Успенский собор был заложен святителем Петром в августе 1326 года, но через несколько месяцев 21 декабря митрополит отошел ко Господу. Однажды князь Иван Калита видел сон: перед ним была высокая гора, покрытая снегом; на его глазах снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Князь обратился к святителю за разъяснением сна, и тот сказал ему: " Гора – это ты, князь; а снег на вершине – это я, старик: я умру раньше тебя " . Святитель Петр завещал все свое имение на строительство Успенского собора, простился со всеми и с молитвою на устах, с воздетыми к небу руками преставился. Мощи его положены были в гробнице, которую он сам себе приготовил. Чудеса от мощей открылись при самом погребении и не прекращались после того. Вскоре начало сбываться пророчество святителя. Единодержавная власть великого князя Московского возрастала при правлении Ивана Калиты и усиливалась в его потомстве, пока, наконец, не облеклась царскою порфирою. Так начался " московский период " русской истории. Понятие " Святой Руси " относится ко всем периодам существования русского государства. Но только к московскому периоду оно приложимо полностью, ибо народ в те времена жил одним дыханием с Церковью, весь русский быт был связан с ритмом церковного календаря. Именно в этот период симфония церковной и государственной власти достигла своего идеала на Руси. Не случайно дед (благоверный князь Александр Невский), отец (благоверный князь Даниил Московский) и сын (великий князь Иван Калита) перед кончиной были пострижены в иноческий образ. Не случайно во времена " тишайшего " правления боголюбивого и милосердного князя Ивана Калиты были рождены и воспитаны будущие воины Куликовской битвы, были рождены и воспитаны будущие иноки, ученики преподобного Сергия, учредившие монашеские обители по всей северной Руси. Не случайно ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба первого русского святителя, митрополита Петра. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий.

http://pravoslavie.ru/1490.html

Прогресс – это опыт и достижения прошлого, если мы достигнутые нашими предками вершины игнорируем, то так и будем влачиться по земле. Что мы сейчас и имеем: невысокие идеалы, невысокие достижения. Так давайте учиться тому лучшему, что было в прежние времена, чтобы двигать жизнь дальше. Поклонение мощам так же как и почитание икон идет из глубокой древности и связано с тем, что Церковь считает, что поклонение иконе, мощам – это поклонение самому святому, чья икона или мощи перед тобой. Это очень глубокая, одухотворенная православная традиция, переданная нам Церковью. Конечно, можно назвать участие в принесении мощей, в стоянии к святыне – подвигом. Стремление принести Богу и Его святым свое время, свои силы, проявить веру можно только приветствовать. И порадоваться, что есть люди, которые таким делом свою веру проявляют.   Протоиерей Алексий Уминский Священник Алексий Уминский по материалам Фонтанка.ru Святитель Николай помогает всем, невзирая на благочестие и церковность просящего Это не первый случай принесения в Россию святынь из других стран. И в Москве, и в других городах были такие великие святыни, как десница Иоанна Крестителя, привезённая из Черногории, и пояс Пресвятой Богородицы, который явил наибольшее поклонение. Люди стояли в холодную, в ненастную погоду, чтобы поклониться. Были и дары волхвов. Так что это уже стало традицией: не сам паломник идёт поклониться святыне, предпринимая для этого духовное путешествие, а святыни привозятся для поклонения в разные храмы России. Часть мощей из города Бари – очень важная святыня для русского человека. Святитель Николай – самый почитаемый святой на Руси и вообще в христианском мире. Даже не только в христианском, его почитают и мусульмане. Как-то люди знают о Николе больше, чем о каком-то другом святом. Собственно говоря, Санта-Клаус – это ведь действительно один из видимых западных образов святителя Николая. Он потому и превратился в такую новогоднюю сказочную фигуру, потому что в житии святителя Николая есть случаи проявления его милосердия, его помощи бедным. Он, например, приходил по ночам к людям, попавшим в беду или отчаявшимся, и подбрасывал мешочки с деньгами или какие-то вещи, в которых эти люди нуждались.

http://pravmir.ru/tri-svyashhennika-pro-...

Икона Донской Божией Матери. Источник: iconexpo.ru Битва 8 (21) сентября 1380 года, с которой отсчитывают историю великорусского народа, остаётся лучшим примером симфонии Церкви, государства и культуры. И преподобного Сергия Радонежского называют родоначальником Земли Русской во многом именно потому, что был он духовным отцом Куликовской победы. Олицетворяли победу герои Непрядвы – благословлённые преподобным Сергием его духовные дети, иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Глядя на них, каждый ратник понимал, что это священная война. Пересвет начал битву поединком с ордынским богатырём Челубеем, в котором погибли оба противника. А Ослябя первым ринулся в бой и погиб, подав пример оцепеневшему воинству. Предание об этих подвигах было ясной метафорой взаимоотношений Церкви, государства и народа. Примером благочестия, ревностным служением Церковь вдохновляла, придавала силы – как святой чудотворец Алексий, митрополит, святитель Московский, по выражению автора Жития, «душа советов и дел князя Димитрия». После Мамаева Побоища ордынское иго ослабло, но не прекратилось. В 1382-м году Москву разорит хан Тохтамыш… Но поражения не могли вытравить память о Куликовской победе, и объединение русского народа стало неизбежным. Неприятно удивил многих из нас публицистический задор историка Ю.Н.Афанасьева, опубликовавшего скептические рассуждения о симфонии: «В течение более двухсот лет Церковь всячески способствовала укреплению царской власти, то есть власти Орды. Когда Орда пала и на Руси к власти пришли московские князья, то Церковь осталась». Думаю, стрела направлена в сегодняшний день, ведь невозможно всерьёз отрицать патриотическую роль Церкви, которая в годы ига без паники, ярости и кичливости отстояла и русский язык, и народную культуру. Теперь же учёный утверждает, что историческая наука выше морали, а идеалы нашему обществу не нужны. Удивительно запальчивая попытка дегероизации! В нескольких публикациях тот же Юрий Афанасьев настойчиво проводит идею ничтожности Невской битвы и Ледового побоища: учёному-западнику не по душе символика подвига Св. Александра Невского , остановившего гибельное для православной Руси нашествие с Запада. И как же они ненавидят правду предания, правду, которая формировала идеологию и духовную жизнь дюжины поколений. Что может быть выше такой правды?

http://pravmir.ru/mozhet-li-voinskaya-po...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации День святой мученицы Татианы (комментарий в цифрах и фактах) Екатерина Ким «Торжество наук и искусств». Старые университетские корпуса Университетские корпуса на Моховой, кажется, уступают сегодня по значимости главному зданию на Воробьевых горах - символу МГУ XX века. Но свою историческую и культурную ценность они не утратят никогда. История корпусов на Моховой и Никитской - это повествование о двух эпохах, двух архитектурных стилях, о ключевых моментах в формировании облика центра столицы. Здесь ампир и строгость пришли на смену идеалам и мечтаниям XVIII века. Торжественное открытие книверситета состоялось 26 апреля 1755 года в стенах Главной аптеки у Воскресенских ворот. В этом здании конца XVII века размещались аудитории до тех пор, пока в 1760-х часть помещений не была переведена на Моховую улицу, а в конце века не был открыт Главный корпус, созданный Казаковым. Кстати, строительство и приобретение новых зданий велись во многом на частные средства. Тем временем здание Главной аптеки ветшало, и позже на его месте был возведен Исторический музей. Земля для специального университетского корпуса, «храма науки», была куплена Екатериной II на собственные деньги. Матвей Казаков, один из главных создателей облика центра Москвы, был назначен архитектором этого ответственного проекта. Сенат, Дом Благородного собрания, множество усадеб - все эти шедевры Казакова сосредоточились как раз в районе Кремля и Тверской улицы. В конце XVIII века достойное место среди них занял корпус университета. «Казаковская Москва» - это стройное сочетание колонн, арочных окон, строгая декорация, которые мы можем видеть всякий раз, прогуливаясь вдоль улиц и переулков недалеко от Кремля. Здесь, среди старых церквей и палат, свой ритм создают постройки в духе классицизма. Эти идеальные здания «просвещенной Республики» пришли на смену затейливым и не обремененным сложной идеологией барочным дворцам. Рациональность, общественные идеалы, оглядка на античные образцы, строгий порядок - новые классицистические французские черты довольно быстро прижились в России благодаря Екатерине II. При этом гармоничные и простые по сути казаковские постройки лишены грубой назидательности.

http://sedmitza.ru/text/413102.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Конференция " Христианство в Волго-Уральском регионе " (комментарий в свете веры) Приветственное слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура» Сердечно приветствую Вас, досточтимые участники международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», проходящей в рамках Федеральной программы празднования 1000-летия Казани! Волго-Уральский регион не случайно сегодня приковывает к себе самое пристальное внимание. Эта часть нашего многонационального Отечества уникальна прежде всего своим колоссальным историческим и культурным опытом, который в настоящее время, как никогда, востребован обществом. На протяжении столетий здесь, на границе Европы и Азии, на перекрестке цивилизаций, мирно уживались и сосуществовали различные народы, культуры, религии. Несмотря на огромные потрясения, которые принес ХХ век, несмотря на те проблемы, с которыми человечество входит в век XXI, Поволжье и Урал были и остаются удивительным очагом стабильности и миролюбия. Одним из важнейших компонентов богатейшего этно-культурного комплекса, который сложился в Волжско-Уральском регионе, издревле было христианство. Памятники христианской письменности IX-X вв. сообщают о том, что на территории Хазарского каганата проповедовал и крестил святой равноапостольный Константин-Кирилл, также просветивший светом Христовой веры и славянские народы Восточной Европы. Христианство продолжало существовать в этом регионе и позднее. О том, сколь глубоко евангельские идеалы проникали в сердца волжских христиан, наиболее ярко свидетельствуют мученичество св. Авраамия Болгарского, жившего в первой половине XIII столетия, иноческие подвиги преп. Дионисия Суздальского, основавшего в XIV веке первый монастырь в Нижнем Новгороде - Печерский, и преп. Макария, положившего начало другой славной обители - Желтоводской.

http://sedmitza.ru/text/394446.html

Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина): О духовничестве ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПИСЬМА АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) О духовничестве Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. Евр.13, 8 Духовничество - одно из сокровищ спасения, дарованное и благословленное Христом Своей Святой Церкви. Аз есмъ Пастырь добрый; и знаю Моя, и знают Мя Моя. ...И глас Мой услышат и будет едино стадо, и един Пастырь (Ин. 10, 14.16). И шли, и идут поныне, и спасаются, воплощая Божии веления в жизнь, и созидались Церковь Божия и мир Божий учительством, проповедничеством, духовничеством. И жила Церковь Божия в единстве духа и в союзе мира. Возросла и процвела Церковь в веках великими вселенскими учителями, Святыми отцами, Святыми старцами, мучениками, народом Божиим. Послушание Церкви и отцам созидало великое дело спасения человечества. Глас истины, услышанный и воспринятый сердцем, порождал правду жизни, а ответом и наградой этой правде был дар Божий - благочестие, являвшееся в великой своей силе. И вырос образ Святой Руси Православной пред народами, пред целым светом, привлекая и проповедуя благословение мира и правды. Что же питало правду жизни? Что вскармливало и взращивало людей духа, силы и мужества? Во-первых, вера Богу - Творцу и Промыслителю, во-вторых, любовь к Богу и осознание Его беспредельного величия и благости, и рядом с этим являлось смиренное сознание своей крайней немощи и недостаточности. И великие идеалы чистоты и святости порождали желание жить и трудиться во имя этих идеалов, а смирение вознаграждало тружеников силой от Бога к свершению их. Вера, любовь и смирение были безошибочными путеводителями людей в бушующем житейском море и вели за собой в жизнь истину, искренность и простоту.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/...

Патриарх Кирилл: Это злодеяние до сих пор бередит нашу совесть Екатеринбург, 18 июля 2018 г. В ночь c 16 на 17 июля 2018 года, в сотую годовщину расстрела Царской семьи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на помосте перед Храмом-памятником на в Екатеринбурге. Перед причащением мирян Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом, сообщает Патриархия.ru .      «Это злодеяние до сих пор бередит нашу совесть, – подчеркнул Патриарх, – до сих пор заставляет вернуться мыслями в то время и попытаться понять, что же происходило со страной нашей, с народом нашим? Откуда это умопомрачение, эта напасть? Взирая с дистанции в сто лет, мы при всем желании не можем видеть все нюансы национальной жизни нашего народа, которые истираются из памяти и уходят даже от самого проницательного взгляда. Но такие преступления, как совершенное здесь, не могут быть случайными. За этим преступлением нечто стояло, за ним есть некая коллективная вина всего народа, некий поворот в исторической жизни Святой Руси, который завел народ в тяжелый страшный тупик». «Что же происходило с народом нашим? Ведь страна была покрыта храмами и монастырями, абсолютное большинство людей было крещеными, храмы были наполнены людьми. Почему же это произошло? Почему убийцы спустили курок, не содрогаясь от того, что совершают? Значит, не все было благополучно. Значит, солнечный свет, отражавшийся в позлащенных куполах, не всегда преломлялся в человеческих сердцах, укрепляя в них веру в Господа. И мы знаем, как на протяжении по крайней мере 200 лет, предшествовавших трагедии Ипатьевского дома, происходили некие изменения в сознании людей, которые постепенно, но неуклонно вели многих к отступлению от Бога, забвению заповедей, утрате реальной духовной связи с Церковью и многовековой духовной традицией.      Почему же это произошло с нашим народом? Почему он в какой-то момент времени сделался как поезд, машинист которого не рассчитал скорость и который входит в крутой вираж, устремляясь к неминуемой катастрофе? Когда же мы как народ вошли в этот вираж? А вошли мы тогда, когда чуждые мысли, чуждые идеалы, чуждое мироощущение, сформированное под влиянием философских и политических теорий, не имевших ничего общего ни с христианством, ни с нашей национальной традицией и культурой, стали восприниматься и интеллигенцией, и аристократией, и даже частью духовенства как мысли передовые, следуя которым, можно изменить к лучшему жизнь народа.

http://pravoslavie.ru/114500.html

В Москве завершился IV форум искусств «Золотой витязь» Москва, 8 декабря 2013 г. 6 декабря 2013 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась церемония закрытия IV Славянского форума искусств «Золотой витязь», сообщает Патриархия.ru . К присутствующим обратился президент форума, председатель Союза деятелей Славянской культуры, народный артист России Н.П. Бурляев, который, в частности, отметил, что за 2013 год в рамках Славянского форума искусств было проведено около пятисот программ в области кино, музыки, изобразительного искусства, литературы: 250 кинопоказов в разных городах России, 150 концертов выдающихся хоров России, а также выставки художников-реалистов. «Мы всюду исповедуем единый критерий борьбы за душу человека и за облагораживание души, которую не возвысить черным квадратом. Ее можно возвысить только высокой живописью проникновения в существо Богом данного человека», — подчеркнул в своем выступлении президент форума. " Фестиваль пропагандирует высокое искусство, что несет в мир нравственные идеалы " . В церемонии приняли участие председатель Союза писателей России, заместитель главы Всемирного русского народного собора В.Н. Ганичев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в Российской Федерации С. Терзич, советник Президента РФ по культуре В.И. Толстой. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участников форума приветствовал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Обращаясь к собравшимся, архипастырь сказал: «Славянский форум искусств " Золотой витязь " действительно является марафоном и по времени, и по охвату практически всех жанров и видов искусства: это и театр, и кино, музыка и балет. Фестиваль носит характер не только российского, но именно славянского, подчеркивая братство славянских народов, напоминая об их едином истоке: христианской православной вере, наследии святых Мефодия и Кирилла, а также исторически общем духовном пространстве, которое мы называем Святой Русью, существующем и поныне, ибо хранителем его является Русская Православная Церковь.

http://pravoslavie.ru/66510.html

Сортировать по Исключить новости Поиск по сайту Сортировать по Исключить новости Применить Сбросить 16 сентября, 2013 Патриарх Кирилл: Мы должны помнить имена героев и святых, которые сегодня — среди нас И покуда Россия не оскудела такими людьми, которые способны жизнь свою отдать за ближних, у нас есть надежда на то, что и народ наш, общество наше преобразятся, и вернутся в нашу жизнь те высокие идеалы, за которые люди готовы отдать жизнь, те идеалы, которые способны реально сплотить нацию поверх всех политических разногласий и социального неравенства. 21 июля, 2013 Патриарх Кирилл: Мы должны делать все для того, чтобы на пространствах Святой Руси грех никогда не утверждался законом государства Когда грех в результате свободного выбора человека накапливается в масштабах общества, народа или государства, тогда он становится зримым, видимым. У такого общества, у такого государства нет будущего — история вновь и вновь показывает, как нравственное растление, помрачение сознания, смешение добра и зла делало человеческое общество нежизнеспособным. 14 июля, 2013 Границы миссии и дети папы Борджиа Навредили. Навредили страшно. Чудовищно. Еще сильнее, чем та акция. Это или невероятно бездарная глупость или крайне подлая измена? 27 июля, 2014 Никодим Святогорец: Как должен предохранять себя после исповеди грешник Аисты имеют обыкновение не возвращаться больше туда, где разорили их гнездо, так и бесы удаляются от часто исповедующегося 19 января, 2015 «Левиафан»: против церкви… или за нее? Почти все сходятся в том, что фильм «антиклерикальный», а то и вовсе «антицерковный»… но точно ли так? 19 мая, 2014 31 октября, 2014 Димитриевская родителькая суббота: почему мы молимся об усопших? Что это за день? Кого в этот день нужно поминать? Зачем православные христиане молятся об усопших? 31 декабря, 2014 Как добыть Жар-птицу счастья? Счастливая жизнь – это подвиг; христианская жизнь отличается тем, что подвиг этот осознанный и целенаправленный Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/search/фонд ...

Святейший Патриарх Кирилл: Подвиг наших великих предшественников был не случаен Москва, 4 января 2013 года В день памяти святителя Московского Петра, 3 января, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся честные мощи этого святого. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором подробно остановился на жизненном пути святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра и исторических обстоятельствах сопровождавших его служение. «Любой непредвзятый исследователь, – заметил Святейший Патриарх, – видит, какое огромное значение имела Православная Церковь не только для формирования Русского государства на берегах Днепра, но и для укрепления того же государства с новой столицей на берегу реки Москвы, что подготовило освобождение нашего народа от 300-летнего иноземного господства». «Жизнь Церкви и жизнь народа, – отметил Предстоятель, – так связаны, что их невозможно разделить, по одной только причине, что народ — это и есть Церковь. Практически так сохраняется до сего дня — с той лишь поправкой, что многие члены Церкви, крестившись, не воцерковились, не осознают себя членами Церкви, не знают своей истории, не питаются от благодатных источников исторического и духовного ведения, а потому становятся легкой добычей тех, кто хотел бы разрушить всякую историческую память и веру православную». «Верим, – подчеркнул Патриарх, – что молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, будет сохраняться вера православная на Святой Руси, духовно объединяя братские народы России, Украины, Беларуси, многих живущих в Казахстане, Молдове и других странах. Верим, что неслучаен был подвиг наших великих предшественников — великих князей, митрополитов, Патриархов, царей, тех, кто умножал силу Святой Руси, в первую очередь обращая внимание на духовное состояние людей, на их идеалы, на то, что должно быть движущим началом в жизни человека. Дай Бог, чтобы по милости Божией, молитвами святителя Петра, молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, через смиренное служение Русской Православной Церкви в народе нашем никогда не прекращалась сильная вера и светлое нравственное чувство, которое возвышает человека, делая его непобедимым. Пусть будет так молитвами святителя и чудотворца Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси». . 4 января 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/58572.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010