• игумен Марк (Лозинский) (сост.) Злые духи и их влияние на людей — Паломник, 1991. — 192с. • Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского./Сост. игумен Марк (Лозинский). М.-СПб., 1995. • Марк (Лозинский; игум. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) — М., Моск. Патриархия: Благо, 1997. — 303 с. • Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. • Отечник проповедника (Составитель игумен Марк (Лозинский)) — 2008. — 736с. — 5 000 экз. • Игумен Марк (Лозинский) Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова — Ладан, 2008. — 152с. — 3 000 экз. —ISBN 9-785869-83031 • Марк (Лозинский), иеромонах, доцент МДА. Завершение многолетнего богословского труда [присвоение степени доктора богословия проф.-прот. Александру Ветелеву]//Журнал Московской Патриархии. М., 1968. 2. С. 21-24. • Марк (Лозинский), иеромонах, доцент МДА. Святитель Игнатий (Брянчанинов)//Журнал Московской Патриархии. М., 1968. 11. С. 78-79 • Марк (Лозинский), иеромонах, доцент МДА. Святитель Игнатий (Брянчанинов)//Журнал Московской Патриархии. М., 1969. 2. • Матфей (Мормыль), игумен, преподаватель МДА. Защита диссертации [Игумен Марк (Лозинский). «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)»]//Журнал Московской Патриархии. М., 1969. 9. С. 16-17. • Марк (Лозинский), профессор-игумен. Столетие храма Московской духовной академии//Журнал Московской Патриархии. М., 1970. 4. • Марк (Лозинский), игум. Пособие для практических занятий студентов МДА. Загорск, 1970. • Марк (Лозинский), игумен. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) (автореферат магистерской диссертации)//Богословские труды. М., 1971. 6. С. 226—231. • Марк (Лозинский), игумен, профессор МДА. В день памяти Преподобного Сергия Радонежского//Журнал Московской Патриархии. М., 1972. 12. • Марк (Лозинский), игумен, профессор. Магистерский диспут протоиерея Н. Демьяновича («История Православия на Холмщине (1768—1917 гг.)»)//Журнал Московской Патриархии. М., 1973. 1. С. 23-24.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Характерной особенностью учения святителя Игнатия (Брянчанинова) об умном делании является его строгий, подвижнический реализм. При таком подходе исключаются какие-либо мистические восторги. Основные положения этого учения святителя, которые более всего привлекают простого человека – созерцание нетварного света, обожение и приобщение к духовной радости, – святой писатель старается полностью скрыть. Такой подход, несомненно, видится оправданным: многие современники святителя, неправильно выстроив свою духовную жизнь, чрезмерно хотели приобщиться к благодатным дарам, но и в итоге оказались в состоянии прелести. Святитель Игнатии в своем учение об умном делании акцентирует внимание на непрестанном внутреннем подвиге, преображении своей природы без ожидания Божественного вмешательства. В связи с этим, учение святителя Игнатия об умном делании имеет определенную последовательность, которую можно назвать ступенями молитвенного восхождения к Богу. Данная молитвенная практика, согласно учению святителя Игнатия, может быть реализована только в случае применения принципа, который многократно повторяется в его аскетических сочинениях: сосредоточение ума на словах молитвы, при полном отвержении какой-либо мечтательности. Актуальность исследования Всестороннее изучение святоотеческого наследия является в данный момент весьма перспективным направлением, о чем свидетельствуют различные конференции и форумы, проводимые ведущими учебными заведениями Русской Православной Церкви. Необходимость обращения к богословскому наследию святителя Игнатий во многом определяется духовной составляющей жизни современного общества. Ведь сейчас весьма мало подвижников благочестия, способных научить простого человека правильному устройству его духовной жизни. Кроме того, окружающая реальность наполнена различными идеалами лжедуховности: оккультизм, мистицизм, сектантство. Все эти направления пытаются конкурировать с Православием за сердца людей. Как и современники кавказского епископа, наши современники нуждаются в правильных ориентирах духовной жизни, в преодолении всех мистических соблазнов, в укреплении нравственности. И хотя искушения нашего времени уже во много превзошли соблазны XIX-ro века, советы святителя Игнатия во многом актуальны и для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827 г. уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре. В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его наградили званием архимандрита и назначили настоятелем Сергиевой пустыни. Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году владыка прибыл в Ставрополь, где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1861 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни († 1867) он отдал работе над духовными сочинениями. Имя святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Ставропольского и Кавказского, сияет в летописях Церкви и России ярким светом благодатного избранничества. Строгий ревнитель аскетической традиции, выдающийся ученый, подвижник, архипастырь, миротворец, человек высочайшей духовности и культуры, он известен всему цивилизованному миру как творец бессмертных духовных произведений, талантливый администратор, ревностный хранитель православных традиций и культуры, как один из наиболее авторитетных руководителей человека на пути к вечной жизни. Полное житие

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Несмотря на многие выдающиеся способности, преосвященный Игнатий смиренно признавал, что «не всем быть листьями, цветами, плодами на древе государственном, надо же кому-нибудь, подобно корням, доставлять ему жизнь и силу занятиями неизвестными, тихими, существенно полезными, существенно необходимыми». Одним из таких существенно необходимых занятий святитель признавал служение словом – утверждение ближних в вере и христианской нравственности. Поистине, еп. Игнатий всю свою жизнь и был тем живительным корнем, который возбуждал духовную жизнь множества людей, которые затем зеленели, цвели и плодоносили на древе Российской Церкви. По собственному признанию Владыки, служение словом было его основным занятием, которому он отдавал все свои силы. Подвиг служения ближним словом назидания было для него источником радости и утешения на поприще его многоскорбной жизни. «Служение братии Словом Божиим!.. Какою восхитительною, насладительною картиною представлялась очам души моей это служение...» – писал Преосвященный. – ...Бесконечно милосердный Бог подал мне в руки это служение! Не только подал мне в руки, но и извещает многим душам искать от меня этого служения!.. Как утешительно перекликаются со мною многие души среди таинственной ночи мира сего с различных стран своих – иная с одра болезни, другая из изгнания, иная с берега Волхова, иная – с берега Двины, иная с поля Бородинского, иная из хижины, иная из дворца царского. Душа, где бы ни была она поставлена, если не убита нечувствием, везде ощущает нужду в слове Божием, везде падение гнетет ее, давит. Произношу слово Божие в беседах личных, пишу его в беседах заочных, составляю некоторые книги, которые могли бы удовлетворить нуждам нынешнего христианства, служить при нынешнем голоде каким-нибудь утешением и наставлением. От служения Слову раздается в душе моей какой-то неизреченный радостный голос удостоверения в спасении». Служение еп. Игнатия словом назидания не прекратилось с его кончиной. Учение Владыки о духовной жизни христианина, изложенное им в его творениях, служит спасению христиан всех последующих поколений. Еще при жизни владыки Игнатия его творения разошлись по многим обителям русской земли и получили высокую оценку. Саровская пустынь приняла «Аскетические опыты» с «особенной любовью». В Киево-Печерской Лавре, Оптиной пустыни, Усть-Медвецкой обители, в Николо-Бабаевском монастыре, в обителях С.-Петербургской, московской, кавказской, ставропольской и других епархиях творения Владыки были признаны душеспасительными книгами, отражающими аскетические предания православного подвижничества, применительно к духовным требованиям иночества того времени. Даже на далеком Афоне творения еп. Игнатия получили известность и вызывали благоговейное почитание их автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Откуда же взялась фраза о «богоучрежденном рабстве»? Чаще всего она приводится в работах протодиакона Андрея Кураева. Текстовый блок об отношении Церкви к крепостничеству переходит из одной его книги в другую, и всегда на первом плане - фигура святителя. «Св. Игнатий Брянчанинов и за два года до отмены крепостного права в России считал своим пастырским долгом апологию рабства», - читаем в книге Кураева «Христианство на пределе истории» . Вдумайтесь: пастырским долгом ! Он «публично воспротивился отмене крепостного права» ( «Перестройка в церковь» ). Здесь же сочувственно цитируются слова Герцена о «диком и уродливом» послании «во Христе сапера». До боли знакомые выражения большевистских агитаторов... Но сегодня этот миф настойчиво внедряет в массовое сознание протодиакон. Повторяет снова и снова в блогах, лекциях, видеозаписи которых выкладываются в сеть. В посте от 3 февраля 2013 года цитирует тот же отрывок из своей книги, воспроизводит его с вариациями и в свежей записи 19 февраля 2016 г., тут же перепечатанной журналом Сноб . Книги и блоги Кураева, столь популярные, содействовали распространению названной псевдоцитаты «из Игнатия» по просторам Интернета, и теперь с подачи диакона имя святителя накрепко ассоциировано с крепостником-мракобесом. Лишь немногие усомнились в ее достоверности. «Почему ссылка на свт. Игнатия опосредованная? Очень просто - потому что официально изложенная позиция святителя совершенно иная», - резонно полагал форумчанин Алексей Давыдов еще 6 февраля 2012 г. Между тем отношение епископа к крестьянской реформе, его взгляды на христианское понимание свободы, трактовка трудных для понимания слов апостола «аще и можеши свободен быти, больше поработи себе» (1 Кор. 7: 21) детально изложены в архипастырских посланиях владыки. Эти послания и комментарии к ним, памфлет Герцена и ответ Герцену Брянчанинова включены и в «Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского» (М., 2002, с. 307-366, глава XIV ), и в первое и второе издания Полного собрания творений святителя (М.: Паломник, 2001, том 2 , с. 393-464; М.: Паломник, 2014, том 4, с. 397-465). Сейчас любой желающий может познакомиться с ними и в сети.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/04/...

Трудно предположить непросвещенность Андрея Кураева относительно текстов отечественной богословской письменности. Или он «ради красного словца не пожалеет и отца»? Из пастырского послания владыки от 6 мая 1859 г. он выбрал и подлинные цитаты - о том, что Церковь «никогда и ничего не говорила об уничтожении гражданского рабства»; «не твое дело, что господин твой бесчеловечен: ему за это судит Бог; ты неси твой крест, данный тебе Богом для твоего спасения...» (по сути это парафраз из 1 Пет. 2: 18-21). В контексте слов о «богоучрежденном рабстве» они призваны стать дополнительными «уликами» для вынесения приговора крепостнику. Но в комментариях к блогу Кураева от 3 февраля 2013 г. автору деликатно указывали уже на несправедливость обвинений Игнатия, обращали внимание на общий смысл послания (читатель под ником «sibhome», запись 4.02.2013 ). От этой правды диакон отмахнулся: «я приводил ясные и жесткие цитаты из другой статьи св. Игнатия, на которую и реагировал Герцен». Но не назвал ее. И не мог назвать: ведь цитаты, как ни крути, - из того самого послания, и Герцен писал о нем же. Не желая признать очевидное, Кураев продолжает с усердием возводить напраслину на святителя. К чему же на самом деле призывал свт. Игнатий? В ходе подготовки крестьянской реформы епископ, как управляющий Кавказской епархией, обратился с посланиями о происхождении рабовладения, истории крепостного права в России, о христианском понимании свободы. Написанные с замечательной богословской эрудицией, они отражают аскетическое настроение святителя, его взгляды на участие Церкви в мирских делах, на будущее развитие России. В них разъясняются вопросы о происхождении зла, о страдании. Насущная забота владыки - о своей пастве, как раз о крестьянах. В посланиях выражено желание, чтоб освобождение крестьян было проведено реформаторским, а не революционным путем. Основания опасаться волнений были вполне реальны: в Ставропольской губернии вспыхивали крестьянские бунты, при подавлении одного из них, в селе Маслов-Кут, в 1853 г. было расстреляно из орудий полтораста человек. Вот почему святитель счел своим долгом ответить на статьи, появившиеся в церковно-либеральной печати, обращенные в том числе и к сельским священникам: дав повод к очередным волнениям, они могли принести немалый вред.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/04/...

Во время посещения Ставрополя главой Русской Православной церкви Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в августе 1994 года были доставлены в ковчеге Святые мощи Святителя Игнатия Брянчанинова, являвшегося в 1857-1861 годах епископом Кавказским и Черноморским. В храмовый комплекс Андреевского собора входит крестильный храм и колокольня. Колокольня была сооружена в 1888 году – в честь празднования 900-летия Крещения Руси. Поэтому и храм на первом этаже был освящен в память святого равноапостольного великого князя Владимира – просветителя Руси. На территории собора находится здание Ставропольской Духовной Семинарии, возрождение которой произошло в 1989 году. Храм семинарии посвящен святителю Игнатию, епископу Кавказскому и Черноморскому. На храмовой иконе находится частица мантии святителя Игнатия, другая святыня семинарского храма – древняя Плащаница. http://stavhram.narod.ru/index.html Первоначально собор представлял собой небольшую деревянную церковь, которая была построена " за общественный счет под наблюдением Преосвященного епископа Иеремии, с той целью, чтобы основать здесь со временем Архиерейский дом и мужской монастырь " . В 1850 году епископ Кавказский и Черноморский Иоанникий (Образцов) поднял вопрос об устройстве в Андреевской церкви нового архиерейского подворья, располагавшегося с 1843 года на территории Крестовоздвиженского храма города. В 1897 году на месте старого собора по проекту ставропольского архитектора Григория Павловича Кускова был возведен каменный собор, почти во всех деталях повторяющий храм Андреевского скита на горе Афон. Андреевский собор был украшен кипарисовым позолоченным иконостасом и покрыт росписями, в создании которых участвовал знаменитый осетинский поэт Коста Хетагуров. В 1888 году рядом была построена колокольня с храмом, посвященным святому князю Владимиру, - в настоящее время он является крестильным храмом Андреевского собора. В мае 1919 года в Андреевском соборе был проведен Юго-восточный русский Поместный Собор, собравший архиереев чуть ли не со всей России.

http://sobory.ru/article/?object=01114

(реж.- священник Александр Коротаев, г.Киров, Вятка). 4. «Духовное преображение» - 26 мин. Фильм посвящается 200-летию со дня преставления Святителя Игнатия (Брянчанинова). Толгский монастырь - один из лучших ярославских ансамблей, сложившийся во второй половине 17 - начале 18 веков. Монастырь основан в 1314 году в устье реки Толги, впадающей в Волгу выше города ярославля. В Толгском монастыре покоятся мощиСвятителя Игнатия Брянчанинова, Епископа Кавказского и Черноморского. Святитель Игнатий Брянчанинов с детских лет задумывался о вечности. Он говорил: «Вечность смотрит мне в лицо». И всю жизнь готовился к переходу в таинственную вечность, ощущая законы, т.е. Заповеди Божии. (Реж. Людмила Севостьянова, Екатеринбург) 5. «Православные святыни Тавриды» - 50 мин Ливадия, мыс Фиолент, Успенский монастырь в Бахчисарае, храм Александра Невского в Ялте, город Русской славы Севастополь и другие наши святыни Крыма, связанные с Царской династией Романовых вы увидите в этом фильме. (реж.Александр Ларин, Россия- Украина ). 6. «Храни Веру Православную» - 68 мин. Уральский институт бизнеса в г.Екатеринбурге - первый институт в послереволюционной России, который не восстанавливает, а строит, как это было раньше в нашей стране, студенческий храм при учебном заведении. Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская».... Специально для него в Казанском соборе Санкт-Петербурга был сделан список с древнейшего чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Крестным ходом он был доставлен в Екатеринбург. О том, как это было вы узнаете из фильма «Храни веру Православную»... Фильм удостоен «Гран-при» на I Международном кинофестивале православных документальных фильмов «Ласточки России» в г.Екатеринбурге. (реж. - Людмила Севостьянова, Екатеринбург) 7. «По имени и житие...» - 30 мин. В этом фильме вы увидите митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха Всея Беларуси. Владыка расскажет о возрождении истинной веры нашего братского народа и о его святынях, а также о себе. Лауреат фистиваля православных документальных фильмов «Ласточки России». (реж. Валерия Скворцова, г.Минск, Республика Беларусь)

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/10/...

С 1852 по 1862 гг. в Иоанно-Мариинской обители произошло много перемен. Стараниями святителя Игнатия Брянчанинова пустынь была возведена во второклассный монастырь «с тем, чтобы монастырь сей, оставаясь при настоящих способах его содержания, не лишен был и того, какие откроются для него впоследствии». Преосвященный Феофилакт, прибывший на место святителя Игнатия, совершил первый постриг избранных сестер. По свидетельству архивных источников, «в 1861 году усадебная земля, принадлежащая монастырю, законным порядком была обмежевана и огорожена протоиереем Феодором Поспеловым на свои средства в пользу всего причта. А в 1914 году земля эта с согласия причта находилась во временном пользовании второклассной школы». В 1863 г. была основана монастырская церковно-приходская школа, рассчитанная на 45 учащихся девочек; на содержание школы от монастыря ассигновано 400 рублей в год, в том числе 300 на содержание учительницы. Формулярные списки церковно и священнослужителей Кавказской епархии за 1865 г., находящиеся на хранении в ГАСК, дают достаточно подробную информацию о жизнедеятельности настоятельниц, монахинь и послушниц Иоанно-Мариинского монастыря. Наиболее яркой личностью в монастыре была первая настоятельница - игуменья Серафима. Принадлежала она к купеческому сословию. В 1818 году оставшись сиротою, после смерти родителей в малолетстве, была отдана на попечительство в Ладинский женский монастырь. Обучалась там читать, писать, петь. Достигнув совершеннолетия, изъявила желание остаться навсегда в монастыре, поэтому и была определена Полтавским епархиальным начальством в Ладинский Покровский монастырь в число послушниц. 12 ноября 1833 г. Серафима была пострижена в монашество. По распоряжению игуменьи Покровского монастыря в 1844 г. сестра Серафима определена на должность уставщицы правого клироса. В 1852 г. в открывшуюся Ставропольскую Иоанно-Мариинскую женскую общину монахиня Серафима была вызвана епископом Кавказским и Черноморским Иоанникием и утверждена в ней настоятельницею.

http://sobory.ru/article/?object=21079

Высокий, благородный характер воспитателя есть главнейшая узда и гроза для воспитанников. Приглашаю воспитателей кавказского духовного юношества на эту высоту, восход на которую преисполнен духовного плода, но не чужд и значительного труда с самим собою. Благочестивый и благонамеренный воспитатель должен положить себе за правило не прибегать в час своего гнева ни к выговору, ни к наказанию. Час гнева есть час безумия для всякого разгневавшегося, хотя бы разгневавшийся принадлежал к первейшим мудрецам. Наказание да будет плодом зрелого, беспристрастного суждения, только при этом условии оно благотворно для детей и возвышает в мнении их воспитателя. Наказание должно быть не жестоким, но полновесным, наказание слабое балует детей. Сие мое желание объявить во всех духовных училищах Кавказской епархии». Вскоре по вступлении в управление епархией, а именно января 25 1858 года, епископ счел необходимым сообщить письмом за 11 170 князю Барятинскому, наместнику Кавказскому, о нищенском положении, в котором находится Кавказская епископская кафедра. Он пишет: «Обозрев средства, которые в настоящее время Кавказский и Черноморский епископский дом имеет для содержания своего, я имею честь повергнуть эти средства на благоусмотрение Вашего сиятельства. Картина этих средств неминуемо рождает вопросы: 1 . Может ли епископ с присвоенным ему штатом содержать все требуемое от него? 2. Следовательно, самая вновь учрежденная епархия может ли существовать? Эти вопросы отчасти уже и разрешены тем, что Святейший Синод доселе давал епископу тысячу рублей серебром вдобавок к его жалованию и тысячу пятьсот рублей – на содержание его и архиерейского дома. К этому считаю нелишним присовокупить нижеследующее: епархиальные штаты утверждены в таком виде в конце прошедшего столетия, когда деньги были несравненно дороже, а предметы потребления несравненно дешевле. С того времени штаты остались неизменными, а недостаток их восполнялся хозяйственными пособиями, т. е. разными угодиями и оброчными статьями, которые наиболее выдавались казною, а иногда приобретались и частным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010