М.Д. Благовещенский Глава третья Ст. 1–3. Аз муж видя нищету (мою) в жезле ярости Его на мя. Поят мя и отведе мя во тму, а не во свет. Обаче на мя обрати руку Свою весь день В начале каждого из трех первых стихов пророк поставляет местоимение первого лица, желая отметить этим переход к описанию личных страданий. Аз муж видя нищету. Побуждение, по какому пророк останавливается на личных страданиях, заключается в том, что страдания эти были особенно тяжелы; он воочию видел, на собственном опыте узнал всю тяжесть постигшей народ нищеты, т.е., бедствия. Поят мя и отведе мя во тму, а не во свет . Пророк по преимуществу осужден был на беспросветную печаль и мучения. Хотя образ тьмы и употребляется в Св. Писании как указание на печаль и страдания (ср. особ. Иов.12:25 и Ам.5:18 ), тем не менее очень возможно, что этот образ избран пророком не без влияния воспоминаний об обстоятельствах личной жизни, именно, – о заключении в темнице ( Иер.37:16, 29 ). Обаче на мя обрати руку Свою весь день , т.е., непрерывно, постоянно. Пророк так глубоко чувствовал карающую руку Божью, что ему казалось, будто бедствия предназначались служить наказанием не всему народу, но одному ему. В 3 ст. в еврейском тексте поставлены два глагола , имеющие одинаковое значение: «обращать». Один из этих глаголов LXX пропускают, быть может, с целью избежать повторения. Из греческого текста эта особенность перешла и в славянскую библию. Впрочем, в некоторых кодексах греческий текст восполнен по еврейской библии. Так, у Оригена 13 ст. читается πλν ν μο πστρεψε (κα στρεψεν) χερα ατο. Также и в кодексе 88 и в Syro–Hex. (см. Field), У бл. Феодорита: πστρεψεν, λλαξε χ. αυτ. То же и в кодексах 22, 36, 48, 51, 96, 198. Ст. 4–6. Обетши плоть мою и кожу мою, кости моя сокруши. Согради на мя и объя главу мою и утруди. В темных посади мя, яко же мертвые века Начиная с 4-го ст., пророк приводит целый ряд образов, в которых точнее определяет, в чем заключался тот жезл ярости, о котором говорилось выше. Обетши плоть мою , и пр. Плоть и кожа – внешние, наружные части тела, кости – внутренние. Страдания пророка были так тяжелы, что как будто бы и внешние и внутренние части организма, – следовательно, все тело его поражено было болезнью, как будто бы все оно обветшало, сделалось негодным, как изношенная одежда (ср. Иов.30:17, 13 ; Ис.38:13 ; Притч.5:11 ). Но источник страданий пророка не внутренний только, не одни только болезни его тела, а и внешний. Согради на мя и пр. И извне пророка со всех сторон окружают бедствия. Судьба его подобна судьбе окруженного врагами города. Для пророка как бы отрезаны все пути ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Земля (Earth; land) «Кто... вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?.. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним» ( Ис.40:12, 22 ). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь» ( Ис.66:1–2 ). В показанных Исаией образах земли как подножия Бога и взвешивания Богом праха земли выражается мысль о величии Бога, возвышающегося над творением. В отличие от богов плодородия в языческих религиях и от рукотворных идолов, Он превосходит все созданное Им. В псалмах Богу возносится хвала не только как Творцу, но и как Вседержителю. Это составляет тему Пс.103 . Он сотворил небо и «поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» ( Пс.103:5 ). Он дает воду, пищу и приют разного рода земным созданиям и чередует времена года ( Пс.103:10–23 ). Бог заботится о Своем творении и поддерживает в нем порядок: «Пошлешь дух Твой – созидаются [творения], и Ты обновляешь лицо земли» ( Пс.103:30 ). Вместе с тем, когда Он совершает суд, «призирает на землю, и она трясется» ( Пс.103:32 ; см. также Пс.147 ). Для понимания образа земли в Библии первостепенное значение имеет взаимосвязь человека с землей. «И создал Господь Бог человека [adam] из праха земного [ a dama]» ( Быт.2:7 ). Будущее человечества и земли тесно связаны. После акта неповиновения Адама и Евы в Едемском саду Бог вынес приговор: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» ( Быт.3:17–19 ). Человеческие дела оскверняют и растлевают землю: «И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» ( Ис.24:5–6 ). Осия, Иеремия и Амос пользуются образом плача земли из-за злых дел человека ( Ос.4:1–3 ; Иер.12:4; 23:10 ; Ам.1:2 ). Осия сетует, что «нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» ( Ос.4:1 ). В результате «восплачет [иссохнет] земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» ( Ос.4:3 ). Как мы знаем, земля испорчена и ожидает обновления. В своих пророчествах о будущем земли некоторые библейские авторы пользуются образом одежды для выражения мысли о быстротечности ( Пс.101:26–28 ; Ис.51:6 ). Автор Послания к евреям цитирует Пс.101 :

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Зло (Evil) В Библии показана история зла – его происхождение, борьба с добром и конечное поражение от рук неизменно благого Бога. Будучи неотъемлемой частью истории от начала до конца, зло последовательно проявляется в широком наборе библейских образов. В основном природа и дела зла выражаются в Писании через следующие образы: 1) света и тьмы, 2) направления, 3) преследования, 4) сельского хозяйства, 5) тела и 6) повседневной домашней жизни. При всех своих различиях эти образы изображают зло как недопустимое искажение добра. Зло и добро: тьма и свет. В Писании зло неизменно соседствует с добром и противостоит ему. Коренное различие между ними раскрывается уже в Быт.2:9 при первом упоминании о дереве познания добра и зла. С одной стороны, есть источник всякого добра – вечно благой Бог, сотворивший все сущее «хорошим весьма» ( Быт.1:31 ); с другой стороны, есть все то, что противоборствует совершенной природе Бога и Его делам. Адам и Ева стали выразителями этого водораздела в роде человеческом, когда воспротивились воле Бога и затем познали добро и зло ( Быт.3:22 ). Вся история взаимоотношений человеческих существ с Богом развивается в контексте этого противостояния добра и зла, например, когда люди любят больше зло, нежели добро ( Пс.51:5 ) или зло называют добром, а добро злом ( Ис.5:20 ). Пророки призывают Божий народ возненавидеть зло и возлюбить добро ( Ам.5:15 ), а в Евр.5:14 «совершенными» названы те, кто «приучены к различению добра и зла». Поэтому в Библии зло чаще всего показывается не изолированно, а в связи с добром, то есть с Богом. Бог обращает лицо против зла и делающих зло ( Пс.33:17 ; Иер.23:30 ). Благость Бога первична; зло противостоит Его благости, и в этом противостоянии природа зла выражается лучше всего. Противостояние зла добру в Библии изображается с помощью образов тьмы и света. С добром и Самим Богом свет связывается с самого начала, когда Бог Своим словом произвел свет, увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы. Тьма, напротив, противодействует свету и добру и часто изображается отчужденным от Бога миром зла. В Иов.34:22 говорится о беззаконниках, тщетно пытающихся укрыться от Бога во тьме и в тени смертной. Во тьму этого мира пришел свет Иисуса Христа, но «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин.1:4–5; 3:19–20 ). «Народ, ходящий во тьме», – греховный народ, который «увидит свет великий» обещанного Христа ( Ис.9:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52     О книге пророка Иеремии 1.Имя и происхождение пророка. Значение имени пророка Иеремии – Jrmijahu или, в сокращении, Jremjah установить трудно. Если производить его от глагола rama – бросать, то оно будет значить: Иегова отвергает. Но оно может быть производимо от глагола rama, означающего: основывать, поднимать; и в таком случае имя пророка будет значить: Господь основывает. Имя это было нередким в Израиле ( 1Пар. 12.13 ; 4Цар. 23, 31 ). Отцом Иеремии был Хелкия, из священников, живших в городе Анафофе (в колене Вениаминовом, в 7 верстах к северу от г. Иерусалима). В этом городе жили священники из рода Авиафара, который был до Соломона первосвященником, но при этом царе лишен был своего первосвященнического достоинства ( 3Цар. 2, 26 ). Нет ничего удивительного, что отец-священник дал своему сыну Иеремии воспитание, вполне отвечавшее традициям доброго старого времени и этим подготовил его к пророческому служению. 2. Время и деятельность пророка. Иеремия пророчествовал с 13 года царствования Иосии ( Иер. 1.2 ; Иер 25.3 ), т. е. с 627-го г. до Р. X. до разрушения Иерусалима в 588-м г., при последних иудейских царях: Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, а потом еще некоторое время, по разрушении Иерусалима, в Египте – всего около 50 лет. Иосия (640–609) был царь благочестивый. Уже на 16 году своей жизни и след. на 8-м г. своего царствования он стал обнаруживать живой интерес к религии ( 2Пар 34.3–7 ), а на 20-м г. жизни, начал уничтожать в своей стране идолослужение. На 26-м г. жизни, когда найдена была в храме книга Завета, Иосия реформировал богослужение по руководству этой книги ( 4Цар 22,1–23, 30 ; 2Пар 34,8 – 35,27 ). Еще за пять лет до этой важной реформы Иеремия был призван к пророческому служению, но, очевидно, в первые годы своего служения он неизвестен был в Иерусалиме: иначе бы его совета спросили придворные, обращавшиеся за разъяснениями угроз книги Завета к пророчице Олдаме ( 4Цар.22:14 ). Ко времени царя Иосии относятся первые речи Иеремии, содержащиеся в II-VI гл. и Иер 17.13–27 . Хотя Иеремия не принимал близкого и прямого участия в реформаторской деятельности Иосии, тем не менее он глубоко ей сочувствовал и оплакал гибель этого царя в плачевной песни, которая не дошла до нас ( 2Пар 35.25 ). В это время Иеремия появляется в Иерусалиме и говорит свои обличительные речи главным образом в храме, где у него было больше всего слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоанн II иерусалимский епископ Иоанн II иерусалимский епископ (386–417 г.), преемник Кирилла, известен, главным образом, участием в оригенистических и пелагианских спорах. Родился он между 350 и 356 г. (Иеронима письмо 82, 8), в молодости жил некоторое время среди монахов нитрийской пустыни, склонных к оригенизму, и здесь, по-видимому, познакомился с Руфином; вместе с последним был заключен к тюрьму арианином Валентом из-за приверженности к никейскому символу, хотя Иероним и пытается набросить сомнение на этот факт (Иер. против Руфина 2, 3; ср. 3, 26; Руфин. Церк. Ист. 2, 4 и Апология к Анастасию 2). До вступления на престол Феодосия, пока господствовали ариане, он – по словам Иеронима (против Иоанна иерус. 4) – избегал из благоразумия открытого общения с православными епископами, изгнанными Валентом, но сам ничем не навлекал на себя подозрения в неправославии и пользовался большим влиянием. Льстецы сравнивали его с мудрецами Греции, но Иероним находит, что ему не доставала научных знаний и глубины мышления (Иерон. 1: cit.). В 386 г. (лет 30-ти) Иоанн был избран епископом иерусалимским; Иероним говорит, что он достиг этого не совсем законным путем. В это время в его епархии жили многие известные западные церковные деятели; к ним принадлежали Руфин и Мелания на Елеонской горе и Иероним с Павлой в Вифлееме. К Иоанну они относились с уважением. Руфин лучшим показателем православия считал согласие с епископом иерусалимским (Апология 1. 13), а позднее папа Анастасий в 401 г. писал ему очень лестное письмо (Migne lat. XX; 68 сл.). В 394 г. в Палестину прибыл Епифаний кипрский (см. «Энц.» V), чтобы посетить основанный им монастырь в Елевферополе (см. «Энц.» V). По дороге он заезжал в Иерусалим, где был с почетом принять Иоанном. Так как Епифаний слышал, что опровергаемый им Ориген высоко чтится Иоанном и Руфином, то он в церкви Воскресения произнес антиоригеновскую проповедь, в которой говорил, что «не должно хвалить Оригена , отца Ария и источник других ересей» (письмо Епифания в письмах Иеронима 51, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Справедливость, правда, правосудие (Justice) В современных переводах Библии слова справедливый, справедливо и справедливость встречаются около сотни раз – в подавляющем большинстве случаев в Ветхом Завете и лишь изредка в Новом Завете. Справедливость – понятие, связанное с законом, поэтому Божья справедливость раскрывается, в основном, в Ветхом Завете. В Новом же Завете человек оправдывается по Божьей милости. Справедливость – один из наиболее выдающихся атрибутов Бога в Писании. Бог раз за разом изображается эталоном справедливости и праведности, особенно в пророческих книгах ( Ис.28:6; 51:4–5; 61:8 ; Иер.9:24; 21:12 ; Иез.34:16 ). Справедливы и праведны все Божьи пути: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» ( Втор.32:4 ; см. также Неем.9:13, 33 ; Ис.58:2 ; Ин.5:30 ; 2Фес. 1:6 ). В праведных должна отражаться Божья справедливость, ибо Господь любит правду ( Пс.36:28 ; ср. Быт.18:19 ; Втор.27:19 ; Иер.22:3 ). Образ настолько тесно связан с самой природой Бога, что «злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все» ( Притч.28:5 ). Справедливость нередко изображается синонимом беспристрастности, но чаще она приравнивается к праведности ( 2Пар.12:6 ; Неем.9:33 ; Иер.22:15; 23:5; 33:15 ; Иез.18:5 ). Наглядный пример этому – бедствия Иова. Из Писания мы знаем, что Бог всегда справедлив ( Втор.32:4 ), тем не менее Его отношение к Иову не беспристрастно – он страдает по Божьей воле, несмотря на свою праведность. Иов ничем не заслужил такого наказания, однако он переживает боль и потери. Но хотя Божий справедливый суд часто связывается с наказанием и гневом, важную роль в нем играет милость. Исаия пророчествовал, что «Сион спасется правосудием» ( Ис.1:27 ), а также: «Суд Мой поставлю во свет для народов. Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы» ( Ис.51:4–5 ; см. также Иер.30:11 ; Иез.33:13–20; 34:16 ). Здесь справедливость связывается с искуплением и спасением, приносящими освобождение пленным и избавление угнетенным. Божья справедливость не бывает холодной, ибо Бог есть любовь. Она приносит радость ( Притч.21:15 ). В псалмах порой выражается восторженная радость от того, что Бог идет судить землю ( Пс.66:5; 95:12–13; 97:8–9 ). Прекрасным наглядным примером справедливости служит фигура Отрока в книге Исаии. Исаия пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Прекрасен, возлюбленные, позор по Богу (то есть стыдливость) – неподкупный, неподдельный, неукоризненный примиритель с Богом. Посему воспримем таковой, чтобы [ Col. 1636 ] имели мы дерзновение во время пришествия Господа, ибо оно близко, при дверех ( Мк. 13:29 ). Есть стыд по Богу, чтобы вовсе не дерзать подымать глаза и проявлять дерзновение пред лицом Божиим из-за множества зол, которые мы признаём за собой. Посему когда наносят нам люди какое-либо бесчестие, то тотчас да помыслим о той последующей славе от Господа и благодарно и с терпением будем это принимать. Ибо ради [нашей] пользы делает это с нами Бог, и потому будем при бесчестии беспечальными и невозмутимыми. Посему мы много обязаны стыдиться перед непамятозлобивым Господом. И особенно в нынешнее время, по сказанному: И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя ( Дан. 3:33 ); У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей… у царей наших, у князей наших… потому что мы согрешили пред Тобою ( Дан. 9:7–8 ); Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили и заповедей Твоих не слушали ( Дан. 3:29–30 ). Как и Иеремия, пророчествуя тогда о том, что произошло с нами ныне, говорит: Посрамихомся, зане слышахом ругание наше, покры срамота лице наше, яко приидоша чуждии во святая наша в дом Господень ( Иер. 51:51 ). Говорит и Давид: Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред тобою вси оскорбляющии мя ( Пс. 68:20 ) и: студ 100 лица моего покры мя ( Пс. 43:16 ). И это есть стыд прекрасный и по Богу, который ведет к покаянию и дерзновению. Но есть и вредный стыд, по Писанию, говорящему: есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать ( Сир. 4:25 ). Ибо многие стыдящиеся кого-то впадают в сети диавольские (ср. 1 Тит. 3:7 ). И прибавляет: Покрываяй нечестие свое не успеет во благая, поведая же обличения возлюблен будет ( Притч. 28:13 ). И опять:Праведный себе самаго оглаголник во первословии ( Притч. 18, 17 ) и: елико убо незлобивии держатся правды, не постыдятся( Притч. 1:22 ); Разумети бо закон – помысла есть благаго ( Притч. 9:10 ), и продолжает: Блажен муж, иже боится всех за благоговение ( Притч. 28:14 ) и: уготовляй на исход дела твоя ( Притч. 24:27 ) и не стыдись исповедать грехи твои ( Сир. 4:30 ). Посему человеку нужно различать, когда он должен постыдиться ради спасения души, а когда и отвергнуть стыд как греховный. Ибо бывает так, что из-за стыда обещающий своему другу 101 делает его напрасно [тем самым] своим врагом. Посему мы, возлюбленные, да стяжаем стыд по Богу, подражая мытарю, стыдящемуся воззреть на небо, но биющему себя в грудь и говорящему: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! ( Лк. 18:13 ), чтобы и мы получили оставление грехов во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же слава и держава во веки. Аминь. [ Col. 1637 ]

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Предисловие 1. Пророк Варух и автор книги Варуха. 2. Содержание книги Варуха. 3. Время, место и цель написания книги Варуха. 4. Первоначальный язык книги. 5. Единство книги. 6. Церковное достоинство книги Варуха. 7. Литература. Глава 1 2 3 4 5     Предисловие 1. Пророк Варух и автор книги Варуха. Варух, друг и помощник Иеремии, вероятно, происходил из знатного рода, как видно из того, что предки его исчисляются до пятого рода ( Вар.1:1 ). Его брат Сераия заведовал при царе Седекии сбором податей ( Иер.51:59 ). Ему пришлось претерпеть вместе с Иеремиею, много гонений, а после взятия Иерусалима и убийства Годолии он принужден был, как и Иеремия, переселиться в Египет. Одни говорят, что он скончался в Вавилоне, куда отправился по смерти Иеремии, другие же утверждают, что он умер, по возвращении из Вавилона, в Египте. Был ли пророк Варух действительно автором приписываемой ему книги – это вопрос еще не решенный окончательно. Наши богословы почти все утверждают подлинное происхождение этой книги от пророка Варуха, но они не обращают достаточного внимания на те затруднения, какие являются с принятием этого мнения. В самом деле, в книге Варуха находится немало таких сведений, которые прямо расходятся с показаниями книги пророка Иеремии и 4-й книги Царств (эти затруднения будут указаны при самом изъяснении книги). Как ни стараются примирить эти противоречия книги Варуха с каноническими сведенными книгами наши толкователи – это им не удается, и у беспристрастного читателя книги остается такое впечатление, что она не могла быть написана Варухом – человеком, которому хорошо были известны все обстоятельства жизни народа иудейского вскоре по разрушении Иерусалима 2. Содержание книги Варуха. Книга пророка Варуха состоит из предисловия ( Вар.1:1–14 ) и четырех частей, из коих в первой ( Вар.1:15–2:8 ) содержится молитва , в которой пленные иудеи исповедуют грехи свои и своих предков, как поведшие за собою падение Иудейского государства, и умоляют Бога о помиловании; во второй части ( Вар.2:9–4:8 ) содержится учение о премудрости; в третьей ( Вар.4:9–29 ) пророк убеждает пленников от лица Иерусалима. чтобы они покаялись во грехах своих и молились Богу о спасении и в четвертой ( Вар.4:30–5:9 ) даются утешительные обетования Иерусалиму. 3. Время, место и цель написания книги Варуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Саранча (Locust) В Библии саранча играет, в основном, роль отрицательного образа, но не всегда. К нашему удивлению, в Ветхом Завете саранча считалась чистым насекомым, которое евреям разрешалось есть ( Лев.11:20–23 ). Образ саранчи как средства к существованию увековечен в описании Иоанна Крестителя, питавшегося саранчой и диким медом ( Мк.1:6 ), – образе аскетического благочестия жизни в пустыне. Но по большей части саранча служит в Библии образом ужаса и уничтожения посевов, причем часто с дополнительным значением орудия Божьего суда в отношении непокорного народа. В основе всех этих образов лежат действительные факты поведения саранчи. Саранча крайне прожорлива на всех трех стадиях своего развития – в стадии личинки, когда бескрылая саранча прыгает как блоха, в стадии куколки, когда крылья находятся в коконе и саранча передвигается как обычное насекомое, и во взрослой стадии имаго, когда она начинает летать. Взрослая саранча летает в воздухе тучами и полностью покрывает участок местности, на который садится, оставляя его после себя опустошенным. Первое нашествие саранчи, о котором читаем в Библии, произошло в Египте, где она «поела всю траву земную», став орудием страшного Божьего суда ( Исх.10:1–20 ). Таким образом, включение наказания саранчой в число проклятий за нарушение завета служило для Божьего народа предостережением не вести себя так, как египтяне ( Втор.28:38, 42 ср. Ам.4:9–10 ). Именно избавлению от подобных бедствий Соломон посвятил храм ( 2Пар.6:28–31 ). Бесчисленное множество саранчи в стае ( Суд.6:5; 7:12 ; Иер.46:23; 51:14 ), физическое сходство ее головы с головой коня ( Иов.39:20 ; Иер.51:27 ; Откр.9:7 ), ее наступление стройными рядами ( Притч.30:27 ), ее способность «опустошать землю» ( Наум.3:15–17 NIV и ее шумное приближение ( Откр.9:9 ) делают саранчу подходящей метафорой нашествия войска захватчиков. Поводом для пророчества Иоиля послужило нашествие саранчи ( Иоил.2:1–11, 25 ), ставшее в его пророческом видении символом Божьего суда над отступническим народом. Иоиль описывает нашествие подробно и с использованием технических деталей, упоминая, например, о «гусеницах», «саранче», «червях» и «жуках» ( Иоил.1:4 ), то есть о стадиях развития саранчи. Вид и шум наступающей саранчи Иоиль сравнивает с «сильным народом, выстроенным к битве» ( Иоил.2:5 ). Приближение саранчи напоминает облако и распространяющуюся зарю ( Иоил.2:2 ). При ближайшем рассмотрении она выглядит, как скачущие всадники ( Иоил.2:4 ), как опытные воины, каждый из которых идет своей дорогой и не сбивается с пути ( Иоил.2:7 ). Взмахи крыльев и хруст челюстей производят треск как от огненного пламени ( Иоил.2:5 ), и, подобно огню, саранча пожирает все на своем пути ( Иоил.2:3 ; ср. Иоил.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2.6. Обрезание Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета И, наконец, этот завет запечатлевается заповедью обрезания, которое должно совершаться в восьмой день. Здесь на нем нужно остановиться несколько подробнее. У обрезания мы можем увидеть два значения: первое – поучительное, которое говорит нам о том, что обрезание – это не только формальный знак принадлежности к избранному народу и завету с Ним. Уже в книгах законоположительных в устах самого Моисея звучат выражения, которые говорят нам о том, что это есть не только формальный телесный знак. Например, в книге Левит в 26 главе упоминается сердце «необрезанное», в книге Второзаконие Моисей говорит: «Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего», далее пророк Иеремия в своей книге в 9 главе – его устами, вернее, Господь говорит, что «весь дом Израилев с необрезанным сердцем» (Иер. 9:26). И, наконец, чтобы заключить этот ряд, приведем слова первомученика Стефана перед судилищем, когда он говорит: «жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами» (Деян. 7:51), – несомненно, что даже эти несколько цитат показывают, что в этом обрезании мы должны увидеть нечто большее такого телесного знака. Ну, уши еще можно обрезать каким-то образом, но если человеку обрезать сердце, то летальный исход обеспечен. Таким образом, нужно понять, какой же здесь внутренний смысл. Связь с жестоковыйностью говорит о том, что обрезание – это есть знак и символ подчинения человека воли Божией, символ необходимости отрешиться от греховных дел плоти и духа, и поэтому главным объектом, которому это обрезание должно полагаться, является сердце, из которого выходят злые помышления и злые дела. Плод этого обрезания есть вступление с Богом в завет и наследие его обетования. А прообразовательное значение обрезания есть то, что обрезание есть прообраз крещения. В 30-й главе книги Второзаконие Бог обещает Сам через определенное время после плена обрезать сердца израильтян (Втор. 30:6). Апостол Павел в послании к Римлянам говорит о том, что обрезание Авраама есть «печать праведности через веру» (Рим.

http://sedmitza.ru/lib/text/430859/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010