Знайте, дети, в какое достоинство вы призваны Богом.        Апостол Павел пишет: «кийждо в звании, в немъже призван бысть, в том да пребывает» (1 Кор.7:20). Вы, дети, называетесь стражами Церкви, пастырями словеснмх овец, за которых Христос пролил Свою спасительную кровь. Будьте же, дети, истинными пастырями, а не наемниками, которые «млеко ядят и волною одеваются», а об овцах не пекутся (Иезек.34:3). И «не входящие дверьми во двор овчий» также не суть пастыри, но «татие» и «разбойницы» (Ин.10:1). Но вы, дети, таким не последуйте; подражайте же истинному пастырю Христу, как Сам Он сказал в Евангелии Своем: «Аз есмь пастырь добрый, и душу Мою полагаю за овцы», и прочее (Ин.10:11,15). Будьте, дети, образцем для своего стада, по слову Спасителя, как Он говорил Своим Апостолам: «вы есте свет мира, вы есте соль земли. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Матф.5:13—14, 16). Прежде всего вам должно просветиться сими добродетелями: кротостию и смирением; также блюстись от всех дел непристойных, которыми мир соблазняется: ибо «горе человеку тому», сказал Спаситель, «имже соблазн приходит» (Матф.18:7). Оградившись страхом Божиим, отсеките, дети, от сердец ваших всякую отрасль, пагубную для души: гнев, ярость, завист, ненависть, пиянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство. Ибо сказано: «всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» (Ефес.5:29). И Спаситель сказал: «от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися» (Матф.12:37). Будьте, дети, в дому Божием, как маслина плодовитая, и приносите плоды духовные, святость. Упражняйтесь, дети, в чтении Святых книг и в учении день и ночь, по слову Пророка: «в законе» Господни «поучится день и нощь», и проч. (Псал.1:2). Вы — люди святые, «царское священие, язык свят» (1 Петр.2:9). Да почивает на вас Дух Святый, как пишет Василий Великий Кесарийский в божественной Литургии: «свят бо есть Господь и во святых почиваяй». Нужно, чтобы дела ваши соответствовали имени вашего священства: «вера без дел мертва есть» (Иак.2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Выслушав их, Захария, как священник, как пророк Божий, исполнившись Духа Святого, вещал: „о, непорочная Отроковица, чистая Дево, украшение жен, красота дщерей! о, святая Матерь! о, благословенная в женах! Ты – разрешение Адамова проклятия. Ты – уплата Евина долга. Ты – чистейшее приношение Авеля. Ты – непостыдная надежда Еноха. Ты – радование Еноха и преставление к будущему животу. Ты – всесветлое украшение царства и священства Мелхиседекова. Ты – покорное повиновение Авраама обетованию о деторождении. Ты – новая жертва и мысленное всесожжение Исаака. Ты – начало восхождения Иакова на лествицу. Ты – целомудрие Иосифа и низвержение древней египтяныни, т. е. синагоги иудейской. Ты – терпеливое возглавие Иова в напастях и двойное воздаяние ему имущества. Ты – богописанная книга Моисея законодателя. Ты – жезл Аарона прозябший. Ты – дщерь Давида, рясны златыми одеянная и преиспещренная ( Пс. 44:14 ). Ты – одр Соломонов златотканный, окрест его же шестьдесят сильных от сильных израилевых (Песн. песн. 3:7). Ты – начало вознесения Илии на небо и уничтожение мысленной Иезавели. Ты – сугубое благословение милоти Елисея, коей он рассек потоки Иордановы и воду соленую соделал годною к употреблению. Ты – спасение Ионы в ките и покаяние ниневитян и прощение независтное. Ты – зерцало пророков и исполнение речений их. Тебя Иезекииль пророчески нарек вратами заключенными, чрез которые никто из земнородных никогда не проходил, кроме единого Господа, Который и сохранит врата – затворенными (Иезек. 44:1–3). Тебя Исаия велегласнейший пророчески изобразил как корень Иессея, из которого произойдет цвет – Христос и насадит поле Богопознания, искоренив плевелы зла ( Ис. 11:1 ). О Тебе предвозвестил Иеремия, говоря: се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов, его же завещах отцем их ( Иер. 31:31, 32 ), – обозначая так явление Сына Твоего и призывая верующих из язычников к славословию Бога до конец земли. Тебя и муж желаний Даниил ( Дан. 10:11 ) пророчески назвал горою великою (– 2:34, 35), от которой отсечется краеугольный Камень и сокрушит главу многовидного змия и развеет. Тебя изобразили три отрока в Вавилоне и, провидя духом страсть Сына Твоего, пребывали невредимо в пещи, разженной седмерицею, и ликовали посреди огня, как в чертоге. Тебя Аввакум именует горою от Фемана, из которой взошли могущественные скиптры царские, в которой сотрясутся селения ефиопские и кровы земли Мадиамской ( Аввак. 3:3, 7 ). Славлю Тебя – непорочную агницу. Воспеваю Тебя – благодатную. Превозношу Тебя, из всех родов предызбранную невесту Божию. Пою Тебя, скоро имеющую быть новым небом. Ввожу Тебя, как сокровище чистое, в храм Господень. Величаю Тебя новым заветом, в коем написанный Мессия Христос уничтожит букву закона, положит начало благодати чрез крещение, ниспошлет сущим на земле Духа Святого“.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Детей отбирает не Бог, а смерть. В Священном Писании смерть прямо названа — врагом Христа: Последний же враг истребится — смерть (1 Кор 15-26). Если говорить совсем кратко, то смерть вошла в мир через грех, то есть — через свободное уклонение человека от добра. И когда сегодня гибнут дети, наивно было бы адресовать Богу упреки в их смерти. Детей убивает не Бог, а злоба взрослых людей, их безответственность, наплевательское отношение к своим обязанностям, безразличие и жестокосердие. В одних случаях Бог защищает детей от последствий греховного поведения взрослых и отводит уже собравшуюся разразиться беду, в других — нет. Почему так — нам сейчас не дано узнать. Но не Бог отбирает детей у родителей. Об этом нужно знать и твердо в это верить. Потому что в противном случае, можно лишить себя последней опоры и утешения в своем горе. Если Бог представляется человеку врагом, отнимающим детей, кому же можно на Него пожаловаться, кто защитит тебя от Него? Такой ход мыслей – верный путь к безумию. О посмертной же участи умерших и погибших детей один из самых почитаемых отцов нашей Церкви преподобный Ефрем Сирин пишет, что они у Бога прославлены даже выше святых: «Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иезек. 34, 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям». Верующий человек вообще воспринимает смерть иначе, чем атеист. Там, где неверующий видит полное и окончательное прекращение бытия, для христианина через веру открывается свет новой жизни, гораздо лучшей, чем земная. Современный богослов Алексей Ильич Осипов пишет об этом так: «Представьте себе, зимой, в горах в тяжелую непогоду заблудилась группа людей, среди которых — мать с сыном. Идут они по тропам с ежеминутной опасностью для жизни. Неизвестно, сколько и как придется ещё идти до дома. Но вдруг появляется вертолет, приземляется и командир говорит, что он летит туда же и есть одно свободное место. Не постарается ли мать сделать всё возможное, чтобы взяли ее сына, чтобы он спасся?!

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Да будет он для вас тоже, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской... (33–34) 12 . Ясно, что пришлец считается в числе ближних, на которых должна простираться любовь еврея, равная любви последнего к себе. Но что это за пришлец? «Что под пришлецом ( ­«ger») должно понимать не только того, кто принял иудейскую веру, но вообще того, кто, будучи не-иудеем, жил в иудейской стране, это строго филологически вытекает из того уже, что «ger» в 34 ст. употребляется в приложении ко всем евреям, когда они жили в Египте. Но, живя, в Египте, эти пришлецы=( ­»gerim»), конечно, не исповедовали египетской веры. Таким образом, еврей должен любить, как самого себя, даже и совершенно чуждого ему человека, чуждого в такой, напр., степени, в какой чужды в отношении к египтянам были его – еврея – предки. Вообще к мысли о приравнении иноземца-пришельца туземцу-еврею ветхозаветное Слово Божие возвращается не раз, в одном месте, напр., повелевая, чтоб был один суд как для пришельца, так и для туземца ( Лeb. XXIV, 22 ) 13 , в другом предписывая, чтоб при разделении земли, имевшей быть наследием двенадцати колен Израилевых, иноземцам, жившим среди последних, были отведены участки наравне с природными жителями, т. е., самими израильтянами (Иезек. XLVII, 13. 22. 23) 14 и проч. Словом, понятие: «ближний» ( ­rea), в виду сказанного, да и «согласно с еврейским словоупотреблением», вполне равносильно с понятием: «другой» (кто-бы это ни-был или даже чтобы это ни-было: сравн. Быm. XV, 10 и др.). Из объёма этого понятия не следует исключать даже и врага, о котором, по-видимому, здесь уже не могло бы быть и речи. Еврей обязывается любить и врага своего. Если, напр., он найдет вола врага своего или осла его, заблудившегося, то должен привести его к хозяину. Если увидит осла врага своего упавшим под ношею своею, то не должен оставлять его, но обязан развьючить его... ( Ucx. XXIII, 4. 5 ) 15 ). Чит. также вышеприведенное место из Лeb. XIX, 17. 18 и т. д. 16 , где уже довольно ясно намечена эта самая мысль 17 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Понеже долженствует священник учити прихожан своих вере и делам благим: учити же не точию словом, но и делом, сие есть примером жития своего, чтоб слово его не было мертво и бесплодно. И потому следует разделить главу сию на две части: первая будет, о учении словом, вторая, о учении делом. Часть 1. О учении, которое должен священник людям словом В сей части главнейшие пункты суть сия: 1) утвердить, что первейшая должность есть священника учить народ. 2) показать, чему должен учить, и откуда. 3) каким видом, где и когда. 10 1) Первая должность есть священника учить народ. Что учить народ долг есть как епископа. Так и пресвитера, не токмо собственный и необходимый потребный, но и первейший: указал сие сам списатель Христос Иисус. Когда заповедь апостолом дал не токмо крестити, но и учити, и первее учить, потом крестить. Мф.28:19 , Марк.16:15,16 4 . Указал и Павел апостол, когда о себе стена возопил: горе мне, аще не благовествую! Нужда мне надлежит, строение мне предано, 1Кор.9:16, 17 5 . Указал, когда Тимофея, епископа Ефесского, Богом и страшным судом Христовым обязуя, увещевал: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением, в Тим.4:1,2. Указал, когда наконец от всякого без изъятия пресвитера. Между другими его качествами, требует от него, дабы непременно был учительный, 1Тим.3:2 . Да и целые послания его, два к Тимофею, едино к Титу, всеприлежнейшими о сей должности увещаниями, и страшными обязательствами наполнены, 1Тим.4:6,11,16. 6:2 . 2Тим. 2:14, 15, 24. 3:14. 4:5 . Тит. 2:1.7,15. 4:8 . 6 11 Не просто истязует Господь должность сию от пастырей, дабы люди Божия учили, но под жестоким прещением. Под взысканием крови погибающих от рук пастырей, под казнью самых жесточайших мук, определенных нерадивым рабам и домостроителям сим, Иезек. 3:17, 18. Сыне человече! Стража дах тя дому Иилеву, да слышаши слово от уст моих, и возвестиши им от мене. Когда реку грешнику: смертью умреши, ты же не возвестиши ему, ниже увещаеши, да обратится от пути своего лукавого, и жив будет. Грешник убо погибнет во гресе своем, крови же его от руки твоея взыщу. Тоже и в 33:50 и 34:10. И в Новом Завете глаголет: придет Господин раба того, (не давшего рабом его житомерия, то есть, пищи слова Божия, наставления в вере и святом житии) в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть, и протешет его полма, и часть его с неверными положить, Мф.24:50, 51 , тоже и у Лк.12:46 и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

В пользу зависимости фразы IX:13 «ет кол гâраâ газзот баâ алейн», – «все это бедствие постигло нас» – от Неемии, говорит, по мнению Байера, ее конструкция: постановка субъекта с приметой винительного падежа «ет», аналогия чему имеется у Неем. 9:12; 32:34 . Но такое же точно сочетание встречается в Еккл. 4:3 и Иезек. 47:17; 18:19., и потому аналогия из Неемии не доказывает зависимости от него Даниила. Нельзя считать оригиналом рассматриваемой фразы и буквально сходное с нею выражение 18 ст. 13 гл. Неемии: «не так ли поступали отцы ваши, и за то Господь навел на нас и на город сей все это бедствие» – «вайабе ет кол гâраâ газзот». По словам Неемии, повторяющего в данном стихе Иер. 17:21, 27 , бедствие постигло Иудею за нарушение закона о субботе. Мысль Даниила шире – иудеи наказаны за нарушение всех законов, возвещенных чрез пророков (10 ст. и д.). Заимствуя данное положение у Иеремии 35:15–17, он пользуется и его словесною формою: «вот Я наведу все то зло (мби ет кол гараâ), которое Я изрек на них, потому что Я говорил им, а они не слушались» ( Иер. 35:17 )==«наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас, но мы не слушали гласа Его» ( Дан. 9:14 ). Независимо друг от друга Неемия и Даниил воспроизводят различные места кн. пр. Иеремии; говорить о повторении одним другого нет оснований. Подобно двум первым частям молитвы IX гл. кн. пророка Даниила, и третья не стоит в зависимости от книг Ездры – Неемии, Паралипоменон. Как показало предшествующее изучение содержания молитвы IX гл., одна, и при том б0льшая, его часть покрывается заимствованиями из книги пр. Иеремии, а параллели для другой, меньшей, даются книгами Числ, Второзакония и Царств. Молитва IX гл. воспроизводит произведения допленного времени, не имеет в своем содержании признаков послепленного происхождения. 1 Meinhold. Das Buch Daniel. Kurzgefasster Kommentar zu den heiligen Sehriften Alten Testaments, herausgegeben von Strack. VIII Abteilung. S. 313. 2 Knaberbauer. Commentarius in Danielem Prophetam. P. 226. Parisiis. 1891. Zndel. Kritische Untersuchungen вег die Buches Daniel. S. 192. Basel. 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

25. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 342 26. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 344—345. 27. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 375. 28 . Там же. С. 563—564. 29. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 572—573. 30 . Диодор Сицилийский. I, 51. 31. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 131—133. 32. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 263. 33. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. II. С. 306 - 307 34. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. II. С. 321. 35. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 509—511. 36. И.Чистович. Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека. 1871. С. 14—15. 37 . И. Чистович. Там же. С. 95. 38. И. Чистович. Там же. С. 191. 39. Св. Иустин Мученик. Увещание к эллинам. Гл. 6, 27. 40 . Молчаливые по-латински: taciti; от этого слова и про изошло имя богини Такиты. 41. Соловьев. История России. Том I. Изд. 4-е. С. 1, 85, 86, 87. 42. Thietmarus, Qui cum morte temporali omnia putant finiri (у Белевского, Monumenta Poloniae historica 1, 244). Сл. И. Срезневского, О языческом веровании древних славян в бессмертие души. 43. Бестужев-Рюмин. История России. Том I. Глава 1. С. 24-25. 44 . Ed. Bonen, p. 151-152. 45 . А. Котляревский. О погребальных обычаях языческих славян. С. 187—188. 46. Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию, получили жизнь вечную (2 Мак. 7:36). 47 . Ибо хотя они (праведные) в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия (Прем. 3:4). 48. Древние евреи хорошо различали слова «шеол» и «кебер» (гроб). Когда шла речь о месте, где погребались тела умерших, всегда употребляли слово «кебер» (см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34; Иов. 5:26; 10:21; 21:32; Пс. 98:19; Иезек. Гл. 37).  49.    Там же.  см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34;  Вопрос о дикарях В нашем историческом доказательстве, утверждающем всеобщность веры в бессмертие души в роде человеческом, остается разобрать еще один важный вопрос — вопрос о дикарях.  Когда ведется спор о религиозных проблемах, писатели атеистического направления выставляют одним из важнейших аргументов против внутренней необходимости и истинности идеи Бога и неразрывно связанной с ней идеи бессмертия человека,— отсутствие этих идей у дикарей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2330...

214. Когда вред от одного распространяется на многих, тогда не следует быть долготерпеливым, и не своей искать пользы, но спасения многих. Поелику общая добродетель полезнее частной. 215. Если кто впадет в какое–либо согрешение, и не будет печалиться по мере оного, то легко опять впадет в ту же сеть. 216. Как львица не встречается дружелюбно с теленком, так бесстыдство не принимает с любовью печали по Боге. 217. Как овца с волком не сходится для деторождения, так болезнование сердечное не соединяется с пресыщением, к зачатию добродетелей. 218. Никто не может иметь болезнование и печали по Боге, если не возлюбит прежде причины оных. 219. Страх Божий и внутреннее себя обличение рождают печаль; а воздержание и бдение соединены с болезнованием. 220. Кто не исправляется от заповедей и учений Писания, тот будет гоним конским бичом, и рожном ослиным. А если и сие отвергнет, то браздами и уздою востягнуты будут челюсти его. 221. Кто малыми искушениями легко бывает побеждаем: тот великими поневоле порабощен будет; а кто малые презирает, тот противостанет о Господе и великим. 222. Не покушайся обличениями принести пользу тому, кто хвалится добродетелями; ибо кто любит себя выказывать, тот не может быть любителем истины. 223. Всякое слово Христово являет милость, правду и премудрость Божию, и силу их чрез слух подает охотно слушающим. Посему немилостивые и неправедные, неохотно его слушая, не могли познать премудрость Божию, и даже Учащего оной распяли. Итак, и мы должны смотреть, охотно ли Его слушаем. Ибо Он сказал: «Любяй Мя, заповеди Мои соблюдет, и возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам» (Иоан.14,15,21). Видишь ли, как Он явление Свое сокрыл в заповедях? Итак, все заповеди содержатся в любви к Богу и ближнему, к которой ведет удаление от вещественного и безмолвие помыслов. 224. Зная сие, Господь заповедует нам говоря: «не пецытеся о утри» (Матф.6,34). Да и справедливо. Ибо не освободившийся от вещественного и от попечения о нем, как освободится от лукавых помыслов? А одержимый помыслами как увидит скрывающийся под ними существенный грех, который есть тьма и мгла души, и получает начало от лукавых мыслей и дел, так что диавол искушает (человека) без понуждения одним приражением, показывая лишь начало (зла). Человек же, охотно сочетавшись с ним по сластям и тщеславию, хотя и по рассуждению и не желал сего, но делом услаждался и принимал. Если же не познает сего общего греха (который заключает в себе другие грехи и служит им началом), то когда помолится о нем, чтобы очиститься от него? А не очистившись, как найдет место чистого естества? Не найдя же его, как увидит внутренний дом Христов? Ибо мы есмы дом Божий по слову Пророческому, Евангельскому и Апостольскому (Иезек.37, 27. Захар. 2,10. Иоан.14,23. 1 Кор. 3,16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

214. Когда вред от одного распространяется на многих, тогда не следует быть долготерпеливым, и не своей искать пользы, но спасения многих. Поелику общая добродетель полезнее частной. 215. Если кто впадет в какое-либо согрешение, и не будет печалиться по мере оного, то легко опять впадет в ту же сеть. 216. Как львица не встречается дружелюбно с теленком, так безстыдство не принимает с любовию печали по Боге. 217. Как овца с волком не сходится для деторождения, так болезнование сердечное не соединяется с пресыщением, к зачатию добродетелей. 218. Никто не может иметь болезнование и печали по Боге, если не возлюбит прежде причины оных. 219. Страх Божий и внутреннее себя обличение рождают печаль; а воздержание и бдение соединены с болезнованием. 220. Кто не исправляется от заповедей и учений Писания, тот будет гоним конским бичем, и рожном ослиным. А если и сие отвергнет, то браздами и уздою востягнуты будут челюсти его. 221. Кто малыми искушениями легко бывает побеждаем: тот великими поневоле порабощен будет; а кто малые презирает, тот противостанет о Господе и виликим. 222. Не покушайся обличениями принести пользу тому, кто хвалится добродетелями; ибо кто любит себя выказывать, тот не может быть любителем истины. 223. Всякое слово Христово являет милость, правду и премудрость Божию, и силу их чрез слух подает охотно слушающим. Посему немилостивые и неправедные, неохотно его слущая, не могли познать премудрость Божию, и даже Учащего оной распяли. Итак, и мы должны смотреть, охотно ли Его слушаем. Ибо Он сказал: Любяй Мя, заповеди Мои соблюдет, и возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Иоан. 14,15,21). Видишь ли, как Он явление Свое сокрыл в заповедях? Итак. все заповеди содержатся в любви к Богу и ближнему, к которой ведет удаление от вещественного и безмолвие помыслов. 224. Зная сие, Господь заповедует нам говоря: не пецытеся о утрии (Матф. 6,34). Да и справедливо. Ибо не освободившийся от вещественного и от попечения о нем, как освободится от лукавых помыслов? А одержимый помыслами как увидит скрывающийся под ними существенный грех, который есть тьма и мгла души, и получает начало от лукавых мыслей и дел, так что диавол искушает (человека) без понуждения одним приражением, показывая лишь начало (зла). Человек же, охотно сочетавшись с ним по сластям и тщеславию, хотя и по разсуждению и не желал сего, но делом услаждался и принимал. Если же не познает сего общего греха, то когда помолится о нем, чтобы очиститься от него? А не очистившись, как найдет место чистого естества? Не найдя же его, как увидит внутренний дом Христов? Ибо мы есмы дом Божий по слову Пророческому, Евангельскому и Апостольскому (Иезек. 37,27. Захар. 2,10. Иоан. 14,23. 1 Кор. 3,16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

216. Как львица не подступает дружески к теленку, так безстыдство не принимает печали, яже по Бозе (2 Кор. 7, 10). 217. Как с волком не сходится овца для деторождения, так с сытостию болезнование сердечное для зачатия добродетелей. 218. Никто не может возыметь болезнования и печали по Боге, если не возлюбит прежде причины их. 219. Страх Божий и обличение принимают к себе (в содружество) печаль; воздержание же и бдение сговариваются с болезнованием. 220. Кто не вразумляется заповедями и внушениями Писания, того надо подгонять конским бичем и остном ослиным (Притч. 26, 3)  ; если же он и это отвергнет, то броздами и уздою челюсти его востягнеши (Псал. 31, 9). 221. Кто малыми искушениями легко побеждается, тот большими поневоле порабощен бывает; а кто малыя презирает, тот о Господе воспротивится и большим. 222. Не берись обличениями врачевать того, кто хвалится добродетелями; ибо один и тот же не может быть и любителем показности и любителем истины. 223. Всякое слово Христово являет милость, правду и мудрость Божию, и силу их чрез слух влагает в души тех, которые охотно слушают его. Посему немилостивые и неправедные, неохотно его слушавшие, не только не могли познать премудрость Божию, но Учащаго оной распяли. Так–то и нам надобно смотреть, охотно ли Его слушаем. Ибо Он сказал: любяй Мя заповеди Моя соблюдет, и возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Иоан. 14, 15, 21). Видишь ли, как Он в заповедях сокрыл явление Свое? Всех же заповедей объемнейшая есть любовь к Богу и ближнему, которая раждается по отрешении от всего вещественнаго в безмолвии помыслов. 224. Зная сие, Господь заповедует нам говоря: не пецытеся о утрии (Матф. 6, 34). Так и следует. Ибо не отрешившийся от вещественнаго и от заботы о нем как избавится от порочных помыслов? Помыслами же объятый как увидит сокрытый под ними существенный (коренный) грех, который есть тьма и мгла души, и от котораго получают начало все порочныя помышления и желания, когда диавол, искушая посредством приражения не насилующаго, указывает на грех, а человек, тщеславием и самоугодием побуждаемый, сочетавается с ним? Пусть, по разсуждению он не решился на него, но движением его усладился и сосложился с ним. Если же не познает он сего главнаго греха, когда и как возмолившись о нем, очистится от него? А не очистившись, как найдет место чистаго естества (Иезек. 37, 27)? Этого же не нашедши, как увидит внутренний дом Христов? — если мы дом Божий, по слову Пророческому. Евангельскому и Апостольскому (Захар. 2, 10; Иоан. 14, 23; 1 Кор. 3, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010