Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 г. В заседании Священного Синода 27 декабря 2000 года под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора и состоявшемся 22 декабря сего года отпевании почившего. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознеся моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора, выразить соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 2. С удовлетворением отметить участие в похоронах почившего Патриарха делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о трехсторонней миротворческой встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, прошедшей в Московском Свято-Даниловом монастыре 24 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением трехсторонней миротворческой встречи, в которой по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. 2. Отметить плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на достижение стабильности в Кавказском регионе. 3. Принять к сведению итоговое заявление участников встречи и их обращение к Президентам России, Азербайджана и Армении.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

Архив Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27-28 декабря 2000 года 11 апреля 2005 г. 16:00 27-28 декабря 2000 года в Москве под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   состоялось  очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании Священного Синода 27 декабря СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора и состоявшемся 22 декабря сего года отпевании почившего. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознеся моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора, выразить соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 2. С удовлетворением отметить участие в похоронах почившего Патриарха делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о трехсторонней миротворческой встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, прошедшей в Московском Свято-Даниловом монастыре 24 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением трехсторонней миротворческой встречи, в которой по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. 2. Отметить плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на достижение стабильности в Кавказском регионе. 3. Принять к сведению итоговое заявление участников встречи и их обращение к Президентам России, Азербайджана и Армении.

http://patriarchia.ru/db/text/4924770.ht...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27-28 декабря 2000 года 11 2005 р. 16:00 27-28 декабря 2000 года в Москве под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   состоялось  очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании Священного Синода 27 декабря СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора и состоявшемся 22 декабря сего года отпевании почившего. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознеся моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора, выразить соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 2. С удовлетворением отметить участие в похоронах почившего Патриарха делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о трехсторонней миротворческой встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, прошедшей в Московском Свято-Даниловом монастыре 24 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением трехсторонней миротворческой встречи, в которой по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. 2. Отметить плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на достижение стабильности в Кавказском регионе. 3. Принять к сведению итоговое заявление участников встречи и их обращение к Президентам России, Азербайджана и Армении.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4924772...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 года В заседании Священного Синода 27 декабря 2000 года под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора и состоявшемся 22 декабря сего года отпевании почившего. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознеся моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора, выразить соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 2. С удовлетворением отметить участие в похоронах почившего Патриарха делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о трехсторонней миротворческой встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, прошедшей в Московском Свято-Даниловом монастыре 24 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением трехсторонней миротворческой встречи, в которой по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. 2. Отметить плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на достижение стабильности в Кавказском регионе. 3. Принять к сведению итоговое заявление участников встречи и их обращение к Президентам России, Азербайджана и Армении.

http://mospat.ru/archive/86359-zhurnal-z...

С.К. Севастьянова Глава 6. О келейных библиотеках патриарха Никона (К вопросу о его круге чтения и источниках) Наибольшее количество писем, адресованных Никоном царю, составлено в Воскресенском монастыре и в ссылке в Ферапонтовом монастыре. Значительный интерес представляют письма к царю и грекам – друзьям и недругам. Именно поэтому небезынтересно определить круг книг, который патриарх Никон мог привлечь для переписки со своими современниками. Это прежде всего книги из келейной библиотеки Никона в Воскресенском монастыре и книги, которые патриарх, находясь в ссылке, собрал для личного пользования, заказывая их из библиотеки Кириллова монастыря, а также книги, которые Никон получал в качестве даров от царя Алексея Михайловича. Для реконструкции келейных библиотек патриарха Никона мне послужили документы «дела» Никона, ранее не привлекавшие внимание исследователей, характеризовавших состав библиотеки патриарха. Состав келейной библиотеки патриарха Никона в Воскресенском монастыре. Содержание этой библиотеки патриарха Никона подробно проанализировано С.П. Лупповым 1148 . Восстановив книжное собрание шестого всероссийского патриарха по описи 1658 г. его домовой казны 1149 , исследователь считал, что в личной собственности Никона находилось 156 книг, основную часть которых составляли книги богослужебные и богословские. Книги светского содержания занимали лишь 20% книжного собрания патриарха. Сравнив библиотеки патриархов Никона и Филарета, С.П. Луппов пришел к выводу, что библиотека Никона носила гораздо более светский характер и резко отличалась наличием большого числа иностранных книг 1150 . Однако к исследованию не привлекались документы «дела» патриарха Никона , содержащие опись книг, оставшихся в покоях патриарха Никона в Воскресенском монастыре после отправки его в ссылку, и челобитные Никона из Ферапонтова монастыря, в которых сам патриарх называет книги, которыми он пользовался в Воскресенском монастыре. В мае 1674 г. из Патриаршего приказа в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь поступило распоряжение о пересмотре монастырской библиотеки и казны и отправке в Москву «книги письменные и харатейные, и латинские, и греческие». После составления подробной описи монастырского имущества в патриаршую ризную казну вместе с драгоценными вещами Никона, хранившимися в подмосковной обители, поступили около 500 печатных и рукописных книг – значительная часть книжных вкладов патриарха Никона в библиотеку Воскресенского монастыря 1151 . Вывезенные в 1674 г. книги пополнили Патриаршую (позже Синодальную) библиотеку 1152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) получила название в нач. XVIII в., после того как в 1701-1702 гг. в московском Успенском соборе поновлялся и был украшен новым драгоценным окладом древний (XI в.) чудотворный образ Богоматери, происходивший из Софийского собора в Новгороде. До этого времени икона именовалась Корсунской (т. е. из Херсонеса, или Корсуни), как и датированные тем же временем др. «корсунские» иконы Софийского собора - «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ) и «Спас Златая Риза» (под записями XIV, XVII и XIX вв.; Успенский собор Московского Кремля). Так ее впервые называет Новгородская III летопись под 1438/39 г. (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 271; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 491) при описании чуда явления древних и давно почивших новгородских владык ночевавшему в Софийском соборе пономарю Аарону, к-рый увидел, как святители поочередно входили в алтарь, а затем молились перед Корсунской иконой Божией Матери. Чудо было истолковано новгородским архиеп. Евфимием II как знак небесного покровительства Новгороду, и в честь этого события был учрежден праздник, отмечавшийся 12 окт. На рубеж XV и XVI вв. приходится распространение списков иконы Божией Матери «Гефсиманская-Иерусалимская». В Описях московского Успенского собора XVII в. икона упоминается как «Образ пречистые Богородицы Одигитрие обложен серебром, письмо корсунское» (стб. 296) или «греческое письмо» (стб. 389-390). Опись 1701 г. впервые именует ее «образ пресвятыя Богородицы Гефсиманския» (стб. 624). В том же году при поновлении иконы, вероятно царским изографом Кириллом Улановым , на ее нижнем поле была исполнена надпись на греч. и рус. языках, излагающая легендарную историю иконы.

http://pravenc.ru/text/164925.html

Предстоятель Русской Церкви освятил Воскресенский собор Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 8 мая 2016 г. 17:54 8 мая 2016 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря в подмосковной Истре и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По прибытии в Воскресенский собор, который является копией Воскресенского собора во Святом Граде Иерусалиме, Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился Гробу Господню в Кувуклии ротонды и приветствовал верующих пасхальным приветствием «Христос Воскресе». Были освящены пять престолов Воскресенского собора: Воскресения Христова; Рождества Пресвятой Богородицы; Успения Пресвятой Богородицы; Небоявленного Креста Господня; святых равноапостольных Константина и Елены. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон ; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Егорьевский Тихон , наместник Сретенского ставропигиального монастыря , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре ; епископ Бронницкий Парамон , наместник Донского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии ; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря ; архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; архимандрит Тихон (Затёкин), наместник Вознесенского Печерского монастыря в Нижнем Новгороде; игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Силовьев , главный редактор Издательства Московской Патриархии , председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы; протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации ; насельники Ново-Иерусалимского монастыря в священном сане; духовенство Москвы и Московской области.

http://patriarchia.ru/db/text/4464832.ht...

Том 2 → Содержание Сохранить Россию в святой земле К истории русского духовного и политического присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке Предпосылки и предыстория российского присутствия в святой земле «Витязи святого гроба»: Время А.Н. Муравьева Создание русской духовной миссии в Иерусалиме («Проект Нессельроде и Порфирия») Из истории Русского консульского представительства в святой земле Парижский мир и «несимметричный ответ»: «Проект Мансурова» Триумф в Иерусалиме и размолвки в Петербурге Русская духовная миссия в Иерусалиме: проблемы с церковной вертикалью Православный вакуф: «Проект Антонина» Императорское православное Палестинское общество: «Проект Хитрово» Вертикаль управления обществом Строительная эпопея ИППО в Палестине Школы ИППО в Палестине, Сирии и Ливане Между двух революций: палестинское общество под председательством великой княгини Елизаветы Федоровны Российское наследие на Ближнем Востоке в XX веке: итоги и проблемы Возвращение в святую землю: век XXI Пролог: Из предыстории Русского консульского представительства на Ближнем 1. Указ императрицы Екатерины II в коллегию иностранных дел 2. Проект инструкции коллегии иностранных дел вице-консулу в Бейруте капитану Р. Коронелли Часть 1. Россия и православный Восток в первой половине XIX века Раздел 1: Материальная помощь Иерусалимскому патриархату в царствование Александра I 3. Всеподданнейший доклад Св. Синода императору Александру I 4. Предложение обер-прокурора князя А.Н. Голицына Св. Синоду 5. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына 6. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына 7. Отношение министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына к управляющему кабинетом Его Императорского Величества Создание Иерусалимского подворья в Таганроге (1814) 8. Всеподданнейший рапорт Св. Синода императору Александру I 9. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С.К. Севастьянова Глава 2. Переписка патриарха Никона с греками 2.1.Переписка патриарха Никона с иконийским митрополитом Афанасием и Савой Дмитриевым и традиции поздневизантийского письма Среди сторонников патриарха Никона , в июле 1658 г. оставившего патриаршую кафедру, были не только его соотечественники (боярин Никита Алексеевич Зюзин, подьяк Иван Шушерин, старцы Воскресенского Новый Иерусалим монастыря), но и греки, которые стремились поддержать опального патриарха, сочувствовали ему и пытались не допустить его осуждения на московском соборе 1666 г.: архимандрит афонского Кастамонитова монастыря Феофан 275 , переводчик газского митрополита Паисия Лигарида дьякон Агафангел 276 , грамотоносец иерусалимского патриарха Нектария Савва Дмитриев, иконийский митрополит Афанасий. В декабре 1665 г. в послании к константинопольскому патриарху Дионисию (известном как «перехваченная грамота») патриарх Никон среди людей, пострадавших за него, назвал их имена. Из всех греков – сторонников Никона особую роль в жизни опального патриарха в период его пребывания в Воскресенском монастыре сыграли Афанасий Иконийский и Савва Дмитриев. Самым известным из них был иконийский митрополит. Страстный защитник опального патриарха, Афанасий был жестоко наказан русским правительством; его не защитила и Константинопольская Церковь . Об Афанасии Иконийском известно следующее. 23 апреля 1664 г. он приехал в Москву и уже на следующий день при встрече с царем Алексеем Михайловичем передал ему просьбу константинопольского патриарха Дионисия (пожелавшего доложить ее тайно, на словах) о примирении русского царя с патриархом Никоном . Афанасий представился царю племянником константинопольского патриарха 277 . Иконийский митрополит заявил, что константинопольский и иерусалимский патриархи не приняли царского посла Мелетия Грека, отправленного Алексеем Михайловичем в конце декабря 1662 г. на православный Восток по «делу» Никона, и царской милости не взяли. Алексей Михайлович возражал, ведь Мелетий писал ему об обратном: патриархи дали Мелетию ответ и засвидетельствовали его собственноручными подписями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом 19 ноября 2016 г. 14:10 19 ноября 2016 года в Патриаршей резиденции  Данилова ставропигиального монастыря  в Москве прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом . Высокого гостя сопровождали митрополит Вострский Тимофей, архиепископ Константинский Аристарх, представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис), иеродиакон Марк. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , управляющий  Венско-Австрийской  и  Венгерской  епархиями  епископ Подольский Тихон , начальник  Русской духовной миссии в Иерусалиме   архимандрит Александр (Елисов) , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. Обратившись к Блаженнейшему Патриарху Феодору и членам делегации Иерусалимской Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Дорогие братья, сердечно приветствую вас и благодарю за то, что вы откликнулись на мое приглашение принять участие в совместной молитве в связи с 70-летием моего недостоинства. Всякий раз, когда Ваше Блаженство и Ваши уважаемые собратья, дорогие моему сердцу, посещают Москву, это для нас большая радость». В этой связи Его Святейшество также упомянул ставшие общеправославным событием торжества в честь 1025-летия Крещения Руси, в ходе которых Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей соборно совершали богослужения в Москве, Киеве и Минске. «Эти совместные богослужения укрепляют наше всеправославное единство, помогают осознать нас единой Церковью, несущей свое служение в разных регионах земного шара, сталкивающейся с разными вызовами и трудностями, но как единое тело Христово осуществляющей спасительную миссию», подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

http://75.patriarchia.ru/db/text/4685548...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010