Б. Мансуров В конце 1884 года Русским Палестинским Обществом обнародован был 7-й выпуск Православного Палестинского Сборника, в котором отдавался отчет о результатах раскопок, предпринятых Обществом в 1883 г. в Иерусалиме на Русском участке близ Храма Гроба Господня В 1885 году появилась в печати книга моя «Базилика Императора Константина в св. гр. Иерусалиме по поводу Русских раскопок близ Храма Гроба Господня». В этой книге я позволил себе оспаривать некоторые выводы, сделанные авторами и редакторами 7-го выпуска Палестинского Сборника, и опровергать ту систему реставрации Константиновской базилики, которую поддерживали Иерусалимский археолог г. К. Шик и главный деятель Палестинского Общества В. Н. Хитрово . Возбужденный этими изданиями археологический литературный спор обогатился с 1884 г. поныне появлением ряда статей и трудов, которые имеют прямое отношение к рассматриваемым в тех книгах историческим и топографическим вопросам. В России были напечатаны: 1) В Журнале Министерства Народного Просвещения (1886 г. Февраль) статья г. П. Р. под названием «Базилика Императора Константина и пр.»; 2) В Журнале «Христианское чтение» (1886 г., Март Апрель) статья г. профессора Н.В. Покровского под заглавием «Раскопки на Русском месте в Иерусалиме»; 3) В сообщениях Палестинского Общества: а)      1 Октября 1885 г Прибавление к раскопкам на Русском месте близ Храма Воскресения в Иерусалиме, без имени автора; б)      28 Ноября 1885 г доклад В. Н. Хитрово , читанный им в заседании отделения ученых исследований и изданий, под заглавием «По поводу книги Базилика Императора Константина»; в)      7 Декабря 1885 г. статья В. Н. Хитрово под названием «Научное значение раскопок, произведенных православным Палестинским Обществом на Русском месте близ Храма Гроба Господня в Иерусалиме» и 4) В 1886 году 11-й выпуск Палестинского Сборника, под редакцией профессора В. Г. Васильевского заключающий в себе безусловно замечательный и капитальный для Иерусалимской топографии труд, – труд, которым могла бы гордиться и опередившая нас западная наука.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hram-s...

1885 Поучение в день святых апостолов Петра и Павла, сказанное в Петропавловской церкви по совершении в нее крестного хода 80 Вся благообразно и по чину да бывают ( 1Кор.14:40 ) С какими мыслями и чувствами, братья, сегодня шли вы сюда, в этот священный храм, к которому отлет древних в настоящий день памяти святых апостолов Петра и Павла совершается крестный ход? Думаю, что вы, принимавшие участие в крестном ходе, скорбели вместе со мною о том, что существующие у нас крестные ходы в городе к 4 церквам унижены, пренебрежены и с года на год все более и более упадают; о том, что мы, служители Божьи, идем в крестных ходах по улицам города почти одни с немногими усердствующими, которых так немного, что некому нести святых икон. Грустно и печально, до глубины души прискорбно бывает смотреть на это, если можно так выразиться, унизительное для нашей православной веры, почти одинокое наше шествие. Но печаль эта еще более увеличивается, когда на пути встречаешь людей, которые смотрят в окна на крестный ход без должного благоговения, ни разу даже не перекрестившись, когда видишь суетню торговцев в эту только пору спешащих на две-три минуты притворить двери своих лавок, слышишь смех и шум пирующих в разного рода питейных заведениях. Невольно всякий раз при этом приходит на мысль, зачем мы совершаем такие крестные ходы, не лучше ли бы было совсем их прекратить, если жители города так невнимательны к ним, если те самые братья святого храма, к которым мы идем, не принимают в ходе ни малейшего участия, не встречают святых икон с должной, подобающей им честью и не провожают их? Да, может быть, это и так. Но приходит на мысль и то, знают ли братья святого храма сего и другие жители города, что такое крестный ход, и понимают ли его значение? Побеседовать с вами решился я об этом весьма важном для всех нас предмете. Переносясь мыслью в отдаленные времена древности иудейской, мы видим, что у иудеев было торжественное исхождение из храма Иерусалимского к купели Силоамской в последний день праздника Кущей, когда священники почерпали воду из купальни, несли ее во внутренний двор храма и там вместе с вином возливали на жертвенник в знамение того, что придет такое время, когда все люди будут очищены от грехов Честною Кровью Спасителя в благодатной воде Крещения. Сам Иисус Христос бывал в Иерусалиме на празднике Кущей и принимал участие в этом торжественном ходе к купальне Силоамской. Тысячи, десятки и сотни тысяч людей, все жители Иерусалима и пришельцы на праздник точно так же принимали участие в этом ходе; поэтому-то день этот и был самым торжественным днем праздника. Религиозный восторг двигал сердца людей в это время, и они все от мала до велика в этот день спешили ко храму и источнику Силоамскому. Так это было в древнем Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Слово по освящении трапезного храма при Сумском городском соборе 15 мая 1885 г. О добродетели храмоздания. И рече царь Давид к Нафану пророку: се ныне аз живу в дому кедровом, кивот же Божий стоит посреде скинии. ( 2Цар. 7, 2 ). Вот первое и самое древнее свидетельство Библии о благочестивом чувстве и намерении истинно верующей души создать храм Богу истинному, достойный Его святого имени и превосходящий благолепием жилища человеческие. Давид, как пророк, понимавший действия Промысла Божия относительно судьбы народа Израильского, видел, что давно уже странническая жизнь Израиля кончена, что народ, получив обетованную землю, прочно в ней основался, что он сам, как царь, водворился в Иерусалиме с царским великолепием и потому скорбел, что на глазах его остается в положении странника, под шатром, только кивот Божий, место „ обитания “ Бога Израилева. В чувстве смирения он поверяет другому пророку свое желание создать храм Богу, и как кротко, как прекрасно выражает его: „вот я живу в доме кедровом, а кивот Божий находится под шатром!“ Получив извещение, что его намерение угодно Богу, что Господь сопровождает Свое соизволение высокими обетованиями потомству его, и только предоставляет сооружение храма не ему самому, а сыну его Соломону, Давид с радостью и пламенным усердием начинает заготовлять драгоценные материалы для будущего храма, совершенно счастливый этим скромным участием в великом деле созидания первого храма Богу истинному. Мы знаем, как дорожил народ Израильский первым храмом Соломоновым и вторым, созданным после пленения вавилонского. Знаем, что и в Церкви новозаветной, с первых веков христианства и доселе, постоянно живет сознание необходимости пребывания среди жилищ человеческих храма Божия, и, как ключ чистой воды, течет из века в век чувство любви к храмам и усердие к их созиданию и украшению. Нельзя не заметить в истории, что чем вера народов чище, чем любовь к Богу глубже и стремление к духовному общению с Ним живее, тем храмов больше и тем они, если позволяют средства народов, величественнее и благолепнее. Этой добродетелью с древних времен отличался и был духовно счастлив и наш православный русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Скачать epub pdf Раздел 10. Николаевское подворье Предисловие В связи с ростом потока паломников постоянной заботой Палестинского общества с самого момента его возникновения являлось расширение старых подворий и строительство новых. Уже в 1885 г. назначение в Иерусалим Д. Д. Смышляева в качестве уполномоченного ППО непосредственно связывалось с задачей строительства «дополнительного помещения для паломников на северо-западе Русских построек», то есть там, где находится ныне Николаевское подворье (записка Смышляева, Иерусалим, 4 марта 1886 т.//АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 18). Но тогда из-за трений с Палестинской комиссией, в ведении которой находились Русские постройки, сочтено было более эффективным строить новое подворье на собственном, приобретённом Смышляевым на имя общества, участке. За десять лет, прошедших после завершения Сергиевского подворья, ставшего первым крупным строительным объектом ИППО в Палестине, тенденция опережающего роста числа паломников не изменилась. Скорее наоборот: к 1901 г. число русских православных богомольцев, собиравшихся на Пасху в Иерусалим, превысило рубеж 6000 человек. Вопрос о новом подворье вновь был поставлен в повестку дня. В апреле 1902 г. в Петербурге советом общества был заключён договор о его строительстве с молодым архитектором А. Е. Элкиным (документ 272). К 1 августа ему предписывалось представить подробный план и смету на паломнический приют, рассчитанный на 1200 коек. Строительство планировалось окончить к 1 сентября 1904 г. Работа над проектом заняла больше времени, чем предполагалось. Элкин отправился в Иерусалим лишь весной 1903 г. 4 марта 1903 г. начал действовать созданный в Иерусалиме «Строительный комитет по новым сооружениям» под председательством управляющего подворьями ИППО в Палестине Н. Г. Михайлова. Двумя днями позже начались подготовительные работы на месте постройки. В июне они были остановлены из-за территориальных протестов Русской духовной миссии. Планы пришлось изменить, границы постройки отодвинуть. Официальная закладка Николаевского подворья состоялась лишь 5 сентября того же года – в день тезоименитства великой княгини Елизаветы Фёдоровны, супруги председателя ИППО. С самого начала подворье получило наименование Николаевского. На закладной доске была выгравирована надпись: «В лето от Рождества Христова 1903 сентября 5 дня, в царствование его императорского величества Николая II Александровича, императора и самодержца всея России, при председателе Императорского православного палестинского общества его императорском высочестве великом князе Сергее Александровиче, приступлено к сооружению сего подворья имени благополучно царствующего императора Николая II».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Духовные миссии Духовная миссия в Японии Образована в 1870 году Ревельский епископ Николай (Касаткин) епископ, равноап., рукоположен с30.03.1880 по 24.03.1906 начальник Духовной миссии архиеп. Японский † 3.02.1912 Духовная миссия в Китае В 1807–1822 годах Переславский епископ Иннокентий (Кульчицкий) епископ, свт., рукоположен с 5.03.1721 по 15.01.1727 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Духовная миссия в Иерусалиме Мелитопольские епископы Порфирий (Успенский) архимандрит, начальник Духовной миссии, инициатор ее создания с 1847 по 1854 будущий еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии; † 19.04.1885 Поликарп (Радкевич) епископ Одесский, викарий Херсонской епархии с 24.03.1857 по 30.09.1857 начальник Русской миссии в Иерусалиме Кирилл (Наумов) епископ, рукоположен с 13.10.1857 по 22.06.1863 † 10.02.1866 Духовная миссия в Персии (Урмии) Урмийский и Супурганский епископ Иона-Мар епископ, рукоположен Иона-Мар епископ, воссоединен с Русской Православной Церковью 25.03.1898 † 23.04.1910 Основные источники, используемые при составлении данного издания Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 т. – М., 1807–1815; – 2-е изд. – М., 1822. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. – М., 1892–1898. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877 Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 15 т. – СПб., 1863–1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Книга 1. События Евангельской истории начальные, преимущественно в Иерусалиме и Иудее В предлагаемой благочестивому вниманию читателей «Евангельской истории о Боге Слове Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, воплотившемся и вочеловечившемся нашего ради спасения», мы имели целью представить Евангельские события и речи Господа в последовательном порядке, вместе с объяснениями их, заимствованными из творений святых Отцов и учителей Православной Церкви. Бесспорно, это – самые верные и надежные толкователи Евангельской истории. В песнопениях Православной Церкви, составленных в разное время теми же святыми Отцами и учителями, мы находим древнее предание, служащее к уяснению и решению некоторых вопросов, обыкновенно оставляемых без разъяснения. Другие разнообразные сведения почерпнуты из источников и пособий, указанных в своем месте – в подстрочных примечаниях. Что касается расположения Евангельских событий и речей Господа, то мы следовали большею частью тому порядку, какой принят преосвященным епископом Феофаном, с указанием оснований, в книге его: «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения», Москва, 1885 год. Изложению земной жизни и Божественного учения Господа нашего Иисуса Христа мы считали необходимым предпослать «введение», а также «вступительное благовестие святого евангелиста Иоанна Богослова о вочеловечении Бога Слова Сына Божия», составляющее догматическое предисловие к Евангельской истории. Введение I Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода Богу, как Всеведующему, от века, когда еще не было мира и времени, было известно, что человек, получивший от Творца своего разумно-свободную душу, не устоит в правой и святой жизни, не выдержит испытания и падением своим потеряет райское блаженство. Богу, как правосудному, свойственно за злоупотребление свободы существами, одаренными разумом и свободой, и за нарушение Своей святой воли присуждать грешников к состоянию, сообразному со злоупотреблением свободы, к последствиям внутренним и внешним, временным и вечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) Глава I. Записки Авксентия Георгиевича Стадницкого Глава II. Дневник паломника-студента III курса Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого во время путешествия на Афон Глава III. Продолжение записок путевых впечатлений во время путешествия по Афону студента Авксентия Стадницкого Глава IV. Дневник студента Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого 1884–1885 годы Глава V. Дневник архимандрита Арсения (Стадницкого) Приложения Путешествие в Палестину и на Афон Краткое описание монастырей, скитов, келлий, подворий и храмов Афон Афон монашеский Андреевский скит Артемьевская келья Афанасия св. Лавра (Великая лавра) Ватопед Вознесения келья Дохиар Есфигмен Зограф Иверский монастырь Ильинский скит Каракалл Карея Котломуш (Кутлумуш) Ксенофонт Ксиропотам Молдавский скит Пантелеимоновский монастырь Пантократор Ставроникита Старый Русик Филофей Хилендарь Бессарабская губерния Киприановский монастырь Рождественский кафедральный собор в Кишиневе Киев Андреевская церковь Братский Богоявленский монастырь Киево-Печерская лавра Константинополь Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновское подворье Патриархия Софии Святой храм Москва Благовещенская церковь на Тверской улице Архангельский собор в Кремле Успенский собор в Кремле Чудов монастырь Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Одесса Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновского монастыря подворье Троицкая (греческая) церковь Палестина Благовещении Пресвятой Богородицы церковь в Назарете Церковь Вознесения Господня в Кане Галилейской (ныне г. Кфар-Кана) Горненский монастырь в Эйн-Кареме Гроба Господня храм в Иерусалиме Марии Магдалины церковь на Елеонской горе Петра и Павла церковь в Яффе Троицкий собор (миссийский) в Иерусалиме Румынское королевство Добровецкий монастырь Нямецкий Вознесенский монастырь Санкт-Петербург Александро-Невская лавра Сергиев Посад Вифанский Спасов монастырь Троице-Сергиева лавра Гефсиманский скит Черниговский скит Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Список сокращений библиографических названий Список сокращений, используемых в научно-справочном аппарате издания  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Российско-эфиопские связи насчитывают не одно столетие. Они поддерживались не только в политической, но и в церковно-литературной сфере. Эти связи развивали такие видные церковные историки и востоковеды как профессор СПбДА В.В. Болотов , академик Б.А. Тураев и др. В настоящей статье речь идет о деятельности архимандрита Порфирия (Успенского) , выпускника СПбДА (1829 г.), первого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и одного из первых представителей Русской Православной Церкви, установивших церковные связи с христианской Эфиопией. Ключевые слова: Порфирий (Успенский) , епископ; Древние Восточные Церкви; дохалкидонские Церкви; Армянская Церковь , Коптская Церковь ; Эфиопская Церковь; митрополит Филарет (Дроздов) ; Санкт-Петербургская духовная академия; Всемирный Совет Церквей, Синайский монастырь, Гондар, Фрументий, Джидда, Александро-Невская Лавра, монастырь Саввы Освященного, апокрисиарий, Арий, Македоний, Несторий, Евтихий, св. Афанасий Александрийский , св. Кирилл Александрийский , епископ Кирилл (Наумов) ; Аксум, Абиссиния. В 2015 г. Русская Православная Церковь отметила 130-летие со времени кончины епископа Порфирия (Успенского) (1804–1885), основателя Русской Духовной миссии в Иерусалиме (1847 г.), автора многочисленных трудов по истории христианского Востока. Пребывая в течение ряда лет на Ближнем Востоке, архимандрит (с 1865 г. – епископ) Порфирий имел возможность близко познакомиться с литургической жизнью, особенностями вероучения ряда Древних Восточных Церквей (дохалкидонских) – Армянской, Коптской и Эфиопской 1 . Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрит Порфирий в течение четырех лет (1825–1829) воспитывался здесь в атмосфере традиций веротерпимости. Одним из виднейших церковных деятелей, подвизавшихся в столичной духовной академии со времени ее основания (1809), был Филарет (Дроздов) (1783–1867). В 1811 г. он был возведен в сан архимандрита, а в 1812 г. – назначен ректором СПбДА (впоследствии, с 1821 г. – митрополит Московский). Основываясь на словах апостола и евангелиста Иоанна Богослова «Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос?» ( 1Ин2:22 ), архимандрит Филарет утверждал, что «держась вышеприведенных слов Писания, никакую Церковь , верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной» 2 . Этим принципом и руководствовался архимандрит Порфирий (Успенский) в своих отношениях с представителями Древних Восточных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Скачать epub pdf Приложение I Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле Земельные участки и постройки в г. Иерусалиме 1 . Русские постройки (другие названия: «Старое подворье», «Постройки на площади Рас-Мейдан»; в современном Иерусалиме «Москобийе» или «Russian Compound», «Russian Campus»). Общая площадь – 71 678 кв. м, из которых 23 142 кв. м. – подарок турецкого султана великому князю Константину Николаевичу, другая часть (48 535 кв. м.) составилась из пяти участков, купленных у разных лиц в 1857–1861 гг. В ансамбль Русских построек, воздвигнутых здесь в 1860–1864 гг. по проекту архитектора М. И. Эппингера, входят: Троицкий собор (освящён в 1872 г.), двухэтажное здание Русской духовной миссии – каре с четырьмя внутренними дворами и домовой церковью царицы-мученицы Александры в центре (освящена в 1864 г.), одноэтажные здания Елизаветинского (мужского) подворья площадью 4612 кв. м (ныне – СИЗО и полицейский участок) и Мариинского, женского, площадью 3706 кв. м (ныне – Музей еврейского сопротивления), дом консула (не сохранился) и «Русская больница» площадью 1210 кв. м (открыта в 1864 г., в 1889 г. при ней создана амбулатория для местных жителей), с отдельным небольшим зданием инфекционного отделения, построенным в 1885 г., площадью 186 кв. м. Весь комплекс был обнесён каменной стеной с двумя въездами: со стороны Яффской дороги («Церковные ворота») и со стороны Наблусской («Консульские ворота»). Позже были устроены третьи, северные ворота, соединившие Старое подворье с Новым (Сергиевским). По высочайше утверждённому межведомственному разделу 1890 г. часть земли была выделена во владение иерусалимского генерального консульства, другая – во владение Русской духовной миссии, третья, площадью в 52 429 кв. м. – во владение ИППО (о границах раздела: письмо секретаря ИППО В. Н. Хитрово от 11 июня 1889 г.; рескрипт председателя ИППО великого князя Сергея Александровича министру иностранных дел Н. К. Гирсу от 5 июня 1890 г. Документы 84 и 86 настоящего издания). В 1901–1906 гг. ИППО строит ещё одно, последнее по времени, здание на русских постройках – Николаевское подворье, площадью 1170 кв. м (архитектор А.Е. Элкин).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Документы о пожертвовании купцом А.В. Рязанцевым колокола для русской церкви на Елеоне. 1883–1885 364. Письмо действительного члена ППО купца А.В. Рязанцева 662 в совет Общества Соликамск 1883 г. Подлинник По предложению Председателя Палестинского Общества Великого Князя Сергия Александровича, я с любовью состою действительным членом Общества, почему и считаю священною обязанностью и долгом своим сообщить нижеследующее. В бытность мою в 1882 году я с радостью видел строение двух новых церквей: 1-й в Горнем и 2-й на св Елеонской горе, сооружаемых личным старанием начальника Русской Миссии – архимандрита Антонина и иждивением его с жертвователями, жертвующими к оным построениям. В настоящее лето храм на св Елеонской горе постройкою вчерне окончен, а внутренность, с помощью Божиею, тоже будет скоро изготовлена, так как иконостас давно уже готов, а прочее, как более малоценное, – все будет готово; так что к осени сего года о. архимандрит желает и освятить оный 663 . А я же с своей стороны и с согласия о. архимандрита усердствую к сему храму пожертвовать в 300 пуд колокол, который уже и заказан мною на заводе московского почет гражданина Николая Димитриевича Финляндского 664 , дабы увенчать и украсить русским усердием св Елеонскую гору, для привлечения русских сердец к такому св многознаменательному месту как для молитвы, так и для пожертвований – и вообще для вида русской славы и усердия. Означенный колокол будет доставлен к вокзалу Курской желез дороги заводчиком, а дальнейшую доставку оного до Иерусалима я почтительнейше просил бы Палестинское Общество принять на себя, так как от Общества можно официально снестись о доставке на место с обществами железных дорог и пароходств и смело можно ручаться тогда за его целость в пути и доставку. На что, смею надеяться, Общество изъявит свое согласие, о чем и прошу сообщить мне по возможности скорее, так как я заблаговременно должен предупредить мастера, к какому сроку он должен доставить колокол на вокзал. К тому же, еще сомневаюсь и в том, можно ли будет означенный колокол беспрепятственно от правительства турецкого и греческого Патриархата повесить? Почему и считаю нелишним просить Председателя нашего Общества великого князя Сергия Александровича снестись с кем следует о сем праве, дабы не последовало воспрещения тогда, когда оный уже будет готов и на месте; по примеру тому, как было воспрещено освящение храма в Горнем, к оскорблению нашего Общества и всех русских усердия. И это было тогда, когда совершенно все было изготовлено для угощения русских во время чаемого торжества, а случилось противное...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010