2 . Ибо когда Траян, на девятом году своего царствования, возгордился победою над скифами, даками и другими народами, и думая, что ко всеобщей покорности недостает для него только Богочестивого общества христиан, стал грозить, что если кто не будет покланяться идолам вместе со всеми язычниками, то таковый подвергнется гонению: тогда страх заставлял всех благочестно живущих или приносить жертвы идолам, или умереть. Тогда-то доблественный воин Христов, заботясь о Антиохийской Церкви, по своей воле был приведен к Траяну, жившему в сие время близ Антиохии, и поспешавшему в Армению и к парфянам. Как скоро он предстал пред лице царя Траяна, – то сей сказал: кто ты таков, злой бес, что стараешься нарушать наши законы, да и других к тому же побуждаешь, дабы они несчастным образом погибли? Игнатий отвечал: никто Богоносца не называет злым бесом. Ибо злые духи бежат от рабов Божиих. Если же ты думаешь, что я неприязнен оным, и называешь меня злым для бесов; то я на сие согласен. Ибо имея Христа, небесного Царя, я разрушаю их наветы. Траян спросил: а кто такой Богоносец? Игнатий отвечал: тот, кто имеет Христа в своем сердце. Траян сказал: и так ты думаешь, что мы не имеем богов в нашей душе, которые помогают нам против врагов? Игнатий отвечал: ты, по заблуждению, языческих бесов величаешь богами: но один есть Бог , сотворивший небо и землю и море, и все, что в них находится; и один Христос Иисус, Сын Божий единородный, который да удостоит меня своего царствия. Траян спросил: ты говоришь о Том, который был распят при Понтие Пилате? Игнатий отвечал: о Том, который распял на кресте мои согрешения вместе с виновником оных, и все демонское коварство, всю злобу поверг под ноги носящих Его в своем сердце. Траян сказал: итак, ты носишь в себе Распятого? Игнатий отвечал: так точно; ибо написано: вселюся в них и похожду. Тогда Траян произнес: мы повелели, чтобы Игнатий, по собственным словам носящий в себе Распятого, был взят воинами, и приведен в Рим на снедение от зверей для забавы народа. Святый мученик, услышав такое определение, с радостию воскликнул: благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоил меня стяжать совершенную любовь в Тебе, связывая меня вместе с Апостолом Твоим Павлом, железными узами. Сказавши сие, он с радостию наложил на себя оковы, помолившись прежде о Церкви, и предавши ее со слезами Господу; и тотчас, как отличный некий овен, предшествующий доброму стаду, был схвачен зверскою жестокостию воинов, которым должно было отвести его в Рим на пожрание кровожадным зверям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Сортировать по Исключить новости Серафим Роуз: совет современникам Судя по всему, в наши дни нет настоящих богоносных старцев — таких, например, как были некогда Оптинские старцы, руководившие людьми по благодати Святого Духа, а не по собственному разумению или толкованию св. отцов. Этот путь духовного руководства не дан нашему времени 2 сентября, 2015 Судя по всему, в наши дни нет настоящих богоносных старцев — таких, например, как были некогда Оптинские старцы, руководившие людьми по благодати Святого Духа, а не по собственному разумению или толкованию св. отцов. Этот путь духовного руководства не дан нашему времени В этой статье Вы найдёте совет для современников от Серафима Роуза — американского православного старца. Серафим Роуз Дорогой брат во Христе, рад вас приветствовать о Господе, и спасибо вам за ваше письмо. Я понимаю, насколько это серьезные вопросы, и постараюсь ответить вам с той же серьезностью. В первую очередь я должен сказать вам вот что: судя по всему, в наши дни нет настоящих богоносных старцев — таких, например, как были некогда Оптинские старцы , руководившие людьми по благодати Святого Духа, а не по собственному разумению или толкованию св. отцов. Этот путь духовного руководства не дан нашему времени — и, сказать по правде, с нашими грехами, слабостями и душевной порчей мы его не Нашему времени дан другой, более скромный путь, о котором пишет еп. Игнатий Брянчанинов в своей замечательной книге «Приношение современному монашеству»: духовный совет . Это значит — жить по Божьим заповедям, усвоенным из Писания и св. отцов, опираясь на совет и помощь тех, кто старше и опытнее. В отличие от безоговорочного послушания старцу, совет мы принимаем с рассуждением и сами испытываем его на практике. Затрудняюсь сказать, кто именно мог бы помочь вам духовным советом по-английски. Но если это вам и в самом деле необходимо, Господь непременно даст вам это в Свое время, так что не следует слишком настойчиво искать себе «советника». И раз уж вы написали мне, я рискну предложить вам несколько слов общего характера, исходя из вашего письма, из опыта нашего небольшого монашеского братства и из нашего понимания св. отцов.

http://pravmir.ru/sovet-sovremennikam/

II. Апостольские мужи. Св. Игнатий Богоносец Траян возвращался в Рим после долгого отсутствия. Державный город готовился к торжественной встрече своего владыки, победителя Децебала. Несчастный дакийский государь убил себя, чтобы не идти пленником в цепях на триумф врага. Слава о дакийских походах гремела повсюду. Поэты готовились в звучных стихах поздравлять победителя. «Предмет нов, богат, обширен, и сама истина похожа тут на чудеса, – писал Плиний одному из них. – Ты опишешь нам новые реки, проведенные человеческими руками, построение мостов, станы на крутых горах, будешь говорить о царе, потерявшем престол и жизнь, но не мужество». Кроме блестящего триумфа, готовились к неслыханным зрелищам. Тысячи зверей свозились в Рим из жарких стран Азии и Африки. Целые партии гладиаторов то и дело прибывали из разных местностей Италии. Казалось, императорский Рим с упоением готовился отпраздновать новые победы и завоевания, не предчувствуя, что это торжество будет в то же время началом глубокого, безвозвратного падения... Совсем с иными чувствами смотрели христиане на готовящиеся торжества. Нет надобности говорить о том, что они были вернейшими подданными своего государя и, следуя заповеди своей веры, в теплых молитвах испрашивали ему у Бога успехов во всех начинаниях на благо государства. «Мы оказываем императорам помощь божественную, потому что мы облечены во всеоружие Божие», – говорили христиане. Но они, без сомнения, не могли сочувствовать всей этой языческой мерзости, сопровождавшей тогдашния празднества, этому пролитию христианской крови для забавы черни. Чувство негодования на этот раз усиливалось еще более тем обстоятельством, что в числе узников, осужденных, на растерзание зверями в цирке, находился, как всем было известно, блаженный епископ антиохийский, непосредственный ученик апостолов, – св. Игнатий. После победы над даками Траян, сокрушив союзников их, парфян и армян, посетил великолепную столицу Азии – Антиохию. Вступление Траяна в Антиохию, как и повсюду, сопровождалось возбуждением народных чувств и страстей и грозило великими бедствиями христианам. Действительно, вскоре по прибытии в Антиохию Траян издал указ о строжайших наказаниях тем, кто не будет участвовать в торжественных жертвоприношениях и празднествах в честь богов покровителей римской державы. Без сомнения, этот указ был вызван ненавистью к христианам языческого населения Антиохии, да и сам Траян, несмотря на все свое благодушие, не мог дружелюбно смотреть на людей, уклонявшихся от участия в празднествах по случаю его побед. Игнатий, как добрый пастырь, неколеблющийся положить душу свою за овцы своя, явился к императору с ходатайством за христиан. Траян высокомерным взглядом окинул старца, бестрепетно стоявшего пред ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Сортировать по Исключить новости Святитель ИгнатийБогоносец Российский Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 14 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 От публикатора. Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова было написано в преддверии прославления Святителя на Юбилейном соборе 1988 года; тогда же была написана служба Святителю, ныне вошедшая в богослужебный обиход Русской Церкви и неоднократно издававшаяся. Это жизнеописание, однако, не стало официальным житием новопрославленного святого. Сегодня переизданы многие труды и жизнеописания святителя Игнатия, составлены новые жития. И все же нам кажется, что написаное монахиней Игнатией не устарело. Она сама указывает на отличие своего труда от других “био­графий”: она пишет о том, “как святость, осияние Святого Духа Божия печатлелись” в жизни Святителя. Человек и Бог, судьба и Промысел — вот герои ее книги. Что может быть таинственнее и интимнее? Для того, чтобы писать об этом, нужно иметь мужество и опыт собственной жизни под водительством Промысла. Святитель Игнатий монахини Игнатии необычен. В последние годы привычен стал такой его образ: педантичный наставник, строго следящий, чтобы духовная жизнь пасомых пребывала в жестко очерченных рамках. Его духовная трезвость, неприятие экзальтированной духовности стали восприниматься как заслон для всякого вдохновенного порыва. Другим предстает он в труде монахини Игнатии. Здесь он мистик, созерцатель Божественных таин, идущий к Богу своим, глубоко личным путем, и… поэт, обновивший русскую духовную словесность. Из наших писателей он первый, по мнению монахини Игнатии, сделал впечатления от созерцания природы “одним из слагаемых подлинного поиска живого Бога”, а пейзажные зарисовки — непременными составляющими своих произведений. Эта особенность его писаний оказала огромное влияние на творчество самой монахини Игнатии. Размышляя о чертах его святости, она — летописец и ревнитель старческого окормления — не боится говорить об особом положении Святителя в русле паисиевой традиции старчества. Писатель, крайне целомудренно говорящий о глубинах духовной жизни, она подробно останавливается на исключительных Божиих посещениях, которых удостоился Святитель. Исключительность дарований наложила неповторимый отпечаток на его облик, но она же поставила его в один ряд с великими древними и новыми подвижниками. Можно было бы бесконечно приводить параллельные места из их и его творений, но таким комментариям место в авторитетном издании его трудов. Думается, нам еще предстоит открыть святителя Игнатия, и публикация данной работы — первый шаг на этом пути.

http://pravmir.ru/svyatitel-ignatiy-bogo...

VI. «ПРИНОСЯЩИЙ БЛАГОДАРЕНИЕ»  I. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУЖЕНИЯ ЕПИСКОПОВ-ПРЕСВИТЕРОВ 1 . «И вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола, а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые были облечены в белые одежды, и имели на головах своих белые венцы» (Ап. 4,2–4). Это видение Тайновидца есть транспозиция картины Евхаристического собрания 319 . С самого начала устанавливается в Евхаристическом собрании определенный порядок размещения в нем участвующих лиц согласно положению, занимаемому ими в церкви. Об этом свидетельствует послание Иакова, из которого видно, что чин и порядок .собрания иногда нарушался в угоду земным человеческим интересам. «Если в собрание ваше (eij sunagwghn umwn) войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, идет же и бедный в скудной одежде; и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих: то не пересуживаете ли вы в себе, и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (2,2–4). Если каждый имел в Евхаристическом собрании свое место, то тем более пресвитеры имели свои определенные места, которые должны были быть впереди всех остальных, потому что они, а не кто иные, были предстоятелями церквей 320 . Троны старцев-пресвитеров Апокалипсиса соответствуют седалищам пресвитеров, как предстоятелей Евхаристического собрания. Кому отвечает в Евхаристическом собрании трон Сидящего в середине? Для Игнатия Богоносца это место принадлежало епископу, и после него епископ всегда занямал это место. Об этом же говорит протокол изъятия церковных ценностей, упомянутый в примечании и все древние чины литургии. Правильно ли это для апостольского времени? В это время не существовало епископов, которых мы находим у Игнатия, а имелись епископы-пресвитеры. Однако, этот ответ не может исчерпать полностью всего поставленного вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Скачать epub pdf Аннотация «Святитель Игнатий монахини Игнатии необычен. В последние годы привычен стал такой его образ: педантичный наставник, строго следящий, чтобы духовная жизнь пасомых пребывала в жестко очерченных рамках. Его духовная трезвость, неприятие экзальтированной духовности стали восприниматься как заслон для всякого вдохновенного порыва. Другим предстает он в труде монахини Игнатии. Здесь он мистик, созерцатель Божественных таин, идущий к Богу своим, глубоко личным путем, и... поэт, обновивший русскую духовную словесность. Из наших писателей он первый, по мнению монахини Игнатии, сделал впечатления от созерцания природы «одним из слагаемых подлинного поиска Живаго Бога», а пейзажные зарисовки – непременными составляющими своих произведений. Эта особенность его писаний оказала влияние на творчество самой монахини Игнатии. Размышляя о чертах его святости, она – летописец и ревнитель старческого окормления – не боится говорить об особом положении Святителя в русле паисиевой традиции старчества. Писатель, крайне целомудренно говорящий о глубинах духовной жизни,– она подробно останавливается на исключительных Божиих посещениях, которых удостоился Святитель. Исключительность дарований наложила неповторимый отпечаток на его облик, но она же поставила его в один ряд с великими древними и новыми подвижниками. Можно было бы бесконечно приводить параллельные места из их и его творений, но таким комментариям место в авторитетном издании его трудов. Думается, нам еще предстоит открыть святителя Игнатия, и публикация данной работы – первый шаг на этом пути». Алексей Беглов Предисловие Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) было написано монахиней Игнатией в преддверии прославления Святителя на Юбилейном соборе 1988 года; тогда же ею была написана служба Святителю, ныне вошедшая в богослужебный обиход Русской Церкви и неоднократно издававшаяся. Это жизнеописание, однако, не стало официальным житием новопрославленного святого. Сегодня переизданы многие труды и жизнеописания святителя Игнатия, составлены новые жития. И все же нам кажется, что написанное монахиней Игнатией не устарело. Она сама указывает на отличие своего труда от других «биографий»: она пишет о том, «как святость, осияние Святаго Духа Божия печатлелись» в жизни Святителя. Человек и Бог , судьба и Промысл – вот герои ее книги. Что может быть таинственнее и интимнее? Для того чтобы писать об этом, нужно иметь мужество и опыт собственной жизни под водительством Промысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

II. Об отношении к сектантам. Вопрос об отношении православных миссионеров к заблуждающимся сектантам – весьма серьёзный и важный вопрос. Можно смело сказать, что от того или иного решения его зависит тот или иной исход борьбы. Ввиду такой важности затронутого нами вопроса, постараемся обследовать его возможно полнее и обстоятельнее. Дело в том, что многие миссионеры не умеют в достаточной степени владеть собою. Они часто выходят из себя. Часто нервничают, волнуются, горячатся. А посему ведут беседу в резком тоне, отвечают иногда грубовато, а порою, хотя это очень и очень редко бывает, даже бранятся. Конечно, осуждать таких полемистов нельзя. Надо прежде их понять. Войти в их положение. И тогда всё станет ясным и понятным. Ведь сектанты порой до такой степени возмутительно себя ведут, так дерзко отвечают, так нахально, вызывающе держат себя в отношении к православным полемистам, что сохранить хладнокровие почти невозможно. Тем не менее, это громаднейший недочёт. Пастырь Церкви или миссионер, это в данном случае всё равно, должен быть сдержанным, спокойным. Он не должен горячиться. Не должен возмущаться. Не должен близко к сердцу принимать всевозможных сектантских выходок, дерзостей, оскорблений. Всё это портит беседу, приносит громаднейший урон миссионерскому делу, даёт сектантам лишний повод к разговорам и упрёкам, а беспристрастных христиан настраивает враждебно в отношении к своему духовному руководителю. Так что, какими бы сильными, неопровержимыми аргументами ни оперировал православный миссионер, но если он во время собеседований гневается, раздражается, волнуется, то беседа будет провалена. И потому нам в закон для себя нужно взять мудрый совет св. Игнатия Богоносца : „Заблуждению (сектантов) противопоставляйте твёрдость веры; против грубости их будьте тихи”... (Из послания к Ефесянам). Да, ученик Христов, хранитель Его Божественных Заветов, должен быть всегда, везде и во всём одинаково кроток, обязан действовать всюду с любовью и кротостью. Спаситель всем ученикам и навсегда точно и определённо говорит: „научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” ( Мф. 11:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Английский ориенталист В. Райт (W. Wright) в 1865–1866 году (в журнале of Sacred Literature, Т. VIII) издал на сирском и английском языках, по нитрийской рукописи, сирский месяцеслов, написанный или точнее, переписанный в 411–412 году по Р. Хр. Эмиль Егли в 1887 г. издал исследование об этом месяцеслове, а также о первохристианских мучениках св. Поликарпе, епископе смирнском, Игнатии Богоносце и об Феликитате и Симфорозе, матерях семи сыновей мучеников, и древнейшие уже известные западные календари. Мы начали исследование этого месяцеслова, имея под руками только книжку Е. Егли и увидели в ней тот важный недостаток, что он, при своем исследовании, не имел в виду Иеронимова мартиролога и восполнили недостаток, от этого происходивший. Но вот, мы получили из-за границы первую часть первого тома месяца ноября Деяний Святых (Acta Sanctorum), изданного в 1894 году. В начале этого тома помещен Иеронимов или лжеиеронимов мартиролог, изданный Иоанном Баптиста де Росси и Людовиком Душеном (Duchesne). В предисловии к Иеронимову мартирологу говорится и о восточном (сирском) мартирологе (стр. L–LXIX). Исследование о нем и само издание его принадлежит Л. Дюшену. Сирский месяцеслов издан на сирском языке с переводом на греческий и с выписками из Иеронимова мартиролога, с которым, большей частью, согласен сирский. Об этом месяцеслове не мало писано и прежде этого года, что и показано Дюшеном (стр. LI). Сирский месяцеслов имеет такое оглавление: «имена господ наших мучеников и победителей, и дни их, в которые они приняли венцы». Егли вместо мучеников ставит везде исповедников, что ближе к сирскому, но Дюшен переводит: мучеников, что ближе к общепринятому названию тех, которые приняли смерть чрез страдания и которые приводятся в месяцеслове. Месяцеслов сирской рукописи 412 года есть памятник первой важности для восточной агиологии. Доселе ничего подобного не было известно между восточными агиологическими памятниками. Он проливает большой свет на агиологию, вообще и на римский Иеронимов мартиролог, в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Апостольские правила Апостольские правила ( Καννες τν γων ποστλων, Canones Apostolorum). Под таким названием известен сборник, в котором без особой системы изложены 85 кратких правил или канонов, частью повелительного, а частью запретительного характера, причем только некоторые из них относятся к мирянам, большинство же имеют в виду клир церковный. Апостольскими они называются потому, что содержание их составляет приложение к практике начал апостольского предания, на котором они зиждутся, как на своем основании. Содержание отдельных правил указывает на разновременность их происхождения. Так, один из них, древнейшие, могут быть отнесены ко временам самих апостолов, так как находятся почти в буквальном соответствии с Евангелием, Посланиями и Деяниями св. апостолов; другие могут быть отнесены ко временам мужей апостольских, так как касаются отношений и явлений, отмеченных Климентом Римским , Игнатием Богоносце м, Поликарпом Смирнским и др. В общем же, по мнению беспристрастных исследователей, все правила этого сборника относятся ко времени до никейского собора. Но, относясь к разным временам, правила относятся и к разным по происхождению, местам. Так, правило 7-е – о праздновании пасхи – выражает предание западной и именно римской церкви, только впоследствии принятое и восточной церковью; правило 37-е – о ежегодных соборах – заимствовано из практики церкви восточной и в частности сирийской, так как в нем сохранено сирское название месяца октября (иперверетэй); правило 46-е – о перекрещивании еретиков – указывает на практику африканской и в частности карфагенской церкви; правила 70-е, 71-е и др., запрещающие сообщение с иудеями и подражание им, могут происходить из Палестины, где для христиан случаи такого общения были всего возможнее; правила 51-е, 53-е и 64-е, осуждающие гнушение браком и мясной пищей, а также правило о скопчестве, по всей вероятности, александрийского и, отчасти, сирийского происхождения, ибо направляются против гностиков: енкратитов, маркионитов, монтанистов, и касаются того крайнего направления, которое выразилось в самооскоплении Оригена .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Архимандрит Киприан (Керн) Содержание Глава I. Апокрифическая Литература Глава II. Литература Двух Путей Глава III. Святой Климент Римский Глава IV. Послание Псевдо-Варнавы Глава V. Пастырь Ерма Глава VI. Святой Игнатий Богоносец Глава VII. Святой Поликарп Смирнский Апологеты. Глава VIII. Общие замечания Глава IX. Святой Мученик Иустин Философ Глава X. Татиан Ассириец Глава XI. Афинагор Глава XII. Африканская Литература Глава XIII. Марк Минуций Феликс Глава XIV. Тертуллиан Информация о первоисточнике Глава I. Апокрифическая Литература    Первохристианская литература по типу своих памятников в известной мере состоит из апокрифических произведений. Для нее очень характерным признаком является подражательный тип творчества. Памятники апостольского периода берутся как пример и образец. Апокрифическая литература занимает большое место в круге чтения того времени. Литература эта стремится подражать книгам Св. Писания по их содержанию и направлению. Таким образом, среди апокрифов мы имеем и евангелия, и деяния, и послания, и апокалипсисы. В сущности, эта литература не входит в рамки чисто патрологического исследования, но тем не менее о ней должно иметь хотя бы общее понятие, чтобы восстановить ту связь, которая существует между апостольскими трудами и деятельностью так называемых «мужей апостольских.» Надо, впрочем, оговориться, что сама по себе эта литература в значительной мере и не является продуктом самого раннего первохристианства. Есть памятники христианской письменности более древние, чем апокрифические евангелия и послания, некоторые из которых составлены, вероятно, в III и IV веках. Апокрифические Евангелия    1. Евангелие Евреев (το καθ Εδραους εαγγλιον). Свидетельство о нем мы имеем от блаженного Иеронима, который это произведение с халдее сирийского языка перевел на греческий и латинский. Оно было якобы в употреблении у Назареев и многими признавалось за еврейский текстуальный источник евангелия от Матфея. В действительности оно близко по своему содержанию к некоторым отрывкам первого канонического Евангелия. Согласно с Т. Цаном, можно признать, что оно является дальнейшей переработкой первоисточника Матвеева Евангелия. Составлено оно вероятно около 150 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010