Скачать epub pdf Глава XV Иер. 15:1 . И рече Господь ко мне: аще станут Моисей и Самуил. Поскольку он, по всей вероятности, думал, что тех, впавших в идолопоклонство, могут избавить (от наказания) Моисей и Самуил, так как они одним ходатайством достигли всего, а я, столько раз приступая, не сделал ничего, и нахожусь часто – как бы так говорит – в большом затруднении, то послушай, как его утешает. Аще станет, говорит, Моисей и Самуил, они не могут избавить их. Иер. 15:1 . Изрини народ сей ( λαν τοτον 120 и да изыдут. Ничто из этого их не покорило, не склонило, не сделало лучшими, а остались неисправимыми. Иер. 15:4 . И предам их во утеснение всем царствам земным. Так чтобы всюду известно было, что с ними произошло. Иер. 15:4 . Ради Манассии. Видишь ли силу покаяния? Это тот Манассия, ради которого всюду по вселенной рассеиваются иудеи; ни Моисей, ни Самуил не могли их избавить, а он покаянием избавил себя и примирился с Богом. Не за грехи его, говорит, наводит на них бедствия, а за то, что остались в его идолопоклонстве. Иер. 15:5 . Кто умилосердится к тебе, Иерусалиме? И кто поскорбит о тебе? Велико непотребство, если кто, и будучи наказываем, не возбуждает жалости в зрителях. Обыкновенно сами обиженные примиряются совершенно с обидевшими, когда видят (их) наказываемыми. Но твое поведение делает тебя не заслуживающим ни прощения, ни милости. Иер. 15:6 . Ты оставил мя еси, вспять пошел еси. Видишь, что не Я виноват? Иер. 15:8 . Умножишася вдовицы их паче песка морского. Умножили вдов больше морского песку, ввели бездетность и, чтобы не приписывали этого несчастия природе, телесному увечью, сделали (мать) имевшую много детей бездетною. Иер. 15:8 . Бедность о полудни. Смотри, как наводит наказания, чтобы не считали их обычными, а – наведенными Богом. Иер. 15:8 . Навергох на ню внезапу трепет ( τρμον 121 и заботу ( σπονδν 122 . Говорит о жене, имеющей много детей. Трепет, то есть, страх, заботу, то есть, смятение. Иер. 15:9 . Праздна бысть родившая седмь. То есть, имевшая много детей сделалась бездетною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 51 Потом Пророк дает различные именования врагам, и во первых называет их ( Иер.51:1 ) «ветром знойным», который обыкновенно губит растения; потом ( Иер.51:2 ) «ругателями», а сим дает разуметь справедливость наказания; потому что потерпит, как сказано, «елика сотвори» ( Иер.50:25 .). Повелевая же врагам без пощады излить гнев на всех, Бог присовокупил: Иер.51:5 . Понеже не овдове Израиль, и Иуда от Бога своего, от Господа Вседержителя, яко земля их наполнися неправды от святых Израилевых. За суеверие и беззаконие Израильтян отвратил Я взор от них; но не лишил их совершенно Моего о них попечения. Иер.51:7 . Чаша златая Вавилон в руце Господни напаяющи всю землю вином своим исполнил народ сей, «потрясошася» народы. ( Иер.51:8 ). «Внезапу паде Вавилон, и сокрушися». И блаженный Даниил, толкуя сон Навуходоносору, сказал, что «глава златая» есть сам царь вавилонский ( Дан.2:38 ). И здесь Пророк наказание, в лиц его наложенное на другие народы, нарек «чашею златою». Посему сказует, что, подвергнув наказанию другие народы, внезапно, сверх всякого чаяния, Вавилон и сам взят и разрушен. Потом народам, пришедшим на помощь, говорит: «Плачите по нем, возмите масти к болезни его, да исцелится», то есть, подайте ему врачества помощи. При сем Пророк изводит на середу сих помощников, и в уста им влагает такой ответ: Иер.51:9 . Врачевахом его, «и не исцеле: оставим его, и отъидем кийждо в землю свою, взыде бо к небеси суд его, и воздвижеся даже до звезд». ( Иер.51:10 ). «Изнесе Господь суд Свой». Сию кичливость царя вавилонскаго предвозвестил и блаженный Исаия; ибо говорит: он сказал: «выше звезд поставлю престол мой» ( Ис.14:13 ). Потом Пророк яснее представляет и дающаго повеление, и исполняющего оное. ( Иер.51:11 ). «Воздвиже Господь дух» царя мидскаго, «яко противу Вавилона гнев Его, да погубит и, понеже отмщение Господне есть, отмщение» храма «Его». ( Иер.51:12 ). «На стенах вавилонских». Что осмелился он сделать с храмом, тому подвергну и стены Вавилона. Потом, как бы посмеиваясь, советует Бог Вавилонянам поставить на стенах «стражей», возбуждать их и уготовлять оружие. И давая знать, что от всего того не будет никакой им пользы, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пророк Софония, сын Хуция, сына Гедалии, сына Амарии, сына Езекии, как полагают, – Езекии, царя иудейского 1 , проходил служение своё в дни Иосии, сына Амонова, царя иудейского ( Соф. 1:1 ), царствовавшего от 641–610 г. пред Рожд. Христ. С таковым определением времени деятельности пророков согласуется как помещение его книги в ряду малых пророков – между Аввакумом с одной стороны и Аггеем с другой; так равно и содержание его пророчеств. По 2, 13–15 ст., где пророк возвещает погибель царству Ассирийскому и столице этого царства Ниневии, как это царство, так и столица его представляются существующими ещё во всей своей могучей крепости. Погибель же их совершилась не ранее, как в последние годы Иосии, а может быть даже и по смерти его. Затем, находящееся в книге пророка изображение нравственного развращения, господствовавшего в его время в Иерусалиме, во многом сходится с изображением этого состояния у пророка Иеремии, который выступил на поприще своей деятельности в 13-й год царствования Иосии. Согласно с Иеремиею, Софония рядом с почитанием Иеговы ( Соф. 1:5 ср. Иер. 6:20 ) говорит об идолослужении ( Соф. 1:4, 5 ср. Иер. 7:17, 18 ); о ложных клятвах Иегове и клятвах идолами ( Соф. 1:5 ср. Иер. 5:2; 7:9, 5:7; 12:16 ); о преступном владении законом ( Соф. 3:4 ср. Иер. 8:8 ); о глубоком нравственном развращении, которое проникло во все сословия, – в царский род, князей, пророков и священников (1, 4, 8, 9; 3, 3; ср. Иер. 2:8, 26 ). Согласно с Иеремиею, он обозначает народ Израилев, как народ бесстыдный (2, 1; 3, 5 ср. Иер. 3:3; 6, 15; 8, 12 ) и Иерусалим, как город возмутительный ( Соф. 3:1, 5 ср. Иер. 4:17; 5:23 ), как город обагрённый кровью и очернённый мерзостью идолослужения ( Соф. 3:1 ср. Иер. 2:22, 23, 34 ), как город, насильствующий вдов и сирот, как город, дома которого полны добра, добытого путём неправды ( Соф. 3:1 и Соф. 1:9 ср. Иер. 5:27; 6:6 ). Такое сходство между пророками свидетельствует о том, что Софония пророчествовал при тех же обстоятельствах и при том же состоянии народа, при каких обстоятельствах и при каком состоянии народа начал свою пророческую деятельность и Иеремия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Особенно славится конями Египет. Но египтяне, издавна занимаясь коневодством ( Быт.47:17 ), преследовали при этом не повседневные мирные, а преимущественно военные цели. В египетских войсках всегда находились кони в значительном количестве, что увеличивало боевую способность воинов, ободряло их и делало грозными для неприятелей. Однако конницы, в современном значении этого слова, в египетских войсках не было. Боевые кони запрягались в военные колесницы ( Исх.14:7 сл.) и воины сражались, стоя на этих колесницах. Если же в библейских книгах часто говорится о египетских всадниках, то под ними, в большинстве случаев, следует разуметь людей, которые должны были заботиться во время походов о конях и колесницах и управлять во время боя запряженными конями. Эти люди также входили в составь войска и были воинами, но не строевыми, а принадлежавшими к разряду военных служителей (возницы: Иер.51:21 ). Между тем, собственно воины становились на колесницу вместе со служителем и с колесницы вели бой, бросая в неприятеля стрелы, запас которых находился здесь же в колчанах, прикрепленных к колеснице. Позднее в египетских войсках существовала конница в собственном смысле: воины, вооруженные копьями, вели бой, сидя на конях; но, наряду с многочисленными конными отрядами, египтяне продолжали употреблять и колесницы, запряженные конями ( 2Пар.12:3 . Иер.46:4,9 ), потому что действовать луком и стрелами было всего удобнее с колесниц. Кроме египтян, коней имели, – преимущественно с военными целями, – хананейские племена, населявшие Палестину до ее занятия сынами Израиля ( Втор.20:1 . Нав.11:4 . Суд.5:22,28 и др.), филистимляне ( 1Цар.13:5 . 2Цар.1: 6 ), сирийцы ( 3Цар.20:1 . 4Цар.5:9 , 4Цар.6:14 ) и вообще все могущественные и воинственные народы и племена (ассирияне, вавилоняне, мидяне, персы, народы Армении – царства араратские, минийские и аскеназские: Иер.51:27 ), от нашествия которых так много страдали сыны Израилевы, и которые постоянно вели борьбу между собою ( Ис.5:26–28 . Иер.4:7 , Иер.13:29 , Иер.6:23 , Иер.8:16 , Иер.50:37,42 , Иер.51:27–29 . Иез.26:7,10,11 . Наум.3:2,3 . Авв.1:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Глава 46 «Слово еже бысть ко Иеремии Пророку от Господа на вся языки». Положив конец пророчествам о народе Божием, предвозвещает, что будет с другими народами, научая тем, что Он – Создатель Бог и Владыка всех. И сначала говорит об Египте: означает же и время пророчества; потому что изрекается оное по смерти фараона Нехао, который убил Иосию при реке Евфрат, а сам убит царем вавилонским. Иер.46:3 . Возмите оружие и щиты, и идите на брань, Иер.46:4 . оседлайте кони и вседайте, всадники, и станите в шлемех ваших, уставите копия, и облецытеся в броня ваша». Поскольку полагались они на это, на опытность в управлении конями и на полное вооружение: то Бог повелевает употребить сие в дело, научая, что все это для них бесполезно, как и видно сие из последующего: Иер.46:5 . Что убо сии страшливы? И хребты обращают? потому что «крепцыи их избиты, побегоша скоро, и не озрешася вспять», окруженные «отовсюду, глаголет Господь». Потом повелительно изрекает: ( Иер.46:6 ). Да не убежит «легкий», да не спасается «крепкий на полунощь: близ реки Евфрата» изнемогли, и «падоша». Потом припоминает прежние успехи. Иер.46:7 . Кто есть той, иже яко река восходит, и яко реки воздвижутся волны его? ( Иер.46:8 ). Египет «аки река взыдет, и аки река восколеблются воды его». Указывает и на высокомерные речи Египта. «И рече: взыду, и покрыю землю, и погублю град, и живущая в нем». И давал знать, что события не соответствуют мечтанию помыслов, Пророк, как бы посмеиваясь, говорит: Иер.46:9 . Возсядите на кони, и устройте колесницы, изыдите сильнии (разумеет помогавших Египтянам) «Муринстии, и Ливиане» «вооруженнии щитами, и Лидяне взыдите, наляцайте лук». Потом извещает, как, по Божию мановению, сокрушается бодрость Египтян. Иер.46:10 . День сей Господа Бога нашего, «день отмщения, да отмстит врагом Своим: и пожрет меч» Мой мяса, «и насытится, и упиется кровью их. А» сим означает множество убитых. «Яко жертва Господу» Саваофу от «земли полунощней, близ реки Евфрата». Поскольку Египтяне понесли наказание за нечестие, и умерщвлены по Божию изволению; то Пророк в избиение их назвал посему жертвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Посланничество, посылать Библия часто говорит о том, что Бог посылает к людям Своих вестников; за этим стоит то обстоятельство, что, с одной стороны, Бог «приклоняется» с высот к земле, чтобы принять участие в жизни людей ( Пс. 112:5.6 ), но с др. стороны Он, как Господь, не допускает проявления людьми полного своеволия в действиях. Бог является Тем, Кто посылает вестников с определ. миссией, и Его создание может быть только ⇒ посланником или получателем. I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) общее значение слова «посылать» – «поручать»: напр., Бог посылает Своего ангела с поручением вести и охранять Его народ ( Исх. 23:20 ; ср. также Быт. 24:7 ); 2) чаще всего П. означает поручение передать определ. весть, т.е. повеление или разрешение возвестить ее (ср. 3Цар. 5:2.8 ). Выражение «послать за...» может иметь значение «потребовать» ( 3Цар. 20:7 ); 3) «послать» в значении «поручить известить кого-то» особенно часто встречается в тех случаях, когда речь идет о ⇒ пророках. Их посылает Сам Бог, и они, вняв Ему, идут, говорят или проповедуют ( Ис. 6:8 ; Иер. 1:7 ). О лжепророках сказано, что они «не посланы», т.е. не имеют поручения от Бога ( Иер. 14:14 ; Иер. 23:21.32 ; Иер. 27:15 ; Иер. 29:9 ). Послушание требуется не только от посланных пророков: сами пророки получают власть требовать послушания от тех, к кому они посланы ( Иер. 26:12 ). О народе, который не слушает посланников Божьих, Бог говорит: «Они не слушались Меня» ( Иер. 7:25 ); 4) наделяя посланных полномочиями, Бог не отдает Свое Слово в распоряжение человека-посредника: через него Он передает на землю Свое Слово ( Пс. 106:20 ; Пс. 147:1–4 ), позволяя совершиться тому, для чего Он и посылал это Слово ( Ис. 55:11 ); Бог Сам посылает «милость Свою и истину Свою» ( Пс. 56:4 ), а также «избавление народу Своему» ( Пс. 110:9 ); 5) в ВЗ глагол «П.» иногда употребляется в том значении, которое указывает на НЗ: Бог посылает вестников, чтобы уберечь Свой народ от последнего Суда. Так, в Мал. 4:5.6 содержится обетование о том, что будет вторично послан пр. ⇒ Илия . Божья цель, а именно благовествование нищим, исцеление сокрушенных сердцем, освобождение узников, проповедь милости и суда, так ясно высказана в Ис. 61:1 , что Иисус, воспроизводя это место Писания, говорит: «Ныне исполнилось писание сие, услышанное вами» ( Лк. 4:16–21 ). Все многообразие новозаветного понятия «посланничество» отражается в Ис. 66:19 , где Бог дает обетование послать людей из числа спасенных Им к язычникам, чтобы проповедать среди них Его славу. II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 50 1–16. Пророчество о Вавилоне. Иер.50:1–46 . Вавилон и его боги падут (1–8), а Израиль и Иуда получат в это время свободу (4–5). – Это две главные мысли пророчества L и LI-й главы. Развивая их, пророк говорит, что раньше народ избранный много терпел от врагов за свое отступление от Иеговы, но теперь он уйдет из Халдеи, которая в свою очередь подвергнется окончательному опустошенно за свою радость, которую она проявляла разрушая Иудейское государство. Израиль снова поселится на своей земле и будет жить, чистый от грехов, в общении с Иеговою, тогда как Вавилону угрожает страшное нашествие враждебных полчищ и меч истребит всех халдеев (6–46). Иер.50:1 .  Слово, которое изрек Го­с­по­дь о Вавилоне и о земле Халдеев чрез Иеремию про­рока: «Через Иеремию пророка». Такое надписание объясняется тем, что пророчество это произнесено было не лично Иеремиею, а послано в Вавилон с Сераиею ( Иер 51.59 ). Иер.50:2 .  воз­вестите и раз­гласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите: «Вавилон взят, Вил по­срамлен, Меродах сокрушен, истуканы его по­срамлены, идолы его сокрушены». Знамя ­­ сигнал для оповещения о важных новостях. – «Вил» – высший бог вавилонян (ср. Ис 46.1 ). – «Меродах» – по ассир. Marduk – то же, что Вил. Иер.50:3 .  Ибо от севера поднял­ся про­тив него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинут­ся и уйдут. «От севера… народ» – см. также Иер 51.27 . Иер.50:4 .  В те дни и в то время, говорит Го­с­по­дь, при­дут сыновья Израилевы, они и сыновья Иудины вместе, будут ходить и плакать, и взыщут Го­с­по­да Бога своего. Ср. Иер 3:18, 21, 31:8 . Слезы свидетельствуют об истинном раскаянии Израиля. Иер.50:6 .  Народ Мой был как по­гибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разо­гнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе свое. Ср. Иер 10:21 , 23и сл. Горы, в которых заблудились евреи, как овцы, – это чуждые великие царства, у которых евреи искали помощи. Иер.50:7 .  Все, которые находили их, по­жирали их, и при­теснители их говорили: «мы не виноваты, по­тому что они согрешили пред Го­с­по­дом, пред жилищем правды и пред Го­с­по­дом, надеждою отцов их».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иудеи Иудеи – по первоначальному словоупотреблению (в Библии прежде всего у пр. Иер.32:12 , Иер.38:19 , Иер.40:11 , Иер.41:3 , Иер.44:1 , Иер.52:28,30 ) – название для обозначения рода подданных царства иудейского, а также (у писателя 4Цар.16:6 , 4Цар.25:25 ) название отдельных личностей, принадлежавших к населению царства иудейского и выходцев из него. Со времени гибели 10-коленного царства израильского, составлявшего другую половину распавшегося народа Божия, «Иуда», как общий представитель этого народа, противопоставляется всем другим народам, и выражение «иудеи» становится существенно равнозначительным с понятием «евреи» ( Иер.34:9 ). Когда надо было. противопоставить арамейскому наречию еврейское, в 4Цар.18:26, 28 (ср. также 2Пар.32:18 и Неем.13:24 ) последнее именуется «иудейским», что показывает, что понятие «иудейский» не только вполне исчерпывало соответствующее ему понятие «еврейский», но и предпочиталось ему в употреблении. Как наименование целого народа, – в полном смысле слова выражение «иудеи» стало употребляться собственно уже в послепленное время. Такое наименование усвоили себе еврейские переселенцы, осевшие в Иерусалиме. Иосиф Флавий объясняет (Древн. 11, 5–7) это тем, что «колено Иудово первое прибыло в ту местность, откуда как народ, так и самая страна получили свое название» (Иудея). Нужно думать однако, более: это произошло от того, что большинство возвратившихся принадлежало к бывшему царству иудейскому, а равно вследствие сосредоточения религиозных надежд народа в имени «Иуды»; последнее оправдывается тем, что не только все евреи, возвратившиеся из Вавилона, приняли это название, но и оставшиеся в Вавилоне, как еще впоследствии рассеявшиеся по другим странам. Вообще в устах и язычников и израильтян, это название весьма скоро стало обычным для обозначения всего израильского народа – как в национальном, так и в религиозном смысле этого слова. В таком смысле однажды встречается это название (иудеи) у пр. Захарии ( Зах.8:23 ) и Даниила ( Дан.3:8,12 ), чаще у Ездры и Неемии и преимущественно в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Скачать epub pdf Глава XI Иер. 11:1 . Слово, еже бысть от Господа ко Иеремии глаголющее: слышите словеса завета сего. Показав безрассудство тех, которые говорят, что Бог, заботясь о храме, не накажет их, когда грешат, и что совершающие грехи пред Богом не будут иметь какой-либо пользы от обрезания, угрожает им тем, что, не слушая увещания пророка, они подвергнутся крайнему наказанию. Иер. 11:3–4 . Проклят муж, иже не послушает словес завета сею, егоже заповедать отцем вашим в день, в оньже изведох их от земли Египетския, от пещи железные. Еврейский текст говорит: «из печи железа» в том смысле, что отцы ваши подпали таким бедствиям, как железо, в печи размягчаемое и разбиваемое. Как слушали, будучи порабощаемы и погубляемы египтянами? Чтобы показать, что возможно слушать, когда хотят. Была глина и кирпичи, и никто не противоречил; (был) отдых и манна, и роптали. Но ничто не являлось великим для жестоковыйных. Иер. 11:5 . Да утвержду клятву мою, еюже кляхся отцем вашим еже дати. Так делает и в новом (завете): избавил нас от жестокого рабства, нестерпимого и ужасного господства, дал закон не звавшим Его и не молившимся Ему, и опять обещает дать небесное царство. Иер. 11:6–8 . Прочти вся словеса сия и пр. и не сотвориша. Смотри на человечное сочувствие желающего только миловать их, наблюдающего не за тем, что справедливо, а – что близко (природе). Иначе бережет отец, иначе – чужой. Отец часто наказывает и не ослабевает; чужой, видя, ослабевает. Разве не чадолюбивейший Он у нас? Отныне оставляю все то; пусть служат величайшим примером отечественные бедствия. Иер. 11:9 . Обретено есть совещание в мужех Иудиных. Говорит о ряде бедствий вследствие грехов. Иер. 11:10 . Возвратишася к беззакониям первых ( τν προτρων) отец своих. Какое снисхождение! Что трудно, что тяжко? Тяжко грешить. Не смотрели на пример предков. Иер. 11:14 . Ты же не молися о людех сих. Не услышу бо. Видишь решение? И прежде сказал, что не буду слушать тебя; и опять говоришь. Прочитай эти слова. И опять открываешь возможность спасения, говоря: если исправляя исправите пути ваши и дела

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

I. В Библии животные разделяются на четыре класса: на животных, живущих на суше – четвероногих больших и малых ( Лев.11:2 ), рыб морских ( Лев.11:9, 10 ) птиц небесных ( Лев.11:13 ), пресмыкающихся ( Лев.11:20, 29, 41 ). Первый разряд подразделяется на домашний скот и на животных полевых, диких ( Быт.1:25, 2:20, 7:14, 21, 8:1, 17, 19 ). Кроме этого деления существовало еще деление религиозно-обрядового характера – на чистых и нечистых, не совпадавшее с первым. Из животных, живущих на суше, чистыми считались имеющие раздвоенные копыта и жующие жвачку, как то: коровы, овцы, козы, буйволы, олени, серны, лани, ориски и камелопарды ( Втор.14:5 ). О последних составить определенное понятие трудно. Все остальные, не имеющие вышеупомянутых признаков, причислялись к нечистым. Из них в Библии упоминаются: осел ( Быт.37:25 ; 1Пар.12:40 ), верблюд ( 1Пар.27:30 ), лошадь ( Быт.47:17, 50:9 ), мул ( 2Цар.13:29 ), заяц, тушканчик ( Лев.11:5–6 ; Втор.14:7 ) и все хищные животные: волк, медведь ( 4Цар.2:24 ), лев ( Суд.14:8 ), пантера или барс ( Иер.5:6 ), гиена ( Иер.12:9 в евр.), лисица ( Песн.2:12 ). Для рыб в Свящ. Писании нет отдельных названий. Чистыми из них считались те, которые имеют плавательные перья и чешую. Из птиц в Библии упоминаются: голуби (см. Прав. Б. Энц. IV), горлицы ( Иер.8:7 ), куропатки ( 1Цар.26:20 ), журавли и ласточки ( Иер.8:7 ), куры ( Мф.23:37 ). Нечистыми считались все хищные птицы, как то: вороны, орлы, коршуны, соколы, ястребы, аисты и др. ( Лев.11:13–19 ; Втор.14, 12–18 ). К пресмыкающимся животным причислялись: мышь, ящерица ( Лев.11:29–30 ), лягушки, крот ( Исх.8:8 ), змея, червь, саранча ( Лев.11:22 ), пчела ( Суд.14:5, 8 ), шершень ( Исх.23:28 ), муха, моль ( Иов.4:19 ), муравей ( Притч.6:6 ), паук ( Притч.30:28 ), блоха ( 1Цар.26:20 ), скорпион ( Втор.8:15 ), гусеница ( Иоил.1:4 ), улитка ( Пс.57:9 ) и др. Чистыми из пресмыкающихся признавались только те, у которых голени выше ног, чтобы скакать, как то: саранча в четырех ее видах ( Лев.11:21, 22 ). Только чистые животные употреблялись в пищу и приносились в жертву. Домашние животные играли видную роль в экономической жизни израильтян и составляли главную часть их имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010