Через Иеремию Бог предпринял последнюю попытку призвать народ к покаянию, которое спасло бы его от наказания. Пророк говорит не о грехе вообще, он указывает конкретные прегрешения народа и его вождей ( Иер. 7:9 ; Иер. 19:4.5 ; Иер. 34:16 ). Но это не речь обвинителя, требующего наказания, а призыв к очищению от грехов с тем, чтобы Бог явил Свою милость. Для того чтобы подвигнуть народ к покаянию, необходимо предупредить его о приближающемся наказании. Иудеи считали, что поскольку в Иерусалиме стоит храм Господень, то все несчастья минуют город. Поэтому Господь угрожал разрушить и город, и храм ( Иер. 26:6 ; Иер. 34:2 ; Иер. 37:8 ), а Божий народ рассеять среди язычников, угнав из страны, которую Он даровал его предкам. Но Бог при этом взывал к народу: «Исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте» ( Иер. 7:3 ). Помимо речей, обличающих современников Иеремии, мы встречаем у него пророчества, относящиеся ко времени после падения Иерусалима. Мы узнаем об ограничении вавил. владычества 70 годами ( Иер. 25:11 ), о возвращении евреев из плена и о восстановлении Иерусалима ( Иер. 30:18 ). кроме того, уже в начале К.п.И. дается обетование о будущем спасении Израиля, когда люди не будут больше вспоминать о ковчеге завета, потому что Иерусалим станет «престолом Господа», к которому соберутся все народы ( Иер. 3:16.17 ). В момент величайшей нужды брошенный в темницу Иеремия снова и снова провозвещает грядущую славу Иуды и Израиля ( Иер. 30Иер. 33:26 ). IV. КОМПОЗИЦИЯ Книга пророка Иеремии состоит из 52 глав и представляет собой собрание речей пророка, произнесенных им почти за полвека. Приняв за кульминационный момент описание разрушения Иерусалима, композицию книги можно представить след. образом: Введение: призвание пророка на служение ( Иер. 1:1–19 ). 1 . Период до разрушения Иерусалима ( Иер. 2Иер. 39:18 ): а) призывы к покаянию ( Иер. 2Иер. 29:32 ); б) будущее спасение и новый завет ( Иер. 30Иер. 33:26 ); в) осада и разрушение Иерусалима ( Иер. 34Иер. 39:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Иер.7:11 .  Не соделал­ся ли вертепом раз­бойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Го­с­по­дь. Иудеи самый храм превратили в вертеп или пещеру, куда временно укрываются от преследования властей разбойники. Иер.7:12 .  Пойдите же на место Мое в Силом, где Я пре­жде назначил пре­бы­вать име­ни Моему, и по­смотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. «Силом», город колена Ефремова, до смерти первосвященника Илия был таким же теократическим центром, каким теперь служит Иерусалим. Однако за грехи дома Илия и всего народа Израильского он лишен был своего великого преимущества и теперь, во время Иеремии, он представлял собою одни развалины. Иер.7:13 .  И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Го­с­по­дь, и Я говорил вам с ран­него утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, – Иер.7:14 .  то Я так же по­ступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как по­ступил с Силомом. Иер.7:15 .  И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово. Точно также поступит Господь и с нынешним центральным пунктом теократии – Иерусалимом и его храмом. – «Семя Ефремова» – 10 колен Израилевых, названные здесь по имени сильнейшего колена. Иер.7:16 .  Ты же не про­си за этот народ и не воз­носи за них молитвы и про­ше­ния, и не ходатай­с­т­ву­й пре­до­ Мною, ибо Я не услы­шу тебя. Иер.7:17 .  Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Иер.7:18 .  Дети собирают дрова, а отцы раз­водят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать воз­лияния иным богам, чтобы огорчать Меня. Иер.7:19 .  Но Меня ли огорчают они? говорит Го­с­по­дь; не себя ли самих к стыду своему? Иер.7:20 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, изливает­ся гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева по­левые и на плоды земли, и воз­горит­ся и не по­гаснет. Чтобы показать неизбежность наказания, возвещаемого иудеям, Господь запрещает пророку и молиться за этот народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А святые угодники ходатайствуют, как друзья Иисуса Христа и как наши судии будущие, предстоящие теперь пред Спасителем, верховным Судиею. Поэтому, кроме Иисуса Христа, в слове Божием называются другие ходатаи, которые не предавали себя крестной смерти для искупления человеческого рода. Так, Дух Святой называется ходатаем ( Рим.8:21–27 ); Моисей называется посредником ( Гал.3:19 ); апостол Павел говорит о многих ходатаях ( 2Кор.1:11 ); Сам Бог указывает на пророков, как на ходатаев за народ ( Иер.27:18 ), и Сам искал среди народа мужа, который стал бы ходатаем пред Ним ( Иез.22:30 . Ср. 1Ин.5:6 , Иак.5:16–17 ). Ходатайство Иисуса Христа не устраняет поэтому ходатайства святых угодников. 9 . Как примирить с мыслью о ходатайстве святых то, что 1) Бог отклонил ходатайство пророка Иеремии за народ ( Иер.7:16 ; Иер.11:14,11 ) и 2) что Авраам не внял просьбе богача послать Лазаря на землю к братьям богача для предостережения их от грехов? Бог отклонил ходатайство Иеремии потому, что видел совершенное отпадение народа («стали спиною ко Мне, а не лицом» ( Иер.7:24 ) и предвидел совершенную нераскаянность его («и когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают, и когда будешь звать их, они тебе не ответят» ( Иер.7:27 ). По этой же причине Бог объявил народу чрез пророка Иеремию: «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ); и чрез пророка Иезекииля: «Если бы нашлись в ней [в стране] сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души» ( Иез.14:14 и далее). Таким образом, Бог отклонил ходатайство Иеремии не потому, что ходатайство святых вообще не угодно Ему или не имеет пред Ним силы, но потому, что в этом именно случае оно было излишне и бесполезно для народа. За то в другом случае, когда народ раскаялся и просил Иеремию ходатайствовать пред Богом, – Бог принял его ходатайство и объявил народу Свою милость ( Иер.42:9–12 ). Авраам не послал Лазаря также вследствие того, что предвидел бесполезность этой меры: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Послушайте, что о сих духах-проповедниках новых учений говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов: возлюбленнии, не всякому духу веруйте, а искушайте духи, аще от Бога суть, яко многие лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога несть; и сей есть антихристов, его же слышасте, яко грядет; и ныне в мире есть уже ( 1Ин.4:1 –З) 1 . Свидетельство слова Божия о лжепророках и лжеучителях Слово Божие указывает признаки ложных пророков: Ис.41:22 ; Иер.28:29 ; Мф.24:24–27 ; 2Пет.2:1–2 ; Мф.7:20 . Они суть хищные волки, коих нужно остерегаться: Мф.7:15 , Срав. 1Ин.4:1 . Осмеливаются пророчествовать ложные видения во имя Божие: Иер.14:14 ; срав. Иер.23:26–27:15:29 . Свидетельства Слова Божия о наказаниях ложным пророкам: Иер.2:30–32 ; Деян.13:10–11 . Наказание тем, которые слушают лжепророков: Иер.14:16 ; Иез.14:10 . Итак, бросьте бесправных решителей грехов ваших (лжепрор. и лжеучит.): они сугубо вяжут совесть вашу, обратитесь к богоучреждённому чину пастырей Церкви Божией, преемственно от святых апостолов власть имеющих вязать и решить грехи ( Мф.18:18 ) человеков, власть действительную, а не мнимую, не вымышленную. Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к вопросу о лжеучителях и лжепророках Мф.7:13:15 . «Входите тесными врагами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими... Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Объясн. Врата тесны бывают для тех, кто не любит мирские: похоть плоти, очей, гордость: 1Ин.2:15–16 ; а напр. «к лукавым делателям», «отступникам от веры» и т.п. эти слова не относятся, но о них говорится: 2Кор.11:13–15 ; 1Тим.1:3–7:4:1–2 ; 2Тим.4:3 ; 2Пет.2:1–3:3:16–17 ; 1Кор.8:2 . Лк.9:50 . «Иисус сказал ему: не запрещайте; ибо, кто не против вас, тот за вас». Объясн. Не ко всем эти слова могут быть одинаково отнесены. Сыновья первосвященника Скевы тоже хотели именем Господа изгнать злого духа, но потерпели поражение: Деян.19:13–16 ; в Евангелии же говорится, что грешников Бог не слушает: Ин.9:31 , не послушает и лжеучителей: 2Пет.2:1–2 ; Деян.20:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Иер.13:12 .  Посему скажи им слово сие: так говорит Го­с­по­дь, Бог Израилев: всякий вин­ный мех наполняет­ся вином. Они скажут тебе: «раз­ве мы не знаем, что всякий вин­ный мех наполняет­ся вином?» «Винный мех» по евр. nevel, может означать и сосуд для жидкостей, особенно для вина. Иер.13:13 .  А ты скажи им: так говорит Го­с­по­дь: вот, Я наполню вином до опьяне­ния всех жителей сей земли и царей, сидящих на пре­столе Давида, и священ­ников, и про­роков и всех жителей Иерусалима, Сосуды, какие здесь имеет в виду пророк, – это отдельные члены народа прежде всего его руководителя. – Вино, их опьяняющее, это вино гнева Божия (см. Иер 25.15 ). – Цари – не только царь, но и его родственники, которые принимали участие в делах правления (см. Иер 21.11 и сл.). Иер.13:15–27 . В последнем увещании своем пророк указывает, что покаяние пока еще возможно. Если иудеи все-таки не примут это ко сведению и исполнению, то пророку ничего не останется, как в уединении оплакивать скоро имеющую наступить погибель Иудейского государства. Пусть же покаются царь и царица – у них много грехов. Но иудеи упорно не хотят обратиться на истинный путь, и пророку приходится только указать причину падения Иерусалима – именно греховность его жителей, ставшую их второю натурою. Иер.13:16 .  Воздайте славу Го­с­по­ду Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкают­ся на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою. Воздать славу Богу, по мысли пророка, значит не только восхвалять Бога, но и сознаться пред Ним в своих неправдах и обратиться от своих злых дел (ср. Мал 2.2 ). Темнота и мрак, т. е. внезапно поступающая ночь очень пугает путешествующего по иудейским горам, где он легко может упасть и расшибиться. Иер.13:18 .  Скажи царю и царице: смиритесь, сядьте по­ниже, ибо упал с головы вашей венец славы вашей. Царица – официальный титул царицы-матери ( 3Цар 15.13 ; 4Цар 10.13 ), которая при дворе царей занимала второе место после самого царя (ср. 3Цар 2.19 ), что при существовании в те времена многоженства является очень понятным. Вероятнее всего пророк разумеет здесь мать царя Иехонии, которая разделила печальную судьбу своего сына (ср. Иер 22:26, 29:2 ). Иехонии было только 18 л., а по книге Паралипоменона ( 2Пар 36.9 по евр. тексту) только 8 л., когда он вступил на престол, и потому участие в делах правления его матери было необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Низвержение сатаны и ангелов его. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса. 2-я пол. XVI в. (РГБ. Собр. В. В. Егерева. Ф. 466. 6. Л. 68 об.) Господь предостерегает Израиль от религ. поклонения В. Н. (Втор 4. 19). Законодательство Моисея решительно противостоит ему, предусматривая суровые наказания для тех, кто его совершает: кто «пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному», будет предан смерти (Втор 17. 2-5). Однако Израиль не избежал служения В. Н. Оставив «все заповеди Господа Бога своего», израильтяне «сделали себе литые изображения двух тельцов и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали…» (4 Цар 17. 16). Царь Манассия «соорудил жертвенники всему воинству небесному» даже «в доме Господнем». Там же он «поставил истукан Астарты» (4 Цар 21. 1-7; ср.: 2 Пар 33. 3, 5). Живописную картину приготовления к совершению астрального культа рисует прор. Иеремия: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам» (Иер 7. 18). Астральные обольщения приводили к тому, что народ попадал в магическую зависимость от «знамений небесных», следил за ними и определял по ним свою судьбу, боялся их и использовал для предсказания будущего (Иер 10. 2; Ис 47. 13). Благочестивые цари и пророки осуждают подобные обычаи и борются с ними (4 Цар 23. 4-5; Иер 19. 13). В видении прор. Иезекииля эти культы характеризуются как «мерзости»: «...видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости. И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток и кланяются на восток солнцу» (Иез 8. 15-16). Согласно эсхатологическим представлениям, отраженным в книгах пророков, в конце времен это В. Н. будет уничтожено (Ис 34. 4; ср.: Мф 24. 29 и пар.), составляющие его силы будут заключены в темницу и наказаны (Ис 24. 21-22), Бог истребит поклоняющихся им (Соф 1. 2-5). В апокалиптическом видении прор. Даниила часть В. Н. будет низринута на землю «царем наглым и искусным в коварстве», к-рый придет в конце времен «на две тысячи триста вечеров и утр » (Дан 8. 9-11, 14, 23-25).

http://pravenc.ru/text/155128.html

«Эту мысль весьма знаменательно встретить в книгах ветхозаветных; она подготовляла душу к той радости загробной жизни, которая озарила светом надежды всю жизнь христианина после воскресения Господа Иисуса» (Властов). Но для остальных людей, среди которых жил тот праведник, светом и любовью которого они согревались, его преждевременная смерть являлась серьезной и, казалось бы, чувствительной утратой. Однако преступно равнодушное общество перестало это чувствовать и замечать. Следует заметить, что славянский перевод LXX в этом стихе значительно отступает от масоретского текста и имеет следующий вид: «буде с миром погребение его, взяся от среды». Сопоставляя данное выражение с параллельным местом из 53 гл. 8 ст., некоторые святоотеческие толковники усматривают здесь пророчественное предуказание исторического факта – погребения Господа Иисуса Христа Иосифом Аримафейским, Никодимом и женами Мироносицами (блаж. Иероним). Ис.57:3 . Но при­близьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя пре­любо­дея и блудницы! Ис.57:4 . Над кем вы глумитесь? про­тив кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы пре­ступле­ния, семя лжи, «Но приблизьтесь сюда, вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы... семя лжи». Вот в каких резких и энергичных выражениях пророка Исаия делает обращение к своим нечестивым современникам. Все эти образы и характерные выражения, будучи вполне понятными и сами по себе, на почве ветхозаветной теократии, где союз Израиля с Господом обычно уподоблялся интимному брачному союзу, приобретают особенную выразительность и силу, при сопоставлении их с новозаветными евангельскими параллелями ( Мф.12:39 ; Мф.27:25, 40 ; Лк.23:21 ; Ин.8:44 ). Особенно уместно вспомнить здесь известною характеристику иудеев, сделанную Самим Господом, в которой Он устанавливает их духовное родство с «с отцом лжи» ( Ин.8:41–44 ). Ис.57:5–11 . С 5–11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого «религиозного синкретизма». 76 . Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание «бетилей», или особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв «на высотах» (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, лар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг ( 1Цар.19:13 ; 4Цар.17:10, 31 ; 4Цар.21:6 ; 2Пар.23:17 ; 2Пар.28:3 ; Иер.2:20 ; Иер.3:6 ; Иер.19:2–6 ; Иез.16:20 ; Иез.20:26 ; Иез.23:37 ; и пр. и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сергий 2014/02/05, 19:25:20 Дорогие Отцы и Братья! Очень прошу помолитесь о том, чтобы мне выздороветь, болею уже долго и временами мучительно, но еще больше прошу помолиться о том, чтобы Господь определил мой дальнейший жизненный путь и послал добрые перемены. Спаси Вас Бог! Светлана 2014/02/05, 19:11:53 Сердечно прошу Ваших молитв за прощение и оставление скверных и хульных грехов р.б. Виталия. Я очень раскаиваюсь и хочу вернуться к Богу!!! Помолитесь прошу вас! Помолитесь о Милосердии Божьем за меня! Каждый день враг борет меня. Мне нужна помощь. р.б. Виталий 2014/02/05, 19:04:20 Простите и Благословите Отцы Святые! Очень прошу ваших молитв за тяжело болящего Схиархимандрита ТИХОНА! Старец в реанимации.СПАСИ ГОСПОДИ ВАС! раба Божья Татиана 2014/02/05, 18:52:24 СВЯТЫЕ ОТЦЫ прошу вас родные помолитесь за меня рб Ксению впавшую в отчаяния мне так страшно я попала в кредитную историю ксения 2014/02/05, 18:49:31 Дорогие Отцы и братья , прошу молитв о забл. р.Александре, ваша молитва застипничество Пресвятой Богородицы поможет бросить пить ему. р.б.Ника 2014/02/05, 16:30:10 Святые отцы, прошу Ваших молитв за р.б. Виталия. Пусть все для него окончится благополучно! Спасибо за ваши святые молитвы! р.б. Ирина 2014/02/05, 13:48:26 Дорогие Отцы и Братья Святой горы Афон! Прошу ваших святых молитв, о здравии, исцелении боляшего и прибовления ума отроку Михаилу.Ребенок инвалид имеющий тяжёлую умственную отсталость.Он не разговаривает. С постоянными головными болями и внутричерепным давлением. Низкий Вам поклон!!! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 2014/02/05, 12:11:20 Прошу ваших молитв о болящей рабе Наташе.У нее рак и двое маленьких детей.Я надеюсь Бог даст ей сил поправиться и не заберет у детей маму. Людмила 2014/02/05, 08:56:16 Святые отцы и братия святого Афона, помолитесь, пожалуйста, о здравии и спасении: иер. Антония, иер. Геннадия, Татианы, Людмилы, Валерии, Димитрия, Александры, Михаила, Димитрия, Сергия, Олега. Слава Богу за все.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=319

" К сожалению, это так. Вчера вечером девочка скончалась в больнице " , осталась одна бабушка помоги ей господи наш миленький дай ей сил. маме выплачивать за квартиру.помоги господи прошу вас помолится а спасение мамы бабушки 2016/04/19, 16:03:19 дорогие Отцы и Братия Благословенной горы АФОН! От всей души благодарю Вас за ваш молитвенный труд! Низкий Вам поклон! на коленях прошу Ваших молитв к Пресвятой Богородице и Николаю Чудотворцу об исцелении бол Алексея и тяж бол Елены ( его мама). Христа Ради спасите бол Алексея, погибает. с поклоном до земли. Надежда 2016/04/19, 15:50:26 Дорогие Отцы и Братья, помолитесь пожалуйста о болящем р.б.Владимире (инсульт), мл.Анне со сродниками Спасибо Вам. Татиана 2016/04/19, 14:14:20 Прошу молитв отцов и братьев св.горы Афон об исцелении и спасении Мари и Сальваторе. Сальваторе католик,Мари не знаю. Они борятся с онкологией. Они лучшие, добрейшие люди.Я их очень люблю. А также о спасении и здравии моей мамы болящей Нины и брата болящего Дмитрия. Спаси вас Бог. 2016/04/19, 14:10:10 погибаю. пмолитесь! светлана 2016/04/19, 13:03:33 Прошу молитв о помощи Божией в строительстве храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделами в честь святых равноапп. кн. Владимира и кнг. Ольги и свт. Николая Чудотворца и о защите от злых и лукавых людей и бесов. Спаси вас Бог за молитвы. Сергий 2016/04/19, 11:31:40 Дорогие Братья Святой горы Афон. Прошу! Помолитесь со мной о моём отце Сергее. Об избавлении его от злых духов, чтобы он в семью вернулся... Спаси Вас , Господи! 2016/04/19, 11:18:10 Дорогие Отцы и Братия Святой горы Афон, благословите! Помолитесь о здравии и спасении: игум. Луки, архим. Германа, иером. Арсения, иером Антония, прот. Саватия, прот. Олега, иер. Илии, прот. Алексия, прот. Сергия, прот. Владимира, прот. Виктора, Валерии, бол. Людмилы, Татианы, Димитрия, Александры, Михаила, Димитрия, бол. Иулии, бол. Елены, бол. мл. Михаила, бол. Иулии со чадами. Пресвятая Богородица, спаси нас! Татиана 2016/04/19, 10:51:43 Дорогие Отцы и Братия Святой горы Афон, слезно прошу ваших молитв об исцелении рабы Божьей Ольги от сильных и частых мигреней. Благодарю от всей души вас, за вашу доброту и ваши Святые молитвы, помогающие мне грешной жить. Спаси и Сохрани Господи.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=171

Свв. Отцы указывают на то, что заповедь о посте была дана первым людям еще в Раю, и несоблюдение этой заповеди привело их к падению. Так, например, св. Иоанн Златоуст говорит: «Бог, сотворив в начале человека, и зная, что врачевство поста весьма нужно ему для душевного спасения, тотчас же в самом начале дал первозданному следующую заповедь: от всякого древа, еже в Рай , снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него ( Быт.2:16–17 ), а слова: это вкушай, а этого не вкушай, были уже образом поста. Но человек вместо того, чтобы соблюсти заповедь, преступил ее, и за это осужден был на смерть» 10 . В поте лица своего добывая свой хлеб, человек, лишившись райского наслаждения, в сущности пребывал в невольном строгом посте. А затем уже стал приносить Богу и свой добровольный пост. Поэтому, как говорит св. Григорий Палама , пост – современен человечеству 11 . Изучая Священное Писание Ветхого Завета, мы видим, что о посте говорится много и часто, и видим, что пост совершался с разными целями и в разных случаях, но руководящим началом во всем было желание постящегося снискать к себе милость Божию. Итак, тексты Ветхого Завета говорят о следующем: а) П ост является учреждением, заповеданным людям от Бога: ( Лев.16:29 ) (по Закону, День Искупления (Yom Kippur), был строжайшим постом: в течение 48 часов полагалось полное отстранение от пищи 12 ( Иоиль.1:14;2:12,15 ) «Слово Господне, еже бысть ко Иоилю, сыну Вафуилову: освятите пост; обратитесь ко Мне всем сердцем вашим, в посте и в плаче и в рыдании». «Вострубите трубою в Сионе, освятите пост» ( Иоиль.2:15 ). «Сице глаголет Господь Вседержитель: пост четвертый, и пост пятый, и пост седмый, и пост десятый будет дому Иудову в радость и в веселие, и в праздники благи». б) П ост совершался в определенное время года: ( Лев.16:29 ; Иер.36:6 ; Зах.8:9 ); но назначался также и в другое время согласно обстоятельствам. Обстоятельства эти были различны: 1) всенародное покаяние: ( 1Цар.7:6 ; 1Мак.3:17 ; Неем.9;1–2 ; Иер.36:9 ; Варух.1:5 ) («И плакахуся и постяхуся и моляхуся молитвами пред Господем»). 2) Покаяние личное, сочетанное с исповеданием грехов: ( 2Цар.12:16 ; 3Цар.21:27–29 ; Сир.34:26 ); («Тако человек постяйся о гресех своих...»). 3) Пред лицом угрозы наступающих бедствий и во время войны: ( Суд.20:26 ; 2Пар.20:3 ; Иудиф.4:13 ; Есф.4:3, 9:30 ; 1Мак.3:47 ) Для изыскания помощи Божией: ( 3Цар.21:9–12 ; Ездр.8:21,23 ) («Постихомся же и молихомся Богу нашему о сем, и услыша нас»). ( 2Ездр.9:1–2 ; 3Ездр.5:13,20 ) (упоминается семидневный пост). 5) В трауре по умершим: ( 1Цар.31:13 ; 2Цар.1:12 ; 2Пар.10:12 ) Пред видением небесных откровений: ( Исх.24:18 и 3Цар.19:8–13 ) (в отношении посильного для свв. пророков Моисея и Илии видения ими Бога). ( 1Цар.28:7–21 ) (в отношении видения Саулом духа пророка Самуила). ( Дан.9:3 ) (св. пророк Даниил пребывал в 20-дневном посте, изыскуя разъяснение видений, бывших ему в отношении Пришествия Христова и в отношении конца мира).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010