Скачать epub pdf Глава I Иер. 1:1 . Иеремия, сын Хелкиев, от священник. О времени, когда пророчествовал блаженный пророк Иеремия, при каком царе он начал и при каком пророчествуя скончался, ясно сказано в начальных словах (книги) пророка. Все пророчество (его) относится к двум коленам, так как (прочие) десять были уже пленниками ассирийского (царя). Можно видеть, что пророчество имеет разнообразное содержание. Он обличает их то примерами, когда говорит: «виждь пути твоя на месте многогробищном» ( Иер. 2:23 ), то – некоторыми пророческими своими действиями, когда берет пояс и делает с ним повеленное ( Иер. 13 ), берет сосуд и сокрушает его пред лицом народа ( Иер. 19:10–12 ), налагает на себя «клады» ( Иер. 28 ). Он встречал большие трудности со стороны своих современников, так как все обратились к нечестию и восставали против него и священники, каков Софония, против которого он, по-видимому, говорит ( Иер. 21 ), и некоторые из начальствующих, и против Пасхора направляет речь ( Иер. 20 ), и цари не слушали увещания. В обличениях не только указывает на действия, нечестивость которых ясно изображает, но и (приводит примеры) послушных людей, (каковы) сыновья Ионадава, сына Рихавова, по сравнению с которыми показывает беззаконное поведение иудеев ( Иер. 35 ). Поэтому он подвергался тяжким преследованиям, то будучи заподозреваем в измене ( Иер. 37 ), то заключаем в темницу, то ввергаем в грязный ров ( Иер. 38:6 ). По этой причине уже в начале обещает ему Бог дать силу ( Иер. 1:18 ); предрекая ему бедствия, возвещает Свою помощь. (Пророк) говорит и о (других) народах не для пользы только евреев, но и тех самых народов, о которых говорит, чтобы, видя исполнение (пророчеств), убедились в том, что Бог есть Владыка всего. Предсказывает и обращение народа, определяет число годов плена. Наконец составляет Плач и увещание чрез Послание к находившимся в переселении; в нем он показывает суетность идолов и доказывает, что Бог – Владыка всего. Иер. 1:1 . Слово Божие, еже бысть ко Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В Библии говорится об общении и совместной деятельности В. и прор. Иеремии в 4 и 5-м годах правления иудейского царя Иоакима (Иер 36. 1, 9; 45. 1), т. е. в 605-604 гг. до Р. Х. (или 601 до Р. Х., по Иер 36. 9, в LXX), далее - перед самым разрушением Иерусалима, в 10-й год правления Седекии (Иер 32. 1, 12 и др.), т. е. в 586 г., а также вскоре после этого (Иер 43. 3, 6), но вполне вероятно, что их отношения были более продолжительными, ибо несмотря на упоминания мн. подробностей жизни Иеремии книга не является биографией в совр. смысле слова ( Duhm. 1901). В. сыграл важную роль в сохранении пророчеств Иеремии. Под диктовку заключенного в темницу прор. Иеремии он записал первый свиток с его пророчеством о предстоящем поражении от вавилонян (Иер 36. 4), и в следующем 604 г., в день, когда «объявили пост пред лицом Господа всему народу», В. прочитал этот свиток перед собравшимися в храме, а затем перед царскими вельможами (Иер 36. 11-18). После того как свиток был прочитан Иоакиму, царь сжег его собственноручно. В. и Иеремии удалось скрыться от гнева царя; исполняя волю Божию, Иеремия повелел В. записать в новый свиток пророчество о грядущей гибели Иудейского царства (Иер 36. 32). После написания первого свитка Иеремия пророчески предсказал В., что он будет спасен во время войны, тогда как народ Иудеи обречен (Иер 45). Во время осады Иерусалима В. выступал в качестве свидетеля при покупке пророком, находящимся под арестом, части наследственной земли,- символическом действии, имевшем целью показать буд. возрождение страны (Иер 32, особенно ст. 15). В. пережил падение Иерусалима и, подобно Иеремии, видимо, был освобожден вавилонянами, к-рые позволили ему остаться на родине. Общение В. и Иеремии продолжалось и после падения Иерусалима, это следует из рассказа об обвинении В. в том, что именно он убедил Иеремию отговорить иудеев от бегства в Египет после убийства Годолии, назначенного вавилонянами правителем Иудеи. Иеремия и В. ушли в Египет и поселились вместе с др. бежавшими в Тафнисе (Иер 43. 1-7).

http://pravenc.ru/text/154383.html

Скачать epub pdf Глава XV Иер. 15:1 . И рече Господь ко мне: аще станут Моисей и Самуил. Поскольку он, по всей вероятности, думал, что тех, впавших в идолопоклонство, могут избавить (от наказания) Моисей и Самуил, так как они одним ходатайством достигли всего, а я, столько раз приступая, не сделал ничего, и нахожусь часто – как бы так говорит – в большом затруднении, то послушай, как его утешает. Аще станет, говорит, Моисей и Самуил, они не могут избавить их. Иер. 15:1 . Изрини народ сей ( λαν τοτον 120 и да изыдут. Ничто из этого их не покорило, не склонило, не сделало лучшими, а остались неисправимыми. Иер. 15:4 . И предам их во утеснение всем царствам земным. Так чтобы всюду известно было, что с ними произошло. Иер. 15:4 . Ради Манассии. Видишь ли силу покаяния? Это тот Манассия, ради которого всюду по вселенной рассеиваются иудеи; ни Моисей, ни Самуил не могли их избавить, а он покаянием избавил себя и примирился с Богом. Не за грехи его, говорит, наводит на них бедствия, а за то, что остались в его идолопоклонстве. Иер. 15:5 . Кто умилосердится к тебе, Иерусалиме? И кто поскорбит о тебе? Велико непотребство, если кто, и будучи наказываем, не возбуждает жалости в зрителях. Обыкновенно сами обиженные примиряются совершенно с обидевшими, когда видят (их) наказываемыми. Но твое поведение делает тебя не заслуживающим ни прощения, ни милости. Иер. 15:6 . Ты оставил мя еси, вспять пошел еси. Видишь, что не Я виноват? Иер. 15:8 . Умножишася вдовицы их паче песка морского. Умножили вдов больше морского песку, ввели бездетность и, чтобы не приписывали этого несчастия природе, телесному увечью, сделали (мать) имевшую много детей бездетною. Иер. 15:8 . Бедность о полудни. Смотри, как наводит наказания, чтобы не считали их обычными, а – наведенными Богом. Иер. 15:8 . Навергох на ню внезапу трепет ( τρμον 121 и заботу ( σπονδν 122 . Говорит о жене, имеющей много детей. Трепет, то есть, страх, заботу, то есть, смятение. Иер. 15:9 . Праздна бысть родившая седмь. То есть, имевшая много детей сделалась бездетною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Особенно славится конями Египет. Но египтяне, издавна занимаясь коневодством ( Быт.47:17 ), преследовали при этом не повседневные мирные, а преимущественно военные цели. В египетских войсках всегда находились кони в значительном количестве, что увеличивало боевую способность воинов, ободряло их и делало грозными для неприятелей. Однако конницы, в современном значении этого слова, в египетских войсках не было. Боевые кони запрягались в военные колесницы ( Исх.14:7 сл.) и воины сражались, стоя на этих колесницах. Если же в библейских книгах часто говорится о египетских всадниках, то под ними, в большинстве случаев, следует разуметь людей, которые должны были заботиться во время походов о конях и колесницах и управлять во время боя запряженными конями. Эти люди также входили в составь войска и были воинами, но не строевыми, а принадлежавшими к разряду военных служителей (возницы: Иер.51:21 ). Между тем, собственно воины становились на колесницу вместе со служителем и с колесницы вели бой, бросая в неприятеля стрелы, запас которых находился здесь же в колчанах, прикрепленных к колеснице. Позднее в египетских войсках существовала конница в собственном смысле: воины, вооруженные копьями, вели бой, сидя на конях; но, наряду с многочисленными конными отрядами, египтяне продолжали употреблять и колесницы, запряженные конями ( 2Пар.12:3 . Иер.46:4,9 ), потому что действовать луком и стрелами было всего удобнее с колесниц. Кроме египтян, коней имели, – преимущественно с военными целями, – хананейские племена, населявшие Палестину до ее занятия сынами Израиля ( Втор.20:1 . Нав.11:4 . Суд.5:22,28 и др.), филистимляне ( 1Цар.13:5 . 2Цар.1: 6 ), сирийцы ( 3Цар.20:1 . 4Цар.5:9 , 4Цар.6:14 ) и вообще все могущественные и воинственные народы и племена (ассирияне, вавилоняне, мидяне, персы, народы Армении – царства араратские, минийские и аскеназские: Иер.51:27 ), от нашествия которых так много страдали сыны Израилевы, и которые постоянно вели борьбу между собою ( Ис.5:26–28 . Иер.4:7 , Иер.13:29 , Иер.6:23 , Иер.8:16 , Иер.50:37,42 , Иер.51:27–29 . Иез.26:7,10,11 . Наум.3:2,3 . Авв.1:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Пророк Софония, сын Хуция, сына Гедалии, сына Амарии, сына Езекии, как полагают, – Езекии, царя иудейского 1 , проходил служение своё в дни Иосии, сына Амонова, царя иудейского ( Соф. 1:1 ), царствовавшего от 641–610 г. пред Рожд. Христ. С таковым определением времени деятельности пророков согласуется как помещение его книги в ряду малых пророков – между Аввакумом с одной стороны и Аггеем с другой; так равно и содержание его пророчеств. По 2, 13–15 ст., где пророк возвещает погибель царству Ассирийскому и столице этого царства Ниневии, как это царство, так и столица его представляются существующими ещё во всей своей могучей крепости. Погибель же их совершилась не ранее, как в последние годы Иосии, а может быть даже и по смерти его. Затем, находящееся в книге пророка изображение нравственного развращения, господствовавшего в его время в Иерусалиме, во многом сходится с изображением этого состояния у пророка Иеремии, который выступил на поприще своей деятельности в 13-й год царствования Иосии. Согласно с Иеремиею, Софония рядом с почитанием Иеговы ( Соф. 1:5 ср. Иер. 6:20 ) говорит об идолослужении ( Соф. 1:4, 5 ср. Иер. 7:17, 18 ); о ложных клятвах Иегове и клятвах идолами ( Соф. 1:5 ср. Иер. 5:2; 7:9, 5:7; 12:16 ); о преступном владении законом ( Соф. 3:4 ср. Иер. 8:8 ); о глубоком нравственном развращении, которое проникло во все сословия, – в царский род, князей, пророков и священников (1, 4, 8, 9; 3, 3; ср. Иер. 2:8, 26 ). Согласно с Иеремиею, он обозначает народ Израилев, как народ бесстыдный (2, 1; 3, 5 ср. Иер. 3:3; 6, 15; 8, 12 ) и Иерусалим, как город возмутительный ( Соф. 3:1, 5 ср. Иер. 4:17; 5:23 ), как город обагрённый кровью и очернённый мерзостью идолослужения ( Соф. 3:1 ср. Иер. 2:22, 23, 34 ), как город, насильствующий вдов и сирот, как город, дома которого полны добра, добытого путём неправды ( Соф. 3:1 и Соф. 1:9 ср. Иер. 5:27; 6:6 ). Такое сходство между пророками свидетельствует о том, что Софония пророчествовал при тех же обстоятельствах и при том же состоянии народа, при каких обстоятельствах и при каком состоянии народа начал свою пророческую деятельность и Иеремия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Скачать epub pdf Глава XIV Иер. 14:1 . Слово Господне, еже бысть ( Λγος Κοριο, ς γνετο) 113 ко Иеремии о бездождии. Говорил много, угрожал посредством образов, как-то: чресленника, орехового жезла и прочего; не поверили. Приступает наконец к наказаниям. Иер. 14:2 . Рыдала Иудея. Не сказал: площадь, а – врата, так как не было никого выходящего, что (служит) важнейшим доказательством опустошения. Иер. 14:2 . И вопль Иерусалима взыде. Призывали Бога; когда поражал их, тогда искали Его. Иер. 14:3 . И вельможи его послаша меньших своих к воде. Смотри, как наказание касается всех: был не только голод, но и засуха. Так как, при существовавших запасах хлеба, естественно было (только) ожидать голода, но не испытывать его самым делом, то недостатком воды приготовлял их мысль. Иер. 14:3 . Приидоша на кладязи и не обретоша. Поскольку не внимали учению текущей духовной воды, то вразумляет их посредством этих (кладязей), чтобы не подверглись самым бедствиям. Потом говорит о тяжком положении бессловесных. Иер. 14:4 . Постыждени суть земледельцы. Естественно. Почему постыжены, скажи мне? Разве (произошло это) по их вине? По их нерадению? Это было делом высшей воли. Почему же постыжены? Потому что сами, чрез своп. грехи, были виновниками. Ведь для согрешающих не меньшей карой служит стыд; в нем и самое наказание. Иер. 14:5 . И елени на ниве родиша. Почему наказываются бессловесные? Ради людей, для их исправления, поскольку ради их произошли. Иер. 14:6 . Онагри сташа на камениях. Нужно знать, что они пасутся в более пустынных местах. Что значит: браша ветр? Облегчают сильную жажду. Видишь гнев Владыки? Видишь вместе с гневом человеколюбие? Щадит детей и изливает гнев на рабов, чтобы вразумились хотя таким путем. Так как это – животные не предусмотрительные, то они первые чувствуют голод. И говорит не о ручных животных, воле и овцах, а о диких, показывая тяжесть (бедствия), поскольку и эти для них созданы, если не для пользования, то для богопознания. Иер. 14:6 . Онагри сташа на камениях, браша ветр, яко змиеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга пророка Иеремии (Jeremiah, book of) Первый вариант пророчеств Иеремии был сожжен царем Иоакимом ( Иер.36:1–26 ). Этим, возможно, объясняются трудности, связанные с пониманием общей структуры книги. Различия между Септуагинтой (греческим переводом Ветхого Завета) и традиционным еврейским текстом, касающиеся размеров и построения книги, свидетельствуют о ряде внесенных в нее изменений. Композиция книги в общих чертах историческая, хотя некоторые материалы расположены в тематическом порядке, возможно, переписчиком Иеремии Варухом ( Иер.36:27–32; 45:1–5 ). Книгу, пожалуй, лучше всего охарактеризовать как историческую антологию. Помимо пророчеств и исторических рассказов, книга в окончательном варианте содержит краткий рассказ об отступничестве ( Иер.2:1–3:5 ), проповедь (знаменитая «проповедь в храме», Иер.7:1–15; 26:1–6 ), письмо из дома ( Иер.29:1–23 ) и несколько монологов (горестных «исповеданий» Иеремии, Иер.15:10–18; 17:9–18; 18:18–23; 20:7–18 ). Общая направленность пророчества Иеремии достаточно ясна. Она проявляется уже в рассказе о призвании пророка, где смысл данного ему поручения характеризуется метафорическим языком как донесение послания о суде и спасении до Иудеи и народов. Призвание Иеремии произошло в 627 г. до P. X., но само его служение связано с отчаянной ситуацией, сложившейся накануне, во время и сразу же после падения Иудеи и Иерусалима в 587–586 г. до P. X. В призвании Иеремии используются выражения, изображающие народы как дома или растения, которые надо создать/насадить или разрушить/искоренить: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» ( Иер.1:10 ; см. РАЗРУШЕНИЕ ; СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО ). Такая по преимуществу негативная символика повторяется как рефрен на протяжении всей книги при описании суда над Иудеей и другими народами, а также конечного восстановления Иудеи ( Иер.12:14–17; 18:7–10; 24:6; 31:28; 42:10; 45:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 6 Колену Вениаминову (а оное соединено было с коленом Иудиным) повелевает Бог ( Иер.6:1 ) «вострубить трубою», и быть готовым к ополчению; потому что с севера стремятся на Иерусалим враги. Называет же сей город прекрасным и роскошным 3 , – прекрасным, по красоте; зданий, и роскошным, по изнеженности жителей его. Иер.6:3 . Приидут пастырие и стада их, и поставят на ней кущи, и упасут кийждо рукою своею стадо свое. «Пастырями» Пророк называет царей, ополчившихся вместе с Навуходоносором; «стадами» же – предводимые ими войска. И сим изобразил осаду Иерусалима. Потом говорит о полуденных ополчениях, о вечерних нашествиях, о ночных нападениях на Иерусалим, и повелевает рубить его, как бесплодный лес, потому что весь он лжив ( Иер.6:6 ) «и всякое насильство в нем». A сие сходно с сказанным выше. Иер.6:7 . Якоже студену творит кладязь воду свою, тако студену творит злобу свою. Город, посвященный Богу, и живущих беззаконно, принимая в себя, должен был обучать правдолюбию; а теперь обвиняется он в противном, именно же, что стал учителем нечестия, и как колодезь качество воды переменяет в холодность, так и он приходящих в него превращает в лукавых. Городом же называет Пророк не здания, но жителей. «Нечестие и пакости услышатся в нем над лицем его всегда». Не убоялись они и моего пребывания, но пред взором Моим осмеливались на всякое нечестие. Потом увещает и дает совет: Иер.6:8 . Немощию и язвою накажешися, Иерусалиме; да не отступит душа Моя от Тебе, да не сотворю тя непроходну, землю необитанну. И это дает видеть неизреченное человеколюбие Владыки; ибо, угрожая Иерусалиму горестными событиями, обещает и избавление от них, если исправится. Но поскольку не принимал он вразумления, то призывает обирателей винограда – врагов, повелевает им собрать всех жителей, как плод винограда ( Иер.6:9 ), и объясняет причину. Иер.6:10 . Кому возглаголю, и засвидетельствую, и услышит? Се, не обрезана ушеса их, и слышати не возмогут: се, слово Господне бысть к ним в поношение, и не восприимут того. Необрезанными

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Скачать epub pdf Глава XXIII Иер. 23:1 . Горе пастырем, иже погубляют и расточают овцы паствы моея. Подобным образом, говорит, и ты, Седекия, продолжаешь беззаконничать и делаешься виновником гибели для народа. Много говорит об них Иезекииль, и сам Иеремия, и обрати внимание на тягчайшее наказание их. Они гибнуть в чужой (земле), а обольщенным возвещает после этого возвращение, освобождение от бедствий и добрых ( καθαρος) начальников. Замечай всюду справедливость. Иер. 23:5 . Се дние грядут, глаголет Господь, и восставлю Давиду восток праведный. Говорит о Зоровавеле. Вместо: восток праведный Симмах переводит: «отрасль ( βλστημα) праведная»; это сказано, как говорят некоторые, сокровенно о Христе, а по истории – об Иоседеке. И благовременно дает добрых начальников, когда сделал их посредством наказания более благоразумными, так что и польза сделалась удобоприемлемою, так как нерадение и хвастовство были уничтожены. Иер. 23:6 . И сие имя ему, имже наречет ( καλσει) его Господь праведен. У пророков Иоседек объясняется: глава нашей праведности; это значит, что как пророки вещали по воле Божией, так и он, будучи праведным, приведет народ в праведности. Иер. 23:9 . Сотрено есть сердце мое. Говорит то, что я, видя славу Божию, смутился, а они и наказания не боятся. Иер. 23:10 . И бысть течение. То есть, забота (их обращена) не к хорошему чему-либо; они старались, но не о добром. Иер. 23:11 . Понеже священник и пророк ( ερες κα προφτης) 153 осквернишася. Мне кажется, говорит о блудодействе в самом доме, (так что) по сану священник, по месту «дом» 154 , а по действию – злое прелюбодейство. Что ужаснее этого? Если не верили другим, это достаточно показывает их развращение; разрушали чужие браки, неистово бросались на женщин. Иер. 23:12 . Сего ради путь их будет. Смотри, как не тотчас опять наводить бедствие, а дает отсрочку; а затем, чтобы это откладывание не привело их к неверию и злу, напоминает, им о делавших такие же беззакония и потерпевших тягчайшие наказания. Иер. 23:13 . И в пророцех Самарийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 50 1–16. Пророчество о Вавилоне. Иер.50:1–46 . Вавилон и его боги падут (1–8), а Израиль и Иуда получат в это время свободу (4–5). – Это две главные мысли пророчества L и LI-й главы. Развивая их, пророк говорит, что раньше народ избранный много терпел от врагов за свое отступление от Иеговы, но теперь он уйдет из Халдеи, которая в свою очередь подвергнется окончательному опустошенно за свою радость, которую она проявляла разрушая Иудейское государство. Израиль снова поселится на своей земле и будет жить, чистый от грехов, в общении с Иеговою, тогда как Вавилону угрожает страшное нашествие враждебных полчищ и меч истребит всех халдеев (6–46). Иер.50:1 .  Слово, которое изрек Го­с­по­дь о Вавилоне и о земле Халдеев чрез Иеремию про­рока: «Через Иеремию пророка». Такое надписание объясняется тем, что пророчество это произнесено было не лично Иеремиею, а послано в Вавилон с Сераиею ( Иер 51.59 ). Иер.50:2 .  воз­вестите и раз­гласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите: «Вавилон взят, Вил по­срамлен, Меродах сокрушен, истуканы его по­срамлены, идолы его сокрушены». Знамя ­­ сигнал для оповещения о важных новостях. – «Вил» – высший бог вавилонян (ср. Ис 46.1 ). – «Меродах» – по ассир. Marduk – то же, что Вил. Иер.50:3 .  Ибо от севера поднял­ся про­тив него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинут­ся и уйдут. «От севера… народ» – см. также Иер 51.27 . Иер.50:4 .  В те дни и в то время, говорит Го­с­по­дь, при­дут сыновья Израилевы, они и сыновья Иудины вместе, будут ходить и плакать, и взыщут Го­с­по­да Бога своего. Ср. Иер 3:18, 21, 31:8 . Слезы свидетельствуют об истинном раскаянии Израиля. Иер.50:6 .  Народ Мой был как по­гибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разо­гнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе свое. Ср. Иер 10:21 , 23и сл. Горы, в которых заблудились евреи, как овцы, – это чуждые великие царства, у которых евреи искали помощи. Иер.50:7 .  Все, которые находили их, по­жирали их, и при­теснители их говорили: «мы не виноваты, по­тому что они согрешили пред Го­с­по­дом, пред жилищем правды и пред Го­с­по­дом, надеждою отцов их».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010