Уединенное житие обитателей кельи, их благочестивая жизнь, лишенная мирской суеты и брани, напоминавшая собой тихие обители, невольно пробуждала в сознании многочисленных посетительниц, возгоревших желанием жить целомудренной жизнью, мысль расширить эту келью настолько, чтобы она могла вместить в свои стены всех, ищущих иноческого жития. Когда число девиц, желающих посвятить себя монастырской жизни, возросло до такого числа, при котором легко могла существовать отдельная монастырская община, монахиня Паисия, посоветовавшись с сестрами, отправилась к владыке Димитрию с просьбой открыть женский монастырь. 12 октября того же года состоялось заседание Духовной консистории, на котором заслушав доклады протоиереев Михаила Колобова, Сергия Апполова, Димитрия Поливкина, было принято предложение Преосвященного Димитрия (Абашидзе) и записано «Заслушав изложенное предложение Его Преосвященства об устройстве в городе Верном женского монастыря с наименованием его Иверско-Серафимоским и об уполномочии законоучителя Верненской мужской гимназии, члена консистории протоиерея Михаила Колобова на предмет ходатайства пред местными властями относительно отвода земли и угодий для означенного выше монастырь». Монастырь был учрежден указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 декабря 1908 года. Основой монастыря стала женская община при Всехсвятской церкви близ Верненского кладбища на Ташкентской аллее. Настоятельницей обители стала приехавшая из Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря опытная монахиня Нектария...  31 декабря 1908 года владыка Димитрий после литургии торжественно обнародовал указ об открытии Иверско-Серафимовской женской монастырской общины. Первые постриги были совершены епископом Димитрием 24 мая 1909 года. Тогда он постриг в мантию послушниц Дарию, Агриппину и Христину. В скором времени из Москвы в Верный была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Святыня была передана общине Московским Донским монастырем. К началу лета 1909 года число насельниц монастыря достигло 80 человек. В 1910 году по ходатайству епископа Димитрия (Абашидзе) община была преобразована в монастырь. Более 100 насельниц несли свой подвиг здесь под управлением монахини Нектарии. Сестер окормляли преподобномученики иеромонахи Серафим и Анатолий, а также иеромонахи Иов, Виталий, Николай и Харитон. В 1911 году в особом помещении монастыря была открыта церковно-приходская. В ней обучались 25 мальчиков и 22 девочки.

http://sobory.ru/article/?object=46640

Уединенное житие обитателей кельи, их благочестивая жизнь, лишенная мирской суеты и брани, напоминавшая собой тихие обители, невольно пробуждала в сознании многочисленных посетительниц, возгоревших желанием жить целомудренной жизнью, мысль расширить эту келью настолько, чтобы она могла вместить в свои стены всех, ищущих иноческого жития. Когда число девиц, желающих посвятить себя монастырской жизни, возросло до такого числа, при котором легко могла существовать отдельная монастырская община, монахиня Паисия, посоветовавшись с сестрами, отправилась к владыке Димитрию с с просьбой открыть женский монастырь. 12 октября того же года состоялось заседание Духовной консистории, на котором заслушав доклады протоиереев Михаила Колобова, Сергия Апполова, Димитрия Поливкина, было принято предложение Преосвященного Димитрия (Абашидзе) и записано «Заслушав изложенное предложение Его Преосвященства об устройстве в городе Верном женского монастыря с наименованием его Иверско-Серафимоским и об уполномочии законоучителя Верненской мужской гимназии, члена консистории протоиерея Михаила Колобова на предмет ходатайства пред местными властями относительно отвода земли и угодий для означенного выше монастырь». Монастырь был учрежден указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 декабря 1908 года. Основой монастыря стала женская община при Всехсвятской церкви близ Верненского кладбища на Ташкентской аллее. Настоятельницей обители стала приехавшая из Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря опытная монахиня Нектария. Монахиня Магдалина Халина вспоминала: «Я была келейницей у игумении Нектарии. Это была дивная раба Божия. Прожив много лет в Ставропольском монастыре, она стяжала глубокое смирение, светлый разум, живую веру и, став игуменией Верненского монастыря, видела все, каждую мелочь, вникала во все дела, к сестрам же относилась ка к дочерям, зная нужды и усмотрение каждой». 31 декабря 1908 года владыка Димитрий после литургии торжественно обнародовал указ об открытии Иверско-Серафимовской женской монастырской общины.

http://azbyka.ru/palomnik/Иверско-Серафи...

В декабре 1910 года когда Верный был разрушен землетрясением, был поврежден и Софийский собор. После революции 1917 года история Софийского собора, равно как и множества других церквей, оборвалась. С сентября 1918 года монастырь существовал на положении коммуны, испытывая разного рода лишения и бесчинства со стороны безбожной власти. Таким образом, монастырь просуществовал до весны 1921 года. И в середине 1920-х годов он был захвачен обновленцами. В 1929 году сестринский корпус разобрали и перевезли на новое место (угол улиц Гоголя – 8 марта), где он находится и поныне. 15 марта 1921 года Верненский горсовет вынес решение отдать кладбище, отобрав из ведения монастыря, занять помещение из 10 комнат, где находилась игумения, для общественного народного дела, а игумению Евфросинию удалить и предать суду согласно записи в журнале съезда духовенства» от 7 июля 1917 года... Часть монахинь разбрелась по селам и станицам, часть небольшой общиной вместе с оставшимися в Верном мужчинами-монахами расселилась на Садовых участках. Общину возглавлял престарелый архимандрит, предположительно Петр – казначей-эконом Туркестанского архиерейского дома, а с 1908 по 1914 гг. – настоятель Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря. После его смерти в 1922 году преемником стал игумен (с 1924 г. архимандрит) Вадим. Часть сестер после закрытия монастыря стала ходить в Никольскую церковь. Потом они переселились туда, пели на клиросе, пекли просфоры, продавали свечи. И вновь зажили почти по монастырскому уставу. В феврале 1936 года Никольская церковь была закрыта, монахинь выселили. Неоднократно среди прихожан и духовенства местных храмов Алма-Аты поднимался вопрос о судьбе некогда существовавшей женской обители. Одним из подвижников этого благородного дела стал священник Валерий Черненко. В конце 90-х годов ХХ века вместе с несколькими прихожанами он взялся за расчистку остатков фундамента Софийского храма и справился с этой работой. В ноябре 2003 года митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий (немцов) (ныне – митрополит Пермский и Кунгурский) направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II рапорт с просьбой благословить возрождение монашеской обители и монашеской жизни. Вскоре благословение Патриарха и Священного Синода было получено. Решением Синода Иверско-Серафимовский монастырь предполагалось организовать на территории Софийского собора.

http://sobory.ru/article/?object=46640

Ее здание передали нашей епархии в 1994 году, а в 1997 году здесь была образована женская обитель, ставшая наследницей и продолжательницей традиций разрушенного в 30-е годы Свято-Ключевского Знаменского женского монастыря (его сестричество зародилось в рамках Киргизской Духовной миссии). В Восточном Казахстане, в Усть-Каменогорске, был открыт Свято-Троицкий монастырь – первый мужской монастырь в Казахстане. В Центральной части страны, в Караганде, традиция монашества прочно связана с пребыванием там одного из последних оптинских старцев – преподобного Севастиана (Фомина), который отбывал заключение в Карлаге, а после освобождения поселился в пригороде Караганды, сказав сестрам зарождающейся карагандинской общины: «Дорогие мои, будем жить здесь. Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина». Так преподобный Севастиан Карагандинский зажег лампаду оптинского старчества на далекой от его родной Орловщины земле. И на том месте, где он проходил свое служение, где при нем образовалась небольшая женская общинка, в 1998 году был образован Богородице-Рождественский женский монастырь. Также хочу назвать Иверско-Серафимовский женский монастырь в Алма-Ате, где к началу революции подвизалось около 100 насельниц. Его открытие состоялось уже после моего перевода на Тульскую кафедру, но я с радостью говорю о нем, как об еще одном подтверждении: шаг за шагом возрождается то, что было порушено в богоборческие годы. Думаю, всё-таки осознанием того, что «От Господа стопы человеку исправляются...» Жизнь и служение в Казахстане по новому углубили тот небольшой опыт, что был у меня в Лавре. Достаточно молодым, в 31 год, мне определено было стать наместником, а братия в большинстве своем являла собой очень опытных в духовной жизни людей. И в то же самое время мы чувствовали, понимали, что работаем как закваска. Но как бы мы ни старались, как бы ни бились, своими собственными силами мы не смогли бы проквасить «три меры муки», о которых говорится в Евангелии (см.: Мф.13, 33). Только с помощью Божией благодати, сопутствовавшей нам, образно говоря, поднималось тесто.

http://pravoslavie.ru/104551.html

Но первым храмом Верного была деревянная Софийская церковь, освященная в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Построенный на ее месте в 1895 году по проекту архитектора Брусенцова Софийский храм стал кафедральным собором обширной Туркестанской епархии. Богослужения совершались в нем до 1937 года. После закрытия он был переоборудован в кинотеатр «Ударник», потом бывшее здание храма отдали под кукольный театр. В 90-х годах пожар практически полностью уничтожил это здание. — Сегодня Софийский храм возрожден в качестве церкви воссозданного Иверско-Серафимовского женского монастыря. — До революции женский монастырь был заметным явлением в жизни города Верного. Обитель возникла 20 декабря 1908 года по инициативе святителя Димитрия (Абашидзе), пожертвовавшего для ее устройства личные сбережения. Монастырский комплекс поднялся у западного въезда в город возле Центрального кладбища. Сестры следили за кладбищем и молились в кладбищенском Всехсвятском храме. Монастырскими были Поклонный крест и Иверская часовня. В часовне постоянно пребывал чтимый Иверский образ Пресвятой Богородицы, дар Донского монастыря Москвы. Монастырь процветал и становился подлинным центром духовной жизни. В конце 1910 года в нем числилось 98 насельниц. Революция оборвала жизнь обители. Коллегия областного комиссариата земледелия 10 июня 1918 года вынесла постановление: «В целях предотвращения продовольственной неурядицы… назначить смешанную комиссию… Комиссии выяснить на месте количество трудящихся в монастырском хозяйстве и нормировать потребительскую норму на год с оставлением в монастыре необходимых продуктов и фуража». Верненский женский монастырь получил статус сельхозкоммуны. 25 сентября 1918 года в монастыре появились первые жертвы — отряд красноармейцев расстрелял монахиню Анимаису (Затыльникову) (после расстрела она чудом выжила, будучи лишь ранена) и послушницу Евдокию Ткаченко. Среди обвинений, предъявляемых сестрам новой властью, звучало и такое: у монахинь висел убранный цветами портрет убиенного Государя.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1633902...

Первые постриги были совершены епископом Димитрием 24 мая 1909 года. Тогда он постриг в мантию послушниц Дарию, Агриппину и Христину. В скором времени из Москвы в Верный была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери . Святыня была передана общине Московским Донским монастырем . К началу лета 1909 года число насельниц монастыря достигло 80 человек. В 1910 году по ходатайству епископа Димитрия (Абашидзе) община была преобразована в монастырь. Более 100 насельниц несли свой подвиг здесь под управлением монахини Нектарии. Сестер окормляли преподобномученики иеромонахи Серафим и Анатолий, а также иеромонахи Иов, Виталий, Николай и Харитон. В 1911 году в особом помещении монастыря была открыта церковно-приходская. В ней обучались 25 мальчиков и 22 девочки. В декабре 1910 года когда Верный был разрушен землетрясением, был поврежден и Софийский собор, но страшнее стихийных катаклизмов оказались социальные потрясения. Назначенный на кафедру епископ Иннокентий (Пустынский) поставил на должность игумении 25-летнюю послушницу Таисию Бакревич вопреки решению Святейшенго Синода (тот поставил казначея монастыря Агнию после того как владыка Иннокентий убрал с должности игумению Нектарию). В монастыре началось большое смущение. 1 июля 1913 года матушка Нектария была вынуждена покинуть Верный и выехала в Европейскую Россию, в Серафимо-Понетаевский монастырь . Сестры хватались за подол ее рясы, бежали следом, плакали. Начиная с 1912 года и до закрытия монастыря из его ворот начинались грандиозные крестные ходы, в которых участвовали от двух до трех тысяч человек. Крестный ход шел в станицу Софийскую (ныне город Талгар), в храм великомученицы Параскевы Пятницы для торжественного богослужения и молебна у одноименной чудотворной иконы. После революции 1917 года история Софийского собора, равно как и множества других церквей, оборвалась. С сентября 1918 года монастырь существовал на положении коммуны, испытывая разного рода лишения и бесчинства со стороны безбожной власти. Таким образом, монастырь просуществовал до весны 1921 года. И в середине 1920-х годов он был захвачен обновленцами. В 1929 году сестринский корпус разобрали и перевезли на новое место (угол улиц Гоголя – 8 марта), где он находится и поныне.

http://azbyka.ru/palomnik/Иверско-Серафи...

Софийский собор Иверско-Серафимовского женского монастыря (освященный в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии) является старейшим храмом города Верного (Алма-Аты). Он был построен по проекту архитектора Брусенцова в 1895 году на месте более раннего собора, воздвигнутого в 1871 году и разрушенного землетрясением 1887 года. Этот разрушенный приход, в свою очередь, возник на месте молитвенного дома, построенного в 1855 году. Эта дата граничит с годом основания города Верного, что позволяет говорить о Софийском соборе как первом храме в столице Семиречья. Монастырь на территории собора был учрежден указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 декабря 1908 года. Основой монастыря стала женская община при Всехсвятской церкви близ Верненского кладбища на Ташкентской аллее. После революции 1917 года история Софийского собора, равно как и множества других церквей, оборвалась. В конце 90-х годов ХХ века священник Валерий Черненко вместе с несколькими прихожанами взялся за расчистку остатков фундамента Софийского храма. 21 марта 2004 года митрополитом Мефодием за богослужением был оглашен указ Синода, а 19 мая того же года был освящен фундамент и совершена закладка первого камня восстанавливаемого Софийского собора. 21 ноября 2005 года, в день празднования Собора Архистратига Михаила, митрополит Мефодий совершил чин освящения надгробного креста над могилами первых святителей Туркестанских: архиепископа Софонии и епископа Никона. 25 апреля 2006 года были освящены отлитые для монастыря колокола. Их общий вес более трех тонн. Самый крупный весит 1600 кг. 30 сентября 2007 года митрополит Мефодий совершил чин освящения возрожденного собора. Иконостас и убранство собора изготовлены и установлены в декабре 2010 года. К концу 2010 года завершено строительство не только собора, но и всего монастырского комплекса, в который вошли: храм блаженной Матроны Московской (2005), водосвятная часовня (2008), общежительный келейный корпус на 70 мест (2009), игуменский корпус (2010), часовня преподобного Серафима Саровского (2011), гаражный блок с мастерскими на втором этаже (2012).

http://sobory.ru/article/?object=46692

Очередное испытание постигло Софийский собор в декабре 1910 года, когда Верный вновь был разрушен сильным землетрясением. Но страшнее стихийных катаклизмов оказались социальные потрясения. После октябрьского переворота история Софийского собора, равно как и множества других православных храмов, обрывается. Некоторое время в нем по-прежнему совершались богослужения, но в середине 1920-х годов он был захвачен обновленцами. Большевики пытались закрыть собор в 1929 и 1931 годах. В 1937 году им это удалось. Здание собора переоборудовали под клуб, затем в нем располагался кинотеатр «Ударник», а позднее кукольный театр. К концу 1980-х годов здание оказалось в аварийном состоянии. В 1989 году епархия предприняла попытку вернуть Софийский собор Церкви. Вопрос о его возвращении обсуждался и в местной прессе. Но едва об этом заговорили, он был окончательно разрушен. Все это время в склепах поруганного и разоренного храма находились останки двух Туркестанских святителей – архиепископа Софонии и епископа Никона (Богоявленского). Позже выяснилось, что место упокоения архиереев было вскрыто и частично разорено. Иверско-Серафимовская обитель в городе Верном была учреждена указом Святейшего Синода от 20 декабря 1908 года. Сначала – как женская община при Всехсвятской церкви близ городского кладбища на Ташкентской аллее. Руины Софийского собора, 1989 г. Настоятельницей обители стала приехавшая из Ставропольского Иоанно-Мариинского женского монастыря опытная монахиня Нектария. В 1910 году община, по ходатайству епископа Туркестанского Димитрия (Абашидзе), была обращена в женский общежительный монастырь. Более 100 насельниц несли здесь свой молитвенный подвиг под чутким руководством монахини Нектарии. Начиная с 1912 года и до закрытия монастыря после октябрьского переворота здесь проходили грандиозные крестные ходы, в которых участвовало от двух до трех тысяч человек. С сентября 1918 года обитель существовала на положении коммуны, а весной 1921 года монастырь был закрыт. Последней из насельниц Иверско-Серафимовского монастыря, доживших до наших дней, была монахиня Магдалина (в миру Феоктиста Савельевна Халина). Прожив многотрудную подвижническую жизнь, матушка Магдалина мирно почила о Господе 24 января 1993 года на 106-м году жизни.

http://pravoslavie.ru/4483.html

В Казахстан, как на окраину Советского Союза, расположенную далеко от центра Церковного управления и духовной жизни России, ссылали самых авторитетных представителей церковной иерархии и лучшую часть духовенства, тем самым, отстраняя их от участия в решении насущных церковных вопросов, отлучая от управления своими епархиями, и окормляемой паствы. и др. новомученики и исповедники, в Казахстане пострадавшие Святыни [ править править код ] Мощи святых и чудотворные иконы в Казахстане находятся в храмах и монастырях Русской Православной Церкви. АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ АСТАНА. Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» : Успенский кафедральный собор АЛМА-АТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ АЛМА-АТА. Кафедральный Вознесенский собор : Никольский собор . Мощи: Частицы мощей: Софийский собор Иверско-Серафимовского женского монастыря . Частицы мощей: АКСАЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ (близ Каскелена) . Серафимо-Феогностовская Аксайская пустынь . Мощи: ТАЛДЫКОРГАН. Иоанно-Богословский храм . Мощи: ЖАРКЕНТ. Ильинский храм . Мощи: ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ С. УРДЖАР. Ильинский храм . Мощи: КАРАГАНДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ КАРАГАНДА. Кафедральный Введенский собор . Мощи: Храмы [ править править код ] Список всех храмов Казахстана смотрите ЗДЕСЬ . Кафедральный собор Вознесения Господня (Алматы) [ править править код ] О необходимости православного собора для города Верного говорили ещё первые епископы Туркестанской епархии в конце XIX века; по вопросу велась переписка, были составлены проект и смета, однако он был осуществлён только в начале XX века. 26 сентября 1903 года епископ Туркестанский и Ташкентский Паисий (Виноградов) освятил закладку храма. Туркестанский Софийский кафедральный собор (впоследствии переименован в Свято-Вознесенский кафедральный собор) строился в 1904—1907 годах инженером А. П. Зенковым по проекту талантливого архитектора — Константина Аркадьевича Борисоглебского. Адрес: Казахстан, 050 010 г. Алматы, Парк 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев, ул. Гоголя 40 »В» Проезд: Собор находится на территории парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев.

http://azbyka.ru/palomnik/Казахстан

Прошло семь лет и настало время оставить Вам, дорогой Святитель, этот ставший для Вас уже родным, Азиатский край. А нам, Вашей пастве, попущено на какое-то время ощутить духовное сиротство, лишившись Вашего Святительского покрова. Но теперь мы можем с уверенностью сказать, что Ваше пребывание на Астанайской и Алматинской кафедре было благословением Божиим для Казахстана и благодатным временем для православных казахстанцев. За прошедшие годы Вы увенчали нашу землю новыми православными храмами, восстановив, прежде всего, древний символ русского присутствия в Заилийском крае, первый, построенный русскими казаками в городе Верном (Алма-Ате) собор в честь покровительниц Семиречья святых мучениц Веры Надежды, Любви и Софии, стертый с лица земли в советское время. Вы возродили и другой духовный оазис - Верненский Иверско-Серафимовский женский монастырь, основанный в 1909 году Вашим предшественником по кафедре, епископом Туркестанским и Ташкентским Димитрием (Абашидзе). Прибыв на Алматинскую кафедру, Вы поспешили почтить память первого Святителя нашего края - архиепископа Туркестанского и Ташкентского Софонии (Сокольского [†1872]) и его преемника епископа Никона (Богоявленского[†1892]). В буквальном смысле Вы извлекли из чулана их честные останки, находившиеся там до Вашего приезда, и торжественно перезахоронили их на территории Софийского собора, в котором, как в бывшем Кафедральном, служили Туркестанские Святители. Могилу Архипастырей Вы увенчали гранитным постаментом. Вы радели над возрождением Православных святынь нашего края, вместе с нами Вы поднимали архивы, проводили археологические исследования, восстанавливая историю Православной Церкви в Казахстане. Вы обновляли давно забытые святые места нашей епархии («Живоносный Источник» близ города Талгара), открывали детские приюты, строили воскресные школы. В течение года Вы возвели в Алма-Ате новую Архиерейскую резиденцию с домовым храмом. Мы знаем, Владыко, сколько сил стоило Вам шаг за шагом укреплять Церковь и усиливать русское присутствие в Казахстане - форпосте Православия в Азиатских пределах. Когда у многих опускались руки, когда люди срывались с насиженных мест и уезжали из Республики, Вы понимали, что нельзя покидать эту землю, освоенную подвигом русских людей, ибо здесь, в древнем Дешт-и-Кипчаке, наши благочестивые предшественники в XIX веке зажгли светильник Русской Православной Церкви. И, утверждая дух Святой Руси, Вы отстаивали здесь каждый участок земли, принадлежавший Церкви в дореволюционный период, добивались разрешения на строительство новых храмов во всех областях вверенной Вам епархии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/16/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010