В Библии говорится об общении и совместной деятельности В. и прор. Иеремии в 4 и 5-м годах правления иудейского царя Иоакима (Иер 36. 1, 9; 45. 1), т. е. в 605-604 гг. до Р. Х. (или 601 до Р. Х., по Иер 36. 9, в LXX), далее - перед самым разрушением Иерусалима, в 10-й год правления Седекии (Иер 32. 1, 12 и др.), т. е. в 586 г., а также вскоре после этого (Иер 43. 3, 6), но вполне вероятно, что их отношения были более продолжительными, ибо несмотря на упоминания мн. подробностей жизни Иеремии книга не является биографией в совр. смысле слова ( Duhm. 1901). В. сыграл важную роль в сохранении пророчеств Иеремии. Под диктовку заключенного в темницу прор. Иеремии он записал первый свиток с его пророчеством о предстоящем поражении от вавилонян (Иер 36. 4), и в следующем 604 г., в день, когда «объявили пост пред лицом Господа всему народу», В. прочитал этот свиток перед собравшимися в храме, а затем перед царскими вельможами (Иер 36. 11-18). После того как свиток был прочитан Иоакиму, царь сжег его собственноручно. В. и Иеремии удалось скрыться от гнева царя; исполняя волю Божию, Иеремия повелел В. записать в новый свиток пророчество о грядущей гибели Иудейского царства (Иер 36. 32). После написания первого свитка Иеремия пророчески предсказал В., что он будет спасен во время войны, тогда как народ Иудеи обречен (Иер 45). Во время осады Иерусалима В. выступал в качестве свидетеля при покупке пророком, находящимся под арестом, части наследственной земли,- символическом действии, имевшем целью показать буд. возрождение страны (Иер 32, особенно ст. 15). В. пережил падение Иерусалима и, подобно Иеремии, видимо, был освобожден вавилонянами, к-рые позволили ему остаться на родине. Общение В. и Иеремии продолжалось и после падения Иерусалима, это следует из рассказа об обвинении В. в том, что именно он убедил Иеремию отговорить иудеев от бегства в Египет после убийства Годолии, назначенного вавилонянами правителем Иудеи. Иеремия и В. ушли в Египет и поселились вместе с др. бежавшими в Тафнисе (Иер 43. 1-7).

http://pravenc.ru/text/154383.html

Скачать epub pdf Глава XV Иер. 15:1 . И рече Господь ко мне: аще станут Моисей и Самуил. Поскольку он, по всей вероятности, думал, что тех, впавших в идолопоклонство, могут избавить (от наказания) Моисей и Самуил, так как они одним ходатайством достигли всего, а я, столько раз приступая, не сделал ничего, и нахожусь часто – как бы так говорит – в большом затруднении, то послушай, как его утешает. Аще станет, говорит, Моисей и Самуил, они не могут избавить их. Иер. 15:1 . Изрини народ сей ( λαν τοτον 120 и да изыдут. Ничто из этого их не покорило, не склонило, не сделало лучшими, а остались неисправимыми. Иер. 15:4 . И предам их во утеснение всем царствам земным. Так чтобы всюду известно было, что с ними произошло. Иер. 15:4 . Ради Манассии. Видишь ли силу покаяния? Это тот Манассия, ради которого всюду по вселенной рассеиваются иудеи; ни Моисей, ни Самуил не могли их избавить, а он покаянием избавил себя и примирился с Богом. Не за грехи его, говорит, наводит на них бедствия, а за то, что остались в его идолопоклонстве. Иер. 15:5 . Кто умилосердится к тебе, Иерусалиме? И кто поскорбит о тебе? Велико непотребство, если кто, и будучи наказываем, не возбуждает жалости в зрителях. Обыкновенно сами обиженные примиряются совершенно с обидевшими, когда видят (их) наказываемыми. Но твое поведение делает тебя не заслуживающим ни прощения, ни милости. Иер. 15:6 . Ты оставил мя еси, вспять пошел еси. Видишь, что не Я виноват? Иер. 15:8 . Умножишася вдовицы их паче песка морского. Умножили вдов больше морского песку, ввели бездетность и, чтобы не приписывали этого несчастия природе, телесному увечью, сделали (мать) имевшую много детей бездетною. Иер. 15:8 . Бедность о полудни. Смотри, как наводит наказания, чтобы не считали их обычными, а – наведенными Богом. Иер. 15:8 . Навергох на ню внезапу трепет ( τρμον 121 и заботу ( σπονδν 122 . Говорит о жене, имеющей много детей. Трепет, то есть, страх, заботу, то есть, смятение. Иер. 15:9 . Праздна бысть родившая седмь. То есть, имевшая много детей сделалась бездетною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 51 Потом Пророк дает различные именования врагам, и во первых называет их ( Иер.51:1 ) «ветром знойным», который обыкновенно губит растения; потом ( Иер.51:2 ) «ругателями», а сим дает разуметь справедливость наказания; потому что потерпит, как сказано, «елика сотвори» ( Иер.50:25 .). Повелевая же врагам без пощады излить гнев на всех, Бог присовокупил: Иер.51:5 . Понеже не овдове Израиль, и Иуда от Бога своего, от Господа Вседержителя, яко земля их наполнися неправды от святых Израилевых. За суеверие и беззаконие Израильтян отвратил Я взор от них; но не лишил их совершенно Моего о них попечения. Иер.51:7 . Чаша златая Вавилон в руце Господни напаяющи всю землю вином своим исполнил народ сей, «потрясошася» народы. ( Иер.51:8 ). «Внезапу паде Вавилон, и сокрушися». И блаженный Даниил, толкуя сон Навуходоносору, сказал, что «глава златая» есть сам царь вавилонский ( Дан.2:38 ). И здесь Пророк наказание, в лиц его наложенное на другие народы, нарек «чашею златою». Посему сказует, что, подвергнув наказанию другие народы, внезапно, сверх всякого чаяния, Вавилон и сам взят и разрушен. Потом народам, пришедшим на помощь, говорит: «Плачите по нем, возмите масти к болезни его, да исцелится», то есть, подайте ему врачества помощи. При сем Пророк изводит на середу сих помощников, и в уста им влагает такой ответ: Иер.51:9 . Врачевахом его, «и не исцеле: оставим его, и отъидем кийждо в землю свою, взыде бо к небеси суд его, и воздвижеся даже до звезд». ( Иер.51:10 ). «Изнесе Господь суд Свой». Сию кичливость царя вавилонскаго предвозвестил и блаженный Исаия; ибо говорит: он сказал: «выше звезд поставлю престол мой» ( Ис.14:13 ). Потом Пророк яснее представляет и дающаго повеление, и исполняющего оное. ( Иер.51:11 ). «Воздвиже Господь дух» царя мидскаго, «яко противу Вавилона гнев Его, да погубит и, понеже отмщение Господне есть, отмщение» храма «Его». ( Иер.51:12 ). «На стенах вавилонских». Что осмелился он сделать с храмом, тому подвергну и стены Вавилона. Потом, как бы посмеиваясь, советует Бог Вавилонянам поставить на стенах «стражей», возбуждать их и уготовлять оружие. И давая знать, что от всего того не будет никакой им пользы, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пророк Софония, сын Хуция, сына Гедалии, сына Амарии, сына Езекии, как полагают, – Езекии, царя иудейского 1 , проходил служение своё в дни Иосии, сына Амонова, царя иудейского ( Соф. 1:1 ), царствовавшего от 641–610 г. пред Рожд. Христ. С таковым определением времени деятельности пророков согласуется как помещение его книги в ряду малых пророков – между Аввакумом с одной стороны и Аггеем с другой; так равно и содержание его пророчеств. По 2, 13–15 ст., где пророк возвещает погибель царству Ассирийскому и столице этого царства Ниневии, как это царство, так и столица его представляются существующими ещё во всей своей могучей крепости. Погибель же их совершилась не ранее, как в последние годы Иосии, а может быть даже и по смерти его. Затем, находящееся в книге пророка изображение нравственного развращения, господствовавшего в его время в Иерусалиме, во многом сходится с изображением этого состояния у пророка Иеремии, который выступил на поприще своей деятельности в 13-й год царствования Иосии. Согласно с Иеремиею, Софония рядом с почитанием Иеговы ( Соф. 1:5 ср. Иер. 6:20 ) говорит об идолослужении ( Соф. 1:4, 5 ср. Иер. 7:17, 18 ); о ложных клятвах Иегове и клятвах идолами ( Соф. 1:5 ср. Иер. 5:2; 7:9, 5:7; 12:16 ); о преступном владении законом ( Соф. 3:4 ср. Иер. 8:8 ); о глубоком нравственном развращении, которое проникло во все сословия, – в царский род, князей, пророков и священников (1, 4, 8, 9; 3, 3; ср. Иер. 2:8, 26 ). Согласно с Иеремиею, он обозначает народ Израилев, как народ бесстыдный (2, 1; 3, 5 ср. Иер. 3:3; 6, 15; 8, 12 ) и Иерусалим, как город возмутительный ( Соф. 3:1, 5 ср. Иер. 4:17; 5:23 ), как город обагрённый кровью и очернённый мерзостью идолослужения ( Соф. 3:1 ср. Иер. 2:22, 23, 34 ), как город, насильствующий вдов и сирот, как город, дома которого полны добра, добытого путём неправды ( Соф. 3:1 и Соф. 1:9 ср. Иер. 5:27; 6:6 ). Такое сходство между пророками свидетельствует о том, что Софония пророчествовал при тех же обстоятельствах и при том же состоянии народа, при каких обстоятельствах и при каком состоянии народа начал свою пророческую деятельность и Иеремия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Особенно славится конями Египет. Но египтяне, издавна занимаясь коневодством ( Быт.47:17 ), преследовали при этом не повседневные мирные, а преимущественно военные цели. В египетских войсках всегда находились кони в значительном количестве, что увеличивало боевую способность воинов, ободряло их и делало грозными для неприятелей. Однако конницы, в современном значении этого слова, в египетских войсках не было. Боевые кони запрягались в военные колесницы ( Исх.14:7 сл.) и воины сражались, стоя на этих колесницах. Если же в библейских книгах часто говорится о египетских всадниках, то под ними, в большинстве случаев, следует разуметь людей, которые должны были заботиться во время походов о конях и колесницах и управлять во время боя запряженными конями. Эти люди также входили в составь войска и были воинами, но не строевыми, а принадлежавшими к разряду военных служителей (возницы: Иер.51:21 ). Между тем, собственно воины становились на колесницу вместе со служителем и с колесницы вели бой, бросая в неприятеля стрелы, запас которых находился здесь же в колчанах, прикрепленных к колеснице. Позднее в египетских войсках существовала конница в собственном смысле: воины, вооруженные копьями, вели бой, сидя на конях; но, наряду с многочисленными конными отрядами, египтяне продолжали употреблять и колесницы, запряженные конями ( 2Пар.12:3 . Иер.46:4,9 ), потому что действовать луком и стрелами было всего удобнее с колесниц. Кроме египтян, коней имели, – преимущественно с военными целями, – хананейские племена, населявшие Палестину до ее занятия сынами Израиля ( Втор.20:1 . Нав.11:4 . Суд.5:22,28 и др.), филистимляне ( 1Цар.13:5 . 2Цар.1: 6 ), сирийцы ( 3Цар.20:1 . 4Цар.5:9 , 4Цар.6:14 ) и вообще все могущественные и воинственные народы и племена (ассирияне, вавилоняне, мидяне, персы, народы Армении – царства араратские, минийские и аскеназские: Иер.51:27 ), от нашествия которых так много страдали сыны Израилевы, и которые постоянно вели борьбу между собою ( Ис.5:26–28 . Иер.4:7 , Иер.13:29 , Иер.6:23 , Иер.8:16 , Иер.50:37,42 , Иер.51:27–29 . Иез.26:7,10,11 . Наум.3:2,3 . Авв.1:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Скачать epub pdf Глава XIV Иер. 14:1 . Слово Господне, еже бысть ( Λγος Κοριο, ς γνετο) 113 ко Иеремии о бездождии. Говорил много, угрожал посредством образов, как-то: чресленника, орехового жезла и прочего; не поверили. Приступает наконец к наказаниям. Иер. 14:2 . Рыдала Иудея. Не сказал: площадь, а – врата, так как не было никого выходящего, что (служит) важнейшим доказательством опустошения. Иер. 14:2 . И вопль Иерусалима взыде. Призывали Бога; когда поражал их, тогда искали Его. Иер. 14:3 . И вельможи его послаша меньших своих к воде. Смотри, как наказание касается всех: был не только голод, но и засуха. Так как, при существовавших запасах хлеба, естественно было (только) ожидать голода, но не испытывать его самым делом, то недостатком воды приготовлял их мысль. Иер. 14:3 . Приидоша на кладязи и не обретоша. Поскольку не внимали учению текущей духовной воды, то вразумляет их посредством этих (кладязей), чтобы не подверглись самым бедствиям. Потом говорит о тяжком положении бессловесных. Иер. 14:4 . Постыждени суть земледельцы. Естественно. Почему постыжены, скажи мне? Разве (произошло это) по их вине? По их нерадению? Это было делом высшей воли. Почему же постыжены? Потому что сами, чрез своп. грехи, были виновниками. Ведь для согрешающих не меньшей карой служит стыд; в нем и самое наказание. Иер. 14:5 . И елени на ниве родиша. Почему наказываются бессловесные? Ради людей, для их исправления, поскольку ради их произошли. Иер. 14:6 . Онагри сташа на камениях. Нужно знать, что они пасутся в более пустынных местах. Что значит: браша ветр? Облегчают сильную жажду. Видишь гнев Владыки? Видишь вместе с гневом человеколюбие? Щадит детей и изливает гнев на рабов, чтобы вразумились хотя таким путем. Так как это – животные не предусмотрительные, то они первые чувствуют голод. И говорит не о ручных животных, воле и овцах, а о диких, показывая тяжесть (бедствия), поскольку и эти для них созданы, если не для пользования, то для богопознания. Иер. 14:6 . Онагри сташа на камениях, браша ветр, яко змиеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга пророка Иеремии (Jeremiah, book of) Первый вариант пророчеств Иеремии был сожжен царем Иоакимом ( Иер.36:1–26 ). Этим, возможно, объясняются трудности, связанные с пониманием общей структуры книги. Различия между Септуагинтой (греческим переводом Ветхого Завета) и традиционным еврейским текстом, касающиеся размеров и построения книги, свидетельствуют о ряде внесенных в нее изменений. Композиция книги в общих чертах историческая, хотя некоторые материалы расположены в тематическом порядке, возможно, переписчиком Иеремии Варухом ( Иер.36:27–32; 45:1–5 ). Книгу, пожалуй, лучше всего охарактеризовать как историческую антологию. Помимо пророчеств и исторических рассказов, книга в окончательном варианте содержит краткий рассказ об отступничестве ( Иер.2:1–3:5 ), проповедь (знаменитая «проповедь в храме», Иер.7:1–15; 26:1–6 ), письмо из дома ( Иер.29:1–23 ) и несколько монологов (горестных «исповеданий» Иеремии, Иер.15:10–18; 17:9–18; 18:18–23; 20:7–18 ). Общая направленность пророчества Иеремии достаточно ясна. Она проявляется уже в рассказе о призвании пророка, где смысл данного ему поручения характеризуется метафорическим языком как донесение послания о суде и спасении до Иудеи и народов. Призвание Иеремии произошло в 627 г. до P. X., но само его служение связано с отчаянной ситуацией, сложившейся накануне, во время и сразу же после падения Иудеи и Иерусалима в 587–586 г. до P. X. В призвании Иеремии используются выражения, изображающие народы как дома или растения, которые надо создать/насадить или разрушить/искоренить: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» ( Иер.1:10 ; см. РАЗРУШЕНИЕ ; СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО ). Такая по преимуществу негативная символика повторяется как рефрен на протяжении всей книги при описании суда над Иудеей и другими народами, а также конечного восстановления Иудеи ( Иер.12:14–17; 18:7–10; 24:6; 31:28; 42:10; 45:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf Глава VI Иер. 6:1 . Вострубите трубою, яко злая произникоша ( κκκυφεν) 63 . Смотри» как дает им время для покаяния: (злое) выглянуло откуда-то ( δικοψποθεν), несколько показывается только, а не наступило так, чтобы приводить в отчаяние, но и не находится вдали, чтобы делать более беспечными; (оно) указано в средине между присутствием и отсутствием; зло показалось, чтобы вполне обнаружиться. Впрочем от вас зависит, чтобы все это удалилось; это в вашей власти. Иер. 6:2 . И отымется высота твоя. Почему? Потому что худо пользовался этим: красотой – для блудодейства, высотой – для тщеславия. То есть «красивая и нежная» ( ωραα κα τρυφερ) 64 . Красивою называет по причине закона, священства и прочего, – нежною, потому что вследствие помощи Божией является всегда лучше врагов. Иер. 6:3 . К ней приидут пастырие. Это признак опустошения; исполнилось и при апостолах. Окрест естественно относить к церквам, так как кущи, всюду во вселенной поставленные загоны овец. Иер. 6:4 . Уготовитеся на ню на брань, восстаните и взыдем на ню о полудни. Смотри, что делает Бог, чтобы внушить им страх, когда приводит и слова врагов, как бы находящихся и побуждающих друг друга. Хотя в полдень не будет войны, но это показывает, что не тайно, не скрытно, а открыто нападут, что служит свидетельством о большой у них смелости. Иер. 6:4 . Горе нам, яко уклонися день. Для осаждаемых всякое время особенно страшно и подозрительно, а тем более – ночь. Во время дня можно и стоять, и советоваться, и переходить, и видеть происходящее; а когда наступает ночь, война делается двойною. Вместо того, чтобы сказать: горе нам, потому что мы прогневали Бога, они оплакивают время наказания. Иер. 6:5 . Востаните и взыдем на ню нощию. Златоуста (или Олимпиодора). Ночью и полднем называет неизвестное время нападения врагов. Иер. 6:4 . Востаните и взыдем на ню о полудни. Голос смелых. Иер. 6:4 . Горе нам, яко склонися ( βεβλημνη) 65 день. Это говорят, как уловляемые целый день неприятелями и при наступлении ночи не могущие бежать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Глава XXIII Иер. 23:1 . Горе пастырем, иже погубляют и расточают овцы паствы моея. Подобным образом, говорит, и ты, Седекия, продолжаешь беззаконничать и делаешься виновником гибели для народа. Много говорит об них Иезекииль, и сам Иеремия, и обрати внимание на тягчайшее наказание их. Они гибнуть в чужой (земле), а обольщенным возвещает после этого возвращение, освобождение от бедствий и добрых ( καθαρος) начальников. Замечай всюду справедливость. Иер. 23:5 . Се дние грядут, глаголет Господь, и восставлю Давиду восток праведный. Говорит о Зоровавеле. Вместо: восток праведный Симмах переводит: «отрасль ( βλστημα) праведная»; это сказано, как говорят некоторые, сокровенно о Христе, а по истории – об Иоседеке. И благовременно дает добрых начальников, когда сделал их посредством наказания более благоразумными, так что и польза сделалась удобоприемлемою, так как нерадение и хвастовство были уничтожены. Иер. 23:6 . И сие имя ему, имже наречет ( καλσει) его Господь праведен. У пророков Иоседек объясняется: глава нашей праведности; это значит, что как пророки вещали по воле Божией, так и он, будучи праведным, приведет народ в праведности. Иер. 23:9 . Сотрено есть сердце мое. Говорит то, что я, видя славу Божию, смутился, а они и наказания не боятся. Иер. 23:10 . И бысть течение. То есть, забота (их обращена) не к хорошему чему-либо; они старались, но не о добром. Иер. 23:11 . Понеже священник и пророк ( ερες κα προφτης) 153 осквернишася. Мне кажется, говорит о блудодействе в самом доме, (так что) по сану священник, по месту «дом» 154 , а по действию – злое прелюбодейство. Что ужаснее этого? Если не верили другим, это достаточно показывает их развращение; разрушали чужие браки, неистово бросались на женщин. Иер. 23:12 . Сего ради путь их будет. Смотри, как не тотчас опять наводить бедствие, а дает отсрочку; а затем, чтобы это откладывание не привело их к неверию и злу, напоминает, им о делавших такие же беззакония и потерпевших тягчайшие наказания. Иер. 23:13 . И в пророцех Самарийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Посланничество, посылать Библия часто говорит о том, что Бог посылает к людям Своих вестников; за этим стоит то обстоятельство, что, с одной стороны, Бог «приклоняется» с высот к земле, чтобы принять участие в жизни людей ( Пс. 112:5.6 ), но с др. стороны Он, как Господь, не допускает проявления людьми полного своеволия в действиях. Бог является Тем, Кто посылает вестников с определ. миссией, и Его создание может быть только ⇒ посланником или получателем. I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) общее значение слова «посылать» – «поручать»: напр., Бог посылает Своего ангела с поручением вести и охранять Его народ ( Исх. 23:20 ; ср. также Быт. 24:7 ); 2) чаще всего П. означает поручение передать определ. весть, т.е. повеление или разрешение возвестить ее (ср. 3Цар. 5:2.8 ). Выражение «послать за...» может иметь значение «потребовать» ( 3Цар. 20:7 ); 3) «послать» в значении «поручить известить кого-то» особенно часто встречается в тех случаях, когда речь идет о ⇒ пророках. Их посылает Сам Бог, и они, вняв Ему, идут, говорят или проповедуют ( Ис. 6:8 ; Иер. 1:7 ). О лжепророках сказано, что они «не посланы», т.е. не имеют поручения от Бога ( Иер. 14:14 ; Иер. 23:21.32 ; Иер. 27:15 ; Иер. 29:9 ). Послушание требуется не только от посланных пророков: сами пророки получают власть требовать послушания от тех, к кому они посланы ( Иер. 26:12 ). О народе, который не слушает посланников Божьих, Бог говорит: «Они не слушались Меня» ( Иер. 7:25 ); 4) наделяя посланных полномочиями, Бог не отдает Свое Слово в распоряжение человека-посредника: через него Он передает на землю Свое Слово ( Пс. 106:20 ; Пс. 147:1–4 ), позволяя совершиться тому, для чего Он и посылал это Слово ( Ис. 55:11 ); Бог Сам посылает «милость Свою и истину Свою» ( Пс. 56:4 ), а также «избавление народу Своему» ( Пс. 110:9 ); 5) в ВЗ глагол «П.» иногда употребляется в том значении, которое указывает на НЗ: Бог посылает вестников, чтобы уберечь Свой народ от последнего Суда. Так, в Мал. 4:5.6 содержится обетование о том, что будет вторично послан пр. ⇒ Илия . Божья цель, а именно благовествование нищим, исцеление сокрушенных сердцем, освобождение узников, проповедь милости и суда, так ясно высказана в Ис. 61:1 , что Иисус, воспроизводя это место Писания, говорит: «Ныне исполнилось писание сие, услышанное вами» ( Лк. 4:16–21 ). Все многообразие новозаветного понятия «посланничество» отражается в Ис. 66:19 , где Бог дает обетование послать людей из числа спасенных Им к язычникам, чтобы проповедать среди них Его славу. II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010