В период осады и непосредственно после взятия Иерусалима (с янв. 587 по февр. 585 г. до Р. Х.) И. провозгласил ряд пророчеств о карах, к-рые постигнут соседние языческие народы: Египет, его народ и лично фараона (Иез 29. 1-20; 30. 20-21; 31. 1-18; 32. 17-32; ср.: 32. 1-16), Тир (Иез 26), аммонитян, моавитян, эдомлян, филистимлян и жителей Сидона (26-28). Т. о., если главы 1-24 возвещают осуждение Израиля, то, начиная с 25-й гл., в пророчествах И., обращенных к иудейским переселенцам, говорится об осуждении языческих народов и, следов., о спасении Израиля. Вероятно, именно это различие в характере пророчеств имел в виду Иосиф Флавий, когда свидетельствовал о том, что И. «оставил две книги» ( Ios. Flav. Antiq. X 79), что соответствует также и талмудическому разделению Книги прор. Иезекииля ( Greenberg. 2007. P. 635). На протяжении более 10 лет (с 586 по 573 г. до Р. Х.) после взятия Иерусалима И. обращался к израильтянам со словом утешения, говорил о конце изгнания и возвращении на родину, где народ Божий должно ожидать вознаграждение - обновленный храм, видение о к-ром Бог явил пророку в нач. 573 г. до Р. Х. Иосиф Флавий сообщает, что пророчества И. были записаны (ср.: Иез 24. 2; 42. 11) и отосланы пророком в Иерусалим. Иосиф знает и причину (не упомянутую в книге пророка), по к-рой Седекия отказался доверять предсказаниям И. и Иеремии: «Иезекииль расходился с Иеремиею в том, что Седекия не увидит Вавилона, а Иеремия утверждал, что царь вавилонский уведет его с собою в качестве военнопленного» ( Ios. Flav. Antiq. X 7. 2). Именно поэтому царь не поверил пророкам. Предсказание И. о том, что Седекия не увидит Вавилона, исполнилось в том, что царь был взят в плен и ослеплен (Ibid. X 8. 2). Книга прор. Иезекииля умалчивает о последних годах его жизни и о кончине. Согласно древнему преданию, И. был убит в Вавилоне «судией своего народа, которого он обвинил в идолослужении, и был похоронен в гробнице Арфаксада, сына Сима, сына Ноя» ( Epiph. De prophet. 9//PG. 43. Col. 401; Athanas. Alex. De incarn. Verbi//PG. 25. Col. 160), в Эль-Кифле, что в 32 км от г. Эль-Хилла, в совр. Центр. Ираке.

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

По этому предмету напомним о видении Иезекииля (I), в котором появляются другие особой формы образы, символизирующие соединение мира духовного с миром матерьяльным, и которые названы „подобием славы Господней“ ( Иез. 2:1 ). Но пророку Иезекиилю не дано было ясно созерцать образ глаголавшего к нему (Ср. Иез. 1:26–28 с Иез. 2:1 ). В видении своем Даниил (VII) ясно видит славу Господа нашего Иисуса Христа, под именем „Сына Человеческого“, но к нему глаголал в этом видении не Сам Господь, а Ангел Его. Видения начертателя Откровения так велики, таинственны и разнообразны, что они не могут быть сравниваемы с видением VI главы Исаии, тем более, что это суть пророчества двух различных эпох роста и развития Церкви Божией на земле. Исаия есть пророк воплощения; св. Иоанн Богослов есть пророк второго пришествия Господа Иисуса Христа. Исаия видит разрушение ветхозаветной церкви и создание новой на земле; Иоанн Богослов видит конец всякой земной жизни и „новое небо и новую землю“ ( Откр. 21:1 ) и новый духовный град Божий, обиталище душ чистых, освобожденных от греховной плоти; он видит „торжествующий собор и церковь первенцев, написанных на небесах“. ( Евр. 12:22–24 ). Возвращаясь к видению Исаии, мы должны особенно благоговейно внимать пению трисвятого гласами Серафимов. Это великое откровение о триипостасном Божестве, все более и более раскрываемое в Священном Писании от первых глав книги Бытия 438 до новозаветных откровений. Естественно, что страх и ужас овладевают пророком, чувствующим, как страшно в земном теле предстоять пред Всемогущим, благоволившим укрепить смертного, чтобы открыться ему. Тело человеческое, – тождественное по строению с телом животного,-и имеющее земные, животные инстинкты, трепещет, потому что душа его сознает, что тело это должно умереть, испепелиться среди духовного мира, который открылся плотским очам его. Телу дотоле, пока оно не было обожено Христом, не было места среди этого высшего мира, – а потому Исаия восклицает: „Погиб я!“.... Но в этом таинственном видении указывается пророчески, что человек освящается огнем, коснувшимся уст его, очищается и одухотворяется вся плоть его и что тогда дух его, связанный с очищенною уже плотию, может предстоять перед Владыкою мира в мире славы и исполнять веления Его. Другими словами, угль, коснувшийся уст пророка, прообразовал таинство причащения Тела и Крови Христовой, которое, по выражению Метафраста, есть огнь, попаляяй недостойныя и очищаяй верныя 439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Следует описание того, что Иоанн видит в небесном тронном зале. Материал для описания заимствован преимущественно из видений пророков Иезекииля ( Иез.1 ) и Исаии ( Ис.6 ). Иоанн видит на небе престол, а на престоле «Сидящего», который не имеет внешнего облика. Разумеется, это Бог . Иоанн избегает называть Имя Божье, даже не упоминает слово «Бог». Он пишет о «Сидящем на престоле». Это заместительное именование Бога встречается в его Книге Откровения семь раз, первый раз здесь в главе 4, последний раз в конце, в главе 21. Если прославленный Иисус Христос в главе 1 описывался весьма подробно, то самого Бога в каком бы то ни было облике Иоанн не видит и поэтому не может его описать. Что он способен увидеть – это только сияние драгоценных камней, которые мы сейчас не можем точно идентифицировать: названия минералов претерпевали в истории изменения. Так, например, для нас отнюдь не драгоценный «яспис» (яшма) в Откр.21:11 описан как драгоценнейший камень, сияющий как хрусталь. «Сардис» (сердолик, или карнеол) – какой-то камень красного цвета. Назван сардисом по месту его нахождения возле города Сарды. Как бы то ни было, Иоанн видит не формы «Сидящего на престоле», а только свет и цвет. В этом отношении он более сдержан, чем пророк Иезекииль, из описаний которого Иоанн черпает свои образы. «Над сводом… было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» ( Иез.1:26–28 ). У пророка, как и в Откровении Иоанна, тоже появляется драгоценный камень сапфир и сияние и радуга, но при этом говорится, что Сидящий на престоле видом подобен человеку. У Иоанна нет и намека на антропоморфизм. И это не случайно, ибо для Иоанна очень важно подчеркнуть абсолютную трансцендентность Бога. Бог – абсолютно иной и абсолютно непроницаем для человеческих чувств, знания, понятий и представлений. Познаваем Бог лишь в своих действиях, в своем присутствии, или, на библейском языке, в своей славе. Слава Божья – воспринимаемое присутствие Божье. Эта слава в Библии чаще всего символизируется светом, сиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Послушайте, что о сих духах-проповедниках новых учений говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов: возлюбленнии, не всякому духу веруйте, а искушайте духи, аще от Бога суть, яко многие лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога несть; и сей есть антихристов, его же слышасте, яко грядет; и ныне в мире есть уже ( 1Ин.4:1 –З) 1 . Свидетельство слова Божия о лжепророках и лжеучителях Слово Божие указывает признаки ложных пророков: Ис.41:22 ; Иер.28:29 ; Мф.24:24–27 ; 2Пет.2:1–2 ; Мф.7:20 . Они суть хищные волки, коих нужно остерегаться: Мф.7:15 , Срав. 1Ин.4:1 . Осмеливаются пророчествовать ложные видения во имя Божие: Иер.14:14 ; срав. Иер.23:26–27:15:29 . Свидетельства Слова Божия о наказаниях ложным пророкам: Иер.2:30–32 ; Деян.13:10–11 . Наказание тем, которые слушают лжепророков: Иер.14:16 ; Иез.14:10 . Итак, бросьте бесправных решителей грехов ваших (лжепрор. и лжеучит.): они сугубо вяжут совесть вашу, обратитесь к богоучреждённому чину пастырей Церкви Божией, преемственно от святых апостолов власть имеющих вязать и решить грехи ( Мф.18:18 ) человеков, власть действительную, а не мнимую, не вымышленную. Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к вопросу о лжеучителях и лжепророках Мф.7:13:15 . «Входите тесными врагами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими... Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Объясн. Врата тесны бывают для тех, кто не любит мирские: похоть плоти, очей, гордость: 1Ин.2:15–16 ; а напр. «к лукавым делателям», «отступникам от веры» и т.п. эти слова не относятся, но о них говорится: 2Кор.11:13–15 ; 1Тим.1:3–7:4:1–2 ; 2Тим.4:3 ; 2Пет.2:1–3:3:16–17 ; 1Кор.8:2 . Лк.9:50 . «Иисус сказал ему: не запрещайте; ибо, кто не против вас, тот за вас». Объясн. Не ко всем эти слова могут быть одинаково отнесены. Сыновья первосвященника Скевы тоже хотели именем Господа изгнать злого духа, но потерпели поражение: Деян.19:13–16 ; в Евангелии же говорится, что грешников Бог не слушает: Ин.9:31 , не послушает и лжеучителей: 2Пет.2:1–2 ; Деян.20:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Кроме омовения прозелитов в эпоху Второго Храма сохранялась традиция общественных омовений в Судный день – День Очищения, праздновавшийся 10 дня месяца тишрей. С 15 по 22 число месяца тишрей наступало время празднования Кущей, одного из трех праздников, когда «весь мужеский пол должен явиться пред лице Господа» ( Втор.16:16 ). Во времена Второго Храма в Иерусалиме было очень много паломников, прибывших сюда еще в День Очищения либо еще на праздник Труб, совершавшийся 1 числа месяца тишрей, и потому мы вполне можем предположить, что именно они выходили к Иоанну Крестителю «и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк.1:4 ). Утвердиться в этом предположении заставляет не только близость места крещения – Вифавары – и Иерусалима, но и то, что земное служение Иисуса Христа длилось три с половиной года. Закончилось оно 14 нисана – в день Пасхи Ветхозаветной, началось же с Крещения Спасителя, которое, таким образом, может быть отнесено к середине месяца Тишрей, начинавшего год. Само крещение Иоанново, хотя внешне оно не отличалось от того, к чему привыкли «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская» ( Мф.3:5 ), имело несколько иной смысл: кроме очищения от греха оно предполагало четкую эсхатологическую перспективу. Ожидание Мессии ( Мф.11:12 ; Мк.1:7–8 ; Лк.3:16–17 ; Ин.1:26–37 ) требовало очищения, так как День Господень мыслился и как День Всеобщего Суда ( Втор.30–31 ; Ис.40 ; Иез.36 ; Иер.31 ). Крещение Иоанново своей эсхатологической направленностью радикально отличалось от иудейского омовения прозелитов и в то же время было вполне сходно с пониманием Крещения в ранней Церкви, включающего в себя как акт обращения, «оставления грехов» ( Мк 1:4 ; Деян 2:38 ), так и ожидание Эсхатона ( Деян.17:30–31 ; 1Кор.15:20–29 ; 1Фес.1:10 ). В то же время крещение Иоанново не признавалось полным без Крещения Духом ( Деян.19:1–7 ) как Крещения во Имя Святой Троицы ( Мф.28:19 ). Крещение Духом описано в Деяниях неоднократно, причем то обстоятельство, что в Деян.1:5 слова Иоанна Крестителя приведены без упоминания о крещении огнем, некоторыми толкователями понималось как отнесение его к Эсхатону, когда «земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Первые следы древнегреческих воззрений на посмертный суд находятся у Платона (+347 до Р. Хр.). Умерший следует путем мертвых до места, где его ждут полубоги Минос, Радаманф и Эак, сыновья Зевса. Они отправляют души грешников по левую руку от себя в тартар, а праведников по правую руку на острова блаженных, однако некоторые из них проходят сначала через чистилище (purgatorium). Подобные верования встречаются в иранской и индийской сакральной письменности . 1.2. В Ветхом Завете понятие « Суд Божий» оформляется лишь в эпоху царей. Можно предполагать, что представления о судебной власти Иеговы возникли под влиянием постепенно складывавшейся судебной практики еврейской монархии (1 Цар. 8, 20; 2 Цар. 15, 2). Идеал справедливого царя, защищающего своих невинных, беззащитных и бесправных подданных, был перенесен на образ Бога как Судии (1 Цар. 24, 13, 16; Исх. 5, 21: Пс. 81, 2-3; Ис. 11, 3; 16, 5) . У пророков Суд Божий приобретает характер наказания. Не случайно в послепленную эпоху появляется понятие «День Иеговы» или «День Господень» (Ис. 13; 34; Иез. 7; Иоил.; Ам. 5, 18; Мал. 3). Этот день близок, и Господь лично грядет тогда совершить суд над народами и над самим Израилем. Местом Суда станет долина Иосафатова (Иоил. 3, 2). Пророк Малахия говорит о спасении некоего числа праведников, которых он называет «благоговеющими перед именем Господним»(Мал. 3, 2). Постепенно такая идея Суда Господня обретает эсхатологическое измерение (Ис. 66, 15; Дан. 7, 9; Прем. 1-5) и становится особенно популярной в эпоху раннего иудаизма . 1.3. В Новом Завете о суде учит Сам Господь. Вся жизнь человека является своеобразным путем на Суд. Он должен мириться со своим соперником на пути, чтобы избегнуть наказания (Мф. 5, 25-26), идти узким путем и входить узкими вратами, чтобы, войти в жизнь вечную (Мф. 7, 15-16), приносить добрые плоды, чтобы избежать вечного огня (Мф. 7, 19). В заповедях Нагорной проповеди Христос требует больше, чем предписывают традиционные ветхозаветные представления о Суде. Предметом Суда будут не только внешние дела, но и расположение сердца (Мф. 5, 21-22; 27-29). Нам следует бояться Того, Кто может душу и тело ввергнуть в геенну (Мф. 10, 28). Слово, сказанное Иисусом благочестивому разбойнику, дает надежду на то, что покаяние даже в самый последний момент жизни открывает дверь в рай (Лк. 23, 42-43) .

http://bogoslov.ru/article/2951490

Задумает антихрист отменить у истинно верующих Закон Божий, который говорит, например, нам, что нужно повиноваться священникам ( Мк.1:44 ; Евр.13:17 ; 1Пет.5:5 и др.), поститься ( Мф.11:15 ; Деян.14:23:13:3 ; Иоил.1:14 и др.), клясться в важных случаях именем Божиим ( Втор.10:20 ; Мф.26:63–64 ; Иез.20:28 ) и прочее. Видимое дело, что и слуги антихриста будут отвергать посты, присягу и клятву именем Божиим, не будут повиноваться священникам и вообще отринут ясные заповеди Закона Божия. В-пятых, антихрист положит всем своим последователям печать на правую руку и на чело их: Откр.13:16 . Святые отцы Церкви говорят, что принявшие печать антихриста не будут иметь власти изображать на себе животворящий крест правой рукой, но связана будет рука их. А потому все, восстающие против почитания Креста Христова ( Флп.3:18 ) и отвергающие крестное знамение, суть тоже предтечи антихриста. Кроме вышеупомянутого, всякий последователь антихриста изображается: а) отвергающим воплощение Христово: 2Ин.1:7 , б) отвергающим Бога Отца и Сына: 1Ин.2:22 , в) затем обманщиком, лжехристом и лжепророком, которые дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных: Мф.5:5:24 ; пришествие главного антихриста будет по действию сатаны и будет сопровождаться ложными знамениями и чудесами: 2Фес.2:9 ; Деян.13:13–14 ; антихрист будет преследовать святых: Откр.13:7 , но Иисус Христос убьёт его духом уст Своих: 2Фес.2:8 ; Дан.7:11 . Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к выяснению вопроса об антихристе 1Ин.2:18 . «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время». Объясн. Антихристом не в собственном, а в подражательном смысле называется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти: 1Ин.4:3 ; в собственном же смысле антихрист будет таков, какой описан апостолом Павлом во 2 Послании к Фессалоникийцам: 2Фес.2:3–4 ; при всём том нужно помнить, что в тех местах посланий апостольских, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого-либо известного времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает»: Мк.13:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Кому возвещал апостол Иоанн слова сии: аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен Господь, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды ( 1Ин.1:9 )? Так же христианам. Посему, когда Господь заповедует: покайтеся, то заповедует всем грешникам всех времен и мест, не христианам и христианам. И неужели грешник не послушает гласа Господа своего? Не переменит мыслей, чувствований, желаний, действий из злых, порочных, греховных, – на добрые, чистые, святые? Он не так груб, жесток, упорен, как иудей. Если иудеи приняли проповедь покаяния от Иоанна Крестителя, который так же, как и Господь, начал прежде всего учить о потребности покаяния, если они обращались мыслями и желаниями к возвещаемому им Царствию Божию, если они исповедали грехи своя: тем более должны быть расположены к исполнению обязанности покаяния те, которых свет благодати озарил в купели крещения и которые понимают ясно искупление своё во Христе Иисусе. Второе, покаяние есть таинство, в котором даруется кающемуся благодать разрешения от грехов и очищение. Неужели грешник не пожелает себе такой спасительной благодати? Скажет ли, что нет в нём греха? Обличит его св. апостол и евангелист Иоанн: аще речем, говорит он, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Ин.1:8 ). А если признает в себе грех; то за что признает его? За бремя? Так должен искать средства сложить его с души своей. За болезнь? Так должен пещись об исцелении себя. Как ни думай, грешник, а без покаяния не можешь, ни сложить бремени, ни получить исцеления. Третье, св. таинство Причащения требует от нас внутренней чистоты. Страшно приступать к нему с нечистою мыслию и с греховным чувством. Оно возвещает смерть Господню, дондеже приидет ( 1Кор.11:26 ). Неужели грешник не озаботится очистить своего сердца от грехов для принятия Господа? Убелить себя раскаянием и украсить святыми помышлениями и чувствованиями? Припомните грешников, которые некогда принимали Господа Иисуса в свои домы, – они каялись во грехах и исправлялись, слушая только одно учение Божественного учителя: мы ли, которым даровано столько света и жизни духовной, столько способов и средств ко спасению, – мы ли останемся позади мытарей и блудницы? Да не будет! Четвёртое, Бог приемлет кающихся грешников с отеческим снисхождением. Он обещает успокоить их и утешить: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ). Обещает забыть все наши оскорбления и продлить нашу жизнь: беззаконник аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди моя, жизнию поживет и не умрет. Вся согрешения его, елика сотворил, не помянутся ему ( Иез.18:21–22 ). Обещает даже вознаградить все наши недостатки и заплатить все долги наши: приидите, и истяжимся, глаголет Господь, и аще будут греси ваша яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю ( Ис.1:18 ). С толиким милосердием и любовию призывает нас к покаянию Господь; и такого ли Отца грешник не послушает?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Вот и ясно обещается даровать благодать Святого Духа, то есть – подаяние преизобильное, не исключительно для пророка, – одного или двух, но для всех вообще достойных принять, что, думаем, и совершилось, когда воскрес Христос и сокрушил державу смерти. Так, сначала Он как бы вложил в святых учеников столь дивную и досточудную благодать, дунув и сказав: приимите Дух Свят ( Ин.20:22 ), потому что будущим учителям церкви и наставникам подсолнечной необходимо, да – необходимо было прежде всего украситься даянием Святого Духа и, сначала сделавшись как бы чем-то украшенным верой для освящения, быть позлащенными божественной и небесной благодатью. То и другое сбылось, когда, во дни святой Пятидесятницы, ученики собрались в одном доме и вознесли Богу обычные молитвы: был шум, и на каждом в отдельности почили языки, и они начали говорить на иных (языках), якоже Дух даяше им провещавати ( Деян.2:1–4 ). А провещавали пророчествуя, или приводя и высказывая изреченные святыми пророками таин- —369— ства относительно Христа и то, вследствие чего глубокоубежденным слушателям можно было охотно прийти к послушанию, – что уже настало время благоволения, что пришли к концу древние пророчества о Христе. Итак, они пророчествовали, говоря на всяких языках, что также Бог предвозвестил устами святых, ибо написано: иными языки, и устны иными возглаголю людем сим, и ни тако послушают (1Кор.14по Ис.28:11–12 ). И Павел, приводя это, говорит, что дар языков дан в знамение Иудеям. А что, когда слетел с неба Святой Дух, весьма многие сподобились благодати пророчества, уясняет Павел, пишущий: пророцы же два или трие да глаголют и потом: можете бо вси по единому пророчествовати ( 1Кор.14:29:31 ). Прежде, значит, когда Израиль по великому упорству согрешал, Бог говорил: вот я наведу на землю глад слышания слова Господня, и от востока до запада обтекут, ищуще словесе Господня, и не обрящут ( Ам.8:11–12 ), и к Иезекилю: и язык твои свяжу 2885 , и онемееши, и не будеши им в мужа обличающа 2886 , яко дом преогорчеваяй 2887 есть ( Иез. 3:26 ); когда же, по слову Псалмопевца, Бог Господь, и явися нам ( Пс.117:27 ), – явился нам Христос, отпускающий вины и заграждающий уста греху, тогда дано излияние Святого Духа, причем Бог исполняет веселием человеческую природу, венчает вышней и первоначальной славой и снова благожелательно возводит ее к тому, чем она была

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Коснуся еще сего священного долга Епископского, и примером самих Апостолов, коих преемниками и наместниками мы нарицаемся, покажу вам, что дело проповеди и учения было у них дело, не токмо должное, но и всегдашнее. Св. Апостол Павел, приветствуя последним целованием Епископов и Пресвитеров Ефесских, так их должности поучает: Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею ( Деян.20:28 ). И потом показуя им себе самого в пример, говорит: Бдите поминающе, яко три лета, нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас ( Деян.20:31 ). Здесь, о Епископе, заметь себе, что Апостол Павел, не только по праздникам, не только по неделям, но и по всяк день, да еще и по всяку нощь проповеди говорил, и не в Соборе только, но и по единому всякого поучал. Да и как поучал? Со слезами. Что самое на том же месте так изъясняет: яко ни в чесом от полезных обинухся, еже сказати вам и научити вас пред людми и по домом ( Деян.20:20 ). Тем же свидетельствую вам, продолжает Апостол, во днешний день, яко чист есмь от крове всех: не обинухся бо сказати вам всю волю Божию ( Деян.20:26, 27 ). Подобным образом той же Апостол языков и Тимофея, возлюбленного ученика своего, должности Епископской научает, глаголя: засвидетельствую аз пред Богом и Господем нашим Иисус Христом, хотящим судити живых и мертвых в явлении Его и царствии Его: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением ( 2Тим.4:1, 2 ). Всего же яснее оный Вселенский Епископ Павел истолковал должность Епископскую в Послании своем к Коринфянам: Аще благовествую, говорит он о себе самом, несть ми похвалы, нужда бо ми належит: горе же мне, аще не благовествую ( 1Кор.9:16 ), то есть, ежели впрочем и на сие потребно кому изъяснение: лежит на вые Епископской дело благовестия, аки долг не уплаченный; и если я благовествую, то не по одной воле или собственной охоте исполняю сие, с тем, чтобы мне за исполнение какого-либо воздаяния или похвалы ожидать: но по самой нужде и из повинности моей то творю; если же не благовествую, горе мне, беда не минет меня! Что же иное значится и в приведенном из пророчества Иезекиилева слове, если не та же самая обязанность Епископа? Ибо там сказано: аще не будеши глаголати, еже обратитися грешнику от пути своего, той убо беззаконник в беззаконии своем умрет, а крове его от руки твоея взыщу ( Иез.33:8 ). По чему же, вопрошаю, Бог глаголет, что Он взыщет крови за премолчание? По тому, ответствую, что проповедь на стража-Епископа наложена, яко долг некий: ибо если я ни чем и ни кому не должен; то на мне никто ничего и искать не станет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010