Леонид Соколов Содержание Введение Часть первая. Жизнь и личность Преосвященного святителя Игнатия Глава первая. Преосвященный Игнатий Брянчанинов до принятия монашества I. В родном доме II. В военном инженерном училище III. По монастырям Глава вторая. Игнатий Брянчанинов в должности настоятеля монастырей I. Игумен Игнатий – Строитель Григорие-Пельшемского Лопотова монастыря II. Архимандрит Игнатий – настоятель Троице-Сергиевой пустыни Глава третья. Игнатий Брянчанинов, Епископ Кавказский и Черноморский Глава четвертая. Жизнь в Николо-Бабаевском монастыре и блаженная кончина Епископа Игнатия Ι. Жизнь Епископа Игнатия в Николо-Бабаевском монастыре ΙΙ. Блаженная кончина Епископа Игнатия ΙΙΙ. Личность Преосвященного Игнатия Брянчанинова Часть вторая. Морально-аскетические воззрения святителя Игнатия Введение. Общее обозрение литературных трудов Епископа Игнатия Брянчанинов Глава первая. Духовный мир и условия душевного спасения Глава вторая. Реальная сторона духовной жизни Глава третья. Идеальная сторона духовной жизни     Введение (Мотивы, задачи, обозрение источников, объем и план нашей работы) Среди вопросов, волнующих человеческую мысль, в ряду задач, предъявляемых человеку на каждом шагу его жизненной среды. Нет, не может и не должно быть вопросов, более важных, чем вопрос о смысле и цели человеческой жизни; нет, не может быть и не должно быть задачи, более сложной и трудной, как выяснение нужд и средств для достижения жизненной цели, для воплощения вечного смысла жизни, для такого устроения жизни, «чтобы в каждом дне и часе и мгновении таился бы вечный смысл, дающий право жить»; для согласования всей жизнедеятельности человека с определенной и ясной конечной целью его бытия. В порядке ответов, предъявленных человеку за многовековой период его существования на земле, дающих разрешение жизненных вопросов и задач и раскрывающих цель бытия и средства к её достижению нет и не может быть более ясного и определенного ответа, чем тот который дается православно-христианской душе в свидетельствах Слова Божия и в немолчном призыве православно-христианской Церкви к их жизненному разумению и воплощению. Кроткий и добрый Евангельский Пастырь несмолкаемо зовет всех скорбящих и обремененных трудников жизни на нивы вечного духовного питания, возлагая на плечи их не те «бремена тяжка и бедне носима», которыми гнетет человека жизнь мира и плоти, а благое иго выполнения заповедей душевного спасения, при котором и бремя жизни становится легким, и для несущего радостным и бодрящим. Добрый Пастырь готов помочь ослабевшему на жизненном пути поднять его на свои рамена и нести его в обители Отца Небесного. Он взыскует душу человеческую, затерявшуюся в пустоте греха, выводит её на пути спасения, радуется о ней и Свою святую радость вливает в скорбную душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Жизнеописание епископа Игнатия (Брянчанинова), составленное его ближайшими учениками в 1881 году Источник Поминайте наставники ваша, иже глаголати вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. ( Евр. 13:7 ). Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII     Вступление Истекло 12 лет 1 со дня мирной кончины приснопамятного Святителя-инока Церкви Русской XIX века, Преосвященнейшего епископа Игнатия Брянчанинова . Близко еще время его к нам, живы еще многие его современники, спостники, ученики, и между тем светлая личность свято почившего Святителя Божия высоко уже стоит над нами, светло светит нам светом христианских его добродетелей, подвигами строго иноческого его жития и аскетическими его писаниями. Краса иночества нашего века, Святитель является деятельным учителем иноков и не только в писаниях своих, но и во всей жизни своей представляет дивную картину самоотвержения, близкого к исповедничеству, борьбы человека со страстями, скорбями, болезнями, картину жизни, которая при помощи и действии обильной благодати Божией увенчалась победой, привлекла к подвижнику многие редкие дары Святого Духа. С благоговением следя за этим многострадальным и многоскорбным шествием подвижника к преуспеянию духовному и ясно созерцая при этом особое водительство Промысла Божия во всей его жизни, невольно ощущаешь живое познание веры в отеческое попечение о нас Бога, Творца и Спасителя нашего, и проникаешься желанием подражать, по мере сил, этому, современному нам, образцу совершенства христианского. Предоставляя будущему биографу подробную и обстоятельную оценку плодотворной деятельности незабвенного Святителя, мы, в настоящую минуту, решились предложить только краткое жизнеописание в Бозе почившего Преосвященного Игнатия, составленное по запискам ближайших его учеников и родного брата его Петра Александровича Брянчанинова, глубоко преданного ему в отношении духовном, разделявшего с ним уединение последних лет жизни его на покое в Николо-Бабаевском монастыре и пользовавшегося полным доверием и любовью как блаженного Святителя, так равно и сподвижника, друга его от ранних лет юности и до глубокой старости, Сергиевой пустыни схимонаха Михаила Чихачова, с которым начал он свой подвиг иноческий и вместе с ним проходил его до самого епископства, друга, пред которым Святитель не таил ни одного из событий своей жизни, и, наконец, главное: руководились собственными повествованиями архипастыря-инока о своих немощах, борениях, скорбях, чувствах и благодатных ощущениях, которые изложены им в его творениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Мытарства И праведники, и грешники проходят через искусительный огнь, чтобы выдержать испытание, но проходят праведники и огнь спокоен; едва же увидит он нечестивых, как возгорается пламенем (прп. Ефрем Сирин , 33, 459). Источник. С угрозою и бранью дерзко нападает враг на душу, только что исшедшую из тела, являясь горьким и страшным обличителем в падениях ее. Но можно видеть тогда и то, как боголюбивая и верная душа, хотя многократно прежде уязвлена была грехами, не боится его нападений и угроз, а паче его является сильною в Господе, окрыляется радостью, воодушевляется мужеством, видя сопровождающие ее Небесные Силы и как стеною ограждающий ее свет веры... (прп. Иоанн Карпафский , 91, 82). Как сыны и наперсники лжи, демоны уличают души человеческие не только в содеянных ими согрешениях, но и в таких, каким они никогда не подвергались. Они прибегают к вымыслам и обманам, соединяя клевету с бесстыдством и наглостью, чтобы вырвать душу из рук ангельских... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 137). Источник. ...Грешная душа не допускается подняться в страну, превысшую воздуха: диавол имеет повод обвинять ее. Он препирается с несущими ее Ангелами, представляя ее согрешения, по причине которых она должна принадлежать ему, представляя недостаточество ее в той степени добродетели, которая необходима для спасения и для свободного шествия сквозь воздух (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 144). Источник. Великие угодники Божии, совершенно прешедшие от естества ветхого Адама в естество Нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа, в этой изящной и святой новизне проходят честными душами своими воздушные бесовские мытарства с необыкновенной быстротой и великой славой. Их возносит на небо Святый Дух... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 158). Как воскресение христианской души из греховной смерти совершается во время земного ее странствования, точно так таинственно совершается здесь, на земле, ее истязание воздушными властями, ее пленение ими или освобождение от них; при шествии через воздух эти свобода и плен только обнаруживаются (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 159). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Пишу к вам прямо из сердца: сборник писем Вышла в свет очередная книга из серии " Письма о духовной жизни " . Сборник содержит письма святителя Игнатия (Брянчанинова), посвященные духовной жизни. Они основаны на учении святых отцов Православной Церкви, «примененном к требованиям современности», и адресованы известным иерархам, монашествующим лицам и мирянам.   «БЫТЬ ЕПИСКОПОМ СВОЕГО СЕРДЦА» Святитель Игнатий (Брянчанинов). Пишу к вам прямо из сердца: Сб. писем/Сост. Е. А. Смирновой. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. — 544 с.: ил. - (Письма о духовной жизни). Святитель Игнатий (в миру — Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 года в родовом имении — селе Покровском Вологодской губернии. Брянчаниновы вели свой род от Михаила Бренко, который геройски погиб на Куликовом поле в одежде великого благоверного князя Димитрия Донского и под его знаменем. Рождение будущего делателя умной молитвы — первенца, вымоленного родителями после многолетнего бесчадия, — указывало на то, что он изначально был отмечен особым Божиим попечением. Во святом крещении младенец получил имя в честь преподобного Димитрия Прилуцкого. Он сильно отличался от родившихся позже братьев и сестер сугубой молитвенной настроенностью, тонкой впечатлительностью и любовью к уединению. Никем не понимаемый, Димитрий прожил под суровым родительским надзором до пятнадцати лет. Позже святитель вспоминал: «Детство мое было преисполнено скорбей. Здесь вижу руку Твою, Боже мой! Я не имел, кому открыть моего сердца: начал изливать его пред Богом моим, начал читать Евангелие и жития святых Твоих. Завеса, изредка проницаемая, лежала для меня на Евангелии; но Пимены Твои, Твои Сисои и Макарии производили на меня чудное впечатление. Мысль, часто парившая к Богу молитвою и чтением, начала мало-помалу приносить мир и спокойствие в душу мою. Когда я был пятнадцатилетним юношей, несказанная тишина возвеяла в уме и сердце моем. Но я не понимал ее, я полагал, что это — обыкновенное состояние всех человеков».

http://pravoslavie.ru/5993.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский (+ 1867) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 30 апр. в день преставления Святитель Игнатий (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 г. в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Отец его принадлежал к старинной дворянской фамилии, родоначальником которой был боярин Михаил Бренко, оруженосец св. благоверного вел. князя Димитрия Донского. Родители св. Игнатия были верными чадами Православной Церкви и усердными прихожанами выстроенного отцом святителя храма в селе Покровском. Димитрий рано научился читать, и его любимой книгой было «Училище благочестия», простым языком рассказывавшее о жизни и подвигах святых. Образование будущий святитель продолжил в Петербурге в Главном Инженерном училище, хотя не скрывал от родных своего желания стать монахом. В годы ученичества Димитрий Брянчанинов был желанным гостем многих великосветских домов благодаря родственным связям и недюжинным способностям. В доме президента Академии художеств Алексея Оленина он был чтецом и декламатором, а своими литературными дарованиями приобрел благосклонное внимание А С. Пушкина, И. А Крылова, К. Н. Батюшкова. Но не мирскими развлечениями, а молитвой, посещением храма Божия и изучением наук были заняты ум и сердце пытливого юноши. Когда перед его взором открылась панорама эмпирических знаний (а он изучал химию, физику, философию, географию, геодезию, языкознание и многие другие науки), то перед ним встал вопрос: «А что науки дают человеку?» Он вопрошал: «Покажите мне вечную собственность, которую я мог бы взять за пределы гроба! В это время искатель истины познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской лавры. Под руководством иноков он обращается к творениям отцов Церкви. Взрослеющего Димитрия влекло к жизни в монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/437123/

Святитель Игнатий (Брянчанинов) Когда некоторые церковные люди увлекаются либерализмом и реформаторством, высказывая недовольство традициями Церкви, не лишним будет напомнить, что точно так же в свое время зарождался протестантизм . К чему приводит протестантизм и в чем его глубинная суть, наиболее точно нам раскрывают святые отцы. Среди отцов Церкви, чья духовная интуиция всегда четко свидетельствовала о тончайших подменах, особенно значим святитель Игнатий (Брянчанинов) . Находясь в обществе, уже испытывавшем влияние со стороны протестантского Запада, святитель Игнатий неоднократно высказывался по этому поводу. В настоящее время, имея полное собрание трудов святителя Игнатия, мы можем составить достаточно ясную картину его отношения к протестантизму. Отзываясь о характере протестантизма, родившего множество профессоров-теологов, но не родившего ни одного святого, святитель Игнатий давал следующую оценку: «протестант холодно-умен» , это «земной характер», не имеющий никакого отношения к Небу . Рационализм протестантизма, мелочно исследующего букву Писания и не замечающего его глубинную суть, всегда препятствовал серьезной духовной жизни. Рассуждая о карелах на Ладожском озере в статье «Посещение Валаамского монастыря», святитель следующим образом говорит о прозелитизме лютеранства среди местного населения, в результате чего Православие на финляндском побережье оказалось вытеснено: «Ныне стоят лютеранские кирхи, оглашаемые лишь тощею проповедию холодного пастора. Он, говоря народу в проповеди своей одно поверхностное, ученое сведение об Искупителе и Его нравоучении, говорит каждый раз как бы надгробное слово над утраченною истинною живою верою и Церковию этими людьми и местами» . Таким образом, в протестантизме нет подлинной жизни и веры, а только рассудочная ученость с поверхностным нравоучением. Поэтому в протестантизме не могло появиться какой-либо серьезной аскезы, глубокого духовного опыта. Более того, рационализм, отсутствие глубины духовной жизни привели протестантизм к отвержению аскетических принципов, свойственных традиционному христианству на протяжении полутора тысяч лет.

http://pravoslavie.ru/65621.html

Состоялась конференция «Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова» Москва, 15 мая 2009 г. Конференция «Духовное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова)» состоялась 14 мая в Москве, в конференц-зале гостиницы «Даниловская», сообщает Благовест-инфо . По благословению Патриарха Кирилла церковный форум был организован Фондом Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (ФАП). Как напомнил в начале конференции профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, в 2007 г. отмечалось 200-летие со дня рождения святителя Игнатия (Брянчанинова), однако возможность провести общецерковный форум появилась только сейчас. Свое вступление А.Осипов начал с утверждения о духовной деградации современного российского общества, о «кризисе понимания того, что именно есть православная духовность». Именно в этом ключе наследие свт.Игнатия имеет огромное значение для Русской Православной Церкви (РПЦ). «Святитель Игнатий не просто свят и велик. То, что сделал он для нашей Церкви, больше никто не сделал - переложил святоотеческие творения на язык, доступный современному человеку», -- сказал А.Осипов, характеризуя духовный уровень этого человека (как, впрочем, и уровень человека XIX в.) как «нулевой и даже ниже». Перед началом выступлений были зачитаны приветствия Патриарха Кирилла и президента ФАП Сергея Щеблыгина. Первый доклад сделал правящий архиерей епархии, в которой родился будущий святитель Игнатий, - архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) выбрал тему «Учение святителя Игнатия о послушании в свете творений святых отцов». «Вопрос о послушании сейчас ошельмован и искажен», - начал докладчик и посвятил свое сообщение критике младостарчества. В частности, он подверг подробному разбору недавно вышедшие две брошюры некоего иеромонаха Дормидонта - «апологета младостарчества» - о послушании. В противовес этому автору, приписывающему святителю Игнатию ревизию святоотеческого учения о послушании, архиепископ утверждал, что наше время, как и эпоха современников свт.Игнатия, имеет все признаки духовного оскудения: «В наше время в Церкви распространяется внешнее восприятие христианства, растет лицемерие, ложь. Христианство теряет силу, не становится «солью земли». Утверждения о расцвете духовной жизни сейчас не соответствуют действительности».

http://pravoslavie.ru/30418.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аскетические опыты, 1 «Аскетические опыты» епископа Игнатия написаны с большим вдохновением и очень выразительно. Начертывается идеал духовной трезвости, с особенным предостережением против мечтательности. Но аскетическое приготовление, смирение и самоотречение, не заслоняет таинственной цели всего пути: стяжание мира Христова, встреча с небесным Странником и Гостем ищущих душ. «Ты приходишь! — я не вижу образа пришествия Твоего, вижу Твое пришествие…» Флоровский «Влияние философского кризиса 60-х годов на богословие» в «Путях русского богословия» В первый том полного собрания сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошли: первая часть «Аскетических опытов», «Слово о человеке» и Воспоминания М. В. Чихачова и Александры Купреяновой. Также — жизнеописание святителя Игнатия (Брянчанинова). ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том I По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ Составление и общая редакция А. Н. Стрижев   Издательство «Паломникъ» благодарит игумена Андроника (Трубачева), игумена Василия (Донец) и А. М. Любомудрова за разыскания и подготовку материалов для настоящего издания   Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем. Издательство «Паломникъ» взяло на себя ответственную инициативу по выпуску Полного собрания творений святителя Игнатия, в котором впервые с исчерпывающей полнотой будет представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитейшего духовного писателя. В разделе «Приложение» читатели впервые познакомятся с новыми текстами творений Святителя, с архивными документами, значительно дополняющими его жизнеописания, а также с большим числом неопубликованных писем Преосвященного к разным лицам, весьма важных и поучительных. Будут представлены здесь также ценные воспоминания современников о святителе Игнатии, в которых живо представлен образ этого смиренного и деятельного наставника монашествующих и всех православных. Все издание рассчитано на семь крупных томов. Срок их выпуска в свет — ближайшие два года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Приношение современному монашеству В пятый том полного собрания сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошло «Приношение современному монашеству» (крайне авторитетный аскетический трактат в современном Православии). Также в пятом томе представлены письма святителя Игнатия (Брянчанинова) игумену Череменецкого монастыря Антонию (Алексею Панкратьевичу Бочкову). В приложении читатель найдет письма Игнатию (Брянчанинову) — митрополита Московского Филарета (Дроздова), митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), архимандрита Игнатия (Малышева), архимандрита Пимена (Мясникова); Оптинских старцев: Моисея, Леонида, Макария, Анатолия и др.; Площанских старцев: Анатолия, Илария, Иоанникия и др. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том V 2003 по Р. Х. По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ Составление и общая редакция А. Н. Стрижев Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит капитальный труд Преосвященного «Приношение современному монашеству», пользующийся огромным авторитетом как у монашествующих, так и у мирян. Это любимое назидательное чтение для всех, кто стяжает благодать Духа Святаго и отдает себя на пользу ближнему. Чрезвычайный интерес у читателей, несомненно, вызовут материалы раздела «Приложение». Здесь даны письма Преосвященного к его ближайшим друзьям: генералу Н. Н. Муравьеву-Карскому и духовной писательнице С. И. Снессоревой. В письмах этих так много теплых, мудрых слов, что их невольно перечитываешь по многу раз — душа требует. Все помещенные тексты сопровождаются пояснениями и вступительными статьями, написанными известными знатоками жизни и творений великого Святителя. Завершается том богословским рассмотрением творений Игнатия, выполненным одним из первых специалистов, изучавшим его писания, иеромонахом, впоследствии игуменом Марком (Лозинским). Текст дан применительно к изданию академического типа, каким являются наши выпуски.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Ви?дение Духовных ви?дений, как полагаю, восемь. И семь из них – нынешнего века, а восьмое есть делание будущего века... Первое есть познание скорбей и искушений этой жизни... и сетование о всем, что естество человеческое потерпело чрез грех . Второе – познание своих согрешений и благодеяний Божиих... Третье – познание ужасного, бывающего перед смертью и после смерти... Четвертое – уразумение жизни в этом мире Господа нашего Иисуса Христа и учеников Его и прочих святых, мучеников и преподобных отцов, дел их и слов. Пятое – познание естества и изменения вещей... Шестое – ви?дение существующего, т. е. познание и уразумение чувственных созданий Божиих. Седьмое – уразумение мысленных созданий Божиих. Восьмое – познание о Боге, называемое богословием. Из этих восьми ви?дений три первые приличны проходящему деятельную добродетель, дабы он успел многими и горькими слезами очистить душу свою от всех страстей и получить от Бога, по благодати, и прочие (ви?дения); пять же – перешедшему к ви?дению, т. е. получившему познание (духовное), за доброе хранение и всегдашнее исполнение телесных и нравственных, т. е. душевных деланий; чрез что и сподобляется их ощущения явно и мысленно. От первого получает делатель начало познания, и по мере того, как он после этого старается о делании и поучается в данных ему разумениях, преуспевая в них, пока не придет в навык их, – само собою является в уме его иное познание, и подобно сему и прочие (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 60–62). Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 105). Молись в сокрушении духа Господу, чтобы Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который – Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 108). Источник. Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 109). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010