Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Железовский Иаков Леонтьевич; 20.01.1800, дер. Сехновичи Кобринского у. Гродненской губ.- 1.04.1872, Гродно), еп. Брестский, вик. Литовской епархии. Род. в семье униат. священника. В 1812-1821 гг. учился в Брестском униат. дворянском уч-ще. В 1824 г. стал послушником в вазилианском Тороканском Богоявленском мон-ре, 26 окт. того же года принял монашество. В 1825 г. поступил в Главную униат. ДС при Виленском ун-те, к-рую окончил со степенью кандидата богословия в 1829 г. Известно, что впосл. был магистром богословия. 27 мая 1826 г. был рукоположен во диакона, 30 мая - во иерея. 7 марта 1829 г. назначен преподавателем в уч-ще при Лавришевском мон-ре. 5 июля 1829 г. переведен в Кобринское уездное ДУ, 21 марта 1832 г. назначен его смотрителем. 28 дек. 1833 г. определен смотрителем Супрасльского ДУ, с 1836 г. (по др. данным, с 1839) инспектор Литовской ДС (в Жировицах). При содействии униат. Литовского еп. Иосифа (Семашко ; впосл. правосл. митрополит) семинария стала центром подготовки униатов к воссоединению с правосл. Церковью. В 1839 г. И. был принят в Православие на Полоцком Соборе униатского духовенства , 12 февр. того же года был среди подписавших «Соборный акт» о воссоединении униатов с правосл. Церковью. 20 дек. 1839 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем правосл. гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря . С 1843 г. И. осуществлял опеку над гродненским в честь Рождества Пресвятой Богородицы женским монастырем. Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) 20 мая 1848 г. И. был рукоположен во епископа Брестского, назначен 2-м викарием Литовской епархии. Хиротонию в Виленском кафедральном соборе возглавил Литовский митр. Иосиф (Семашко) в сослужении с Минским еп. Антонием (Зубко ; впосл. архиепископ) и Ковенским еп. Платоном (Городецким ; впосл.

http://pravenc.ru/text/293457.html

Пружаны. Собор Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Сооружение храма началось в 1864 г. и благодаря энергичным действиям церковно-строительного комитета и участию крестьян всего уезда превратилось во всенародную стройку. Каждый двор уезда должен был пожертвовать по 50 копеек и отправить одного мужчину на день работы. В октябре 1866 г. епископ Брестский Игнатий (Железовский), викарий Литовской епархии, совершил освящение соборного храма. За всю историю своего существования Александро-Невский собор никогда не закрывался, в нем всегда совершались богослужения. Собор - памятник архитектуры позднего классицизма с элементами ретроспективно-русского стиля. Все элементы и детали собора отличаются высоким мастерством исполнения. Храм представляет собой трехнефную композицию с развитой апсидой, которая завершается световым барабаном с куполом. Средний неф значительно больше боковых и перекрыт цилиндрическим сводом (боковые - крестовыми сводами). Важной частью собора является колокольня, возвышающаяся в ее головной части, над входом. Сейчас она - высотная доминанта, своеобразный ориентир старой части Пружан. http://azbyka.ru/palomnik/ К моменту строительства собора в Пружанах было два храма: Христо-Рождественский (сейчас на его месте универсам) и Спасо-Преображенский (на кладбище). На встрече представителей сельских собраний Пружанского повета 24 апреля 1864 г. было заявлено о готовности помогать в строительство церкви как работой, так и деньгами. Место для строительства было выбрано около торговой площади. Инициативу в строительстве храма взяли на себя городские чиновники. Проект будущей церкви был подготовлен губернским архитектором Михайловским, который пользовался проектом из альбома, предложенного Святейшим Синодом. Архитектура Собора вобрала в себя приемы и формы ушедшего к этому времени классицизма. Краеугольный камень в основание храма положен был в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 1864 г. Преосвященным Игнатием (Железовским), епископом Брестским, викарием Литовской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=27650

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XL. Епархия Литовская Литовская (Литовская и Виленская) епархия, второклассная (в порядке четырнадцатая) учреждена в 1840 г. 328 1. Иосиф Семашко , бывший еписк. униатский, с 25 мар, 1839 архиепископ православный; 30 мар. 1852 пожалован в митрополита; † 23 нояб. 1868. 2. Макарий Булгаков , архиепископ, 10 дек. 1868 перев. из Харькова. Викарии Литовской Епархии I. «Епископы Брестские» 1. Антоний Зубко , бывший епископ Брестский униатский, приобщён 6 мар. 1839; 28 янв. 1840 перев. в Минск. Михаил Голубович , с 28 янв. 1840, из викариев Пинских; 1 мар. 1848 перемещён на Минскую епархию. Игнатий Железовский 20 мая 1848 хирот. из архим. Гродненского Борисоглебского монастыря; 27 июня 1870 уволен, за болезнью, туда-ж; † 31 мар. 1872. 4. Евгений Шерешилов хирот. из ректоров Литовской семинарии 9 авг. 1870; 10 февр. 1875 перев. в епископы Ковенские. 5. Владимир , ректор Самарской семинарии, хирот. 1875 … II. «Епископы Ковенские» 1. Платон Городецкий 8 сент. 1843 хирот. из архим. Виленского Свято-Духова монастыря; 6 нояб. 1848 перев. в Псковские викарии. 2. Евсевий Ильинский 1 янв. 1849 хирот. из архим. Виленского Свято-Духова монастыря; 29 мар. 1851 перемещён на Каменец-Подольскую епархию. 3. Филарет Малышевский , ректор Литовской семинарии, 28 мая 1851 хирот. из архим. Виленского Троицкого монастыря; 13 сент. 1860 перемещён на Уфимскую епархию. 4. Александр Добрынин 21 нояб. 1860 хирот. из архим. Виленского Троицкого монастыря; 14 авг. 1868 перев. на Минскую епархию. 5. Иосиф Дроздов 11 сент. 1868 хирот. из архим. Виленского Троицкого монастыря; 7 дек. 1874 перев. в Смоленск. 6. Евгений Шерешилов перемещён с епархии Брестской 10 февр. 1875. 328 Эта епархия и 8 следующих, по Туркестанскую включительно, в рукописи П. М. Строева помещены под особой рубрикой: «прибавление». Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1839 г., после униатов воссоединения , Г. м. был возвращен в Православие, в 1842 г. возведен во 2-й класс. В 6 деревянных кельях проживало 15 монахов, с 20 дек. 1839 г. настоятелем являлся архим. Игнатий (Железовский) . Сам мон-рь был «деревянный, уже ветхий» (Гродненские ЕВ. 1901. 17. С. 135). В 1874 г. к мон-рю были приписаны постройки и угодья закрытого Тороканского Богоявленского мон-ря Кобринского у. Гродненской губ. После обвала правой части Борисоглебского храма (13 апр. 1853) иконостас, ризница и утварь временно разместили в др. зданиях мон-ря, богослужения совершались в церкви, устроенной в настоятельских кельях. В 1854 г. при содействии митр. Литовского Иосифа (Семашко), а также заботами викария Литовской епархии еп. Брестского Игнатия (Железовского) Г. м. переведен в здания бывш. католич. мон-ря бернардинок в центре города, где была устроена и 3 нояб. 1854 г. освящена ц. во имя св. мучеников Бориса и Глеба. В мон-ре находились также домовая ц. во имя свт. Митрофана Воронежского (1859) и трапезная во имя прпмч. Афанасия Брестского (1893). В Борисоглебском храме почиталась икона прп. Сергия Радонежского, подаренная московскими соборами и Троице-Сергиевой лаврой. Во вновь устроенную обитель была торжественно перенесена местночтимая древняя Коложская икона Божией Матери («Одигитрия»), с неизвестного времени пребывавшая в Борисоглебском храме. Небольшого размера икона была писана на медной доске, помещенной в кипарисовую оправу. Серебряную с позолотой ризу украшали 14 камней граната («чешские камни»), на полях помещены чеканные ветхозаветные изображения. Лик Богородицы представлял, по свидетельству очевидцев, «умиленный, сердечно-сострадающий вид, какой едва ли на какой иконе можно встретить». Коложская икона Божией Матери прославилась чудесами и привлекала в мон-рь многочисленных паломников. К 2006 г. ее местонахождение неизвестно. После учреждения 28 дек. 1899 г. самостоятельной Гродненской и Брестской епархии в Г. м. находилась резиденция Гродненских архиереев, а на землях мон-ря - епархиальный свечной завод (1901-1914). При Г. м. были открыты б-ка, приют для детей-сирот и церковноприходская школа, с 1907 г.- церковно-исторический музей. После начала первой мировой войны, в 1915 г., братия вместе с Коложской иконой Божией Матери была эвакуирована в Москву. В 1941 г. здания бывш. мон-ря сгорели в результате бомбардировок герм. авиации.

http://pravenc.ru/text/168167.html

В «Литовских епархиальных ведомостях» сохранилось подробное описание торжества освящения места для строительства храма. В воскресный день, 22 апреля 1862 г., после Божественной литургии и молебного пения преподобному Симеону Столпнику, совершенных протоиереем Василием Серно-Соловьевичем, Брестским благочинным, в сослужении протоиерея Военной госпитальной церкви, пяти священников из окрестных деревень и местного диакона и при стечении множества народа по положенному чину совершилась закладка. После прибытия крестного хода из крепости было совершено водосвятное молебствие. Протоиерей Василий Серно-Соловьевич произнес проповедь и окропил святой водой камень, который стал краеугольным в созидаемом храме. На нем была положена металлическая дощечка с надписью: " Повелением Императора Николая I, в царствование Императора Александра II, заложена церковь на Кобринском форштадте Брест-Литовской крепости, во имя святого Симеона Столпника, лета от Р. Х. 1862 апреля в 22 день... " . Кроме того, было положено несколько русских монет 1861 г. и пергаментный лист с надписью: " Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, положено основание и совершено освящение местности храма сего во имя святого Симеона Столпника, лета от Р. Х. 1862 в 22 день апреля, на память святого Феодора Сикеота, в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра II, по благословению Святого Правительствующего Синода члена, Высокопреосвященнейшего Иосифа, митрополита Литовскаго и Виленскаго " . Через три года строительство каменного собора было завершено. 14 марта 1865 г., после Божественной Литургии, в присутствии членов церковного комитета и при многочисленном стечении народа протоиерей Василий СерноСоловьевич совершил молебное пение, затем освящение и поднятие на колокольню стопудового колокола, купленного им в Москве в 1864 г. на сумму, отпущенную казной. 8 ноября 1865 г. было совершено освящение храма. Накануне из крепости в новую церковь прошел крестный ход, с которым были внесены мощи преподобномученика Афанасия. Военный парад и многочисленный люд разных сословий, несмотря на грязь и сырую погоду, сопровождали процессию. Другой военный парад с музыкой и множество народа встретили крестный ход, и в новом соборе было совершено всенощное бдение. На следующий день епископ Брестский и Гродненский Игнатий (Железовский), с благословения митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), совершил освящение храма и Литургию в сослужении двадцати четырех священников. На службе пел хор учеников местной прогимназии.

http://sobory.ru/article/?object=11051

Из Петербурга иеромонах Смарагд был отправлен в Константинополь, без права заезжать в Вильну, на должность помощника настоятеля посольской церкви. Вернулся Смарагд в Вильну только через 17 лет, в сане епископа Ковенского, и через год в 1886 г. скончался в Вильне. Большой удар русскому делу был нанесен Потаповым увольнением Попечителя Виленского Учебного округа Батюшкова, большого русского патриота и деятеля на ниве русского просвещения. Не даром время управления Потапова получило название потаповщины. Таким образом архиеп. Макарию нужно было поддерживать хорошия отношения с Потаповым и в то же время стоять на страже интересов русского православного народа. В таких условиях находилась Литовская епархия в момент принятия её архиеп. Макарием. Положение напоминало разрушение старого здания и возведение на развалинах его нового, с употреблением старого подгнившего материала с прослойкой материала нового, отчего постройка выходила не такою крепкой и красивой, как ожидали строители. Архиеп. Макарий скоро убедился, насколько труднее был его высокий пост в сравнении со службой в Тамбове и Харькове. Епархия Подольская, в которой архиеп. Макарий был викарием Винницким, была похожа на Литовскую, как состоявшая из бывших униатов, но титул Винницкого архиеп. Макарий носил только номинально, оставаясь в СПБ, в качестве ректора духовной академии. Для ознакомления с епархией, в начале своего служения архиеп. Макарий совершал объезды монастырей и приходов, преимущественно расположенных при железных дорогах или вблизи их, а потом визитацию приходов поручил викариям. В то время в Литовской епархии было два викариатства, Ковенское и Брестское. Ковенскими викариями были епископы: Иосиф Дроздов (1868–1874), Евгений Шершилов (1875–1877), и Владимир Никольский (1877–1881). Брестскими состояли епископы: Игнатий Железовский (1848–1870), Евгений Шершилов (1870–1875), Владимир Никольский (1875–1877) и Иануарий Попов (1877–1879). В последние годы управления епархией митр. Иосифа, вследствие его продолжительной болезни, епархиальные дела пришли в разстройство и невольно сосредоточились в руках первоприсутствующего члена консистории, женатого на сестре митр. Иосифа, кафедрального протоиерея Виктора Гомолицкого, перед которым трепетали не только священники, но и викарные епископы, прежде чем дойти до митрополита, должны были пройти сквозь очистительный огонь первоприсутствующего члена консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В сентябре 1995 года при монастыре открылась воскресная школа для детей и взрослых. С 2001 года при монастыре существует библиотека, книжный фонд которой составляет более 6 тысяч экземпляров. Адрес: Белоруссия, 225710, Брестская обл., г. Пинск, ул. Горького, 43 Телефон: +375-0165 350262 , 354293 Хмелёвский Спасо-Преображенский мужской монастырь [ править править код ] Первоначально в под Хмелевым находилось имение с часовней, в которой находился древний список на холсте с Ченстоховской иконы Божией Матери. Однажды в XVIII веке произошел пожар, во время которого сгорела часовня, но икона осталась невредимой, а только лишь потемнела. Помещик получил откровение во сне: взять на месте пожара икону и построить для нее новый храм. Он так и сделал - построил приходской храм в честь Преображения Господня и положил в ней икону. В 1980-е годы икона была похищена, но нашлась. Второй раз она была похищена в мае 1995 года, но 14 августа была найдена. Вскоре икона обновилась, стала мироточить. Люди, молившиеся у иконы, стали получать исцеления от болезней. 30 декабря 1999 года по благословению архиепископа Брестского Константина Хмелевский приход был преобразован в Спасо-Преображенскую мужскую пустынь. Были возведены монастырские постройки и первый в Белоруссии храм в честь чудотворной Ченстоховской иконы Божьей Матери. В 2004 году пустынь была преобразована в мужской монастырь. Адрес: Белоруссия, 225127, Брестская обл., Жабинковский р-н, д. Хмелево, ул. Центральная, 120 Телефон: (01641) 32-2-23 Храмы [ править править код ] Список основных храмов Брестской области смотрите ЗДЕСЬ . Александро-Невский собор (Пружаны) [ править править код ] Александро-Невский собор (Пружаны) Сооружение храма началось в 1864 г. и благодаря энергичным действиям церковно-строительного комитета и участию крестьян всего уезда превратилось во всенародную стройку. Каждый двор уезда должен был пожертвовать по 50 копеек и отправить одного мужчину на день работы. В октябре 1866 г. епископ Брестский Игнатий (Железовский), викарий Литовской епархии, совершил освящение соборного храма. За всю историю своего существования Александро-Невский собор никогда не закрывался, в нем всегда совершались богослужения.

http://azbyka.ru/palomnik/Брестская_обла...

В 1635 г. по благословению униат. митр. Иосифа Вельямина Рутского при мон-ре поселились 4 монахини-базилианки, прибывшие из Вильно. Согласно актовой записи 1641 г., в общине было 5 насельниц. Посетивший Гродно в 1642 г. униат. Киевский митр. Антоний (Селява) решил, что мон-рь находится «на слишком стиснутой» территории, и распорядился передать василианам незаселенные земли к западу от церкви «до королевского замка». Решение митр. Антония утвердил привилей польск. кор. Владислава IV от 27 июня 1646 г.; началось строительство деревянного мон-ря. Постройки обители неск. раз горели, в 1654/55 г. сгорела Пречистенская ц. XII в. На старом фундаменте был возведен новый деревянный Пречистенский храм, к-рый в 1660 г. вновь сгорел вместе с келейными корпусами. В 1720 г. мон-рь частично сгорел, в 1720-1751 гг. на средства Киевского митр. Льва Кишки по проекту архит. Иосифа Фонтаны был построен каменный комплекс мон-ря с собором (остатки Пречистенской ц. были разобраны). Во время пожара 20 мая 1753 г. собор и др. постройки были частично повреждены. В 1756 г. настоятель гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм. В 1795 г., после 3-го раздела Речи Посполитой, Гродно вошел в состав Российской империи, в 1799 г. стал частью Минской и Литовской епархии, в 1840 г.- Литовской и Виленской епархии. Униат. мон-рь был упразднен, однако при соборе проживало неск. монахинь-базилианок. В 1843 г. решением Свящ. Синода РПЦ в бывш. корпусах базилианского мон-ря был учрежден правосл. второклассный жен. мон-рь. 2 насельницы-базилианки были переведены в Вольнянский мон-рь под Новогрудком. По просьбе архиеп. Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) архиеп. Могилёвский Исидор (Никольский) направил в Г. м. 6 монахинь и 4 послушниц из правосл. мон-рей - оршанского в честь Успения Пресвятой Богородицы , буйничского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и др. Настоятельницей назначена бывш. насельница оршанского мон-ря игум. Афанасия (1843-1861), затем - игум. Анастасия (Успенская; 1861-1876). Опеку над новообразованной обителью осуществлял архим. гродненского Борисоглебского мон-ря Игнатий (Железовский) . Духовником мон-ря был свящ. Иоанн Теодорович, автор «Историко-статистического описания Волынской епархии» и др. публикаций о волынских древностях.

http://pravenc.ru/text/168165.html

Грубер Еварест Андреевич – попечитель Белорусского учебного округа. Дебольский Г. С. – протоиерей автор книги «Дни богослужения». Деревинский – ксендз Виленского, Ивановского костела. Дмитревский – протоиерей преподаватель Литовской Духовной семинарии, член Литовской духовной консистории, после ректор Рижской духовной семинарии. Дмоховский Казимир – исправляющий должность председателя римско-католической духовной коллегии, епископ-суфраган Курляндский. Добрянский – священник в Галиции. Долгоруков Николай Андреевич – князь Виленский, военный губернатор и Гродненский, Белостокский и Минский генерал-губернатор. Донат (Бабинский) – епископ Брестский, Ковенский, Рижский, Подольский, архиепископ Литовский. Дорендов Василий – раскольнический наставник, после единоверческий священник при Каролишской церкви Ковенской губернии. Дорошевский – священник Жоснянской церкви. Дрейзен Павел Иоанникиевич – раввин еврейский, после православный миссионер среди евреев. Друцкий-Любецкий – князь, присоединившийся к православию. Друцкий-Соколинский – князь помещик-католик. Евгений (Бажанов) – епископ Минский, после архиепископ Карталинский, Астраханский, Псковский. Евгений (Шершилло) – епископ Брестский, Ковенский, Минский, Астраханский, Ставропольский, Могилевский. Евсевий (Ильинский) – епископ Ковенский, Подольский архиепископ, Карталинский, Тверской. Евсевий (Орлинский) – архиепископ Могилевский. Егоров – московский купец. Жилинский Венцеслав – Виленский римско-католический епископ. Жукович Платон Николаевич – профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Заводская – крестьянка Волковысского уезда. Замойский – граф, владелец имения в с. Николаеве. Захаревич Стефан – секретарь Литовский духовной консистории. Захарьин Иван Николаевич – мировой посредник. Зосимович – священник Тельшевской церкви. Зенкович Лев – священник вице-благочинный Ошмянский. Ивановский Михаил – священник Молодечненской церкви и благочинный. Иванов – дворянин. Игнатий (Железовский) – архимандрит Гродненского Борисоглебского монастыря епископ Брестский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Сам монастырь в Крупчицах был заложен в начале XVII в., а костёл функционировал до 1832 года, после чего был закрыт за участие монахов в восстании 1830-1831 гг. Стоит сказать, что ещё в 1800 году виленский епископ Я. Н. Капаковский преобразовал монастырский костёл в приходской, а в 1866 году костёл был переоборудован в православную церковь, которую 12 ноября 1867 года освятил в честь Александра Невского епископ Брестский Игнатий Железовский. Но, к сожалению, церковь долго не простояла. 9 сентября 1882 года в Крупчицах случился пожар. За несколько минут были уничтожены почти все жилые и хозяйственные постройки. 13 октября 1882 году составление проекта для строительства новой церкви на 375 человек поручили младшему инженеру А. Рэмеру. Из-за болезни и частых разъездов по другим делам Рэмер сдал Гродненскому строительному управлению требуемый документ по финансовым расходам только 11 февраля 1884 года. 29 октября 1884 года после очередной проверки, дела по строительству передали младшему архитектору Золотарёву. Он, пересмотрев документ по финансовым расходам, увеличил сумму, необходимую на строительство до 27 591 рубля. Разрешение на начало строительство было получено от Министерства внутренних дел 25 июня 1886 года. Первый камень в основание будущего православного храма был положен 6 августа 1891 года (эта дата обозначена на фундаменте справа от ступенек, ведущих к главному входу) во время служения здесь священника Никанора Котовича. В 1894 году столь грандиозное сооружение было окончательно отстроено и освящено к 100-летию Крупчицкого сражения. Во время Первой мировой войны храм был разграблен и подвергся разрушениям. К 1928 году был восстановлен и отремонтирован. В 1967 году Свято-Владимирский храм закрыли воинствующие атеисты. Очевидцы событий рассказывали, что перед закрытием церкви, по указанию директора Крупчицкой школы были выбиты стёкла, порвана риза священника и поломана церковная утварь. За годы запустения на ступеньках церкви и на крыше выросли довольно большие деревья, нанёсшие своими корнями существенные разрушения кирпичной кладке. В 1971 году Крупчицы включили в состав соседней, вплотную примыкающей деревни Чижевщина. В конце 1980-х годов в заброшенном здании храма неизвестные развели костёр, но приехавшие по вызову пожарные быстро справились с огнём. Вновь Свято-Владимирская церковь была открыта 28 июля 1989 года, после того как при храме образовалась православная община.

http://sobory.ru/article/?object=27545

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010