Духовник Донского монастыря провел беседу о Рождественском посте Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) в молодежном клубе «Донской» провел беседу о Рождественском посте как предпразднестве Рождества Христова. Расширить возможности Мы знаем, что великие, двунадесятые праздники в Православной Церкви наступают не сразу, а им предшествуют предпразднства . Кроме того, не бывает и резкого перехода от праздника к будням, потому что за праздниками бывают послепразднства . Это так же, как в природе: не сразу после ночи наступает день, сначала утренняя заря, так же после дня – вечерняя заря, так же и зима, и лето – не сразу наступает лето после зимы. Так же и церковный устав сотворен с помощью Божией. Люди в сотрудничестве с Богом, в соработничестве с Богом создавали богослужения. И поэтому так же, как Господь Творец есть природы, так же он Творец есть и церковного богослужения, при посредстве человеческого творчества. Если мы посмотрим на Рождественский пост , который предшествует Рождеству , мы можем тоже назвать его таким предпразднеством. Вообще, как мы знаем, есть четыре продолжительных поста в Церкви, и каждый из них предшествует особому торжеству. Великий пост предшествует крестным страданиям и Пасхе , Успенский пост предшествует Успению Божьей Матери , Рождественский пост предшествует Рождеству Христову, и еще есть Петров – апостольский пост , который предшествует празднику апостолов Петра и Павла. Во время предпразднества уже начинают звучать песнопения и тексты богослужений, которые связаны с праздником. Так что верующие могут в течение предпразднества как-то приготовить себя, свой ум и сердце для того, чтобы наилучшим образом воспринять то духовное содержание, которое имеет отношение к этому празднику, к этому святому торжеству. И вот мы знаем, что в тропаре Преображения Господня говорится о том, что апостолы видели этот фаворский свет «якоже можаху», то есть в меру своих возможностей. И вот именно предпразднество позволяет нам расширить возможности своего ума и сердца для того, чтобы воспринять в наибольшей полноте вот этот вот свет торжества. А что касается Рождественского поста, то пост и молитва как раз и помогают наилучшим образом расширить возможности нашего восприятия, возможности ума и сердца для того, чтобы воспринять этот свет, свет Рождества Христова.

http://pravmir.ru/ieroshimonah-valentin-...

Вот посчитали – ну как же так? Бывший разбойник не может быть монахом. Но в этом, собственно, суть подвига. В этом и величие подвига человека, который пал ниже некуда, тем не менее, нашел с помощью Божией в себе силы. С Владимиром то же самое произошло». Господь сказал фарисеям: «Кому больше прощается, тот больше возлюбит. Поэтому мытари и блудницы вперед вас и пойдут в Царствие Небесное». И среди тех, кому много прощено и кто стал поэтому особенно ревностным в благочестии, – покаявшиеся разбойники. По словам Серафима Вырицкого, после беспрецедентного погружения во тьму горячее покаяние в России приведет к воспламенению духовной жизни. Будет расцвет благочестия, и Восток, войдя в соприкосновение с живой христианской верой, обратится в православие. Преподобный говорил, что сегодня весь небесный мир молится о просвещении Востока. То есть – о китайцах и мусульманах. Вот такое оптимистическое пророчество. Сейчас трудно поверить в это, но в защиту оптимизма говорит то, что когда мы рассматриваем историю Церкви и общества в ретроспективе, то мы, как уже было сказано, можем наблюдать, что все усилия сатаны, в конце концов, приводили к результатам, прямо противоположным его целям. Христос родился на земле, чтобы спасти грешников, имеющих нужду в покаянии. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 декабря, 2014 10 апреля, 2015 30 ноября, 2015 30 декабря, 2022 3 апреля, 2022 7 января, 2022 7 января, 2022 6 января, 2022 6 января, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ieroshimonah-valentin-...

Но снова его планы, его действия приводили к нежелательным для него результатам. Потому что апостол Павел говорил, что «и должно быть разномыслиям между вами, чтобы явились искусные». И вот явились такие искусные, как Григорий Богослов, Максим Исповедник и другие, которые напрягали свои дарования, которые им Господь даровал, и с помощью Божией они составили такие в этих прениях блестяще сформулированные догматы православия, и создали такие замечательные и блестящие произведения и труды богословские, которые укрепили Церковь и сообщили ей ту устойчивость, которая помогает ей осуществить пророчество Господа о том, что врата адовы не одолеют ее до самого конца. Когда кончилось мученичество в собственном смысле этого слова, началось бескровное мученичество. Появились преподобные, против которых сатана тоже вооружился и повел с ними войну. На Антония Великого, на Макария Великого нападали толпы демонов. Антония Великого избивали физически. Они избивали его почти до смерти. Но эти нападения помогали им вырабатывать такое мастерство в молитве, в посте, в сосредоточенности на любви к Богу, что подвижники выработали такую тактику этой борьбы и такие способы, которые они потом передали своим ученикам. И вот эта выработанная ими молитва, это умное делание, которое доставляет им Царство Небесное. Потому что если бы не было этих нападений со стороны демонов, то не было бы и вот этой школы молитвы, которая помогает людям достигать цели христианской жизни. Таким образом, сатана опять оказался проигравшим в этом. Антихристианская коалиция Мы знаем, что еще во времена апостолов, когда их заключали в темницы, когда были различные козни со стороны окружающих их иудеев и язычников, они воскликнули, что все собрались на Господа и на Христа его, и язычники, и Понтий Пилат, и народ иудейский. Эта коалиция – антихристианская, и иудеев, и язычников, которые, казалось бы, ненавидят друг друга, но они против Христа объединяются. И мы видим, что это повторяется, на протяжении истории Церкви подспудно существует эта коалиция. Потому что с одной стороны Ренессанс, возрождение язычества, реабилитация плоти, а с другой стороны – иудеи, жидовствующие, которые отрицают божественную природу Иисуса Христа как Сына Божьего. И эти две линии соединились.

http://pravmir.ru/ieroshimonah-valentin-...

Грэй, 1962 – Gray С. The Russian Experiment in Art. 1863–1922. L. 1962 Гуревич, 1981 – Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.. 1981 Гуревич, 1987 – Гуревич А.Я, Западный портал церкви Сен-Лазар н Отене и парадоксы средневекового сознания//Труды по знаковым системам. 20. Тарту, 1987 Гуревич, 1990 (1) – Гуревич А-Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990 Гуревич, 1990 (2) – Гуревич А-Я. Средневековый купец//Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. М., 1990 Гусева, 1982 – Гусева Э.К. Памятники старообрядческой живописи конца в.//Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М.. МГУ, 1982 Гюйе, 1960 – Huyghe R. L " art et l " ame. Paris, 1960 Даль, I-IV – Даль В.И. Толковый словарь живого великорусскаго языка. Изд. 3-е под ред. И. А. Бодуэна де Куртене. Т. 1–4. М., 1903–1912 Даль, 1852 – Даль В.И. О наречиях русскаго языка. СПб., 1852 Дамаскин, 1913 – Иоанн Дамаскин . Творения. т. 1. СПб., 1913 Данкевич, 1893 – Данкевич В. Поучение пред наступлением жатвы (Чему учит нас жатва?)//Христианская беседа, 1893, N2 8 Дворжак, 1978 – Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения, т. 1–2. М., 1978 Денисов, 1908 – Денисов Л.М. Православные монастыри Российской империи. М., 1908 Державина, 1965 – Державина О.А. «Великое зерцало» и его судьба на русской почве. М., 1965 Деяния, 1873 – Деяния Вселенских соборов. Изд. Казанской Духовной Академии. Т. 7. VII Вселенский собор. Казань, 1873 Деяния Московских соборов, 1893 – Деяния Московских соборов 1666 и 1667 гг. М., 1893 Дзери, 1957 – Zeri F. Pittura е Controriforma. L " arte senza tempo di Scipione da Gaeta. Torino, 1957 Дмитриев, 1953 – Дмитриев Ю.Н. Теория искусства и взгляды на искусство в письменности Древней Руси//ТОДРЛ. т. IX, 1953 Дмитриевский, 1890 – Дмитриевский А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890 Дневники, 1991 – Дневники императора Николая II. М.. 1991 Добронравов, 1905 – Добронравов В. Владимирские иконописцы и Комитет попечительства о русской иконописи//ВЕВ, 1905, 8

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

265 . Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. 266 . Гранстрем Е. Э. Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности (XI–XIV вв.)//ТОДРЛ. 1974. Т. 29. 267 . Грацианский М. В. Анастасий I Синаит//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. 268 . Гринбаум Н. С. Ранняя классика Древней Греции в экономических терминах Пиндара//Античность как тип культуры. 269 . Грицевская И. М. Патристика в репертуаре Московского Печатного двора дореформенного периода//Древнерусская книжная традиция и современная народная литература. Нижний Новгород, 1998. 270 . Гролимунд В., иером. Между отшельничеством и общежитием: скитский устав и келейные правила. Их возникновение, развитие и распространение до XVI века//Монастырская культура: Восток–Запад. 271 . Гукова С. Н. Географические знания//Культура Византии. Вторая половина VII–XII в. 272 . Гукова С. Н. Естественнонаучные знания в палеологовский период//Культура Византии. XIII – первая половина XV в. М., 1991. 273 . Гукова С. Н. Космографический трактат Евстратия Никейского//ВВ. 1986. Т. 47. 274 . Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 2 1984. 275 . Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.М., 1989. 276 . Гуревич А. Я. Личность, призвание, богатство и спасение в проповеди Бертольда Регенсбургского//Его же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 277 . Гуревич А. Я. Народная магия и церковный ритуал//Механизмы культуры/Отв. ред. Б. А. Успенский .М., 1990. 278 . Гуревич А. Я. Популярное богословие и народная религиозность средних веков//Из истории культуры Средних веков и Возрождения/Отв. ред. В. А. Карпушин. М., 1976. 279 . Гуревич А.Я. Социальная психология и история. Источниковедческий аспект//Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. М., 1969. 280 . Гуревич А. Я. «Социология» и «антропология» в проповеди Бертольда Регенсбургского//Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. 281 . Давыденков Олег , иерей. Догматическое богословие. Курс лекций. М., 1997. Ч. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Как-то, поздно вечером, когда уже стемнело, он, плетя корзину, уронил шило на пол. Долго он безуспешно искал его, как вдруг по бесовскому наваждению появился в келье свет, и тогда Валент сразу увидел свое шило. Это «чудо» еще больше надмило его, так что Валент стал презирать и Св.Тайны Христовы, считая, что он больше не нуждается в причащении. Однажды несколько иноков принесли плоды для раздачи братии обители. Блаженный пресвитер Макарий, начальник монастыря, разослал по кельям каждому по горсти плодов, в том числе и Валенту. Получив плоды, Валент обругал и избил принесшего их, сказав: «Ступай и скажи Макарию, что я не хуже его и нечего ему посылать мне свое благословение». Макарий, поняв, что Валент поддался дьявольскому обольщению, пошел увещевать его. «Брат Валент! Ты находишься в обольщении. Одумайся и помолись Богу», – предупредил его опытный старец. Но Валент не принял его мудрого совета, так что Макарию пришлось уйти, скорбя о гибнущем иноке. Дьявол же, убедившись, что Валент совершенно поддался ему, принимает вид Спасителя и приходит к нему ночью, окруженный сонмом демонов, принявших образ ангелов с зажженными светильниками. И вот Валент видит перед собой огненный круг, а в середине – стоящего Спасителя. Тут один из демонов, принявший вид ангела, говорит Валенту: «Твоими подвигами и святостью жизни ты так угодил Христу, что Он благоволил лично явиться к тебе. Поэтому скорее пади на колени перед Ним и поблагодари Его». Ничего не подозревая, Валент с чувством восторга пал и поклонился сатане, принявшему вид Христа. На другой день Валент пришел в храм и стал пред всеми хвалиться, что Сам Христос явился ему. Сказав это, он начал неистовствовать, кричать и бросаться на братию, так что пришлось связать его цепями. Целый год братия усердно молилась за Валента и подвергала его разным унижениям, стараясь противное уврачевать противным (смирением вытеснить гордость). И так, наконец, долгими совместными усилиями они вымолили ему двоякое исцеление – от умопомешательства и от сатанинской гордости. Изречения на тему гордыни и смирения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

153. Слово «отчаянныя», в отношении к христианам, не употреблялось ли в книгах, печатанных при Иосифе, предшественнике патриарха Никона ? В псалтыре, печатанной при патриархе Иосифе, читаем: «Упование ненадеющиися, жизне отчаявшимся, врачу Спасе мой, помилуй мя» (По седм. кафизме тропар. покаян., л. 295 на об. и 296). «Люте погибаю отчаемый, но вопию Ти, Боже: ущедри мя и помилуй мя» (По шестой кафизм. тропар. покаян., лист 294). «Надежди спасения не имею: сном лености душу отягчих. Но Ты, Господи, рождейся от Девы, воздвигни мя на пение и спаси« (По шестнадц. каф. тропар. покаян. лист 310 на обор. Снес. по 18 каф., лист 115 на обор.). «Возведи мя отчаяннаго, Богородицы ради, едине многомилостиве (По дес. каф. тропар. покаян., лист 301 на обор.). 154. Что мы отчаиваемся, разбирая грехи свои, но не теряем надежды на спасение, обращаясь к милосердию Божию, как об этом говорится в Триодионе? »Себе отчааваю, помышляя дела мои, Господи. Тем же молюся, очистив не гнушайся мене, Господи, благодателю всех и преблагий» (Триод., Неделя сырная. Вечер. Стран. 155). «Грехом треволнение бурущееся в глубину низвлачит мя отчааниа. Но твоей прибегаю пучине милости, спаси мя, Господи» (Триодион. Понедельн. перв. недели св. поста трипесн. И. Иосифа. Стр. 162). 155. В Соборнике, в слове святого Анастасия Синайского, что пишется от отчаянных, умоляющих о своем спасении? " Спаси мя, Господи, и спасуся. Исцели мя, Господи, зане змий лукавый всего мя немощна и согнивша сотвори. Немощный же и согнивший весь низу лежит, весь повержен, весь клосен 5 , токмо вопиет и избавляющаго ищет. Токмо очи возводит и назирает, когда приидет, когда посетит его Обязаяй сокрушенныя и Спасаяй отчаянныя« (Соборник, лист 206 на обор.). 9. О числе просфор 156. В 54 ответе Поморских ответов что сказано о пяти просфорах, употребляемых на проскомидии? «От древлероссийских книг, яко бумажных, тако харатейных, познавается: на пяти просфирах служения литургийнаго в древних служебниках не видехом» (Помор. отв. отв. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Был некто Валент, родом из Палестины, по духу гордый, как коринфянин (коринфян и блаженный апостол Павел в Послании своем укорял за порок гордости: И вы разгордесте 5, 2]). Этот Валент долго жил с нами в пустыне, много изнурял плоть свою и по жизни был великим подвижником, но потом, обольщенный духом самомнения и гордости, впал в крайнее высокомерие, так что сделался игралищем бесов. Надмившись пагубною страстию самомнения, он стал мечтать наконец в самообольщении, что с ним беседуют Ангелы и при всяком деле служат ему. Вот что рассказывали о нем люди, хорошо его знавшие. Однажды в глубокий вечер, когда уже было темно, он плел корзины и уронил шило на пол. Долго он не находил его, как вдруг, по навождению бесовскому, явился в келлии зажженый светильник, с ним нашел он потерянное шило. Это дало новую пищу его надмению; в упоении гордости подвижник ещё более возмечтал о себе, так что стал наконец презирать и самые Таины Христовы. Однажды какие–то странники принесли в церковь для братии плодов; блаженный Макарий, пресвитер наш, разослал их по келлиям, по горсти каждому брату, в том числе и этому Валенту. Получив плоды, Валент обругал и избил принесшего и сказал ему: «Ступай скажи Макарию: " Я не хуже тебя, что ты посылаешь мне благословение”». Узнав из сего, что Валент находится в обольщении, Макарий через день пошел увещёвать его и сказал ему: «Брат Валент! Ты в обольщении. Перестань и помолись Богу». Но Валент не внимал увещаниям отца Макария. А как тот не послушал убеждений его, то он и ушел в сильной скорби о падении Валента. Диавол же, уверившись, что Валент совершенно предался обману его, принимает на себя вид Спасителя и ночью приходит к нему окруженный сонмом демонов во образе Ангелов с зажженными светильниками. И вот является огненный круг, и в средине его Валент видит как бы Спасителя. Один из демонов, в образе Ангела, подходит к нему и говорит: «Ты благоугодил Христу своими подвигами и свободою жизни, и Он пришел видеть тебя. Итак, ничего другого не делай, а только, ставши вдали и увидев Его, стоящего среди всего сонма, пади и поклонись Ему, потом иди в свою келлию». Валент вышел и, увидев множество духов со светильниками на расстоянии около стадии, пал и поклонился антихристу. Обольщенный до того простер свое безумие, что, пришедши на другой день в церковь, сказал при всей братии: «Я не имею нужды в приобщении: сегодня я видел Христа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Видно, Господь нашел сии члены достойными наказания, а в таком случае лучше им здесь пострадать, нежели по отшествии из сей жизни». Так вразумив нас и этими словами укрепив в терпении, он научил нас мужественно переносить скорби». Я с намерением рассказал это для того, чтобы мы не почитали странным, когда видим, что некоторые святые подвергались столь тяжким недугам. О Валенте Был некто Валент, родом из Палестины, по духу гордый, как коринфянин (коринфян и блаженный апостол Павел в Послании своем укорял за порок гордости: и вы разгордесте (1 Кор. 5, 2)). Этот Валент долго жил с нами в пустыне, много изнурял плоть свою и по жизни был великим подвижником, но потом, обольщенный духом самомнения и гордости, впал в крайнее высокомерие, так что сделался игралищем бесов. Надмившись пагубною страстию самомнения, он стал мечтать наконец в самообольщении, что с ним беседуют Ангелы и при всяком деле служат ему. Вот что рассказывали о нем люди, хорошо его знавшие. Однажды в глубокий вечер, когда уже было темно, он плел корзины и уронил шило на пол. Долго он не находил его, как вдруг, по навождению бесовскому, явился в келии зажженый светильник, с ним нашел он потерянное шило. Это дало новую пищу его надмению; в упоении гордости подвижник еще более возмечтал о себе, так что стал наконец презирать и самые Тайны Христовы. Однажды какие-то странники принесли в церковь для братии плодов; блаженный Макарий, пресвитер наш, разослал их по келиям, по горсти каждому брату, в том числе и этому Валенту. Получив плоды, Валент обругал и избил принесшего и сказал ему: «Ступай скажи Макарию: «Я не хуже тебя, что ты посылаешь мне благословение»». Узнав из сего, что Валент находится в обольщении, Макарий через день пошел увещевать его и сказал ему: «Брат Валент! Ты в обольщении. Перестань и помолись Богу». Но Валент не внимал увещаниям отца Макария. А как тот не послушал убеждений его, то он и ушел в сильной скорби о падении Валента. Диавол же, уверившись, что Валент совершенно предался обману его, принимает на себя вид Спасителя и ночью приходит к нему окруженный сонмом демонов во образе Ангелов с зажженными светильниками. И вот является огненный круг, и в средине его Валент видит как бы Спасителя. Один из демонов, в образе Ангела, подходит к нему и говорит: «Ты благоугодил Христу своими подвигами и свободою жизни, и Он пришел видеть тебя. Итак, ничего другого не делай, а только, ставши вдали и увидев Его, стоящего среди всего сонма, пади и поклонись Ему, потом иди в свою келию». Валент вышел и, увидев множество духов со светильниками на расстоянии около стадии, пал и поклонился антихристу. Обольщенный до того простер свое безумие, что, пришедши на другой день в церковь, сказал при всей братии: «Я не имею нужды в приобщении: сегодня я видел Христа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1165 . Владимир (Иким), архиеп. Душа, исполненная любви Божией: Слово о преподобном Силуане Афонском . Клин 2001. 78. 1166 . Геронимус Александр, прот. Завет старца Силуана//Правосл. Санкт-Петербург. 1999. 87. 1167 . Геронимус Александр, прот. Откровение преподобного Силуана//АО 1999. 1(19). 147–159. же: ПСиС 9 .1194). 45–63. 1168 . Горичева Т. Держать ум во аде//Христианство и русская культура. СПб. 1994. 1. 51–53. же://Она же. Христианство и современный мир. СПб. 1996. 200–205. 1169 . Гуревич А. Л. Состояние отчаяния и духовная практика (по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)//АО 1998. 1(15). 189–200. 1170 . Гуревич A. Л. Искание Бога в житиях и творениях православных святых и подвижников благочестия (на примере св. Иннокентия Московского и преп. Силуана Афонского )//Святитель Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, Апостол Америки и Сибири и его наследие. Материалы научной конференции. М. 2000. 24–32. 1171 . Гуревич А. Л. Духовные предтечи преподобного Силуана Афонского //Правосл. летописец Санкт-Петербурга. 2000. 2. 44–54. же://ПСиС 9 .1194). 25–45. 1172 . Гуревич А. Л. Блаженный старец архимандрит Софроний (Сахаров) и его работа над книгой «Старец Силуан»//ПСиС 9 .1194). 115–139. 1173 . Гуревич А. Л., Еремина В. М. Духовное становление православного христианина у святителя Игнатия (Брянчанинова) и архимандрита Софрония (Сахарова) : сходство и различие//ПСиС 9 .1194). 213–244. 1174 . Еремина В. М. Экклезиологическое свидетельство преподобного Силуана Афонского //АО 1998. 3(17). 152–158. 1175 . Еремина В. М. Онтологический и нравственный критерий преподобного Силуана Афонского для различения добра и зла//ПСиС 9 .1194). 63–76. 1176 . Завершинский Георгий, диакон. Богословский экзистенциализм архимандрита Софрония (Сахарова) //АО 1999. 3(21). 167–180. же: ПСиС 9 .1194). 163–183. 1177 . Иларион (Алфеев) , иером. Архимандрит Софроний//Он же. Православное богословие на рубеже столетий. Статьи, доклады. М. 1999. 335–355. же: ПСиС 9 .1194). 139–162.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010