I. О ДВУХ ЕСТЕСТВАХ ВО ИИСУСЕ ХРИСТЕ § 133. Господь Иисус имеет естество Божеское и есть именно Сын Божий В этой истине удостоверяемся: I) из писаний о Мессии ветхозаветных, II) из учения Христа-Спасителя о самом Себе, III) из учения о Нем св. Апостолов, IV) из учения и верования мужей апостольских и всей Церкви. I. В ветхом Завете Мессия называется: 1) Сыном Божиим, рожденным от вечности из существа Отча. В Псалме 2-м, который все св. Апостолы ( Деян. 4, 24–28; 13, 32–34 ; Евр. 1, 5; 5, 5 ) и сами древние Иудеи 97 относят к Мессии, Мессия свидетельствует о Себе: Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя (ст. 7), т. е. родил или рождаю вечно. В Псалме 109-м, также относимом и св. Апостолами ( Деян. 2, 34–36 ; Евр. 1, 13; 7, 17. 21. 24. 25 ) и древними Иудеями 98 к Мессии, сам Бог говорит к Нему: из чрева, т. е. из существа Моего, прежде денницы, т. е. прежде всякого времени, родих тя (ст. 3). Пророк Михей, предсказывая, что Мессия имеет произойти из Вифлеема, присовокупил, что Он имеет и другое происхождение – вечное: исходи его из начала от дней века ( Мих. 5, 2 ), – а это пророчество также относимо было к Мессии всею церковию иудейскою ( Матф. 2, 4–6 ; Иоан. 7, 42 ). 2) Господом, Богом (Адонаи, Елогим) и даже Иеговою, именем, исключительно усвояемым одному Богу. Таковы, например: а) слова псалма 44-го: престол твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия твоею; возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих (ст. 8), – относимые к Мессии и Апостолом ( Евр. 1, 7–9 ) и древними Иудеями 99 ; б) слова 109-го псалма: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене (ст. 1), которые относит к Мессии сам Христос-Спаситель (Мат. 22, 41–46); в) пророчество Малахии: се аз посылаю ангела моего, и призрит на путь пред лицем моим: и внезапу приидет в церковь свою Господь, егоже вы ищете, и Ангел завета, егоже вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель ( Мал. 3, 1 ), которое также относит к Мессии сам Спаситель (Мат. 11, 10. 11); г) пророчество, двукратно повторенное Иеремиею: се дние грядут, глаголет Господь, и восставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли. Во днех ею спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди, и сие имя ему, имже нарекут его, Господь (Иегова) праведен наш ( Иер 23, 5. 6 ; снес. 33, 15. 16), – пророчество, которое единодушно относили к Мессии древние Иудеи 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Обращаясь к разбору первого догмата о Боге в Самом Себе, скажем несколько слов о границах или степени, возможного для человека познания Бога. Послушаем, что сама Церковь говорит о границах нашего познания Бога. Полное познание Бога невозможно. Частичное же познание Бога постольку, поскольку Он Сам Себя открыл человеку, не только возможно, но и должно. Да оно и понятно. Если мы не можем понять вполне совершенно близкого человека, то как же мы можем охватить своим малым, ограниченным умом Бесконечное, Абсолютное Начало, то есть Бога в Самом Себе, в Его исключительной Божественной Сущности? Истина непостижимости Сущности Божества во всей полноте подтверждается многочисленнейшими свидетельствами Слова Божия. Через весь Ветхий и Новый Завет, золотою нитью проходит предупреждение горделивому уму человеческому, что полное познание Бога только у Самого Бога, ибо Бог " во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может " , - как говорит ал. Павел в 1-м послании к Тимофею (6:16). Отцы Церкви на основании здравого смысла доказывали непостижимость Божественной Сущности. Как глаза наши не могут выдержать солнечного света, так и ум наш не может узреть Лицо Божие и живым остаться. Наше ограниченное духовное око, да еще омраченное грехом, не может вполне воспринимать лучи Божественного Света, исходящего от Его Божественной Сущности. Да если бы Бог был постигнут конечным существом, то Он уже не был бы Бесконечным, и человеческий ум устремился бы вдаль, ища Бесконечное, Абсолютное, которое только и есть Истинное Божество. Отсюда отцы Церкви и называют Бога неизглаголанным, неизреченным, неописуемым, а Св. Писание дает Ему разные имена: Иегова (Сущий), Елогим (Сильный), Аданаи (Владыка), Шадан (Крепкий, Всемогущий). Ни в одном, самом богатейшем языке мира нет такого слова, чтобы им, одним этим словом, можно бы было определить Сущность Божества, Его Божественную Природу. И вот эта-то безыменность Бога и служит причиной многоименности Бога. Однако если бы частичное познание Бога было бы для нас невозможно, то суетна была бы и проповедь Евангельская, и для нас открывался бы путь к безбожию. " Для нашего блага и спасения довольно того, если мы знаем Бога Единого, Сущего, Вечного " , - говорит Св. Кирилл Иерусалимский. Удивительно точное определение границ познания Бога человеком дает апостол Павел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/206/...

Бог Бог – Творец неба и земли и Промыслитель Вселенной ( Быm. I, 1 , Uh. I, 1 ) имеет в Свящ. Писании различные наименования; таковы в особенности следующие: а) Иегова (Я есмь Сущий) ( Ucx. III, 14 ). Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное ( Omkp. I, 8 ). См. Иегова ; б) Евр. Елоаги множественное Елогим означает достопоклоняемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в Свящ. Писании в сказании о мнимых и ложных божествах, даже и об идолах, которые не суть боги ( Ucx. XII:12, XXXII:1, 4 ; IINap. XIII:9 ), и о царях земных ( Nc. VIII, 1 ); но преимущественно употребляются об Едином истинном Боге ( Быm. I:1, V:22, VI:9 и др.); в) Всемогущий ( Быm. XVII:1, XXVIII:3 ; Ucx. VI, 3 ); г) Господь (евр. Адонаи ) ( Cyд. XIII, 8 ); д) Всевышний ( Быm. XIV, 18 ; Nc. VII, 18 ). В Свящ. Писании Богу везде усвояются высшие духовные совершенства, както: вечность, независимость, самобытность, неизменяемость, вездеприсуствие, всеведение, премудрость, правосудие, благость, любвеобильность, святость и истина, творчество и всемогущество, беспредельное величие и слава. Если Свящ. Писание и усвояет иногда Богу телесные члены, свойства и действия человеческие, то в этом оно применяется к обыкновенному языку человеческому, но понимать сие должно высшим и духовным образом: так, напр., руки означают всемогущество, очи и уши – всеведение, ноги – вездесущие и т. д. Бог Един по существу, но троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Троица единосущная и нераздельная ( Mф. XXVIII, 19 ). Всем трем Лицам Пресвятой Троицы в Свящ. Писании приписываются одинаковые Божеские свойства и действия, хотя Они существенно различаются между Собою личными свой ствами, так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица Св. Троицы, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух исходит от Отца. Бог есть, Бог промышляет, Бог царствует, Бог будет судить, Бога должно любить, восхвалять, уповать на Него, повиноваться Ему. Главнейшая обязанность каждого из нас – жить для Бога, подобно тому, как мы живем Им. Атеизм есть неестественная чудовищность, пантеизм есть философская, антихристианская тонкость, совершенно противоположная атеизму. Говорить, что все есть Бог , в сущности, значит вовсе отвергать Бытие Божие. Слова бог и боги часто употребляются для означения служения, силы и превосходства того или другого сотворенного существа, как, напр., ангелов ( Nc. XCVI, 7 ), начальств ( Ucx. XXII, 28 ) и т. п. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

22. Исшествие Израиля из Египта, агнец пасхальный, как образ Мессии, переход через Чермное море, манна, вода из камня, медный змий стал прообразом Мессии, распятого на Кресте и спасающего верующих в Него от вечной смерти, – все явления и события в жизни Израиля были прообразом Мессии. Закон обрядовый с жертвоприношениями, очищениями, окроплением, празднествами, как обрезание всех детей мужеского пола, прообразовало духовное обрезание и оправдание верой в Мессию; вхождение первосвященника во Святая Святых было прообразом жертвы на Голгофе, а закон нравственный вел ко Христу. 23. Бог язычников вел к познанию великой тайны спасения через закон естественный, и разум в деле богопознания порождал философию, которая вела язычников ко Христу, а общение с избранным народом Божиим, чудеса в Египте и обетованной земле, и в Ассирии, и в Вавилоне, и странах Востока открывало свет. И пророки, и Закон Божий для всей вселенной, как в училище благочестия, возвещали Бога истинного; и священные книги, переведенные мудрецами и философами с еврейского языка на греческий за 200 лет до Рождества Мессии, явили тайну богоявления и спасения язычников. 24. Избавление и спасение возвещалось и язычникам еще в древние времена – в сказании о Мелхиседеке, истории Иофора, тестя Моисеева, истории Иова, Валаама, пророчествовавшего о Мессии, и Соломона, просившего в молитве милости для язычников, истории Неемана сириянина, в сказании о пророке Ионе, проповедовавшем покаяние язычникам Ниневии. 25. Бог явился во плоти, и Дух вещает: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя ( Пс. 2, 7 ); из чрева, то есть из существа Моего, прежде денницы, то есть прежде всякого времени, родих Тя ( Пс. 109, 3 ); и исходы Мессии вечные – исходы Его из начала от дний века ( Мих. 5, 2 ). 26. Иисуса Христа Дух Святой называет Богом, Господом, Адонаи, Елогим и Иегова. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих ( Пс. 44, 7–8 ). Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене ( Пс. 109, 1 ). и в пророчестве Малахии: Се, Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим: и внезапу приидет в Церковь Свою Господь, егоже вы ищете, и Ангел Завета, егоже вы хощете: се, грядет, глаголет Господь Вседержитель ( Мал. 3, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Иез.8:4 .  И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на по­ле. В храме пророк находит Славу Господню в том самом виде, в каком он видел ее на поле, т. е. в окрестностях Тел-Авива ( Иез.3.23 ), что могло быть знаком или того, что Слава Господня (Бог) всегда присутствовала во храме таким же образом, каким она явилась у Тел-Авива и на Ховаре, или того, что Бог пришел теперь во храм этим особенным (потрясающим и страшным) образом для какой-либо цели, подобной и не менее важной, как в тех двух случаях явления славы; такою целью явления здесь славы Божией был суд Божий над Иерусалимом, производство которого и описывается в VIII-XI гл. и возвещение которого было главной целью призвания к пророчеству Иезекииля. «Там» не в узком смысле места, где стоял Иезекииль во храме у северных внутренних ворот, а в широком смысле – в храме. В каком именно пункте обширного пространства храма стояла слава Господня, об этом говорится только в Иез.10.3 : она стояла на правой, т. е. южной стороне храма, а пророк на северной. Слава названа не просто «Господнею», как везде ранее, а славою «Бога (Елогим, а не Иегова, как в Иез.2.1 , должно быть потому что завет нарушен) Израилева» по противоположности с чужим божеством, идол которого был в храме. Иез.8:5 .  И сказал мне: сын человеческий! подними глаза твои к северу. И я поднял глаза мои к северу, и вот, с северной стороны у ворот жертвен­ника – тот идол ревности при входе. «У ворот жертвенника». Так назывались северные внутренние ворота, может быть, потому что жертвенных животных, которых положено было закалать с северной именно стороны жертвенника ( Лев. 1.4, 11 ), приходилось проводить во внутренний, священнический двор через эти именно ворота; может быть через эти ворота был и обыкновенный ход (ср. Иез.40.35, 37 ) к жертвеннику (если восточные ворота, как можно думать на основании Иез.46.1 и д., держались обыкновенно закрытыми, открываясь может быть только для торжественных процессий, а южные были царским ходом). Другие объясняют название «ворота жертвенника» тем, что у тех поставлен был сдвинутый с своего – центрального места во дворе Ахазом жертвенник Соломона ( 4Цар 16.14 ). «Идол ревности», находясь «с северной стороны» этих ворот у входа их, таким образом должен был стоять уже на внешнем дворе у самых северных ворот во внутренний двор, может быть потому, что это было самое людное и проходное место храма (более людное во всяком случае, чем священнический двор). LXX немного иначе: «на север от восточных ворот у входа» (их? или обычного хода во храм? в последнем случае топографическое указание LXX не разнится от еврейского).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иероним: ducemus choros=поведём хоры, т. е. будем праздновать с пением и игрою хоров по образцу победного торжества после потопления Египтян, – Исх.15:20–21 , – как это и изображается в Пс.67:25–26 ). Вслед за тем они опять кратко повторяют молитву, чтобы Господь исполнил все прошения царя их, т. е. о благополучном ведении войны и о даровании победы. Во им Гда Бга нашег возвеличимс, т. е. «соделаемся славны и знамениты» (бл. Феодор.), между окрестными народами. Вероятно 70 толк. евр. слова (нигдол)=поднимем знамя (русск.-халд.), читали с перестановкою букв как (нигдал)=будем или сделаемся велики (сирск.: возвысимся). Слово Гда в евр. т. (=хал д. и бл. Иер.) не читается и прибавлено переводчиками в соответствие ст. 8 и другим местам Псалтири, где соединяются вместе оба имени Божия Иегова и Елогим, ср. Пс.7:2 и 4; 17:29 и др. з. Нн познахъ, к спс гдь своего: услышитъ съ нбс стаг своег: въ силахъ десницы 7. Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей. и. на колесницахъ, и на конехъ: мы же во им гда бга нашег призовемъ. 8. Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: . спти быша и падоша: мы же востахомъ и исправихомс. 9. они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо. 7–9. Воодушевительная речь первосвященника, или пророка, возвещающего народу откровение Божие об одержали победы в предстоящей войне. – В то время как происходило жертвоприношение и народ пел вышеизложенную молитву, первосвященник, или пророк, вероятно, от имени царя вопросил Господа об успехе предпринимаемой войны, как это обыкновенно делалось Давидом пред его походами ( 1Цар.23:2 и 4; 30:7–8; 2Цар.5:19 и 23–24), и, получив от Господа утвердительной ответ, в исполнение предписания закона ( Втор.20:2–4 ), обращается к народу и войнам с краткою речью, в которой и объявляет им о полученном от Господа обещании царю блистательной победы, изображая ее в живом пророческом созерцании, как бн уже совершившееся событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Имя Иеговы, которое мы два раза слышим из уст самого Иова ( Иов.1:21, 12:9 ), и которое встречается еще в кратких показаниях перемены разговаривающих лиц ( Иов.38:1; 40:1,3,6; 42:1 ), также не может быть решительным признаком происхождения книги после Моисея. Что оно могло быть древнее Моисея и известно еврейским народам кроме Израиля, это показывают имена Мория, Иохаведы (матери Моисея). Кроме того, нужно заметить, хотя это и объясняют опять применением писателя к не израильским лицам, что во всех прочих случаях Иов и друзья его называют Бога Елоах, именем более приличным не израильским лицам ( Прит.30:5 ), чем Елогим, которое встречается только три раза ( Иов.20:29, 32:2, 38:7 ), или патриархальным именем – Шаддай, употребляемым в книге Бытия везде, где Бог торжественно о себе свидетельствует ( Быт.17:1, 35:4 . Сл. Исх. 6:3 ), и где патриархи с самыми светлыми надеждами передают данные им обетования ( Быт.28:3,48: 3, 49:25 . Сл. Быт.43:14 ); что во всей книге ни разу не встречается принадлежащих Пятикнижию наименований божественных свойств: Рахум, Ханнун, Эрех, Аппаим так же, как и позднейшего имени Божия: Иегова, или Елогим Цебаот, бывшего звездой времени израильских царей. Гораздо более, кажется нам, имеет силы против предполагаемой патриархальной древности книги Иова то замечание, что как ни живо и верно изображается в ней патриархальное время, однако, в тоже время, представляются заметные следы жизни более сложной и разнообразной, в сравнении с простой и сосредоточенной жизнью Израиля, как она изображается в Пятикнижии. Так, говорят, писатель обнаруживает многосложное образование, обширное и глубокое знакомство с различными отраслями человеческого знания, как то: с астрономией, естественной и политической историей. Кроме более или менее явных намеков, при упоминаемых в книге созвездиях, мифологические астрономии востока указывают на ряд вопросов о метеорологических явлениях, происходящих в облаках, которые наша теперешняя физика умеет только научно формулировать, но удовлетворительно разрешить не может; на поражающие живостью и верностью описания инстинктов, и свойств животных; на намекаемые политические перевороты ( Иов.12:16–25 ). Принимая далее в соображение художественность и обработанность языка, совершенство в построении строф и параллелизме членов, глубину и богатство мыслей, превосходство плана и его выполнения, справедливо присвоившие священной книге название классической, полагают невероятным, чтобы такое произведение рефлексии и искусства (по своей человеческой стороне) могло произойти в глубокой патриархальной древности, чтобы таким совершеннейшим творением могла начаться письменность евреев. Против сего можно было бы указать на Гомера и Данте; но замечают, что книгу Иова можно было бы ставить в параллель с творениями упомянутых писателей только тогда, когда было бы доказано, что патриархальное время отпечатлевается в ней так же явно, как у Гомера и Данте – их время 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Как на стремление, во что бы то ни стало, доказать, что гора Мориа лишь в позднейшей тенденциозной иерусалимской обработке древних сказаний сделалась местом жертвоприношения Исаака, укажем на мнение, высказываемое по этому вопросу Гункелем 637 . Считая повествование 22 главы книги Бытия за древнюю фабулу религиозного характера, Гункель говорит, что в древнее время местность Иеруил, находящаяся в пустыне Фекойской, между Иерусалимом и Ен-геди ( 2Пар. 20:16, 20 ), была священным местом, где совершалось жертвоприношение первородных, замененное потом приношением в жертву овнов; местность эта отстоит от Вирсавии на расстоянии приблизительно трех дней пути, что согласуется с указанием бытописателя. Гункель не смущается тем обстоятельством, что не имется решительно никаких, ни библейских ни внебиблейских, указаний на Иеруил, как на священное место, с которым связывались бы какие-либо традиции религиозного культа 638 . Обвиняя писателей священных ветхозаветных книг в различных подлогах, Гункель, для подкрепления своей гипотезы относительно Иеруила, прибегает к самой бесцеремонной переделке священного текста. Точкой отправления для рассуждений Гункеля по данному вопросу служат выражения 14-го стиха: «Йеговâ-ûр58; ê» (Господь усмотрит) и «на горе Иеговы усмотрится»; сопоставляя эти выражения с выражением 8-го стиха, где имя Божие употреблено в форме Елогим – Бог усмотрит (58; Елогûм ûр58; ê), Гункель утверждает, что в первоначальной редакции этого рассказа, вместо имени Иегова, везде стояло имя Елогим, и притом в его более древней формее " 58; Ел». Таким образом, выражения – «Йеговâ-ûр58; ê», «58; Елогûм ûр58; ê» – являются заменой более древних выражений – «58; Ел-ûр58; ê», или в обратном порядке слов «йр58; ê-Ел»; отсюда уже легко получить и название местности «Иериел» или «Иеруил», как такого священного места, где божество видит приносимые ему жертвы. Искусственность и произвольность такого отожествления Иеруила с местом жертвоприношения Исаака совершенно ясны. Напрасные попытки критики указать какие-либо другие пункты, вместо горы Мориа, приводят лишь к более твердому убеждению, что именно эта гора и была местом жертвоприношения Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Иез.28:13 .  Ты находил­ся в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоцен­ными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усажен­ное у тебя в гнездышках и нанизан­ное на тебе, при­готовлено было в день сотворе­ния твоего. «Ты находился в Едеме в саду Божием», слав., принимая евр. Еден за нарицательное: «в сладости рая Божия был еси». В каком смысле о Тирском царе можно было сказать, что он был, жил в раю Божием? Так как с раем, Едемом в Ветхом Завете не только сравнивается, но так и прямо называется так всякая прекрасная местность земли ( Иез.31:9, 18, 36:35 ; Ис 51.3 ; Иоиль 2.3 ), то здесь раем мог быть назван сам Тир, если не за свое положение в плодородной и красивой местности (ни тем, ни другим эта местность не выдавалась), то за свои несметные богатства, которые далее и исчисляются подробно. Но, кажется, выражение хочет сказать больше: Тирского царя, считавшего себя богом, пророк соглашается признать, в виду необыкновенных выгод внешних и внутренних его положения на земле, едва не сверхъестественным существом, обитателем рая (первобытным Адамом или, как видно из ст. 14, херувимом, как бы заступившим место Адама в раю), чем однако не изменяется ждущая его ужасная участь, а скорее усиливается горечь ее (так как увеличивается высота падения: ст. 15). Если уму пророка, как то весьма вероятно, при написании этого отдела предносилось падение диавола, то в Тирском царе он мог видеть как бы повторение и продолжение этого падения, которое едва ли можно представлять себе в узких рамках земного времени. «В саду Божием». Бог – здесь Елогим (а не Иегова), как большею частью в первых главах книги Бытия. «Одежды», еврейск. мекусса απ. λεγ. не передаваемое LXX. – «Украшены драгоценными камнями». Замечательно, что и в Быт 2.10–12 драгоценные камни ставятся в связь с местностью рая, о котором здесь только что была речь, а в Иез.1.1 с явлением херувимов, с которым сравнивается в ст. 14 тирский царь 5 Одежды восточных царей были густо унизаны драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бог Автор Записки на Кн. Бытия говорит: «В сем месте еврейского текста слово Елогим – собственно, боги – выражает некую множественность, между тем как речение сотворил показывает единство Творца… Итак, догадка, – продолжает Филарет, – об указании сим образом выражения на таинство Св. Троицы, заслуживает уважения». В еврейском тексте везде стоит Елогим там, где в нашем переводе стоит Бог. (Корень слова Елогим имеет в себе значение страшного, обожаемого, могущественного); там же, где в нашем переводе стоит Господь, в еврейском тексте употреблено имя Иегова. Елогим есть множественное число: страшные; но глагол при нём всегда стоит в единственном числе. Это имя подобно нашему выражению – Божество; множественное число его выражает совокупность Божественных совершенств. Елогим употреблялось и язычниками, потому что оно было вообще имя Всевышнего как Творца и владыки всей земли, которого невидимое присутствие известно было и язычникам, проявляясь в делах творения ( Рим. 1:19–20 ). Иегова (иудеи из страха не произносили этого имени и вместо него читали слово Адонаи – Владыка) означает Сущий, Сый, тот, кто есть, т. е. тот, который истинно, несомненно и вечно неизменяемо себе подобен (остаётся неизменным). Имя это всегда означает Бога в Его проявлении, Бога завета и обетования, Бога откровения. Оно употребляется тогда, когда Бог особенно проявляется в откровении: не только как Творец мира, но когда он вступает в союз с людьми. Авимелех, Мелхиседек, священник Бога вышнего в Салиме, Валаам не знали Иеговы, Господа, они знали только Елогим – Бога Творца. Точно так же, когда змий ( Быт. 3:2 ) или когда язычники ( Быт. 20:3 ) говорят о Боге, или при повествовании о потопе ( Быт. 6:2 ) везде употреблено слово Елогим; но там, где есть указание на союз Бога с людьми посредством обетования или завета, а равно при молитвах и жертвоприношениях, везде употреблено слово Иегова, которого особенное значение яснее из III главы Исхода. Когда Моисей спросил Господа, как Его имя, под которым угодно Ему быть известным (проявиться), то есть в каком отношении к человеку угодно быть ему, «Аз есмь Сый», – сказал Господь, т. е. Он проявляется тем, который неизменно оставался Себе подобным с первого откровения Адаму и в особенности Аврааму, т. е. Богом Завета, который снова хочет проявиться рядом откровений и милостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010