Скачать epub pdf Великий пост время волнующее. Многие знают о нем, многие его соблюдают, и почти все всегда спрашивают, как с пользой его проводить. Попробуем разобраться в этом, и начнем с истории поста, которая уже сама по себе поучительна. Поститься означает временно воздерживаться от некоторых видов пищи для углубленной работы над собой, самоиспытания 1 , укрепления воли и нравственных сил 2 . Оказывается, потребность поста так глубоко коренится в природе человека, что это явление встречается в практике всех народов и религий. Это отмечает как один мотивов к посту знаменитый церковный проповедник святитель Василий Великий (+379): «Храните пост, – говорит он, – уже ради его глубочайшей древности; он также древен, как человечество» 3 . Интересно смотрели на пост в Ветхом Завете. Там он означал: смирять душу. В книге Левит, например, читаем о посте: «Смиряйте души ваши и приносите жертвы Господу» ( Лев.23:27 ). На первый план выдвигается смирение души, а внешняя физическая сторона поста является моментом второстепенным, нужным только в той мере, в какой воздержание от пищи помогает человеку прийти именно в такое нравственное состояние 4 . Славянское и русское слово пост заимствовано из древневерхненемецкого fasto либо моравско-паннонскими либо южными славянами, и распространилось затем среди родственных им племен 5 . Наши предки связывали его с состоянием тощего пустого желудка из-за добровольного отказа от какого-либо вида пищи – отсюда понятия мясопуст, сыропуст или всякой пищи вообще и предпочитали ему слово «говеть» , которое означало для них особое духовное настроение – так называемое благоговение. Древнейшим из всех известных в Церкви постов является Великий пост . Он был известен уже в древней Церкви и установлен в воспоминание 40 дневного поста Иисуса Христа в пустыне ( Лк.4:2 ) 6 . Как и сейчас, так и древности часто спрашивали: «Ну, хорошо, Господь постился 40 дней, потому что Он был Бог , ну, а нам зачем поститься так долго?». Уже у древних отцов есть указание на символическое значение этого числа. «Мы готовимся, – разъясняет блаженный Иероним (+420), – к таинству Господню сорокодневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония» 7 . Его современник Иоанн Златоуст видит более практическую причину сорокодневного поста:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Лубинские Фамилия Лубинских (Lubienski) весьма старинная в Польше; Святослав Лубинский упоминается на войнах поляков с ливонскими рыцарями, в пятнадцатом веке. Другой Святослав Лубинский жил около 1600 года и женат был на Варваре Запольской; вот поколенная роспись потомству его: отцовский КОЛЕНО I: Святослав, женат на Варваре Запольской КОЛЕНО II: Войцех, каноник капитула гнезненского † 1651 Станислав, епископ луцкий и плоцкий, рождение 1571 † 1640 Мартын Матвей, архиепископ гнезненский и примас Польши, рождение 1573 † 1652 Ян, женат на Софие Вылежинской КОЛЕНО III: Войцех, кастелян серадзский Иероним † 1644; женат на Горской КОЛЕНО IV: Матвей, женат на Радолинской Станислав Матвей КОЛЕНО V: Александр, кастелян гнезненский Матвей, женат на Марианне Стаковской КОЛЕНО VI: Владислав, архиепископ гнезненский, примас Польши и кавалер белого орла † 1764 Флориан, воевода познанский и кавалер белого орла † 28 сентября 1760 КОЛЕНО VII: КОЛЕНО VIII: Граф Феликс-Владислав-Иосиф, министр юстиции в Герцогстве Варшавском, кавалер белого орла, рождение 1758 † 1842; женат на Текле Белинской КОЛЕНО IX: Граф Франц Осипович, рождение 1784 † 1826; женат 1) на Мильковской; 2) на графине Паулине Севериновне Потоцкой (от каждого брака по сыну) Граф Фома Осипович, бригадный генерал и сенатор-кастелян в Царстве Польском, рождение 1785; женат на графине Констанцие Оссолинской Граф Пётр Осипович, рождение 1786; женат на Варваре Шимановской Граф Иван Осипович, сенатор, рождение 1787; женат на Анне Кичко Граф Генрих Осипович, бывший вице-президент польского банка, рождение 1793; женат на графине Ирине Ивановне Потоцкой Граф Фаддей Осипович, викарный епископ родиополисский in partibus infidelium, рождение 1794 Граф Иосиф Осипович, рождение 1796; женат на Иозефине Пруской Графиня Мария Осиповна, за Максимилианом Скаржинским Графиня Паулина Осиповна, за сенатором Осипом Павловичем Моравским Графиня Розалия Осиповна, за Лудвигом Собанским КОЛЕНО X: Граф Казимир Францович, рождение 1804; женат на Марие Красинской

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ МОРАВСКИЙ [Джером из Мори (Марри); лат. Hieronymus de Moravia; англ. Jerome of Moray (Murray)), муз. теоретик XIII в., монах-доминиканец, автор «Трактата о музыке» (ок. 1275). По гипотезе М. Югло ( Huglo. 1994), И. М. был насельником шотл. мон-ря Элгин (обл. Мори (Марри)); по др. версии - жил в Моравии. Судя по широкой осведомленности автора (И. М. пишет, что учение Франко Кёльнского он услышал «из уст Иоанна Бургундского», каноника из Реймса 2-й пол. XIII в.), объему и актуальности материала в трактате, И. М. работал во Франции, возможно в Парижском ун-те. Написанный в жанре суммы, «Трактат о музыке» претендует на охват всех муз. тем и проблем своего времени - от определения музыки, пифагорейской муз. арифметики, типологии и ладовой системы григорианского пения («плавного распева» - cantus planus) до новейших форм и жанров музыки той эпохи. Основные муз. авторитеты для И. М.: Боэций (нек-рые главы трактата которого «Основы музыки» И. М. переписал дословно) и Иоанн Аффлигемский , аль- Фараби и Фома Аквинский . «Трактат о музыке», названный И. М. компиляцией, включает (в гл. 26) 4 крупные интерполяции, посвященные многоголосию: безымянное соч. «Общеизвестные сведения о дисканте» (Discantus positio vulgaris), трактаты «О размеренной музыке» (De musica mensurabili) Иоанна де Гарландиа , «Техника размеренного распева» (Ars cantus mensurabilis) Франко Кёльнского, «Техника мотета в кратком изложении» (Ars motectorum compilata breviter) Петра Пикардийского - и доминиканский тонарий (в гл. 22). Наряду с интерполяциями и прочими компилятивными текстами труд И. М. содержит оригинальные научные разработки и свидетельства средневек. музыкальной практики. В гл. 9, где дается определение предмета музыки (subiectum musicae) и ее материала (materia), в основе рассуждений И. М. лежит определение теологии (sacra doctrina) из «Суммы теологии» Фомы Аквинского. Переиначивая текст Фомы, И. М. заменяет «Бог» (Deus) на «дискретный [т. е. высотно определенный] звук» (discretus sonus), а материалом музыки объявляет «гири и мензуры, примененные к звуку» (в параллельном месте у Фомы: «вещи, знаки, искупительный подвиг и весь Христос, т. е. голова и члены»,- Thom. Aquin. Sum. th. I 1. 7). Главы 24-25 содержат уникальные практические рекомендации к сочинению («составлению») и исполнению «плавного распева». Среди методов орнаментирования распева называются reverberatio (букв.- отражение; апподжиатура [неприготовленное задержание] короткими длительностями) и flos (букв.- цветок; вибрато, или трель с верхним вспомогательным звуком). И. М. утверждает, что техника мелодического и ритмического варьирования распева (в частности, орнаментирования) приложима также к многоголосной музыке. Гл. 28 включает ценные замечания по настройке и технике игры на (2-струнном) ребеке и (5-струнной) виеле, в т. ч. впервые в западноевроп. истории описывается использование струны-бурдона (bordunus).

http://pravenc.ru/text/293724.html

Архив Пн В праздник Собора Екатеринбургских святых в Храме на Крови города Екатеринбурга совершена праздничная Литургия 11 февраля 2022 г. 18:49 11 февраля 2022 года, в день 137-летия образования Екатеринбургской епархии , празднование Собора Екатеринбургских святых, в Храме на Крови города Екатеринбурга Божественную литургию совершили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений , епископ Каменский и Камышловский Мефодий  и  епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий . Архипастырям сослужило многочисленное духовенство и монашествующие в священном сане епархий Екатеринбургской митрополии . Песнопения исполнили хор духовенства Екатеринбургской епархии, хор Храма на Крови и хор Екатеринбургской духовной семинарии. Богослужение совершалось пред иконой Собора Екатеринбургских святых и ковчегом с их мощами, изготовленным к 135-летию Екатеринбургской епархии. В ковчег вложены частицы мощей 11 уральских святых: праведного Симеона Верхотурского, преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, блаженного Космы Верхотурского, преподобного Арефы Верхотурского, преподобного Далмата Исетского, преподобного Василиска Сибирского, священномученика Константина Меркушинского, священномучеников Красноуфимских Алексия, Льва и Александра. По запричастном стихе к молящимся со словом обратился наместник Свято-Николаевского мужского монастыря игумен Иероним (Миронов). В завершении богослужения перед образом Собора Екатеринбургских святых был исполнен праздничный тропарь. После молебного пения митрополит Евгений вознес молитву Всем святым, от века Богу благоугодившим. Затем сонм архипастырей и священнослужителей пропел величание Екатеринбургским угодникам Божиим.  Митрополит Евгений поздравил всех с праздником Собора Екатеринбургских святых и со 137-й годовщиной учреждения епархии. За богослужением архипастырь вручил награды клирикам и сотрудникам Екатеринбургской епархии, а также вручил дипломы выпускникам магистратуры Екатеринбургской духовной семинарии. Прямую трансляцию  богослужения вел телеканал «Союз» . Екатеринбургская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5900163.ht...

Григорий. Аврамий 1431–1452. Филипп 1452–1464. Евфимий 1464–1483. Феодор 1483–1484. Нифонт 1484–1508. Симеон Стремоухов 1509–1515. Геннадий 1517–1531. Ферапонт 1532–1543. Иона Собина 1544–1548. Трифон Ступишин 1549–1551. Афанасий князь Палецкий 1551–1564. Елевферий 1564–1567. Пафнутий 1567–1569. Варлаам 1570–1586. Архиепископы (с 1589 г.): Иов 1587–1593 . Еп. до 1589. Галантион 1593–1608. Герасим 1612–1615. Арсений 1615–1625. Иосиф князь Курцевич 1625–1634. Серапион 1634–1653. Софроний 1654. Иосиф 1655–1656. Филарет (в схиме Феодорит) 1656–1657. Стефан 1658–1661. Архиепископы Суздальские и Юрьевские: Стефан (бывший прежде) 1665–1679. Маркелл 1680–1681. Павел Моравский 1681. Митрополиты Суздальские и Юрьевские: Иларион 1681–1705. Митр. с 1682. Ефрем Янкович 1708–1712. Епископы Суздальские и Юрьевские: Игнатий Смола 1712–1719. Варлаам Левицкий 1719–1724. Иоаким 1725–1731. Гавриил Русской 1731–1735. Афанасий Кондоиди (грек) 1735–1737. Симон Тихомиров 1739–1747. Порфирий Крайский 1748–1755. Сильвестр Главатский 1755–1760. Митр. Геннадий Драницын 1760–1775. Тихон Якубовский 1775–1786. Епископы Владимирские и Яропольские: Платон Петрункевич 1748–1757. Антоний бывший каталикос Грузинский 1757–1762. Архп. Епископы Владимирские и Муромские: Павел Гребневский 1763–1770. Иероним Формаковский 1770–1783. Виктор Онисимов 1783–1786. Епископы и Архиепископы Владимирские и Суздальские (с 1799 г.): Виктор Онисимов (тот же) 1786–1800. До 1799 г. еп. „Суздальский и Владимирский“. Ксенофонт Троепольский 1800–1821. Парфений Чертков 1821–1850. Архп. с 1833. Иустин Михайлов 1850–1863. Феофан Говоров 1863–1866. Антоний Павлинский 1866–1878. Архп. Феогност Лебедев II 1878–1892. Архп. с 1883. Сергий Спасский 1892–1904. Архп. Никон Софийский 1904–1906. Архп. с 6 мая 1906. Николай Налимов 1906. Архп. Юрьевское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы (во Владимирском Боголюбовом мон.): Александр Тропицын 1907. Муромское викариатство, учр. в 1868 г. Епископы (во Владимирском Боголюбовом мон.; с 1907 г. в Муромском Спасском мон.):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

известен в 3 редакциях, в т. ч. в более поздней под названием «De musica mensurabili positio» (Рассуждение о мензуральной музыке) в копии Иеронима Моравского. Исследователи из западноевроп. стран отстаивали различные т. зр. на авторство этого трактата. Если англ. ученый У. Уэйт, автор работы по ритмике в полифонии школы Нотр-Дам , писал о том, что автор трактата и англ. грамматик - одно и то же лицо, то континентальные ученые стремились доказать, что автором этого трактата является француз, которого, однако, трудно идентифицировать. В результате этой полемики был выработан компромисс: автор трактата неизвестен, а имя И. де Г. было приписано к трактатам позднее (историю изучения вопроса см. в ст.: Baltzer. 2001). В трактате заложены основы нового научно-практического направления в муз. теории средневековья - учения о мензуральной музыке (считается, что раньше на ту же тему был составлен только краткий анонимный текст «Discantus positio vulgaris» (Доступное рассуждение о дисканте; ок. 1240)). Скорее всего, это учение, развивавшееся впосл. на протяжении почти 4 веков, получило название по инципиту данного трактата. Начиная с него, измерение времени (mensuratio temporis, т. е. определение длительности звука и способы его графической фиксации) становится предметом музыки как науки и как практического искусства. Модально-мензуральная нотация, которая описывается в этом трактате, была выработана в полифонической практике школы Нотр-Дам, где ритм впервые стал играть роль важнейшего конструктивного фактора композиции. В сочинении также рассматриваются вопросы оптимизации этой нотации. Раймер в связи с этим проводит различие между «традиционным модусным письмом», ориентированным на органум, и «обновленной модальной нотацией» И. де Г., ориентированной скорее на ранние мотеты ( Reimer. 1972. Bd. 2. S. 44). В трактате последовательно обсуждаются следующие вопросы: определение дисканта и 6 ритмических модусов; фигуры, т. е. простые и комбинированные нотные знаки (лигатуры); принципы нотации 6 модусов посредством характерных лигатурных цепочек; паузы. Автор впервые систематизировал все возможные способы сочетания модусов по вертикали в 2-голосном дисканте (всего 25 комбинаций).

http://pravenc.ru/text/471136.html

За сим, в конце XIV века, наступила знаменитая эпоха великого раскола, папство пошатнулось и вместо одного папы явилось одновременно два: в Риме и в Авиньоне, а потом три папы: Александр V, а за ним его преемник Иоанн XXIII, Бенедикт XIII и Григорий XII, одинаково предъявлявшие свои права на папскую тиару. В Англии появился богослов англичанин Виклеф, выступивший с громоносною проповедью против злоупотреблений монашества и против некоторых существенных католических догматов. Учение и принципы Виклефа, после его смерти, удержались у лоллардов. Вслед за Виклефом явились Иоанн Гус и Иероним Пражский, которые в свою очередь восстали против римской церкви и против пап в особенности. Сперва Иоанна Гуса, а потом Иеронима Пражского сожгли, но вслед за этими казнями вся возбуждённая Богемия поднялась против папизма и решилась оружием защищать свою религиозную независимость против латинского ига. Настало время героев: Иоган Жишка и два Прокопа – большой и малый, – живут и до наших дней в поэтических песнях и в легендарных сказаниях народа. Воинствующие «гуситы», а потом скромные «богемские и моравские братья» уступили вскоре свое место вновь восходившему, грандиозному нравственному светилу: из пределов Италии прогремело по целому миру знаменитое и величественное имя католического монаха Савонаролы. Красноречивый, талантливый и энергичный доминиканец восстал против безнравственности католической духовной иерархии и бесчеловечности пап и за это 21 мая 1498 года сожжён на костре. Не прошло и 20 лет с мученической смерти Саванаролы, когда на арену церковно-общественной деятельности вышел другой католический монах августинского ордена Мартин Лютер, положивший начало реформации, или вернее – развитие рационализма в Германии. Лютер, не пугаясь участи, постигшей его предшественников, неустрашимо обнародовал в Виттенберге 95 тезисов против индульгенций, чем вызывал римскую курию на всемирный и решающий вопрос о будущей религии диспут. Папе Льву X была брошена перчатка и ему же на долю выпала печальная участь быть свидетелем распадения римско-католической церкви, доселе могущественной и ничем несокрушимой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/brodjach...

Затем в течение восьми лет исполнял обязанности наместника Иоанна-Богословского монастыря города Саранска, и столько же лет нес послушание секретаря Саранского епархиального управления и благочинного Чамзинского района. Слава милосердному Богу за все трудности и радости, которые посылались мне при исполнении этих послушаний. Сегодня не могу не вспомнить и тех, кто особенно повлиял на мою духовную жизнь: — Его Высокопреосвященство архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия , неустанного труженика на ниве Христовой. Вы, святый Владыко, весьма много потрудились для моей духовной пользы, от Вас я получил диаконскую и пресвитерскую хиротонию, и без Ваших мудрых советов и наставлений мне нелегко было бы справиться с возложенными на меня послушаниями; — Приснопамятного схиигумена Иеронима (Веряндякина, + 2001), старца Санаксарской обители, духовного моего отца, от которого я принял монашеский постриг. В 1998 году Вы, Ваше Святейшество, тогда митрополит Смоленский и Калининградский, посетили Саранскую епархию, и отец Иероним пророчески сказал, что Мордовия встречала будущего Патриарха; — Матушку игумению Варвару — за теплоту и заботу, которую она оказала мне в Пюхтицкой обители, в этой жемчужине Эстонии и всего христианского мира; Сыновне благодарю Вас, Ваше Святейшество, за огромное доверие и честь, которую Вы оказали мне, избрав меня епископом Церкви Христовой. Ваше решение со смирением и благодарностью приемлю и нимало вопреки глаголю. Всем вам, богомудрые архипастыри, приношу сердечную благодарность за Ваши молитвы. Уповая на молитвы и заступничество Пресвятой Богородицы, святых новомучеников и исповедников Российских, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, через возложение ваших рук Дух Святый да изольется изобильно на мою душу, даст мне премудрость, разум, страх Божий, чтобы всем сердцем возлюбить народ Божий и привести его к вечной жизни. Аминь. Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/699882.htm...

Исходя из содержания трактата, можно сделать вывод, что его автором был филолог, поскольку он излагает систему модусов, к-рые есть не что иное, как примененные к музыке популярные стихотворные размеры (стопы), а терминология мензурального учения заимствована из грамматики. Согласно античной традиции, метрика входила в науку о музыке (см., напр., трактат блж. Августина «Шесть книг о музыке»), и только в XIII в. ввиду революционных изменений в сфере муз. ритмики было осознано, что стопы могут использоваться в музыке вне связи с текстом - по принципу вокализирования, напр.: размер хорея реализуется не в соотношении долгих и кратких (ударных и безударных) длительностей, будучи «извлеченным» (музыкально озвученным) из словесного текста (из чередования его долгих и кратких слогов, встроенных в данный размер), а в мелизматической вокализации одного слога (см., напр., начальный слог Vi- в длительном муз. фрагменте органума Перотина «Viderunt»). Мелизматический органум стал ритмизованным: слог распевается на формулу 1-го модуса (хорея) в последовательности ряда стоп (ordo) и образуются цепи одинаковых модальных ячеек - ритмоформул. Использование стихотворных стоп в музыке мелизматического характера было осознано как новый вид музыки, размеренной по модусам,- musica mensurabilis. Весьма вероятно, что именно поэт-музыкант детально разработал такую музыкально-ритмическую систему. Иероним Моравский мог назвать И. де Г. Галльским, поскольку копировал этот трактат в числе других мензуральных трактатов в кон. XIII в. и не задумывался о проблеме идентификации автора. Если грамматик И. де Г., англичанин по происхождению, носил прозвище по месту проживания во Франции, то и прозвище Галльский в представлении Иеронима необязательно означало происхождение. Оба Иоанна (если их действительно было двое) могли называться Галльскими по месту пребывания в период расцвета их деятельности (сер. XIII в.). Так или иначе, обмолвка Иеронима (возможно, даже случайная) не может быть единственным контраргументом в пользу существования 2 Иоаннов. Трактат «De mensurabili musica»

http://pravenc.ru/text/471136.html

Один из древнейших переводов Св. Писания, сделанный во времена христианские, есть перевод латинский. Нужду в таковом переводе прежде всех почувствовали, после своего обращения в христианство , те многочисленные Римляне, которые не знали греческого языка. Посему весьма скоро появилось несколько латинских переводов Библии; но ни о переводах сих, ни о лицах, над ними трудившихся, достоверных известий не сохраняюсь. Известно только, что из всех латинских переводов – так называемый древний-италийский, сделанный по тексту LXX, пользовался наибольшим уважением за ясность и буквальную близость к свящ. тексту. Но после того, как блаж. Иероним, один из ученейших отцов IV века, обнародовал в 384 г. свой перевод Св. Писания на латинский язык, тщательно сделанный им по еврейскому подлиннику, вся церковь западная мало-помалу стала оставлять древний италийский перевод в пользу перевода Иеронимова; и наконец – в XVI столетии собором Тридентским перевод Иеронимов введен во всеобщее употребление в римско-католической церкви под именем Вульгаты (versio Vulgata), что буквально значит „общеупотребительный перевод». в. Славянский Наш славянский перевод Библии сделан по тексту LXX святыми братьями Солунскими Кириллом и Мефодием, около половины IX века по P. X., во время их апостольских трудов в землях славянских. Когда моравский князь Ростислав, недовольный немецкими миссионерами, просил греческого императора Михаила III прислать в Моравию способных наставников веры Христовой, то Михаил отправил на сие великое дело св. Кирилла и Мефодия, основательно знавших язык славянский, и еще в Греции начавших переводить Божественное Писание на сей язык. На пути в славянские земли, св. братья остановились на некоторое время в Болгарии. которая тоже просвещена была ими, и здесь не мало подвинули вперед свой труд по переводу св. книг. Труд сей продолжаем был ими и в Моравии, куда они прибыли около 863 года. Окончен же он был, по смерти Кирилла, св. Мефодием в Паннонии, под покровительством благоч. князя Коцела, к которому он удалился вследствие возникших междоусобий в Моравии. По введении христианства в России при св. князе Владимире (988 г.) перешла сюда и славянская Библия , переведенная Кириллоы и Мефодием. Сначала конечно она употреблялась в рукописях, а потом стали ее и печатать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010