский, затворник, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах: Печер.; Печер., ближ. – Стридонский, прп.: Ин. 15 Иерофей – освященный Богом [греч.] – Афинский, еп., сщмч.: Окт. 4 – Венгерский, Туркийский, свт.: Ав. 20 – (Глазков), иером., прмч.: Ав. 22 Новомуч.; Ростов. – Новый, Каламский, Иверянин, иером.: Афон. Иессей – царя Давида: Св. праотец; Св. отец – Цилканский – см. Исе судия Израильский: Св. праотец; Св. отец Израиль – см. Иаков, сын Исаака Изяслав Владимирский, князь: Влад. Иисус – спаситель [евр.] – Анзерский – см. Иов – Навин, праотец, преемник Моисея Боговидца: С. 1 Син. – Иоседеков: Св. праотец Иларий Калиптский, мч.: Ил. 12 – тихий, радостный [греч.] Иларион – тихий, радостный [греч.] – Великий, прп.: Окт. 21 – (Громов), иером., прмч.: С. 28 Новомуч . Бут. – Грузинский, иером.: Н. 19 – Затворник, Троекуровский (Тамбовский), прп.: Ряз.; Тамб. – Зографский (Афонский), прмч.: Афон. – Киевский, Печерский, митрополит, в Ближних (Антониевых) пещерах: Печер.; Печер., ближ. – (в миру Иоанн) Критянин, Афонский, прмч.: Афон. – Меглинский, еп.: Окт. 21 – Мелитинский, мч.: Н. 7 – Новый, Далматский, игумен, исп.: Ин. 6 – Новый, Пеликитский, игумен, прмч.: Мр. 28 – Оптинский, прп.: С. 18 Оптин. – Печерский, схим., в Дальних (Феодосиевых) пещерах: Окт. 21 Печер.; Печер., дальн. – (Писарец), иером., прмч.: Н. 20 Новомуч. Бут. – (Правдин), прмч.: Ав. 28 Новомуч. – Псковоезерский, Гдовский, прп.: Мр. 28; Окт. 21 Петерб.; Псков. – (Соловьев), иерей, сщмч.: Н. 25 Новомуч. – Суздальский, митрополит: Влад. – Требийский, иером., прмч.: Ав. 18 – (Троицкий), Верейский, архиеп., сщмч.: Д. 15 Моск.; Новомуч.; Петерб. – Угличский, прмч.: Ростов. – Угличский, прмч. (другой): Ростов. – (Цуриков), иером., прмч.: Ав. 22 Новомуч. – Югский, прп.: Ростов.

http://pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-...

Спустя некоторое время, каппадокийские подвижники, следуя руководству своего великого учителя, св. Иоанна Зедазнели, основали в различных местностях Иверии многочисленные монастыри на вершинах недоступных гор, вертепах и подземельях, всюду распространяя вокруг себя благодатный свет христианского учения. Католикос Евлавий предоставил всецело свв. подвижникам право проповедовать по всей Грузии, причём трёх из них даже возвёл на епископские кафедры: св. Авиву предоставил упразднившуюся епархию Некресскую, св. Иессею Цилканскую, а впоследствии для св. Иосифа в северо-западной Кахетии открыл новую Алавердскую. Предание сохранило до нашего времени и самый рассказ об избрании на епископские Цилканскую (близ Мцхета) и Некресскую (в г. Некреси, за р. двух учеников св. Иоанна Зедазнели. На одном из совещаний со своими епископами католикос Евлавий предложил им избрать на праздные кафедры двоих из 13 сирийских подвижников. Предложение это единогласно было принято, но затруднение оказалось в том, кого именно из 13 избрать в епископа. Было решено рукоположить тех, которые в день прибытия католикоса на гору Зедазен будут совершать литургию. Католикос отправился к пустынникам и, придя в храм, увидел, что божественную службу в нём совершал священник Авив с диаконом Иессеем. По окончанию литургии, католикос, взяв правой рукой Авива, а Иессея, поцеловал каждого из них и сказал: «Радуйся, Авиве, епископ Некресский, и ты, Иессей, епископ Цилканский»! Смущённые таким высоким призванием, пресвитер и диакон умоляли католикоса не налагать на них столь тяжкого ига; но Евлавий возразил им: «Жив Господь наш Иисус Христос! не возвращу назад своего слова, объявленного вам по воле Божией». Подошедший в это время св. Иоанн Зедазнели сказал своим ученикам: «Дети мои, не противьтесь воле святительской; для того мы и пришли в страну сию, чтобы в различных местах её трудиться во славу Божию». После этого избранники не стали прекословить и последовали за католикосом во Мцхет, где и были хиротонисаны в епископов, каждый в назначенную ему епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008