Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48     О книге пророка Иезекииля Содержание, разделение и происхождение книги . Пророка Иезекииля можно назвать боговдохновенным истолкователем плена вавилонского, смысла и значения его в системе промышления Божия об Израиле. Родом священник, отведенный с Иехонией в плен, пророк Иезекииль действовал среди сельских колонистов из еврейских пленников, оставляя Вавилон для своего великого соработника, придворного пророка Даниила. Результатом свыше двадцатилетней деятельности пророка ( Иез.40.1 и Иез.29.17 ср. с 12) и явилась его большая книга. Но в отличие от Исаии и Иеремии, Иезекииль, пленный, удаленный от своих рассеянных по Халдее соотечественников, вероятно просто писал (а не произносил) свои пророчества для распространения в народе ( Иез.2.9 ): мы видим его только иногда говорящим прямо к народу ( Иез.24.18 ) или старейшинам (да и то пришедшим к нему) ( Иез.8:1, 14:1 ); кроме того, перед народом совершаемы были им символические действия, вообще же «язык его был привязан к гортани и он был нем» ( Иез.3.26 ), открывая уста лишь в исключительных случаях ( Иез.24.27 ) 1 . Посему он часто в книге приводит места из прежних писателей – прием скорее писательский, чем ораторский 2 . Но нельзя ввиду этого согласиться с рационалистическими толкователями Иезекииля, что он скорее писатель, а не пророк: пророчествовать можно и письменно; а благодаря такому характеру пророческого дара, который можно назвать литературным, книга Иезекииля выгодно отличается от других пророческих книг строгим единством содержания, последовательностью и систематичностью. Рядом пророческих речей, видений и символических действий Иезекииль сначала, обличая нечестие Иудеи, предсказывает падение Иерусалима и окончательное пленение народа, а после разрушения царства предрекает погибель прямым и косвенным виновникам этого разрушения, старым и современным врагам Израиля (окрестным языческим народам), а Израиля утешает светлыми картинами великого будущего, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

XXIX-XXXII главы заключают в себе 7 речей на Египет, который был тоже соседом Израиля, хотя в смысле более отдаленном, так сказать, идеальном (ср. Иез.47.19 и Иез.48.28 , где южной границей будущей св. земли называется река Египетская), но соседом зато самым значительным, могущественным и наиболее повредившим и вредящим Израилю, почему пророчество на него гораздо обширнее прочих и даже пророчества на Тир (последний обращает на себя пророческий взор Иезекииля не столько из-за значения его для судьбы Израиля, сколько из-за тогдашнего блеска его и того обнаружения славы Божией, которое дало его падение, следовательно, так сказать по минутной важности события). Египет издавна вредил Израилю ( Иез.16.26, 20.23 ), не переставал вредить и при Иезекииле ( Иез.29.6–7, 16 ): падение Иудейского царства ближайшей причиной имело обманчивую надежду на помощь Египта (союз с ним Седекии); эта надежда не исчезла окончательно и по разрушении Иерусалима (бегство оставшихся в Иудее жителей в Египет после убийства Годолии: 4Цар 25.23 и др.). Ненадежность Египта в качестве союзника, неверность его союзу, погубившая Иуду, и есть главный грех Египта, за который Иезекииль предрекает ему гибель. К этому греху присоединяется высокомерие Египта, претензии на мировое владычество, назначенное Богом Халдее и оспаривание которого у нее посему погубит Египет. Пророчества падают на то критическое для Египта время, когда вавилонское и египетское войска двинулись друг против друга, для чего Навуходоносор снял на время осаду Иерусалима, и когда египтяне, после небольшой неудачи, удалились и ждали нового нападения халдеев по завоевании Иерусалима: даты пророчеств обнимают время от 7 месяца перед разрушением Иерусалима до 1 1 2 года после него. Пророчество состоит из угрозы фараону (XXIX гл.), Египту (XXX), притчи об Египте и гибели его (XXXI) и плача над ним (XXXII; в пророчестве на Тир притча – сравнение его с кораблем – соединена с плачем). О Египте есть пророчество также у Исаии ( Ис 18 ; Ис 19 и Ис 31 ), Иеремии ( Иер 46 ) и Иоиля ( Иоиль 3.19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан Дан ( от – и =судья; Δαν; Dan; Данъ): а) Быт.30:6, 46:23, 49:16–17 . Исх.35:84 . Числ.2:25 . Втор.33:22 . Числ.13:13, 34:22 . Нав.19:47 . Суд.1:34, 5:17. 13:2, 25, 18:1–30 . Иер.4:15, 8:16 . Иез.48:1 . Ам.8:14 .– Сын патриарха Иакова от Валлы, служанки Рахилиной, родоначальник племени Данова; и потом этим именем означается иногда и все колено Даново, и удел Данов. Имя «Дан» с еврейского значит судья; так назван он потому, что Рахиль сказала при его рождении: «Судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына» ( Быт.30:6 .). Соответственно этому имени патриарх Иаков пророчествовал о Дане: «Дан будет судить народ свой» и потом присовокупил: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня», изображая этим хитрость его потомков ( Быт.49:16–17 .). Под. обр. в благословении Моися о Дане сказано: «Дан молодой лев, который выбегает из Васана» ( Втор.33:22 .). Этим указывается его сила и воинственный дух. Хитрость и сила данитян известны из последующей истории. Из сынов дановых в Св. Писании упоминается один Хушим ( Быт.46:23 ). Но при перечислении израильтян при Синае и после Даново колено оказалось многочисленнее других колен, кроме Иудина (гл. Числ.2:26 ). Из Данова колена был один из главных художников при устроении Скинии и ее принадлежностей ( Исх.35:34–35, 36:1–2 ). В числе соглядатаев земли обетованной из Данова колена был Аммиил ( Числ.13:13 ). При разделе земли обетованной был князь и от Данова колена ( Числ.34:22 ). При разделе этом Даново колено, несмотря на свою многочисленность, получило самый малый удел; но удел этот был в средине между сильными коленами: Ефремовым, Вениаминовым и Иудиным, и занимало самую богатую и плодородную землю и широкую равнину приморскую ( Нав.19:40–46 ). Между городами его известны: Цора (Сараа), Ештаол, Вефсамис, Жаалаввин (Саламин), Аиалон, Елон, Фамнафа, Екрон, Елтеке, Ваалаф, Гаф-Риммон, Ме-Иаркон, Ракон близ Иоппии, и другие ( Нав.19:40–46 ). Впрочем, западных земель к морю данитяне никогда не могли вполне удерживать за собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Иордан Иордан (, почти всегда употребляется с членом за исключением немногих мест (напр. Пс.41:7 . Иов.40:23 ); от , нисходить, ниспускаться, течь, стремиться, стекать, низвергаться вниз, значит течение, ниспадение, река, большая река; ωρδνης; Iordanis; рд анъ; L: Iordan): Быт.13:10, 32:10 . Чис.22:1, 26:63, 33:48, 34:12 . , гл. Нав.3, 4 . . Суд.3:28, 7:24, 25, 10:8, 11:13, 22, 12:5 . 1Цар.13:7, 31:7 . 2Цар.2:29, 10:17, 17:2 ,. 24:5. 3Цар.2:8, 7:46, 17:3 . 4Цар.2:6–7, 5:10, 6:2, 7:15, 10:33 . 1Пар.6:78, 12:15, 26:30 . 2Пар.4:17 , Иудиф.1:9, 5:15 . Иов.40:18 . Пс.41:7, 113:3, 5 . Сир.24:28 . Иез.47:18 . Зах.11:3 . 1Мак.5:24 . – Мф.3:6, 13. Мк.1:5, 9 . Лк.3:3, 4:1 . Ин.1:28. 3:26 и др. – Главная и, можно сказать, единственная река Палестины, протекающая вдоль нее и разделяющая ее на две половины, восточную и западную. Она течет в продолжение всего года; другие реки Палестины суть только ручьи или потоки, которые имеют временное течение и летом большей частью высыхают. У арабов Иордан известен под именем эш-Шериа=водное место, или с прибавлением слова Кебир: Шериа эл-Кебир=великое водное место, для отличие его от Иеромакса, называемого Шериаг-эль-Мандгур. Называется также Нар-ель-Арден или ель-Урдун. Две половины – восточная и западная, на которые разделяется Иорданом Палестина, в В. Завете называются: по эту сторону Иордана и по ту сторону Иордана. Еврейские выражения: « , или у LXX πραν το ορδνου, τ πραν το ορδνου=та сторона Иордана, τ. е, противоположная» означают и ту сторону Иордана и эту сторону его, смотря по тому, откуда идет речь. До перехода израильтянами Иордана восточная часть земли обетованной называлась по эту сторону, а западная – по ту сторону ( Чис.32:19, 32, 35:14 . Втор.4:41, 11:29–30, 12:10 ). Но после, когда евреи перешли Иордан и поселились на западе, выражение эти стали употребляться наоборот: восточная стала называться по ту сторону, к востоку, а западная – по эту сторону, к западу; к морю ( Нав.12:1, 7, 5:1, 13:8, 32, 22:4, 7, 24:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Моав, моавитский, моавитяне Моав, моавитский, моавитяне (, , ,=от отца, Μωβ, Μωαβτς, Μωαβται; Moab, Moabitae, Moabitis; М авъ, М М авль, М L: Moab, Moabiter, Moabitisch): Быт.19:37 . Исх.10:15 . . Втор.1:5, 2:8, 9, 11 . TOC o «1–5» h z 18:29, 23:3, 29:1, 32:49, 34:1, 8. Нав.13:14, 32, 24:9, 36 . Суд.3:12 и дал. Суд.3:28–30, 10:6. 11:15–18. 25 . Руф.1:1, 4, 6, 22, 2:2, 6 . 1Цар.12:9, 14:47, 22:3 . 2Цар.8:2, 12, 23:20 . 3Цар.11:1, 7 . . 1Пар.1:46, 4:22, 18:2, 11 . 2Пар.20:1, 36:5, 24:26 . Пс.82:7, 107:10 . Ис.11:14, 15:1 и дал. Ис.16:2 и дал. Иер.9:26. 25:21, 27:3 . гл. Иер.48 :1и дал. Иез.25:8, 9, 11 . Дан. 11:41 . Ам.2:1, 2 . Соф.2:8–9 . – 1Ездр.9:1 . Неем.13:1, 23 . 2Ездр.8:66 . Иудиф.1:12, 5:2, 6:1, 7:8 и др. – Моав, сын Лота от его старшей дочери, родоначальник моавитян ( Быт.19:30, 37 ). Потомки его занимали гористые, но прекрасные плодоносные земли по восточной стороне Мертвого моря. С запада границей их было Мертвое море, на востоке – пустыня, на юге – Вади ель-Ахзи, на севере – река Арнон. Это была часть нынешней провинции Керек. С юга она граничила с Идумеей, на севере – с коленом Рувимовым. Это гористая земля со многими плодоносными долинами и равнинами. Реки ее, как и на прочей Заиорданской земле, текут с востока к западу, таковы: ель-Ахзи, Саред, Арнон. Будучи хорошо орошаема водою, земля изобилует хлебом, фруктовыми деревьями, виноградными садами, скотоводством (сн. Руф.1:1 . 4Цар.3:4 . Ис.16:1, 8–10 ). Главный город их был Ар или Равваф-Моав, на юг от него Кир-Моав, как крепость. Другие города: Луиф, Сигор и другие. Землей управляли цари ( Чис.22:4 . Суд.3:12 . 1Цар.22:3 . 4Цар.3:4 . Иер.27:3 ), и при них находились князья и старейшины, подобно как у Идумеев ( Чис.22:8, 14–15, 23:6 ). В прежнее время вся земля Заиорданская населена была ханаанскими племенами исполинов, замзумимами или зузимами и емимами. Емимы жили между Арноном и Саредом ( Быт.14:5 ), а замзумимы или зузимы – между Арноном и Иавоком ( Втор.2:20 . Быт.14:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Избыток, изобилие (Abundance) В Библии показан избыток двух видов: материальный, или земной, и духовный. Они взаимосвязаны, так как земное изобилие последовательно изображается как благословение от Бога, дающего его в качестве награды за соблюдение завета или просто по благодати. На духовном уровне избыток связывается с такими широкими понятиями, как спасение, чудеса, награда, бедствия и почитание Бога. Упоминания о нем встречаются в обоих заветах, а некоторые образы составляют целые темы. Образы избытка повсеместно используются в Библии прежде всего для побуждения к поклонению или повиновению Богу. Материальное изобилие . Можно с полным основанием предполагать, что в аграрном обществе образы изобилия должны связываться с природой, урожаем, погодой, поголовьем скота, продуктами труда и пищей. Библия подтверждает это предположение. В материальном плане изобилие ассоциируется с зерном ( Быт.41:49 ), водой ( Чис.24:7 ; Втор.28:47 крупным рогатым скотом и овцами ( 3Цар.1:19 ), разного рода добром ( 1Пар.12:40 ; Неем.9:25 ), съестными припасами ( Иов.36:31 ; Пс.77:25 ), дождем ( Пс.64:11; 104:32 ) и сбором урожая ( Притч.16:15 ). В более прагматическом плане изобилие ассоциируется с предоставлением содержания ( 2Пар.11:23 ), деньгами ( 2Пар.24:11 ), богатством ( Пс.48:7; 51:9 ), Драгоценностями ( Притч.20:15 ) и товарами торгового обмена ( Иез.27:16 ). В беспокойном ветхозаветном мире с постоянными войнами изобиловали также военные трофеи ( 2Пар.20:25 ) и запасы оружия ( 2Пар.32:5 ). Ветхозаветным аналогом американской мечты об автомобиле в каждом гараже и цыпленке на каждой плите было приглашение соседа посидеть под своей собственной виноградной лозой и смоковницей ( Зах.3:10 ). В соответствии с общей ориентацией Библии рассматривать человеческую земную жизнь на фоне духовной реальности, образы материального изобилия часто связываются с Божьим благословением праведности. Во Второзаконии Бог обещает детям Израиля обильные благословения, если они будут проявлять послушание, и наказание, если они ослушаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf Глава пятая «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» ( Откр. 5, 1 ). В правой руке у Бога Отца находится книга, написанная и запечатанная семью печатями. Обычная по форме книга впервые начинает употребляться для религиозного чтения только во времена Нового Завета, а во дни Ветхого Завета все книги писались на свитках. Книга имеет семь печатей. Каждый раз, когда снимается печать, раскрывается содержание некоторого текста. 47 Это книга, в которой описывается будущее (хотя для Бога нет прошлого и будущего, есть только настоящее), книга судеб Божиих, книга замысла обо всей вселенной. Ведь Бог не просто наблюдает за миром, Он властно управляет мировой историей, совершая то, что Ему угодно. В этой книге содержится план Бога о будущем всей вселенной – начиная со времен Христа. В ней – большое количество записей, потому что замысел Творца чрезвычайно богат; он настолько велик, что никто не может объять его разумом. Эта книга запечатана, потому что тайна Бога скрыта в Его собственном уме, и Он никому и никогда до конца Своей воли не открывает. В каждую историческую эпоху происходят неожиданные вещи, которые никак не выводятся из предыдущего течения мировой истории. История движима волей Отца Небесного, ведущего вселенную к Своей цели. Как Господь говорит о еврейском народе в Книге пророка Иеремии: «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» ( Иер. 29, 11 ). Господь в Ветхом Завете говорит евреям через двух пророков, Иеремию и Иезекииля, об одном и том же: что последствия грехов обрушиваются на людей, но не сам грех. 48 «В те дни уже не будут говорить: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» ( Иер. 31, 29–30 );«Зачем выупотребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?» ( Иез. 18, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Север (North) В средиземноморских широтах северные околополярные звезды никогда не заходят и всегда остаются на небе, в отличие от звезд, которые восходят по ночам и вскоре заходят на западе. Именно эти далекие северные звезды, выразительно называвшиеся древними египтянами «немеркнущими», потому что они никогда не заходят, были на древнем Ближнем Востоке образом бессмертия и вечности. Таким образом, вполне объяснимо, что север стал библейским местом расположения вечной Божьей святой горы, известной под разными названиями (гора Цафон, «север»; гора Сион). Это небесная обитель, которую не следует путать с земным жилищем, ибо Бог «распростер север над пустотою» ( Иов.26:7 ). Оттуда Бог управляет вселенной, повелевая небесному воинству «взойти... выше звезд Божиих... на гору... на краю севера» ( Ис.14:13 ). Физическое расположение Иерусалима, где Соломон построил земной дом Божий, было несущественным по сравнению с его метафизическим значением аналога северной небесной обители: «...на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя» ( Пс.47:2–3 ). Божья слава исходит от севера ( Иов.37:22 ), но с этой же стороны Бог может давать выход Своему гневу, если Он недоволен поведением людей. Именно с севера шел бурный ветер, раскрывший Иезекиилю Бога и Его послание осуждения ( Иез.1:4 ), – образ, связанный с метеорологическими условиями Леванта, где северный ветер приносит дождь и холод ( Притч.25:23 ; Иов.37:9 ; см. ПОГОДА ). «Бедствие с севера» становится лейтмотивом пророков, особенно Иеремии ( Иер.1:13–15; 4:6; 6:1; 10:22; 25:9 ), который подчеркивает, что армии вторжения – это орудия Божьего дисциплинарного воздействия. Этот образ подкрепляется географической реальностью: захватчики (за исключением Египта на юге) обычно приходили с севера, а Израиль был коридором, окаймленным морем на западе и пустыней на востоке. Но решающее значение имела метафизическая сторона Божьего пребывания на севере, так как лейтмотив распространяется и на языческие народы, которых эта географическая реальность не касалась ( Иер.46:20, 24; 47:2; 50:3, 9, 41–43; 51:48 ; Иез.26:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛЕНА ИЗРАИЛЕВЫ [евр.         греч. φυλα Ισραλ; лат. tribus Israhel], евр. племена, происходившие от 12 сыновей Иакова (Израиля). Название В древнеевр. языке оба слова, обозначающие племена Израиля (   и  ), несмотря на разную этимологию, обладают примерно одинаковым спектром значений: «палка, жезл, племя». Оба эти термина в переводе Семидесяти передаются через слово φυλ - фила, «округ», «племя». Омонимия с названием части тела («колено») возникает совершенно случайно лишь на слав. яыке, где, впрочем, чаще всего используется выражение     реже -  (см.: Быт 28. 14; 1 Пар 6. 57-81, а также в НЗ: Лк 2. 36, Деян 13. 21 и др.). В синодальном переводе выражение «колена Израилевы» преобладает, хотя встречается и выражение «племена сынов Израилевых» (Числ 32. 28). Имена К. И. Прор. Моисей, Аарон и 12 жезлов перед ковчегом Завета. Миниатюра из Октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 68) Прор. Моисей, Аарон и 12 жезлов перед ковчегом Завета. Миниатюра из Октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 68) Число К. И. В Пятикнижии и Книге Иисуса Навина израильский народ предстает как совокупность 12 К. И. (Быт 49. 28; Исх 24. 4; Числ 1. 44; Втор 1. 23; Нав 3. 12; 4. 2; 4. 4). Первосвященник должен носить на груди 12 драгоценных камней, на которых вырезаны имена 12 К. И. (Исх 28. 21; 39. 14). Моисей кладет перед ковчегом завета 12 жезлов, на которых также написаны имена 12 К. И. (Числ 17. 2, 6). В последующих книгах ВЗ число 12 применительно к К. И. тоже используется, хотя и реже. В Книге Судей Израилевых возможным намеком на 12 К. И. является Суд 19. 29. В 3 Цар 11. 30-32 рассказывается, как прор. Ахия предсказал Иеровоаму распад Соломонова царства: Ахия разрывает свою одежду на 12 частей и 10 из них дает Иеровоаму в знак того, что 10 из 12 К. И. отпадут от династии Соломона и подпадут под власть Иеровоама (т. е. войдут в сев. Израильское царство). В 3 Цар 18. 31 Илия для сооружения жертвенника берет «двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова». В пророческих книгах представление о 12 К. И. встречается лишь в Иез 47-48, где описывается грядущий раздел земли обетованной между К. И. (см.: Иез 47. 13).

http://pravenc.ru/text/1841734.html

прот. Александр Мень Хилиазм Хилиазм (от греч. χιλις – тысяча), или милленаризм (от лат. mille – тысяча), буквальное толкование пророчества ( Откр.20:1 сл.) о тысячелетнем Царстве Христа на земле в конце истории. В широком смысле под Хилиазмом понимают учение о периоде торжества правды Божьей на земле. Впервые Хилиазм в этом последнем смысле встречается у например, в пророчестве Исайи о всеобщем мире и установлении гармонии между человеком и природой ( Ис.2:2–4; 11:6–9 ; ср. Мих.4:1 сл.). Элементы Хилиазма есть в пророчестве о Новом Иерусалиме у пророка Иезекииля ( Иез.40–48 ). Пророчества о временном мессианском Царстве на земле особенно часто встречаются в период и в 1 в. н.э. в (Книга Еноха, Апокалипсис Варуха, 3 Книга Ездры). Многие древнехристианские писатели святоотеческого периода разделяли учение о Хилиазме Юлий Африкан , Ириней Лионский , Ипполит Римский , Тертуллиан , Лаодикийский и другие). В то же время Великий, Евсевий Кесарийский , Василий Великий , Григорий Назианзин , Киррский и другие высказывались против Хилиазма Дискуссия по этому вопросу не утихала в течение веков. В той или иной мере Хилиазм проповедовали Флорский, радикальные реформаторы типа Томаса Мюнцера и анабаптистов, Следуя блж. Августину, католики полностью отказались от Хилиазма и толкуют пророчество о тысячелетнем Царстве символически (в 1944 Хилиазм был официально осужден католическими церковными властями). Православное богословие оставляет этот вопрос открытым. «История догмы, – пишет протоиерей – знает отдельные частные мнения, притом различные до полной противоположности, однако не было и нет еще определения церковного». С., Два Града, М.,1911, т.2; его же, Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования), Париж, 1948; священник Киановский В., Эсхатология св. Иринея Лионского в связи с современными ему эсхатологическими воззрениями (хилиазм и гностицизм), ВиР, 1912, Б., Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви, СПб.,1910, вып.1, с.47–49; ФЭ, т.5; иностранную библиографию см. RGG, Bd.1, S.1651. Читать далее Источник: Библиологический словарь/Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том./Т. 3. : Р-Я. - 525, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010