издательство П.П. Сойкина Книги и книжное дело у древних евреев Книги и книжное дело у древних евреев . – Вследствие того, что у древних евреев не были развиты общедоступность письма и всеобщая грамотность, нельзя установить точно, кто писал у них, и когда именно началась письменность. Самые ранние сведение об этом, относящиеся к книге пр. Исаии (29, 11, 12), а также к книге Бытия 23, 17 и 33, 19 подтверждают только делаемые предположение о времени и лицах, знавших грамотность и неразрывно связанную с ней письменность. Более точные сведения, относящиеся ко времени Моисея, находим мы в Пс. 45, 2 , пр. Исаии 33, 18 и Иезек. 9, 2–3. Здесь упоминается о «софере», как о лице, занимающемся письмом, который к тому же является и царским советником. Роль подобного «софера» не заключалась в технической переписке книг; это человек, чувствующий особое призвание к этому занятию, владеющий искусством толкование Библии, ученый, нечто в роде библеиста или библиофила. От «софера» следует отличать «шотера» – род писца – чиновника, упоминаемого во Второзак. 1, 15, Второзак. 29, 9, 31, 28, 16, 16 и т. д. Кроме «офера» и «шотера» упомиминается еще в (Цар. 4, 2 во 2Цар. 18, 18, 37 и Исаии 36, 3, 42) «мазкир», что означает в переводе писец и напоминатель. Подобное значение «мазкира» вытекало из возложенных на него двоякого рода обязанностей: он 1) царский доклад-чик, знакомящий царя с совершающимися в его государстве событиями и напоминающий ему приказание и т. п., а во 2) он придворный историограф, на обязанности которого лежит записывание хроники царствование; помимо этого «мазкира», и званного народным, существовал еще мазкир семейный, который вел записи родословные, особенно развитые у левитов, которым это необходимо было как доказательство их прав на священническое служение. Несмотря на малое количество людей, знавших письменность, литература древних евреев не ограничивается свитком Библии, доказательством чего служат произведение религиозной лирики, записанные под диктовку автора «шотером».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   Знайте, дети, в какое достоинство вы призваны Богом.        Апостол Павел пишет: «кийждо в звании, в немъже призван бысть, в том да пребывает» (1 Кор.7:20). Вы, дети, называетесь стражами Церкви, пастырями словеснмх овец, за которых Христос пролил Свою спасительную кровь. Будьте же, дети, истинными пастырями, а не наемниками, которые «млеко ядят и волною одеваются», а об овцах не пекутся (Иезек.34:3). И «не входящие дверьми во двор овчий» также не суть пастыри, но «татие» и «разбойницы» (Ин.10:1). Но вы, дети, таким не последуйте; подражайте же истинному пастырю Христу, как Сам Он сказал в Евангелии Своем: «Аз есмь пастырь добрый, и душу Мою полагаю за овцы», и прочее (Ин.10:11,15). Будьте, дети, образцем для своего стада, по слову Спасителя, как Он говорил Своим Апостолам: «вы есте свет мира, вы есте соль земли. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Матф.5:13—14, 16). Прежде всего вам должно просветиться сими добродетелями: кротостию и смирением; также блюстись от всех дел непристойных, которыми мир соблазняется: ибо «горе человеку тому», сказал Спаситель, «имже соблазн приходит» (Матф.18:7). Оградившись страхом Божиим, отсеките, дети, от сердец ваших всякую отрасль, пагубную для души: гнев, ярость, завист, ненависть, пиянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство. Ибо сказано: «всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» (Ефес.5:29). И Спаситель сказал: «от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися» (Матф.12:37). Будьте, дети, в дому Божием, как маслина плодовитая, и приносите плоды духовные, святость. Упражняйтесь, дети, в чтении Святых книг и в учении день и ночь, по слову Пророка: «в законе» Господни «поучится день и нощь», и проч. (Псал.1:2). Вы — люди святые, «царское священие, язык свят» (1 Петр.2:9). Да почивает на вас Дух Святый, как пишет Василий Великий Кесарийский в божественной Литургии: «свят бо есть Господь и во святых почиваяй». Нужно, чтобы дела ваши соответствовали имени вашего священства: «вера без дел мертва есть» (Иак.2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Приложение IX. Указатель мест из Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета, приводимых в письмах блаж. Феодорита ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . Быm. II , 7: 145 . III, 17–18: 41. III, 19: 14. VI, 2: 146. XII , 3: 211. XVIII, 20–21: 119. XXIÏ 223. XXII, 18: 151. XXX, 39. 40: 156. XXXI, 38: 78. XXXI, 39: 75. 78. 156. XXXI, 40: 78. 156. Исх. II, 15: 3. IV, 22: 146. XVII, 12: 128. XVIII, 24: 77. XIX, 21: 122. XXII, 28: 146. XXIII, 1: 82. 86. LXXXVI. 145. XXIII, 2: 102. XXXIII, 20: 146. 3 Цар. XI , 13: 252. XIX, 1–4: 8. XX, 42: 135. XXI, 1 сл.: 9. 125. 247. 4 Цар. V, 1 сл.: 135. Есо. V, l: 86. 245. 248. Uob. I, 21: 15. 136. 223 . XII, 10: 228. XII, 11. 12: 249. XL, 3: 12. Ncaл. I, 2: 146. 151 . II, 1–2. 6–8: 146. IV, 7: 156. IV, 9: 246. IX, 5: 166. IX, 7. 8: 133. IX. 9: 166. XIII, 3: 170. XV, 10: 145. 148. XVI, 17. 18: 133. XVIII, 5: 116. 119. XXI, V: 170. XXII, l: 229. XXII, 11: 151. XXIV, 2: 241. XXXI, 9: 173. 252. XXXVI, 5. 6: 108. XXXVI, 9: 241. XXXIX, 2: 241. XXXIX, 3: 77. 137. 252. Псал. CXLV. 4: 149. 180. CXLV, 9: 14. CXLVI, 2: 151. Притч. X, 12: 219. XIII, 8: 184. XXII, 24: 186. XXII, 28: 288. XXVII, l: 29. Екклез. III, 8: 257. Песнь Песн. II, 3: 146. Прем. Сол. IV, IÏ 136. VI, 8: 249. VII, 6: 14. 18. 1. c. Сырах. II, 5: 78. IV, 31: 102. Иса. I, 2: 146. I, 9: 117. 181. 229. II , 15: 252. III, 3: 1. III, 12: 219. V, 20: 246. VII, 14: 246. VIII, 10: 267. IX, 6: 151. XI, Ï 151. XI, 2. 3: 151. XI, 6: 186. XI, 10: 151. XIX, Ï 151. XXVII, 12–18: 151. XXIX, 24: 171. 242. Иезек. III, 17: 78. 122. III, 18: 78. 122. 168. XXXIII, 11: 78. XXXIV, 3: 78. 183. XXXIV, 4: 77. 78.183. XXXIV, 17: 78. Даниил. IIÏ 287. III, 18: 245. III, 50: 252. V, 4. 23: 146. VI, 16 сл: 252. XIX, 33–39: 145. Uouл. II, 17: 151 . Uoh. II , 9: 123 . Лeb. XIX, 8 сл.: 83. XIX, 18: 219. Числ. XXV, 7 сл.: 116. Второз. I, 16: 145. V, 32: 161. XVIII, 15: 146. XXXII, 43: 146. I. Нав. I, 5: 129. 148. 229. Суд. XV, 16: 16. 1 Цар. 1, 15: 223. XIV, 6–20: 252. XVII, 26: 180. XVII, 38–39: 16. XXX, 24. 25: 240. 2 Цар. I, 20: 151. VII, 12: 145.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

    18. Авва Пимен говорил об авве Нистерое Великом: как медный змий в пустыне исцелял всякого, кто посмотрит на него; таков был и сей старец: он имел всякую добродетель, и молча врачевал всех.     19. Сказал еще: Бог дал Израильтянам закон – воздерживаться от противоестественного, то есть, от гнева, ярости, зависти, ненависти, клеветы на брата, и прочего, что принадлежит ветхому человеку.     20. Авва Пимен сказал: хранение самого себя, внимание к самому себе и разсуждение, – вот три добродетели, путеводительницы души.     21. Его же брат спросил: как должно жить человеку? Старец отвечал: посмотрим на Даниила: не нашлось на него инаго обвинения, как только в служении Богу его.     22. Еще сказал авва Пимен: нищета, скорбь и разсуждение, – вот работные орудия монашеской жизни. Ибо сказано в Писании: «аще будут сии трие мужи: Ное, и Даниил, и Иов...» (Иезек. 14:14). Ной изображает собою нестяжательность, Иов – терпение, Даниил – разсудительный суд. Если сии три добродетели есть в человеке, то Бог обитает в нем.     23. Еще сказал авва Пимен: если монах возненавидит две вещи, то может быть свободен от мира. Брат спросил его: какие? Плотоугодие и тщеславие, – отвечал старец.     24. Рассказывали об авве Памво, что он, приближаясь к смерти, в самый час кончины своей говорил предстоящим ему святым отцам: с того времени, как пришел я в эту пустыню, построил себе келью и поселился в ней, не помню, чтобы когда-либо ел я иной хлеб, кроме приобретенного руками моими, и никогда не раскаивался в словах, которые  говорил я когда-либо, даже до сего часа. А теперь отхожу к Богу, как бы еще не начинал служить Ему.     25. Авва Сисой говорил: будь смиренным, отвергайся своей воли, не имей земных попечений, – «и обрящешь покой»(Матф. 11:29).     26. Авва Хома, приближаясь к смерти, сказал детям своим: не живите с еретиками; не знакомтесь с людьми знаменитыми; не простирайте рук ваших, чтобы собирать, но охотнее простирайте их, чтобы раздавать.     27. Брат спросил старца: каким образом рождается в душе страх Божий? Старец отвечал: если человек имеет смирение, нестяжание и никого не осуждает, то рождается в нем страх Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

б) Не всякому слуху можно верить. I. «Не суди никого по своему мнению прежде, чем наверное узнаешь, так ли было дело, и не спеши никого обвинять, но подражай Самому Богу, Который говорит: сошед убо узрю». (Св. Иоанн Златоуст ). II. " Искушай, по заповеди святого апостола, духи, аще от Бога суть ( Иоан. 4, 1 ), и если приметишь в ком-либо недостаток духа Христова или совершенное отсутствие его и прямое противоречие ему, не убойся твердо и мужественно противостать тому, хотя бы на стороне его было не только большинство, но и все. Здесь-то по преимуществу яви истинную независимость и самостоятельность своих убеждений, вопреки независимости мнимой, увлекающейся всяким ветром учений». (Иоанникий, митр. киевский; см. слово его в великий пяток). в) Грехи ближних должно прикрывать, а не разглашать. «Если открывший наготу отца своего Хам подверг себя проклятию и, лишившись одинаковой с братьями чести, осужден служить им, если не он сам, так все потомки его: то, чему подвергнутся те, которые обнаруживают грехи братьев и не только не прикрывают их, но стараются еще сделать более известными, и чрез это размножают грехи?» учит св. Иоанн Златоуст . «Потому что, когда ты обнаруживаешь грех брата, то не только его сделаешь, может быть, более бесстыдным и нерасположенным к возвращению на путь добродетели, но и тех, кто будет слушать тебя, более укоренишь в беспечности и расположишь к упорству во зле». «Для человека внимательного неимение свидетелей грехов его облегчает исправление; напротив, когда душа потеряет стыд и увидит, что ее преступления известны всем, то не скоро решится исправиться, но, как бы упав в глубокое озеро и увлекаясь множеством волн все ниже и ниже, будет уже не в состоянии всплыть на верх, впадает наконец в отчаяние и потеряет надежду на исправление. Посему, прошу, не будем ни сами открывать прегрешений наших братьев, ни, когда узнаем об них от других, домогаться увидеть наготу их, но, подобно добрым сыновьям Ноя, прикроем ее, и постараемся исправить падшую душу увещаниями и советами, напоминая ей о величии человеколюбия Божия, о беспредельной благости и безмерном милосердии Его, дабы нам удостояться большего, нежели сыновья Ноя, благословения от Бога всяческих, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим. 2, 4 ), и не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иезек. 18, 23). (Из 29 беседы на кн. Бытия).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Всякая голова сделалась плешивою и всякое плечо обнажено. Но награды не дано ему, ни войску его под Тиром за работы, в которых оно служило против него» (Иезек. 29:18). Но когда он устроит насыпь и ничто более не будет препятствовать его силам, тогда изменится дух его к гордости и думая, что он есть Бог, воздвигнет себе золотое изображение в Вавилоне, и для поклонения ему созовет все народы. Но когда он это сделает, то изменится во образ животного и затем падет, — вместо чего Акила и Симмах перевели χα πλημμελσει, т. е «и будет иметь недостатки», — выражение, происшедшее от того, что vasam (), обозначающее: «иметь недостаток» употреблено вместо: «перестанет быть» тем, чем прежде был, — каковая замена обычна в св. Писании. Это такой оборот, который есть и в особенностях нашего языка, когда мы говорим: „войско побито“ вместо „разбито“ и „уничтожено“, а также: „виноградник и поле согрешили“ вместо „виноград и плоды не имеют роста“. А слова, находящиеся в конце отрывка: «Эта сила его есть сила Бога его» должно читать в насмешливом тоне (εονιχος) и смысл их такой: „Это есть та сила его, которую дал ему Бэл, бог его“. К почитанию этого бога он призывал все народы строжайшим приказом письменно под угрозою смерти. Так согласно еврейскому тексту; а теперь перейдем к LXX, чтобы представив отдельные мысли, усвоить им переносный (таинственный) смысл. — «Вот Я воздвигну Халдеев, народ жестокий и неудержимый, который ходит по широтам земли, чтобы овладеть поселениями не своими». Бог делает угрозу презрителям и хулителям Провидения Своего тем, что возбудит Халдеев, слово, обозначающее: «как демонов», т. е. обозначает или злых ангелов, служащих гневу и ярости Его и посылаемых для мучения, которое Он назначает грешнику, или же души людей нечестивейших, чрез которые, или, чрез которых Он жестоко наказывает заслуживающих этого. Те же самые Халдеи, народ жестокий и неудержимый, не щадят никого и быстро исполняют то, что им приказано. И ходят они по широте земли: «Ибо широк и просторен путь, который ведет к смерти» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3154...

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.)-очень любимый Лютером древнеримский поэт. …ставит необходимость над людьми и обстоятельствами…-примером этому служат следующие строки (пер. С. Ошерова): День последний пришел, неминуемый срок наступает Царству дарданскому!… (Энеида, П, 324) Отрок несчастный,- увы! - если рок суровый ты сломишь. (Энеида, VI, 883) Пусть Лавинии рок, предназначивший деву пришельцу. (Энеида, VII, 314) Каждому свой положен предел. Безвозвратно и кратко Время жизни людской…(Энеида, X, 465) …Если б Мог быть Пергам десницей спасен - то десницей моею. (Энеида, II, 291) См.: Рим., 1, 21. Рим., 3, 4. Там же, 4, 21. 2 Тим., 2, 19. Тит., 1, 2. Евр., 2, 6. Иак., 2, 10. Плач, 4, 1. См.: Кол., 2, 9. Пс., 29/30, 4; 85/86, 13. …покаяние (satisfactio) …-кроме обычного смысла, это слово еще означает определенную компенсацию за совершенный грех, дарение, добрые дела, которые якобы возмещали, искупали вину и вели к спасению. Иезек., 13,19. См.: Рим., 13, 4. Иез., 22, 27. См.: 1 Кор., 6, 12; 10, 23. …из марпесского мрамора…- марпесский мрамор назван по горе Марпесс, из которой его добывали в Греции на о-ве Парос. Ср.: Эноида, VI, 471. Мф., 16, 26. Там же, 10, 34. Лк., 12, 49. 2 Кор., 6, 5. Пс., 2/1, 1 сл. См.: Деян., 17, 6. См.: 3 Цар„ 18, 17. Согласно библейскому повествованию, Ахав -седьмой израильский царь, жена которого, Изавель, ввела в Израиле служение чуждым богам Ваалу и Астарте. Несмотря на все предупреждения и милости божьи, Ахав продолжал жить в грехе. Мф., 24, 6. См.: 2 Цар., 22, 43. См.: Мф., 16, 26. …немало наших книг.- «О Вавилонском пленении церкви» (1520); «О свободе христианина» (1520); «О монашеских обетах» (1521). В этих сочинениях Лютер выдвигал новый церковный идеал: свободу от внешних церковных предписаний, единство внутреннего человека с богом, признание всего только двух таинств -крещения и причащения; добрые дела понимались как следствие веры в Христа, а не как самостоятельный путь к спасению. Мф., 12, 30. См.: Мих., 7, 4. См.: Гал., 5, 13.

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

В гл. 28 помещена молитва на 20-й день июня. Это день восшествия на престол ныне царствующей королевы английской Виктории. Наконец в гл. 29 помещены «правила религии». Это известные XXXXI (39) членов Англиканского вероисповедания 12 . Таково содержание «книги общественных молитв». Краткий обзор содержании этой книги, которую в Англии называют «дщерью Библию », мог познакомить читателя с некоторыми особенностями Англиканской церкви. Из «книги общественных молитв» переведено в Англии на русский язык: последование утренних молитв (гл. 9), ектения (гл. 12) и порядок совершения «вечери Господней» или св. причащения (гл. 15). Эти три перевода суть главные источники этой брошюры 13 . Можно сказать, что утренние молитвы, ектения и порядок совершения причащения составляют самые главные, самые существенные части книги молитв. По этим трём частям совершается литургия и Причащение, изложению которых и поящаются следующие главы. Литургия Настало для англичанина воскресение – день заветный для англичанина, день покоя, отдыха и молитвы. Благовест призывает к церковной службе. «Вход в церковь отворяется; (опишем англ. храм словами очевидца), внутренность английской церкви отличается простотой, доходящей до наготы. Англичане уничтожили в своих церквях священные изображения. Церковь наполнена скамейками, которые, впрочем, поставлены лицом не к алтарю, как в церквях католических, а к кафедре, находящейся с боку. Это прямой признак, что вся сущность богослужения здесь состоит в проповеди . Скамейки разделены на места, которые церковно-блюститель (т. е. староста церковный) распределяет между фамилиями прихода на целый год... Одетый в длинный, белый, с висячими рукавами стихарь, форма которого остаётся одной и той же со времени реформации 14 , священник всходит на кафедру и начинается богослужение» 15 . Богослужение это – «последование утренних молитв». Егда обратится беззаконник от беззакония своего, еже сотворил, читает «громким голосом» священник, и сотворит суд и правду, той душу соделает живу. Иезек. 18:27. Вот на начало утреннего богослужения, которое в Англии начинается в 11 часов дня. В начале «последования утренних молитв» помещены одиннадцать текстов, выбранных из книги Ветхого и Нового Завета. Богослужение и начинается тем, что священник читает «громким голосом» один, или два текста. Чаще других читается или выше приведённое место из книги прор. Иезек., или: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.  Пс. 50:19 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

52 Ibid. p. XLII; 89: под 29-м г. Ардиса показан поход скифов в 3 списках из 5, в других двух сп. – под 28 и 30 г., т.е. 10 и 12-м Иосии; призвание Иеремии в двух сп. перевода Иеронима показано правильно под 13 г. Иосии. 53 Некоторые, например Schwally в вышеназв. статье (примеч. 2) стр. 216, предположительно конечно, назначают даже для этого время около 615 года. 55 Например в навз. выше комментарии Hitzig’a (стр. 313) который истребление народов в III, 6 относит к Содому, Самарии и Гефу. – Orelli, признающий существование у Софонии предвидения о скифском нашествии, данное место Софонии относится к Самарии Филистим. земле и другим соседним с Иудейским царством народам. Keil совершенно отрицает существование у Софонии каких-либо намеков на Скифов и под народами в данном ст. разумеет «народы вообще, без ближайшего определения их, подвергшиеся бож. суду». Из отеч. толков. еп. Палладий разумеет Израильтян, Ханаан. народы и других. 59 Буквальный перевод оказания Геродота о Скифах помещен в соч. A.A. Олесницкого «Мегалитические памятники св. земли», стр. 289. 63 Этому соображению автор придает даже апологетическое значение, направляя его против «некоторых из исследователей (Швалли)», которые считают приведенные начальные слова Софонии 1, 18, «просто глоссой, ошибочно внесенной в самый текст» (из Иезек. VII, 19). Такое суждение автора основано на совершенном недоразумении. На самом деле названный немецкий библеист, при всей отрицательности своего критического направления, всю первую главу кн. Софонии вполне приписывает этому пророку и не находит в ней позднейших вставок (это высказывает и сам автор на XLIV и XLV стр. своего сочинения). Сравнивая приведенные слова пророка с совершенно подобными им у Иезек. в VII, 19 по еврейск. тексту, Швалли замечает только при этом, что они не читаются в кн. Иезекииля по греч. переводу 70-ти и что «на самом деле они нарушают прямой ход речи, вследствие чего они являются глоссой, заимствованной из Софонии»; очевидно речь идет у немецкого автора о глоссе в текстах Иезекииля, а не Софонии, как понял автор. К этому прибавим, что в Ватиканском списке IV в и некоторых других, вернее, как нужно думать, сохранивших в данном месте кн. Иезекииля первоначальное чтение 70-ти, рассматриваемые слова действительно не читаются; в Славянской Библии они читаются согласно с Александр. списком.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

«И не вспомнили они союза с братьями своими.» Спрашивается: почему тирийцы называются братьями иудеев? Братьями называются здесь друзья и лица, находящиеся в близких отношениях; потому что Хирам, князь Тира, находился в такой дружбе с Давидом и Соломоном, что тот для построения храма и дворца доставлял плотами кедровые деревья в Иоппию, а эти давали тирийцам хлеб и масло и подарили ему («или» им) двадцать городов в Васане, но он не захотел принять их, потому что они были полны травы (3 Цар. гл. 5 и 9: 2 Пар. гл. 2). Таким образом [Господь] говорит, что Он пошлет в стены его огонь, который пожрет здания или основания его. Пророк Иезекииль в видении о Тире упоминает об исполнении этого Навуходоносором, говоря: „окружит тебя укреплениями и сделает насыпь вокруг“ (Иезек. 26:8), и еще: «Навуходоносор, царь вавилонский, поработи силу свою работою великою на Тира, всяка глава плешива и всяко рамо наго, и мзда не бысть ему ни силе его на Тира, за работу, еюже» работа Мне «нань» (Иезек. 29:18). потому что войско его сделало насыпь для взятия Тира, который прежде был островом. Тоже сделал, как говорит история, и Александр Македонский, превратив остров в полуостров, что греки называют χερρονησον (или Χερσνησυν). Тир значит «напасть» или «стесняющий», и всякое превратное учение стремится овладеть истиною и заключить ее в пределы земного разумения. Он не вспоминал о союзе с братьями своими, — о том, что мы должны от буквы восходить в духу, от земного к небесному, и что нам заповедано трояко записывать священное Писание в сердце нашем. Пошлет же Бог на все укрепления Тира огонь, который пожрет не только стены, но и укрепления его. О плене Соломона, вместо чего в еврейском стоит «полный» и «совершенный,» мы выше (ст. 6) сказали. Ам.1:11—12. Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не отвращу его, потому что он преследовал брата своего мечом, нарушал милосердие в отношении к нему, удерживал ярость свою, сохранял гнев свой до конца. Пошлю огонь на Саул и пожрет здания Восры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010