– По рублю! по рублю! – кричит грек за конторкой. – Все, все покупайте! – вторит ему наш проводник, загораживая собою проход. Вышло замешательство. Некоторые, побогаче, беспрекословно подчинились требованию греков и покупали на половину обгорелые свечи по рублю. Но большинство обступило конторку и просило свечей подешевле. Один старик вытащил из-за пазухи мешок, медленно развернул его и долго искал в нем. Наконец, вытащил он серебряную монету и дрожащею рукою протягивает ее греку. – Нет ли свечечки за двугривенный? – спросил он умоляющим голосом. – Других свечей нет. Только рублевые! – настаивал на своем грек. Много я слыхал про вымогательство греков, но такая развязность и поразила и возмутила меня. Один из паломников, не обращая внимания на греков, быстро прошел вперед, вынул маленькую свечку из числа стоящих на подсвечнике перед образом и исчез в кувуклии Гроба Божией Матери. Через две-три минуты он вышел оттуда и опять поставил свечку на прежнее место. Я подошел к нему. – Нет, подумайте, – говорит он мне волнуясь, – какую хитрую придумали штуку! Загородили собою проход и, как пропуск, требуют рублевые свечи. И одна и та же свеча идет у них в круговую с конторки ко гробу, а с гроба опять на конторку. Если хочешь, чтобы мы жертвовали, – хорошо, мы пожертвуем. И я положил деньги в тарелку на гробе. Но зачем такое возмутительное вымогательство?! Гроб Божией Матери покрыт также мраморною доскою и находится в небольшой кувуклии, как и Гроб Спасителя. Весь храм или, лучше сказать, вся обширная пещера пестро изукрашена висячими лампадами и подсвечниками. Всюду обилие икон. Здесь имеют свои алтари все восточные христиане. Даже мусульмане, и те устроили свою молельню под кровом Божией Матери и также чтут ее святую гробницу. Только западные христиане – католики и протестанты – вовсе не имеют здесь своих алтарей. В этом подземном храме мне нравится смешение языков. В разных углах среди русских и арабов наталкиваешься на своеобразных по одеянию греческих, армянских, абиссинских, сирийских и коптских монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Греческое пение явно проигрывало, а армян вообще слышно не было. А тем временем в проходе встали те четыре молодца-грека в красных шапках с кисточками. К кувуклии мимо них устремились греческие монахи, армянские и коптские – всяк в своем одеянии. В проход вырвалась еще одна громадная толпа паломников, видно, преодолевшая кордоны. И наконец, появился патриарх Ириней. В окружении двухметровых стражей и израильских полицейских он двинулся к кувуклии. Перед ним пятился оператор с камерой, потом его отпихнули, полицейские лупили напиравших, из глубины храма неслись крики и свист. Стычки возникали то и дело. Православные наседали на армян, армяне теснили коптов, те размахивали пучками свечей и раздавали тычки друг другу, всех пинали стражи порядка. В воздухе стали появляться странные блики, не похожие ни на вспышки, ни на молнии, ни на свечение. Как будто воздух начал волноваться, а толпа, затихая, смотрела на то, чему разум не подбирал объяснения. Блики были большими, маленькими, то над головами, то высоко под куполом, то возле каменных перегородок, то над кувуклией. Они исчезали и снова возникали. И толпа вздыхала, верила и не верила своим глазам… И снова томительное ожидание. С патриарха Иринея сняли облачения, вместе с Армянским патриархом Иерусалима он вошел в часовню Гроба, дверь запечатали большой желтой печатью. И вдруг острый луч солнца забил сквозь окно в куполе. Это было так внезапно, что люди даже расступились, отшатнулись. А через минуту стоявшие в круге нагнулись и один даже потрогал рукой пол, на котором высветился блик. Перекрестился и прошептал: «Господи, Твой свет!» И зашумели, задвигались. Кто-то видел сноп света, кто-то голубой луч, кто-то три солнца. «Боже, Ты играешь с человеком!» Я обернулась – все стояли задрав головы. И вдруг – вздох толпы, топот ног гонцов с горящими свечами, и с обоих концов храма покатился жар огня, от свечи к свече. Стало нестерпимо жарко, дымом заволокло весь храм, уже не видно было купола, а люди в каком-то упоении смотрели на свечи и друг на друга. Кто-то водил рукой и, блаженно улыбаясь, говорил: «Не жжет!» «Нет, все-таки горячо!» – отвечал другой. И звонили все колокола, возвещая городу, что Благодатный огонь сошел.

http://pravmir.ru/tvoj-svet-gospodi/

Та теория, которая продержалась почти без возражений с XIII века по средину нынешнего столетия, по мере успехов Палестинской литературы, начала уже рушиться со всех сторон, некоторые из опорных пунктов этой теории уже обрушились окончательно. Сомнения сделались уже так сильны, что их высказало и само Палестинское Общество в предисловии к 7-му выпуску Палестинского Сборника, а вышедший в 1886 г. под редакцией Профессора В.Г. Васильевского , 11-й выпуск сего Сборника нанес старой латинской теории удар уже вполне капитальный. Смею полагать, что никто не упрекнет меня в том, что я решаюсь снова явиться среди тех преданных святой земле работников, которые с любовно посвящают свои труды дальнейшей разработке Иерусалимских вопросов. Будучи отчасти виновником возбужденного археологического спора, я могу призвать в свою защиту и некоторое право на применение правила audiatur et altera pars. Надеюсь иметь возможность представить на суд Палестиноведов некоторые совершенно необходимые по мнению моему замечания, в особенности на подробную, во всяком случае весьма интересную и богатую данными записку г. Профессора А. А. Олесницкого . В настоящее время передаю печати те замечания, которые возбуждаются первостепенно важным в моих глазах отзывом отца Архимандрита Леонида. Никто более меня не преклоняется пред авторитетом сочинителя сделавшейся для всякого Русского исследователя Палестины настольной книгой, «Старый Иерусалим», – и я радуюсь возможности явиться здесь вовсе не возражателем против мнений о. Арх. Леонида, а только его, по мере сил, истолкователем. Б. Мансуров 12 Августа 1887 г. § 1. Мнение отца Архимандрита Леонида Отец Архимандрит Леонид рассматривает только один вопрос о реставрации Константиновской Базилики и поясняет как, по его мнению, следует представлять себе ту систему построения Базилики в начале IV века, которую описал Евсевий Кесарийский и видели первые посетители Св. Земли до нашествия Хозроя в VII веке. Предположения о. Архимандрита Леонида для наглядности выражены в приложенном к его отзыву чертеже.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hram-s...

Но и эти сооружения Модеста на св. местах Иерусалима были совершенно разрушены в 1010 г. халифом Гакемом, а чрез 38 лет снова по прежнему плану возобновлены по повелению Константина Мономаха. Однако крестоносцы нашли эти сооружения мало соответствующими величию святых мест и в начале XII в. (около 1130 г.) воздвигли большую церковь , которая своими постройками захватила все священные места. Две из главных частей этой церкви, которую видел и довольно подробно описал наш русский паломник игумен Даниил, дошли в сохранности до нас, несмотря на бесчисленные переделки и пристройки, а именно: на востоке ротонда св. Гроба и на западе – три нефа (корабля) с хорами амфитеатром. И в последующие века беспощадная история не щадила этих сооружений. Подвергались они разорению в 1244 г. и существовали в полуразрушенном виде вплоть до XVI в. В XVI в. при Карле V и сыне его Филиппе в Европе распространился слух о печальном состоянии святых мест. Проповедник Франц Вергас собрал большие пожертвования, на которые памятник Гроба Господня был построен заново, а прежний совершенно снят за ветхостью. В 1719 г. были снова сделаны существенные переделки сооружений на святых местах Иерусалима, но пожар 12 октября 1808г. снова истребил значительную часть их. Храм Гроба Господня сгорел почти весь, купол храма обрушился и значительно повредил Кувуклию (памятник над местом Гроба Христова), колонны потрескались, расплавленное олово крыши текло внутрь, как дождь. Честь восстановления после этого сооружений на месте Гроба Господня принадлежит православным, на средства которых был восстановлен главный храм по плану архитектора Калфа Камненоса из Мителен в 1810 г.; а в 1868 г., по соглашению между Францией, Россией и Турцией, был восстановлен архитекторами разных национальностей совершенно разрушенный купол главного храма Гроба Господня. Понятно, что все эти исторические бури разрушений и часто неудачных восстановлений, пронесшиеся над сооружениями на святых местах Иерусалима, наложили свою печать на теперешние постройки и на главный храм на местах этих – храм Воскресения Христова и храм Гроба Господня 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Мироносицы у Гроба Господня. Мозаика. Церковь св. Аполлинария, Равенна, Италия. VI в. Конечно, присутствующий на различных памятниках центрический храм не являлся точным изображением храма на месте пещеры, в которой был погребен Иисус. Ротонды в рассматриваемых сценах лишь обозначали место действия и апеллировали к известнейшему паломническому храму – об этом свидетельствует многообразие его форм в различных памятниках. В связи с анализом иконографии сцены «Явление ангела мироносицам» вопроса об архитектуре храма Гроба Господня касался в своей монографии Н. В. Покровский. Этой же теме целиком была посвящена книга Н. Д. Протасова «Материалы для иконографии Воскресения Спасителя: Изображения святого Гроба». В ней он критикует существовавшее в науке мнение, что фигурирующий в Бамбергском авории святой Гроб соответствует описанному у Евсевия и что мастер был в базилике Константина и принял вид храма Гроба Господня «с натуры». По одному из предположений, плакетка была выполнена в Иерусалиме по заказу императрицы Елены кем-либо из придворных художников, посланных в Святую Землю для работы в строившейся базилике . Н. Д. Протасов, свою очередь, считал описание Евсевия неточным. Изображавшийся на различных памятниках храм Гроба Господня состоял из двух частей: нижнего куба из тесаных камней и верхней ротондообразной постройки с куполом. Ротонда, изображенная на Бамбергской пластине, богато украшена архитектурными обломами, медальонами и ее верхняя часть заключена в аркаду из 12 попарно собранных колонн. Таким образом, ни со стороны архитектонической, ни со стороны декоративной, памятник не соответствует описанному у Евсевия, который не упоминает его двухэтажность и обильное оформление. Протасов склоняется к тому, что мастер бамбергского памятника не стремился к точности и натурности, его задача состояла в изображении Воскресения Христова и обозначения в качестве места действия Гроба Господня, узнаваемого в общих чертах. Аналогичные изображения Гроба дают также костяная пластина из Британского музея (IV в.) и диптих Тривульчи. Они основываются на античных образцах, архитектуре греческих и римских мемориальных построек.

http://pravoslavie.ru/jurnal/499.htm

Точно так же исполнил этот обычай другой русский паломник – диакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, который путешествовал по Ближнему Востоку в 1419–1422 гг. Он добрался до Иерусалима в день Святого Воскресения, но с большими трудностями, «из-за препятствий обозленных арабов». Диакон Зосима и его спутники сразу же направились к храму Воскресения и «били челом Живодавнему Гробу Господа нашего Иисуса Христа многажды». «У Гроба Божьего поминал я грешный и всех Русской земли князей и бояр и всех православных христиан, – сообщал диакон Зосима. – Купил два пергамента больших, дал за них 6 драхм (так в Иерусалиме деньги зовут, не фолем зовут 7 ) и написал на них все имена и положил у Гроба Божьего, дал золотую дукатицу патриаршему попу Варфоломею, который живет у Гроба Божьего, и велел поминать в каждое воскресенье и в праздники. Да и помянет их Господь в Царстве Своем» 8 . У Гроба Господня русские паломники изливали свои самые сокровенные чувства и желания. Княжна Ефросиния, игумения Полоцкая, под конец своей жизни посетила Иерусалим и, поклоняясь Гробу Господню, молилась Воскресшему Спасителю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты сказал: «просите и дастся вам». Благодарю Тебя, что я, грешная, получила все, что просила: сподобилась видеть Святые места, которые Ты освятил Твоими Пречистыми ногами, и лобызать Святой Гроб, в котором Ты почил за нас пречистою Твоею плотию. Но и еще прошу у Тебя единого дара – дай мне скончаться в этих Святых местах!» 9 . Желание святой Ефросинии Полоцкой исполнилось: она скончалась в Святой Земле в 1173 году и была похоронена в одной из палестинских обителей. Впоследствии ее мощи были перенесены в Киев, а в 1910 г. – в Полоцк, в основанный ею монастырь. На протяжении столетий храм Воскресения страдал от разграблений и перестраивался. В 1555 г. папа Юлий III (1550–1555) и император Карл V с разрешения султана Сулеймана пожертвовали средства для восстановления Гроба Господня, который был на грани разрушения. Греческие монахи, издавна подвизавшиеся у Гроба Господня, называли эту святыню кувуклией. По поводу этого термина приводится следующее объяснение: он происходит от лат. cubiculum‘cnaльhя, опочивальня’; в Византии так называлась царская сокровищница.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С тех пор все христианские святыни – Храм Гроба Господня, Часовня Гроба Господня, Голгофа, Храм Рождества Христова в Вифлееме, как и прежде, находятся в руках и под контролем православной общины и православного духовенства. А  ключ от Храма Гроба Господня по традиции находится в руках мусульманина. У многих возникает вопрос, почему так происходит? Саллахеддин был очень мудрым человеком. Как известно, католики и рыцари-крестоносцы хотели захватить все святые места христиан и передать их  под контроль  Ватикана, чтобы стать выше восточных православных христиан и подчинить их воле латинской или римской католической церкви. Не случайно, что в последующие периоды, когда Иерусалим находился  в руках султанов Османской империи,  православный патриарх всегда находился под охраной мусульман. Когда он шел по улицам,  по бокам его и впереди него находились мусульманские стражники – кавасы.  Так что дружба между мусульманами и христианами продолжается уже десяток веков. И от состояния этого взаимопонимания  очень многое зависит в современном мире». И сегодня хранитель ключей исполняет роль негласного третейского судьи. В моменты, когда между христианами возникают споры, Ваджих, преисполненный чувством сохранения мира в Храме, берет на себя миссию миротворца. Успокоившись, лидеры основных христианских конфессий вновь начинают жить по древним правилам. Наивысшее напряжение происходит на Пасху.  В такие дни главное, чтобы у входа в Храм не возникло давки. Но еще более ответственная задача - опечатать каменную плиту Гроба Господня перед тем, как иерусалимский патриарх приступит к молебну о ниспослании Благодатного Огня. И в момент его возгорания перед тысячами верующих предстает истинный свидетель христианского Чуда - мусульманин Ваджих Нусейбе.    «Раньше, чтобы попасть в Храм Гроба Господня, даже  первым лицам государств приходилось стоять в длинных очередях», - рассказывает Ваджих Нусейбе. – «Порой они проводили в ожидании и  час, и два. Но это было в прошлом. Сегодня из-за сложной политической ситуации паломников стало меньше, и мы, коренные жители этой святой земли ждем, когда восстановится мир, и  очереди опять возобновятся.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

У спуска горы расположены гробницы первых правителей Иерусалимского королевства. К Храму Гроба Господня примыкает собор Воскресения, в котором есть четырёхъярусный иконостас, с иконами, в том числе подаренными русским императором Александром I, также здесь есть паникадила, пожертвованные Николаем I. В самом центре соборного Храма Воскресения есть небольшая возвышенность, своего рода пьедестал. На нем расположена ваза. Это место в народе называют «пупом земли» . Также здесь есть небольшая часть тернового венца Спасителя. Паломники, спустившись по длинной лестнице вниз могут попасть в подземный Храм. Именно здесь был найден крест . В крипт «Обретения Креста» нужно спускаться по 13 неровным ступеням: здесь в 320-х гг. императрица Елена и увидела Крест Господень. Важной святыней Храма также является Часовня Разделения Риз , принадлежащая армянской церкви. Здесь по библейскому преданию, воины, охранявшие распятого Иисуса Христа, делили Его одежду после смерти. Также рядом находится часовня Пригвождения к Кресту и Распятия. На территории комплекса Храма Гроба Господня даже сохранилась скала, к которой привязывали крест Иисуса Христа во время жестокого избиения – она находится здесь же – во францисканском монастыре. Храм Гроба Господня — самое посещаемое святое место у всех христиан. Вот уже две тысячи лет здесь каждый день идут богослужения разных христианских конфессий. Несколько интересных фактов о Храме Гроба Господня: 1. Эта важнейшая христианская святыня одновременно принадлежит ряду христианских конфессий. Все они хотят иметь на него особые, привилегированные права. Подразумевается, что Храм, так чтимый всеми верующими христианами, должен быть идеальным во всех отношениях, однако это не во всем соответствует действительности. Ведь договориться представителям всех религий очень непросто. Удивляет, что дверь, ведущая в Храм - это очень узкий проход, и не по нему в главные христианские праздники проходят тысячи паломников. Из-за того, что дверь очень узкая и маленькая передвигаться по проходу весьма затруднительно и даже опасно. Все христианские конфессии, владеющие частями Храма Гроба Господня, знают, что нужен более широкий и большой вход, и даже были неоднократные попытки договориться – сделать еще один вход, но это не дало никакого результата. Вряд ли в ближайшее время что-то изменится.

http://elitsy.ru/holy/273

Во-вторых, из всех тетраконхов с обходом лишь в Звартноце среднее ядро «обобщено», вписано в круг, то есть, как и в храме Воскресения, композиция сформирована двумя концентрическими кольцами стен, причем внутренняя стена покоится на колоннах. В-третьих, центральное место в иерусалимском памятнике занимает небольшая (чуть выше человеческого роста) часовня Св. Гроба, где после снятия с Креста в пещерной гробнице был похоронен Иисус Христос . По ранним описаниям и по изображениям Св. Гроба на ампулах Святой Земли можно заключить, что гробницу еще при императоре Константине окружали восемь витых колонок, на капителях которых стояли подаренные Константином серебряные чаши. Колонки соединялись между собой арками (возможно конхами), пышно украшенными золотыми лилиями, вверху же постройка оканчивалась островерхим шатром с венчавшим его золотым крестом. Вход в пещеру, вероятно, был оформлен двускатным портиком на четырех колонках 305 . Этот облик Св. Гроба, скорее всего, был сохранен и после реставрации начала VII в. В самом центре Звартноца имеется основание небольшого круглого в плане сооружения с углублением в середине, к которому с западной стороны ведут ступени короткой лестницы. Отвергая возможность расположения на этом месте купели для крещения взрослых, С.Х. Мнацаканян вполне обоснованно предполагает, что здесь находилась стелла с крестом, внутри которой хранились мощи св. Григория, основателя армянской церкви. «...Здесь на высоком круглом основании возвышалась небольшая, по всей вероятности, восьмиколонная (судя по ширине ведущих вниз лестниц) ротонда, перекрытая сферическим куполом» 306 . Иные примеры армянских балдахинов на восьми колоннах (кроме сохранившегося в описании ал-Мукаддаси купольной церкви над колодцем в Хор-Вирапе, построенной тем же католикосом Нерсесом) нам неизвестны. Налицо аналогия основной идеи размещения посредине круглого храма небольшого мемориального сооружения и его формы в храмах Звартноц и Воскресения. Копии Св. Гроба Господня, часто помещенные в копиях ротонды Анастасис, – распространенное явление в средневековой Европе 307 . Возможное нахождение под балдахином Звартноца мощей св. Григория не противоречит копированию в Звартноце иерусалимского образца. Известно, например, что во многих копиях Св. Гроба хранились реликвии святых, а также производилось погребение 308 . Поэтому предположение о хранении мощей св. Григория, распространившего христианскую веру в Армении, в постройке, созданной по образцу Св. Гроба Господня, кажется вполне логичным.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

А стояли ли на этих местах христианские храмы или нет, до этого мало нам дела. Во всяком случае известно, что заложение храма Святого Гроба достигает времен Константина Великого , письмо которого, писанное об этом предмете Иерусалимскому епископу Макарию, сохранил Евсевий, епископ Кесарийский, очевидный свидетель освящения этого храма в 335 году по Р. X. В этом письме император Константин выражает желание, чтобы здание это превзошло величиною и красотою все, что только было великим и прекрасным на свете, не для того, чтобы можно было увеличить святость самых мест Гроба и Голгофы, но чтобы воздвигнуть памятник великому чуду обретения Святого Животворящего Креста. Он поручает епископу Иерусалимскому, чтобы донес ему, каких потребно для сего мраморов, каких колонн, сколько золота... и т. д. Епископ Евсевий в житии Константина Великого описывает величественность этого храма, выстроенного в продолжение шести лет и названного Мартирион (свидетельство). Освящение храма продолжалось восемь дней; песнопения христианские уже с тех пор не прекращались на этом месте, но судьбы Божии допустили разные изменения в судьбах святилища, воздвигнутого во славу Его святою Еленою. Войско Хозроя, царя персидского, подкрепленное 26 000 евреев, пылающих духом мщения, овладело Иерусалимом в 614 году по Р. X. 19 000 христиан погибло в это время, храм Гроба Господня ограблен и Крест взят. Но Хозроя убил сын его Сироес, заключил мир с христианами, отдал обратно Святой Крест, а храм Святого Гроба приведен в прежнее величие во время епископа Иерусалимского Модеста. Хотя калиф Омар овладел Иерусалимом в 636 году, однако оставил христианам свободу вероисповедания и обрядов, но в одном только этом храме. Они пользовались этой свободой в течение четырех веков и достигли своего апогея при Гаруне-аль-Рашиде. Но с тех пор преследования начали усиливаться, калиф египетский Гакем, который по безумию искал божеской почести, опустошил храм Святого Гроба около 1008 года; исправили же его снова лишь через тридцать семь лет после сего, во времена греческого императора Константина Мономаха. Так продолжалось до крестовых походов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010