Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48     О книге пророка Иезекииля Содержание, разделение и происхождение книги . Пророка Иезекииля можно назвать боговдохновенным истолкователем плена вавилонского, смысла и значения его в системе промышления Божия об Израиле. Родом священник, отведенный с Иехонией в плен, пророк Иезекииль действовал среди сельских колонистов из еврейских пленников, оставляя Вавилон для своего великого соработника, придворного пророка Даниила. Результатом свыше двадцатилетней деятельности пророка ( Иез.40.1 и Иез.29.17 ср. с 12) и явилась его большая книга. Но в отличие от Исаии и Иеремии, Иезекииль, пленный, удаленный от своих рассеянных по Халдее соотечественников, вероятно просто писал (а не произносил) свои пророчества для распространения в народе ( Иез.2.9 ): мы видим его только иногда говорящим прямо к народу ( Иез.24.18 ) или старейшинам (да и то пришедшим к нему) ( Иез.8:1, 14:1 ); кроме того, перед народом совершаемы были им символические действия, вообще же «язык его был привязан к гортани и он был нем» ( Иез.3.26 ), открывая уста лишь в исключительных случаях ( Иез.24.27 ) 1 . Посему он часто в книге приводит места из прежних писателей – прием скорее писательский, чем ораторский 2 . Но нельзя ввиду этого согласиться с рационалистическими толкователями Иезекииля, что он скорее писатель, а не пророк: пророчествовать можно и письменно; а благодаря такому характеру пророческого дара, который можно назвать литературным, книга Иезекииля выгодно отличается от других пророческих книг строгим единством содержания, последовательностью и систематичностью. Рядом пророческих речей, видений и символических действий Иезекииль сначала, обличая нечестие Иудеи, предсказывает падение Иерусалима и окончательное пленение народа, а после разрушения царства предрекает погибель прямым и косвенным виновникам этого разрушения, старым и современным врагам Израиля (окрестным языческим народам), а Израиля утешает светлыми картинами великого будущего, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАГАЛ [древнеевр.   - община], 1) в широком смысле: в ВЗ одно из обозначений общины Израиля; 2) в узком смысле: форма евр. самоуправления в Польше в XVI-XVIII вв. и в Российской империи между 1772 и 1884 гг. В русскоязычной лит-ре слово «кагал» чаще используется во 2-м значении; соответствующий ветхозаветный термин, как правило, передается лат. транслитерацией или евр. графикой. 1) В Ветхом Завете термин   регулярно используется для обозначения Израиля как общины верующих, имеющей теократическую форму управления. Формы слова  и образованного от него глагола   (собирать, созывать) засвидетельствованы в масоретском тексте ВЗ 162 раза. Исходное значение слова   - «группа людей». Так, в Быт 35. 11 выражение     означает «собрание народов» (в синодальном переводе - «множество народов») (ср.: Быт 28. 3; 48. 4). Септуагинта передает это значение словом συναγωγ - собрание. В Быт 49. 6 слово   использовано в негативном смысле - как указание на собрание людей, замысливших злое дело,- и соотнесено со словом   - «тайный совет, совещание ради достижения какой-либо цели». В Иез 16. 40; 23. 46   означает группу людей, вызванных для исполнения судебных обязанностей. В бытовом, несакральном значении К. может в равной степени обозначать как собрание израильтян (военное, судебное и т. д.-       (Суд 20. 2)), так и собрание враждебных по отношению к Израилю народов (Иез 17. 17; 38. 4). В Суд 20. 2 и Иез 17. 17   также связывается с собранием людей, готовых к войне; указание на «народ Господень» в Суд 20. 2 не означает, что термин   наделяется в этом контексте сакральным смыслом. Прор. Моисей и народ Израиля. Миниатюра из Библии Сан-Паоло-фуори-ле-мура. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. Б/н. Fol. 49v) Прор. Моисей и народ Израиля. Миниатюра из Библии Сан-Паоло-фуори-ле-мура. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. Б/н. Fol. 49v) Во Втор 9. 10; 10. 4; 18. 16 слово   указывает на процесс созывания народа:     - это день дарования Торы, когда народ был призван к подножию горы Синай «в сретение Бога» (см.: Исх 19.

http://pravenc.ru/text/1319762.html

В генеалогических списках Д. занимает разное положение. Обычно он упоминается вместе с братом Неффалимом (Быт 35. 25; 46. 23-25; Исх 1. 4), но иногда отдельно (1 Пар 2. 2). Его имя стоит на 4-м (Числ 34. 22), на 5-м (Быт 30. 6; Нав 21. 5, 23-24), на 7-м (1 Пар 2. 2), на 11-м (Быт 46. 23), на 12-м (1 Пар 27. 22) местах, но чаще на 9-м (Быт 35. 25; Числ 1. 38-39; 2. 25-26; 7. 66-71; 10. 25; 13. 12; 26. 42-43). В видении Иезекииля «ворота Дана» упоминаются на 6-м месте (Иез 48. 32). Такая нестабильность, видимо, объясняется изменением религиозно-политического положения Д. в момент написания той или иной книги ВЗ (поэтому имя Д. исчезло из 1 Пар 2-8). Согласно кн. Исход, Д. вместе с братьями перешел в Египет (Исх 1. 4). В ВЗ упоминается имя лишь одного его сына - Хушима (Быт 46. 23), или Шухама (Числ 26. 42). Колено Д. играло значительную роль при исходе из Египта и вхождении в землю обетованную. Один из потомков Д.- Аголиав, сын Ахисамахов, упоминается как участник постройки скинии, «мудрый сердцем» (Исх 31. 6; 35. 34; 36. 1-2). После постройки скинии др. потомок Д.- Ахиезер, сын Аммишаддая, сделал богатое приношение, ставшее примером для др. колен (Числ 7. 66-71). Согласно Суд 18. 11, при получении своего удела колено Д. смогло выставить всего 600 воинов, что говорит о его малочисленности. Однако в Числ 1. 39 и 26. 42 называются цифры иного порядка - 62,7 тыс. и 64 тыс. соответственно (т. е. колено Д. оказывается 2-м по численности после колена Иуды). Нек-рые исследователи объясняют столь значительные расхождения либо стремлением библейских авторов символически показать исполнение обетования патриархам о бесчисленности их потомков (Davies. 1995), либо тем, что евр. слово следует переводить не как «тысяча», а как «воинский отряд» (Humphreys. 1998). Во Втор 27. 13-26 потомки Д. упоминаются среди тех, кто по велению Моисея должны были произнести проклятия в адрес идолопоклонников. В последнем благословении Моисея колено Д. сравнивается с молодым львом, выбегающим из Васана (Втор 33. 22). По мнению Ф. М. Кросса и Д. Н. Фридмана, здесь следует переводить как «ехидна» (ср. угарит. ), а не как имя собственное, и тогда весь текст обретает иной смысл: «который отпрыгнет от ехидны [или перепрыгнет ехидну]» (Cross, Freedman. 1948. P. 195, 208). Такой перевод позволяет проводить аналогии с пророчеством Быт 49. 17. Удел колена Д. граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке - с уделом колена Вениамина, на юге - с уделом колена Иуды. На его территории было неск. левитских городов (Нав 19. 40-46; 21. 5, 23 и др.). За эти земли колену Д. пришлось вести войны с филистимлянами. Один из наиболее значимых моментов борьбы связан с именем Самсона, принадлежавшего к колену Д. (Суд 13. 2, 24).

http://pravicon.com/info-2143

Дан Дан ( от – и =судья; Δαν; Dan; Данъ): а) Быт.30:6, 46:23, 49:16–17 . Исх.35:84 . Числ.2:25 . Втор.33:22 . Числ.13:13, 34:22 . Нав.19:47 . Суд.1:34, 5:17. 13:2, 25, 18:1–30 . Иер.4:15, 8:16 . Иез.48:1 . Ам.8:14 .– Сын патриарха Иакова от Валлы, служанки Рахилиной, родоначальник племени Данова; и потом этим именем означается иногда и все колено Даново, и удел Данов. Имя «Дан» с еврейского значит судья; так назван он потому, что Рахиль сказала при его рождении: «Судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына» ( Быт.30:6 .). Соответственно этому имени патриарх Иаков пророчествовал о Дане: «Дан будет судить народ свой» и потом присовокупил: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня», изображая этим хитрость его потомков ( Быт.49:16–17 .). Под. обр. в благословении Моися о Дане сказано: «Дан молодой лев, который выбегает из Васана» ( Втор.33:22 .). Этим указывается его сила и воинственный дух. Хитрость и сила данитян известны из последующей истории. Из сынов дановых в Св. Писании упоминается один Хушим ( Быт.46:23 ). Но при перечислении израильтян при Синае и после Даново колено оказалось многочисленнее других колен, кроме Иудина (гл. Числ.2:26 ). Из Данова колена был один из главных художников при устроении Скинии и ее принадлежностей ( Исх.35:34–35, 36:1–2 ). В числе соглядатаев земли обетованной из Данова колена был Аммиил ( Числ.13:13 ). При разделе земли обетованной был князь и от Данова колена ( Числ.34:22 ). При разделе этом Даново колено, несмотря на свою многочисленность, получило самый малый удел; но удел этот был в средине между сильными коленами: Ефремовым, Вениаминовым и Иудиным, и занимало самую богатую и плодородную землю и широкую равнину приморскую ( Нав.19:40–46 ). Между городами его известны: Цора (Сараа), Ештаол, Вефсамис, Жаалаввин (Саламин), Аиалон, Елон, Фамнафа, Екрон, Елтеке, Ваалаф, Гаф-Риммон, Ме-Иаркон, Ракон близ Иоппии, и другие ( Нав.19:40–46 ). Впрочем, западных земель к морю данитяне никогда не могли вполне удерживать за собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Иахин и Воаз Иахин и Воаз . Так назывались две величественные колонны, по приказанию Соломона изваянные тирянином Хирамом из меди (взятой Давидом в добычу в сирийскую войну: 1Пар.18:8 ) и поставленные по правую и левую сторонам перед храмом или «к притвору храма (слав, во еламе храма: 3Цар.7:21 . 2Пар.3:15 ), т. е. на паперти Соломонова храма, а при разрушении последнего взятые халдеями в Вавилон ( Иер.52:17 , Иер.27:19 . 4Цар.25:13, 16 ). О замечательных, по своему времени, архитектурных формах и важном национально-теократическом значении обеих монументальных колонн говорят довольно подробные описания И. и В. с их орнаментами в библейском ветхоз. тексте ( 3Цар.7:15–22 . 4Цар.25:17 . 2Пар.3:15–17 . Иер.52:20–23 . Иез.40:48 ) и у Иосифа Флавия (Иудейск. древности 8. 3:4). Но неустановленность текста библ. в этих местах (преимущественно в основном: 3Цар.7:15–22 ) и неясность архитектурных терминов в сообщениях Библии и иуд. предания об И. и В. не дают возможности составить вполне определенное представление об архитектурных формах обеих колонн, а некоторая загадочность самых названий их не позволяет установить с несомненностью и их значение. Отсюда – разногласие среди археологов-библеистов и историков искусств едва ли не во всех пунктах, касающихся И. и В. Бесспорными все же являются следующая данные. Медный ствол каждой колонны имел 18 локтей высоты (­8 метр. 71 сантим. 26 ); по 2Пар.3:15 , – 35 локтей, но, вероятно, включительно с базою или постаментом каждой колонны); объем или окружность той и др. колонны составлял 12 локтей (­5 м. 806 миллим.), след. немного меньше 4 локтей в диаметре (по И. Флав., ровно 4 л., в действительности ­3,82 л. или 1 м. 84 сант.), внутри каждая колонна была полая или пустая, толщина медных стенок ее равнялась 4 перстам (ок. 81 миллим.). По тексту LXX ( 3Цар.7:15 ) колонны былине гладкими, но с углублениями величины 4-х .пальцев – τεσσα’ρων δαετυ’λων τκοιλω’ματα , слав. – четырех перстов вглубления, т. е. с продольными линиями от вершины до основания колонн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Манассия Манассия ( – предающий забвению, или производящий забвение; Μανασσας, Μανασσς; Manasses; L: Manasse): а., Быт.41:51, 46:20, 48:1, 50:23 . Чис.26:28, 32:33, 39–41 . Втор.3:13. 14 . Нав.13:29 . Суд.1:27, 6:15, 35, 7:23, 11:29, 12:4 , 1Пар.12:20 , 2Пар.15:9. 34:9, 30:1, 10, 11, 18 . Ис.9:21 . Иез.48:4–5 . Пс.59:9, 107:9 . – Старший сын Иосифа, от жены его Асенефы, дочери Потифера, жреца Илиопольского. Назван Манассией, что значит «заставляющий забыть», потому что Иосиф говорил: «Бог дал мне забыть все несчастия мои, и весь дом отца моего» ( Быт.41:50–51, 46:20 ). Патриарх Иаков усыновил его себе, так как и брата его, Ефрема, и благословляя их предпочел Манассии младшего его брата, Ефрема, провидя будущее его могущество и силу ( Быт.48:1–20 ). Пророк Моисей, благословляя пред своей кончиной сынов Израиля и пророчествуя о силе и могуществе сынов Иосифа, также Ефрему обещает тьмы, а Манассии – тысячи ( Втор.33:17 ). История показала это на самом деле. Впоследствии времени колено Ефремово было во главе северных колен, и потом – главой и средоточием десяти колен израильских, так что его имя равнялось имени Uзpauля(Keil и Del. на Быт. р. 291). Впрочем, велико было благословение Божие и на Манассиином колене. Вначале, во время исшествия из Египта, в колене Ефремовом считалось 40,500 мужей, могущих носить оружие, а в колене Манассиином 32,200 ( Чис.1:32–35 . сн. Чис.2:18–21 ). Но впоследствии, еще при Моисее, колено Манассиино, после колена Иудина, особенно возросло пред прочими коленами ( Чис.26 гл.) и превосходило своею численностью колено Ефремово 20-тью тысячами ( Чис.26:34, 37 ); и потому, когда колена Рувимово и Гадово просили Моисея выделить им в наследие завоеванные дотоле земли по восточной стороне Иордана, Моисей находил справедливым выделить здесь часть и половине колена Манассиина ( Чис.32:33 ); другая половина сего колена получила наследственный удел свой вместе с прочими коленами по переходе чрез Иордан ( Нав.16, 17 гл.). По восточной стороне Иордана колено Манассиино занимало северные земли: ему принадлежал весь северный Галаад ( Чис.26:29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Иуда Иуда ( – хвала Богу, слава Богу, или: хвалите Господа, славьте Господа; οδα, οδας; V. и L: Iuda, Iudas; Иуда): а., Быт.29, 35. 46:12, 49:8–10 . Чис.26:19 . Нав.15:1, 12, 21, 19, 34, 20:7 . Суд.1:3, 20:18 . 1Цар.11:8, 15:4, 17, 52, 18:16, 27:6 . . 3Цар.1:9, 35, 4:20, 12:20, 14:22, 15:1 . . 1Пар.2:1, 4:1, 5:2, 9:1, 27:18 ,. 28:4. . 1Ездр.1:5, 3:9, 4:1, 4 . Неем.4:1, 12:44, 13:12 . 2Ездр.2:8, 5:63, 9:5 . Ис.3:1, 5:3, 7:17 . Иер.1:2, 3, 15, 18 и др. Иез.48:7 . Ос.4:15 . Пс.59:9, 67:28, 107:9 , Есф.3:6 и др. Иудиф.3:9 и др. 1Мак. и 2Мак. Мф.1:2, 3, 2:6 . Ин.1:19, 2:13, 3:1, 25, 4:9, 5:15–16 . и др. . Рим.1:16, 2:9–10, 17, 28–29, 3:1, 9, 29, 9:24 и другие. – Иуда, сын патриарха Иакова от Лии. Имя это в Св. Писании употребляется в разных значениях. Оно означает 1., собственное лицо Иуды, 2., потомство Иуды и колено Иудино, 3., царство Иудейское, состоящее из двух колень, Иудина и Вениаминова, до самого пленения, и 4., иудеев по возвращении из плена всех вообще, разумея и иудеев и израильтян – в Иудее и между язычниками. 1 ., Иуда был четвертый сын Иакова от Лии. Значение имени его видно из слов Лии при его рождении. «”Теперь–το я восхвалю Господа”, – говорила она, и нарекла ему имя: Иуда» ( Быт.29:35 ), и из слов Иакова об Иуде при его благословении ( Быт.49:8 ). Св. Писание немного представляет подробностей о нем; но из них ясно видны черты характера Иуды. Хотя и Иуда разделял с прочими братьями ненависть к Иосифу, но он был более сострадателен и дал совет лучше продать Иосифа, нежели убивать ( Быт.37:26–27 ). Отделение его потом от братьев своих и вступление в близкие сношение с хананеянами, как противное воле Божией, сопровождалось вредными для него последствиями, приведши его самого к разным преступлениям ( Быт.38 гл.). Впрочем глубокое падение Иуды, Господь, по беспредельной благости Своей, обратил в средство для его обличения и вразумления. Иуда сам сознал свою виновность, и своим последующим отношением к Фамари показал в себе поучительный пример господства над собою и своими вожделениями (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Праотцы Иссахар и Завулон. Рос-пись ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом в честь Рождества Богородицы мон-ре. Мастер Дионисий. Нач. XVI в. Часто в Свящ. Писании И. упоминается вместе с Завулоном, его младшим братом, которого Лия родила впосл. Иакову: будучи единокровными братьями, рожденными одной матерью, они представляли в истории Израиля племенное единство. Устойчивое упоминание этих колен вместе в списках колен Израилевых свидетельствует о тесных связях между их представителями (Быт 35. 23; 49. 13-15; Исх 1. 3; Втор 33. 18; Числ 1. 28-31; 26. 23-25; Нав 19. 10-23). Обоим родоначальникам колен в благословении Моисея было посвящено одно пророчество: «…веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих; созывают они народ на гору, там закалают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке» (Втор 33. 18-19). В этом пророчестве младший брат упомянут раньше старшего (как и в случае с коленами Ефрема и Манассии ), что может указывать на потерю И. своего преимущества по рождению. Это подтверждается и в благословении Иакова, где И. также упомянут после младшего брата и иронично характеризуется как «осел крепкий, лежащий между протоками вод (буквально в MT - между (=под) навьюченными корзинами); и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт 49. 14-15). Подобная тенденция отражена также в списках колен в Числ 34. 25-26 и Нав 19. 10-23, где удел И. упоминается после удела Завулонова (ср.: Суд 5. 14-15). Только в более поздней лит-ре оба колена представлены в естественном, родовом порядке (Иез 48. 25-26; 1 Пар 27. 18-19). Генеалогия потомков колена И. приведена в 1 Пар 7. 1-5, в то время как генеалогия колена Завулона отсутствует. Это может указывать на возвышение колена И. и возврат в дальнейшем своего родового первенства. НЗ следует уже поздней линии, перечисляя представителей колена И. перед Завулоновым в списке запечатленных печатью спасенных праведников ВЗ (Откр 7. 7).

http://pravenc.ru/text/Иссахар.html

Завулон Завулон ( , , – от «окружать, обнимать, ограничивать, жить, обитать при ком» – окруженное место, обитание, сожителство, обиталище, жилище, Ζαβουλν; Zabulon; Завулнъ; L: Sebulon): Быт.30:20, 35:23, 46:14, 49:13 . Чис.2:7–8, 7:24, 26:26 . Втор.27:13, 33:18–19 . Суд.1,30, 4:6, 10, 5:18, 14 . Нав.19:10–16, 27, 34, 21:34–35 . 1Пар.2:1, 12:33, 27:19 . 2Пар.30:10–11, 18 . Пс.67:28 . Ис.9:1 . Иез.48:26–27 . Мф.4:15. Откр.7:8 . – Шестой сын Иакова от Лии ( Быт.30:20 ) и его дети и потомки и удел его ( Быт.46:14 . Чис.26:26 . и др.). По книге Бытия, при переселении Иакова в Египет у Завулона было три сына, которые были потом родоначальниками поколении ( Быт.46:14 . сн. Чис.26:26 ): Серед, и Элон и Иахлеил. По исшествии из Египта, при горе Синае, по поставлении и освящении Скинии и жертвенника, во время принесения жертв начальниками от колен, начальником от сынов Завулоновых был Елиав, сын Хелона ( Чис.7:24 ). При исчислении общества сынов Израилевых в пустыне Синайской, в колене Завулоновом было пятьдесят семь тысяч четыреста взрослых человек ( Чис.2:30–31 ); при исчислении народа израильского на равнинах Моава сынов Завулона было 60,500 человек ( Чис.26:26 . В числе соглядатаев земли обетованной от колена Завулонова был Гаддиил, сын Содиев ( Чис.13:11 ). Из сынов Завулоновых для раздела земли обетованной назначен был Елицафан, сын Фариака ( Чис.34:25 ). Когда патриарх Иаков, пред своей смертью , благословлял детей своих, о Завулоне он сказал: «Завулон при береге морском будет жить, и у пристани корабельной, и предел его до Сидона» ( Быт.49:13 ). Пророк Моисей, при своем благословении сынов Израилевых, о Завулоне сказал: «Веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар в шатрах своих. Созывают они народ на гору, там закалают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке» ( Втор.33:18–19 ). Эти пророчества исполнились при Иисусе Навине. Завулон занял лучшую часть земли на севере Палестины ( Нав.19:10–16 ). По Флавию, ему досталась часть земли до озера Геннисаретского, сопредельного с горой Кармилом и морем Средиземным (Древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Подробное описание границ территории колена З. имеется в Нав 19. 10-16. Удел колена З., находящийся на севере Св. земли, в низменной части Галилеи, граничил на западе с уделом колена Асира, на северо-востоке - с территорией колен Неффалима, на юге - с местностью, принадлежащей коленам Иссахара и Манассии. Возможно также, что З. и Иссахар владели некой общей территорией, согласно рассказу Втор 33. 18-19 о даровании им прор. Моисеем в общее владение святилища в горах. Из Книги Судей Израилевых известно, что колено З. проживало на своей территории в окружении ханаанских городов-гос-в, с к-рых оно получало дань (Суд 1. 30, 32). Во время странствия по пустыне колено З. было 4-м среди колен по количеству годных к войне мужчин (Числ 1. 30-31; 26. 27). Воины из колена З. принимали участие в сражениях в эпоху Судей. Возглавляемое Вараком войско, составленное преимущественно из представителей колена З. и Неффалимова, одержало победу в сражении против ханаанского военачальника Сисары (Суд 4. 6, 10). В Песне Деворы восхваляется героизм, проявленный представителями колена З. в сражениях (Суд 5. 18). Колено З. также помогало израильскому судье Гедеону в битве против мадианитян (Суд 6. 35). Из этого колена происходил израильский судья Елон (Суд 12. 12). О воинственных качествах представителей этого рода в период Единого царства свидетельствует большое число воинов, сражавшихся под предводительством царя Давида (1 Пар 12. 33). Однако колено З. не упоминается в переписи областных начальников царя Соломона (3 Цар 4. 7), что может служить указанием на минимальную экономическую роль этого колена (IDB. Vol. 4. P. 941). При царе Езекии отдельные представители колена З. откликнулись на призыв царя к возобновлению празднования Пасхи в Иерусалиме (2 Пар 30. 17-20). Территория, где проживало колено З., раньше остальных подверглась ассир. вторжению. Прор. Иезекииль надеялся на восстановление удела З. наряду с уделами Иссахара и Гада (Иез 48. 26-27). После крушения Северного царства прор. Исаия предсказывает З. будущее величие: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис 9. 1-2). Это пророчество получило исполнение в земном служении Господа Иисуса Христа, проповедовавшего в Галилее (Мф 4. 15-16). В эпоху НЗ особо прославился расположенный на территории колена З. небольшой г. Назарет - родина Иисуса Христа (Мф 2. 23). В апокрифическом Двенадцати патриархов завещании патриарх З. призывает своих потомков к милосердию и братскому единству (Test. XII Patr. VI 8. 1-3; 9. 1-4).

http://pravenc.ru/text/182447.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010